Сенин муж гурченко биография сколько лет. Любимые мужчины людмилы гурченко. Начало творческой карьеры
Людмила Гурченко
«Королева» эстрады Алла Пугачева посвятила ей песню «Примадонна». Народная артистка СССР Людмила Гурченко и была такой во мнении поклонников. Не всегда, правда. Случались и у нее досадные простои.
Самый длительный пришелся на 1960-е годы, когда ослепительную Леночку Крылову («Карнавальная ночь») надолго отлучили от экрана. И вырвать ее из забвения взялась восходящая звезда песни по имени Кобзон.
– Она пребывала в жуткой депрессии – ее популярность сильно упала, – делился позднее Иосиф Давыдович. – Тем не менее, Гурченко оставалась Гурченко. Она пробовалась в один театр, в другой. Со съемок возвращалась с истерикой. И каждая из них почему-то заканчивалась словами: «Это невозможно! Не успеешь заявить о своем желании сняться или сыграть роль, как тебе сразу же лезут под юбку и тащат в ресторан! Она очень болезненно реагировала на такие вещи, они ее унижали. Вот в такой момент я и подставил ей плечо…
…Это потом у нее будут лучшие фильмы, премьеры на столичных подмостках («Современник», Театр Сатиры, Школа современной пьесы и др.), телебенефисы, концертные гастроли, вокальные диски, две Государственных премии (РСФСР имени братьев Васильевых 1978 и РФ 1994) и призовые гирлянды всероссийских и международных фестивалей.
Ученица Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (ВГИК), Людмила Гурченко исполнила незабываемые роли в замечательных фильмах: «Девушка с гитарой», «»Роман и Франческа», «Рабочий поселок», «Белый взрыв», «»Табачный капитан», «Старые стены», «Соломенная шляпка», «Шаг навстречу», «Небесные ласточки», «Мама», «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», «»Любимая жена механика Гаврилова», «Идеальный муж», «Вокзал для двоих», «Рецепт ее молодости», «Аплодисменты, аплодисменты», «Любовь и голуби», «Белые одежды»…
…Они познакомились в 1964-м, чуть позднее начался странный роман: встречались, жили, но без росписи. В пуританском Союзе это было «против правил». Зимой 1967-го (по другим сведениям: 1969-го) у Иосифа Давыдовича были новогодние Куйбышевские гастроли. Пел в недавно открытом Дворце спорта. Людмила Марковна приехала поддержать. Ее, разумеется, попросили присоединиться к любимому на сцене.
Спели на бис: аплодисменты, аплодисменты. Вечером вдвоем – в гостиницу (одни называют «Волгу» на Волжском проспекте, другие настаивают на «Национале» – теперь «Азимут» – на Лениградской). Однако портье уперлась: в один номер разнополым не положено.
Метнулись к директору гостиницы. Тот ни в какую: вы же, граждане артисты, не расписаны! Скандал! И без того затюканная примадонна в слезах. Концерт и роман под угрозой срыва. Кобзон звонит директору филармонии Марку Блюмину. Тот на ночь отводит им домашний угол, а утром везет в филармонию и… женит! Неизвестно, где в выходной день он нашел работников ЗАГСа. Но те ждали молодых. Шафером на росписи выступил Блюмин, Гурченко осталась без свидетеля. Такова дословная версия филармонических старожилов. На самом деле, роль «доброй феи» исполнила руководитель ЗАГСа Самарского района Антонина Воронова.
В бархатном обтяжном костюме цвета бордо Людмила Гурченко была неприступна и холодна, как Снежная королева. Причина банальна: актриса тщетно пыталась скрыть вырванную из паспорта страничку со штампом о прежнем браке. Но «пять минут» – и всё уладилось.
От волнения «новая ячейка общества» забыла даже пошлину уплатить. Все выпили шампанского, зажевали «Грильяжем в шоколаде», после чего молодожены полноправно распорядились семейным номером в «Волге».
Как известно, союз был недолгим. По признанию мужа, «этот брак не был для меня тылом. Скорее, фронтом. Мы сами обостряли наши отношения», которые очень скоро стали антарктическими, вернее, полярными. А там и развод...
Формально брак не расторгнут: акт о разводе из Москвы в Куйбышевский ЗАГС, где молодую чету зарегистрировали, так никогда и не поступил. Так что женившийся в 1971 году Кобзон в глазах друзей так и остался «многоженцем».
Владимир Плотников. "Самарские тайны Российского кино-2"
Гость нового выпуска программы Бориса Корчевникова - продюсер Сергей Сенин, шестой и последний муж знаменитой актрисы Людмилы Гурченко . Сергей провел с ней 18 лет своей жизни. Она умирала у него на руках. С той поры он очень мало говорил об их отношениях, почти не давал интервью и никогда не рассказывал, каково это - жить в тени великой актрисы.
Сергей Сенин вспомнил, что их первая встреча состоялась в 1990 году. Тогда он вместе со своим другом открыл независимую кинокомпанию, и режиссер Елена Николаева предложила ему сделать фильм по Набокову. На главную роль взяли Людмилу Гурченко. Итогом их работы стала картина "Сексказка". Гурченко и Сенин часто встречались на съемочной площадке, но на тот момент ни о каких отношениях речи не шло - актриса была замужем, а он женат.
Но судьба сводила их вновь и вновь. Позже Сергей развелся со своей первой супругой Галиной, и она вместе с дочерью переехала в Израиль. Как-то она позвонила ему и предложила провести там гастроли "Сексказки", чтобы выступила Людмила Гурченко. "Я обрадовался, потому что был повод набрать номер телефона Люси", - вспоминает Сенин. Гонорар актрисе назначили небольшой, поэтому Сергей был уверен, что она откажется. Но, к его удивлению, Гурченко согласилась - в то время она переживала тяжелый развод со своим супругом, поэтому уходила в работу…
В результате получилось так, что первая жена Сергея подтолкнула его к сближению с Людмилой. Хотя сам Сенин уверен, что все началось гораздо раньше, ведь именно благодаря Галине он вообще ушел работать в кинематограф: "Если бы я не женился на Гале, может быть, сегодня преподавал бы какую-нибудь гидромеханику или чего-нибудь в этом роде".
После гастролей в Израиль пути Сергея и Людмилы на время разошлись, но потом как-то между ними случился телефонный разговор и Гурченко поделился с ним, что у нее есть задумка одной музыкальной картины. Актриса предложила Сенину встретиться, если ему интересно принять в этом участие. Сергей вспоминал, что в ту минуту он подумал: "Я сделаю все. Продам все на свете, чтобы это сделать".
Позже, когда они уже начали жить вместе, чего только не писали про Сергея Сенина - называли его альфонсом, аферистом. Ведь он моложе актрисы на четверть века. Сам он вот как комментирует разницу в возрасте: "Поверьте мне, я ее не чувствовал вообще. Гурченко была вне возраста, вне времени, абсолютно современным человеком. С ней очень легко. Я в нашей с ней семье был старшим".
Непростой страницей в их отношениях стали и проблемы с дочерью Гурченко, Марией. Она отказалась общаться с мамой, а после ее смерти начала делить наследство с Сениным. Но, как рассказал Сергей, сейчас они хорошо общаются, и ситуация уладилась. Просто Мария - очень доверчивый человек, а рядом с ней оказались не очень умные и воспитанные люди (чьи имена Сенин не стал называть), которые и довели все до размолвки. "Какое счастье, что Люся всего этого не видела. Это безумие!" - прокомментировал Сергей.
Она пять раз была замужем, имела много поклонников. Ее бурная, страстная и влюбчивая натура, как признавалась Людмила Гурченко, требовала выхода. А ее многочисленные мужчины были в каком-то роде временными светлячками, которые летели на яркий огонек, чтобы погреться в его лучах и показать себя.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что они зачастую очень умело использовали народную известность Людмилы Марковны, извлекая для личной персоны немалую выгоду. Впрочем, Гурченко никогда не была «девочкой» для битья. Она обладала сильным и властным характером, порой капризным до неприличия. И надо признать, что совместная жизнь со звездой была далеко не сахарной.
Василий Ордынский
Первым возлюбленным восемнадцатилетней Люси был кинорежиссер Василий Ордынский. С ним Гурченко познакомилась на втором курсе ВГИКа.
Завязавшийся между ними роман продлился не более года. Для Людмилы все произошедшее осталось как бы за кадром, лишь штрихом в начинающейся биографии актрисы. Спору нет: определенная выгода в этих отношениях была.
Василий Ордынский даже пригласил ее на главную роль в одном из своих фильмов. Но члены худсовета, блюдя честь и совесть советского кино, дали полный отказ юной артистке. И все же статус «пассии» довольно известного режиссера дал о себе знать. Иначе бы ее не пригласили на главную роль в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», который принес Людмиле Гурченко феноменальный успех и всенародное признание.
Борис Андроникашвили
Расставание с Ордынским прошло легко и безболезненно. Вскоре на ее жизненном пути встретился Борис Андроникашвили — студент сценарного факультета ВГИКа, признанный кумир девушек курса, с неотразимой внешностью. Людмила, сама того не ведая, поддалась чарам эффектного молодого человека и вышла за него замуж. Борис стал первым официальным мужем Гурченко и отцом единственной дочери актрисы — Маши. После двух лет совместной семейной жизни они расстались: «лед и пламя» в отношениях оказались совершенно несовместимыми.
«С ДЕТСТВА Я ВЛЮБЛЯЛАСЬ НА ВСЕХ ПЕРЕКРЕСТКАХ И ВО ВСЕХ КИНОГЕРОЕВ, ЕСЛИ «В НЕГО БЫЛИ ЗУБЫ ЯК МЕЛ, ВУСЫ ЯК У БУДЕНАГА». КОРОЧЕ, ВО ВСЕХ «ЧЕРНЯВЫХ ОРЛОВ». В ИНСТИТУТЕ ВЛЮБЛЯЛАСЬ НА КАЖДОМ ЭТАЖЕ. ПРОШЕЛ КРАСАВЕЦ — СЕРДЦЕ ЕК! НО БЫСТРО РАЗОЧАРОВЫВАЛАСЬ. И ВДРУГ ВЛЮБИЛАСЬ. ВЛЮБИЛАСЬ ПО УШИ, ПО-НАСТОЯЩЕМУ».
Людмила Гурченко вспоминала позже об этом браке в своей книге «Люся, стоп!».
«С этим молодым человеком мы подходили друг другу как в песне: «Мы с тобой два берега у одной реки». Это с теперешней колокольни видно, а тогда…
Несмотря на свою изысканную внешность, от которой изначально не ждешь ничего глубокого, это был сложный человек с набором неординарных качеств — больших и малых. Все карманы его были забиты редкими книжками вперемежку с газетами и журналами. Читал все на свете. Обладал особым чувством юмора.
Считал, что его личная критика самая точная и оригинальная. Отличался музыкальностью, мужским обаянием».
«В нем для меня было недосягаемо все. И наоборот. К моей профессии он относился с иронией. Музыкальную картину-комедию считал зрелищем, далеким от искусства. Ну а успех у публики… Когда я залезала не в «свою» сферу (интересовалась его сложной сценарной профессией), меня всегда поражало, сколько иронии вызывал в нем мой «прыжок» из легкомысленной, примитивной актерской жизни в его таинственный мир… Он как-то талантливо умел жить рядом, будучи только на своем берегу. С невероятной силой воли приходилось учиться жить вдвоем в одиночестве… сайте www.wday.ru
Неожиданная Люся: редкие фото Людмилы Гурченко
12 ноября любимой актрисе исполнилось бы 80 лет.
Ее супруг Сергей Сенин поделился с «Антенной» и Woman"s Day редкими архивными кадрами.
1993 год, кадр из фильма «Люблю».
— Это наша вторая с Люсей совместная работа, - рассказывает Сергей Сенин. — Музыкальная картина была ее давней идеей, а я нашел возможность это осуществить. Снял кино Федор Сергеевич Бондарчук. Люся всегда обращалась к Федору по имени-отчеству. Художниками стали Борис Краснов и Валентин Юдашкин. Оператор - Михаил Мукасей. Телевизионная премьера состоялась в новогоднюю ночь. Это картина - бенефис: песни и монологи.
Людмила Марковна мечтала быть музыкальной киноактрисой. Самая большая ее боль и тоска относительно профессии заключалась в том, что, к сожалению, в нашей стране Люсин музыкальный талант не был востребован. Она спокойно относилась к своим даже лучшим драматическим ролям, считая, что их могли бы сыграть любые другие хорошие актрисы. А вот мюзикл! Это была мечта…
Примерно 1939−1940 год.
— Люся в детском саду в Харькове. «Мой первый жених Семочка», - улыбалась она, глядя на фото. Вот он катает ее на санках.
Примерно 1936 год. С папой Марком Гавриловичем.
— Отец был самым дорогим для нее человеком. Эту фотографию в своей книге «Люся, стоп!» она подписала так: «С ранних лет я внимательно слушала папины наставления».
1953 год. Выпускной.
— Харьковская женская школа № 6. Там сейчас есть класс, который посвящен Людмиле Марковне. В 2013 году в школе (ныне гимназии) открыли мемориальную доску. Перед Люсей (она крайняя справа) сидит Мила Гитштейн, ее ближайшая подруга. Они родились в один день и в один год.
Конец 1950-х. С подругой Милой.
— Это дома в Харькове. Фотография сделана папой Люси. Сейчас Мила живет в Чикаго, но они шли по жизни рядом, всегда поддерживали связь.
Всенародно любимой актрисе исполнилось бы 80 лет
Появление на экране народной артистки СССР Людмилы Гурченко для зрителей всегда праздник. Она блестяще сыграла в картинах «Карнавальная ночь», «Соломенная шляпка», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Старые клячи» и многих других. Судьба отмерила знаменитой актрисе 75 лет. О том, каким человеком она была, «ФАКТАМ» рассказал ее муж — продюсер Сергей Сенин.
*Людмила Гурченко и Сергей Сенин (фото tele.ru)
— Сергей Михайлович, вы прожили с Людмилой Марковной 19 лет. Какой ее день рождения больше всего вам запомнился?
— В юбилейные годы обязательно проходили какие-то мероприятия в Москве. А если это были не круглые даты, обычно собирались близкие друзья (человек 10−15) или мы отмечали вдвоем. Праздновали дома или в каком-то уютном ресторанчике. Люся очень любила ресторан «Пушкин». Иногда мы уезжали с ней в другой город. Но как бы ни отмечали, Люсины дни рождения всегда были теплые, уютные.
— Какое блюдо было у вашей жены любимым?
— Люся обожала вареники с картошкой.
— Людмила Марковна родилась в Харькове. Вспоминала родные места?
— Мы часто бывали в Харькове. В 2010 году отдыхали в Змиеве. Это замечательное место под Харьковом — заповедные чащи.
— Какие подарки вы дарили супруге на дни рождения?
— Например, платье или старинные украшения. Не обязательно драгоценности. Это могла быть даже красивая бижутерия.
— Слышала, что Людмила Марковна коллекционировала изделия из какого-то редкого стекла…
— Да, ей нравилось урановое стекло. Оно зеленоватого цвета с желтоватыми оттенками — очень красивое и необычное. Производили его в России, Германии и еще в нескольких странах. Производство завершилось в первой четверти XX века, так как плохо влияло на здоровье стеклодувов. Это связано с радиацией. Но изделия из уранового стекла безопасны. Из него создавали рюмки, пепельницы, шкатулки, вазы, лампы… К слову, искусствоведы Строгановской академии, которые сейчас помогают мне разобраться со всем наследием Людмилы Марковны, изучили нашу коллекцию и сказали, что она одна из крупнейших в России.
— Правда, что Людмила Марковна также коллекционировала фигурки ангелочков?
— Очень сложно назвать это коллекционированием. Даже урановое стекло мы собирали не по какой-то методике или принципу. Просто покупали понравившуюся вещь, случайно увидев на блошином рынке или в антикварном магазинчике. Привозили из самых разных мест. Даже в Португалии нашли русское урановое стекло! Оттуда притащили два подсвечника. Что касается ангелочков, у Люси их было много — самых разных. Когда бывали в какой-то стране или городе и нам попадался красивый необычный ангел, мы его покупали. Многие, зная об этой нашей привычке, дарили Люсе их.
— Людмила Марковна во всех отношениях была большим эстетом.
— Люся обладала вкусом, который сама в себе воспитывала, имела свой стиль, который вырабатывала на протяжении всей жизни.
— В одном из интервью Гурченко сказала, что, может быть, наивысшая загадка жизни — быть человеком современным. Людмила Марковна следила за модой?
— Конечно, она интересовалась тем, какие веяния, что сейчас носят. Но ко всему прикладывала свою фантазию. Везде ощущалась ее индивидуальность. Соответствуя современной моде, Люся в то же время умела сохранить свой уникальный, неповторимый стиль. Например, у нее есть платье всемирно известного модельера Кавалли, которое он бы, наверное, не узнал. Люся расшила его старинными кружевами. В Люсином гардеробе более двухсот рукотворных костюмов! Это потрясающие вещи… Сегодня они уже представляют собой музейную ценность.
— Как Людмиле Марковне удавалось держать себя в прекрасной форме? Диеты, физические нагрузки?
— Никаких диет она не соблюдала. Как я уже сказал, ее любимым блюдом были вареники с картошкой. Никаких гимнастик не делала. Любимое положение — лежа. Так сочинялись роли, музыка, танец… Потом — подъем, и все это быстренько записывалось. Люся говорила: «Побольше мучного, поменьше движений!» Видимо, стройность ей была дана от природы. Всю жизнь, начиная с десятого класса, она находилась практически в одном весе. Весила Люся чуть больше пятидесяти килограммов.
— Какая черта характера жены вас больше всего поражала?
— Прежде всего я бы отметил ее колоссальное терпение. Вообще, судьба актера — ждать. Терпеливо ждать своей роли, команды «мотор» на съемочной площадке и при этом всегда быть начеку, чтобы в нужный момент легко и свободно войти в работу.
— В одном интервью Людмила Марковна, рассказывая о себе, говорила, что она человек абсолютно не завистливый. А ей завидовали?
— Ну как вы думаете? Конечно, завидовали. Ее таланту, роскошной форме… Знаете, обычно люди завидуют тем личностям, до которых не способны дотянуться. О них начинают говорить и писать гадости. Это завистники умеют. А Люся, действительно, не завидовала никому. Напротив, талантом и талантливыми людьми она восхищалась до слез.
— Меня всегда потрясала энергичность Людмилы Марковны. За ней было не угнаться многим молодым.
— Вероятно, это во многом связано с тем, что лучшие годы ее жизни пришлись на, как она сама это называла, безролье. Люся ведь мечтала заниматься музыкальным кино. А ей предлагали совсем другие роли, которые, наверное, не приносили должного внутреннего ощущения себя. Поэтому в конце 1990—начале 2000 годов в работы, связанные с музыкальным решением, Люся погружалась с головой. Это были и мюзикл «Бюро счастья», и фильм «Пестрые сумерки», в котором она являлась автором музыки. Последней работой стала большая музыкальная картина «Я — легенда». Снималась, к слову, она в Киеве. Люся бралась за каждую возможность, остановить ее было нельзя. Ведь очень много времени, по ее мнению, прошло впустую.
— Удивительно. Со стороны кажется, что Людмила Марковна, напротив, была более чем востребована в своей профессии.
— На самом деле не всегда так получалось. В 1956 году на экраны вышел фильм «Карнавальная ночь», а следующий большой успех пришел лишь через 17 лет, когда в 1973 году Люся снялась в фильме «Старые стены». В 1956-м ей был 21 год, а в 1973-м — почти сорок. И в этот промежуток — самые лучшие для актрисы годы — ничего из того, о чем она мечтала, не происходило. Разве можно это назвать везением? В фильме «Старые стены», конечно, уже была другая роль — не музыкальная. Люся играла директора ткацкой фабрики. Но эта роль прозвучала! Люся получила за нее Госпремию. И после этого как-то все покатило и покатило… Но жанра музыкального, киномюзикла, о котором она мечтала, по большому счету, не случилось. И это для Люси было предметом достаточно серьезного переживания.
— Как Людмила Марковна относилась к славе?
— Очень спокойно и с юмором. Говорила, что с двух лет знала: она — народная артистка! И когда перед концертами ее спрашивали: «Людмила Марковна, как вас представить?», она отвечала: «Никаких званий не надо, просто — Людмила Гурченко». Никаких титулов нет и на ее памятнике на Новодевичьем кладбище. Ведь зрительская любовь не в них — она в другом.
— Отдыхали вы, наверное, преимущественно за рубежом?
— За границу выезжали, но больше любили отдыхать в Евпатории, куда обычно ехали машиной через Харьков.
— Каким человеком Людмила Марковна была в быту? Кажется, что такого уровня кинозвезды «парят» над рутиной, ничего не касаясь — ни мытья посуды, ни приготовления еды…
— Если бы это было так, Люся не работала бы до последних дней своей жизни. Понятное дело, я как-то пытался оградить ее от бытовых забот. Но у нас не было нянек и мамок. Мы жили вдвоем. Иногда приходила женщина, которая помогала с уборкой. Мои сотрудники могли отвезти, привезти, встретить. А вообще Люся была человеком очень самостоятельным, привыкла делать все сама. К этому ее приучила жизнь — за все отвечать самой. Если нужно было, шла в магазин, могла посуду помыть и ничего в этом не видела страшного.
— У нее было коронное блюдо?
— Тертые яблоко и морковка, банан, изюм, курага, грецкие орехи плюс сметана — такой вот любила здоровый салат. Правда, в нем очень много калорий.
— Смотрела в Интернете ваши семейные фото. Обстановка вашей квартиры немного напоминает дворцовую: изысканная мебель, красивая посуда…
— До дворца далеко. У нас была очень скромная квартира. Сначала — 90 квадратных метров. Но поскольку у Люси уникальный гардероб, мы понимали, что для него нужна отдельная комната. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы буквально рядом (в нашем любимом районе Патриарших прудов), продав прежнюю квартиру, купить новую, большей площади — 130 квадратных метров. Только почти к концу жизни сбылась Люсина мечта — иметь для нарядов отдельную комнату, где их можно было бы развесить. Она их бережно хранила, перешивала, переделывала. И таких нарядов с аксессуарами около 800! Мы жили на шестом этаже, в центре Москвы. Очень часто в нашем доме не работал лифт. Вот и весь «дворец». А еще под Москвой была скромная дача — небольшой двухэтажный домик, десять соток. Но мы чувствовали себя там очень уютно. Люся сама шила шторки, занавесочки, обивала стулья тканью. Шкафчики тоже ею придуманы. Соседи иногда поражались: «У нас дворец, но жить хочется у вас». Дачу, кстати, я отдал Люсиной дочери Маше.
— Сергей Михайлович, какая у вас с Людмилой Марковной была разница в возрасте и ощущали ли вы ее?
— 25 лет. Но мы этой разницы не чувствовали и говорили о ней всегда с юмором.
— Как считаете, Людмила Марковна была счастливым человеком?
— Этого не могу вам сказать. Считаю, что умный человек не может быть абсолютно счастливым. Внутри он всегда одинок. Счастье — это секундное состояние. Люся и сама об этом говорила: «Счастье — это сейчас».
— Она вам часто снится?
— Да. Сны бывают самые разные. Иногда — светлые. Бывает, что и ссоримся во сне — не знаю, почему.
— В жизни Людмилы Марковны случались чудеса?
— Бывали забавные совпадения. Как-то Люся улетела на гастроли в Самару со спектаклем, а я в эти дни находился в Одессе. Гуляя по городу, зашел в антикварный магазинчик и увидел очень красивые чашку и блюдце с высокими краями, что было важно, потому что Люся пила чай (и даже кофе) из блюдец. Это была работа известного русского мастера Кузнецова. Чашка в розах, большая — именно из такой Люся любила утром пить кофе с молоком. Я купил этот набор. А когда мы встретились в Москве и я достал свой подарок, вдруг… пауза. Люся вышла в соседнюю комнату, вернулась с пакетиком, а там — точно такая же чайная пара, только другой расцветки — салатовой.
— Потрясающе! Как говорится, вы жили словно на одной волне.
— Наверное…
Фото в заголовке с сайта ru.tsn.ua
Людмила Гурченко – известная советская и российская актриса и певица. Фильмы с участием Гурченко известны миллионам и прочно вошли в списки советской классики, а сама актриса стала символом целой эпохи в отечественном кинематографе.
Гурченко Людмила Марковна родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. До войны родители Людмилы Гурченко, папа Марк Гаврилович Гурченко (настоящая фамилия - Гурченков) и мама – Елена Александровна Симонова, работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом, он играл на баяне, а мама пела. Часто родители брали дочь с собой на концерты, поэтому у Людмилы было закулисное детство, сцену она видела с ранних лет.
Со дня рождения и до начала Великой Отечественной войны Людмила жила вместе с родителями в Харькове, в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке. Счастливое детство Людмилы Гурченко было прервано войной. Отец Марк Гаврилович, которого всю свою жизнь нежно любила и почитала актриса, пошёл на войну. Он был не призывного возраста и к тому же имел инвалидность, но принял решение воевать. Девочка осталась в оккупированном Харькове вдвоем с мамой.
1 сентября 1943 года после освобождения Харькова Людмила Гурченко с некоторым опозданием пошла в школу, которая находилась во дворе ее дома. А осенью 1944-го она поступила в музыкальную школу имени Бетховена – родители решили развивать немалые музыкальные способности ребенка.
С 1953 года начинается столичная страница биографии Людмилы Гурченко. Именно в этом году девушка поехала в Москву и сразу же поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Она была самой яркой и многогранной на своем курсе, одинаково хорошо танцевала, пела и играла. На выпускном курсе актриса играла Кето в оперетте «Кето и Котэ» и Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня». В этих двух ролях Гурченко и пела, и танцевала, и играла на рояле.
ВГИК она окончила в 1958 году. По окончании вуза играла сначала в Театре-студии киноактера, а с 1964 года Гурченко два сезона проработала в «Современнике», сыграв в постановках режиссера «Без креста», «Старшая сестра», «Сирано де Бержерак», «Голый король» и «Вечно живые». Потом Людмила Гурченко по нескольку лет отдала работе в театре и Московском театре сатиры.
Фильмы
В кино Людмила Гурченко дебютировала еще в студенческие годы. Ее первым фильмом стала картина «Дорога правды» Яна Фрида, вышедшая на экраны в 1956 году. «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!», - это была первая фраза актрисы в кино. Фильм был замечен, как и начинающая актриса, рост известности которой начался с первой же картины.
Оглушительно популярной Гурченко стала после выхода на экраны новогодней комедии «Карнавальная ночь». Людмила Гурченко в один миг стала всенародной любимицей и кумиром. Кинолента побила все рекорды проката, на неё было продано почти 50 миллионов билетов. А песня «Пять минут» в исполнении главной героини Леночки Крыловой стала гимном Нового Года, и до сих пор вся страна на этот праздник рассуждает вместе с Леночкой много ли это, 5 минут, или все-таки мало.
Людмила Гурченко в фильме "Девушка с гитарой"
За «Карнавальной ночью» последовала картина «Девушка с гитарой», которая была написана специально для Гурченко и в которой артистка снова получила главную роль, очень похожую с предыдущей: тоже в легком, танцевальном жанре. Этот фильм был менее удачным, хотя по инерции и собрал полные кинозалы страны. Но успех этих двух лента имел и другую сторону медали: за Гурченко закрепилось амплуа некоторой легкости и беззаботности.
Забвение
Следующие события стали темной полосой в киноактерской биографии Людмилы Гурченко. Из-за сложного финансового положения Гурченко была вынуждена параллельно со съемками подрабатывать, выступать с концертами на заводах и устраивать творческие вечера со зрителями. Эти актерские «халтуры» вызвали порицание в прессе. Официально именно это и вызвало проблемы в карьере. Но существует версия, что отказы артистке в новых ролях были направлены "сверху".
В 1957 году, во время съемок «Девушки с гитарой», актрису вызвал министр культуры СССР Николай Михайлов и, по слухам, предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Гурченко отказалась. Говорят, именно это стало причиной травли и некоторого забвения. Долгие 10 лет артистку не брали на главные роли. Тем не менее, актриса снималась как минимум в одной, а иногда и в трех картинах за год. Людмила даже сыграла нескольких главных героинь, но в проходных фильмах, не имевших особого успеха у зрителей.
В этот период Людмила Марковна попробовала свои силы в драматическом амплуа. В киноленте «Балтийское небо» Людмила Марковна продемонстрировала, что может играть глубоких, трагических героинь, переживающих сильные чувства. В таком же амплуа Гурченко сыграла в лентах «Рабочий поселок» и «Старые стены».
Возвращение
Черная полоса в карьере Гурченко закончилась. Она вновь стала одной из самых востребованных актрис страны и получила возможность сниматься, получив яркие роли в фильмах. Это были музыкальные картины «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка», «Табачный капитан» и «Мама».
Людмила Гурченко в сказке "Мама"
Во время съемок киносказки «Мама» Гурченко сильно повредила ногу. Ей грозила инвалидность: закрытый перелом со смещением, 19 осколков. Вновь танцевать и ходить на высоких каблуках Людмила Марковна смогла лишь после многолетних тренировок.
Людмила Гурченко хотела играть драматические роли в сильных фильмах. Такими картинами в творчестве актрисы стали «Двадцать дней без войны», «Сибириада» и «Пять вечеров».
Людмила Гурченко в фильме "Пять вечеров"
Всего на счету великой актрисы 96 ролей в кино. Самые незабываемые и яркие – «Любимая женщина механика Гаврилова», «Отпуск за свой счет», «Полеты во сне и наяву», «Вокзал для двоих», «Рецепт ее молодости» и, конечно же, легендарная комедия «Любовь и голуби».
Этот вечный фильм вышел в 1984 году. Картина «Любовь и голуби» очень тонко и реалистично показала довольно распространенный любовный треугольник: борьбу жены и любовницы за внимание мужа. Главный герой картины Василий Кузякин, которого сыграл , живет со своей женой и тремя детьми. Его жена в исполнении – обычная советская женщина, утомленная детьми и бытом. Именно поэтому встретившаяся мужчине на курорте эффектная и экзальтированная красотка, которую и сыграла Гурченко, уводит Василия из семьи. Василий понимает, что курортный роман и семейная жизнь с новой возлюбленной – это разные вещи. Семья Кузякиных воссоединяется.
Съемки фильма "Любовь и голуби"
Фильм не стал бы легендой, если рассказывал только об одной паре. «Любовь и голуби» показывает жизнь целого социального пласта: тут и любитель выпить дядя Митя, которого сыграл , и его жена, вечно разыскивающая своего мужа, и расставшаяся с супругом дочь Кузякиных, и их малолетние дети.
Музыка
Творческая биография Людмилы Марковны Гурченко – это не только биография актрисы театра и кино. Эта женщина была чрезвычайно многогранна в своих талантах. Гурченко записала 17 музыкальных альбомов, выпустила три автобиографические книги и неустанно выступала в дуэтах с различными исполнителями, среди которых значились , и другие.
Людмила Марковна снялась в 16 видеоклипах на свои песни, в том числе и на исполненные дуэтом с Борисом Моисеевым композиции «Ненавижу» и «Петербург-Ленинград». Клип на одну их знаковых песен Гурченко под названием «Молитва» режиссировал , известный своими работами в большом кино.
Последней работой Людмилы стал клип, где актриса перепела песню «Хочешь?», которую в оригинале исполняла . Людмила Марковна принесла еще большую популярность этой песни и, по ее словам, получила наслаждение от прикосновения к настоящему таланту.
Личная жизнь
Жизнь актрисы была полна не только яркими ролями, но и бурными романами. В жизни Людмилы Марковны было шесть мужей. Пять официальных браков и один гражданский. Все мужчины Гурченко были яркими и известными. Но каждый раз что-то мешало им оставаться вместе с такой неординарной и сильной женщиной.
Первым мужем Людмилы Гурченко стал кинорежиссер Василий Ордынский. Этот брак состоялся, когда Людмиле было всего 18 лет. Вместе пара прожила лишь год. Со вторым супругом Борисом Андроникашвили, сценаристом и историком, сыном писателя Бориса Пильняка, артистка тоже прожила недолго, но этот брак подарил ей дочь Марию.
Третьим мужем артистки стал актер Александр Фадеев, приемный сын известного писателя, а четвертым – певец . С ним Гурченко рассталась через три года. Две звезды такого масштаба не смогли ужиться долго.
Вскоре после их расставания в прессе появились слухи о романе Гурченко с . Сама Людмила восхищалась музыкантом, но скорее как сторонний наблюдатель, чем как влюбленная женщина. Слухи об этих отношениях Гурченко не комментировала. А вот вместе с музыкантом и аккомпаниатором Константином Купервейсом в гражданском браке Людмила Марковна прожила 18 лет.
Отношения с дочерью
У актрисы складывались непростые отношения с дочерью, . До трех лет ребенка воспитывали бабушка с дедушкой, позволив тем самым Гурченко продолжить актерскую карьеру. Девочка тяжело восприняла воссоединение с матерью и даже попыталась сбежать обратно к бабушке. Несмотря на череду отчимов, настоящая семья у мамы с дочкой никак не складывалась – Людмила Марковна была, прежде всего, актрисой, Гурченко много времени проводила на съемках, могла надолго уехать на гастроли. В итоге в детстве Мария была довольно часто предоставлена сама себе.
Сама актриса, ее окружение и поклонники надеялись, что в конечном итоге Мария пойдет по стопам звездной матери, но еще в молодости Маша показала, что они с Людмилой очень разные. Девушка не проявила склонности к музыке или к сцене, окончила медицинское училище, и, в отличие от ставшей образцом стиля и элегантности матери, носила удобную одежду и почти не пользовалась косметикой. Мария вышла замуж за обычного человека и родила двух детей-погодок. Людмила Гурченко сильно конфликтовала с зятем, из-за чего Мария сначала даже развелась с мужем, но потом снова сошлась.
Внуков, названных в честь ее собственных родителей, актриса очень любила, но даже они не могли окончательно примирить ее с дочерью и ее мужем. На внука и внучку артистка возлагала большие надежды, видя в них продолжателей своих актерских начинаний.
В 1998 году произошла трагедия. Скоропостижно скончался Марк, внук актрисы. Юноша умер от передозировки наркотиков. О болезни сына Мария знала и долго и безуспешно боролась с его недугом. По слухам, Людмила Гурченко не пришла на похороны, но на самом деле актриса была на прощании и очень скорбела, просто постаралась не сильно привлекать внимание к своей персоне.
Вскоре произошло обострение отношений между матерью и дочерью. Людмила Марковна в очередной раз вышла замуж. Шестым и последним супругом актрисы вплоть до ее кончины оставался продюсер Сергей Сенин. Новый муж Гурченко не смог поладить ни с падчерицей, ни с тещей. В итоге произошел затяжной конфликт, который усугубился разделом имущества матери Людмилы Гурченко. Бабушка завещала свою квартиру Марии, минуя свою звездную дочь. Актриса не смирилась с этим, и дело дошло до суда.
В последние годы жизни актрисы в прессе появился слух о романе Гурченко с фотохудожником . Людмила действительно говорила, что влюблена в Аслана, но, скорее всего, имела ввиду сильные дружеские чувства и восхищение его творчеством. Ахмадов подчеркивает, что любовных отношений между ним и актрисой не было. Людмила Марковна познакомилась с молодым человеком на модном показе, Ахмадов предложил ей тематическую фотосессию, посвященную мифу об Эдипе, а позже стал ее личным гримером.
Смерть
2011 год стал роковым для актрисы. В феврале Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. На следующий день ей сделали операцию. В начале марта выписали, и дело шло на поправку. Но 30 марта состояние актрисы ухудшилось. Людмила Гурченко умерла дома, причиной смерти стала тромбоэмболия лёгочной артерии.
2 апреля в Центральном доме литераторов состоялось публичное прощание со всеми любимой актрисой. Гурченко была одета в платье, которое она сама же и сшила совсем недавно. Многочисленные поклонники пришли попрощаться с Людмилой Гурченко. Сама столица прощалась с артисткой: в московском метро в этот день каждые полчаса звучала знаменитая песня Гурченко «Команда молодости нашей».
Проститься с актрисой пришли не только многотысячные поклонники, но и друзья семьи, коллеги и родственники. На протяжении всего мероприятия рядом был муж Людмилы Сергей Сенин. Но, как заметили журналисты, среди массы прощающихся не было многих самых близких людей артистки. Дочь актрисы пришла только к 11 утра с огромным букетом хризантем – Мария не принимала участие в организации церемонии, а о смерти матери узнала из газет. Дочь Людмилы Марковной не присоединилась к vip-гостям, она отстояла общую очередь, положила цветы к гробу и уехала, никак не комментируя свой поступок узнавшим ее журналистам. Внучку и правнучек Гурченко на церемонии пресса так и не увидела.
Похороны прошли в тот же день. Легендарную Людмилу Марковну похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Несмотря на то, что это был жест уважения и признания, выбор кладбища нарушил последнюю волю самой актрисы. Людмила Гурченко хотела, чтобы ее могила была на Ваганьковском кладбище, рядом с ее родителями и с единственным внуком.
Через полгода, в сентябре, газеты добились разрешения у родственников артистки и выпустили циклы материалов о последних днях Гурченко, в которые входили и предсмертные записи из личного дневника артистки.
В 2015 году на экраны вышел биографический сериал «Людмила Гурченко», где звезду российского кинематографа решилась сыграть . Режиссер картины Сергей Алдонин рассказал, что просто выполнил обещание, которое случайно дал Людмиле Марковне. В последний год ее жизни он признался актрисе, что хотел бы снять о ней сериал, а Гурченко одобрила эту идею и практически благословила режиссера.
Кроме того, об известной актрисе было снято более двух десятков документальных фильмов, а ее памяти многие звезды российского шоу-бизнеса посвящали собственные песни и исполнения известных композиций, которые при жизни пела сама Гурченко.
8 ноября 2017 года , единственная дочь Людмилы Марковны. Женщина последние дни жаловалась на недомогания и высокую температуру. По пути в больницу Марии стало плохо. Причина смерти - сердечная недостаточность.
Фильмография
- «Карнавальная ночь»
- «Девушка с гитарой»
- «Старые стены»
- «Соломенная шляпка»
- «Двадцать дней без войны»
- «Сибириада»
- «Небесные ласточки»
- «Любимая женщина механика Гаврилова»
- «Вокзал для двоих»
- «Любовь и голуби»
- «Моя морячка»
- «Старые клячи»