Экологические мероприятия в детской библиотеке. Час открытий «удивительный и загадочный мир природы» в библиотеке-филиале n6 посвятили дню земли. Краеведческие чтения «Плесков град»
Елена Романько
Цели и задачи :
Пополнить знания о природе родного края ;
Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;
Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Оборудование :
Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.
Ход мероприятия.
Ведущий :
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!
Ведущий :
А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.
В руки палочку возьму,
Круг волшебный проведу
Стукну тихо раз, два, три,
Волшебство ты оживи!
Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…
В Королевство Природы попасть легко ,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так :
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .
Здравствуй лес, красивый лес!
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь мы свои!
Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.
Появляется Старичок-Лесовичок.
Лесовичок : Здравствуйте, друзья!
Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?
Лесовичок :
Это я седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Лесовик : - Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .
Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.
Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.
Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.
Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?
Дети : Да!
Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.
Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.
Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер ,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Я люблю свою природу ,
Я ей помогаю! (да)
Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.
Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)
Ведущий : Как узнали берёзу?
Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.
Послушайте стихотворение «Берёза»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)
Дети : нет.
Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.
А что это за деревья? Высокие, раскидистые.
Дети : Тополя.
Ведущий : Какой ствол?
Дети : Толстый.
Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.
Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :
Игра «Кто скорее соберёт свои листья»
(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)
Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.
Загадки о животных.
1. Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка) .
2. Летом ходит без берлоги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (медведь) .
3. Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .
4. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной (ежик) .
Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»
Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в
игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .
Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)
Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :
эстафетная игра «Собери цветок»
Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.
Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим :
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем (ёлочка)
Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.
«Найди пару»
Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .
Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»
Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.
Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :
Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.
Несъедобные - бледная поганка, мухомор.
Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :
Игра «Назови одним словом»
1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)
2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)
3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)
4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)
5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .
Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.
Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.
Список литературы.
1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.
2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.
3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.
4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.
5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.
6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 7-9 классов о живой природы
Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская областьОписание материала: Географическое расположение птиц исключительно широко. Они заселяют практически всю поверхность Земли и на север проникают до полюса. Нельзя не сказать и об эстетическом значении птиц, без которых наша жизнь была бы скучна и безмолвна. Более удивительных созданий природы, чем птицы, наверное, нет на свете. Они освоили все воздушное пространство. Им нет равных. Птицы проделывают большие расстояния, иногда без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. В настоящее время численность многих видов сильно сокращается, и они могут исчезнуть совсем, если не принять меры по их охране. Беречь природу – значит охранять свою жизнь….
Материалом для составления внеклассного мероприятия «Чудеса и тайны живой природы» послужили энциклопедии, журналы, литература по биологии, географии. Рекомендуемая для чтения в основной школе. Для учащихся 7 – 9 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о птицах, о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о энциклопедиях, книгах и журналах прочитав которые дети могут узнать о том, где и как обитают знакомые и не знакомые птицы, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о птицах, о природе.
Внеклассное мероприятие «Чудеса и тайны живой природы»
Любуйся ты красою,
Величием Земли!
И помни: это - дом твой!
Люби его, храни его, цени!
Анна Зубкова
1. Скажите, у какой птицы голубые глаза?
- Голубые глаза, не удивляйтесь, не у какой – нибудь экзотической птицы, а у галки. Той самой обычной галки, которая в городах является спутником человека. Все представители этого семейства – очень сообразительные и находчивые птицы. И голубоглазая галка – не исключение. Если вы понаблюдаете за этой шустрой птицей, и в ее поведении сможете увидеть много интересного.
На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом -
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул...
Саша Чёрный
2. Скажите, кто из птиц спит, сидя на хвосте?
- Это дятлы. Они гнездятся в дуплах и спят в вертикальном положении, прицепившись острыми коготками коротких ножек к стенке дупла и упираясь в нее жесткими перьями хвоста.
Дятел пёстрый озорной
Песню нам пропел весной!
На сухой сучёк он сел
И - как барабан, запел!
Так он носом застучал,
Чтоб весь лес о нём узнал:
«Нос мой - крепок,
Я - удал: из под коры еду достал,
Для птенцов дупло долбил,
Новый дом соорудил!»
3. Скажите, у каких уток, самки окрашены ярче селезня?
- У новозеландского огаря. Почему так происходит, неизвестно.
4. Скажите, какая чайка носит ожерелье?
- Это розовая чайка – очень редкая птица мира, которую можно встретить в Арктике. Оперения у этой птицы нежно розового цвета, а вокруг шеи как будто нарисовано черное кольцо – «ожерелье». Полярники называют розовую чайку жар - птицей Арктики.
5. Скажите, какие птицы питаются грибами?
- Это птицы наших северных лесов – глухарь и кукша.
Выйди на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется глухарь.
Тонкий дух весенней благодати,
Свет звезды - как первая слеза...
И глухарь, кудесник бородатый,
Закрывает желтые глаза.
Из дремотных облаков исторгла
Яркий блеск холодная заря,
И звенит, чумная от восторга,
Зоревая песня глухаря.
Счастлив тем, что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен,-
Ничего не видит и не слышит,
Ничего не замечает он!
Он поет листву купав болотных,
Паутинку, белку и зарю,
И в упор подкравшийся охотник
Из берданки бьет по глухарю...
Может, так же в счастья день желанный,
В час, когда я буду петь, горя,
И в меня ударит смерть нежданно,
Как его дробинка - в глухаря.
Дмитрий Борисович Кедрин
Глухарь
Кукша
6. Скажите, у какой птицы на крыльях есть когти?
- У птенцов гоацианов, обитающих в тропических лесах Южной Америки. Они вылупляются почти голыми, но с первых же дней отлично могут лазать по деревьям. При лазании пользуются только клювом и ногами, но и хорошо развитыми первым и вторым пальцами крыла, которые подвижны и снабжены когтями. Еще птенцы могут хорошо плавать. Гнезда гоацины устраивают на ветвях над водой. При опасности птенцы быстро лазая, спасаются среди ветвей или ныряют в воду. Когда опасность минует, они вновь возвращаются в гнездо. Так что, несмотря на то, что птенцы надолго остаются в гнезде, они в полнее самостоятельны. По мере взросления способность к лазанию и нырянию пропадает.
7. Скажите, какая пролетная стая обещает снег?
- Стая пролетных гусей. По народной примете, через день – два, после того как пролетели гуси, нужно ждать снегопад. Попробуйте, проверьте эту примету.
С утра покинув приозерный луг,
Летели гуси дикие на юг.
А позади за ниткою гусиной
Спешил на юг косяк перепелиный.
Все позади: простуженный ночлег,
И ржавый лист, и первый мокрый снег...
А там, на юге, пальмы и ракушки
И в теплом Ниле теплые лягушки...
Вперед! Вперед! Дорога далека,
Все крепче холод, гуще облака,
Меняется погода, ветер злей,
И что ни взмах, то крылья тяжелей...
Эдуард Асадов
8. Скажите, почему у белого аиста черные крылья?
- Наличие темного пигмента делает перья более долговечными, этим и объясняется, что у белого аиста маховые перья на крыльях черные.
Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол…
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!
Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик…
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!..
Андрей Кропотин
9. Скажите, какие птицы спаят на волнах?
- Это буревестники. Как и у альбатросов, их жизнь прочно связана с открытыми морскими просторами. Они нуждаются в суше лишь в период гнездования. Буревестники спят прямо на волнах.
10. Скажите, какая птица став взрослой «разучивается говорить»?
- Это хищная птица бородач. Молодой бородач часто пищит, выпрашивая корм. Став взрослым, бородач «разучивается говорить»: никто еще не слышал голоса взрослой птицы.
11. Скажите, какая хищная птица нашей страны питается змеями?
- Она так и называется – змееяд. Относится эта птица к семейству ястребиных. Змееяд убивает змею, после чего проглатывает ее целиком. Кроме змей, птица может поедать мышевидных грызунов, ящериц и мелких птиц. Змееяд ведет скрытый образ жизни и поселяется в глухих районах смешанных лесов, где много влажных полян, болот и речек. В таких местах обитают ужи и гадюки, они то и составляют основную пищу.
12. Скажите, какая птица поет хвостом?
- Кулик – бекас. Бекасы токуют в воздухе, то взмывая в верх, то стремительно падая вниз. При падении птица своеобразно распускает рулевые перья, которые, встречая потоки воздуха, начинают вибрировать. При этом возникают довольно громкий звук, напоминающий блеяние овцы.
«В союзе с природой»
День информации по экологии
Составитель - Арихина Светлана Анатольевна,
заведующаяКозьминской библиотекой
МБУК «Ленская межпоселенческая
библиотека»
Тема дня информации выбрана не случайно, ведь 2013 год в России -Год защиты окружающей среды. Это мероприятие, наряду с другими формами работ с экологической направленностью (эколого-природоведческая игра «Загадки животного мира», конкурс детского рисунка «Природа в детском рисунке: любимое время года» и др.) проведено в Козьминской сельской библиотеке в период летних каникул для школьников-участников детского оздоровительного лагеря «Солнечный».
Цель: экологическое просвещение, формирование экологической культуры у читателей-подростков и юношества.
· Развитие любознательности, интереса у подростков и юношества к литературе о природе, животном мире,
· Привлечение внимания читателя к экологическим проблемам с помощью книг;
· Развитие умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни;
· Формирование эмоционального, нравственного, этического и эстетического отношения к природе, окружающему миру.
Читательский адрес: читатели-подростки и старшеклассники.
Программа Дня информации
2. Тематический обзор представленной выставки
3. Консультации
5. Мастер-класс «Волшебный цветок»
Книжная выставка «Зеленый дом и мы в нем»
Эпиграф 1: «…Природа сама выбирает среди людей тех, кто может стать ей истинным другом и защитником. Ведь она такое же живое существо, как и человек, имеет свое сознание, мысли, развивается и живет по своим законам. Природа не только выбирает себе единомышленников, но и в нужную минуту подсказывает, остерегает и даже спасает от смерти».
(Петр Маркин)
Эпиграф 2: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять - надо их открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях - разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
(М.М.Пришвин)
Разделы:«В царстве флоры и фауны»;«Лесная аптека» на службе человека»; «Братья наши меньшие»; «Красная книга - сигнал опасности».
Для оформления выставки можно использовать: гербарии, букеты сухоцветов, изделия из бересты и природного материала (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки, макет птичьего гнезда и др.), а также фотографии животных, птиц, окружающей природы. Эти дополнительные компоненты сделают выставку более яркой, содержательной, необычной, тем самым привлекающей внимание большего количества пользователей.
Тематический обзор выставки
Здравствуйте, друзья, юноши и девушки! Хочу обратить ваше внимание на представленную выставку, название которой говорит само за себя - «В союзе с природой». Обзор хочется начать одним из представленных здесь эпиграфов: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять - надо их открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях - разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (М.М.Пришвин)
1-ый раздел выставки приглашает вас очутиться в царстве флоры и фауны нашей планеты. Книга Ю. Дмитриева «Книга природы» - посвящена живой природе -деревьям и травам, кустарникам и мхам, грибам и насекомым, земноводным и пресмыкающимся, птицам и зверям. Книга эта построена по принципу энциклопедии, т. е. название растений и животных расположены в алфавитном порядке, поэтому вы можете быстро отыскать рассказ о любом из них. Например, если вы хотите узнать только о грибах, или только о птицах, или только о деревьях - вам поможет ключ-таблица. В ней перечислены все объекты живой природы, для удобства после названия каждого растения или гриба указаны номера страниц, где о них говорится в книге.
Так же хочется обратить ваше внимание на следующую книгу, представленную в этом разделе, название ее - «Самые удивительные растения» . Посмотрите, книга эта очень красочна, хорошо иллюстрирована. Здесь говорится и об экзотических заморских растениях, и о тех, которые мы с вами встречаем в нашей местности: это папоротники, плауны, борщевики. Каждое из этих растений имеет свои секреты, подробней о которых вы можете узнать, прочитав эту книгу.
Как вы думаете, можно ли к растениям-друзьям отнести лекарственные растения? Конечно можно, вы правы. О них как раз следующий раздел нашей выставки «Лесная аптека на службе человека».
В первую очередь хотелось бы представить книгу нашего северного автора Ф.Чумакова «Поклонись ягоде» . Оказывается, в лесах Архангельской области встречается более тридцати видов растений, ягоды которых полезны человеку. Одни из них съедобны и являются витаминным пищевым продуктом, другие несъедобны и даже ядовиты, но все без исключения ягоды - это ценнейшее лекарственно-техническое сырье. Автором освещены вопросы правильного сбора, переработки и употребления в пищу этого любимого всеми нами северного лекарственного лакомства.
Что там говорить, человек ещё с незапамятных времён заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Звери тоже зачастую травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Нам, людям, разыскивать не надо, ведь книги всегда придут на помощь и ответят на интересующие нас вопросы. Вот и в «Целебном лукошке» доктора биологических наук Ю.Синадского на конкретных примерах рассказано о лекарственных растениях, сборе и применении их человеком. А лукошко действительно чудесное… ну, например, знаете ли вы, что красная смородина, которая растёт практически у каждого из вас в палисаднике, содержит антоциан, особое вещество, которое придаёт этой ягоде красный цвет, влияет на кровообращение человека: увеличивает количество эритроцитов, тромбоцитов, повышает гемоглобин. А кто из вас может сказать, чему же присуща жёлтая окраска овощей и ягод? Какому полезному компоненту? На этот и другие вопросы вы ответите без труда, прочитав эту интересную и, безусловно, полезную книгу.
Любителям «зелёной домашней аптеки» будет так же интересен «Справочник по лекарственным растениям». Его авторы описывают, как определить лекарственное растение по внешнему виду, каковы особенности его биологии, где оно произрастает, каков его химический состав, лекарственные свойства. По каждому виду приводятся основные правила сбора, хранения и сушки, а также требования к качеству лекарственного сырья. Справочник содержит цветные иллюстрации.
Перед вами энциклопедия «Я познаю мир: животные» В этой книге собраны небольшие истории о животных, которые населяют наш мир. Многих из них вы хорошо знаете, о других только слышали или читали, третьих наверняка видели в телепередачах «В мире животных», «Одиссея Кусто» и др. Энциклопедия снабжена прекрасными иллюстрациями.
На выставке представлена ещё одна энциклопедия из серии «Я познаю мир» - это «Живая природа от А до Я». Вкниге показан животный мир нашей планеты во всём его разнообразии. В увлекательной форме авторы рассказывают о самых интересных особенностях каждого животного.
А вот ещё одна интересная и познавательная книга из этого раздела: «1000 вопросов о жизни животных» . Какое из ныне существующих животных на Земле самое большое? А самое маленькое? Можно ли найти в ближайшей луже современника динозавров? Правда ли, что змеи живут триста лет? Вынашивают ли рыбы детёнышей в сумках? Ребята, вы знаете ответы на эти вопросы? Если нет, то тем, кто интересуется зоологией, путешествиями, приключениями, эта книга окажет неоценимую помощь, ибо составлена на основе не только современных научных данных, но по рассказам отважных путешественников в самые отдалённые уголки мира.
А теперь переходим к заключительному разделу нашей выставки, название которого говорит само за себя - «Жалобная книга природы».
Представляю вашему вниманию «Красную книгу Архангельской области» - это официальный справочник, включающий в себя данные о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах дикорастущих грибов, растений и диких животных. В книге приведены данные о принятых и необходимых мерах охраны по 5 видам грибов, 10 видам лишайников, 46 видам мхов, 90 видам сосудистых растений, 4 видам беспозвоночных и 48 видам позвоночных животных. Подробнее вы можете познакомиться с этим изданием в читальном зале нашей библиотеки.
Так же хочется обратить ваше внимание на книгу Сосновского И.П. «Редкие и исчезающие животные» . Редкие и исчезающие животные - такова фабула этой книги. А как же правильно толковать понятия «редкие» и «исчезающие»? Применительно к животным - это две категории, и определены они в Красной книге. А как именно определены, вы узнаете, непосредственно ознакомившись с этим изданием. Также хочется заметить, что это предлагаемое вам справочное издание не совсем обычно. Его автор - заслуженный работник культуры - как бы перелистывает страницы Красной книги и в виде очерков с элементами занимательности рассказывает и жизни редких и исчезающих животных нашей страны - об их повадках, характерных особенностях, о той опасности, которая им угрожает, и мерах, принимаемых для их спасения.
Следующая книга, представленная в этом разделе - это «Красная книга России: Растения» Данное издание включает в себя лишь малую часть растений, уже занесённых в Красную книгу, и растений, нуждающихся в государственной охране. Оно выстроено по алфавитному принципу. В заголовке каждой словарной статьи сначала приводится русское название растения, затем ботаническое (по-латыни), указывается принадлежность его к тому или иному семейству. Далее дается краткое описание этого растения, указываются места его произрастания, а также заповедники и заказники, где оно охраняется. Многие словарные статьи сопровождаются интересными рассказами об истории того или иного цветка кустарника, дерева. Книга содержит иллюстрации.
В заключении хочется сделать такой вывод - как мы видим, человек тесно связан со всеми живыми существами Земли. Альберт Щвейцер замечательно сказал, что «чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше мы осознаём, что она наполнена жизнью, и тем ясней становится, что жизнь есть тайна и мы связаны со всем живым в природе». «В союзе с природой» - именно так называется сегодняшний День информации. Хочется, чтобы этот союз креп и совершенствовался. Мы с вами должны помнить - наша страна и планета Земля в целом - это наш родной дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Нужно помнить, что природа -беззащитна, а вокруг столько жестокости и равнодушия к ней. Леса, реки, животные, птицы оказываются в настоящее время на краю гибели. И пусть больших глобальных проблем нам не решить, в наших с вами силах все-таки кое-что сделать - это и посадить дерево, и подкармливать птиц, и не мусорить, не загрязнять окружающую нас родную природу.
Консультации.
Ребята, если у вас возникли какие-то вопросы по представленной на выставке литературе, обращайтесь, мы поможем вам на них ответить.
А теперь хочу обратить ваше внимание на это чудо-дерево. (Нужно заранее приготовить цветочный горшок, в него « посадить» сухой отмирающий куст, на который привязать нитками (или тонкой проволокой) листья из зелёной цветной бумаги. На внутренней стороне листочков написать вопросы викторины). Итак, как вы прекрасно знаете, на нашей планете существует множество видов деревьев и кустарников, бывают деревья грушевые (груша), яблочные (яблоня), мандариновое дерево и т.д., а у нас в библиотеке «выросло» викториновое дерево, на каждом листочке которого содержится определенный вопрос викторины. Ваше задание - по очереди подходить к нему, переворачивать листья и отвечать на указанные там вопросы.
1. В названии какого лишайника спрятаны ценности? (Кладония - клад)
2. Какие грибы разрушают валежник? (Дождевики)
3. Иногда это растение называют «лесным перцем», по форме его лист напоминает след копыта лошади. Назовите это растение. (Копытень)
4. Как называется хозяин русского леса, его живая эмблема? (Бурый медведь)
5. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха - только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья - для сохранения тепла. Дайте общее название такому поведению. (Забота о потомстве)
6. Какого маленького зверя не ест ни лиса, ни хорь? (Животных из семейства землеройковых, так как они издают отталкивающий мускатный запах)
7. Эта змея «видит» тепло. Даже слепая, без слуха и обоняния находит теплый предмет. Как она называется? (Щитомордник)
17. Как называется помесь тетерева с глухаркой? (Межняком)
18. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается)
19. Название этого червя происходит от атмосферного явления. Кто он? (Дождевой червь)
20. Из древесины какого дерева делают контрабасы? (Из древесины кавказской пихты).
Мастер-класс «Волшебный цветок»
Ребята, а сейчас приглашаем вас на мастер-класс. Сегодня мы вместе с вами смастерим волшебный цветок. Обратите внимание, что лепестки этого цветка сделаны из бересты. Такой цветок украсит ваш дом, наполнит его теплом, а ещё его можно подарить близким и друзьям. Для его изготовления необходимы: береста, пластмассовый горшочек, веточки берёзы, холщовая тряпочка 6Х15 см, тесьма, пластилин, сосновая шишка, ножницы, клей ПВА.
Горшочек смажьте клеем с внешней стороны. Аккуратно оберните его холщовой тряпочкой. Подождите, пока клей высохнет. Заполните внутреннее пространство горшочка пластилином. Стебелек цветка предлагаем сделать из берёзовых веточек. Можно использовать веточки разной толщины, а их количество - от 5 до 25. Свяжите веточки в пучок и аккуратно закрепите его на пластилине в центре горшка. Вокруг закрепите мох.
Из бересты вырежьте овалы - лепестки для цветка. Если хотите, чтобы ваш цветок напоминал розу и был пушистым, потребуется 10-12 лепестков. А для полевой ромашки достаточно 5-7 лепестков. Внутреннюю часть шишки наполните клеем. Последовательно закрепите берестяные лепестка. Когда клей хорошо просохнет, подготовленный цветок приклейте к стебельку. Вокруг горшочка завяжите тесьму на бантик.
С любовью к природе
Опыт работы муниципальных библиотек
Весёловского района
по э кологическо му просвещению населения
Мы живем на прекрасной, овеянной легендами манычской земле. Седые курганы, бескрайние пшеничные поля, зелень садов, голубое зеркало Веселовского водохранилища – это современный пейзаж Веселовского района. Но, к сожалению, так называемый антропогенный фактор до неузнаваемости видоизменил и продолжает изменять природу наших степей, почвенный покров и водоемы. Неразумное хозяйствование человека ставит на грань исчезновения многие виды животных и растений.
Разнообразные аспекты нашей жизни указывают нам на неблагополучие современного образа жизни. Состояние окружающей среды давно диктует нам необходимость перемены в отношении к окружающему миру. Желание человека жить в чистом и процветающем мире закономерно, поэтому тема охраны окружающей среды и рационального природопользования давно перестала быть уделом только экологических активистов. Эти вопросы вышли на уровень государственных органов и стали частью деятельности самого широкого круга специалистов, перед которыми встала задача формирования у населения экологического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде.
В начале третьего тысячелетия нам всем пора наконец-то исходить из той простой истины, что жить надо не в борьбе с окружающей природой, а в гармонии и полном согласии с ней. Нужно уважать законы природы – основные законы существования всего живого на Земле.
Особенность экологического просвещения в деятельности библиотек является то, что эта работа ведётся опосредованно, т.е. через приобщение к чтению книг данной проблематики, развитие глубины их восприятия, понимания сущности проблемы.
Всего с 22 марта по 5 июня 2013 года библиотеками района было проведено 90 мероприятий экологической тематики, их посетило – 1550 чел. В ходе мероприятий было представлено 354 экз. литературы, выдано 1670 экз.
В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности была проведена районная акция «Прочитайте книгу о природе».
В ней приняли участие 529 чел., выдано литературы 1172 экз. Так, в Маныч-Балабинской СБ в акции приняло участие 11 школьников, ими была про-читана 101 книга. Итоги акции были подведены 5 июня в торжественной обстановке. Победителем стала Силик Е., учащаяся 4 кл., прочитавшая 41 книгу о природе. Детям были вручены призы. В Краснооктябрьской СБ в акции приняло участие 92 чел., выдано 187 экз. документов.
Самой популярной формой проведения мероприятий экологической тематики для всех групп пользователей являются дни информации, часы информации, беседы, часы экологии, выставки.
В Мало-Западенской СБ прошёл День информации «Зов Земли, которой ты частица». В библиотеке была оформлена выставка-диалог «Земли моей лицо живое», на которой была представлена не только естественно-научная литература, но и рисунки детей по прочитанным книгам. Для учащихся 6-8 классов был проведён экологический час «Живая планета – живая душа», в ходе которого школьники выступили с сообщениями по теме. Закончился День информации откровенным разговором – актуальным диалогом «Что можешь сделать ты для своей земли?».
В рамках Всероссийской акции «Библионочь-2013» в МЦБ были проведены конкурс «Экологическое ассорти» и музыкальная викторина «Цветы в песнях».
В Кировской СБ также во время акции «Библионочь-2013» была оформлена выставка-просмотр «Планета в опасности», проведена беседа «Эта хрупкая планета» и видеоурок «Сочи-2013».
В Садковской СБ был проведён День информации «Сохраним Землю – сохраним жизнь». В его программе: выставка-просмотр «Как прекрасен это мир», обзор литературы «Одумайся, человек», викторина «В мире флоры и фауны».
День информации «Природа – вечный источник красоты» прошел в Кировской сельской библиотеке. Для всех групп пользователей была оформлена выставка «Живая планета», проведена беседа «Береги природу, человек», оформлен библиографический список литературы «Природа лечит».
В Ленинской СБ был оформлен библиографический список литературы «Приоткроем дверь в природу».
В Отделе межпоселенческого обслуживания прошли день экологиче-ской периодики «Библиотека выписывает» и день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете». Посетило 34 чел., было выдано 216 экз. литературы.
День информации «Планета Земля: знакомая и неизвестная», час информации «Целительная сила растений» (Казачинская СБ)
Беседа «Планета Земля – наш общий дом» (Свободинская СБ) – для пожилых людей.
Беседа «Лес – дар бесценный» (Свободинская СБ) – для всех групп
Обзор литературы «Одумайся, человек!» (Верхнесоленовская ЦБ)
Обзор выставки «Живи, Земля – планета добра и красоты» (ОМО МЦБ)
Особое внимание библиотекари уделяли выставочной работе:
«Водные ресурсы Земли», «Наша пёстрая планета» (Казачинская СБ)
«Охранять природу – значит охранять Родину», «Чудесный мир – природа» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Весна в произведениях классиков», «Заповедники России», «Наши пернатые друзья», «Птичьему пенью внимаем с волненьем» (ДО МЦБ)
«Живи, Земля!» (Новинская СБ)
«Вода – это жизнь, жизнь – это вода», «Живи, Земля – планета добра и красоты», «Природа донского края», «Ах ты, Маныч, - речка быстрая», «Осень дождями ляжет, листьями заметёт…» (ОМО МЦБ)
«Экология – наука жизни на Земле», «Деревья – украшение Земли» (Краснооктябрьская СБ)
«Здравствуй, лес, полный сказок и чудес», «Земля, которой краше нет» (Маныч-Балабинская СБ)
«Земля – планета людей» (Краснознаменская СБ)
«Земля – слезинка на щеке Вселенной», «Чудесный мир природы» (Мало-Западенская СБ)
«Нам жить на этой земле», «Земля – планета людей», «Цветы в вашем доме» (Спорненская СБ)
«Загадочный мир природы», «В мире животных» (Багаевская СБ)
Всего в течение года в библиотеках было оформлено 35 выставок экологической тематики, которые стали местом постоянных бесед со всеми группами читателей с рекомендацией представленной на выставках литературы.
Каждый год в библиотеках района проходят мероприятия, посвящённые аварии на Чернобыльской АЭС. В 2013 г. были проведены:
Презентация «Чернобыль сегодня» и беседа «Чернобыль – зона памяти» (Ленинская СБ) - 10 кл.
Тематический вечер «Чернобыль - зона памяти» (Верхнесоленовская ЦБ)
Час истории «Припять – город-призрак», книжная выставка «Чернобыль - зона памяти» (Кировская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль – наша боль» (ОМО МЦБ)
Дайджест «Чернобыль. Долг и мужество» (ОМО МЦБ)
Выставка-просмотр «Чернобыль: взгляд сквозь годы» (Нижнесоленовская СБ)
Выставка «Эхо Чернобыля» (Позднеевская ЦБ, Маныч-Балабинская СБ)
Выставка-просмотр «Зарево над Припятью» (Краснооктябрьская ЦБ)
Выставка «Пепел Чернобыля» (Краснознаменская СБ)
Выставка и дайджест «Чернобыль: 27 лет спустя» (Мало-Западенская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: это не должно повториться» (Свободинская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: боль, память, уроки» (Красноок-тябрьская СБ)
Вопросы экологии сегодня – это проблемы нравственности. Можно работать со зрелыми людьми, но главное – воспитать подрастающее поколение, которое станет у власти, у руля промышленных и сельскохозяйственных предприятий с убеждением в первоочерёдности решения проблемы загрязнения окружающей среды.
Каждая библиотека подходит к экологическому просвещению по-своему, внедряя активные формы и методы работы, особенно с детьми: конкурсы стихов и рисунков, викторины, экологические часы и уроки, экологическое лото, игры и т. д.
В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности (22 марта – 5 июня 2013 г.) в библиотеках района было проведено 43 мероприятия для детей (на 11 больше, чем в 2012 г.), в т.ч.:
Викторина «Вода – чудесный дар природы» (Спорненская СБ) - 4-6 кл.
Час экологии «Те, чей дом – небо», круглый стол «Мир людей в мире природы» (Новинская СБ) – 2-4 кл.
Мультимедиа-презентация «Путешествие по Ростовскому зоопарку» (Верхнесоленовская ЦБ) – 2-4 кл.
Урок биологии «Здравствуй, белка!», час экологии «Дети и окру-жающая среда» (Краснооктябрьская ЦБ)
Экологическая игра «Люблю тебя, природа, в любое время года» (Краснооктябрьская СБ) – 4-5 кл.
Конкурсная программа «Зелёная школа», конкурс рисунков «Братья наши меньшие», конкурс рисунков «Природа вокруг меня», экскурсия «Берегите природу» (Багаевская СБ)
День информации «Мы – друзья природы», урок экологии «Стану я природе другом» (Кировская СБ)
День информации «Цветочный рай в моём саду» (Краснознаменская СБ)
и др.
Работа по экологическому просвещению особенно активизировалась во Всемирный день Земли, Всемирный день Воды, Международный день птиц, Всемирный день защиты животных.
Большая работа была проведена заведующим Ленинской СБ Воронцовой Л.А. В марте была оформлена выставка-просмотр «Идёт матушка-весна, отворяйте ворота». В апреле для детей 3-4 классов прошло громкое чтение по произведениям В. Бианки «Сова», К. Паустовского «Заботливый цветок» и «Кот-ворюга» (прис.25 чел.). К 140-летию со дня рождения М.Пришвина прошло громкое чтение «Мир начинается с детства» (по рассказам «Золотой луг», «О чём шепчутся раки», «Ёж», «Лисичкин хлеб»).
1 страница - «Кто и что растет в лесу?»;
2 страница – «Ой, рябина, рябинушка» (поэтическая страница о рябине и берёзе);
3 страница – «Звуки леса (загадки о лесе).
На мероприятии присутствовало 30 чел.
Интересные и познавательные мероприятия прошли в Краснооктябрьской сельской библиотеке.
Заведующий СБ Паникаровская Н.М. провела экологическую игру «Люблю тебя, природа, в любое время года» для учащихся 4-5 классов. Девизом игры стали слова: «Судьба природы – наша судьба, твоя судьба». В увлекательной игровой форме детям было рассказано об охране лесов, рек и озёр, о бережном отношении к животным и растениям. Весёлая игра «Если я приду в лесок» была посвящена правилам поведения в лесу. Детей ждала цепочка экологических загадок, викторина о растениях и животных. Кроме этого, учащиеся узнали о профессии «эколог», чем занимается это специалист, где можно получить эту профессию.
К Всемирному дню кошек для учащихся начальных классов в библиотеке была подготовлена мультимедиа-презентация «Всё о кошках». После просмотра презентации дети рисовали своих домашних питомцев и рассказывали о них.
С учащимися 2-4 классов был проведён праздник «Без леса нет жизни». Дети читали стихи, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины об обитателях леса, а в заключение детям были вручены памятки «Как вести себя в лесу».
Для учащихся 1-4 классов была проведена экологическая игра «По следам Красной книги». Для учащихся 5 класса прошёл час информации «В капле воды отражается мир». Для учащихся 6 класса проводился познавательный час «Природа – дом, в котором мы живём».
Разнообразием отличается работа библиотекарей Детского отдела МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека». Для учащихся 5-7 классов было проведено громкое чтение «Весна идёт – весне дорогу» (весна в произведениях русских классиков), в ходе которого ребята читали стихи М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов. В заключение ребята прослушали рассказ И.С. Тургенева «Лес и степь».
В апреле дважды была проведена мультимедиа-презентация «Птичьему пенью внимаем с волненьем» для учащихся 1 и 3 кл. ВСОШ №2, посещающих ЦДТ.
В детском клубе «Семицветик» был проведён литературный час «Любимые питомцы Веры Чаплиной» (с использованием мультимедийных технологий).
Для членов объединения «Кинолог» при ЦДТ была проведена мультимедиа-презентация «День Земли».
В дни весенних каникул для ребят 5-7 классов, посещающих оздорови-тельную площадку при ВСОШ №1, была проведена игра – «Поле чудес» «Птицы» (прис.52 чел.). Победителем игры стала учащаяся 6 «Б» класса Маслова Владислава.
Для учащихся 3-4 классов ВСОШ №2 была проведена экологическая викторина «Лесными тропами».
Праздник «О Барсиках и Мурках», посвящённый Всемирному дню ко-шек, был проведён 1 марта для учащихся 1-х классов ВСОШ №2, посещающих объединение «Расти, развиваться здоровым» при ЦДТ. Библиотекарь Корнева О.М. познакомила детей с историей праздника; дети рассказывали о своих любимых питомцах. Затем дети познакомились с литературой о кошках и прослушали рассказ А.Н. Толстого «Кот Васька». В заключение ребята с удовольствием приняли участие в викторине «Знатоки кошек» и просмотрели фрагменты мультфильмов про кота Леопольда. Литературный час «Кошачий калейдоскоп» (с использованием мультимедийных технологий) был проведён для учащихся 2 «Б» класса ВСОШ №2.
Для детей, посещающих летние оздоровительные площадки, были проведены мультимедиа-презентация «Летающие лепестки» (о бабочках) (четыре раза, прис. 124 чел.), экологическое путешествие «Созерцание чуда» (2 раза, прис.63 чел.) и мультимедиа-презентация «Мои питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили» (прис. 47 чел.).
В сентябре для детей 2-3 классов, посещающих ЦДТ, был проведён эко-логический час «Удивительное рядом». А вниманию всех детей, посе-щающих библиотеку, была представлена книжно-иллюстративная вы-ставка «Уж небо осенью дышало».
В Отделе межпоселенческого обслуживания МБУК ВР «Межпоселенче-ская центральная библиотека» в апреле для учащихся 6 кл. ВСОШ №2 был проведён час экологии «Человек в окружающем мире. «Что есть правда?» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»). В ходе мероприятия ребята вспомнили животных и птиц, сопровождавших главных героев, читали отрывки из произведения, проанализировали притчу о деревьях и, подводя итоги, ответили на вопросы: «Что есть правда, какая он, где живёт и как её найти?». В заключение, ребята отметили, что человек природа едины, что природу надо любить и беречь.
В январе для учащихся 7 класса ВСОШ №2 был проведён час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
28 мая учащиеся 6-8 классов ВСОШ №2 стали участниками познавательной игры «Экологическое ассорти».
5 июня для детей, посещающих летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, библиотекари провели праздник «Мы с тобой друзья, природа!», в ходе которого для ребят были проведены интеллектуальная игра «Виртуальное путешествие по лесным дорожкам», познавательная виртуальная игра «Экологическое ассорти» (прис.24 чел.).
21 июня дети, посещающие летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, совершили виртуальную экскурсию «По Ростовскому зоопарку» (46 чел.).
Библиотекарь Маныч-Балабинской СБ Трембова Е.В. с учащимися 5,7 и 8 классов провела читательскую конференцию «Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя» (по рассказу Ю.Коваля) и праздник «Приоткроем дверь в природу» для учащихся 2-4 классов.
В Нижнесоленовской СБ библиотекарь Федоренко В.Н. провела час экологии «Боль природы – наша боль» и устный журнал «Самое-самое в природе Земли»:
1 страница – «Нужны нам воздух, вода и леса»;
2 страница – «Знаешь ли ты?»;
3 страница – биологическая викторина.
Заведующая Краснознаменской СБ Стародубцева М.П. провела для дошкольников громкое чтение, посвящённое Всемирному дню кошек. Дети познакомились с этими удивительными соседями по планете и братьями нашими меньшими – кошками. В их честь звучали стихи Б. Заходера «Кошка-вьюшка», Ю.Мориц «Свежие коты» («Букет котов»). Состоялось знакомство с Лодырями и котом С.Маршака. Дети поделились интересными историями из жизни своих любимцев.
В сентябре для дошкольников прошла интеллектуальная игра «ЭкоКолобок».
В Садковской СБ библиотекарь Шапошникова Л.П. провела для учащихся 1 и 3 классов громкое чтение рассказа В. Бианки «Первая охота» («Рассказы о животных»). Для учащихся 1-6 классов прошли: презентация книги «Тайны живой природы» и час прекрасного «Природа в русской живописи». Для 4-5 кл. было проведено громкое чтение «Лесные загадки».
Библиотекарь Казачинской СБ Бармина Т.В. провела громкое чтение «Читаем детям о природе» (по произведениям Е. Чарушина).
Кроме этого, в библиотеках были проведены:
Мультимедиа-презентации
«Пушистые и пернатые» (Нижнесоленовская СБ, Верхнесоленовская ЦБ)
«Уроки живой природы с тётушкой Совой: Мы из Африки» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Собака – друг человека», «Сюрпризы лесной тропинки», «22 апреля – Всемирный день Земли» (Багаевская СБ)
Обзоры, беседы
«Мы – друзья природы», «Кого любит ветер?», «Заповеди природы» (Верхнесоленовская ЦБ) – 3-5 кл., 5-6 кл.
«Целители вокруг нас» (Краснознаменская СБ)
«Костры опасны для природы» (Казачинская СБ)
«В царстве флоры и фауны», «Мир пернатых друзей ждёт поддержки от друзей» (Позднеевская ЦБ) – 3 кл.
«Войди в лес другом» (Спорненская СБ) -1-5 кл.
«Кто лучше всех выводит трели» (Свободинская СБ) – 4-6 кл.
«Рыбы, птицы, звери», «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету» (Свободинская СБ)
Викторины
«Цветы – бесценный дар природы» (Краснознаменская СБ) – с использованием мультимедийных технологий
«Зверяткины загадки» (Маныч-Балабинская СБ) - 3-4 кл.
«Мир природы» (Ленинская СБ) – 1-5 кл.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (Верхнесоленовская ЦБ, Нижнесоленовская СБ).
Заведующий Позднеевской ЦБ Полухина И.В. провела для детей игру «В гости к министру экологии» в целях обобщения и углубления экологических знаний учащихся. Игра была проведена с использованием мультимедийных технологий.
Дети с большим удовольствием отвечали на вопросы викторины, выполняли задания экологических конкурсов. В конце мероприятия дети сделали вывод о том, что каждый человек должен помнить о своей ответственности за судьбу природы.
Разнообразна и тематика проведенных мероприятий для юношества. Особенно часто используются такие формы работы, как уроки экологии, часы экологии, дни информации, круглые столы и др.
Так, в Краснознаменской СБ был проведен экологический час «Не только в гости ждёт тебя природа», День информации «Экология и современность», приуроченный ко Дню экологических знаний. В рамках Дня информации старшеклассники познакомились с выставками «Учимся жить на Земле» и «Будь природе другом»; приняли участие в беседе «Я и природа» и в ходе актуального диалога оценили экологическую ситуацию хутора.
В Краснооктябрьской СБ прошло заседание «круглого стола» «Экологические проблемы и человек» с учащимися 10 класса.
Детский отдел МЦБ провёл мультимедиа-презентацию «Сюрпризы лесной тропинки» для 8-х классов ВСОШ №2 (прис.45 чел.).
Отдел межпоселенческого обслуживания МЦБ провёл для учащихся 9 «Б» класса ВСОШ №2 час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
Для старшеклассников ВСОШ№1 были проведены обзоры книжной выставки «Живи, Земля – планет добра и красоты».
В Свободинской сельской библиотеке прошёл час экологии «Окно в природу».
В экологическом просвещении очень важным является краеведческий компонент. Именно поэтому в каждом мероприятии, посвященном проблемам экологии, уделялось большое внимание экологии Веселовского района и, особенно, проблеме сохранения природных ресурсов Маныча и Веселовского водохранилища. Библиотеки поставили перед собой задачу повышения информированности читателей о состоянии наших водоемов, о путях преодоления экологических проблем нашей уникальной реки.
В Мало-Западенской сельской библиотеке старшеклассники совершили заочное увлекательное путешествие по родной земле «Веселовское водохранилище».
Природе родного Приманычья были посвящены часы общения для старшеклассников «Редкие растения родного края» и «Не рвите первоцветы», которые были проведены в Казачинской СБ.
Заведующий Кировской СБ Рогачёва Т.Н. дважды провела тематическую конференцию «Экологические проблемы Веселовского района» сначала для учащихся 6-7-х классов, а затем - для учащихся 10 класса.
В Позднеевской ЦБ прошел урок экологии «Этот загадочный Маныч», в ходе которого дети не только узнали об истории, гидрологии, растительном и животном мире Маныча, но и приняли участие в увлекательной игре «Поле чудес». После окончания мероприятия на сайте библиотеки был размещён кроссворд эколого-краеведческой тематики. Победителем стала учащаяся 5 класса Кондратьева Аня.В Верхнесоленовской ЦБ в рамках акции «Будь здорова, экология!» для учащихся 10-11 кл. был также проведен урок экологии «Этот загадочный Маныч» (об истории реки Маныч, Веселовского водохранилища, о богатом растительном и подводном мире экосистемы Маныча).
Таким образом, главный упор в массовой работе по экологическому просвещению сделан на детей и юношество. Связано это в первую очередь с тем, что именно эти читатели особенно нуждаются в наглядных, активных формах приобщения к проблемам экологии, а также с тем, что в школьную программу включен цикл предметов, так или иначе связанных с экологическим просвещением. Помимо этого, школьники с удовольствием отвечают на вопросы викторин, участвуют в конкурсах.
Внедрение в практику библиотечного обслуживания новых информационных технологий позволило проводить мероприятия на качественно новом уровне. Использование мультимедийных возможностей сделало их более информативными и красочными.
Сост.: заведующий МБО
МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
О.В. Дегтярева
2013 г.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Указом Президента Российской Федерации 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии.
Библиотеки Тогучинского района вносят свой посильный вклад в сохранение окружающей среды, воспитание любви к родной природе.
16 марта в библиотеках г. Тогучина и Тогучинского района прошел ЭКО – день в библиотеке «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей» (по целевой программе «Школа экологических знаний «Окно в природу»), который посетило 397 человек.
Библиотекари отдела обслуживания центральной библиотеки Галактионова Н. Н. и Пуркина С. В. рассказали о том, как с глубокой древности люди знали о целебных свойствах растений, постигали целебные свойства трав и передавали накопленные знания из поколения в поколение. Гости узнали много нового о лекарственных растениях, которые растут не только в лесу, на полях и лугах нашей необъятной России, но и даже возле своего двора можно найти очень много полезных растений. В течение мероприятия презентация дала возможность познакомиться с некоторыми из них воочию. В конце мероприятия гости познакомились с выставкой «Растения, которые нас лечат». На выставке была представлена литература о лекарственных растениях, о фитотерапии (траволечении). О том, когда лучше всего собирать иван-чай и тысячелистник, крапиву и подорожник, сушить листья смородины и малины, а так же, как с помощью этих и других трав поправить свое здоровье, продлить красоту и молодость, читатели библиотеки смогут узнать, воспользовавшись представленными на выставке справочниками, энциклопедиями, книгами, брошюрами и журналами.
Для учащихся 7-х классов СОШ №4 в детском отделе ЦБ прошел экологический урок-диалог «Земля наш дом!». На уроке ребята совершили виртуальное путешествие в удивительный мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на вопросы, определили связь человека с окружающей средой. Посмотрели видеоролики об исчезающих животных, о роли леса в жизни человека, познакомились с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека. Самостоятельно сформулировали и обосновали правила поведения в лесу. В заключительной части мероприятия, дети дали обещание БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ.
Городской филиал № 3 провел ЭКО – день с учащимися 2 «А» класса Т.С.О.Ш.№ 3. Мероприятие прошло в форме виртуального путешествия «Сохраним зеленый мир!». Дети узнали много интересного о богатствах лесных массивах, его обитателях, о значении леса, его охране, запомнили правила поведения в лесу. Отвечали на вопросы экологических загадок. Приняли участие в интерактивной игре «В мире животных». Встреча прошла оживлённо, открыла для присутствующих много неизвестного для них в окружающем мире природы.
Для учащихся 6 класса ТСШ № 5 в библиотеке городского филиала № 35 прошёл день экологический знаний. Ученики побывали на «лесной поляне» и «поляне цветов», сделали остановку « В мире животных», где листая Красную книгу НСО, вспоминали правила поведения в лесу и думали над тем, как сохранить исчезающие виды. На «Поляне Загадочная» вспоминали пословицы и поговорки, отгадывали авторов книг о природе. В ходе экологической игры ребята узнали много нового из жизни живого мира нашего края, проявили интерес к книгам о природе, познакомились с книжной выставкой «Биоинформация: Царица – водица». В завершении встречи ребята с удовольствием отправились по удивительным природным уголкам Тогучинского района и Новосибирской области (посмотрев электронную презентацию «Дюжина чудес родного края»).
В городском филиале № 1 Тогучинской МЦБ познакомились с удивительным многообразием книг о природе, представленных на выставках «Мы с книгой открываем мир родной природы» и «Мы пассажиры одной планеты, одного корабля», также смогли полюбоваться картинами В. Бушнева, представленными на арт – выставке «Свет и тепло сибирского пейзажа». А для учащихся 4 «Б» класса средней школы № 2 библиотекари С. В. Зуева и Л. В. Мелехина подготовили час интересных сообщений «Мир живой природы» и провели викторину «Зоологическое ассорти». Ребята знакомились с произведениями детских писателей – натуралистов, рассматривали красочные энциклопедии и иллюстрации в книгах. Школьники узнали много нового о жизни животных и растений: например, какой длины уши у слона и сколько пар глаз у паука, и ещё много интересных фактов из мира Природы. Ребята показали себя настоящими знатоками природы: отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли и в, заключении мероприятия, каждый получил книжную закладку с книгами о природе. Надеемся, что юным читателям захочется узнать ещё больше о жизни птиц и зверей, растений и насекомых. И в этом им помогут книги о природе.
Репьевская сельская библиотека провела познавательно-игровую программу по экологии "За природу в ответе и взрослые и дети". Мероприятие прошло в школе, участвовали ребята из начальных классов. Перед началом игровой программы показали видеосюжет о природе, подготовили слайд программу. Ребята с удовольствием, с азартом участвовали, присутствовал дух состязания, оказалось дети много знают и любят природу, очень ответственно подошли к домашнему заданию, нужно было каждому классу подготовить плакат "Береги природу".
В рамках Года экологии в России в библиотеке посёлка Горный состоялся День Экологии. Сценарий, разработанный библиотекарем Тамарой Сергеенко, включал в себя познавательную игровую программу по Красной Книге, театрализованную мини-постановку, в которой были задействованы Динозаврик, бабушка Динозаврика, а также двоечник и прогульщик Федька Сороконожкин (в исполнении работников библиотеки Татьяны Смирновой, Любови Мацнёвой и работника Дома культуры Евгения Суховий), а также были использованы видеоролики, соответствующие теме.
Ведущая программы, работник библиотеки, Елена Бородаева, в роли Хранительницы Всемирной Истории провела с ребятами интерактивную беседу о современных экологических проблемах, о Красной Книге, о том, как важно всем нам беречь и охранять природу. В завершение была проведена акция-обращение ко всем жителям земли «Наведём порядок на планете!». Мероприятие посетило учащиеся 1-х и 2-х классов Горновской средней и начальной школ.
В библиотеке Городского КДЦ прошла экологическая викторина «Полна загадок чудесница – природа». Целью было формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе. На мероприятие пришли учащиеся из ТСОШ № 4, 4 и 8 классы. Школьникам было рассказано о красоте родного края, о бережном отношении к окружающему миру. Учащиеся 8 класса разделились на две команды. « Лучик» и «Звёзды». Они показали хорошие знания в области экологии, наблюдательность. Угадывали исчезающих животных по описанию, отвечали на сложные вопросы викторины, на необычные загадки.
В конце мероприятия по кругу был пущен импровизированный микрофон, они высказывали свои пожелания о том, что бы он сделал на практике, чтобы наша планета стала чище и красивее. Ребятам была дана памятка «Береги природу». В библиотеке была оформлена выставка- размышление »Экологическая мозаика».
В библиотеке с. Завьялово мероприятие называлась «Сохранить природу – сохранить жизнь». Здесь собрались учащиеся начальной школы на состязание в знаниях, необходимых для правильного обращения с природой. Под звуки природы библиотекарь Богачкина Е.И. рассказала о науке экологии, познакомила с Красной Книгой Новосибирской обл., Затем все перешли в фойе, где ребят встречала Божья коровка и Кузнечик. Они предложили ребятам сыграть в интеллектуально – познавательную игру «Юные друзья природы». Затем Божья Коровка провела Блиц-опрос игры « Кто здесь лишний», «Живая буква». Ребята вспоминали названия насекомых, птиц, земноводных, деревьев и цветов. С увлечением дети вспоминали народные приметы, связанные с явлениями природы. Отвечали дружно и хором! Оживлённо прошла игра « Вода - не вода» и много смеха вызвала игра «Путаница», которую провёл Зелёный Кузнечик! В заключение праздника ребята единодушно согласились с мнением, что для того, чтобы сохранить живую природу, надо её изучать и любить.
В Юртовской сельской библиотеке прошел экодень с ребятами 3-4 класса. Они были приглашены на устный журнал «Поэтический гимн лесу Александра Пархаева». Александр Пархаев наш земляк, родился в деревне Конево. Писал замечательные стихи о природе. Устный журнал состоял из шести страниц:1. «Земля родная», 2. «Отдых душу исцелит», 3. «Цветут, рассыпавшись, как капли», 4. «Вдруг кто-то тишь лесную разорвал», 5. «Вы в гостях - не дома»,6. «Помни, человек!». Ребята читали стихи Пархаева на каждой из страниц журнала. Прозвучали стихи: «Тарсьма», «Святое место», «В осеннем лесу», «Березка», «Подранок» и другие. В фойе клуба познакомились с плакатом, посвященном году экологии в России. В конце мероприятия посмотрели и обсудили фильм «Улыбка природы». Взято с книжной выставки «Наша живая планета» 13 книг.
В Зареченской сельской библиотеке прошло мероприятие, посвященное главной теме года – экологии. Ученики третьего класса Зареченской средней школы (классный руководитель Аветисян Т. В.), а также другие маленькие читатели собрались, чтобы поговорить и больше узнать о проблемах, которые стоят перед человечеством как сохранить природу, а значит и свою жизнь на Земле. Затем мероприятие продолжилось экологическим КВНом «Знатоки природы».
Для проведения КВН были выбраны три команды по три человека. Первая команда называлась – «Бурые медведи», вторая - «Тюльпаны», а третья - «Быстрые рыси». Конкурсная программа состояла из нескольких конкурсов: «Приветствие», «Разминка», «Почтовый ящик», «Экологический рисунок», «Узнай животное по описанию», «Пантомима», «Экологические задачи» и «Блиц-турнир». Каждый конкурс - это проверка знаний, выяснение позиции ребят по важным экологическим проблемам. Ведь защита жизни на земле начинается с малого: непогашенный костёр в лесу, выброшенный на улице мусор. Это всё губит природу.
Во время проведения разминки команды задали высокий темп работы, который сохранялся на протяжении всей игры. Соперничество между командами было «острым», борьба шла за каждый бал. Самым запоминающимся и выразительным стал конкурс «Пантомима», в котором команды изображали животное, а соперники угадывали их.
Победу в экологической игре одержала команда «Бурые медведи». А самыми знающими из ребят оказались – Иваненко Степан, Корякин Евгений, Альдиева Амина и читатель из первого класса Маслов Михаил. Ребятам было интересно демонстрировать свои знания, умения, способности, проверять себя открывать новое. В конце мероприятия детям было предложено написать пожелание природе на «берёзовом» листочке и повешать на «Дерево пожеланий», которое «выросло» в библиотеке.
Природа наш дом, общий для всех людей, без которого нам не прожить. Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с другими животными и растениями, а всё вместе - с ласковым солнцем, землёй, водой, человеком. Нарушим эти связи и всё, начнёт разрушаться, а чтобы этого не случилось, надо знать и выполнять законы экологии.
Библиотеки Тогучинского района, выполняют важнейшую функцию экологического просвещения населения, подрастающего поколения и проводят разнообразные формы мероприятий. Необходимость нравственно-экологического воспитания юных читателей, библиотеки стараются привить детям любовь и бережное отношение к природе, заинтересовать подрастающее поколение проблемами экологии.