Некоторые проблемы организации взаимодействия сил и средств оперативной разведки в противодесантной обороне побережья. Организация взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений в современном общевойсковом бою. Искусство организации взаимоде
Организация - это процесс создания структурі предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Организация как процесс - это функция, которая связана с систематической координацией многих задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
Очень важная,.но не очень заметная сторона устройства организаций - это взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий путем делегирования полномочий и ответственности.
Делегирование в теории управления означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство распределения задач среди сотрудников, выполнить которые необходимо для достижения целей всей организации. Если важная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Но в большинстве случаев это просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Делегирование, по сути, превращает человека в руководителя.
Несмотря на свое значение, делегирование часто неправильно понимаемая и неправильно используемая концепция управления. Не понимая сущность и необходимость делегирования, многие предприниматели терпели неудачу, когда организации, создаваемые ими, становились более крупными.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимают то, что от человека ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Человек заключает контракт с организацией на выполнение задач определенной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем руководителем, который передает ему полномочия.
Например, при оформлении на работу в качестве рабочего на сборочном конвейере автозавода поступающему делегируется задача монтажа оборудования на автомобиле. Соглашаясь на эту работу и получая вознаграждение за нее, рабочий косвенным образом соглашается выполнять ее способом, удовлетворительным для автозавода. Рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи, начальник имеет право требовать объяснений или исправления плохо сделанной работы.
При этом важно осознавать, что делегирование не подразумевает полную передачу ответственности. Руководитель не может сокращать свою ответственность, передавая ее подчиненному. Лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Например, если рабочий не выполнит сменное задание и в результате цех не выполнит свой сменный план, начальник цеха, а не рабочий, должен отвечать перед директором. Больший объем ответственности является одной из важнейших причин высоких окладов высших менеджеров.
Организационные полномочия. Если кто-то примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи, то организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются. должности, а не человеку, который занимает ее в данный момент. Когда человек меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на должности нет человека, обычно говорят о делегировании полномочий человеку.
Две концепции полномочий. Согласно классической концепции, полномочия передаются от высших к низшим уровням организации. Например, на российском предприятии чаще всего руководитель расчетного отдела получает свои полномочия от главного бухгалтера, а тот - от генерального директора. Это и есть концепция делегирования полномочий руководителями своим подчиненным.
Однако подчиненный имеет право отклонить требования начальника.
Если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то передачи полномочий не происходит, это и есть концепция принятия полномочий. Концепция принятия полномочий признает существование такой власти, которая часто уменьшает возможности руководителей применять своя полномочия.Пределы полномочий. Полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами,
правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия. Например, рабочий, уполномоченный работать только на определенном станке, превысил бы свои полномочия, перейдя за станок другого рабочего, даже если его станок сломался.
Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации. Но и полномочия высшего руководства, конечно, ограничены. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями, иногда не меньше, чем формальными законами.
Полномочия и власть нередко путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть без полномочий. Например, финансовый директор предприятия уполномочен подписывать платежные поручения и обладает властью или способностью переводить деньги на собственный банковский счет. Однако его полномочия ограничены законными операциями. Если он совершит кражу, генеральный директор обладает и властью, и полномочиями для того, чтобы его уволить. Но, разработав хитрый план, нечестный финансист избежит преследования, скрывшись из страны. Полномочия определяют, что человек, занимающий должность, имеет право делать. Власть определяет, что он может делать.
ЛИНЕЙНЫЕ И ШТАБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Линейные полномочия предоставляют руководителю установленную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные ре-шеиия и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в пределах, которые установлены организацией, законом или обычаем. Например, директор завода, обладающий линейными полномочиями по распоряжению ресурсами, может использовать средства завода на покупку любого товара путем простого распоряжения бухгалтеру произвести платеж. Он может иметь право принимать решения, каких работников следует принять на работу, какой оклад должен устанавливаться для каждой должности.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления в организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку в иерархически построенных орга-
низациях полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью, или цепью команд. Наглядный пример цепи команд - иерархия в армии. Военные определенного ранга легко отличаются от военных более высокого или низкого уровня по обмундированию и знакам различия, иерархия строится в виде цепи команд, движущихся сверху вниз.
Типы административного аппарата. В некоторых ситуациях линейные полномочия не могут обеспечить потребности организации. Административный аппарат впервые, по-видимому, появился в армии. Трудно, а порой и невозможно, командиру в пылу сражения эффективно командовать своими людьми и одновременно разрабатывать стратегические планы. Но, поскольку и планирование, и управление необходимы для победы в любой военной операции, то должен быть найден способ их обеспечения.
В результате было принято решение разделить задачу достижения победы в войнах между двумя видами военных специалистов: штабными офицерами, которые составляют планы, и офицерами, которые командуют солдатами в сражении. При этом полномочия командования людьми были отобраны у штабных офицеров, но их обязали помогать старшим офицерам линейной организации. Штабные офицеры могли рекомендовать стратегию и получить возможность ее реализации войсками, но не могли непосредственно отдавать им команды. Офицеров, которые сражались на линии огня, стали назвать строевыми.
В связи с изменчивостью внешней среды концепция штаба была расширена, модифицирована и перенесена в различные организа-" ции. В настоящее время существует множество типов административных аппаратов - штабов и вариантов штабных полномочий. Административный, т. е. штабной аппарат, выполняет множество функций. Обычно штабной аппарат классифицируют по двум или трем основным типам с учетом этих функций.
Консультативный аппарат. Если линейный руководитель сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, он может пригласить соответствующих специалистов на временной или постоянной основе и таким образом сформировать консультативный аппарат. Обязанность этих специалистов - консультировать линейного руководителя. Часто консультативный аппарат используется в области права, новой или специальной технологии, обучения и повышения квалификации, в работе с кадрами.
Обслуживающий аппарат. Функции аппарата часто распространяются на выполнение определенных услуг. Например, управления или отделы кадров, имеющиеся в большинстве организаций, ведут личные дела сотрудников, находят и проверяют потенциальных кандидатов на работу, подыскивают требуемые кадры для линейных руководителей. Обслуживающий персонал используется во многих
сферах, к которым, в частности, относятся связи с общественностью, маркетинговые исследования, планирование, материально-техническое снабжение. Функциональные подразделения предоставляют руководству информацию, необходимую для принятия эффективных решений.
Личный аппарат - это разновидность обслуживающего аппарата. В него входят, как правило, секретарь, помощник руководителя. В обязанности личного аппарата входит исполнение того, что требует руководитель. В организации этот аппарат не имеет никаких полномочий, он действует по поручению руководителя. Но посредством планирования назначений и фильтрования информации он может контролировать доступ к руководителю. Если руководитель прислушивается к советам своего личного аппарата или зависит от него, то власть этрго аппарата может быть очень велика.
Разновидности штабных полномочий весьма многообразны.
Рекомендательные полномочия. Полномочия административного аппарата были вначале ограничены консультациями линейного руководителя, когда он обращался за советом. Линейные руководители при таком уровне полномочий аппарата могут по своему выбору решить проблему, опираясь на полученные рекомендации, не считаться с ними или даже не ставить аппарат в известность о наличии и решении проблем. Такое положение может привести к конфликтам между линейным руководством и административно-управленческим аппаратом.
Обязательные согласования. Поскольку аппарат может испытывать трудности в работе с линейным руководством, организации иногда расширяют полномочия аппарата до обязательного согласования с ним каких-либо решений. В этом случае линейное руководство должно обсуждать соответствующие ситуации с аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. Однако на самом деле линейные руководители не обязаны следовать рекомендациям аппарата. Например, часто правила предприятия предписывают проведение исследований рынка перед принятием решения о производстве нового продукта. Проведя исследования, специалисты аппарата дадут рекомендации, только после ознакомления с ними линейное руководство примет решение, которое не обязательно будет учитывать рекомендации маркетологов.
Параллельные полномочия. Высшее руководство может расширить объем полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства. Целью параллельных полномочий является формирование системы контроля, необходимого для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. Наиболее широко используются параллельные полномочия в правительственных организациях. Например, и Государственная Дума, и Совет Федерации должны одобрить все законы, прежде чем их утвердит Президент России и они
приобретут официальный статус. Параллельные полномочия часто используют для контроля расходов, для чего требуются две подписи на документах, направляемых в банк.
Функциональные полномочия аппарата заключаются в предоставлении ему возможности как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. Линейные полномочия высшего руководителя в организации реализуются через аппарат, давая ему право действовать в определенных вопросах. Таким образом, функциональные полномочия отчасти устраняют различия между линейными и штабными обязанностями. Функциональные полномочия широко распространены из-за глубокой специализации в современных организациях.
Линейные полномочия внутри аппарата необходимы в крупных организациях, административный аппарат которых может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким об-Р930М, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя.
ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями основывается на решении руководства о том, каким будет каждый конкретный вид деятельности - линейным или аппаратным. Это решение должно основываться на оценке того, насколько непосредственным будет вклад этого вида деятельности в достижение общих целей. Рассматривать аппаратно-штабную деятельность как несущественную для достижения целей недопустимо. Если какой-либо вид деятельности не способствует достижению целей организации, его следует просто исключить. Вопрос в данном случае заключается не в важности деятельности, а в том, насколько непосредственно она относится к основной миссии организации.
Линейная деятельность - это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг, производимых организацией. Аппарат помогает выполнению основных функций как квалифицированная медицинская сестра и профессор-консультант помогают хирургу во время операции. Хирург смог бы спасти жизнь пациента и без них, но с их участием риск намного уменьшается и работа выполняется более успешно. При этом медсестра и консультант не могут успешно выполнить операцию самостоятельно.
Определение того, какие виды деятельности следует отнести к аппаратно-штабной, зависит от миссии, целей и стратегии организации.
Например, обучение на предприятии обычно является либо аппаратной деятельностью, либо одной из обязанностей линейногоруководителя. Но в университете преподавание - основной вид деятельности организации. Также на производственном предприятии бухгалтерский учет - аппаратная деятельность, а в фирме, предоставляющей бухгалтерские услуги, ведение учета у клиентов - линейная
деятельность.
Линейные полномочия и координация. Делегирование линейных полномочий и возникающая в результате цепь команд играют главную роль в процессе координации деятельности организация. Линейные полномочия точно определяют взаимоотношения подчиненных и руководителей. Получатель полномочий принимает на себя личную ответственность за задачи н отвечает перед делегирующим за их выполнение. Если подчиненный сталкивается с проблемами, то он точно знает, к кому следует обратиться за решением. Если непосредственный начальник не может обеспечить решение, то эта проблема передается «по команде» наверх.
Единоначалие основывается на представлении о том, что наилучший способ обеспечения точности выполнения заданий заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед одним начальником и получал приказы только от одного начальника. Согласно принципу единоначалия, работник должен получать полномочия только от одного человека и отвечать только перед ним. В организации, которая придерживается этого принципа, все формальные коммуникации должны направляться по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга. Так же и руководитель высшего ранга не может дать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. При большой длине цепи команд соблюдение принципа единоначалия в некоторых случаях может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма.
Ограничение нормы управляемости. Норма управляемости, определяемая как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством делегирования линейных полномочий. Опыт привел к пониманию того, что слишком большая норма управляемости может привести к возникновению сложных проблем. Теоретики управления значительное внимание уделили определению того, какой должна быть идеальная норма управляемости. Предлагался широкий диапазон, ряд авторов считали наилучшей норму от 5 до 10 подчиненных. Исследования показывают, что эта норма широко варьируется.
Проблемы эффективного делегирования. Делегирование требует эффективных коммуникаций. У руководителей есть обязанности, которые должны выполняться подчиненными. Для их надлежащего
выполнения подчиненные должны точно понимать, чего хочет руководитель. Делегирование связано с мотивацией, влиянием и лидерством. Руководитель должен заставить подчиненных эффективно выполнять поставленные задачи. Как во всех процессах обмена информацией и оказания влияния, обе стороны имеют существенное значение для достижения успеха.
Причины нежелания руководителей делегировать полномочия, а подчиненных принимать ответственность обобщил У. Ньюмен, который отметил пять причин нежелания делегировать полномочия;
1. Заблуждение «Я это сделаю лучше», которое несостоятельно, так как руководитель должен планировать и контролировать, а подчиненный выполнять менее важную работу, пусть даже несколько хуже руководителя."Если не разрешать подчиненным выполнять задания с дополнительными полномочиями, не следует ожидать повышения их квалификации.
2. Отсутствие способности к руководству. Некоторые руководители так погружаются в повседневную работу, что пренебрегают общей картиной деятельности и не могут осознать значение распределения работы между подчиненными.
3. Отсутствие доверия к подчиненным, которые в этом случае теряют инициативность и чувствуют необходимость часто обращаться к руководителю. Это, в свою очередь, усиливает недоверие к подчиненным, которые начинают чувствовать себя неуверенно.
4. Боязнь риска. Поскольку руководители отвечают за работу подчиненного, они могут испытывать опасения, что делегирование задания может породить проблемы, за которые придется отвечать.
5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности. Параллельно делегированию дополнительных полномочий нужно создать эффективные механизмы контроля для получения информации о результатах работы подчиненных. Контроль дает гарантию того, что проблемы будут иыявлены прежде, чем достигнут катастрофических масштабов.
Подчиненные могут блокировать делегирование но следующим причинам: подчиненный считает удобнее спросить начальника, что делать, чем самому решать проблему; подчиненный боится критики за совершенные ошибки и уклоняется от нее, поскольку большая ответственность увеличивает вероятность ошибки; у подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необходимые для успешного выполнения задания; у подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или он считает, что это так; у подчиненного отсутствует уверенность в себе; подчиненному не предлагается каких-либо стимулов для дополнительной ответственности.
Преодоление проблем. Руководители могут создать систему контроля, необходимую для того, чтобы обезопасить себя при делегировании больших полномочий подчиненным. Они могут также определить свои проблемы и повысить квалификацию в области лидерства
и оказания влияния. Большую часть неуверенности подчиненных можно устранить, оказывая им больше доверия, а не резко критикуя, чтобы указать на недостатки в работе.
Четкий обмен информацией, принцип соответствия и положительные стимулы весьма важны для эффективного делегирования. Если подчиненный не выполняет свои задачи так, как требует руководство, причиной может быть неправильная передача информации. Подчиненный может не решиться задать вопросы из-за боязни глупо выглядеть или из-за того, что слишком торопится приняться за работу. Понятное изложение подчиненным их обязанностей, задач и пределов полномочий обеспечивает эффективность делегирования.
Весьма важно соответствие между полномочиями и ответственностью. Руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это и есть принцип соответствия. Как следствие, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий. Например, управляющий, получивший задание увеличить сбыт пейджеров, может принять ответственность и выполнить это задание, только если получит полномочия провести рекламную кампанию и использовать мотивационные стимулы по отношению к коммерческим агентам.
Большая ответственность означает больше работы и больше риска для лица, принимающего ее. Люди в основном не считают привлекательными эти дополнительные обязанности, а во многих организациях желание расширить ответственность подчиненных не подкрепляется системой стимулирования, которая обеспечивает им вознаграждение за принятие этого бремени. Исследования показывают: работники имеют меньшую мотивацию к работе, если считают, что дают организации больше, чем получают от нее. Эти вознаграждения могут выступать в форме дополнительной оплаты, повышения по службе, необычного звания, благодарности, особого статуса или более комфортных условий работы. Важно создать также систему стимулирования руководителей за успешное делегирование дополнительных полномочий в соответствии с целями организации.
Совместные согласованные по целям, задачам, месту (районам, высотам), времени и способам выполнения задач действия войск (сил) для достижения цели операции (боевых действий, боя); принцип военного искусства. В зависимости от масштаба военных действий и состава участвующих войск (сил) различают тактическое, оперативное и стратегическое взаимодействие. Цель взаимодействия определяется в интересах тех войск (сил), которые действуют на главных направлениях и выполняют основные, определяющие исход военных действий, задачи.
В зависимости от цели взаимодействия и способов его достижения различают основные формы взаимодействия: придания и поддержки. В.в. в форме придания означает передачу в оперативное подчинение войск тому командиру, в интересах которого организуется взаимодействие. В.в. в форме поддержки предполагает выполнение задач в чьих-то интересах войсками, остающимися в подчинении своих командиров. Применительно к задачам прикрытия позиционных районов целью взаимодействия является обеспечение благоприятных условий прикрываемым соединениям для подготовки и проведения пусков ракет. Чтобы достичь указанной цели, взаимодействие должно быть эффективным, целенаправленным, централизованным, гибким, непрерывным и устойчивым.
В зависимости от того с какими войсками организуется взаимодействие, различают внутреннее и внешнее взаимодействие. Внутреннее взаимодействие организуется между частями соединения или подразделениями части тем командиром, которому они подчинены, в том числе и временно. Внешнее взаимодействие осуществляется между подразделениями, частями или соединениями, подчиненными разным командирам. В этом случае взаимодействие между ними по основным вопросам организуется старшим командиром (командующим), а по не основным, обеспечивающим вопросам они согласуют порядок совместных действий сами на основе указаний старшего командира.
Организация взаимодействия представляет собой практическую деятельность командира (командующего), штаба и служб по согласованию усилий и действий соединений, частей и подразделений при совместном выполнении ими задач в бою (операции). Она охватывает период, начиная от момента принятия решения, в котором он определяет основы взаимодействия, до детализации основ взаимодействия в процессе работы непосредственно на местности и установления механизма управления совместными действиями. Целью организации взаимодействия является наиболее полное и эффективное использование боевых возможностей участвующих в совместных действиях войск.
В общем случае организация взаимодействия включает: определение порядка взаимодействия, т.е. согласование действий войск по задачам, способам, месту и времени; согласование мероприятий по обеспечению, поддержанию и восстановлению взаимодействия; планирование взаимодействия; доведение задач до взаимодействующих соединений, частей, подразделений и органов управления.
В дальнейшем взаимодействие поддерживается и при необходимости восстанавливается или организуется заново, если ранее спланированный порядок взаимодействия не соответствует условиям сложившейся обстановки. См. также: Взаимодействие Ракетных войск стратегического назначения.
Лит.: Военная энциклопедия, т. 2. - М.: Воениздат, 2003. Стр. 82.
Михайлов В.С.
384. Связь взаимодействия штаба и подразделений соединения с соединениями (частями) и органами Федеральной Пограничной службы, соединениями и частями внутренних войск и органами управления МВД России, Железнодорожными войсками, войсками гражданской обороны и органами управления МЧС России, органами ФСБ России должна обеспечить их согласованные совместные действия при выполнении общих задач.
385. Связь взаимодействия с пограничными войсками и органами Пограничной службы организуется для обеспечения управления совместными действиями войск по зачистке районов развёртывания вблизи Государственной границы Российской Федерации, охране и защите Государственной границы Российской Федерации, созданию внешнего кольца блокирования незаконных вооружённых формирований, террористических и разведывательно-диверсионных групп, проникших с территории сопредельных государств, прикрытию промежутков в боевом порядке войск, организации засад, а также боевыми действиями войск в приграничных районах.
Связь взаимодействия организуется и обеспечивается по сетям связи общего пользования ЕСЭ РФ, в радиосетях взаимодействия объединения (соединения), а также путём взаимного вхождения в радиосети боевого управления.
386. Связь взаимодействия объединённых боевых групп с боевыми вертолётами армейской авиации организуются на выделенных частотах по УКВ радиосетям, со штурмовой авиацией – средствами радиосвязи авианаводчика пункта управления. При отсутствии авианаводчика пункта управления для организации этой связи взаимодействия могут быть выделены радиостанции на узлах связи пунктов управления объединённых боевых групп. Связь взаимодействия с артиллерией на огневых позициях организуются по полевым кабельным линиям связи и УКВ радиосетям.
387. Связь взаимодействия с соединениями и частями внутренних войск, подразделениями и органами МВД России организуется для обеспечения управления согласованными действиями по охране и обороне коммуникаций, эвакуации населения, очистке районов (населённых пунктов) от вооружённых формирований, террористических и разведывательно-диверсионных групп, проведению режимных и фильтрационных мероприятий, поддержанию общественного порядка и общественной безопасности, при выполнении других задач. Обмен информацией по взаимодействию организуется по каналам связи сетей связи общего пользования ЕСЭ РФ, территориальной системы связи федеральных органов исполнительной власти, в радиосети взаимодействия объединения и соединения (части), путём взаимного вхождения в радиосети командиров взаимодействующих соединений (частей) и подразделений, а также в сетях спутниковой и подвижной радиосвязи.
388. Связь взаимодействия колонн войск на маршрутах выдвижения организуется по радиосети дорожно-комендантской службы, по радиосетям блокпостов внутренних войск и государственных органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Для них назначаются единые (сквозные) радиочастоты, позывные и сигналы управления.
389. Связь взаимодействия с Железнодорожными войсками организуется для обеспечения управления совместными действиями соединения и воинских частей Железнодорожных войск по охране, обороне и восстановлению движения на железных дорогах, обеспечению оперативной устойчивости железнодорожного сообщения. Связь взаимодействия организуется по каналам региональной территориальной системы связи Вооружённых Сил, ведомственной сети связи федерального органа исполнительной власти в области транспорта (управления железной дороги), а также по радиосети взаимодействия с Железнодорожными войсками.
390. Связь взаимодействия с войсками гражданской обороны и органами МЧС России организуется для обеспечения управления совместными действиями по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей в районах применения соединения (части), проведению аварийно - спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения. Связь взаимодействия организуется (с частями войск гражданской обороны) – по каналам региональной территориальной системы связи Вооружённых Сил и сети связи общего пользования ЕСЭ РФ, по радиосетям взаимодействия объединения.
391. Связь взаимодействия с формированиями и органами ФСБ России организуется для обмена информацией о готовящихся вооружённых нападениях и террористических актах, обеспечения управления совместными действиями по поиску и ликвидации незаконных вооружённых формирований, террористических и разведывательно-диверсионных групп. Связь взаимодействия с формированиями и органами ФСБ России обеспечивается, как правило, через их представителя. Для организации связи взаимодействия по согласованию с руководителями территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках им могут быть выделены необходимые средства связи.
393. Под непосредственным руководством начальника связи соединения разрабатывается план связи на совместные действия, готовятся директивные документы (боевые распоряжения, распоряжения по связи), оказывается помощь в планировании и организации связи в других войсках, участвующих в совместных действиях. Планирующие и директивные документы по связи взаимодействия разрабатываются заблаговременно, регулярно уточняются. В соответствии с ними планируются и проводятся штабные тренировки и тренировки по связи, определяются мероприятия по совершенствованию и развитию системы связи соединения и систем связи других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.
Глава 11
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ, БАТАЛЬОНА И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ СОЕДИНЕНИЯ (ЧАСТИ)
Общие положения
394. Действия батальона и подразделений связи и функционирование системы связи соединения (части) должны быть всесторонне обеспечены. Обеспечение системы, частей и подразделений связи планируется, организуется и осуществляется непрерывно во всех видах боя и в повседневной деятельности.
395. Обеспечение системы, батальона и подразделений связи соединения заключается в подготовке и осуществлении мероприятий, направленных на поддержание системы и батальона и подразделений связи в установленной степени боевой готовности, сохранение их боеспособности и создание необходимых условий для развёртывания, устойчивого функционирования, свёртывания, и перестроения системы связи соединения (части), а также эффективного применения батальона и подразделений связи в любых условиях обстановки.
396. Привлечение личного состава частей и подразделений связи соединения (части) к выполнению задач, не связанных с обеспечением связи, запрещается.
397. По характеру задач и содержанию проводимых мероприятий основными видами обеспечения системы, батальона и подразделений связи соединения являются: боевое, морально-психологическое, материально-техническое, медицинское. Все они организуются на основе централизованного решения вопросов организации связи и всестороннего обеспечения системы и войск связи и осуществляются согласованно.
398. Общее руководство обеспечением применения системы, батальона, подразделений связи соединения (части) осуществляет начальник штаба соединения (части). Непосредственная организация всех видов обеспечения в батальоне (подразделениях) связи осуществляется командиром, начальником штаба и командирами подразделений на основе решения командира соединения (части), а также приказов и распоряжений по видам обеспечения. Отсутствие указаний (распоряжений) не освобождает командиров всех звеньев, начальника штаба от ответственности за своевременную организацию обеспечения действий подчинённых батальона и подразделений связи соединения.
399. Мероприятия по видам обеспечения осуществляются силами и средствами батальона и подразделений связи, а также ремонтно-восстановительных органов, подразделений материально-технического обеспечения и складов соединения (части). Для выполнения наиболее сложных мероприятий по обеспечению применения системы, батальона и подразделений связи в боевых действиях, требующих специальной подготовки личного состава и использования специальной техники, привлекаются подразделения соответствующих специальных войск и материально-технического обеспечения.
Боевое обеспечение
400. Боевое обеспечение заключается в организации и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности связи, систем связи и АСУ, разведзащищённости и устойчивости системы связи, недопущения внезапного нападения противника, снижения эффективности его воздействия на систему, батальон (подразделения) связи соединения (части), создания им благоприятных условий для обеспечения управления подразделениями соединения (части).
401. Основными видами боевого обеспечения применения системы, батальона (подразделений) связи соединения (части) являются: разведка; охранение; радиоэлектронная защита; обеспечение безопасности связи и информации; тактическая маскировка; инженерное обеспечение; радиационная, химическая и биологическая защита; топогеодезическое обеспечение; навигационное обеспечение; гидрометеорологическое обеспечение.
Мероприятия по боевому обеспечению системы, батальона (подразделений) связи отражаются в плане связи соединения (части) на бой и в плане организации и контроля безопасности связи.
402. Основными задачами командира и штаба батальона связи (командира подразделения связи) по боевому обеспечению являются: организация своевременного выполнения в полном объёме мероприятий боевого применения системы, батальона (подразделения) связи; организация и осуществление мер радиоэлектронной защиты средств связи и автоматизации управления; организация и осуществление противодействия техническим средствам разведки противника; обеспечение безопасности связи и защиты информации на узлах связи; выполнение норм и требований электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств на узлах связи.
Противодесантная и противовоздушная оборона узлов связи; защита узлов, линий и средств связи, подчинённых подразделений от активного огневого воздействия противника; маскировка (скрытие) аппаратных, станций, узлов и мест (районов) размещения подразделений связи на местности; организация их охранения; организация радиационной, химической и биологической защиты, инженерного, топогеодезического, навигационного и гидрометеорологического обеспечения организуется и осуществляется в рамках боевого обеспечения пунктов управления соединения (части).
Разведка связи и местности
403. Разведка связи организуется и ведётся в целях установления наличия и состояния местных объектов и средств связи в полосе действий соединения (части) и возможности их использования для обеспечения связи, выявления имущества и складов связи, оставленных противником. Она проводится путём изучения военно-экономического описания района боевых действий, карт, схем связи, документов и средств связи, захваченных у противника, осмотром местности и местных объектов связи, опросом местных жителей, допросом пленных и перебежчиков,. Основные разведывательные сведения начальник связи получает от разведывательных органов соединения (части) в виде информационных документов (разведывательных сводок, сообщений, схем, карт, графиков) по запросу или в установленные сроки.
Для ведения разведки связи могут создаваться специальные группы (команды) специалистов связи из состава батальона (подразделений) связи соединения (части).
Разведка местности в батальоне (подразделении) связи соединения (части) организуется и ведётся в целях получения информации об особенностях местности (рельефе, состоянии грунта, растительного покрова, естественных укрытий, проходимости) в районах развёртывания узлов (станций) и линий связи, о характере водных преград, состоянии дорог, районов разрушений, пожаров, затоплений, районах радиоактивного, химического и бактериологического заражения и других особенностях, способных влиять на действия батальона (подразделения) связи и функционирование системы связи.
Для непосредственной разведки местности в районах развёртывания узлов, станций и на трассах линий связи, на маршрутах выдвижения батальона (подразделений) связи соединения (части) создаются рекогносцировочные группы.
404. Разведка связи и местности организуется начальником связи соединения (части). Начальник связи определяет задачи разведки, сроки их выполнения, силы и средства ведения разведки. Все задачи по разведке он решает, согласовано с начальником разведки соединения (части). Задачи на разведку связи и местности командиру (штабу) батальона (подразделения) связи ставятся в боевых распоряжениях или доводятся отдельными распоряжениями. Полученные разведывательные сведения отображаются на рабочих картах, анализируются и обобщаются для использования при планировании связи. Результаты разведки связи и местности передаются в вышестоящий штаб, доводятся до подчинённых и взаимодействующих частей (подразделений) связи в части их касающейся.
Основными требованиями, предъявляемыми к разведке связи и местности, являются: непрерывность, оперативность, достоверность и полнота разведывательной информации.
Охранение
405. Охранение батальона (подразделений) связи соединения (части), элементов системы связи организуется в целях предотвращения проникновения разведывательно-диверсионных групп противника в расположение батальона (подразделения) и на объекты связи и исключения внезапного нападения его десантов. Оно осуществляется подразделениями охраны пунктов управления соединения (части).
406. Охранение элементов системы связи, батальона (подразделений) связи организуется штабом соединения (части). С этой целью в штабе соединения (воинской части) разрабатывается план охраны и обороны пунктов управления, а в подразделениях связи и на элементах системы связи – схемы охраны и обороны, в которых указываются: расположение на местности станций, аппаратных связи, охраняемые трассы кабельных линий передачи, районы сосредоточения подразделений материально-технического обеспечения; фортификационные сооружения для защиты личного состава и техники; средства имитации и ложные объекты связи; маршруты движения патрулей, личного состава и техники; посты охраны, наблюдательные посты (секреты); секторы (участки) охраны и обороны; расчет сил и средств; сигналы оповещения и управления.
407. Районы размещения узлов связи готовятся к круговой обороне, подходы и маршруты к ним перекрываются постами, секретами и заставами, у аппаратных засекреченной связи выставляются часовые, устанавливаются технические средства контроля местности. Охрана остальных аппаратных полевых узлов связи (групп станций, групп аппаратных связи) обеспечивается дозорными. Для охранения, в случае возникновения непосредственной угрозы нападения противника, может привлекается личный состав, свободный от несения боевого дежурства (дежурства) и расположенные вблизи объектов связи подразделения других войск.
408. Для усиления охраны и обороны особо важных объектов связи решением начальника штаба соединения (части) выделяются дополнительные силы и средства из состава боевых частей. При перемещении узлов связи пунктов управления на маршрутах движения осуществляется прикрытие их колонн боевыми подразделениями и вертолётами.
Радиоэлектронная защита
409. Под радиоэлектронной защитой (РЭЗ) системы связи понимается совокупность мероприятий и действий по устранению или ослаблению воздействия на систему связи средств радиоэлектронного поражения противника, защите радиоэлектронных средств (РЭС) связи от технических средств разведки (ТСР) противника и обеспечение электромагнитной совместимости РЭС связи.
Радиоэлектронная защита системы связи, организуется и осуществляется в целях обеспечения устойчивой работы связи в условиях воздействия преднамеренных радиопомех противника и взаимного влияния радиоэлектронных средств.
Она включает защиту от радиоэлектронных помех противника, от самонаводящегося на излучение оружия противника; от воздействия ионизирующих и электромагнитных излучений ядерных взрывов и других видов оружия, а также обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, развёртываемых на пунктах управления, узлах связи, ретрансляционных пунктах.
410. Защита радиолиний (радиорелейных, тропосферных, спутниковых) системы связи от радиоэлектронных помех противника достигается: комплексным использованием средств связи по этапам боя; умелым распределением и назначением частот и осуществлением манёвра ими; использованием бортовых узлов связи воздушных пунктов управления и ретрансляционных пунктов для обеспечения связи на наиболее важных направлениях; сокращением интервалов на радиорелейных и тропосферных линиях связи; организацией скрытых и дублирующих радиосетей (радионаправлений); высокой специальной подготовкой личного состава к обеспечению связи в условиях преднамеренных радиопомех; передачей одного и того же сообщения на нескольких частотах одновременно; переходом на запасные (резервные) частоты с одновременным продолжением передачи маскирующего обмена на подавляемой частоте; применением адаптивных радиолиний; применением аппаратуры быстродействия, сверх быстродействия; использованием помехозащищённых режимов; использованием антенн с узкой диаграммой направленности; манёвром излучаемой мощности; применением фазокомпенсирующих устройств; поиском и уничтожением передатчиков радиопомех или немедленным перемещением узлов связи в новые районы.
411. Защита объектов связи от самонаводящегося на излучение оружия противника достигается: умелым использованием естественных складок местности при выборе мест развёртывания станций радио-, радиорелейной, тропосферной и спутниковой связи, маршрутов движения и совершении маршей; инженерным оборудованием районов развёртывания узлов связи, ретрансляционных пунктов; использованием табельных и подручных средств маскировки; использованием ложных излучающих объектов различного типа; рациональным выбором направлений развёртывания линий связи, снижающих до минимума излучение в сторону противника; строгой регламентацией работы радиоэлектронных средств, их пространственным разносом, дублированием и резервированием.
412. Защита радиоэлектронных средств связи от воздействия ионизирующих и электромагнитных излучений ядерных взрывов и других видов оружия достигается: комплексным применением средств связи; использованием бортовых узлов связи воздушных пунктов управления; оборудованием линий, антенно-фидерных устройств, оконечной и коммутационной аппаратуры специальной защитой от высоких напряжений, наводимых электромагнитными импульсами ядерных взрывов; манёвром различными средствами связи, режимами их работы и частотами; организацией работы ионосферно-волновой и частотно-диспетчерской службы; использованием специально предусмотренных частот.
413. Обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, развёртываемых на пунктах управления, узлах связи, ретрансляционных пунктах и в группах средств (сил) достигается: систематическим анализом радиоэлектронной обстановки; размещением РЭС связи с учётом рельефа местности и с соблюдением требований по территориальному, частотно-территориальному и временному разносу; введением ограничений на использование РЭС; работой РЭС связи минимально необходимыми мощностями и сокращением продолжительности их излучения; применением узконаправленных антенн; своевременным выявлением источников непреднамеренных радиопомех и принятием мер по их устранению; своевременным проведением технического обслуживания и постоянным контролем за соответствием технических характеристик средств связи установленным нормам.
414. Противодействие техническим средствам разведки противника (иностранных государств) организуется и осуществляется в целях исключения или существенного затруднения добывания противником с помощью технических средств разведки достоверных сведений о системе, батальоне и подразделениях связи, охраняемых параметрах средств связи и автоматизации управления.
Оно включает планирование и проведение мероприятий, направленных на снижение эффективности радио-, радиолокационных, радиотелевизионных, телевизионных, фотографических, лазерных, инфракрасных, акустических и других технических средств противника в получении сведений о системе управления и связи, группировке войск, замысле их действий и других данных о наших войсках.
415. Выполнение задач противодействия техническим средствам разведки противника достигается: проведением мероприятий по тактической маскировке элементов системы связи соединения (части); высоким уровнем подготовки и бдительности офицеров штабов и личного состава батальона и подразделений связи; соблюдением установленных режимов работы средств связи; организацией и постоянным контролем безопасности связи и выполнения маскировочных мероприятий; выбором способов организации связи, в наибольшей степени обеспечивающих выполнение мероприятий защиты и своевременной разработкой данных по связи; сокращением времени работы излучающих средств на передачу; работой радиосредств с минимально необходимой мощностью; применением узконаправленных антенн; использованием маскирующих свойств местности при выборе трасс и мест размещения узлов (станций) и подразделений связи; размещением всех излучающих средств на безопасных расстояниях от основной части узла связи; сменой радиоданных при каждой смене районов сосредоточения войск и перемещении пунктов управления; скрытием истинного состояния элемента системы связи путём применения маскирующего обмена; строгим соблюдением правил ведения связи и применением документов кодированной связи; выявлением и устранением демаскирующих признаков работы систем и средств связи; своевременным вскрытием и принятием мер по пресечению нарушений требований скрытого управления войсками; оповещением элементов системы и подразделений связи о появлении носителей технических средств разведки иностранных государств; высоким профессиональным уровнем подготовки офицеров штабов и личного состава частей и подразделений связи; осуществлением контроля за выполнением мероприятий противодействия техническим средствам разведки противника и оценкой их эффективности; инженерным оборудованием узлов связи и отдельных станций; введением временных, частотных, территориальных и других ограничений на применение средств связи; скрытным перемещением подразделений связи; ограничением движения личного состава и автотранспорта в районах размещения узлов связи; определением возможной угрозы безопасности использования сетевых ресурсов и основных направлений их защиты; определением возможной угрозы безопасности обмена информацией и основных направлений защиты и другими мероприятиями.
416. Планирование радиоэлектронной защиты и противодействия техническим средствам разведки противника в соединении (части) осуществляется на основе решения на организацию связи по этапам и задачам войск в бою с учётом важности информационных направлений и направлений связи. Планируемые мероприятия отражаются в плане организации контроля безопасности связи соединения (части). Задачи по радиоэлектронной защите и противодействию техническим средствам разведки противника доводятся до подразделений соединения распоряжением по связи, а до батальона связи боевым распоряжением. Меры по обеспечению ЭМС на узлах связи, а также по защите от ионизирующих и электромагнитных излучений учитываются при распределении и назначении частот на календарный год и на каждый бой.
417. В ходе планирования боя штабом соединения (части) начальник связи уточняет и согласовывает с начальником РЭБ мероприятия по исключению помех наиболее важным радио-, спутниковым, радиорелейным и тропосферным линиям связи при применении сил и средств РЭБ; меры по обеспечению оперативного пресечения вскрываемых нарушений при применении средств связи и автоматизации управления.
418. Мероприятия по радиоэлектронной защите и комплексному противодействия техническим средствам разведки противника проводятся непрерывно, целеустремлённо и согласованно. Ответственность за их выполнение в батальоне (подразделениях) связи возлагается на командиров и их штабы.
Обеспечение безопасности связи
419. Обеспечение безопасности связи организуется и осуществляется в целях:
предотвращения доступа разведки к оперативной и служебной информации, передаваемой по каналам связи, диверсионного ввода в систему управления через систему связи ложной информации или уничтожения информации;
своевременного выявления и исключения (закрытия) технических каналов утечки информации, доступных разведке, поиска и ликвидации разведывательной аппаратуры перехвата информации, устанавливаемой на линиях связи;
защиты системы связи от радиоэлектронной разведки всех видов и противодействия ей.
420. Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности связи охватывают все элементы системы связи и проводятся постоянно как в мирное, так и в военное время в комплексе с мероприятиями тактической маскировки, обеспечения скрытного управления войсками и режима секретности.
421. Мероприятия по обеспечению безопасности связи организуются отделением связи штаба соединения на основе выводов из оценки обстановки, принятого решения на организацию связи, общего замысла тактической маскировки и противодействия радиоэлектронной разведке, указаний по скрытому управлению войсками, безопасности связи и АСУ вышестоящих штабов.
Они осуществляются с учётом оценки возможностей радиоэлектронной разведки и проводятся непрерывно, комплексно и целенаправленно. Ими охватываются все элементы системы связи и АСУ и весь процесс обеспечения связью.
422. При планировании связи (применения батальона и подразделений связи соединения) отделение связи штаба соединения (части) разрабатывает план организации и контроля безопасности связи.
План организации и контроля безопасности связи разрабатывается текстуально. В плане указываются: цель, замысел и основные задачи организации и контроля безопасности связи; планируемые мероприятия, время их выполнения и ответственные исполнители; объекты, методы и сроки проведения контроля и привлекаемые для этого силы и средства. В примечании к плану указывается порядок пресечения нарушений безопасности связи, периодичность и сроки (время) докладов результатов контроля. В мирное время планирование организации и контроля безопасности связи осуществляется на календарный год и на каждое мероприятие с привлечением частей и подразделений связи.
План организации и контроля безопасности связи подписывается начальником связи, утверждается начальником штаба соединения (части) и доводится до подчинённых штабов в части их касающейся.
423. Контроль безопасности связи ведётся для проверки текущего состояния безопасности в каналах и на объектах действующей связи, обработки и доведения результатов контроля начальнику связи (дежурному по связи) соединения, а также вышестоящим органам контроля безопасности связи. Для технического контроля безопасности связи выделяются полевые средства контроля безопасности связи стационарных узлов (центров) контроля безопасности связи объединения. В отдельных случаях (по решению начальника штаба соединения) для этих целей могут привлекаться силы и средства подразделений РЭБ соединения.
424. От пункта управления подразделения РЭБ, в случае привлечения к выполнению задач контроля безопасности связи, устанавливается служебная связь с ПУС соединения.
Тактическая маскировка
425. Тактическая маскировка батальона, подразделений связи соединения (части) является одним из основных способов обеспечения скрытности управления войсками, организуется и осуществляется в целях устранения или ослабления демаскирующих признаков состояния и положения объектов системы связи и, введения противника в заблуждение (обмана) относительно состава, положения и состояния системы связи, характера действий батальона и подразделений связи в боевых действиях и направлена на повышение устойчивости и разведзащищенности системы связи, сохранение боеспособности батальона и подразделений связи.
Цели маскировки достигаются выполнением ряда задач, основными из которых являются: обеспечение скрытности деятельности органов управления связью соединения, батальона (подразделений) связи (функционирования системы связи и ее элементов) при подготовке системы и и в ходе выполнения поставленных задач; обеспечение правдоподобности ложных намерений командования и деятельности штаба соединения, подразделений связи и элементов системы связи соединения.
Скрытность деятельности органов управления связью соединения, батальона (подразделений) связи (функционирования системы связи и ее элементов) достигается: проведением комплекса организационных и военно-технических мероприятий, направленных на предупреждение (исключение) утечки информации об их деятельности, устранение (ослабление) демаскирующих признаков функционирования системы связи и ее элементов, действий батальона и подразделений связи соединения; созданием условий, при которых использование сил и средств разведки противника становится невозможным или неэффективным (использование маскирующих свойств местности, естественных укрытий (с учётом времени года и суток); применение специальных маскировочных средств и аэрозолей (дымов); видоизменение техники и объектов связи путём нанесения специального покрытия; применение рассеивающих (поглощающих) покрытий, материалов, конструкций для снижения оптической, тепловой и радиолокационной заметности техники связи, других табельных и подручных средств).
Обеспечение правдоподобности ложных намерений командования и деятельности штаба соединения, подразделений связи и элементов системы связи соединения достигается показом их расположения и характера действий (функционирования) на ложных (второстепенных) направлениях (районах), оборудованием и организацией работы ложных элементов системы связи. При приведении частей и подразделений соединения в боевую готовность, их развёртывании, в ходе подготовки и ведения боевых действий силы и средства частей и подразделений связи могут привлекаться к участию в проведении мероприятий по введению противника в заблуждение относительно состава, состояния и действий войск (сил) за счёт оборудования ложных районов пунктов управления в отношении связи, создании ложной радиоэлектронной обстановки.
426. Тактическая маскировка батальона (подразделений) связи соединения осуществляется на основе плана тактической маскировки, разрабатываемого штабом соединения (части). Задачи тактической маскировки батальону (подразделениям) связи, в части касающейся, доводятся боевыми распоряжениями без раскрытия цели и замысла проводимых мероприятий. Ответственность за их выполнение в батальоне связи возлагается на командира. Непосредственным организатором маскировки в батальоне связи является начальник штаба, который исходя из решения и указаний командира определяет замысел маскировки и осуществляет контроль выполнения мероприятий маскировки
427. Тактическая маскировка батальона и подразделений связи соединения применяется в комплексе с мероприятиями по противодействию техническим средствам разведки противника, обеспечению безопасности связи и информации, обеспечению режима секретнос0ти и другими мероприятиями тактической маскировки. Мероприятия тактической маскировки отражаются в плане боевого применения батальона связи, доводятся до подчинённых в боевом приказе.
Инженерное обеспечение
428. Инженерное обеспечение организуется и осуществляется в целях создания необходимых условий для поддержания системы, батальона и подразделений связи соединения в установленной боевой готовности, повышения защиты системы, батальона и подразделений связи соединения (части) от всех средств поражения противника, своевременного и скрытного их выдвижения и развёртывания. Основными задачами инженерного обеспечения системы и подразделений связи соединения в бою являются: инженерная разведка районов расположения батальона и подразделений связи; фортификационное оборудование районов расположения батальона и подразделений связи и развёртывания узлов (станций) связи; разминирование местности и объектов в районах расположения батальона и подразделений связи и развёртывания узлов (станций) связи; оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения; участие в противодействии системам разведки и наведения оружия противника, скрытии, имитации войск и объектов, обеспечении дезинформации и демонстративных действиях; ликвидация последствий воздействия различных видов оружия противника и опасных факторов техногенного и природного характера на батальон и подразделения связи, организация полевого электроснабжения батальона и подразделений связи.
429. Инженерная разведка районов расположения батальона и подразделений связи организуется и ведется с целью добывания данных инженерной обстановки, необходимых командиру для принятия решений. Основные усилия инженерной разведки сосредоточиваются на выявлении характера местности и ее инженерного оборудования. Определяются: состояние дорожной сети в районах предстоящих действий, тактические свойства местности, условия проходимости, характер водных преград (переправ, гидротехнических сооружений) и горных проходов, районы возможных разрушений, РХБ опасные объекты, очаги (районы) пожаров, зоны затопления и возможные направления (пути) их преодоления или обхода, наличие местных строительных конструкций и материалов.
Фортификационное оборудование районов расположения батальона (подразделений) и развертывания узлов (станций) связи осуществляется в целях повышения их боевых возможностей (сохранения боевого потенциала), обеспечения устойчивости управления подразделениями соединения, защиты батальона (подразделений) связи и системы связи соединения от средств поражения противника и включает возведение в районах расположения батальона (подразделений) связи и развёртывания узлов (станций) связи фортификационных сооружений для защиты личного состава и техники, устройство сооружений для ведения огня, обороны узлов (станций) связи. Возведение фортификационных сооружений осуществляется с использованием табельных комплектов и конструкций, поставляемых централизованно или изготовляемых силами подразделений.
Разминирование местности и объектов в районах расположения батальона (подразделений) связи и развертывания узлов связи осуществляется в целях их очистки от мин, подрывных зарядов, неразорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов и включает: проверку местности и объектов на минирование. Разминирование местности и объектов осуществляется специально подготовленными отделениями (экипажами, расчета) подразделений связи и инженерными подразделениями соединения.
Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения осуществляется для обеспечения войск водой. В этих целях силами подразделений (частей) войск связи оборудуются и содержатся пункты полевого водообеспечен
Последние лет двадцать проблема взаимодействия войск и сил ПВО в ВС РФ практически не поднималась. За это время специалисты, представляющие ее сложность и пути решения, были уволены из Вооруженных Сил. Нынешнее командование объединениями и соединениями не представляет ее сложности и последствий несогласованных действий сил и средств ПВО и авиации.
Совместное согласованное применение всех видов Вооруженных Сил, родов войск и сил в их тесном взаимодействии является одним из основных принципов военного искусства. Согласованность действий войск и сил повышает общую их эффективность и обеспечивает безопасность взаимодействующих сторон.
Проблема согласованности действий
Из-за большого пространственного размаха и скоротечности боевых действий войск и сил ПВО взаимодействие, его организация и поддержание имеют свои особенности и трудности. Опыт учений и локальных войн показывает, что действия войск и сил ПВО никогда в необходимой степени не согласовывались, что значительно влияло на общую их эффективность и на безопасность своей авиации, прежде всего истребительной.
В материалах разбора стратегических и оперативных учений («Восток-81, 84», «Гранит-83, 85, 90», «Запад-84», «Центр-87», «Лотос», «Весна-88, 90», «Осень-88», «Селигер» и др.), на которых практически отрабатывались действия войск и сил ПВО, каждый раз отмечались крупные недостатки в их взаимодействии. На каждом из них обстреливалось до 20–30% своих самолетов. Так, на КШУ «Запад-84» войсками ПВО двух фронтов было обстреляно 25% своих истребителей, на КШУ «Осень-88» – 60%.
На учениях согласование действий войск и сил ПВО, кроме мелких тактических эпизодов, не отрабатывалось. Предусмотренные планами при практической отработке подобные действия реальностью не становились. С началом динамики по отражению ударов воздушного противника каждый командующий (командир, начальник) управлял только своими войсками (силами) ПВО, игнорируя в большинстве случаев заранее разработанные способы совместных действий с соседями.
На тактическом уровне командиры зенитных ракетных соединений и частей Войск ПВО, Сухопутных войск и зенитных огневых средств ВМФ, как правило, давали команду на обстрел всех воздушных объектов, попадающих в зоны огня зенитных ракетных подразделений, чем полностью нарушалась безопасность своей авиации. То есть реально своих самолетов обстреливалось гораздо больше, чем указывалось в материалах разборов.
Эти же недостатки, но с более печальными результатами, имели место и в локальных войнах, в которых активно действовали войска и силы, имеющие на вооружении советские средства ПВО, и, как правило, при участии в руководстве ими советских специалистов.
Так, в Демократической Республике Вьетнам с 1966 по 1968 год при небольшом общем количестве истребителей своими средствами ПВО было сбито шесть самолетов МиГ-21. В октябрьской войне 1973 года на Ближнем Востоке в Египте и Сирии уничтожено 83 своих самолета и вертолета. А всего в АРЕ потери авиации от своих средств ПВО составили 30 процентов. В сирийских ВВС с 7 по 11 июня 1982 года из 68 потерянных самолетов и 18 вертолетов своими зенитными средствами было сбито 12 самолетов и 8 вертолетов.
Необходимо отметить, что анализ недостатков взаимодействия войск и сил ПВО производился только в аспекте обеспечения безопасности своей авиации. Влияние согласования действий элементов систем ПВО на общую эффективность действий войск (сил) практически не анализировалось.
Это связано с отсутствием в то время моделирующих комплексов, с помощью которых можно было представить альтернативные действия войск и сил ПВО и получить ожидаемые результаты согласованных и взаимно увязанных действий для сравнения с реальными. А результаты реальных действий группировок Войск ПВО после войны во Вьетнаме, в которой агрессор научился использовать слабые места системы противовоздушной обороны, были, как правило, весьма плачевны. Причин таких результатов было несколько и в том числе отсутствие согласованности действий сил и средств ПВО.
Руководство Вооруженных Сил Советского Союза и стран Варшавского договора осознавало эту проблему и уделяло значительное внимание ее разрешению практически на каждом учении с применением авиации и войск (сил) ПВО. Даже на последнем КШУ Объединенных Вооруженных Сил стран Варшавского договора («Гранит-90») исследования были посвящены организации управления и взаимодействия войск (сил) ПВО коалиционного состава в ходе оборонительной операции.
От ПВО к ВКО
После ликвидации Варшавского договора и Советского Союза с начала 90-х годов крупных учений около десяти лет не было, а с начала их проведения преследовались в большей степени показушные цели. На полигонах за один эпизод силами и средствами ПВО обстреливалось до 30 мишеней. Однако действия подразделений противовоздушной обороны и экипажей истребителей заранее регламентировались и стреляющим и экипажам были известны. Организации реального взаимодействия на учениях внимания не уделялось.
Одновременно с 90-х годов Россия перестала поддерживать подвергавшиеся агрессии государства, которые силы и средства ПВО практически не применяли (Ирак, Афганистан) или использовали их одиночно из засад (Югославия). Поэтому недостатки взаимодействия на данном направлении практически не высвечивались.
Исходя из сложившейся обстановки последние лет двадцать проблема взаимодействия войск и сил ПВО в ВС РФ фактически не поднималась. За это время специалисты, представлявшие ее сложность и пути решения, были уволены из Вооруженных Сил. Нынешнее командование объединениями и соединениями не представляет ее сложности и последствий несогласованных действий противовоздушной обороны и авиации.
Однако проблема взаимодействия войск и сил ПВО осталась . Более того, она усугубилась и превращается в проблему взаимодействия войск (сил) воздушно-космической обороны. Это обусловлено следующим:
— появлением на вооружении у потенциальных противников новых средств воздушного нападения, в том числе большого количества разнообразных беспилотных средств, резко усложняющих воздушную обстановку;
— существенной модернизацией самолетов истребительной авиации, зенитных ракетных комплексов и средств разведки, появлением новых зенитных ракетных систем дальнего действия (С-400, «Антей-2500»), затрудняющих обеспечение безопасности истребительной авиации; появлением в ближайшее время гиперзвуковых летательных аппаратов, резко увеличивающих скоротечность боевых действий;
— процессом объединения систем противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему воздушно-космической обороны.
В системе ВКО потребуется решение ряда принципиально новых частных проблем согласования действий систем с разными возможностями и принципами управления.
Актуальность проблемы взаимодействия войск и сил ВКО требует возврата к отработке этих вопросов на мероприятиях оперативной и боевой подготовки и большего внимания к организации взаимодействия при подготовке реальных действий. Для этого необходимы четкие положения по организации и поддержанию взаимодействия войск (сил) ВКО.
Однако действующие в настоящее время документы, регламентирующие организацию и поддержание взаимодействия войск (сил) по противовоздушной обороне, были разработаны для условий, когда на вооружении находились одноканальные ЗРК С-75, С-125, С-200, «Куб», «Круг», истребители II и III поколений (Миг-23, МиГ-25, Су-15), а Войска ПВО являлись отдельным видом Вооруженных Сил. То есть эти документы уже с начала 90-х годов прошлого столетия не отвечали уровню развития средств ПВО, а затем и структуре ВС, их положения безнадежно устарели.
Понимая значимость и необходимость организации взаимодействия войск (сил) ПВО в соответствии с реалиями времени, ученые Военной академии ПВО (а затем ВКО) постоянно работали над разрешением названных противоречий и разрабатывали проект Положения об организации и поддержании взаимодействия по ПВО в ВС РФ. Данный проект за последние 15 лет трижды дорабатывался, согласовывался со всеми заинтересованными органами и направлялся сначала в Главный штаб Войск ПВО, а после реорганизации – в Главный штаб ВВС с предложением издать новое Положение в виде руководящего документа. Однако по непонятным для ученых и командования академии причинам данный документ издан не был.
В настоящее время в связи с очередным изменением структуры Вооруженных Сил (образованы Войска ВКО, корпуса и дивизии ПВО преобразованы в бригады ВКО (ПВО), истребительная авиация выведена из состава этих бригад), а также процессом объединения систем противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему ВКО необходимо разработать новое Положение об организации и поддержании взаимодействия по ВКО в ВС РФ.
Для того чтобы оно было четким, понятным и реалистичным, следует при его разработке использовать научные положения, которые сегодня несколько подзабыты да и в предыдущих положениях не всегда применялись. Например, в одном из официальных документов взаимодействие по ПВО определялось как согласованные действия войск (сил) и штабов по уничтожению воздушного противника. Однако понятно, что штабы воздушного противника не уничтожают. Продолжает иметь место не всегда корректное использование терминологического аппарата по взаимодействию войск (сил).
Общие положения
Военная наука определяет взаимодействие по противовоздушной (воздушно-космической) обороне как согласованные действия войск (сил) для успешного решения поставленных задач по противовоздушной (воздушно-космической) обороне объектов страны и группировок войск и сил. Сущность взаимодействия согласно всеобщему принципу состоит в наличии организованной целенаправленной взаимной связи в действиях войск и сил в операции (боевых действиях), сражении, бою для решения общих задач.
Основными целями взаимодействия войск и сил ПВО (ВКО) являются
:
— наиболее эффективное использование боевых возможностей взаимодействующих формирований войск (сил) ПВО (ВКО), в том числе и истребительной авиации, при решении поставленных задач;
— обеспечение взаимной безопасности войск (сил) и средств, привлекаемых к решению поставленных задач, прежде всего безопасности истребительной авиации от огня своих зенитных средств.
Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит целенаправленное объединение действий войск (сил) ПВО (ВКО) в определенную целостность – способы борьбы со средствами воздушно-космического нападения противника. В свою очередь каждый способ борьбы требует определенного сочетания способов взаимодействия войск и сил.
По противовоздушной (воздушно-космической) обороне взаимодействие осуществляется следующими способами: по пространству действий, времени, задачам и порядку их выполнения. Все они, как правило, сочетаются друг с другом.
Способ по пространству действий подразумевает взаимодействие каждой группировки войск (сил) в отведенном объеме пространства (по зонам, районам, рубежам, секторам, полосам, высотам, направлениям).
Взаимодействие по времени заключается в действиях каждой группировки в назначенное время (одновременно или разновременно). Например, последовательный способ уничтожения средств воздушного противника в бою сначала истребителями в своей зоне, затем зенитными ракетными подразделениями в своей требует организации сочетания способов взаимодействия между зенитными ракетными и истребительными авиационными формированиями по пространству действий (по зонам) и по времени.
Сущность следующего способа в организованном распределении задач для каждой взаимодействующей группировки войск (сил), то есть в сосредоточении их усилий на выполнении общих задач или распределении усилий на выполнении разных задач. Например, зенитные ракетные подразделения могут обстреливать разные цели – выполнять разные задачи или сосредоточить усилия по обстрелу одной цели – выполнять одну задачу.
И наконец, взаимодействие по способам выполнения задач заключается в назначении каждой взаимодействующей группировке войск (сил) определенных способов (приемов) выполнения задач. Примером подобного взаимодействия являются согласованные действия групп истребителей, каждая из которых уничтожает средства воздушного нападения противника из положения дежурства в воздухе или на аэродроме посредством полуавтономных действий и (или) самостоятельного поиска.
Доклад начальника управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации А.И.Суровцева на «военной» секции XXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Дорогие участники Рождественских чтений!
Прежде всего, разрешите всех Вас поздравить с долгожданным возвращением главного военно-церковного форума России в Военную академию Генерального штаба.
Это не только возобновление старой доброй традиции. Это свидетельство глубокого понимания значения Рождественских образовательных чтений для формирования системы духовных ценностей военнослужащих Вооруженных Сил. Военная секция чтений реализует возможность акцентировать внимание как на актуальных, так и на фундаментальных аспектах жизни личности, общества и Армии. Сегодня эти аспекты рассматриваются в свете деяний равноапостольного князя Владимира, определивших цивилизационный выбор России.
Духовное наследие святого благоверного князя Владимира для защитников Отечества состоит в том, что он совместил в себе качества двух типов высшего служения Богу и Отчеству. Он СВЯТ, то есть благочестив, праведен, справедлив, милосерден, но он и КНЯЗЬ, то есть он повелитель, воин, защитник, военачальник, способный отстаивать ценности не только молитвой, но и мечом.
Хорошо известен защитникам Руси и ее противникам завет святого благоверного князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!». Менее известен тот факт, что празднование святому равноапостольному князю Владимиру было установлено именно Александром Невским после того, как 15 мая 1240 г. им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Двадцатилетний Александр Невский воспринял победу как знак заступничества святого Владимира.
У святого князя Александра были свои последователи и ученики. Один из них — святой благоверный великий князь Даниил, первый князь Московский, он же – сын Александра Невского.
Даже этих двух примеров достаточно, чтобы понять, как велика роль традиции. А также путей и людей ее хранящих и передающих.
Духовный выбор современной Российской Армии во многом зависит от личных духовных ориентиров руководителей и преподавателей высшей военной школы, в центре которой была и остается Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
За 20 с лишним лет жизни в современной России многие из нас осознали губительность отказа от таких духовных основ жизни народа, как религиозные ценности. Возврат к ним произошел стремительно, так как они всегда духовно востребованы и органичны внутреннему миру человека.
В условиях предоставленной духовной свободы Армия и Церковь встретились как родственные, но насильно разлученные на 70 лет части общественного организма. На наших глазах пять лет назад в Вооруженных Силах произошло историческое событие – был учрежден (а по сути – восстановлен) институт штатного военного духовенства. В настоящее время он насчитывает более 150 священнослужителей, в их числе 2 мусульманских имам-хатыба и 1 буддийский лама.
Создана трехуровневая структура органов по работе с верующими военнослужащими, включающая:
управление по работе с верующими военнослужащими в составе Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил;
отделения по работе с верующими военнослужащими в управлениях по работе с личным составом военных округов и отделение в отделе по работе с личным составом Черноморского флота;
помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими в соединениях, воинских частях и учебных организациях Министерства обороны.
Всего в штате военного духовенства более 250 должностей, замещаемые священнослужителями традиционных религиозных объединений России, и 10 – замещаемые гражданскими служащими, не имеющими духовного сана.
Нередко приходится слышать вопросы о целесообразности введения института военного духовенства, о соотношении ожидаемых и достигнутых результатов.
Без какой-либо натяжки можно сказать: на все эти вопросы самой жизнью даны положительные ответы. Институт военного духовенства в Вооруженных Силах создан, он в войсках востребован и успешно функционирует. Это в целом.
Но это не значит, что процесс становления принципиально новой структуры для современных Вооруженных Сил проходит, как говорится, безоблачно. Даже ответ на простой, казалось бы, вопрос – «зачем в армии священники?», – претерпел некоторую эволюцию.
В основе, конечно, было и остается конституционное право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания. Поэтому главная задача военного духовенства состоит в удовлетворении религиозных потребностей военнослужащих.
Но весь предыдущий и вновь наработанный опыт свидетельствует: присутствие, а вернее, активная работа священнослужителя в воинских коллективах дает зримый «дополнительный» эффект. По мнению командиров и других должностных лиц, регулярное общение военного духовенства с личным составом улучшает общий моральный климат в подразделениях, военнослужащие становятся более зрелыми, целеустремленными, ответственными и дисциплинированными.
В июле 2014 года военные социологи провели специальное исследование и подсчитали, что количество военнослужащих, называющих себя верующими, за 5 лет выросло на 15% и составило 78%. К православным христианам отнесли себя 71% всех военнослужащих, к мусульманам – 6 %, к буддистам – 0,5%, к иудеям – 0,01%, к другим религиям – 0,5%. Большинство верующих военнослужащих хотели бы иметь в своих воинских частях священнослужителя в качестве штатного помощника командира.
В практической плоскости взаимодействие Вооруженных Сил с религиозными объединениями реализуется по ряду направлений.
Первое и главное – это организация богослужебной деятельности. В Вооруженных Силах установлен общий для всех верующих военнослужащих порядок удовлетворения религиозных потребностей, в том числе проведения богослужений, обрядов и встреч со своими духовными наставниками.
Религиозные обряды и церемонии, как правило, предполагают наличие специальных культовых помещений. Во многих гарнизонах по инициативе личного состава построены храмы и часовни, созданы молитвенные комнаты.
На территории Министерства обороны в 2009 году насчитывалось 150 культовых сооружений, сегодня их число удвоилось. В основном это православные храмы и часовни, но не только. По инициативе военнослужащих-мусульман создана мечеть, духовный центр и 5 молитвенных комнат. Военнослужащими-буддистами построена юрта.
Второе направление – духовно-просветительская работа с верующими военнослужащими. Она направлена на углубление знаний о своей религии, ее канонах, заповедях, правилах поведения. Для проведения духовно-просветительской работы в гарнизонах предоставляются возможности военных культурно-досуговых учреждений.
С большим интересом военнослужащие и члены их семей участвуют в просмотрах видеофильмов духовного содержания, в посещении выставок, раскрывающих богатство отечественной духовной культуры.
Министерство обороны совместно с Отделом Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами реализуют совместный, говоря современным языком, медиапроект. Была подобрана электронная библиотека литературы духовного, исторического, военно-патриотического содержания, включающая около 3000 источников. Их «закачивают» в электронные книги, которые передаются в воинские части и подразделения.
Третье направление – духовно-нравственное и патриотическое воспитание военнослужащих, укрепление правопорядка и дисциплины, профилактика суицидальных происшествий. По своей сути – это продолжение духовно-просветительской работы, только значительно расширенное по тематике и составу участников.
В обязанности военного священнослужителя входит проведение занятий по общественно-государственной подготовке со всеми военнослужащими независимо от их вероисповедания по соответствующим темам.
В личных беседах помощники командиров по работе с верующими военнослужащими обращаются к проблемам смысла и ценности жизни, персональной ответственности за нарушение моральных и правовых норм. И там, где своевременно выявляются так называемые «группы риска», священники, благодаря искусству индивидуальной работы, способны минимизировать или даже свести к нулю реализацию греховных замыслов.
Четвертое направление – духовная и психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших физические и психологические травмы. Военное духовенство принимает активное участие в учебно-боевой деятельности войск. Итоги учений, проводимых в Вооруженных Силах, свидетельствуют, что работа военных священнослужителей в особых условиях востребована и оказывает на морально-психологическое состояние личного состава положительное воздействие.
Особого эффекта она достигает при организации совместной работы с военными медиками и психологами. Так, в военном клиническом госпитале Южного военного округа была введена должность помощника начальника госпиталя по работе с верующими военнослужащими. Настоятель госпитального храма вместе с супругой создали при госпитале православное сестричество. Сестры милосердия оказывают помощь медицинскому персоналу в уходе за больными, а пациентам – духовную поддержку.
В ходе стратегического командно-штабного учения «Восток – 2014» отработан вопрос функционирования специальных совместных мобильных групп с учасием священнослужителей и военных психологов.
Пятое направление – подбор кандидатов, подготовка и назначение должностных лиц по работе с верующими военнослужащими. Данное направление оценивается как одно из ключевых.
В соединениях, где по штату предусмотрены помощники командиров по работе с верующими военнослужащими, кандидаты на должности подбираются исходя из пропорционального соотношения верующих военнослужащих. Практически во всех соединениях и воинских частях большинство верующих – это православные христиане. Поэтому для работы с военнослужащими-мусульманами назначаются имамы в военные округа – помощниками начальников отделений по работе с верующими военнослужащими.
Совместно с религиозными объединениями проработана программа целевой подготовки кандидатов на должности военного духовенства. Со стороны Минобороны военно-профессиональная подготовка включает обучение священнослужителей на курсах повышения квалификации в Военном университете. Группы набираются 2 раза в год, срок обучения – 1 месяц. Уже прошли обучение 4 группы. В настоящее время приступает к учебе 5-я группа.
Шестое направление – сохранение памятников культуры, передача имущества религиозного назначения и военно-мемориальная работа. Наиболее масштабными проектами Министерства обороны по сохранению памятников культуры в последние годы стало восстановление Морского Никольского собора в г. Кронштадте, Владимирского собора – усыпальницы адмиралов Российского флота в г. Севастополе.
Совсем недавно в Подмосковье создано Федеральное военно-мемориальное кладбище. Его органичной частью стал храм преподобного Сергия Радонежского, освященный и торжественно открытый Патриархом Московским и всея Руси 5 ноября 2014 г. в присутствии Министра обороны генерала армии С.К.Шойгу.
С целью дальнейшего совершенствования взаимодействия Вооруженных Сил с религиозными объединениями нами спланирован ряд практических мер.
Разрабатывается общий порядок создания и содержания культовых сооружений на территории Министерства обороны. С руководством Департамента имущественных отношений проведены соответствующие консультации и достигнуты положительные договоренности.
Принято решение о серьезной переработке отчасти устаревшего Положения по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Министром обороны в 2010 году.
На основе опыта учений уточняется порядок работы военного духовенства в полевых условиях, в том числе вопросы предоставления мест для работы в поле с верующими военнослужащими, а также полевого быта самих военных священнослужителей.
По мнению экспертов, религиозным объединениям необходимо начать специализированную подготовку священнослужителей к работе в Вооруженных Силах в духовных учебных заведениях. Регулярное повышение квалификации по военно-профессиональной подготовке Министерством обороны уже организовано.
По указанию Министра обороны во всех военных вузах вводится дисциплина «Организация работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации», в которой предусмотрен раздел «Работа с верующими военнослужащими».
Таким образом, современная практика взаимодействия Вооруженных Сил и религиозных объединений имеет положительный опыт и хорошие перспективы для развития.
Важно отметить, что развитие военно-конфессиональных отношений не является самоцелью, но лишь средством к достижению более высокой степени духовного просвещения военнослужащих.
Здесь уместно вспомнить слова выдающегося русского поэта Василия Андреевича Жуковского, который считал, что «народ без просвещения есть народ без достоинства». Следовательно, народ способен обрести и возвысить свое достоинство через просвещение, в первую очередь — духовное. А также через сохранение и развитие традиций.
Желаю всем участникам военной секции Рождественских образовательных чтений неутомимости в духовных трудах на благо земного и Небесного Отечества!