Международное миротворчество. Миротворческая деятельность региональных организаций
Ипотечный кризис 2008 года вскрыл множество социально-экономических противоречий. Корпорации, как способ организации бизнеса, оказались нестойкими к толчкам кризисного землетрясения. Резко проявились проблемы, которые не готовы были решить ни бизнес, ни государство, ни существующие правовые системы.
Данный кризис является кризисом фазового перехода, то есть переход из постиндустриальной фазы развития общества со всеми присущими этому обществу экономическими, социальными и политическими свойствами и особенностями, - в фазу когнитивную или "информационную", в которой все эти качества будут выглядеть по-другому. Постиндустриальный "фазовый кризис" проявляется в потере связности между четырьмя базовыми социосистемными процессами:
- образование
- управление
- познание
- экономика
Все это позволяет сформулировать гипотезу, согласно которой содержанием современной исторической эпохи является попытка фазового перехода от индустриальной фазы развития к следующей, которую мы называем когнитивной - основанной на познании, развитии и самореализации человека.
Итак, где мы? Без этого ответа построение системы координат невозможно, а, следовательно, невозможно и построение системы навигации.
Мы предполагаем, что преодоление кризиса в сфере экономики возможно через ведение деятельности на основе инновационно-технологических территориальных комплексов. Схема комплекса представляет собой вертикально-интегрированную структуру и включает в себя семь взаимосвязанных уровней - Регион, Государство, Образование, Бизнес, Онтология, Flash-Право, Технология "To be human". При стратегическом планировании деятельности на какой-либо территории только обязательный учет и сбалансированное развитие всех слоев-уровней приведет к положительному результату.
Соответственно необходимы изменения, прежде всего, в системе управления. Одним из важнейших инструментов управления является право. Оно также должно измениться. В верхней части "матрёшки" (рис.1.) с обозначением "Flash-Право" даются ориентиры на иную правовую систему и правовую среду.
Путь МИРОТВОРЧЕСТВА - это определение своей системы координат и своей собственной системы навигации в новой экономике, управлении и праве. Система координат МИРОТВОРЧЕСТВА будет рассматриваться в сфере управления, права (или flash-права) и онтологии. Эти элементы и будут создавать основу рассмотрения Пути.
Сущность МИРОТВОРЧЕСТВА
Во-первых, МИРОТВОРЧЕСТВО - это технологический пакет, способный связать ряд технологий для преодоления конфликтов в различных сферах деятельности, преимущественно предпринимательской. Целевым итогом миротворческой деятельности в каждом конкретном случае является восстановление или установления равновесия в отношениях между компаниями. В состав технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО" входят элементы таких услуг, как медиация, коучинг, а также элементы алгоритма решения проблемных ситуаций, входящего в систему ТРИЗа. Но одним из важнейших элементов в составе технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО" являются элементы правовых услуг: определение состояния обязательств, состояния функций компаний, состояния правоотношений.
Во-вторых, МИРОТВОРЧЕСТВО, как технологический пакет, имеет ряд ограничений. МИРОТВОРЧЕСТВО не участвует в спорах, по которым законом предусмотрен судебный порядок разрешения, а также в спорах с государственными органами. Это правовые ограничения.
В-третьих, МИРОТВОРЧЕСТВО имеет свои базовые идеи:
- Конфликт - полезен, так как является источником развития.
- Конфликт не следует гасить, а стороны не следует примирять. Если конфликт полезен, то его следует ПРЕОДОЛЕТЬ, а не уничтожать или давить. Примирение - вредно!!! Вместо примирения необходим ПОИСК РАВНОВЕСИЯ.
- В конфликте нет вины и нет ответственности. Есть рассогласованность функций.
Структура технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО" сводится к следующему:
Потребители (пользователи): субъекты предпринимательской деятельности, прежде всего, корпорации.
Потребности, удовлетворяемые технологическим пакетом: преодоление системных межкорпоративных противоречий и конфликтов и установление равновесия.
Технологии, исторически сложившиеся в конкретных социальных институтах:
- Право
- Коучинг
- Медиация
- Семинары/Тренинги
- Конфликтология
Разумеется, применение конкретных элементов существующих услуг, процедур и операций будет зависеть от конкретных ситуаций. Но в составе единого технопакета эти элементы будут действовать согласованно. Инфраструктурной составляющей технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО", с одной стороны, можно считать суды (третейские суды), с другой стороны, это сама предпринимательская деятельность, и сделки, совершаемые участниками предпринимательской деятельности.
Для пользователя пакетом "МИРОТВОРЧЕСТВО" необходим единый язык, который должен быть понятен всем пользователям технологического пакета "МИРОТВОРЧЕСТВО". Единый язык составляет ЯЗЫКОВОЙ ПАКЕТ и задает логику и смыслы всего технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО". Языковой пакет тесно связан с таким явлением, как протоколы общения. Под протоколом общения в технопакете "МИРОТВОРЧЕСТВО" понимаются способы языкового взаимодействия между субъектами миротворческой деятельности. В нашем случае, будут использоваться четыре протокола общения:
- административный : процедуры, инструкции, приказы;
- научный : термины, понятия, правила, аксиомы;
- конфликтологический : базовые идеи МИРОТВОРЧЕСТВА, способы описания конфликта;
- метафорический : поле смыслов.
Имея инструменты и единый язык в составе единого технопакета, МИРОТВОРЧЕСТВО определяет свою систему координат в сфере управления, права и онтологии. Поскольку право и управление тесно связаны, то в дальнейшем они рассматриваются в одном разделе.
Система координат МИРОТВОРЧЕСТВА в сфере управления и права (flash-права).
Поиск равновесия - ключевой момент в миротворческой деятельности. Соответственно требуется определить некую систему балансов для поиска равновесия, где под балансами понимается совокупность отношений субъектов определенной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде. Балансы могут быть экономические, социальные, политические. Баланс имеет и свойства СОСТОЯНИЯ (равновесия), и свойства СИСТЕМЫ, как некой совокупности общественных отношений. Как система, баланс обособлен. Пределы обособленности баланса определяются самой совокупностью внутренних отношений, связей, видов деятельности.
В условиях тотального РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, балансы не были реальным объектом управления. Известно, что право регулирует поведение. Регулирование поведения действительно позволяло эффективно управлять. Но сейчас эффективность управления через регулируемое поведение становится крайне низкой, а в некоторых случаях является откровенной помехой управлению. Поэтому требуется поиск и внедрение новых объектов управления. Балансы были методом, который не связан непосредственно с результатом. Сегодня требуется больше определенности в управлении и правовом обеспечении управленческой деятельности. Право должно быть целевым, а не вероятностным.
Для управленческих целей уже сейчас имеется возможность выстроить:
- базовые балансы целей управления в пространстве и времени с определением конкретных результатов,
- балансы результатов для дальнейшей деятельности,
- базовые социально-экономические балансы (отраслевые, межотраслевые, региональные и т.д.), замкнутые на конкретный результат,
- балансы правовых связей, что позволит реально управлять социально-экономическими балансами с помощью flash-права (функционально-целевого права).
Баланс целей устанавливает целевое равновесие. Балансы результатов устанавливают соответствие результатов поставленным целям.
Социально-экономические (ресурсные) балансы указывают, за счет каких ресурсов будут достигнуты цели и результаты. Балансы правовых связей устанавливаются для нужд реального управления балансами и отвечает на вопросы:
- какие цели право будет "обслуживать"?
- какие связи, зависимости и нормы будут выработаны?
Что такое flash-право и чем оно отличается от права существующего?
На данном этапе существующее право является вероятностным. В структуре правовой нормы первым элементом является гипотеза (если:). Это создает большие препятствия для любого типа управления. Следовательно, только функциональность права, возможность его конструирования, его целевая направленность может исключить его вероятностный характер. Таким образом, необходим переход от вероятностного права к функциональному - целевому. Поэтому выделение из существующего права направления под названием функциональное правоведение (оно же flash-право) вполне закономерно.
Регулирующая функция существующего права является доминирующей. Поэтому в праве имеются только нормы-регуляторы. Однако управление через одно только регулирование становится неэффективным. Исполняя один закон, мы нарушаем другой. Жесткость правовой конструкции ведет к ее разрушению. Каков выход?
Смена управленческих ориентиров с регулирования на координацию. Объектом координации является не поведение, как в регулировании, а балансы.
Соответственно, в основе любого конфликта лежит противоречие. Например, рассогласованность функций привела к противоречию работы всей корпоративной системы. Следовательно, выстраивается баланс противоречий. На примере инноваций в образовании выстраивается следующий баланс противоречий.
Затем выстраивается управленческий баланс (баланс - объект управления).
Проекция баланса управления и баланса противоречий в виде призмы (призмы Арапова) может быть решением конкретного противоречия, которое может быть основой конфликта. В конкретном случае противоречия преодолеваются через проектность в сфере образовательных инноваций.
Таким образом, МИРОТВОРЧЕСТВО в сфере управления и права ориентируется на следующие основы:
- Балансы являются объектами управления.
- Право становится целевым, а не вероятностным.
- Противоречие, которое лежит в основе конфликта, может быть преодолено с помощью проекции баланса управления и баланса противоречий и дополнительных инструментов МИРОТВОРЧЕСТВА.
Система координат МИРОТВОРЧЕСТВА в сфере онтологии.
В качестве отдельной части бытия нам дается конфликт (конфликтная система отношений). Как правило, эта система нам дается в онтологии вины и ответственности.
Смыслы конфликтов имеют ограничения и по содержанию, и по видам. Главный смысл одних конфликтов - добиться больших преимуществ, чем до конфликта. В других конфликтах преобладает, например, идея справедливости: не вернул долг вовремя - плати больше. В конфликте постоянно возникает столкновение логик и, возможно, онтологий.
Однако в конфликте в ходе столкновения онтологий возникает единая конфликтная онтология. Признаки единой онтологии конфликта заключаются в том, что:
- Стороны стоят на своем и не уступают позиций.
- Каждая сторона хочет преимуществ, чаще односторонних.
- Каждая сторона считает свой смысл, лежащий в основе позиции, ГЛАВНЫМ.
Все три признака отвечают, по мнению обеих сторон, принципу справедливости. При этом каждая из сторон считает, что в конфликте одна из сторон НАМЕРЕННО не исполнила обязательство. Имеют место ВИНОВНЫЕ действия противоположной стороны. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ должна наступать в соответствие с законом или договором. Таковы признаки онтологии "ВИНА - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ". Она вызывает определенные стереотипы поведения у обеих сторон. И главными ключевыми словами этой онтологии будут: "СЛЕДОВАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ". При этом каждая сторона будет считать себя самым последовательным поборником справедливости, хоть и в свою пользу.
Выход из такой тупиковой ситуации заключается в замене онтологии. Этот прием используют в медиации других видах разрешения конфликтов. Однако как прием, сама по себе замена онтологии ничего не дает. Нам ведь важно разобраться в сути конфликта.
К тому же полезные свойства конфликта в такой логике не найти. А полезные свойства в конфликте имеются всегда. Требуется смена смыслов или "обессмысливание" первоначальных смыслов. Соответственно, требуется смена логики, а, возможно, и замена онтологии конфликта. В каких направлениях возможна замена онтологии конфликта? Пока их четыре.
- Функции бизнес-единиц, участвующих в сделке.
- Экономическая уязвимость сделки.
- Поле определенности сделки.
- Равновесие в сделке.
Все изложенные варианты замены онтологии приводят к замене смыслов конфликта, к "обессмысливанию" конфликта. Потеря первоначального смысла конфликта дает сторонам новые возможности для развития, какой бы вариант "обессмысливания" не был выбран.
Если стороны смогут найти выход из конфликта в формировании равновесия - это самый предпочтительный вариант замены онтологии. Однако, чтобы достичь конечного итогового равновесия, необходимо понимать какие балансы будут в поле зрения МИРОТВОРЦА.
Всю многогранность данной технологии невозможно передать в рамках одной статьи. Но те, кто уже применяют на практике МИРОТВОРЧЕСТВО, понимают все выгоды этой технологии. Очень трудно отказаться от стереотипов. Проще идти по заданной логике конфликта. Даже сесть за описание конфликта становится непосильной задачей. Потому что в этом случае нужно оказаться вне конфликта. А это крайне трудно, когда представляешь интересы одной из конфликтующих сторон. Но если мы хотим реально преодолеть конфликт, способность оказаться вне конфликта всегда становится востребованной.
Мы рассмотрели систему координат МИРОТВОРЧЕСТВА в сфере управления, права и онтологии. Это ориентиры, которые лежат на Пути МИРОТВОРЧЕСТВА. Именно эти ориентиры будут обогащать эту технологию. Не всегда удается целиком применить все на практике. Но даже частичное применение технологии МИРОТВОРЧЕСТВА сохраняет отлаженные деловые контакты, позволяет сторонам разумно подойти к конфликтам, возникающим между ними. Всегда хочется преодолеть конфликт и больше о нем не думать. Поэтому и способы преодоления конфликтов будут всегда востребованы. Особенно в сложных условиях кризиса.
Глоссарий
Когнитивный - от латинского слова "cognitio" - знание / познание
ТРИЗ- теория решения изобретательских задач - это технология творчества, основанная на идее о том, что "изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам" и что "создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям". Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.
Онтология - это раздел философии, занимающийся установлением природы фундаментальной сущности вещей в мире или, другими словами, проблемы бытия.
Вставка " Flash-Право - обозначает направление нового права. Оно отличается от существующего права тремя важными свойствами: целевым, функциональным характером (вместо вероятностного); сочетанием координирования и регулирования в качестве способов правового воздействия (вместо одного только регулирования); координирует и регулирует балансы - целей, результатов, ресурсов, правовых связей (вместо регулирования поведения). Нормы flash-права вырабатываются под конкретные управленческие цели или баланс целей.
Поскольку праву всегда отводилась основная роль в разрешении различных проблем, то flash-право нуждается в эффективных технологиях преодоления конфликтов. Такой технологией является МИРОТВОРЧЕСТВО. Целевой характер flash-права требует от МИРОТВОРЧЕСТВА набора исходных базовых идей, четких функций, процедур и операций. Миротворец должен ответить на вопрос: как достичь нужного результата в проблемной ситуации? ____________________________________________________________ " К инструментам следует отнести следующие процессы и процедуры, которые используются в других услугах, но входят в состав пакета "МИРОТВОРЧЕСТВО". Право. Правовое состояние конфликта. Анализируется состояние обязательств, состояние правоотношений, состояние правовых связей. Способы описания конфликта. Описание конфликта - это необходимая процедура, которая помогает разобраться в существе конфликта. При этом варианты преодоления конфликта могут быть выявлены в ходе описания. Коучинг. Подход GROW (ЦРВИ). ЦЕЛЬ (GOAL). Выбор проблемы и конечной цели. РЕАЛИИ (REALITY). Реальная оценка ситуации. ВАРИАНТЫ (OPTIONS). Совместное определение пути решения проблемы. ИТОГИ (WRAP-UP). Совместная выработка плана действий, определение временных рамок достижения результатов, способов преодоления препятствий и последствий. Медиация. Медиативная беседа. Совместное решение проблемы: сбор и разработка возможных решений. Договоренность. Реализация. Проверка и, в случае необходимости, корректировка договоренностей. _______________________________________________________________________ " Функциональное правоведение - это направление в праве, которое: 1) конструирует равновесные правоотношения. 2) судебные формы защиты интересов считает исключительными. 3) использует МИРОТВОРЧЕСТВО в разрешении конфликтов. Извлекает пользу из конфликтов. 4) считает Правду приоритетом перед Правом. 5) способно построить правовой коридор в деятельности компании, рынка, проекта. Отличия существующего права от flash-права изложены в таблице.
Превентивная дипломатия - связанные с ней понятия.
Превентивная дипломатия - мера, направленная на предупреждение разногласий между сторонами, а также недопущение перерастания споров в военные конфликты и ограничение масштабов конфликтов, если они возникнут. Разработчиком современной концепции превентивной дипломатии следует считать бывшего Генерального секретаря ООН Б.Б. Гали, который в своем докладе «Повестка дня для мира» определяет ее следующим образом: «... действия, направляемые на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения»
В рамках превентивной дипломатии предполагается использование:
-мер по укреплению доверия
-создание миссий по сбору фактов
-создание систем радиопредупреждения
-использование демилитаризованных зон
Концепция:
-поддержание мира
Операции по поддержанию мира(используются военные наблюдатели; миротворческие силы) эти операции должны обеспечивать условия прекращения огня и разъединения сил после заключения соглашения о перемирии.
Для проведения ОПМ требуется согласие сотрудничества всех заинтересованных сторон
В ОПМ задействован военный персонал(прописано, когда можно использовать оружие)
-постконфликтное миростроительство(деятельность с целью устранения конфликта и воссоздания нормальной жизни; восстановление разрушенных в ходе конфликта экономических, коммуникационный и других структур; возвращение беженцев и перемещенных лиц; ликвидация причин и условий возобновления конфликта)
-содействие миру и миротворчеству(любые действия, направленные на приведение к согласию враждующие стороны)
Методы :
Переговоры
-посредничество
-оказание добрых услуг
Понятие миротворчества появляется в середине 20 века в связи с тем, что начинаются зарождаться конфликты на разных почвах.
Миротворчество
Миротворчество - это метод, впервые предложенный и разработанный ООН, который не поддается простому определению, т. к. имеет множество аспектов и нюансов. Возникнув как международное средство поддержания и установления мира от имени всего мирового сообщества под эгидой ООН, в дальнейшем, после окончания холодной войны, миротворчество прочно вошло и в арсенал средств различных региональных и субрегиональных соглашений и организаций.
Хотя в Уставе ООН и нет термина «миротворчество», эта универсальная международная организация разработала определенную систему приемов, методов и средств, направленных на разрешение споров, прекращение войн и урегулирование вооруженных конфликтов. Эта система включает три основных компонента: 1) мирные средства (переговоры, посредничество, установление фактов, добрые услуги, арбитраж и т. п.; 2) полувоенные или квазивоенные средства, представленные, главным образом, традиционными операциями по поддержанию мира; 3) принудительно-силовые средства- как невоенные (экономические, политико-дипломатические, юридические и финансовые санкции), так и военные - с использованием вооруженных сил ООН.В годы холодной войны наибольшее распространение получили операции по поддержанию мира (ОПМ)
, которые в дальнейшем стали классифицироваться как традиционные, или ОПМ первого поколения.Традиционные ОПМ проводились - как, кстати, продолжают проводиться и ныне - в двух формах: 1) миссии невооруженных военных наблюдателей, 2) использование сил по поддержанию мира. В состав этих миротворческих сил (как в последующем их стали называть в русскоязычной литературе) обычно входят легко вооруженные воинские контингенты государств, выразивших готовность принять участие в операции. Кроме того, в операциях иногда участвуют отряды гражданской полиции и гражданский персонал.
Орган по наблюдению за соблюдением условий по выполнению перемирия (первая миротворческая миссия, Израиль)
Принуждение к миру
- действия, предпринимаемые для прекращения межгосударственного или внутригосударственного вооруженного конфликта не вовлеченным в него государством или группой государств.
Принуждение к миру предполагает 2 формы: - без использования вооруженных сил(санкции)
- с использованием вооруженных сил(голубые каски, НАТО, коалиции)
Они не предполагают согласия враждующих сторон. Вооружение может использоваться не только в целях самообороны, а по назначению.
Нормативная база:
7 глава устава ООН: Проведение таких операций возможно только под контролем Совбеза ООН. Однако на практике подобные операции осуществлялись и без санкции Совета Безопасности ООН. Примерами таких операций являются действия НАТО в Боснии в 1995 г., бомбардировки Югославии авиацией стран НАТО в 1999 г. в связи с конфликтом в Косово и вмешательство России в конфликт в Южной Осетии в августе 2008 г. Во всех случаях обоснованность подобного вмешательства, как и самой формулировки «принуждение к миру», становилась предметом ожесточенных споров.
БИЛЕТ 3Основные условия осуществления превентивной дипломатии
Условия, необходимые для превентивной дипломатии:
-четкое выделение проблемы, которую нужно решить
-меры, необходимые для решения проблемы
-распределение затрат
-возможность получения новых преимуществ по средствам превентивности
-внутреннее давление
Нужно убедить стороны пересмотреть точку зрения на конфликты. Выработка условий, максимально учитывающих интересы сторон.
Необходимо разработать тактику переговоров ДОПОЛНИТЕ КТО-НИБУДЬ!!!
3 лекция
Пути реализации:
3. раннее предупреждение(заимствован из военного лексикона, означал проведение превентивных действий) БИЛЕТ 4Этапы формирования концепции превентивной дипломатии
Впервые как метод был использован в "повестке дня для мира" Бутроса Гали
На практике использовалось в МАГАТЭ, всемирной организации здравоохранения.
1999 был создан офис по координации гуманитарных вопросов оон в Нью-Йорке. В рамках этого органа была создана система по предупреждению гуманитарных вопросов.
ОБСЕ - был создан центр по предотвращению конфликтов. Это организация региональная и в ней нет устава.
Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств.
Сеть по предупреждению конфликтов под эгидой ЕС (состоит из исследовательских институтов и организацией с целью обеспечения информацией о возможном конфликте)
В рамках ОАЕ(организация африканского единства) был создан орган по предотвращению конфликтных ситуаций.
В 90-е был выработан список индикаторов (показатель того, что конфликт назревает) классическим является индикатор, разработанный в рамках фонда Гарника
Создание многих международных организаций, в том числе и Организации Объединенных Наций, было обусловлено необходимостью предотвращения и урегулирования международных конфликтов. Со временем задачи миротворческой деятельности международных организаций значительно расширились. Сегодня, наряду с обеспечением международной безопасности через управление конфликтными ситуациями в межгосударственных отношениях, все большее значение приобретают усилия по урегулированию внутриполитических конфликтов. В целом понятие «миротворчество» включает в себя следующие виды вмешательства международных организаций в конфликтные ситуации: превентивная дипломатия, миротворческая деятельность в узком смысле слова, осуществление миротворческих операций с привлечением военных контингентов, миростроительные операции.
Цель превентивной дипломатии - поиск возможностей предотвращения назревающих вооруженных столкновений. В рамках превентивной дипломатии международные организации, и прежде всего ООН, стремятся устранить причины потенциальных конфликтов, в том числе и социально-экономического характера. Для этого разрабатываются долгосрочные программы борьбы с бедностью и отсталостью, коррупцией, политической нестабильностью, а также программы по решению экологических проблем, устранению межэтнических или межконфес- сиональных распрей. Этим занимаются специализированные учреждения ООН социально-экономического и гуманитарного профиля. Одновременно проводится мониторинг ситуаций в различных регионах мира для обнаружения признаков резкого возрастания напряженности или перехода конфликтов на более опасные стадии развития.
Если усилия по предотвращению конфликтов не приносят успеха, встает вопрос о проведении миротворческих акций в узком смысле слова. Суть их заключается в использовании международно-правовых механизмов мирного разрешения споров, например судебных или арбитражных, а также в предоставлении добрых услуг и посредничества при проведении переговоров, разработке предложений по мирному выходу из конфликтных ситуаций.
Миротворчество может включать в себя использование не только юридических, политических и дипломатических, но и военных ресурсов - в некоторых случаях. В таком случае речь идет о проведении миротворческих операций. Существуют различные виды миротворческих операций. В последние годы часто применяется такая их разновидность, как операции по установлению мира или принуждения к миру. Такая операция предполагает использование военной силы для пресечения вооруженной борьбы в зоне конфликта. Это может быть нанесение авиационных ударов, направление сухопутных контингентов, для того чтобы заставить противоборствующие стороны (или одну из них) отказаться от продолжения вооруженной борьбы. Нередко подобные акции оправдываются концепцией «гуманитарной интервенции», в соответствии с которой допускается иностранное военное вмешательство в случаях, когда возникает угроза массовой катастрофы гуманитарного характера. Однако полного согласия о правовой и политической правомерности действий по принуждению к миру в мировом сообществе, в том числе и внутри ООН, нет. Осуществляемые на практике такие акции дают весьма неоднозначные и противоречивые результаты, как это было на территории бывшей Югославии.
Гораздо более четкий правовой статус имеют операции по поддержанию мира. Возможность их проведения вытекает из VII главы Устава ООН, в соответствии с которой Совет Безопасности имеет полномочия давать отпор агрессии и получать от государств - членов ООН в свое распоряжение контингенты вооруженных сил, необходимые для поддержания мира и безопасности.
В рамках операций по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, выделяют направление миссий военных наблюдателей и направление миротворческих сил. В первом случае речь идет о небольших группах офицеров, представляющих различные государства, которые, находясь в зонах вооруженной борьбы, занимаются мониторингом выполнения ранее достигнутых соглашений о перемирии или прекращении огня. Миротворческие силы, действующие под эгидой ООН, состоят из воинских контингентов стран, давших согласие участвовать в данной операции. Как правило, они вооружены лишь легким стрелковым оружием и выполняют примерно те же функции, что и военные наблюдатели, одновременно являясь «буфером» между сторонами вооруженного конфликта.
Однако в последнее время задачи миротворцев стали расширяться. Поскольку операции по поддержанию мира часто проводятся в зонах внутригосударственных конфликтов, то миротворцы могут заниматься разоружением участников незаконных вооруженных формирований, наблюдением за их демобилизацией, сбором оружия, разминированием территории. Миротворцы обеспечивают поддержание порядка и стабильности в зоне конфликта, охрану коммуникаций. Расширение задач приводит к увеличению численности и изменению структуры миротворческих контингентов. Современные операции по поддержанию мира проводятся по мандату Совета Безопасности ООН и проходят с привлечением не только миротворческих войск, но и полицейских формирований, а также гражданских специалистов, работающих во временных административных органах в зоне конфликта.
Операции по поддержанию мира могут перерастать в миростроительные операции. Задача таких операций - устранение последствий вооруженных конфликтов, восстановление систем жизнедеятельности, социальной, экономической и политической инфраструктуры.
Участие контингентов миротворческих войск в миростроительных операциях необходимо, но при проведении таких операций резко возрастает роль полицейских формирований и административных структур. Присутствие миротворцев оправданно до тех пор, пока не созданы все внутренние условия для сохранения мира и безопасности. В практике современных международных отношений нет жестких барьеров, разделяющих один вид миротворческих операций от других. Они могут выступать как сменяющие друг друга этапы процесса мирного урегулирования внутренних и международных конфликтов.
Большинство миротворческих операций проводится по решению Совета Безопасности ООН и под эгидой этой организации. Можно отметить, что сегодня обнаружился целый ряд недостатков в организации и осуществлении миротворческой деятельности. Военно-штабной комитет, созданный при Совете Безопасности, так и не заработал, поэтому в ходе миротворческих операций постоянно обнаруживаются недостатки их планирования. Формирование миротворческих контингентов зачастую происходит хаотично, миротворцы не имеют нужного опыта и подготовки. Взаимодействие различных национальных формирований не отработано, часто они различаются между собой по штатной организации и материально-техническому обеспечению. Возникают вопросы по поводу руководства миротворческими операциями и их финансирования.
В последние годы проводится работа по совершенствованию миротворческой деятельности ООН. К настоящему моменту более 60 государств - членов ООН точно определили, какие силы и средства они могут предоставить для проведения той или иной миротворческой операции, еще 20 государств подписали так называемые резервные соглашения. Для повышения оперативной готовности и эффективности участия своих контингентов в миротворческих операциях ряд государств учредили «Бригаду повышенной готовности резервных сил». В армиях многих стран мира, включая и Российскую Федерацию, создаются и готовятся специальные подразделения для осуществления миротворческих миссий, в том числе и по мандату ООН. В Штаб- квартире ООН в Нью-Йорке круглосуточно работает Ситуационный центр, поддерживающий связь с командованием всех миротворческих операций, а в итальянском городе Бриндизи находится склад материально-технического обеспечения операций ООН по поддержанию мира.
Предложения российской стороны по совершенствованию деятельности Военно-штабного комитета пока не нашли отклика у других членов Совета Безопасности. Вышеперечисленные недостатки в осуществлении миротворческих операций стали причиной неудач и провалов некоторых из них. Поэтому отдельные государства и региональные международные организации пытаются действовать в обход или подменять ООН, ссылаясь на ее неэффективность. НАТО, стремясь найти оправдание своему существованию после окончания холодной войны, в конце 1990-х гг. приняла новую доктрину, предполагающую использование силовых ресурсов этого военного блока в миротворческих целях за пределами территории своей традиционной ответственности. В 1995 г. многонациональные вооруженные силы во главе с НАТО сменили в Боснии и Герцеговине миротворческий контингент ООН, который не смог полностью выполнить свои задачи. В 1999 г., после того как авиация НАТО нанесла удары по Югославии, Совет Безопасности ООН санкционировал присутствие в Автономном крае Косово наряду с собственной миссией по делам временной администрации также и международных сил безопасности, основу которых составил контингент стран - членов НАТО. Активное участие сил НАТО в операции по поддержанию мира и далее в миростроительной операции в Косово привело к неоднозначным результатам. С одной стороны, на эти территории бывшей Югославии вернулись многочисленные албанские беженцы, с другой - из края было вытеснено большинство сербского населения, чему ни администрация ООН, ни миротворцы НАТО воспрепятствовать не смогли.
Можно согласиться с тем, что Организация Объединенных Наций не должна монополизировать всю миротворческую деятельность, региональные международные организации могут справиться с задачами миротворчества самостоятельно. Так, например, некоторые миротворческие операции в Африке осуществлялись и осуществляются под эгидой Африканского союза (в прошлом Организации африканского единства). На постсоветском пространстве с 1994 г. по мандату СНГ российские миротворцы находятся в зоне грузино-абхазского конфликта, в 1992-2001 гг. коллективные миротворческие силы СНГ при активном участии России действовали в Таджикистане (см. главу XVIII). Не до конца был реализован миротворческий потенциал такой региональной международной организации, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хотя миссии ОБСЕ сыграли свою позитивную роль в решении вопросов, возникавших в зонах конфликтов, в том числе и на постсоветском пространстве, в последнее время в деятельности этой организации наблюдаются попытки вмешательства во внутриполитические процессы в европейских странах, которые происходят прежде всего в рамках избирательных кампаний. Вместо осуществления функций важнейшего института в системе безопасности европейского континента, ОБСЕ в большей сте пени выполняет функции инструмента внешней политики некоторых входящих с нее государств.
Еще по теме § 3. Основные направления миротворческой деятельности международных межправительственных организаций:
- Основные направления и порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
Исследование рассматривает различные аспекты миротворческой деятельности в современных условиях глобализации.
Ключевые слова: межэтнический конфликт, миротворческий контроль, дипломатия, миротворческие операции. В современных условиях взаимозависимости проблемы стабильности международных отношений играют особую роль. В последние десятилетия мировое сообщество столкнулось с резким ростом внутригосударственных конфликтов. Реальностью в наши дни становятся конфликтные формы взаимодействия между этносами, перерастающие в кровопролитные войны.
Основными тенденциями данных конфликтов становится их затяжной характер: регулярное повторение насилия, возобновляющееся с увеличивающейся интенсивностью, а также сложность в вопросах их разрешения и урегулирования: паузы и переговоры используются радикально настроенными сторонами для мобилизации новых ресурсов и возобновлению конфликта с еще большей интенсивностью.
Неспособность правительств контролировать такого рода процессы, неудачи в понимании способов контроля насилия в межэтнических конфликтах увеличивают бедственное положение народов, находящихся в эпицентре таких конфликтов . Человечество крайне заинтересовано в вопросе качественного разрешения конфликтных ситуаций. Этнонациональные конфликты и межэтнические войны стали одной из наиболее характерных черт международных отношений в последнее десятилетие XX в.
Многообразие миротворческих форм может быть сведено к двум категориям: поддерживанию мира и принуждению к миру. Говоря о первой категории, можно отметить следующие ее формы: посредничество и разделительные миротворческие операции с согласия конфликтных сторон. К миссиям по принуждению к миру относятся гуманитарная интервенция, военная интервенция, без согласия местного правительства. Российские специалисты также используют термины «миротворческие силы» или «войска по поддержанию мира». А в английском языке существует четкое различие между определенными видами деятельности по урегулированию конфликта. Принято выделять миссии по установлению мира, по
поддержанию мира и принуждение к миру. В настоящий момент большинство российских исследователей используют термин «миротворческие операции», вместо «операции по поддержанию мира». Термин «миротворчество» не применим к правительственному контролю этнического насилия на территории своего государства. Формы миротворчества разнообразны: дипломатия, надзор за прекращением огня и соблюдением мирных соглашений, помощь беженцам, военная защита гуманитарных конвоев, репатриация и трансфер, проведение военных операций против местных сторонников вооруженного конфликта, разминирование территории и разоружение боевиков и т.д. . О критерии эффективности миротворческого контроля ведется дискуссия между представителями либерализма и реализма. Либералы обращают внимание на гуманитарные последствия этнического насилия и сводят эффективность контроля к защите местного населения от притеснений и жестокого обращения.
Реалисты утверждают, что в операциях по поддержанию мира гуманитарная помощь обостряет местный конфликт, и гуманитарные организации непреднамеренно становятся пособниками этнического насилия: боевики смешиваются с мирным населением и получают внешнюю материальную помощь, которая им не предназначается. Они используют ее для возобновления вооруженного конфликта. С 1948 года ООН были учреждены и проведены 67 миротворческих операций. В 90-е гг. XX и в начале XXI вв. ООН провело более 30 миротворческих операций, связанных с вмешательством во внутригосударственные конфликты в странах Африки, Азии и на территории бывшей Югославии.
После «холодной войны» Совет Безопасности стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между основными участниками внутригосударственных конфликтов. Однако, большинство миротворческих операций хотя и привели к временному прекращению насилия, но отнюдь не к урегулированию проблем, лежащих в основе конфликтов. В современных исторических условиях изменился характер миротворчества и снизился уровень эффективности миротворческих операций .
Список литературы
1. Гулиев М.А. Толерантность и миротворчество: Изд-во СКНЦ ВШ. - Ростов - на - Дону:, 2006. - 288 с.
2. Снегина С.Н. Новое в деятельности ООН по поддержанию мира // Институт социально-экономических и правовых наук, Академия наук Республики Татарстан. Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития РТ. Научные труды сотрудников, аспирантов и соискателей. Т. ХХ. - Казань: Изд-во «Фэн», 2004. - 264-271 с.
3. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право: учебник для вузов / отв. ред. проф. Игнатенко Г.В. и проф. Тиунов О.И. - М.: Норма, 2004, - 460 с.
Кочетов Р.Г. студент, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, Россия, г. Ростов-на-Дону
Вагина В.О. студентка, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, Россия, г. Ростов-на-Дону
Введение 3
1. Кризис международного миротворчества в начале 1990-х гг. 42 и предпосылки вовлечения НАТО в сферу урегулирования конфликтов.
1.1 Становление миротворческих механизмов и операции 43 ООН по поддержанию мира в период холодной войны.
1.2 «Новый мировой порядок» и кризис традиционного миро - 66 творчества ООН.
1.3 «Повестка дня для мира» и Хельсинские решения СБСЕ: 84 формирование новой международной миротворческой концепции.
2. Разработка и основные положения миротворческой страте - 101 гии Североатлантического союза.
2.1 Трансформация НАТО: новая политическая платформа и 102 приобретение функций по преодолению кризисов и предотвращению конфликтов.
2.2 Разработка теоретических основ политики НАТО по уре - 125 гулированию международных конфликтов.
3. Реализация стратегии НАТО в ходе урегулирования юго - 141 славского кризиса (1991-99 гг.)
3.1 Югославский кризис и вовлечение в конфликт междуна - 143 родных организаций (1990-92 гг.)
3.2 Политика НАТО и установление мира в Боснии и Герцего - 156 вине (1992-95 гг.)
3.3 Мирное соглашение по Боснии и деятельность миротвор - 172 ческих сил НАТО (1995-99 гг.)
Заключение 19Й-
Список использованных источников и литературы 199
Введение.
Последнее десятилетие XX в. и окончание холодной войны принесли с собой значительные изменения в сфере международной безопасности, ознаменовали сдвиг в приоритетах политики по обеспечению безопасности, существенно изменили природу угроз, с которыми сталкивается международное сообщество. В конце 1980-х - первой половине 90-х гг. произошло масштабное сокращение ракетно-ядерных сил, обычных вооружений и личного состава вооруженных сил ведущих мировых держав, как в рамках международных договоров, так и в порядке односторонних инициатив, наблюдается устойчивое снижение мировых расходов на оборону. Все это, а также общее потепление международного климата и улучшение взаимоотношений между ведущими мировыми державами обеспечило условия, в которых угроза возникновения глобального вооруженного конфликта между крупными государствами фактически была сведена к нулю. Значительно уменьшился риск широкомасштабного использования ядерного и другого оружия массового поражения. В то же время, на первый план вышли угрозы, создаваемые распространением такого оружия среди стран бывшего «третьего мира», ростом числа региональных и локальных вооруженных конфликтов, активизацией международного терроризма. Соответствующим образом изменились и задачи мирового сообщества в сфере обеспечения глобальной безопасности.
На одно из первых мест вышла задача по предотвращению и урегулированию международных конфликтов. После окончания холодной войны особое значение приобрели миротворческие операции, проводимые под эгидой Организации Объединенных Наций. За прошедшие годы в этой сфере был накоплен значительный опыт, однако теоретические вопросы международной миротворческой деятельности, ее формы, механизмы осуществления и принципы на сегодняшний день остаются одной из наиболее дискуссионных проблем. В при - нятой 8 сентября 2000 г. Декларации тысячелетия Организации Объединенных
«f Наций Генеральная Ассамблея ООН в качестве одного из приоритетов будущей деятельности международного сообщества назвала задачу «повышения эффективности ООН в деле поддержания мира и безопасности путем предоставления в ее распоряжение ресурсов и инструментов, необходимых ей для предотвращения конфликтов, мирного разрешения споров, проведения операций по поддержанию мира, постконфликтного миростроительства и реконструкции»1.
Вообще, как показывают события последних лет, миротворческая деятельность международного сообщества находится в кризисе. Современная модель
^ поддержания мира, сложившаяся в начале 1990-х гг., на сегодняшний день изжила себя и требует существенной модернизации. Предпринимаемые ООН и другими международными структурами операции по поддержанию мира зачастую оказываются неспособными обеспечить урегулирование конфликтных ситуаций (самым показательным примером служит нынешнее развитие ситуации в Косово), а во многих случаях ООН вообще не привлекается к разрешению острых международных кризисов (Афганистан, Ирак). Все это обозначило острую необходимость разработки новой концепции и форм международного миротворчества, пересмотра оценки эффективности предпринимаемых миротворческих действий ООН, определения новых критериев для объективной оценки возможностей мирового сообщества в сфере миротворчества.
Подобная же ситуация складывалась и в первой половине 1990-х гг., когда на смену «традиционному» миротворчеству ООН пришла современная модель поддержания мира. Для того, чтобы разобраться в принципах и механизмах ее функционирования, определить ее сильные и слабые стороны, необходимо изучить эволюцию теоретического и практического понимания миротворческой деятельности в начале 1990-х гг. Ключевую роль в данном процессе сыграл Североатлантический союз, который в ходе своей трансформации не только приобрел миротворческие функции, но и вообще расширил сферу своего участия в обеспечении и поддержании безопасности в европейском регионе.
не входящих в систему Организации Объединенных Наций, вызывает острые дискуссии. На сегодняшний день различного рода посредническую и миротворческую деятельность в разрешении конфликтных и кризисных ситуаций наряду с ООН осуществляют многие региональные организации в различных частях мира: Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Организация Исламская конференция (ОИК), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и т. д. Наиболее
^ неоднозначную международную реакцию вызвали силовые акции по установлению и поддержанию мира, проведенные силами Организации Североатлантического договора (НАТО) или отдельными ее членами в одностороннем порядке. Операция НАТО в Косово (1999 г.), военное вторжение США в Ирак (2003 г.) и, в меньшей степени, антитеррористическая операция в Афганистане (2001-02 гг.) вызвали осуждение у определенной части мировой общественности. В адрес НАТО и США выдвигались обвинения в том, что они узурпировали право Совета Безопасности ООН определять акт агрессии и принимать соответствующие меры для сохранения безопасности. Одновременно негативное восприятие косовских событий 1999 г. дискредитировало НАТО как организацию, обладающую миротворческими функциями, и наложило отпечаток на весь предыдущий опыт Североатлантического союза в этой сфере, в частности, на операцию по восстановлению мира в Боснии и Герцеговине (с 1995 г.) Вместе с тем, НАТО на сегодняшний день является одним из наиболее влиятельных участников процесса урегулирования международных конфликтов.
Активное участие в операциях по поддержанию мира в 1990-е гг. приняли вооруженные силы Российской Федерации. Участие российских «голубых касок» в составе многонациональных миротворческих контингентов под эгидой ООН, ОБСЕ и НАТО не только способствовало повышению политического авторитета России на мировой арене, но и позволило приобрести опыт для проведения подобных миротворческих и посреднических операций при разрешении конфликтов вблизи границ России и на территории Содружества независимых
F государств. Более того, в настоящее время сфера миротворчества является приоритетной и наиболее перспективной областью сотрудничества Российской Федерации и Североатлантического союза в рамках Совета Россия-НАТО, и это признается обеими сторонами2.
Вместе с тем, до сегодняшнего дня сохраняет актуальность вопрос о выработке наиболее эффективной стратегии участия российских вооруженных сил и гражданского персонала в международных миротворческих операциях. Все это обусловило актуальность проведенной изыскательской работы.
Предметом настоящего исследования является процесс возникновения и
становления политики Североатлантического союза в сфере урегулирования международных конфликтов и миротворчества. Автор рассматривает теоретические и практические аспекты политики НАТО по поддержанию мира в рамках более общего процесса трансформации альянса, как составную часть изменения политической и военной стратегии НАТО в первой половине 1990-х гг. Практическую реализацию миротворческая концепция НАТО получила в ходе урегулирования межнационального вооруженного конфликта на территории Боснии и Герцеговины.
Исследование носит многосторонний, комплексный характер, что обусловлено сложностью его объекта - современного миротворческого процесса как комплекса механизмов и действий международных организаций и отдельных государств, направленных на обеспечение глобальной и региональной безопасности. В контексте настоящей работы данная проблематика рассматривается в трех аспектах. Во-первых, выделяется процесс становления и развития миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций в период холодной войны и после ее окончания. Во-вторых, предметом изучения стала трансформация Североатлантического союза и разработка собственной миротворческой стратегии НАТО. В-третьих, в исследовании подробно рассматри-
2 См., например: Фрич П. Создавая надежду на основе опыта // Новости НАТО. 2003. №3. СП.
F вается югославский кризис 1990-х гг. и деятельность международных организаций по урегулированию всех его проявлений.
Хронологические рамки исследования ограничены ключевыми событиями процесса трансформации НАТО - Лондонским (1990 г.) и Вашингтонским (1999 г.) саммитами альянса - и в целом соответствуют периоду становления и начального развития политики альянса в сфере поддержания мира. В качестве нижней хронологической границы рассматривается июльская сессия Совета НАТО 1990 г., на которой была принята так называемая Лондонская деклара-
^ ция о трансформации Североатлантического союза. Именно принятие этого документа положило начало преобразованиям в структуре и политике НАТО, кардинально изменившим природу и задачи альянса и существенно расширившим его функции. Здесь были заложены основы будущей миротворческой стратегии североатлантических союзников. Кроме того, отметим, что 1990 г. стал переломным периодом и в истории Югославии. Именно тогда произошли первые серьезные трения между руководством национальных республик и федеральным правительством Югославии, дали трещину федеративные принципы построения единого югославского государства и активизировалась деятель-ность националистических и сепаратистских организации в республиках СФРЮ. Это и стало отправной точкой в развитии политического кризиса в Югославии, переросшего в дальнейшем в кровопролитный конфликт.
Верхнюю хронологическую границу исследования знаменует Вашингтонский саммит НАТО, прошедший 23-25 апреля 1999 г. Именно к этому моменту был завершен процесс становления миротворческой политики Североатлантического союза, и произошло оформление нового подхода к операциям в конфликтных регионах, который опирался в большей степени на силовые методы и вышел за пределы миротворческих действий. К началу 1999 г. завершилась фаза активного миротворчества НАТО на территории Боснии и Герцеговины, хотя решением Совета Безопасности ООН и Североатлантического совета мандат миротворцев НАТО в Боснии был продлен и действует вплоть до сегодняшнего
"^ дня. Кроме того, необходимо отметить, что в 1999 г. начался принципиально
иной этап развития югославского кризиса - произошла эскалация сербо-албанского конфликта в Косово, повлекшая за собой проведение массированной военной операции НАТО против Сербии. Автор диссертации сознательно не включил в предмет своего исследования косовский конфликт 1999 г. и действия НАТО по его урегулированию, поскольку они знаменуют отказ североатлантических союзников от традиционных принципов миротворчества и переход к другой стратегии конфликтного урегулирования, которая не вписывается в положения Устава ООН. Легитимность операции НАТО в Косово вызывает со - мнения, поэтому эта проблема заслуживает отдельного внимания и может стать темой специального исследования.
В своем исследовании автору неоднократно приходилось выходить за пределы обозначенных хронологических рамок. В частности, в связи с необходимостью определения общих и особенных черт миротворчества НАТО был проанализирован опыт Организации Объединенных Наций по проведению «традиционных» операций по поддержанию мира в годы холодной войны3. Ретроспективные отступления были сделаны также с целью изучения эволюции политической и военной стратегии НАТО со времени образования альянса в 1949 г., с целью рассмотрения развития межнациональных и федеративных отношении в Югославии.
Степень изученности проблем, связанных с теоретическими и практическими аспектами миротворческой политики НАТО, имеет несколько параметров измерения. С одной стороны, в последние годы появилось большое количество исследовательских и аналитических работ, посвященных отдельным вопросам политики и стратегии Североатлантического союза в период 1990-х гг. В различной степени описаны и изучены такие вопросы как политическая и военная трансформация НАТО, расширение НАТО на Восток, взаимоотношения
3 Под «традиционными» миротворческими операциями в исследовании понимаются проведенные ООН в годы холодной войны операции по поддержанию мира, которые сопровождались размещением в зоне конфликта многонационального миротворческого контингента с, целью наблюдения за выполнением перемирия, разделения враждующих сторон или оказа-
методов урегулирования.
Североатлантического альянса с Россией и другими восточноевропейскими странами, отношения США со своими атлантическими союзниками, роль НАТО в урегулировании югославского конфликта, операция НАТО в Косово. Отдельные работы отечественных и зарубежных исследователей посвящены непосредственно действиям НАТО в миротворческой сфере. С другой стороны, до сих пор не появилось по-настоящему серьезного, комплексного исследования политики Североатлантического союза по поддержанию мира и урегулированию международных конфликтов, в котором были бы проанализированы тео - ретические положения миротворческой стратегии НАТО и опыт их практической реализации, где действия североатлантических союзников в сфере миротворчества были бы соотнесены с соответствующим опытом ООН и других международных организаций. Настоящая работа призвана в значительной степени восполнить этот пробел.
Историографическую базу настоящего исследования составили научные и аналитические труды российских и зарубежных авторов. Весь массив привлеченных исследовательских работ можно разделить на три большие группы в соответствии с рассматриваемой в них проблематикой. Первую группу соста-вили статьи и монографии по истории и политике Организации Североатлантического договора.
Говорить о складывании в отечественной исторической науке серьезной историографии по проблемам, связанным с политикой Североатлантического союза, можно только начиная со второй половины 1980-х гг. В годы холодной войны в Советском Союзе вышло крайне немного специализированных публикаций, посвященных НАТО4. В целом, эти исследования, а также общие работы по проблемам международных отношений советского периода были выдержаны в духе жесткого идеологического и военно-политического противостояния. Завершение холодной войны кардинально изменило ситуацию. Наряду с пуб-
4 Например, можно упомянуть следующие работы: Халоша блок. М: Межд. отношения, 1960; Шеин B. C. США и Южная Европа: Кризис атлантического партнерства. М.: Наука, 1979; , Шеин B. C. США - диктатор
ликациями, в которых все еще содержалась риторика холодной войны, стали появляться более серьезные и взвешенные исследования, посвященные, преимущественно, вопросам сокращения вооружений в структурах НАТО, достижения военного паритета НАТО и Организации Варшавского договора5. Бурное обсуждение на страницах ведущих научных и общественно-политических журналов в начале 1990-х гг. вызвали вопросы формирования новой международной и военно-политической ситуации на европейском континенте и будущей роли Североатлантического блока6. Участники дискуссии согласились с. необ - ходимостью изменения военной природы обоих блоков в сторону большей их политизации как альтернативе их исчезновения с мировой и европейской арены.
Начало процесса трансформации Североатлантического союза, принятие новой стратегической концепции НАТО в конце 1991 г. и одновременный самороспуск Варшавского договора не оправдали прогнозов исследователей и только вызвали у них дополнительные вопросы и ощущение неопределенности. Это характерно для целого ряда статей, появившихся сразу вслед за изменениями в НАТО7.
НАТО. М.: Сов. Россия, 1985; Государства НАТО и военные конфликты: военно-исторический очерк. М: Наука, 1987.
5 Например, см. работы В. Кудрявцева: Военная политика НАТО и европейская безопасность // США: экономика, политика, идеология (далее - США: ЭПИ). 1991. №6. С. 12-19; НАТО и сокращение обычных вооружений в Европе // Мировая экономика и международные отношения (далее - МЭиМО). 1991. №10. С.42-51; Эволюция военно-политической стратегии НАТО на современном этапе (гг.) в контексте европейской безопасности: Авто-
реф. дис__д-ра ист. наук. М., 1993.
Барановский В. Оптимальная модель взаимодействия блоков // США: ЭПИ. 1990. №3. С.36-38; Он же. Европа: Формирование новой международно-политической системы // МЭиМО. 1990. №9. С. 14-21; США - Западная Европа в меняющемся мире. М.: Наука, 1991; Кокошин А., Чугров С. Безопасность в 90-е годы: Отказ от стереотипов // МЭиМО. 1991. №2. С.21-28; Михеев B. C. Новые подходы в европейской политике Вашингтона // США: ЭПИ. 1993. №2. С.15-24; Новая военно-политическая ситуация в Европе: Круглый стол // МЭиМО. 1991. №11. С.69-78; Смольников СВ. Политико-военное сближение в Западной Европе и «сверхдержавы» // США: ЭПИ. 1990. №4. С. 13-22. 7 Романов союз: Договор и организация в меняющемся мире // Московский журнал международного права. 1992. №1. С. 104-124; Халоша и стратегия НАТО в меняющемся мире // Военная сила. Размышления о ее свойствах и месте в современном мире. М.: Наука, 1992. С.117-136.
Начиная с рубежа 1993-94 гг., в российской печати резко увеличилось ко-
личество публикаций, посвященных политике Североатлантического союза, что было связано как с установлением партнерских отношений между Россией и НАТО, так и с активизацией деятельности самого альянса. В это же время наметился основной круг проблем для исследования и обсуждения в рамках дискуссий на страницах прессы: взаимоотношения Россия - НАТО, проблема расширения НАТО на Восток, НАТО и строительство новой системы европейской безопасности. В более или менее измененном виде эта тематика продолжает ^ преобладать в исследованиях вплоть до сегодняшнего дня.
В целом, в современной отечественной историографии выделяется три основных подхода к изучению проблем, связанных с деятельностью Североатлантического союза, которые условно можно определить как прозападный, антизападный и нейтрально-реалистический, в соответствии с высказываемым исследователями отношением к НАТО. Прозападный подход характеризуется ориентацией авторов на конструктивное сотрудничество со странами Запада, в частности, с НАТО и, соответственно, позитивным восприятием действий Североатлантического союза. Представители прозападного направления (В. Барановский, Б. Орлов, А. Пионтковский, К. Гаджиев, Т. Пархалина) в своих работах доказывают необходимость партнерства с НАТО, целесообразность участия России в совместной деятельности. Исследователи, придерживающиеся антизападных взглядов (Е. Гуськова, И. Максимычев, Е. Степанова, А. Дугин, Л. Ивашов), отличаются критическим отношением к НАТО и негативной оценкой ее деятельности. Они отмечают отрицательные последствия расширения НАТО и участия альянса в урегулировании на Балканах. Выделение нейтрально-реалистического направления обусловлено тем, что значительная часть специалистов, занимающихся натовской проблематикой (А. Арбатов, Д. Данилов, Ю. Давыдов, Ю. Гусаров), не высказывает определенного позитивного или негативного отношения к альянсу, а руководствуется в своих исследованиях реальными событиями, фактами, документами. Деятельность НАТО по урегулирова-"""!¦ нию кризиса на Балканах стала одним из тех вопросов, по которым противоре-
чия представителей указанных выше направлений максимально обострялись. Это относится, в частности, к дискуссии, развернувшейся на страницах российских журналов и газет после проведения вооруженными силами НАТО си-ловой операции в Косово. Цели настоящего исследования не позволяют провести подробный анализ этого интереснейшего обсуждения, однако необходимо отметить, что в ходе дискуссии содержались частые отсылки к миротворческому опыту НАТО, полученному в Боснии, без подробного его изучения9.
В отличие от отечественной историографии, в западной литературе проблемам НАТО пристальное внимание уделялось практически с самого момента образования альянса в 1949 г. Основными темами для изучения в период холодной войны на Западе становились проблемы взаимоотношений между государств ами-участниками Североатлантического пакта (особенно между США и европейскими странами), обоснование атлантической идентичности, перспективы военного и политического развития альянса10.
Окончание холодной войны обусловило значительное изменение тематики и настроя западных натовских исследований, в общественном и научном мнении США и стран Европы на рубеже 80-90-х гг. наметилось разделение на два лагеря по вопросу о будущем НАТО. Значительная часть политиков и ученых занялась поиском обоснований для сохранения Североатлантического союза
Среди множества работ отметим следующие: Ивашов стратегия НАТО: Эволюция стратегической концепции НАТО в послевоенном мире и влияние происходящих изменений на роль и место России в геополитическом пространстве Европы // Военно-исторический журнал. 2000. №1. С.3-12; Романов стратегическая концепция НАТО, военная акция альянса против СРЮ и международный право порядок // Дипломатический вестник. 1999. №7. С.86-92; США - НАТО - ЕС: Вашингтон проводит реформу НАТО // США-Канада. 1999. №10. С. 13-28.
См.: Самуилов СМ. Будущее НАТО: интересы США и интересы России // США: ЭПИ. 1994. №1. С.68-76; Он же. США, НАТО, Россия и боснийский кризис // США: ЭПИ. 1995. №7. С.16-31; "Новая" НАТО - что впереди? // США: ЭПИ. 1996. №10. С.80-89; Язькова А. Где пройдет новая "линия безопасности"? // МЭиМО. 1995. №4. 10 См., например, следующие работы: Catlin G. The Atlantic community. Toronto: Macmillan, 1959; The Atlantic community: Progress and prospects. NY, L.: Praeger, 1963; NATO without France: A strategic appraisal. Stanford: Hoover institute on war, revolution and peace, 1967; Calleo D. The Atlantic fantasy: The US, NATO and Europe. Baltimore; L.: Johns Hopkins press, 1970; Neustadt R. E. Alliance politics. NY; L.: Columbia University press, 1970; Transatlan - tic crisis: Europe and America in the "70s. L.: St. Martin"s press, 1974; Goodman E. R. The fate of the Atlantic community. NY: Praeger, 1975.
¦^ поиском нового места и задач альянса в постбиполярном мире, что получило свое отражение в многочисленных публикациях на страницах ведущих международных изданий как на Западе, так и в России11. В то же время, часть исследователей задалась вопросом, следует ли сохранить НАТО в условиях исчезновения угрозы с Востока, и их ответ был скорее отрицательный12.
Процесс трансформации НАТО, запущенный в 1990 г., дал новый импульс для развития западной атлантической историографии. Подавляющее большинство специалистов на Западе приветствовало начатые изменения. Были наме-
f>" чены два комплекса вопросов для публичного обсуждения: межсоюзнические отношения в рамках альянса (усиление политической составляющей НАТО, расширение функций альянса, разногласия и компромиссы между его членами, участие Североатлантического союза в формировании единой Европы и укрепление европейской опоры НАТО) и построение отношений с внешним миром (сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы, а также бывшими республиками Советского Союза, расширение НАТО на Восток).
Подобно тому, как в современной отечественной литературе выделяется три подхода к политике НАТО, анализ зарубежной историографии позволяет сделать вывод о существовании на Западе также трех направлений в исследовании проблем, связанных с НАТО. Их можно охарактеризовать как апологетическое, критическое и прагматическое. Представители первого из них, среди которых в первую очередь американские специалисты и исследователи, приближенные к штаб-квартире НАТО в Брюсселе, рассматривают Североатлантический союз в качестве центрального элемента обеспечения безопасности на ев-
11 Hormats R. D. Redefining Europe and the Atlantic link // Foreign affairs. 1989. Vol. 68. №4. P.71-91; Shea J. NATO 2000: A Political Agenda for a Political Alliance. L.:. Brassey"s, 1990; Хаснер П. НАТО и Варшавский Договор: Начало конца? // США: ЭПИ. 1990. №8. С.29-32; Ван Эвера С. Американские стратегические интересы в Европе // США: ЭПИ. 1990. №3. С.24-29; Дин Дж. Новые слагаемые системы безопасности для Европы // Международная жизнь. 1990. №11. С. 30-39; Киссинджер Г. Европа снова центр международной напряженности // США: ЭПИ. 1990. №3; Уолт С. Сохранение мира в Европе: Поддержание статус кво // США: ЭПИ. 1990. №2. С.49-56.
12 Steel R. NATO"s last mission // Foreign policy. 1989. №76. P.83-95; Warnke P. C. Can NATO "> survive success? // Journal of international affairs. 1989. Vol.43. №1. P.47-55.
13 Abshaire D. M. The Atlantic Alliance Transformed. Washington. 1992.
ропейском континенте. Более того, следуя идеалистической внешнеполитической традиции США, они подчеркивают мессианский характер альянса как структуры, гарантирующей защиту и распространение либеральных демократических ценностей, обеспечивающей политическую, экономическую и идеологическую общность союзников, неразрывную трансатлантическую связь между ними14.
Исследователи, подходящие к НАТО с критических позиций, концентрируют свое внимание прежде всего на негативных последствиях конкретных действий альянса, будь то расширение НАТО на Восток или военная операция в Косово. Указывают они и на внутренние противоречия между членами НАТО, особенно между европейскими и североамериканскими союзниками, на то, что усиленное американское присутствие в Европе затрудняет строительство собственно европейских институтов безопасности15. Число критиков НАТО относительно невелико, однако на некоторое время после косовской операции альянса их позиции значительно окрепли.
Значительное количество западных исследователей выражает политически неангажированные, прагматичные взгляды на деятельность Североатлантического союза. Это преимущественно военные эксперты, политические и научные деятели, занимающиеся, в силу своей специализации, анализом текущих собы-тии.
Специфика подавляющей части исследований политики НАТО в 1990-е гг. заключается в том, что они носят излишне актуализированный характер, т. е. рассматривают наиболее актуальные на момент написания проблемы, оставляя
14 Glaser Ch. L. Why NATO is still best: Future security arrangements for Europe // International Security. 1993. Vol.18. №1. P.5-50; Williams Ph. North Atlantic Treaty Organization. Oxford: Clio Press, 1994; Yost D. S. NATO transformed: The Alliance"s new roles in international security. Wash.: US Institute of Peace Press, 1998.
15 Киссинджер Г. Будьте реалистами // США: ЭПИ. 1994. №7; NATO in the post-cold war era: Does it have a future? NY.: St. Martin"s Press, 1995; Cornish P. Partnership in crisis: The US, Europe and the fall and rise of NATO. L.: Royal Institute of International Affairs, 1997; Gardner H. Dangerous crossroads: Europe, Russia and the future of NATO. Westport, L.: Praeger, 1997.
16 Carpenter T. G. Beyond NATO: Staying out of Europe"s Wars. Wash.: Cato Institute, 1994; Co - gan Ch. G. Forced to choose: France, the Atlantic Alliance and NATO - then and now. Westport, L.: Praeger, 1997.
за пределами прочие аспекты деятельности Североатлантического союза. Именно так и произошло с предметом настоящей диссертации. Проблема разработки миротворческой стратегии Североатлантического союза и участия сил НАТО в процессе урегулирования боснийского конфликта изучалась преимущественно в рамках более общих проблем. Исключение составляет несколько узко специальных работ западных экспертов, таких как монографии Л. Вэнца «Уроки Боснии: опыт ИФОР»17 и П. Комбелла-Сигела «В прицеле - Босния: интегрированная информационная деятельность в миротворческих операциях:
операции НАТО в Боснии» . Они посвящены узкому вопросу - организации системы управления и командования, а также информационным аспектам операции многонациональных миротворческих сил под руководством НАТО на территории Боснии и Герцеговины. Другое издание «ИФОР: Миротворцы НАТО в Боснии и Герцеговине» представляет собой иллюстрированный рассказ о деятельности Сил по выполнению Соглашения и носит в первую очередь информационный, а не аналитический характер19.
Вторую большую группу исследовательской литературы, привлеченной в рамках подготовки настоящей диссертации, составили работы, посвященные теоретическим и практическим вопросам международной миротворческой деятельности, а также общетеоретические работы по проблемам урегулирования международных и межнациональных конфликтов.
Необходимо отметить, что исследователи как в России, так и на Западе относительно недавно занялись изучением проблем миротворчества. Самостоятельным систематизированным предметом исследований миротворческие операции стали лишь в х годах, а до этого рассматривались в качестве одного из компонентов политико-дипломатической деятельности ООН. В отечественной историографии до начала 1990-х гг. миротворческая проблематика изучалась преимущественно в рамках общих работ по международным кон-
17 Wentz L. K. Lessons from Bosnia: The IFOR experience. Wash.: Institute of National Strategic Studies, 1997.
v Combelles-Siegel P. Target Bosnia: integrating information activities in peace operations:
"V NATO-led operations in Bosnia-Herzegovina. Wash.: Institute of National Strategic Studies, 1997.
фликтам20. В целом для советской дипломатии и науки было характерно скептическое отношение к возможностям ООН по проведению операций по поддержанию мира, благодаря чему в общих и специальных работах о деятельности Организации Объединенных Наций миротворчеству практически не отводилось место21. Однако после окончания холодной войны и изменения общей системы международных отношений вопросам урегулирования международных конфликтов и миротворческой деятельности стало уделяться значительно больше внимания, в отечественной научной периодике появился целый ряд ста - тей на эту тему. Среди наиболее интересных публикаций начала 1990-х гг. отметим работы В: Кременюка, И. Жинкиной, Г. Морозова, С. Рейдера, В. Эмина и других исследователей22. Перечисленные авторы не только проанализировали опыт международных организаций в сфере миротворчества, но и сделали первые попытки обобщить этот опыт на теоретическом уровне.
Всплеск интереса отечественных исследователей к вопросам миротворчества международных организаций произошел во второй половине 1990-х гг., что было связано как с неоднозначным и не всегда удачным опытом ООН по урегулированию конфликтов в целом ряде регионов мира, так и с активным участием российских войск в международных миротворческих силах. Между-
19 IFOR on IFOR: NATO Peacekeepers in Bosnia-Herzegovina. NY.: Connect, 1996.
В связи с этим можно назвать несколько наиболее крупных работ отечественных исследователей: Международные конфликты. М.: Межд. отношения, 1972; Доронина конфликт. М.: Межд. отношения, 1981; Международные конфликты современности. М.: Наука, 1983; , Егоров конфликт: Право, политика, дипломатия. М.: Межд. отношения, 1989; Султанов конфликты и глобальная безопасность. М.: Знание, 1990.
21 См., например: Ефимов ООН - инструмент мира. М.: Наука, 1986; ООН и проблемы войны и мира. М.: Межд. отношения, 1988:
Кременюк региональных конфликтов: Контуры общего подхода // США: ЭПИ. 1990. №8. С.3-11; Жинкина акции: Некоторые вопросы теории и практика // США: ЭПИ. 1994. №10. С. 10-23; Морозов Г. «Голубые каски»: миротворчество ООН или импровизация? // Обозреватель. 1994. №12; Он же. ООН: Опыт миротворчества // МЭиМО. 1994. №7; Рейдер С. Операции по поддержанию мира - военные аспекты многонационального подхода // Военная мысль. 1994. №2; Эмин конфликты и международные организации. М.: Феникс, 1991; Золян СТ. Описание регионального конфликта как методологическая проблема // Полис. 1994. №2; Букалов А. "Голу - бые каски" в песках // Новое время. 1993. №37. С.22-29; Боровой Я. Принуждение к миру // Новое время. 1994. №28. С.24-25; Рябов И., Ситов Ю. Почему России не разрешают быть миротворцем? // Новое время. 1994. №29. С. 18-19.
народно-правовые аспекты проведения миротворческих операций, теоретические обобщения в сфере поддержания мира стали предметом многочисленных публикаций в ведущих российских информационно-аналитических и академических журналах23.
В качестве одной из главных тем для отечественных исследователей было и остается осмысление деятельности миротворцев ООН, анализ причин удач и неудач международной организации. Целая серия публикаций на эту тему появилась в связи с празднованием 50-летнего юбилея Организации Объединенных
Т^ Наций и после него24. Во всех указанных работах сфера поддержания мира рассматривается как приоритетная область деятельности ООН в прошлом, в годы холодной войны, и в настоящем. В то же время, авторы указанных работ выделяют и существующие в настоящее время трудности в осуществлении миротворческой деятельности ООН, такие как проблемы с финансированием, отсутствие у организации эффективных средств по принуждению к выполнению ее решений, неурегулированность международно-правового статуса принудительных операций. Одна из главных проблем ООН конца XX в., признаются исследователи, это сложные взаимоотношения с руководством Соединенных Штатов
"¦ Америки, которые при президенте Б. Клинтоне сделали ставку на активное ис-
23 Барабанов О. Миротворцы или участники конфликта? // Открытая политика. 1998. №3/4. С.60-65; СООНО - работая во имя мира // Международная жизнь. 1995. №4-5. С.110-114; Кременюк мира: свет и тени современного миротворчества // США: ЭПИ. 1997. №3. С.5-17; Крутских Н. Пионеры «голубых касок» // Международная жизнь. 1994. №2. С.; Маковик Р., Мару ков А., Панкратов Д. Некоторые юридические аспекты участия миротворческих сил ООН в разрешении межнациональных конфликтов в Европе // Международное публичное и частное право. 2001. №1. С.34-39; Маковик Р., Панкратов Д. Операции ООН по поддержанию мира (некоторые проблемы и пути их решения) // Право и политика. 2001. №5; Морозов Г. Миротворчество и принуждение к миру // МЭиМО. 1999. №2. С.60-69; Никитин А. Переосмысливая историю отношения СССР/России к миротворчеству ООН // Международная политика. 2001. №5; Чумакова МЛ. Технология миротворчества // Латинская Америка. 1998. №9. С.4-10; Ясносокирский: Некоторые концептуальные аспекты политического урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций // Московский журнал международного права. 1998. №3. С.46-52.
24 Батюк юбилея ООН: Вопрос о реорганизации остается // США: ЭПИ. 1996. №3; Он же. Миротворческая деятельность ООН и великие державы // США: ЭПИ. 1996. №12;, ООН на рубеже веков (К 50-летию ООН) // Московский журнал международного права. 1995. №1; Он же. ООН: время испытаний // США: ЭПИ. 1996. №5; Сафрончук