Мандатная система лиги наций таблица. Британский мандат на Палестину и Трансиорданию. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система
Введена в 1919 главными державами Антанты для управления захваченными ими бывшими германскими колониями и отошедшими от Оттоманской империи территориями.
М. с. юридически была установлена ст. 22 пакта Лиги наций. В этой статье утверждается, что народы территорий, "которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем", будто бы "не способны самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира". Поэтому, во имя некоей "священной миссии цивилизации", пакт Лиги наций предписывает "доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые... осуществляли бы эту опеку в качестве мандатариев и от имени Лиги".
На Парижской мирной конференции делегаты Англии и Франции первоначально требовали прямой аннексии германских колоний и бывших оттоманских владений. Однако США, развивая свою империалистическую экспансию и добиваясь для американского капитала возможности проникновения во все колонии, предложили ввести М. с, предусматривающую равенство прав и привилегий всех членов Лиги наций в подмандатных территориях. Вместе с тем империалистические правительства вынуждены были учитывать огромное влияние на народы колониальных и зависимых стран идей Великой Октябрьской социалистической революции и примера Советской страны, выступившей за мир без аннексий и провозгласившей и осуществившей в России право народов на самоопределение. Понимая, что в этих условиях было бы рискованно навязывать своим новым колониальным владениям старую форму кабалы, страны Антанты выдвинули M. с. в качестве той новой формы зависимости, которая призвана была прикрыть фактическое сохранение старой колониальной системы.
По состоявшемуся между союзниками соглашению мандаты были разделены на три класса - А, В и С, последний из которых давал мандатарию право не допускать проникновения иностранного капитала в подмандатные владения.
Разделение мандатов на классы было произведено якобы "сообразно степени развития народа". К классу А были отнесены мандаты, применяемые к бывшим владениям Оттоманской империи. Мандаты класса В, применяемые к бывшим германским колониям в Центральной Африке, передавали эти территории под непосредственное управление мандатария, при соблюдении ряда условий (равенство прав торговли для всех членов Лиги наций, запрещение работорговли и торговли оружием и пр.). Мандаты класса С, применяемые к Юго-Западной Африке и о-вам Тихого океана, представляли собой ничем не ограниченную аннексию с прямым указанием, что эти территории будут управляться "по законам мандатария, в качестве составной части его территории".
Делёж германских колоний был согласован на совещании Вильсона, Клемансо и Ллойд-Джорджа 6. V 1919 и на заседании Верховного совета Антанты 7. V 1919; делёж турецких владений был произведён Верховным советом Антанты на конференции в Сан-Ремо (см.) 19-26. IV 1920.
Формальное утверждение мандатов Советом Лиги последовало 17. XП 1920 по классу С, 17. VI 1922 - по классу В, 24. VII 1922 - по классу А (последние вступили в законную силу лишь 29. IX 1923). Мандаты были выданы следующим державам: Великобритания получила мандаты А на Палестину (из состава которой была затем выделена мандатная территория Трансиордания) и на Месопотамию (этот мандат был оформлен в виде англо-иракского договора 10. X 1922), мандаты В на Танганайку и части Того и Камеруна; Франция - мандат А на Сирию и Ливан, мандаты В на части Того и Камеруна; Бельгия - мандат В на Руанда-Урунди; Япония - мандат С на Маршальские, Каролинские и Марианские о-ва; Южно-Африканский Союз- мандат С на Юго-Западную Африку; Австралия - мандат С на о. Науру, на бывшую немецкую Новую Гвинею и о-ва Тихого океана к югу от экватора; Новая Зеландия-мандат С на о-ва Западные Самоа.
Всего в руки держав Антанты на основе М. с. попали территории общей площадью 2 930 тыс. км 2 с населением 17 млн. чел.
Первоначально США также намеревались получить мандаты на некоторые территории (объектом этих планов были то Сирия, то Армения, то зона проливов, то даже вся Турция). Однако упрочение советской власти в России и победа турецкого национально-освободительного движения лишили США возможности осуществить эти намерения. К тому же изоляционисты, победившие в американском конгрессе, не поддержали планов Вильсона.
М. с. не внесла сколько-нибудь существенных изменений в колониальный режим. Мандатарий являлся фактически полновластным хозяином подмандатной территории. Постоянная Мандатная комиссия при Совете Лиги наций рассматривала ежегодные отчёты мандатариев, но этот "контроль" носил чисто формальный характер. Жестокая колониальная эксплуатация подмандатных территорий препятствовала их социальному, экономическому и культурному прогрессу. В подмандатных странах многократно вспыхивали народные восстания против колонизаторов.
Лицемерие М. с. не раз осуждалось и разоблачалось советской дипломатией. Советское правительство в ноте, направленной 18. V 1923 Англии, Франции и Италии, заявило, что оно не признаёт мандатной системы и относится отрицательно "к положению, создавшемуся в Палестине, Сирии и других мандатарных территориях". При вступлении СССР в Лигу наций в 1934 его представитель сделал официальную оговорку о том, что ст. 22 устава Лиги неприемлема для Советского Союза и её содержание не налагает на СССР никаких обязательств.
В годы второй мировой войны, давшей мощный толчок борьбе народов колоний за свою независимость, М. с. потерпела полное крушение. Новой формой международно-правового режима, применяемого к бывшим мандатным территориям, явилась система международной опеки (см.).
История отдельных мандатов развивалась следующим образом.
Мандат на Палестину - обеспечивал за Англией "все права по законодательству и управлению" Палестиной (ст. 1), в частности контроль над внешними сношениями Палестины (ст. 12), участие от имени Палестины в международных конвенциях (ст. 19-20), контроль над судебной системой (ст. 9), "святыми местами" (ст. 13-14), над палестинской армией, если таковая будет образована (ст. 17), право держать в Палестине свои оккупационные войска и пользоваться её путями сообщения для их перевозки (ст. 17).
В текст мандата была включена целиком Бальфура декларация (см.). На Англию была возложена ответственность за её проведение с обязательством "создать в стране такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат устройство еврейского национального очага" (ст. 2), поощрять еврейскую иммиграцию и "сплошное поселение евреев на землю" (ст. 6), предоставлять хозяйственные концессии Еврейскому агентству (см.) (ст. 11).
Мандат возлагал на Англию обязанность соблюдать в Палестине экономическое равенство граждан государств - членов Лиги наций - с английскими гражданами (ст. 18).
По англо-американской конвенции от З. XП 1924 принцип "экономического равенства", предусмотренный ст. 18 мандата, был распространён на граждан США. Эта же конвенция не разрешала изменять условия мандата без согласия США.
Конвенция 1924, связанная с мандатом, обеспечивала возможность американского экономического проникновения в Палестину и политического вмешательства в дела этой страны. В то же время мандат нарушал элементарные права населения Палестины. На мандатария была возложена ответственность за охрану лишь "гражданских и религиозных прав всех жителей Палестины" (ст. 2), но политических и экономических прав граждан Палестины мандат не гарантировал.
После мандата на Палестину 9. IX 1922 был утверждён аналогичный текст мандата на Трансиорданию, но без декларации Бальфура.
Осуществление мандатной власти над Палестиной и Трансиорданией было поручено британскому верховному комиссару в Иерусалиме.
На основе мандата Англия установила в Палестине режим империалистической военно-полицейской диктатуры и превратила страну в свою фактическую колонию. Однако постоянные антибританские восстания арабов (1920, 1921, 1929, 1933, 1936- 39) привели Англию в 1937 к выводу, что "мандат пережил себя", и заставили её искать новые формы колониального господства над Палестиной (см. Пила проект, Лондонские конференции по палестинскому вопросу и Организация Объединённых наций).
После второй мировой войны в результате банкротства М. с. палестинский вопрос был передан на обсуждение ООН. Согласно решению II сессии Генеральной ассамблеи ООН от 29. XI 1947 мандат на Палестину был отменён с 15. V 1948.
Мандат на Ирак - см. Англо-иракские договоры.
Мандат на Трансиорданию - см. Англо-трансиорданские договоры и соглашения.
Мандат на Сирию и Ливан - санкционировал политический, военный, административный и хозяйственный контроль Франции над Сирией и Ливаном.
По тексту мандата Франция получила право держать свои войска на территории Сирии и Ливана, использовать для их передвижения все пути сообщения и транспортные средства указанных стран (ст. 2). В исключительное ведение Франции передавались сношения Сирии и Ливана с другими государствами, "дипломатическая и консульская защита" сирийцев и ливанцев, проживающих за рубежом (ст. 3), а также представительство Сирии и Ливана на международных конференциях (ст. 12) и в органах Лиги наций (ст. 13). Под предлогом отмены режима капитуляций (ст. 5 и 6) суды Сирии и Ливана были поставлены под власть специально назначаемых французских судей. На Сирию и Ливан возлагались расходы по содержанию французских мандатных властей (ст. 15) и французских оккупационных войск (ст. 2). Французский язык был объявлен официальным наряду с арабским (ст. 16). Под контроль мандатария было передано также имущество религиозных учреждений - вакуфы (ст. 6).
Мандат обязывал Францию выработать в трёхлетний срок органический статут Сирии и Ливана "в согласии с местными властями".
Под нажимом других империалистических держав в текст мандата были внесены некоторые условия, направленные на обеспечение их позиций в Сирии и Ливане: равенство граждан (включая юридических лиц) государств, входящих в Лигу наций, с гражданами Франции; воспрещение изменять условия мандата без согласия Совета Лиги наций; подчинение юрисдикции Постоянного суда международной юстиции в разрешении всех разногласий между Францией и другими членами Лиги наций по поводу интерпретации и применения мандата и др. Особым соглашением между Францией и США, подписанным в Париже 4. IV 1924, на граждан США были распространены права, предоставленные в Сирии и Ливане гражданам государств - членов Лиги наций.
Долгие годы население Сирии и Ливана безуспешно боролось за отмену мандата.
В период второй мировой войны, после Компьенского перемирия 1940, мандатная власть перешла к "правительству Виши", передавшему Сирию и Ливан под контроль немецко-итальянской комиссии по перемирию. 8. VI 1941, при вступлении в Сирию и Ливан союзных войск, Англия и Франция, рассчитывая на помощь населения этих стран, признали их независимость и объявили о прекращении мандатного режима (см. - декларации Катру и Лемпсона>>).
Вопреки этим декларациям в Сирии и Ливане были сохранены органы французской мандатной власти, а в ноябре 1943 де Голль, пытаясь сохранить колониальное господство французского империализма над Сирией и Ливаном, "интерпретировал" декларации Катру в том смысле, что мандат сохраняет силу. В Сирии и Ливане оставались французские и английские войска. В результате возник длительный конфликт (см. Сирии и Ливана конфликт с Францией и Англией), продолжавшийся и после того, как в июне 1945 мандат на Сирию и Ливан был отменён в силу ст. 78 устава ООН (введённой по инициативе советской делегации на конференции в Сан-Франциско).
Мандаты на Танганайку, Того, Камерун и Руанда-Урунди - предоставляли мандатарию полномочия на управление и законодательство в подчинённой мандату области в соответствии с законами мандатария и с правом изменять законодательство с учётом местных условий (ст. 9). На территорию мандата распространялись все международные соглашения, заключаемые мандатарием (ст. 8). Мандатарию вменялось в обязанность устранить все формы рабства, работорговли и принудительного труда, хотя тут же следовала оговорка, разрешавшая применять рабов "для важных общественных работ и служб". Мандатарию запрещалось создавать на территории мандата какие-либо военные или военно-морские базы и организовывать какие-либо туземные военные силы, кроме как для целей внутренней полиции и защиты территории (ст. 3); однако аналогичная статья в тексте французского мандата на Того и Камерун имела дополнение, разрешавшее Франции использовать вне территории мандата туземные войска, набранные на этой территории. Провозглашалось равенство граждан стран - членов Лиги наций на территории мандата.
На первой сессии Генеральной ассамблеи ООН эти территории были переданы под опеку бывших мандатариев.
Мандат на Юго-Западную Африку - передавал мандатарию полномочия на управление и законодательство на подмандатной территории, объявлявшейся составной частью мандатария. Практически правительство Южно-Африканского Союза превратило Юго-Западную Африку в свою колонию, а после окончания второй мировой войны отказалось представить договор об опеке и потребовало от ООН признания присоединения этой территории к Южно-Африканскому Союзу (см. Опека международная).
Мандат на Тихоокеанские острова к северу от экватора - Маршальские, Каролинские и Марианские - передавал эти территории мандатарию в общем на тех же условиях, что и прочие мандаты класса С. США долгое время оспаривали право Японии владеть этими островами и сняли свои возражения лишь в результате переговоров во время Вашингтонской конференции 1921 -22 (см.). Вопреки ст. 4 мандата Япония превратила Маршальские, Каролинские и Марианские о-ва в военно-стратегический плацдарм для агрессии на Тихом океане. Выйдя в марте 1933 из Лиги наций, Япония отказалась вернуть мандат и заявила, что намерена удержать Тихоокеанские о-ва за собой любыми средствами вплоть до применения вооружённой силы. В ходе второй мировой войны бывшие подмандатные территории Японии были заняты американскими вооружёнными силами (сентябрь -октябрь 1944), а после окончания войны (в январе 1946) президент Трумэн заявил, что правительство США намерено взять их под свою опеку. 6. XI 1946 Государственный департамент опубликовал проект соглашения об опеке, который был одобрен Советом безопасности 2. IV 1947.
Мандаты на Новую Гвинею, о-ва Западные Самоа и другие о-ва Тихого океана южнее экватора отдавали эти земли в полное обладание государств-мандатариев на тех же условиях, как и прочие мандаты класса С. На первой и второй сессиях Генеральной ассамблеи ООН эти территории были переданы под опеку бывших мандатариев.
- - English: System «generator - motor» Регулируемый электропривод, преобразовательным устройством которого является электромашинный преобразовательный агрегат Источник: Термины и определения в электроэнергетике...
Строительный словарь
- - разновидность пропорциональной избирательной системы. По конечным результатам напоминает пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием...
Словарь юридических терминов
- - система голосования, при которой делегат может иметь несколько голосов соответственно численности представляемой им организации.По-английски: Mandatory system of votingСм. также: Избирательные системы  ...
Финансовый словарь
- - ...
- - в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран одна из постоянных комиссий, образуемых из числа депутатов в начале работы первой сессии данного органа...
Энциклопедия юриста
-
Политология. Словарь.
- - манда́тная террито́рия бывшие колониальные владения потерпевших поражение в 1-й мировой войне Германии и Турции, переданные в 1920 г., согласно мандату Лиги Наций, под управление странам Антанты...
Географическая энциклопедия
- - Лиги наций - система, фактически оформившая после 1-й мировой войны раздел между державами Антанты б. колоний Германии и владений Османской империи. М. с. возникла как результат обострения империалистич...
Советская историческая энциклопедия
- - органы тела человека, участвующие в процессе воспроизведения потомства...
Медицинские термины
- - серия из четырех видов генов, которые кодируют полиморфные белки, содержащиеся на поверхности большинства ядросодержащих клеток...
Медицинские термины
- - "...Мандатная комиссия - орган, избираемый конференцией в начале ее работы для проверки полномочий делегатов и других участников конференции.....
Официальная терминология
- - в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран - одна из постоянных комиссий, образуемых в начале работы первой сессии данного органа из числа депутатов...
Энциклопедический словарь экономики и права
- - в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран одна из постоянных комиссий, образуемых в начале работы первой сессии данного органа...
Большой юридический словарь
- - система голосования, при которой делегат может иметь несколько голосов соответственно численности представляемой им организации...
Большой юридический словарь
- - 1) комиссия, создаваемая на съездах, конференциях, конгрессах для проверки полномочий делегатов...
Большая Советская энциклопедия
- - орган, образуемый представительскими выборными учреждениями, для проверки полномочий депутатов или делегатов...
Большой энциклопедический словарь
"МАНДАТНАЯ СИСТЕМА" в книгах
ЭКЗАМЕН. МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ
Из книги Школа опричников. автора Бражнев АлександрЭКЗАМЕН. МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ Через два дня я пришел в школу, и снова меня ввели в аудиторию, где сидело еще 14 поступающих. Одни прибыли, как я, по командировкам от производства, другие – из младших командиров Красной Армии, еще носившие форму с треугольничками в петлицах. Я
Мандатная комиссия. Зачислен
Из книги Обречены на подвиг. Книга первая автора Григорьев Валерий ВасильевичМандатная комиссия. Зачислен Итак, все испытания и экзамены позади. Таких счастливчиков набралось человек тридцать.Первая мандатная комиссия. Передо мной ее проходил бывший моряк срочной службы Вася со странной фамилией Капуста. Едва он скрылся за дверью, как раздался
Параграф XXIV Старая система позиционных войн и современная система маршей
Из книги Стратегия и тактика в военном искусстве автора Жомини Генрих ВениаминовичПараграф XXIV Старая система позиционных войн и современная система маршей Под системой позиций понимается старый способ ведения методической войны с армиями, ночующими в палатках, имеющими снабжение под рукой, занимающимися наблюдением друг за другом; одна армия
19. Понятие «налоговая система РФ». Соотношение понятий «налоговая система» и «система налогов»
Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г19. Понятие «налоговая система РФ». Соотношение понятий «налоговая система» и «система налогов» Система налогов – это совокупность установленных в РФ федеральных налогов, региональных и местных налогов. Ее структура закреплена в ст. 13–15 НК РФ.В соответствии с
Из книги Как было на самом деле. Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно
23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника)
Из книги автора23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако, все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно
Мандатная комиссия
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестенМандатная комиссия МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ - в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран одна из постоянных комиссий, образуемых из числа депутатов в начале работы первой сессии данного органа. Проверяет полномочия депутатов и
Мандатная комиссия
Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭСистема объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий
Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового
29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии
Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых
31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система
Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция
44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система
Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной
Глава IV. Двойная система соответствия голове. Система "насекомого". Минисистема
Из книги Су Джок для всех автора Ву Пак ЧжэГлава IV. Двойная система соответствия голове. Система "насекомого". Минисистема Двойная система соответствия головеНа пальцах кистей и стоп располагаются две системы соответствия голове: система "типа человека" и система "типа животного".Система "типа человека".Граница
Первый эмоциональный центр - костная система, суставы, кровообращение, иммунная система, кожа
Из книги Всё будет хорошо! автора Хей ЛуизаПервый эмоциональный центр - костная система, суставы, кровообращение, иммунная система, кожа Здоровое состояние органов, связанных с первым эмоциональным центром, зависит от ощущения безопасности в этом мире. Если вы лишены поддержки семьи и друзей, которая вам
Еще один особый прием – «Мандатная тактика»
Из книги Краткий кодекс переговорщика автора Власова Нелли МакаровнаЕще один особый прием – «Мандатная тактика» Выставить перед собой и клиентом какой-то щит, за который можно спрятаться или сослаться на него. Получить от него мандат, действовать от его имени. Этим щитом могут быть начальство, внутренние правила, метафора, прецедент,
После окончания Первой Мировой войны 1914-1918 гг. одним из вопросов, вокруг которого вращалась система международных отношений, был колониальный. Созданная по инициативе великих держав Лига наций предложила в качестве решения вопроса о колониях мандатную систему. Мандат (от лат. mandatum — поручение) – это полномочие, документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица, термин возник в римском праве для обозначения договора поручения. Следовательно, мандат Лиги наций — это документ, дающий какой-либо «передовой нации» право на опеку бывших германских колоний и турецких владений от имени Лиги наций. Передел нефтеносных, экономически и стратегически выгодных районов бывшей Османской империи, а также некогда принадлежавших проигравшей войну Германии колоний осуществлялся полномочным легальным органом – Ассамблеей Лиги наций. Объявив мандатную систему «священной миссией цивилизации», Лига наций нарушила свою «демократичную природу» и цели «защиты народов и международного мира и безопасности», а также разделила народы на цивилизованных мандатариев и колонии и территории. Ст. 22 Статута Лиги наций излагала принципы, применявшиеся к «колониям и территориям», и разделила мандаты на три класса: А, В, С.
К классу А были отнесены мандаты, применяемые к бывшим владениям Османской империи. «Некоторые области, которые принадлежали раннее Оттоманской империи, достигли такой степени развития, что их существование как независимых наций может быть признано провизорно, при условии, что советы и помощь мандатария будут направлять их администрацию до тех пор, пока они не будут в состоянии управляться сами. Пожелания этих областей должны приниматься во внимание при выборе мандатария, прежде всего». К этой группе территорий применялась временная опека до тех пор, пока страны не будут в состоянии самостоятельно управлять собой. Однако следует учитывать, что сроки этой временной опеки определялись мандатариями и Лигой наций, поэтому могли быть неограниченными.
К классу В относились те народы, «степень развития которых требует, чтобы уполномоченный Лиги наций полностью принял на себя управление ими». Эту группу представляли государства Средней Африки. Для второй группы важно обстоятельство, что образующие ее страны были открыты для экономической эксплуатации всех членов Союза на совершенно одинаковых основаниях, и что всякое военное обучение туземцев и постройка крепостей здесь воспрещались. Государственная власть принадлежала здесь Лиге наций и осуществлялась полномочным государством от ее имени.
Мандаты класса С состояли из таких областей, «как Южная Африка и некоторые острова Тихого океана вблизи Австралии, которые вследствие незначительной плотности населения или незначительных размеров, или отдаленности от центров цивилизации, или географической близости к уполномоченному на управление ими государства» признавались «составной частью его территории». Иначе говоря, эти земли попросту отдавались Лигой наций в полное подчинение государственной власти уполномоченного государства. Сроки мандата здесь не оговаривались, и государства-мандатарии не ограничивались условиями управления этими территориями, поэтому экономическое использование края имело под собой подоплеку политических прав «уполномоченных» великих держав.
Право уполномочивать державы на управление подмандатными территориями признавал за собой Верховный Совет Антанты, где ключевые позиции занимали Великобритания и Франция, и именно «всемогущий англо-французский дуэт» осуществил послевоенный колониальный передел в свою пользу. Совет Лиги наций на своем заседании от 28 октября 1920 г. согласился с таким порядком, мотивировав свое решение тем, что мирные договоры предусматривают уступку старых областей главным державам Антанты. Более детальные условия отдельных мандатов определялись Советом Лиги наций, им же назначалась предусмотренная в Статуте организации «постоянная комиссия мандатов», которой отдельные мандатарии обязаны были представлять ежегодный отчет.
Согласно Постановлению Совета Лиги от 29 ноября 1920 г. в комиссию по мандатам вошли девять членов: США, Бельгия, Франция, Великобритания, Япония, Италия, Нидерланды, Португалия, Швеция (в 1922 г. вместо США в комиссию вошла Испания). Совет Лиги наций провел формальное утверждение уже поделенных на местах мандатов своими решениями от 17 декабря 1920 г., 17 июня 1922 г. и 24 июля 1922 г..
Мандаты классов В и С — бывшие германские колонии — были распределены в течение мая 1919 – июля 1922 гг. Высшим межсоюзническим Советом, в составе Франции, Великобритании, Японии и США. В результате этого передела Германия потеряла 2,954,900 кв. км. своей территории (Таб.
1). Согласно условиям Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г. Германия отказывалась в пользу Японии «от всех своих прав, правооснований и привилегий» относительно территории Цзяочжоу, железных дорог, копей, подводных кораблей и других актов, касающихся Шаньдунской провинции. Япония также получала в «наследство» от Германии все права на железную дорогу от Циндао до Цзинаньфу, подводные кобели от Циндао до Шанхая и от Циндао до Чифу. Германия также обязывалась в течение трех месяцев после вступления договора в силу передать Японии «всякого рода архивы, реестры, планы, правооснования и документы», касающиеся управления территорией Цзяочжоу.
20 июля 1922 г. Совет Лиги наций официально подтвердил установление мандатного режима в ряде стран Африки, проведенное Верховным Советом Антанты (интересно, что распределяла мандаты не Ассамблея Лиги наций, а Верховный Совет военно-политического союза, где ключевые позиции занимали Великобритания и Франция). Так был юридически оформлением передел бывших германских колоний, захваченных во время войны войсками Антанты, замаскированный в форму мандатного управления от имени Лиги наций. По условиям этого мандата государство-мандатарий брало на себя ответственность за «мир, порядок и хорошее управление» этими территориями, обязывалось не создавать здесь военных баз, укреплений, сил из числа туземного населения, кроме как полиции для внутреннего порядка. Мандатное управление в районах Средней и Тропической Африки, выдержанные в духе принципов Статута Лиги наций, применявшихся к мандатам класса В, предусматривало на деле передачу в руки страны-мандатария рычагов внутреннего управления, финансово-экономической, культурно-религиозной и внешней политики подмандатной территории. Поэтому проведенное странами- победителями мирное урегулирование по колониальному вопросу не изменило качественно суть колониализма, а скорее упрочило и легитимизировало его на уровне международной организации.
Таким образом, завершился процесс юридического оформления мандатов на управление бывшими германскими колониями, в результате которого великие державы заметно увеличили размеры своих территорий и численность населения, а Германия не просто значительно потеряла в площади, но и лишилась статуса мировой колониальной державы.
Механизм мандатной системы был непосредственно направлен на защиту интересов колониальных стран. Ограничение колониального господства сводилось к иллюзорному контролю мандатной комиссии по докладам мандатариев и к подаче Совету Лиги наций заключений по вопросам, относящимся к выполнению мандатов. Концепция мандатов была не чем иным, как новым обоснованием колониальной политики. С созданием мандатной системы народы колониальных стран исключались из сферы международных связей, а возникшая по инициативе государств-победителей Лига наций лишь юридически закрепила результаты победы великих держав и сохранила их статус-кво во вновь поделенном мире.
11 декабря 2015Феномен мандатной системы появился после Первой мировой войны. Державы-победительницы пытались с ее помощью установить временный порядок на территориях, которые были оторваны от проигравших (Германии и Турции) сторон.
Ближний Восток
Новая мандатная система вступила в силу после того, как в 1919 году был подписан Версальский договор. 22 статья документа оговаривала судьбу колоний потерпевших поражение империй.
Турция лишалась всех своих владений на Ближнем Востоке. Здесь по-прежнему проживало арабское этническое большинство. Страны-победительницы договорились, что подмандатные территории должны получить независимость в скором будущем. До этого момента они оказывались под контролем европейских держав.
Месопотамия была отдана Великобритании. В 1932 году эти территории стали независимыми и образовали королевство Ирак. Сложнее обстояли дела с Палестиной. Эта подмандатная территория тоже стала британской. Международная юрисдикция здесь просуществовала до Второй мировой войны. После ее окончания в 1948 году земли были поделены между иудейским Израилем, Иорданией и Палестинским арабским правительством. Особенности мандатной системы не позволили урегулировать конфликт между двумя враждующими сторонами. Это были евреи и арабы. И те и другие считали, что имеют законные права на Палестину. В итоге всю вторую половину XX века (и сегодня также) этот вооруженный спор имел место быть.
Сирийские провинции отдали Франции. Здесь также была установлена мандатная система. Кратко говоря, она повторяла принципы британского управления в соседних странах. Действие мандата закончилось в 1944 году. Все ближневосточные территории, которые являлись частью Турции, объединили в группу «A». Некоторые земли бывшей Османской империи сразу же после окончания войны оказались в руках арабов. На них сформировалась современная Саудовская Аравия. Британцы помогали арабскому национальному движению во время Первой мировой. Разведка отправила сюда знаменитого Лоуренса Аравийского.
Африка
Германия лишалась всех своих колоний, которые она захватила за последние несколько десятилетий, после того как был образован Второй Рейх. Африканская Танганьика стала подмандатной территорией под управлением Великобритании. Руанда и Урунди перешли к Бельгии. Юго-восточная Африка была передана Португалии. Данные колонии отнесли к группе «B».
Долго принималось решение по колониям на западе континента. В итоге мандатная система подтвердила тот факт, что они были разделены между Великобританией и Францией. Юго-Западная Африка или современная Намибия перешли под управление ЮАС (предвестника ЮАР).
Мандатная система имела ряд уникальных особенностей для своего времени. Государства, под чье управление попадали территории, гарантировали соблюдение устава Лиги Наций по отношению к коренным жителям. Запрещалась работорговля. Кроме того, государство, получившее мандат, не имело права строить на приобретенных землях военные базы, а также формировать армию из местного населения.
Большая часть африканских подмандатных территорий стала независимой после Второй мировой войны. Поскольку в 1945 году была распущена Лига Наций, то юрисдикция на этих землях временно перешла к ООН. Особенно много колоний получили независимость в рамках Британской империи. Мандатная система перестала существовать - вместо нее было создано Содружество равноправных членов. Во всех странах этой организации английский язык и британская культура оставили серьезный отпечаток. Содружество успешно существует и сегодня.
Видео по теме
Тихий океан
Также до войны Германии принадлежали колонии в Тихом Океане. Они были поделены по экватору. Северная часть была отдана Японии, а южная - Австралии. Эти территории перешли к новым владельцам в качестве полноценных провинций. То есть в этом случае государства могли распоряжаться новой землей как своей. Это были так называемые подмандатные территории группы «C».
Другие санкции
Другие ограничения, коснувшиеся Германии, включили в себя отказ от любых привилегий и концессий в Китае. Еще в этом регионе у немцев были права на Шаньдунскую провинцию. Их передали Японии. Была конфискована вся собственность в Юго-Восточной Азии. Также немецкое правительство признавало приобретения союзников в Африке. Так Марокко стал французским, а Египет - британским.