Псково-святогорский успенский монастырь. Святогорский свято-успенский мужской монастырь
Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора». На основании этой летописной повести псковский епископ Евгений Болховитинов написал книгу «Описание Святогорского монастыря. Обитель и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.
Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.
Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом А.С.Пушкина в ночь перед погребением. Здесь же находится его могила. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года».
В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор.
Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.
Успенский собор был восстановлен в 1949 году.
В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе.
Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора». На основании этой летописной повести псковский епископ Евгений Болховитинов написал книгу «Описание Святогорского монастыря. Обитель и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.
Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.
Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом А.С.Пушкина в ночь перед погребением. Здесь же находится его могила. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года».
В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор.
Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.
Успенский собор был восстановлен в 1949 году.
В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе.
Монастырь Святогорский в Псковской области является не только православной святыней, славной своими чудотворными иконами. Его с интересом посещают даже те люди, которые далеки от религии. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в стенах монастыря покоится прах великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Эта деталь помогла обители избежать судьбы многих других религиозных объектов, которые были взорваны или разрушены в годы советской власти. Конечно, монастырскую братию революционеры разогнали как буржуазно чуждую пролетариям, но сами постройки оставили. В них до девяносто второго года прошлого столетия располагался Государственный мемориальный музей А. С. Пушкина. Потом монастырь был передан в ведение Русской Православной Церкви. Но это место охраняется и государством как объект культурного наследия Российской Федерации. В этом коротком очерке мы расскажем о Святогорском монастыре. У обители интересная история. А почему там был похоронен А. С. Пушкин, который, как известно, умер в Санкт-Петербурге? Об этом вы тоже узнаете из нашей статьи.
История Святогорского монастыря
Основанию обители предшествовали два явления Божьей Матери. И по странному стечению обстоятельств, в обоих случаях единственным свидетелем чуда стал пастух Тимофей, получивший позже, согласно церковной традиции, статус «блаженного отрока». Вначале Богородица явилась в 1563 году в деревне Луговке. Позже на этом месте была выстроена часовня. А спустя три года блаженный отрок Тимофей вновь увидел Богородицу, на этот раз на Синичьей горе. Место для явления Святая Дева выбрала весьма удачное. В те времена город Воронич был пограничным с независимым княжеством Новгородским. Московский царь Иван Грозный счел чудо на Синичьей горе удобным поводом поставить фортификационное сооружение на своих рубежах (а заодно и засвидетельствовать свою набожность). Он дал приказ наместнику Псковскому князю Юрию Токмакову построить монастырь Святогорский. Но начался он с церкви, алтарь которой находится над пнем той сосны, где блаженный пастушок узрел икону Богоматери.
Постройка обители. Пушкинские горы
Уже в 1569 г., спустя три года после последнего чуда, была выстроена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Поскольку храм строился не просто как религиозное сооружение, но и как фортификационная крепость, он сразу же воздвигался в камне. Удивленный такими скорыми работами царь Иван Грозный пожаловал новому монастырю колокол весом в пятнадцать пудов. Этот благовест в народе прозвали «Горюном», потому что «пел он жалостно». А Синичью гору, где случилось явление иконы Богоматери отроку Тимофею, позже переименовали в Святую. В конце шестнадцатого столетия при обители возникло поселение Тоболенец. Оно получило название по одноименному озеру неподалеку. К началу восемнадцатого столетия эта слобода разрослась в настоящее село. Его назвали Святые Горы. Советской власти такое имя претило. Поэтому в 1925 году было дано другое название населенному пункту, окружающему Святогорский монастырь, - Пушкинские горы.
Зенит славы и закат
Все русские цари, начиная от Ивана Грозного и вплоть до Петра Первого, делали обители богатые подношения и дары. Это были и драгоценные ризы, и первопечатное Евангелие 1628 года (пожалованное государем Михаилом Федоровичем), и редкий по содержанию серебра колокол весом в 151 пуд. Но хотя основание Святогорского монастыря имело стратегическое значение, это не уберегло его от разрушения. Обитель пострадала от войск Стефана Батория, в Ливонской войне, во времена смут. Но монастырь каждый раз вновь воскресал. И обрастал землями! Монахи были владельцами деревень и угодий. Но все изменилось с восхождением на престол Екатерины Второй. По ее указу обитель была причислена к третьеразрядным, а большинство монастырских земель отошло казне.
Святыня
Волей-неволей братии пришлось приблизиться к образцу христианской жизни в бедности. Но совсем нищенствовать инокам не позволял набожный народ. Монастырь Святогорский привлекал паломников иконами Богоматери Одигитрия и «Умиления» - теми самыми образами, которые явились отроку Тимофею. Кроме того, у стен обители дважды в год - в Девятую пятницу после Пасхи и на Покрову проводились ярмарки. Монастырь продолжал пользоваться славой святого места. Многие состоятельные люди хотели бы быть похороненными на ее кладбище. Среди таких была и семья Ганнибалов - предков Александра Сергеевича Пушкина. Ведь совсем недалеко находилось и родовое имение Михайловское.
Святогорский монастырь и А. С. Пушкин
Так, волей Осипа Абрамовича Ганнибала, оплатившего землю под родовую усыпальницу, обитель стала тесно связана с именем выдающегося русского поэта. Сам Пушкин любил приходить в монастырь. Он посещал ярмарки, слушал местный говор, собирал истории о днях минувших (в Михайловском был написан «Борис Годунов»). Приходил поэт и в родовую усыпальницу, где были похоронены его дед и бабушка, а также умерший во младенчестве родной брат Платон. В 1836 году Пушкин похоронил здесь и мать. Тогда же он уплатил монастырю десять рублей серебром за право быть похороненным здесь самому. И это случилось за год до смерти поэта. Теперь могила А.С. Пушкина в Святогорском монастыре может поспорить по количеству паломников с иконой Одигитрия. Именно этот скромный памятник уберег обитель от уничтожения во времена советской власти.
Как проехать в Святогорский монастырь
Пушкинские горы располагаются в 95 километрах от Пскова по прямой, в 113 км по автотрассе. Из областного центра доехать сюда проще простого. Есть и прямой автобус Псков - Пушкинские горы, через поселок следуют машины на Новоржев и Великие Луки. Сюда приезжают экскурсионные группы из Санкт-Петербурга и Москвы. Монастырь Святогорский находится в самом центре Пушкинских гор, по адресу: улица Пушкинская, 1.
Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под годом 1566. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.
Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.
Работая над драмой «Борис Годунов», А. С. Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского» корпуса. В ней хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.
Пушкин любил посещать святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую и образную народную речь, запоминал и записывал «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, встречи с юродивыми, рассказы странников о давно минувших событиях - «преданья старины глубокой» - несомненно нашли творческое отображение в образах героев «Бориса Годунова».
Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.
В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.
Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».
В 1924 году монастырь был закрыт.
Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А. С. Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.
В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским Заповедником и Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников.
Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники».
Году после чудесных явлений в блаженному отроку Тимофею иконы Божьей Матери на Синичьей, а отныне прозванной Святой горе. В этом же году был построен крестово-купольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы , с повышенными подпружными арками, трехапсидный . В благодарность за скорые работы по постройке обители царь одарил её дорогими книгами, ризами, а звонницу - колоколом. Постройка "обители каменной" была важной в деле укрепления рубежей с Литвой - монастырская крепость представляла важное звено обороны на рубеже Воронича . Мощные стены защищали обитель во время долгой и кровопролитной Ливонской войны и смуты в Московском царстве. Во время нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрывал в своих стенах жителей окрестных селений, а монахи защищали Псковскую землю.
Статистика
- первая пол. XIX в. - 10 человек
- ок. середины 2000-х - ок. 25 послушников и монахов
Храм, архитектура, некрополь
Успенский собор
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в году псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества. Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов , пристоенных в XVIII веке. Южный придел Успенского собора в честь иконы Божией Матери Одигитрии был пристроен в году на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова, здесь обычно происходило отпевание усопших. Северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен на средства псковского помещика Карамышева в году, под придельным престолом был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.
Служебные постройки
На начало XXI века сохранились братский корпус года, колокольня года, дом настоятеля года, валунная ограда с Анастасьевскими и Святыми воротами