Тарифная сетка оплаты труда отраслевого соглашения. Нюансы применения тарифной сетки по разрядам для расчета оплаты труда
Единая тарифная сетка
В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.
Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.
Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.
До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).
Таблица 1 - Единая тарифная сетка
Разряды оплаты труда |
Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ |
|||
Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.
Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).
В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.
Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.
За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.
Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.
Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.
Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?
Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.
Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.
После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039
Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.
При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл.2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.
Таблица 2 - Изменение шкалы ЕТС
Тарифные коэффициенты |
|||||||||
Процент повышения |
|||||||||
Тарифные коэффициенты |
|||||||||
Процент повышения |
Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.
Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Таблица 3 - Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда
Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.
Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.
В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:
· низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;
· недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;
· недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.
Каждый работник получает за свой труд заработную плату. На основании ст. 135 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда. Дифференцировать заработную плату можно с помощью тарифной системы оплаты труда, когда вознаграждение за труд зависит от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой им работы.
Согласно ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда включает в себя :
- тарифные ставки;
- оклады (должностные оклады);
- тарифную сетку;
- тарифные коэффициенты.
Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки.
Тарифная ставка — фиксированны размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Тарифная ставка первого разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени.
Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифная сетка представляет собой шкалу соотношений в оплате труда работников различной квалификации.
Тарифный разряд отражает сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд характеризует уровень его профессиональной подготовки. Обычно первый разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.
Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз ставка любого из разрядов сетки выше ставки первого разряда, коэффициент которого всегда равен единице. Соотношение тарифных коэффициентов крайних разрядов является диапазоном тарифной сетки . Сегодня чаще всего встречаются шести- и восьмиразрядные тарифные сетки с диапазоном, равным двум.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и внутренних локальных актах (положениях о премировании, положениях об оплате труда и т. д.). В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся, например, количеством разрядов.
В коммерческих организациях нет обязательных тарифных сеток, введенных на законодательном уровне. Они могут разработать собственную тарифную сетку. Работодатель-частник вправе самостоятельно установить количество разрядов в тарифной сетке компании, размер тарифов и коэффициентов.
При разработке тарифных сеток нужно учитывать следующее: никто не должен получать зарплату ниже действующего минимального размера оплаты труда (МРОТ), а максимальный размер оплаты не ограничивается.
К СВЕДЕНИЮ
С 01.07.2016 минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен на уровне 7500 руб . (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”»).
РАЗРАБОТКА ТАРИФНОЙ СЕТКИ КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ
При разработке тарифной сетки используется вариант увеличения (от разряда к разряду) межразрядных коэффициентов. Существуют следующие варианты построения шкалы тарифной сетки:
- прогрессивный абсолютный и прогрессивный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 1). В данном случае с ростом разряда увеличиваются показатели абсолютных и относительных величин коэффициентов;
- прогрессивный абсолютный и постоянный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 2), где величина относительного роста тарифных коэффициентов постоянная;
- постоянный абсолютный и регрессивный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 3), при котором величина роста абсолютного коэффициента постоянная;
- регрессивный абсолютный и регрессивный относительный рост тарифных коэффициентов (табл. 4). Здесь величина коэффициента и относительное значение тарифных коэффициентов с ростом разряда снижаются.
Наиболее экономичным и широко используемым является прогрессивный абсолютный и относительный рост тарифных коэффициентов.
Таблица 1. Пример шкалы прогрессивного абсолютного и относительного роста тарифных коэффициентов |
||||||
Параметры тарифной сетки |
Тарифные разряды |
|||||
Тарифные коэффициенты |
||||||
Тарифные коэффициенты определяются исходя из специфики производственного процесса.
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для каждого разряда можно найти по формуле:
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов = Тарифный коэффициент следующего по порядку разряда - Тарифный коэффициент предыдущего разряда. (1)
В нашем примере (см. табл. 1) абсолютное возрастание тарифных коэффициентов равно:
- для 2-го разряда — 0 ,08 (1,08 - 1);
- для 3-го разряда — 0 ,12 (1,20 - 1,08).
Аналогично производят расчет для 4-6 разрядов.
Относительное возрастание тарифных коэффициентов определяется в процентном соотношении по формуле:
Относительное возрастание тарифных коэффициентов = Тарифный коэффициент следующего по порядку разряда / Тарифный коэффициент предыдущего разряда × 100 - 100. (2)
Тогда относительное возрастание тарифных коэффициентов будет равно:
- для 2-го разряда — 8 % (1,08 / 1 × 100 - 100);
- для 3-го разряда — 11 % (1,20 / 1,08 × 100 - 100).
Аналогично производится расчет для разрядов 4, 5 и 6.
Таблица 2. Пример шкалы прогрессивного абсолютного и постоянного относительного роста тарифных коэффициентов |
||||||
Параметры тарифной сетки |
Тарифные разряды |
|||||
Тарифные коэффициенты |
||||||
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
||||||
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
Пусть относительное возрастание тарифных коэффициентов равно постоянному значению — 12 % .
Находим тарифные коэффициенты и их абсолютное возрастание.
Тарифные коэффициенты для каждого разряда рассчитываются следующим образом.
Значение тарифного коэффициента определенного разряда принимаем за Х. Тогда первоначальная формула для 2-го разряда будет иметь вид:
Х / 1 × 100 - 100 = 12
Х / 1 × 100 = 12 + 100 = 112
Х / 1 = 112 / 100 = 1,12
Х = 1,12 × 1 = 1,12 — тарифный коэффициент для 2-го разряда.
Находим тарифный коэффициент для 3-го разряда таким же образом, применив формулу:
Х / 1,12 × 100 - 100 = 12
Х / 1,12 × 100 = 112
Х / 1,12 = 1,12
Х = 1,12 × 1,12 = 1,25 .
Аналогично определяем тарифные коэффициенты для разрядов 4-6.
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для каждого разряда находим по формуле (1):
- для 2-го разряда — 0,12 (1,12 - 1);
- для 3-го разряда — 0,13 (1,25 - 1,12).
Таким же способом рассчитываем абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для остальных разрядов (4-6).
Таблица 3. Пример шкалы постоянного абсолютного и регрессивного относительного изменения тарифных коэффициентов |
||||||
Параметры тарифной сетки |
Тарифные разряды |
|||||
Тарифные коэффициенты |
||||||
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
||||||
Относительное регрессивное изменение тарифных коэффициентов, % |
Предположим, абсолютное возрастание тарифных коэффициентов равно постоянному значению — 0,08 .
Находим тарифные коэффициенты и их относительное изменение значений.
Тарифные коэффициенты для каждого разряда рассчитываем следующим образом:
- для 2-го разряда: 1 + 0,08 = 1,08 ;
- для 3-го разряда: 1,08 + 0,08 = 1,16 .
Аналогично определяем тарифные коэффициенты для 4, 5 и 6 разрядов.
Е. В. Акимова, аудитор
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале
Нередко на предприятиях используется тарифная система оплаты труда. Это могут быть как государственные учреждения, так и частные компании. Но нюансы в применении этой системы для них будут существенно отличаться.
Что такое тарифная сетка и где она используется?
Одним из способов для расчета размера заработной платы является применение тарифной системы. Ею руководят правила, которые разработаны государственными органами или же специалистами внутри предприятия. Но в последнем случае они должны отвечать государственным нормам, а также правилам о минимальной заработной плате сотрудников на предприятии.
Каждая организация решает самостоятельно, какая система оплаты труда в ней используется. ТК РФ на протяжении 2016-2017 годов закрепило нормы, по которым должна внедряться в работу тарифная система. В организации по этому поводу должны быть сделаны отметки в коллективном договоре или же в положении об уплате труда. В этих локальных нормативных актах должны быть прописаны все правила и принципы использования тарифной системы. Руководство предприятия также должно подготовить тарифную сетку, по которой и будет происходить начисление зарплаты сотрудникам.
Тарифная сетка в какой-то мере привязана к тарифным разрядам. Так как все должности, которые существуют на предприятии, можно отнести к определенному разряду, так и каждый разряд имеет свои отдельный тариф на оплату труда. Чаще всего первый разряд получают те работники, у которых самая низкая квалификация и так далее. Если у сотрудника повышается сложность исполняемых работ, то повышается и его тарифный разряд.
Из этого выплывает, что за более сложную и ответственную работу насчитывается более высокая заработная плата. Для того чтобы не использовать для каждой отдельной группы должностей разную сумму, применяют тарифные коэффициенты. Они дают возможность оклад для 1-го разряда сразу же поднимать до уровня второго или третьего разрядов.
Так происходит формирование тарифной сетки, где каждому разряду присваивается определенный коэффициент. Применение тарифной системы на предприятиях – это далеко не редкость, а вот тарифная сетка на каждом из них может существенно отличаться. Приватные компании часто самостоятельно разрабатывать свои тарифные сетки, учитывая специфику работу. Здесь может отличаться не только сумма оклада, но даже и количество тарифных разрядов, ведь она разрабатывается кадровиками самостоятельно.
Бюджетные предприятия не могут себе такого позволить, ведь на них действуют государственные нормы, а весь контроль процесса работы происходит государственными органами. Поэтому на государственных предприятиях применяется Единая тарифная сетка, которая была утверждена вышестоящими органами.
До конца 2008 года на территории Российской Федерации действовала Единая тарифная сетка. Именно исходя из данных, изложенных в ней, насчитывалась заработная плата для бюджетников.
Но с 2016 года в тарифной системе оплаты труда произошли существенные изменения, что поменяло и начисление зарплаты бюджетникам. Теперь вместо понятия тарифный разряд используется «квалифицированные уровни» или «квалифицированные группы». Также введены в систему стимулирующие и компенсационные выплаты.
Размер самого оклада и ставки по нему теперь устанавливает сам руководитель организации или предприятия. Для этого он должен учитывать особенности работы, ее сложность, возможности сотрудника и уровень его квалификации. Есть некая зависимость между заработной платой сотрудников и того оклада, который получает руководитель. Чем выше средняя зарплата работников, тем больше денег будет насчитываться за работу руководителя. Это должно позволить равномерно распределять фонд заработной платы предприятия меду всеми сотрудниками, а не делать перевес в сторону руководства.
Для частных компаний не существует обязательной тарифной сетки. Они также могут использовать тарифную систему оплаты, но тарифную сетку могут составлять самостоятельно. Также они не обязаны придерживаться установленных Правительством правил тарификации. Также сотрудники такой компании могут самостоятельно решать, сколько у них будет тарифных разрядов. Это позволяет руководителям реально оценить специфику работы сотрудников, выдвигать требования к их работе.
Разряды к тарифной сетке
Тарифная ставка для 1 разряда каждый год устанавливается на правительственном уровне и не может быть ниже минимальной заработной платы. Если же последняя была в какой-то момент повышена, то Правительство принимает решение об увеличении тарифной ставки по этому разряду.
У каждого из разрядов есть свой тарифный коэффициент, который показывает во сколько раз оклады второго и других разрядов больше, чем у первого. Можно наблюдать увеличение этого коэффициента от 1 до 4,5 вместе с увеличением числа тарифного разряда.
Тарифные разряды показывают насколько сложной является работа того или иного сотрудника. Эти данные можно брать с тарифно-квалификационных справочников, в которых прописаны требования к работнику, его навыкам, званиям или умениям. Также заработная плата очень зависит от условий труда. Их трудность компенсируется разного рода доплатами или компенсациями.
Рабочие профессии тарифицируются по восьми разрядам (от 1 до 8). Но это не значит, что квалифицированные работники не могут получать больше того минимума, который устанавливает восьмой разряд. Правительство разрешает руководителям предприятий повышать таким сотрудникам оплату труда до 10 или 11 разряда Единой тарифной сетки (ЕТС). А если профессия считается очень важной (например, работа в медицинском учреждении), то повышать ставку можно и до 11-12 разрядов.
Если с годами работы квалификация сотрудника существенно выросла, то должен вырасти и его тарифная ставка. Работники государственной сферы повышают свою квалификацию посредством аттестации. Для проведения этой процедуры используются нормы Основного положения о порядке проведения аттестации. Этот документ используется только для бюджетных организации или предприятий и необязателен для частных компаний.
Всего тарифных разрядов существует 18. Последний, самый высокий, разряд получают высококвалифицированные сотрудники, часто руководитель предприятий.
Разряды в тарифной сетке делятся в соответствии с отраслями, в которых работают сотрудники. Например:
- образование;
- лесное хозяйство;
- сельское хозяйство;
- здравоохранение и пр.
- также отрасли делятся на типы профессий и так далее.
Алгоритм присвоения нового разряда
Закон об аттестации работников бюджетной сферы предусматривает написание характеристики на сотрудника. Такой документ должно подготовить непосредственное руководство работника не позднее чем за две недели до самой аттестации. Такая оценка должна включать в себя такие данные:
- соответствие работника занимаемой должности;
- соответствие сотрудника разряду труда;
- компетентность;
- отношение к выполняемой работе;
- показатели трудовой деятельности;
- показатели результатов трудовой деятельности за прошлый отчетный период.
Работник должен быть ознакомлен с этим документом не позднее чем за пару недель до проведения аттестации.
Аттестационная комиссия включает в себя:
- руководителя предприятия;
- руководителя подразделения;
- специалистов с высокой квалификацией;
- представители профсоюза.
Члены аттестационной комиссии должны заслушать аттестуемого работника и руководителя того подразделения, в котором он работает.
Если аттестуемым является руководитель организации или предприятия, то его аттестация происходит в комиссиях, которые состоят из представителей вышестоящих органов. Оценка работы сотрудника происходит посредством открытого голосования. Решение принимается большинством голосов. В соответствии с этим решением руководитель организации получает месяц на то, чтобы перевести сотрудника на соответствующий разряд оплаты труда. Все результаты аттестации вносятся в трудовую книжку сотрудника, где указывается тарифный разряд по Единой тарифной сетке.
Такие системы оплаты труда, как тарифные должны быть внесены в коллективный договор оплаты труда, или же другие соглашения, в которых содержатся нормы трудового законодательства.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14-10-92 785 (ред от 27-02-95) О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В УРОВНЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ… Актуально в 2018 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.95 N 189) Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тарифные коэффициенты 1.0 1.30 1.69 1.91 2.16 2.44 2.76 3.12 3.53 3.99 4.51 5.10 5.76 6.51 7.36 8.17 9.07 10.07 Примечания. 1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством Российской Федерации. Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. 2. Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно — квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8-й разряды Единой тарифной сетки.
Тарифная сетка по разрядам на 2018 год
На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты. Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы.
Внимание
Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки. НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.
Тарификационная сетка для бюджетников на с 01 10 2018 год
На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ. Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.
Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно. Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов:1.
Важно
Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок. 2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
3.
Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы
Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях. 4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п.
7 ч. 1 ст. 77
ТК РФ. 5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты. Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».
Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.
Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам
НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.
При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.
НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.
Новые оклады учителей в 2018 году тарифная сетка
После того как изменятся должностные оклады на 2018 год, таблица окладов тоже будет изменена. Однако возникают пени вопрос. Пока неизвестно, как на такие действия отреагирует МВФ и другие международные партнеры Украины.
Если учесть то, что Украина имеет большой внешний долг, который не прекращает расти, то, пожалуй, кредиторам это не понравится. Все это приводит к тому, что ситуация в Украине будет складываться не лучшим образом. Большое количество различных экспертов и специалистов пророчит государству дефолт уже в 2020 году. Это, конечно, только прогнозы, но чтобы избежать такого, властям нужно приложить немалых усилий, ибо изменить ситуацию к лучшему будет не так уж и легко.
Работники, которые остались в выигрыше Надо также упомянуть о том, что позитивные изменения все же коснулись некоторых.
Кому из бюджетников повысят зарплату с 1 мая 2018 года
В связи с такими данными все же можно утверждать, что должностные оклады государственных служащих на 2018 год должны претерпеть определенных изменений. Рост окладов и подводные камни О вышеупомянутую проблему также неоднократно заявлять представители Кабинета Министров Украины. Это очень важная проблема, которая практически уничтожает всякую мотивацию работать. Если обратить внимание на то, как росли показатели в течение прошлых лет, то можно понять, что такая тенденция имела свое начало еще в 2014 году. Именно тогда рост должностных окладов прекратило соответствовать росту прожиточного минимума. Как еще сильнее погрузиться в эту проблему, то при сравнении размера тарифных ставок становится известно, что представители первого разряда имеют заработную плату, что составляет примерно 1700 гривен.
Должностные оклады на 2018 год в украине. таблица
Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть. Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.
Правительство РФ приняло Постановление, согласно которому работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст.
Для этого надо просто узнать о коэффициент, который указывается в единой тарифной сетке. Этот коэффициент – это четко установленное понятие, которое регулируется только тарифной сеткой. Именно поэтому любые другие трудовые правки и нововведения не имеют никакого влияния на показатель. Как известно, для представителей первого тарифного разряда коэффициент составляет единицу, а для других разрядов он определенным образом растет. Вот на основе чего и составляется таблица должностных окладов. Надо также сказать о том, что сам тарифный разряд корректируется в зависимости от профессии лица.
Нетрудная работа обычно приравнивается к наименьших уровней. И работа, которая вообще требует минимума, относится к первому разряду.
А вот чем больше нужно профессиональных навыков и чем больше специализированных знаний нужно, тем больше будет тарифный разряд.
Разрядная сетка заработной платы бюджетникам в 2018 году
Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС);
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы. Новые системы оплаты труда в бюджетных организациях С 1 декабря 2008 года Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников.
Если это тарифная система, правила использования которой в 2017-2018 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.
В рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам. Так, все должности на предприятии разбиваются на определенные группы - разряды.
Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда.
В основе концепции оплаты труда лежит тарифная сетка. Тарифная система необходима для формирования размеров зарплаты и используется для распределения работ по сложности, а работников - согласно их квалификации. Она состоит из тарифных сеток, ставок, квалификационных характеристик и схем окладов согласно должностям.
Работника, имеющего первый разряд, должна быть выше величины минимальной зарплаты, установленной законодательством. Тарифная сетка - это система, позволяющая дифференцировать оплату труда в зависимости от того, насколько сложные выполняются работы, и какая квалификация у работников.
Работодатель совместно с контролирующим органом или представителем присваивает работникам определенные разряды на основании тарифно-квалификационного справочника. Также они определяют, к какому тарифному разряду относится конкретный тип работ. Тарифная сетка включает в себя квалификационные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты, которые определяют величину ставок.
Алгоритм присвоения нового разряда
Работник имеет право претендовать на повышение квалификационного разряда в том случае, если уровень его знаний соответствует заявленным требованиям, а обязанности он выполняет добросовестно и ответственно. Повысить разряд могут и те работники, которые на протяжении трех месяцев успешно выполняли работы более высокого разряда и сдали экзамен. За нарушения обязанностей, которые повлекли за собой сбой в производстве или наличие брака, квалификационный разряд может быть снижен. Восстановить его работник сможет в общеустановленном порядке не раньше, чем через три месяца.
Повышение разряда имеет общий порядок на всех предприятиях:
- Работник с разрешения непосредственного руководителя должен написать заявление и обосновать свое мнение. Совет производственной бригады ставит на нем визу.
- Следующий шаг - сбор комиссии. В нее входят представители администрации фирмы и профсоюзной организации, специалисты, мастера и рабочие с высшей категорией.
- Проверка знаний работника, претендующего на повышение, осуществляется на основании тарифно-квалификационного справочника.
- После экзамена присваивается разряд, что подтверждается протоколом комиссии и приказом по предприятию. В обязательном порядке делается запись в трудовую книжку.
Тарифно-квалифицированный справочник имеет по каждой профессии три группы:
- «Характеристика работы». Здесь указывается сложность работ, условия производства, технологический уровень и необходимая степень самостоятельности при выполнении трудовых обязанностей.
- «Должен знать». В этом разделе присутствует перечень необходимых знаний, умений и навыков.
- «Примеры работ». В качестве наглядного пособия могут быть указаны типичные задания и работы для конкретного разряда.
Назначение тарифной сетки
Тарифная система - это нормы, которые обеспечивают дифференцированную оплату и требования могут быть установлены как централизованно, так и в локальном порядке.
Тарифная сетка характеризуется следующими показателями:
- Соотношением тарифных коэффициентов, которые присвоены крайним разрядам.
- Количеством разрядов.
- Характером увеличения коэффициентов.
Тарифный коэффициент является показателем относительного уровня оплаты. Его величина может меняться от разряда к разряду.
Виды тарифных сеток
Тарифные сетки различаются в зависимости от характера возрастания коэффициентов:
- Равномерные.
- Регрессивные.
- Прогрессивные.
- Комбинированные.
Единые тарифные сетки
Чаще всего на предприятиях применяется сетка из шести разрядов. Самые простые требования и обязанности соответствуют первому разряду и низшей заработной плате. Шестой разряд требует высокой квалификации и компетентности работника.
Тарифные сетки используются не только для установления зарплаты для рабочих специальностей, но и для других сфер, например, бюджетной. Единая тарифная сетка включает в себя 18 рангов. Коэффициент первого ранга составляет 4,5.
В одной организации может действовать несколько тарифных сеток: для нормальных рабочих условий и тяжелых. Сетка определяет те правила, по которым осуществляется оплата труда в пределах конкретной квалификационной группы.
Значение тарифной сетки
Тарифная сетка, значение которой сложно переоценить как в социальной, так и в экономической сфере, широко применятся на многих предприятиях. Она позволяет соблюсти единство меры труда и оплаты, реализовать принцип дифференцированной заработной платы и позволить платить людям оплату в зависимости от качества труда.
Тарифная сетка играет мотивационную роль для работников: чем выше квалификация, тем больше размер зарплаты.
Типы тарифных ставок
Тарифная ставка различается по типам:
- Месячные.
- Дневные.
- Часовые.
Они лежат в основе определения размера зарплаты труда для работников-повременщиков или сдельщиков. Он устанавливается с учетом минимальной оплаты на предприятии, квалификации и различных разрывов в оплате. Тарифная ставка позволяет осуществить межотраслевое и внутриотраслевое дифференцирование заработной платы. Работники отрасли, которые обслуживают современное и высокопроизводительное оборудование, имеют повышенную заработную плату. Межотраслевое регулирование происходит следующим образом: в более востребованных и ведущих сферах устанавливается высокая тарифная ставка.
Чтобы установить тарифные ставки на предприятии, необходимо оценить сложность труда, условия работы, значимость деятельности и требуемую квалификацию работников.