История подводной лодки «Комсомолец» (6 фото). Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка
Подводная лодка «Комсомолец», которой и поныне принадлежит мировой рекорд погружения на 1032 м, вдруг затонула, что называется, на ровном месте.
Более 90% Мирового океана имеют глубины свыше 200 м. И освоение этих глубин равносильно завоеванию высот в авиации. Однако задача создания глубоководной субмарины поставила перед учеными и конструкторами проблемы еще более сложные, чем в авиации. Ведь вода в 800 раз плотнее воздуха и давления на глубине отнюдь не шуточные.
В 1966 году командование ВМФ СССР выдало конструкторам тактико-техническое задание на создание опытной субмарины проекта 685 (шифр «Плавник») с предельной глубиной погружения в 2,5 раза больше, чем у других лодок. Проектирование начали в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») под руководством Н.А. Климова, а в 1977 году его сменил Ю.Н. Кормилицын. Огромный вклад в создание корабля проекта 685 внесли также сотрудники ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».
Лодка, получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года она вступила в строй.
Субмарина имела два корпуса. Прочный в средней части представлял собой цилиндр диаметром 8 м, в оконечностях - усеченные конусы, заканчивавшиеся сферическими переборками. Для сведения к минимуму отверстий, снижающих прочность, отказались от большого погрузочного люка. Для экстренного всплытия с больших глубина установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами. Наружный, также титановый корпус состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, ограждения выдвижных устройств. Ниши торпедных аппаратов, вырезы для носовых горизонтальных рулей и шпигаты оборудовались щитовыми закрытиями.
Лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 м. Во 2-м и 3-м отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров.
Что же произошло 7 апреля 1989 года на подводной лодке? Проследить за событиями поможет хронология дня:
11.54. Командиру самолета майору Г. Петроградскому сообщили, что в районе острова Медвежий возник пожар на подлодке. Она всплыла, экипаж пытается спасти корабль. Надо выйти в район бедствия, связаться с командиром субмарины и доложить в штаб обстановку и просьбы моряков.
12.43. Петроградский оторвал тяжелую машину от взлетной полосы. На подготовку к вылету положено 1 ч 20 мин. Летчики уложились в 49 мин - сняли вооружение и взяли аварийно-спасательные средства.
14.20. Достигнув Медвежьего, что примерно в 980 км от берега, Петроградский связался с подлодкой и транслировал на базу сообщение: «Пожар контролируется экипажем. Просьб нет».
14.40. Пробив нижнюю кромку облачности, авиаторы увидели «Комсомолец». Лодка стояла с небольшим креном на правый борт, из боевой рубки тянулся белый дым, слева, у 6 - 7-го отсеков морская вода пенилась. Петроградский передал на берег метеосводку: видимость 5 - 6 км, нижняя кромка облачности в 400 м от моря, волнение 2 - 3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды.
14.50. В воздухе уже три самолета, их экипажи транслируют переговоры командира «Комсомольца» Е. Ванина со штабом флота, наводят на лодку надводные корабли. Расчетное время их подхода - 18.00.
К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.
Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль.
15.20. Ванин просит буксиры, поскольку лодка потеряла ход, из-за пожара пришлось заглушить реактор.
16.00. Ванин неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с идущими на помощь кораблями - пообещали найти.
16.35. Летчики заметили, что лодка садится кормой.
В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно.
16.38. Дифферент на корму и крен на правый борт возрастают.
16.40. Из воды показался форштевень.
Командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них.
16.44. Волны омывают уже основание рубки.
16.47. Рубка наполовину в воде.
16.50. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек».
17.00. Экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой (приводниться на сухопутной машине он никак не мог), подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели шлюпки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться.
17.08. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил.
Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь военным морякам. Остальных поодиночке вылавливали из холодной воды. Спасти удалось 27 человек.
К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. В тот момент, когда «Комсомолец» уходил на дно, в ВСК оказались пятеро: командир лодки Евгений Ванин, капитан 3-го ранга Юдин, мичманы Слюсаренко, Черников и Краснобаев.
Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк - только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом.
Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки.
Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты!» Это успели сделать только Слюсаренко и Черников - остальные, включая самого Юдина, погибли. Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления.
Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца».
Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно.
Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко - единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине.
Погибшим воздали почести, экипаж «Комсомольца» наградили, заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился должности. Начала работать Государственная комиссия, в которую включили министра обороны Д. Язова, секретаря ЦК КПСС О. Бакланова, заместителя Председателя Совета министров СССР И. Белоусова. Ожидалось, что точки над «i» в гибели «Комсомольца» расставит именно она. Но, когда комиссия завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «...Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования».
А на страницах печати тем временем бушевали страсти. Все началось, пожалуй, с того, что бывший командир атомной подлодки А. Горбачев поведал читателям, что подобный случай - отнюдь не первый, только раньше все скрывалось за завесой секретности.
Четверо спасшихся моряков написали открытое письмо, отметая предположения, что пожар завершился трагедией из-за неважной выучки экипажа, и сместив акценты на конструктивные недостатки корабля.
Теперь мы вряд ли узнаем, отчего вспыхнул пожар. Ничего не скажут и стоявшие на вахте в злополучном 7-м отсеке трюмный машинист, старший матрос Н. Бухникашвили и техник группы дистанционного контроля мичман В. Колотилин - они так и остались на своих постах навечно.
Дата гибели «Комсомольца» провозглашена в Российской Федерации Днем памяти погибших подводников. Вечная им память!
7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула лучшая на тот момент атомная подводная лодка страны К-278 «Комсомолец». В результате катастрофы погибли 42 члена экипажа, среди которых были ленинградцы.
В феврале 1989 года «Комсомолец» отправился в своё последнее автономное плавание.
SPB.AIF.RU вспоминает, как развивались события в тот роковой день и из-за чего произошла страшная трагедия.
Пожар в седьмом отсеке
Атомная подводная лодка «Комсомолец» шла в подводном положении в Норвежском море, когда внезапно взревела аварийная тревога. Матрос 7-го отсека успел доложить, что на борту вспыхнул пожар. Основной версией возникновения огня считается возгорание электрооборудования. Субмарина находилась на глубине более 350 метров. За несколько секунд температура в кормовом отсеке подскочила с 70 до 1000 градусов по Цельсию. По внутренним коммуникациям огонь быстро перекинулся в 6-й отсек, необходимо было немедленное всплытие. Командир «Комсомольца», ленинградец Евгений Ванин, попытался поднять корабль на поверхность.
На глубине в 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений и аварийной защиты реактора лодка потеряла ход, дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. Огонь захватывал отсек за отсеком, система химического пожаротушения не справлялась. Вслед за 6-м загорелся 5-й отсек, а в 4-м находился ядерный реактор.
Среди экипажа насчитывались серьёзные потери, многие были обожжены и отравлены ядовитым дымом. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов.
Ко всем несчастьям на лодке заклинило вертикальные рули, что серьёзно затруднило всплытие. Из 7-го отсека уже не отвечали, матрос, который находился там, сгорел заживо. В соседнем отсеке два подводника получили смертельную дозу отравления.
К месту аварии был отправлен спасательный самолёт и плавбаза «Алексей Хлобыстов». «Комсомолец» всплыл, казалось, — самое страшное позади. Над районом в Норвежском море кружили самолёты, корабли шли на подмогу. Экипаж подлодки хоть и не потушил пожар, но сумел его локализовать. После всплытия большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Моряки, выбравшиеся из задымленных отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца».
Борьба за выживание
Однако в результате пожара была нарушена герметичность корпуса подлодки, началось стремительное погружение. Матросы без индивидуальных спасательных средств стали эвакуироваться на спасательные плоты. В ледяной воде Норвежского моря оказался практически весь экипаж корабля. Люди, отравленные угарным газом, обожжённые, без спасжилетов, боролись за свою жизнь.
В быстро погружающейся лодке остались несколько человек, включая командира корабля. Все они попытались спастись, используя всплывающую спасательную камеру. Но трое членов экипажа погибли от угарного газа, действие которого усиливается в условиях возрастающего давления. Глубина моря в том месте достигала почти полутора километров. Лишь достигнув дна, спасательная капсула отсоединилась и была выброшена на поверхность. Верхнюю крышку люка вырвало, в проём выбросило двоих. Один погиб, ударившись головой, уцелел лишь мичман Виктор Слюсаренко. Через некоторое время его из ледяной воды достали спасатели.
Во время нахождения в ледяной воде большинство членов экипажа утонули или погибли от переохлаждения. Команду разбросало волнами, добраться до единственного уцелевшего плота удалось немногим, да и рассчитан он был всего лишь на двадцать человек. В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. Вскоре Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» орденом Красного Знамени.
Ленинградцы, погибшие на АПЛ «Комсомолец», покоятся на Серафимовском кладбище.
Подлодка-невидимка
«Комсомолец» был необычной лодкой. На разработку этого уникального корабля проекта «Плавник» в ЦКБ «Рубин» ушло без малого 8 лет. В то время это была одна из самых больших и быстроходных подлодок в мире. «Комсомолец» имел титановый корпус, что делало его беззвучным, невидимкой на радарах противника. Кроме того, эта АПЛ умела нырять так глубоко, как никакая другая в мире: намного глубже, чем аналогичные американские субмарины. Во время испытаний подлодка установила абсолютный рекорд — свыше 1 тысячи метров!
Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду К-278 была спущена в 1983 году.
Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами. Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой.
«Комсомолец» имел титановый корпус, что делало его беззвучным, невидимкой на радарах противника.
В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц субмарина отправилась в своё последнее автономное плавание. На этот раз управлял кораблем сменный экипаж, который возглавил капитан 1-го ранга Евгений Ванин.
Гибель «Комсомольца» — одна из самых загадочных страниц в истории отечественного подводного флота. Причины возникновения пожара на атомоходе не установлены до сих пор. Члены комиссии, которая расследовала причины аварии, пришли к выводу, что лодку погубили ошибки при проектировании:
«Пожар, возникший в седьмом отсеке из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привёл к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение двух-трёх минут температура в отсеке достигла почти тысячи градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии».
Об атомной подводной лодке «Комсомолец», затонувшей 7 апреля 1989 года в точке с координатами 73°40" северной широты и 13°30" восточной долготы, написано довольно много. Слишком уж странным показалось это происшествие: лодка, которой и поныне принадлежит мировой рекорд погружения на 1032 м, вдруг затонула, что называется, на ровном месте.
Известно, что более 90 % Мирового океана имеют глубины свыше 200 м. И освоение этих глубин равносильно завоеванию высот в авиации. Однако задача создания глубоководной субмарины поставила перед учеными и конструкторами проблемы еще более сложные, чем в авиации. Ведь вода в 800 раз плотнее воздуха и давления на глубине отнюдь не шуточные.
Тем не менее в 1966 году командование ВМФ СССР выдало конструкторам тактико-техническое задание на создание опытной субмарины проекта 685 (шифр «Плавник») с предельной глубиной погружения в 2,5 раза больше, чем у других лодок.
Проектирование начали в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») под руководством Н.А. Климова, а в 1977 году его сменил Ю.Н. Кормилицын. Огромный вклад в создание корабля проекта 685 внесли также сотрудники ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».
Лодка, получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года она вступила в строй.
Субмарина имела два корпуса. Прочный в средней части представлял собой цилиндр диаметром 8 м, в оконечностях — усеченные конусы, заканчивавшиеся сферическими переборками. Для сведения к минимуму отверстий, снижающих прочность, отказались от большого погрузочного люка. Для экстренного всплытия с больших глубина установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами.
Наружный, также титановый корпус состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, ограждения выдвижных устройств. Ниши торпедных аппаратов, вырезы для носовых горизонтальных рулей и шпигаты оборудовались щитовыми закрытиями.
Эту лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 м. Во 2-м и 3-м отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров.
Ожидалось, что точки над «i» после гибели «Комсомольца» расставит правительственная комиссия. Но, когда она завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «...Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования».
За рамками сообщения, как мы видим, остались ответы на три главных вопроса: почему это произошло? Кто в этом виноват? Каковы последствия катастрофы?.. Давайте попробуем разобраться.
До того горестного дня дела на нашем подводном флоте шли — лучше не надо. Во всяком случае, такое впечатление складывалось из публикаций советской печати. Наши подводники совершали кругосветные плавания, всплывали на Северном полюсе, первой же ракетой поражали цели за сотни миль.
После 7 апреля произошел поворот на 180°. Одни газетные заголовки чего стоили: «Опасные глубины», «Подводный пожар», «Спасите наши души»... Неужто одно чрезвычайное происшествие так резко переменило мнение о подплаве? Нет, тут, видимо, надо искать глубинные течения...
«Это не только боль и досада, но и позор наш!» — так выразил свои чувства один из подводников, участвовавший в работе правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели «Комсомольца». Действительно, в мирное время затонул новейший боевой корабль, причем в ходе спасательных работ погибли 42 моряка из 69, входивших в его экипаж. Как же такое могло произойти?
Давайте восстановим события того апрельского дня.
11.54. Командиру самолета майору Г. Петроградскому сообщили, что в районе острова Медвежий возник пожар на нашей подлодке. Она всплыла, экипаж пытается спасти корабль. Надо выйти в район бедствия, связаться с командиром субмарины и доложить в штаб обстановку и просьбы моряков.
12.43. Петроградский оторвал тяжелую машину от взлетной полосы. На подготовку к вылету положено 1 ч 20 мин. Летчики уложились в 49 мин — сняли вооружение и взяли аварийно-спасательные средства.
14.20. Достигнув Медвежьего, что примерно в 980 км от берега, Петроградский связался с подлодкой и транслировал на базу сообщение: «Пожар контролируется экипажем. Просьб нет».
14.40. Пробив нижнюю кромку облачности, авиаторы увидели «Комсомолец». Лодка стояла с небольшим креном на правый борт, из боевой рубки тянулся белый дым, слева, у 6—7-го отсеков морская вода пенилась. Петроградский передал на берег метеосводку: видимость 5—6 км, нижняя кромка облачности в 400 м от моря, волнение 2—3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды.
14.50. В воздухе уже три самолета, их экипажи транслируют переговоры командира «Комсомольца» Е. Ванина со штабом флота, наводят на лодку надводные корабли. Расчетное время их подхода — 18.00.
15.20. Ванин просит буксиры, поскольку лодка потеряла ход, ведь из-за пожара пришлось заглушить реактор.
16.00. Ванин неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с идущими на помощь кораблями — пообещали найти.
16.35. Летчики заметили, что лодка садится кормой.
16.38. Дифферент на корму и крен на правый борт возрастают.
16.40. Из воды показался форштевень.
16.44. Волны омывают уже основание рубки.
16.47. Рубка наполовину в воде.
16.50. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек».
17.00. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой (приводниться на сухопутной машине он никак не мог), подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели этой лодки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться.
17.08. Подводная лодка затонула.
Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь военным морякам. Остальных поодиночке вылавливали из холодной воды. Спасти удалось 27 человек...
Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. Быстрее всех отреагировали военные и газетчики.
Погибшим воздали почести, экипаж «Комсомольца» наградили, заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился должности. Начала работать Государственная комиссия, в которую включили министра обороны Д. Язова, секретаря ЦК КПСС О. Бакланова, заместителя Председателя Совета министров СССР И. Белоусова.
А на страницах печати тем временем бушевали страсти. Все началось, пожалуй, с того, что бывший командир атомной подлодки А. Горбачев поведал читателям, что подобный случай — отнюдь не первый, только раньше все скрывалось за завесой секретности.
В ответ по поручению уцелевших членов экипажа «Комсомольца», а скорее всего — по заданию командования, спасавшего честь мундира, четверо моряков написали (или подписали) открытое письмо, отметая предположения, что пожар завершился трагедией из-за неважной выучки экипажа, и сместив акценты на конструктивные недостатки корабля.
«Отсутствие комплексной системы оценки обстановки в аварийном отсеке на основе объективных данных,— утверждали подводники,— особенно при отсутствии или выходе из строя части личного состава, не позволило в первую минуту оценить обстановку в аварийном отсеке. Потеря управления с центральных пультов систем и оборудования средствами движения корабля и выход из строя связи с аварийными отсеками привели к осложнению обстановки на корабле».
Теперь мы вряд ли узнаем, отчего вспыхнул пожар. Ничего не скажут стоявшие на вахте в злополучном 7-м отсеке трюмный машинист, старший матрос Н. Бухникашвили и техник группы дистанционного контроля мичман В. Колотилин — они так и остались на своих постах навечно. Однако многое может проясниться из анализа опубликованных данных.
Комсостав — а на борту, кроме командира, был еще и начальник политотдела соединения, капитан 1-го ранга Т. Буркулаков — допустил несколько ошибок. Иначе не оценить факты, выявленные Государственной комиссией.
Чтобы локализовать пожар в 7-м отсеке, у командира было по крайней мере 15 минут. Но тревогу объявили с опозданием, экипаж несвоевременно занял места по аварийному расписанию, не загерметизировал отсеков и не полностью сделал то, что положено выполнять без команды, но по инструкции. Это промедление предопределило дальнейшее...
Как сообщал «Морской сборник», погибшая лодка была оборудована пороховыми газогенераторами для экстренного всплытия. Но в центральном посту решили всплывать обычным способом, при этом воздух высокого давления подали в кормовые цистерны по трубопроводам, проходившим через горящий отсек. Раскаленные стенки трубопроводов не выдержали давления, и сжатый воздух рванул в горящий отсек, создав там эффект доменной печи! В результате 40-минутного наддува температура достигла 800—1000 "С. Не удивительно, что отсек разгерметизировался, а потом сдал и прочный корпус в корме...
Однако возлагать вину за случившееся на экипаж «Комсомольца» было бы неверно. Как выяснилось, некоторые подводники только к концу срочной службы осваиваются на боевых постах. Не случайно на подплаве стараются удержать моряков на сверхсрочной, то есть стремятся перейти к той самой профессиональной армии, против которой до сих пор возражают многие генералы и адмиралы. А пока на подводные атомоходы приходят вчерашние выпускники ПТУ, причем не подвергаются профотбору. А психологи дальний поход под водой сравнивают с космическим полетом. Но космонавтов долго и тщательно готовят.
Знакомый же командир атомохода рассказывал:
«Выхожу с новобранцами в море, погружаюсь и начинаю ползать под перископом у родного берега. Глядишь, у одного-другого клаустрофобия обнаружится, а то и приступ эпилепсии...»
С этим офицером я летел на Камчатку, времени для разговора было достаточно. Еще при посадке я обратил внимание на спор военного моряка с контролерами из-за двух ящиков. Оказалось, мой собеседник вез семье лук и помидоры — на базе с ними, ох, как туго!
Такова проза жизни на берегу. На корабле тоже сложностей хватает. После очередного ремонта на лодке завелись крысы, их выжили с великим трудом, «мобилизовав» кота и двух кошек.
«У одной во время похода родились котята. Не выжили...— продолжил подводник.— И вообще на борту, кроме людей и крыс, никто не приживается. Да и сами к концу плавания держимся на анальгине — головы страшно болят. Говорят, это потому, что стальной корпус экранирует все электромагнитные излучения...»
Такова, так сказать, психологически житейская сторона медали. А вот другая, технически организационная: проверкой после трагедии в Норвежском море было установлено, что многие подводники... не умеют плавать. Для студеной воды (большинство моряков «Комсомольца» погибли из-за переохлаждения) не хватает спецкостюмов, а те, что есть, неважного качества и неудобны.
Теперь перейдем к самой лодке. Уже при сдаче ее морякам выявились серьезные недочеты, например, в первом же погружении «потеряли» всплывающую спасательную камеру. Пришлось искать ее на дне, поднимать, переделывать, так же поступили с подобными устройствами на других лодках. И это не все.
Капитан 1-го ранга Е. Селиванов, в прошлом командир атомохода, на котором 18 июля 1984 года был пожар, приведший к жертвам, исследовал происшествия такого рода и пришел к выводу: необходимо еще на уровне проекта исключать возможность появления огня в отсеках. На «Комсомольце» так не сделали, а ведь это корабль новейшей конструкции, способный действовать на глубине до 1 тыс. м!
Теперь он лежит на полуторакилометровой глубине. Удалось лишь более-менее локализовать носовую часть субмарины, где остались торпеды с ядерными боеголовками.
Другой атомоход, по данным нашей печати, погиб летом 1983 года у Камчатки, в октябре 1986 года мы потеряли лодку в Атлантике, в 1989 году, после гибели подводной лодки «Комсомолец», в том же районе потерпела аварию еще одна субмарина. И у всех на борту — ядерное оружие!
7 апреля 1989 года в Норвежском море гибнет советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». После пожара, и последовавшей за ним драматичной борьбы со стихией из 69 подводников в живых остаются лишь 27 моряков.
Подводная лодка К-278 «Комсомолец» являлась уникальной и единственной лодкой типа «Плавник», титановый корпус которой, позволял достигать небывалых глубин.
Вступившая в строй в 1983 г.,она уже в августе 1985 г. устанавливает актуальный и сегодня рекорд погружения - 1020 м.
Подобная глубина погружения позволяла рассматривать «Комсомолец» как возможный командный пункт управления всеми советскими подлодками в случае войны.
28 февраля 1989 г. от причала базы Западная Лица лодка выходит в свой третий боевой поход. Целью похода "К-278" было скрытное слежение за авианосцем «Америка». Кроме того, в задачи «Комсомольца» входило обнаружение иностранных подлодок.
7 апреля 1989 г., на 37 сутки плавания, в 11:03 в 7 отсеке по неустановленной причине вспыхивает пожар, от которого сразу же погибает вахтенный матрос. Постепенно пожар и едкий дым распространяются по отсекам подлодки, увеличивая количество жертв.
Вскоре командир Евгений Ванин принимает решение об аварийном всплытии. Воздух, подаваемый в балласты для всплытия, попадает и в горящие отсеки усиливая пожар, однако лодке всё же удаётся всплыть на поверхность и подать повреждёнными антеннами сигнал бедствия. В это время, терпящую бедствие лодку, обнаруживают норвежцы, однако от их помощи отказываются. В 11:54 по тревоге поднята авиация Северного флота.
Прибывшие самолёты замечают крен на лодке, стоящей в ледяной воде. Глубина Норвежского моря в этом месте превышает 1,5 км, а до советского берега 900 км. Постепенно лодка погружается под воду. Последнее сообщение с "Комсомольца" было отправлено за 16 мин. до полного затопления подлодки и выглядело следующим образом: "Дифферент резко нарастает. Весь личный состав находится наверху".
Оценив обстановку, командир Ванин принимает решение эвакуировать экипаж с подлодки на спасательные плоты, однако мест на них не хватает. На плоты стараются в первую очередь загрузить пострадавших при пожаре. Остальные подводники оказываются в ледяной апрельской воде Норвежского моря. Немыслимо, но в воде с температурой +4°С, подводники, хватаясь за скользкие плоты, вместе поют из последних сил песню "Варяг", тем самым поддерживая друг друга. Позже этот факт ляжет в основу песни , посвященной гибели "Комсомольца".
В 17 ч. 8 мин. лодка К-278 (тактический номер АПЛ "Комсомольц") идёт ко дну. Однако, и внутри тонущей подлодки находятся моряки, которые всё предыдущее время поддерживали лодку на плаву. Ужас ощущений подводников, находящихся на лодке, камнем падающей на полуторакилометровую глубину, передаёт рассказ мичмана Слюсаренко, сумевшего воспользоваться спасательной капсулой и буквально вырваться из рук смерти. "Лодка погружалась и слышно было, как трескались переборки. Глубинометр показывал 400 м. и стрелку зашкаливало. Я спросил: "Какова глубина моря?" Кто-то ответил 1500 метров. А командир сказал, что если достигнем дна, то камеру раздавит"1 .
В 18:20 к месту гибели подлодки прибывает корабль "Алексей Хлобыстов", который забирает на свой борт, находящихся на поверхности моряков. Всего на борту "К-278" находилось 69 подводников, из которых 42 погибло . Выжившие моряки провели в ледяной воде полтора часа, в то время как по расчётам врачей предельное нахождение в такой воде равно приблизительно 20 минутам. Гибель "Комсомольца" произошла уже в эпоху гласности и поэтому активно обсуждалась в советских СМИ. ("Правда") Причём помятуя о недавнем Чернобыле, газеты старались подчеркнуть отсутствие радиационного загрязнения на месте аварии.
В мае 1989 был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки "Комсомолец" . А с 1995 года День гибели АПЛ "Комсомолец" - 7 апреля, станет в России Днём памяти всех погибших когда-либо подводников. Сегодня в Санкт-Петербурге существует общество памяти атомной подводной лодки "Комсомолец".
17 апреля 1989 г. Президентом Академии наук СССР Г.И.Марчуком было принято решение направить в район гибели лодки НИС "Академик Мстислав Келдыш" с глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту.
Это решение было связано с обращением главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Чернавина к Президенту АН СССР
В числе основных задач первой экспедиции были: обследование технического состояния лодки, её местоположения, выявление возможных утечек радиации из реактора и ядерных боеголовок торпед.
В целом с 1989 по 1995 г. в район гибели АПЛ "Комсомолец" было направлено 6 экспедиций
Информация по теме:
Маркова Р.А. Воспоминание. Памяти моряков, погибших в апреле 1989 года на АПЛ "К-278" - "Комсомолец".
Книга, даёт биографии всех 42 погибших членов экипажа АПЛ "Комсомолец". Описания составлены на основе воспоминаний родственников, друзей, присутствуют и фотографии из личных архивов семей погибших подводников.
Романов Д.А. Трагедия подводной лодки "Комсомолец". Автор - заместитель главного конструктора АПЛ "Комсомолец". Книга исследует возможные причины гибели подлодки с различных аспектов: комплектование экипажа, технические характеристики субмарины и т.д.
В книге можно найти выдержки из документов (вахтенный журнал, заключения), чертежи устройств. По сути, благодаря выпискам из вахтенного журнала можно восстановить хронологию трагедии посекундно.
Океанологические исследования и подводно-технические работы на месте гибели атомной подводной лодки "Комсомолец".
Книга довольно подробно описывает работы по исследованию затонувшей лодки, представляя собой, по сути фундаментальное исследование вопроса. Причём в книге рассматриваются не только вопросы, связанные с непосредственно осмотром корпуса затонувшей субмарины.
В фокусе внимания авторов такие аспекты как: гидрологический режим бассейна Норвежского моря, характеристика климата в районе исследований, океанографические условия в районе гибели АПЛ "Комсомолец" и т.д. Поэтому характеризуя данную книгу, можно сказать, что она даёт именно комплексный взгляд на проблему.
Документальный фильм "АПЛ К-278 Комсомолец. Остаться в живых." Фильм производства Первого канала. Довольно драматичен, интересен, в принципе держит зрителя в напряжении. Присутствуют интервью участников событий.
Выпуск программы "Служу Советскому Союзу" 1989 г., посвящённый "Комсомольцу". В передаче присутствуют уникальные кадры интервью с подводниками спустя ТРИ дня после полуторачасового пребывания в ледяной воде. Перешагнувшие пределы человеческого организма моряки, отчаянно ругают имевшиеся у них на тот момент средства спасения, но обстановкагласности всё же даёт материал в эфир.
1 Мормуль Н.Г. Катастрофы под водой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010 с.203
27 лет назад из-за ошибки в проекте затонула субмарина с эффективной системой спасения экипажа [видео]
x HTML-код
Тайна гибели подлодки «Комсомолец». Сюжет КП-ТВ
Изменить размер текста: A A
Каждый, кто служил на флоте, третий тост неизменно поднимает за тех, кто в море. Сегодня, в День памяти погибших подводников, этот тост будет первым. И выпьют после него, не чокаясь. Молча. Четверть века назад в Норвежском море затонула подлодка «Комсомолец». Из 69 членов экипажа, которые находились на борту, от пожара и переохлаждения погибли 42 офицера и матроса.
САМАЯ НЕУЯЗВИМАЯ
Гибель «Комсомольца» - одна из самых загадочных страниц в истории отечественного подводного флота. Причины возникновения пожара на атомоходе не установлены до сих пор. А ведь братской могилой для моряков стала лодка с эффективной системой спасения экипажа. И именно эта субмарина за четыре года до трагедии первой в мире совершила погружение на глубину более одного километра.
История «Комсомольца» началась в 1966 году, когда высшее командование Военно-морского флота СССР выдало директиву - разработать подлодку, способную погружаться на километр. Предельная глубина, на которую могли опуститься атомные субмарины в то время, - всего триста - четыреста метров. Почему было так важно погружаться глубже? Ответ прост: на километровой глубине любая подлодка была неуязвима для надводных кораблей.
Над проектом под кодовым названием «Плавник» более десяти лет работало несколько закрытых конструкторских бюро. Советским инженерам удалось сделать то, что их западные коллеги реализовали с существенным опозданием. Наши ученые разработали уникальную субмарину, титановый корпус которой был способен выдерживать давление при погружении до тысячи метров.
Строительство большой атомной подводной лодки, которой присвоили индекс К-278, началось 22 апреля 1978 года в Северодвинске . Через пять лет корабль торжественно вывели из цеха и спустили на воду. А 4 августа 1985 года атомоход установил абсолютный мировой рекорд глубины погружения - 1027 метров. Во время всплытия, достигнув отметки в восемьсот метров, субмарина успешно выпустила несколько учебных торпед.
В свой последний поход базирующаяся в Мурманской области подлодка ушла 28 февраля 1989 года. Куда и зачем - государственная тайна. Кстати, незадолго до этого, в конце января, она обрела название «Комсомолец».
ДЛЯ КОМАНДИРА ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ ПОХОД
Я до сих пор каждый раз накануне 7 апреля заново переживаю тот страшный день, - с горечью рассказывает капитан 1-го ранга в отставке Борис Коляда.
Борис Григорьевич был включен в состав экипажа, как опытный офицер, который должен был в случае необходимости консультировать капитана субмарины. Ведь для Евгения Ванина это был первый поход в качестве командира подлодки.
За несколько дней до трагедии мы получили телеграмму от командования Северного флота, - вспоминает Борис Коляда. - Сообщили, что на подводной лодке, которая следовала в Средиземное море, произошел пожар, погиб человек. И хотя та субмарина была дизельная, а «Комсомолец» - атомоход, нам приказали лишний раз проверить все системы пожарной безопасности и пожаротушения.
В ночь на 7 апреля Борис Коляда передал вахту командиру и пошел отдыхать в свою каюту. Проснулся он от пронзительного сигнала. Тревога!
Выяснилось, что в седьмом, кормовом, отсеке в одиннадцать часов три минуты случился пожар, - Коляда помнит события того дня с точностью до минуты. - На вызов из центрального поста отсек не отвечал. Мы решили, что находящийся там вахтенный старший матрос, скорее всего, погиб. Ликвидировать пожар не удалось. Огонь перекинулся на соседний, шестой отсек, где погиб мичман. И вскоре сработала аварийная защита реактора, остановившая его работу. Субмарина потеряла ход...
КОМАНДИР ПОКИНУЛ ЛОДКУ ПОСЛЕДНИМ
Ничего не оставалось, как подниматься на поверхность штормового моря. В одиннадцать часов шестнадцать минут лодка всплыла. К этому моменту горели уже пять отсеков.
Когда стало ясно, что своими силами справиться не удастся, «Комсомолец» подал сигнал SOS. К месту происшествия направился самолет. Ему предстояло сообщить координаты подлодки плавбазе «Алексей Хлобыстов», которая должна была забрать моряков с бедствующего судна.
Через некоторое время образовался дифферент (морской термин, который обозначает разницу между осадкой кормы и носа судна. - Прим. автора.) на корму, - говорит Борис Коляда. - У лодки поднялся нос. Несколько часов, ожидая подмогу, экипаж боролся с огнем, пытаясь спасти лодку.
Паники не было. Каждый четко выполнял то, что должен был делать согласно установленному регламенту.
Но дифферент нарастал. Командир принял решение, что пора готовиться к эвакуации. В море спустили два плота. Один из них перевернулся. А вода уже приблизилась к основанию боевой рубки.
Командир Ванин решил не покидать лодку - мест на спасательных плотах не хватало. Но это не означало, что он оставил надежду спастись. На «Комсомольце» была так называемая всплывающая камера, способная вместить всех членов экипажа. На нее -то и рассчитывал капитан.
В семнадцать часов восемь минут лодка пошла к дну…
Через некоторое время всплывающая камера выскочила на поверхность. В ней находились пять человек, включая Евгения Ванина. Из-за разницы в давлении у капсулы сорвало крышку, и ее залило водой. Выжил лишь мичман Виктор Слюсаренко .
В ледяной воде оказались шестьдесят моряков. Команду разбросало волнами, добраться до единственного уцелевшего плота удавалось немногим, да и рассчитан он был всего лишь на двадцать человек.
Плавбаза подошла к месту аварии всего лишь через час после гибели «Комсомольца». Этот час стоил жизни четырем десяткам моряков.
13 мая 1989 года в «Правде» - главной тогда газете страны - появилась информация о награждении всего экипажа подводной лодки «Комсомолец» орденами Красного Знамени.
ОТЧЕГО ВОЗНИК ПОЖАР - НЕИЗВЕСТНО
Члены комиссии, которая расследовала причины аварии, пришли к выводу, что лодку погубили ошибки при проектировании:
«Пожар, возникший в концевом, седьмом, отсеке из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привел к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение двух-трех минут температура в отсеке достигла почти тысячи градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии».
Но что же стало причиной самого пожара? Это неизвестно до сих пор. Есть лишь версии.
Возможно, дело в том, что кислород в отсеки лодки подавался в значительно больших, чем требуется, объемах, - считает председатель совета Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Курдин. - В таких условиях к пожару могла привести любая случайность.
Игорь Курдин обращает внимание и на такой факт. На «Комсомольце» в распоряжении экипажа были явно устаревшие гидрокостюмы. Для того чтобы их надеть, требовалось много времени, а иногда и помощь товарища. И когда возникла нештатная ситуация, моряки просто не успели это сделать. Они оказались в ледяной воде без гидрокостюмов. Лишь после гибели «Комсомольца» советские власти закупили во Франции гораздо более удобные костюмы.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Серафимовское кладбище в Петербурге . Здесь похоронено много солдат, матросов , офицеров и генералов , погибших при исполнении воинского долга. Среди них и три моряка «Комсомольца». В том числе командир лодки, капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Но это символическая могила. После трагедии тело командира так и не нашли…
ПОМНИТЬ
Список погибших членов экипажа «Комсомольца»
1. АВАНЕСОВ Олег Григорьевич, капитан 2-го ранга, старший помощник командира подводной лодки. Родился в Ленинграде в 1955 г. Предан земле.
2. АПАНАСЕВИЧ Игорь Олегович, старший матрос, командир отделения рулевых-сигнальщиков. Родился в поселке Победоносный Клецкого района Минской области в 1969 г. Взят морем.
3. БАБЕНКО Валентин Иванович, капитан 2-го ранга, командир электромеханической боевой части. Родился в селе Замостье Черниговского района Запорожской области в 1950 г. Предан земле.
4. БОНДАРЬ Сергей Стефанович, мичман, техник-турбинист. Родился в городе Липецке в 1954 г. Взят морем.
5. БРОДОВСКИЙ Юрий Анатольевич, мичман, техник-гидроакустик. Родился в городе Николаеве в 1954 г. Предан земле.
6. БУРКУЛАКОВ Талант Амитжанович, капитан 1-го ранга, начальник политотдела соединения подводных лодок. Родился в деревне Вандышево Судиславского района Костромской области в 1947 г. Предан земле.
7. БУХНИКАШВИЛИ Надари Отариевич, старший матрос, машинист трюмный. Родился в поселке Гантиади Абхазской АССР в 1968 г. Взят морем.
8. ВАЛЯВИН Михаил Николаевич, мичман, техник-турбинист. Родился в селе Ново-Дашла Кувандыкского района Оренбургской области в 1959 г. Взят морем.
9. ВАНИН Евгений Алексеевич, капитан 1-го ранга, командир подводной лодки. Родился в городе Донецке в 1947 г. Взят морем.
10. ВЕРШИЛО Евгений Эдмундович, старший матрос, электрик. Родился в поселке Мядель Мядельского района Минской области в 1968 г. Взят морем.
11. ВОЛКОВ Николай Алексеевич, капитан-лейтенант, командир электротехнической группы. Родился в городе Пестово Новгородской области в 1958 г. Предан земле.
12. ВОЛОДИН Александр Васильевич, капитан 3-го ранга, командир боевой части связи. Родился в городе Новомосковске Тульской области в 1958 г. Взят морем.
13. ГОЛОВЧЕНКО Сергей Петрович, старшина 2-й статьи, кок-инструктор. Родился в городе Днепропетровске в 1968 г. Предан земле.
14. ГРУНДУЛЬ Алексей Александрович, матрос, торпедист. Родился в городе Рыбинске Ярославской области в 1968 г. Предан земле.
15. ЕЛЕНИК Михаил Анатольевич, старший мичман, старший кок-инструктор. Родился в городе Валуйки Белгородской области в 1942 г. Предан земле.
16. ЗАМОГИЛЬНЫЙ Сергей Васильевич, мичман, старшина команды электриков. Родился в городе Жмеринка Винницкой области в 1959 г. Предан земле.
17. ЗИМИН Вадим Владимирович, лейтенант, инженер боевой части связи. Родился в городе Воронеже в 1983 г. Взят морем.
18. ИСПЕНКОВ Анатолий Матвеевич, капитан 3-го ранга, командир электротехнического дивизиона. Родился в деревне Хвостово Шумилинского района Витебской области в 1956 г. Взят морем.
19. КАПУСТА Юрий Федорович, мичман, начальник секретной части. Родился в городе Запорожье в 1957 г. Взят морем.
20. КОВАЛЕВ Геннадий Вячеславович, мичман, техник боевой части связи. Родился в городе Североморске Мурманской области в 1956 г. Взят морем.
21. КОЛОТИЛИН Владимир Васильевич, мичман, техник группы дистанционного управления. Родился в селе Прилепы Хомутовского района Курской области в 1964 г. Взят морем.
22. КРАСНОБАЕВ Александр Витальевич, мичман, техник электронно-вычислительной группы. Родился в селе Золотое Поле Кировского района Крымской области в 1964 г. Взят морем.
23. КРАСНОВ Сергей Юрьевич, матрос, радиометрист. Родился в городе Риге в 1970 г. Взят морем.
24. КУЛАПИН Владимир Юрьевич, матрос, машинист-турбинист. Родился в городе Алма-Ате в 1968 г. Предан земле.
25. МАКСИМЧУК Юрий Иванович, капитан 3-го ранга, заместитель командира подводной лодки по политической части. Родился в селе Екатериновка Никопольского района Днепропетровской области в 1957 г. Взят морем.
26. МАНЯКИН Сергей Петрович, капитан 8-го ранга, командир дивизиона движения. Родился в городе Таганроге Ростовской области в 1954 г. Предан земле.
27. МАРКОВ Сергей Евгеньевич, старший лейтенант, инженер электротехнической группы. Родился в Ленинграде в 1963 г. Предан земле.
28. МИХАЛЕВ Андрей Вячеславович, матрос, машинист трюмный. Родился в поселке Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области в 1970 г. Взят морем.
29. МОЛЧАНОВ Игорь Александрович, лейтенант, командир минно-торпедной боевой части. Родился в городе Ломоносове Ленинградской области в 1964 г. Предан земле.
30. НАУМЕНКО Евгений Владимирович, капитан-лейтенант, командир вычислительной группы. Родился в деревне Сергеевка Пограничного района Приморского края в 1960 г. Взят морем.
31. НАХАЛОВ Сергей Васильевич, мичман, старшина команды радиотелеграфистов. Родился в поселке Новинка Кировского района Ленинградской области в 1964 г. Предан земле.
32. НЕЖУТИН Сергей Александрович, капитан-лейтенант, командир группы связи. Родился в г. Архангельске в 1962 г. Предан земле.
33. СМИРНОВ Михаил Анатольевич, капитан-лейтенант, командир штурманской боевой части. Родился в поселке Вырица Гатчинского района Ленинградской обл. в 1962 г. Предан земле.
34. СПЕРАНСКИЙ Игорь Леонидович, капитан-лейтенант, инженер гидроакустической группы. Родился в г. Североуральске Свердловской обл. в 1962 г. Взят морем.
35. СУХАНОВ Валерий Иванович, старший матрос, кок-инструктор. Родился в г. Выкса Горьковской обл. в 1968 г. Взят морем.
36. ТКАЧ Владимир Власович, старший мичман, старшина команды рулевых-сигнальщиков. Родился в селе Сычевка Христиновского района Черкасской обл. в 1948 г. Взят морем.
37. ТКАЧЕВ Виталий Федорович, матрос, рулевой-сигнальщик. Родился в селе Баньковка Славяносербского района Ворошиловградской обл. в 1970 г. Взят морем.
38. ФИЛИППОВ Роман Константинович, матрос, электрик. Родился в г. Горьком в 1968 г. Предан земле.
39. ЧЕРНИКОВ Сергей Иванович, мичман, техник-химик. Родился в г. Выборге Ленинградской обл. в 1956 г. Предан земле.
40. ШИНКУНАС Стасис Клеменсович, старший матрос, радиометрист. Родился в деревне Банишкю Кайшядорского района Литовской ССР в 1968 г. Взят морем.
41. ШОСТАК Александр Александрович, лейтенант, инженер группы дистанционного управления. Родился в г. Севастополе в 1965 г. Предан земле.
42. ЮДИН Вячеслав Александрович, капитан 3-го ранга, командир дивизиона живучести. Родился в г. Грозном в 1953 г. Взят морем.