Консультация по математике (старшая, подготовительная группа) на тему: «использование игровых технологий на занятиях по фэмп в старших группах» (из опыта работы). Методика формирования элементарных математических представлений (фэмп) в средней группе
на тему «Использование развивающих игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
воспитатель МБДОУ Детский сад № 5 пгт Тымовское
Дубцова Ирина Николаевна
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р, повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян и обеспечит потребности в квалифицированных специалистах.
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходят становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для детей виде деятельности - игре.
В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало.
Одна из таких технологий – это игры Воскобовича. Это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. В процессе игры развиваются целеполагание, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в необыденный «мир» возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.
Занимаясь с ребенком играми - головоломками Воскобовича мы развиваем сенсорные способности, интеллект, мелкую моторику рук, творческие способности детей.
В основу этих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил нам разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллекта и аналитических способностей.
Свою работу по технологии В.В. Воскобовича, я построила так: в группу поочередно вносила игры, говорила название игры, но не объясняла, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры. Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», я дала детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка.
Интересное знакомство произошло у детей с играми «Чудо-крестики», «Чудо-соты». На начальном уровне дети собирали фрагменты фигур в единое целое, а затем задания усложнялись. Дети, используя схемы, собирают различные образы фигур и предметов.
Конструктор В.В. Воскобовича «Геоконт» несомненно, привлёк внимание ребят. С помощью волшебных ниточек-резинок дети выполняли задания. На первом этапе они конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. Они знакомятся с таким свойством как упругость (резинка растягивается и возвращается в исходное положение.) В процессе игры перед детьми возникают «препятствия» в виде задания, вопроса, задачи. Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле «Геоконта» резинка. Она «исчезает» в случае правильного решения задачи.
После презентации каждой игры, я знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится воспитателю. Я знакомила детей с персонажами сказок, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной.
С неменьшим интересом ребята познакомились с игрой «Прозрачный квадрат». Сказочная история Малыша Гео служит прекрасной мотивацией для выполнения ребенком различных интеллектуальных задач и одновременно, является материалом для развития речи. Эта игра предоставляет огромные возможности детям для собственных творческих идей.
Всем родителям хочется, чтобы их малыш как можно раньше запомнил цифры, научился считать, разобрался с составом числа, а в школе легко освоил таблицу умножения. Чтобы добиться этих целей мне в работе помогают «Математические корзинки», где без дидактического давления ребята осваивают состав числа в пределах пяти, десяти и второго десятка, учатся считать складывать и вычитать. Знакомится с такими понятиями, как полное, неполное и пустое множество . Изюминкой этой дидактической игры является комплексное использование трёх анализаторов ребёнка: слухового, зрительного и тактильно-осязательного. Это помогает наилучшему освоению им состава числа и счётной деятельности.
Еще одна из игр, которая помогает нам освоить состав числа – это Счетовозик. Увлекательная развивающая игра, которая развивает у детей пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, знакомит с составом числа.
На всех этапах работы с играми Воскобовича приходится создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, важно детей заинтересовать данными играми, ведь если игра нравится ребёнку, то он будет в неё играть, а соответственно повышать свой уровень развития.
Использование этих игр помогает мне эффективно решать образовательные задачи по математике. Разработанная нами на основе технологии Воскобовича система предназначена для детей 5-7 лет и рассчитана на два года обучения. Реализация данной системы проходит во время совместной деятельности детей и взрослого. Разработано перспективное планирование, включающее в себя 34 образовательные ситуации. Игровые образовательные ситуации проводится рамках культурных практик в свободное время продолжительностью 25-30 мин. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Применяя данную технологию, мы уже смогли достичь положительных результатов. Анализ результатов диагностики показывает увеличение количества детей со средним и высоким уровнем развития интеллектуальных способностей. Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Ребята научились концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, легко различать и называть: желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Кроме того, у ребят, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Важно, что у ребят возникает желание помочь отстающим. Формируется умение работать в команде.
Наблюдается интерес детей к играм в свободное время, когда у детей есть большой выбор деятельности, многие возвращаются в «развивающий уголок» и продолжают сказочные приключения .
Видя положительные результаты, играми заинтересовались родители. По их просьбе был проведен семинар по применению игровой технологии Воскобовича « Сказочные лабиринты игры » .
В дальнейшем мы планируем ввести весть комплекс игр Воскобовича в образовательный процесс. С этой целью мы уже приобрели комплекты игр на всех детей группы, панно «Фиолетовый лес» и сказочных персонажей. В группе хотим создать отдельный уголок «Фиолетового леса».
Я уверенна, что игры помогут нашим воспитанникам вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, что позволит им ещё ни раз побеждать на конкурсах, хорошо учиться в школе и в дальнейшем быть успешными людьми.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности.
(В А. Сухомлинский)
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Уважаемые коллеги!
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3.Все психологические новообразования берут начало в игре.
4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
Игры с предметами
Настольно-печатные игры
Словесные игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.
Тренажер “Бусинки”
Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание
Задачи:
- развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
- воспитывать внимательность, усидчивость;
- развивать мелкую моторику рук.
Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.
- Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
- Затем решают простейшие задачи:
1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)
2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)
- Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.
Тренажер “Цветные ладошки”
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
- развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
- обучать счету;
- развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек
Динамические паузы
Упражнения для снижения мышечного тонуса
Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два -привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Движения выполнять по содержанию текста.
Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.
Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.
Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ. Т
оп, топ, топ.
Маленькие ноги
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.
Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.
Динамическое упражнение
Текст произносится до начала выполнения упражнений.
– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))
– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)
– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)
– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).
Динамическое упражнение “Зарядка”
Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.
Динамическое упражнение “Маша-растеряша”
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.
Динамическое упражнение
Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
“Геометрические фигуры”
Цель : формирование элементарных математических навыков.
Образовательные задачи:
- Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.
На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.
Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)
- “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.
Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)
- “Найди фигуры, похожие на кубик”.
Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)
- “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.
Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)
- “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.
Дидактическая игра “Неделя”
Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели
Задачи:
- формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
- уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
- развивать зрительное восприятие и память;
- создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.
На столе стоят 7 гномиков.
Сколько гномиков?
Назовите цвета, в которые одеты гномики.
Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.
Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.
Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика - желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.
Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.
Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.
Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.
Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.
Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.
Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.
Физкультурная минутка.
В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.
Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.
Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.
Умницы, все карточки разложили правильно.
(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).
Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.
Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.
Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).
День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)
Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).
Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).
Что раньше среда или понедельник?
Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.
(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.
Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).
Встает ребенок у кого красный круг.
Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.
Встает ребенок с оранжевым кругом.
Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).
Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.
Весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).
Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.
А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).
Встает ребенок с голубым кругом
На шестой день папа не работал, потому что была... (суббота).
Встает ребенок с синим кругом.
Я у брата попросил прощения на седьмой день в... (воскресенье).
Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.
Умницы, со всеми заданиями справились.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
С учетом ФГОС ФЭМП относится к области познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интереса детей, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий. Становление сознания, формирования первичных представлений о себе, других, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
Принципами математического развития являются:
2)Математическое содержание в разных видах деятельности
Формы работы: в игре, проектировании
В совместной деятельности педагога и детей.
В обучении детей математике педагог использует разные технологии.
Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
Технология обучения детей счету в пределах 100.
Образование чисел 2-го 10 , счет в пределах 20.
Ерофеева, Павлова, Новикова.
10 палочек. Вопрос сколько?
Педагог: раньше слово 10 обозначали словом дцать. Соберем 10 палочек и перевяжем тесьмой. Получится 1 десяток или дцать.
Положу 1 палочку. Получится 11 и т.д. до 20.
Соберем эти палочки получилось 2 десятка.
Таблица сотня Никитина.
Е диницы сверху-вниз
Десятки слева-направо
Детям дают задания: назвать числа сверху-вниз, обозначить число карточкой, назови соседей числа. Можно учить сложению и вычитанию. При сложении вправо и вниз. При вычитании влево и вверх.
Таблица служит для знакомства с первой сотней, слоение и вычитание в пределах сотни.
Технология сто-счет Н.А. Зайцев.
Т
аблица состоит из: числовых лент, карточки с числами, числовой столб, схемы арифметических действий. Таблица от 0 до 99.
Ребенок видит ско-ко десятков и единиц составляет каждое число.
Задания: найди соседей, какое число больше какое меньше. Найдите число обозначенные двумя одинаковыми числами.
Данный материал можно поместить на стене.
Счетные палочки Кюинезера
Способствуют накоплению чувственного опыта, который способствует переходу от конкретного к абстрактному для развития овладения с числами, счетом, измерением.
Палочка – это множество на котором легко обнаруживается отношение эквивалентности и порядка. Цвет и величина.
Использование чисел в цвете позволяет развивать представления о числе на основе счета и измерения.
Подводим к пониманию больше меньше на.
Набор состоит из 241 палочки прямоугольного параллелепипеда. Палочки имеют разную длину от 1 до 10 см. каждая палочка это число выделенное цветом и величиной (1 это белая, 2 розовая, две белых это одна розовая). Упражнения проводятся в 2 этапа. 1 – дети играют с палочками. 2 – палочки как средство обучения математике.
Блоки Дьенеша
Логический материал представляет собой 48 логических блоков, которые различаются 4 свой-ми: формой круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная.
Цветом – красная желтая синяя
Толщиной.
Позволяет развивать мыслительные операции, ведет к логическому мышлению.
Играют в игры собрать в один обруч все блоки красного цвета, вне обруча все остальные.
Вопрос 33. Организация экологического образования детей дошкольного возраста в ДОО.
Из ФГОС. Одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Система экологического образования в ДОУ: 1. Проф.подготовка педагогов. 2. Эколого-развивающая среда в ДОУ: ее создание и работа внутри нее. 3. Непосредственно экологическое образование дошкольников. 4. Экологическое просвещение дошкольников. 5. Работа в социуме (посещение музеев). Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. По мнению С.Н.Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самооценки природы. Н.А.Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:1. Познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов),2. Эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окр.природного мира,разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами),3. Оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологических ситуации территории дошкольного учреждения),4. Формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодвевного ухода за живыми объектами и общения с ними, формирование желания и умения сохранять окр.мир природы),5. Формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования, ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и быту). Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов. Каждая из них выполняет свою функциональную роль. Экологическая комната.Этот элемент экологической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон, например, зону обучения, зону коллекций, зону релаксации, зону библиотеки. Оформление экологического класса должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещений, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. Здесь используются только природные материалы. Жвой уголок – достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Животные и растения в уголке подбираются с учетом обучающих и воспитывающий целей. Зимний сад – также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений. Альпийская горка – нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляетя в местоположении горки (на территории ДОУ, в экологической комнате, зимнем саду, живо уголке), в видовом составе растений, внешней виде, размерах камней. Музеи. Выделяют 2 направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания: посещение музеев(краеведческих, исторических, естественнонаучных,выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Эти направления являются относительно новыми для детских садов. Огород, сад – эти элементы распространены в ДОУ, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных в небольших городах и поселках. Можно выделить 3 основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения, мини-огороды на окнах, огороды в теплицах и парниках. Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникновению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными,воспитывают ответственность за живых существ. По мнению С.Н.Николаевой, создание экологической среды, ее поддержание на нужном уровне,усовершенствование и последующее использование в пед.деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей. Чертой методики экологического воспитания детей являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы,»живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребенком должны быть объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям живых организмов. Экологическая среда в ДОУ – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых;неприхотливые с точки зрения содержания и ухода. По мнению С.Н.Николаевой, экологический подход к живым объектам означает экологически правильное содержание животных, т.е. создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства, оснащение помещения соответствующей атрибутикой из природного материала, подбор нужных кормов, создание необходимого температурного режима. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения экологически-нравственного воспитания детей. В таких условия животные активны, что позволяет организовать наблюдение разных сфер жизни: питание, передвижение, выращивания потомства и тд). В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание корма, заботу о потомстве и др.Экологический подход необходим не только для животных, но и растений. Главными факторами определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, почва, воздух. Т.о., создание т поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра - это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
(счетные палочки)
- «Измерить длину предмета»;
- «Выложить узор»;
- «Построение объектов по заданию»;
- (кубики)
- «Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
- «строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.
Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Представляю свой опыт по составлению конспекта занятия, используя структуру креативного урока:
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
Блок 2. Содержательная часть занятия (1).
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Блок 4. Головоломка.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Блок 6. Содержательная часть занятия (2).
Блок 7. Резюме.
НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ
Автор занятия: С. М. Овчинникова, воспитатель ДОУ Фомичевский детский сад
Конспект занятия разработан по программе «Детский сад 2100»
Тема: «Играем и считаем»
Тип занятия:
применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Оборудование
: цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.
Программное содержание:
- способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения;
- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10;
- классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках;
- адекватно оценивать себя и товарищей; - воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.
Ход занятия
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в группу и приветствуют воспитателя и друг друга. Воспитатель:
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы. (Лес)
Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
- Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
- Что нам делать?
- Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета - все получилось, синего - встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого - «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Воспитатель:
Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?
Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по порядку.
Групповая работа: 1-я подгруппа - дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа - в другой ряд модель числа по порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.
- Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
- Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
- Счет прямой и обратный
- Назовите все числа больше 5.
- Назовите все числа меньше 6.
- Какое число стоит между 3 и 5.
- Какое число правее 3.
- Какое число левее 7.
- Кто соседи у 4.
- Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
- Что с ними происходит при движении влево?
Вы успешно справились с заданием № 1 лесного царя и вернули цифры.
Коллективно оцените фишкой работу каждого участника путешествия и начните накапливать фишки.
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали. Физминутка:
Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Головоломка
Воспитатель:
Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например: барабан - цилиндр, круг, дом - треугольник, прямоугольник, пирамида).
- Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
- 5.
- Когда они вместе, как их назовем? (целое)
- Можно ли это целое поделить на части?
Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.
- Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей - з тела и 2 геометрические фигуры)
- Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
- Да, можно, по размеру.1 - большая и 4 - маленьких.
- Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Воспитатель:
Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них - рыба).
- Кого мы встретили? (обитателей природы)
- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
- Кто здесь лишний? Почему?
- Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
- 8 (коза, медведь)
- Сколько всего обитателей?
- 6.
- Сколько у них хвостов?
- 6.
- Сколько у них ушей?
- 10, так как у рыбы ушей нет.
- Сколько ног?
- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
- Кто идет третьим?
- Каким по счету лошадь?...
- Сколько животных прибудет в математику?
- Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку:
- Что известно? (часть, целое)
- Чем являются животные, которые убежали?(частью)
- Что нужно узнать? (часть)
- Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
- Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Содержательная часть занятия
- Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?
Загадка:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога. (Гриб)
- Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
- Какие из них можно есть?
- Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
- Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
- Сравните количество маслят и количество мухоморов?
- Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару).
- Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило).
- Как их сделать поровну?
- Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
- Спасибо!
Блок 7. Резюме
- Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
- Чему учились во время путешествия? - Все ли у нас получилось?
- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.
- Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи).
- А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
- Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2013. - № 2.
Тезаурус Математическое мышление – если человек умеет построить какую – либо модель изучаемого понятия и описать ее математическим языком, следовательно он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Интеллектуальная (математическая) готовность – достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (память, восприятие, мышление, воображение, речь), овладение ребенком определенного багажа знаний в объеме программы.
Нестандартные средства - это такие средства, задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Нестандартное средство, задача выступает в роли проблемной. Нетрадиционные средства – это задачи, алгоритм решения которых неизвестен (Фридман)
Занимательный математический материал – это средство комплексного воздействия на развитие детей, с помощью которого осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении. Это одно из д\средств, способствующих развитию МП у детей. Это средство развития приемов умственной деятельности. Занимательность – это синоним интересного, способного привлечь внимание.
Математические игры – та, в которой используются математические методы или аналогичные доматематические (Б.А.Кордемский) Математические средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Математическая модель – это описание явления или процесса, имеющего место в действительности, с помощью математических структур (числа, уравнения)
Педагогические требования к занимательному математическому материалу Разнообразие Использоваться в системе, предполагающей постепенное усложнение Сочетание методов прямого обучения с созданием условий для самостоятельного поиска решения Отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка Сочетание с другими дидактическими средствами по ФЭМП
Средства обучения при ФЭМП у детей дошкольного возраста разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы; занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи- шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы, расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.; отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
Занимательный математический материал в работе с дошкольниками геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу; логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил; задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например, «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»); задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место; лабиринты упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например, «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»); занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке; занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.); задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек); загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения; стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами; задачи в стихотворной форме; задачи-шутки и т. д.
Нетрадиционные математические средства Математические игры («Крестики-нолики», «Пять в ряд», «Ним», «Кегли» (игра Витхоффа), «Звездный ним») Математические головоломки (кубик Рубика, «Волшебные кольца», «Игры с дыркой» (пятнашки), плоскостные фигуры – силуэты из геометрических фигур, старинные головоломки, арифметические и т.п.) Комбинаторные задачи («Игра 15», «Кубик Рубика», задачи на маневрирование, перестановкой шашек, «Ханойская башня») Арифметические ребусы, игры – головоломки со спичками, топологические головоломки Оригами в ФЭМП у дошкольников
Комбинаторика - раздел математики, в которой изучается вопрос о том, сколько разных комбинаций подчиненные тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Моделирование – построение копий, моделей, явлений и процессов, используемых для систематизации изображений.
Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя был в середине? (24) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя и Вася не были рядом? (72) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Света не была второй слева? (96)
Развивающие игры Б.П.Никитина Каждая развивающая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
Логические блоки Дьенеша Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в)двух размеров (большие и маленькие фигуры); г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Как можно играть с блоками Дьенеша? Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких Предложите малышу начать с самых простых игр: 1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине). 2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету). 3) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д. 4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка? 5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось? 6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее? 7) Составляем пары (мама и малыш, например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь. 8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.
Играем с детми постарше Игра «Поиск» Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера. Игра «Змейка» Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие: Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине). Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например. Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы. Игра «Этажи» Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. Игра «Домино» В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
В.Воскобович и его «Сказочные лабиринты» По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы: - игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. - игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. - универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.
"Квадрат Воскобовича 2-х цветный" Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения Можете проверить. Рекомендуемый возраст 2-5 лет Состав На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - красного цвета, другая – зеленого. Цветные пооперационные схемы сложения 19 фигур Что развивает - умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; - умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом; - внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук. Описание Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения
Примеры игр с палочками Кюизенера 1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п. 2.Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки. 3. Показать не синюю и не оранжевую. 4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик. 5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая. 6. Найти палочки равные по длине. 7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой дл самой длинной и наоборот. 8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь. 9.Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа). 10.Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной? 11.Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных. 12.Вы называете число, ребенок находит палочку. 13. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой.Отнимать – из двух одну забрать. 14. Из каких палочек можно составить оранжевую? 15. Какие три нужно, чтобы получилась черная. 16. Получится ли составить оранжевую из четырех? 17. Из каких палочек можно составить число 10? 18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче? 19.Найди все короче фиолетовой. 20.Выложите один поезд из синей палочки, второй из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, что бы он стал такой длины как длинный поезд. 21. Оранжевая и желтая – один поезд красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда? 22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.