Хачатурян Валерия - История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века
3-е изд., испр. и доп. - М.:Дрофа, 1999. - 512с.
Первое пособие по истории мировых цивилизаций,созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершаетизучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностяхи направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этогообширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до концаXX века.
Пособие снабжено материалами источников длясеминарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.
Формат: doc / zip
Размер: 659 Кб
Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира 9
§ 1. От первобытности - к цивилизации 10
§ 2. Восточные государства-деспотии 15
§ 3. Право или бесправие? 22
§ 4. Пределы власти и пространство свободы 26
§ 5. От мифа к религиям спасения 33
Темы для семинарских занятий 40
Глава II Цивилизация Древней Греции 43
§ 1. Границы цивилизации 46
§ 2. Греческая община-полис 50
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития полиса 57
§ 4. Культура древнегреческого полиса 67
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма 74
Темы для семинарских занятий 79
Глава III Цивилизация Древнего Рима 85
§ 1. Истоки римской цивилизации 87
§ 2. Путь к республике 90
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика 99§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации? 108
Темы для семинарских занятий 120
Глава IV Западноевропейскаяцивилизация в средние века
§ 1. "Детство" Европы 128
Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы
Разные афоризмы
Жизнь прекрасна, когда творишь ее сам (Софи Марсо).
Название:
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 классы
Хачатурян В.М.
Год:
1999
Формат:
pdf
Страниц:
512
Размер:
2 мб
Язык:
русский
Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом. Рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в Федеральный перечень учебников.
Введение
Глава I. Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
§ 1. От первобытности - к цивилизации
§ 2. Восточные государства-деспотии
§ 3. Право или бесправие?
§ 4. Пределы власти и пространство свободы
§ 5. От мифа к религиям спасения
Темы для семинарских занятий
Глава II. Цивилизация Древней Греции
§ 1. Границы цивилизации
§ 2. Греческая община-полис
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития полиса
§ 4. Культура древнегреческого полиса
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма
Темы для семинарских занятий
Глава III. Цивилизация Древнего Рима
§ 1. Истоки римской цивилизации
§ 2. Путь к республике
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика
§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации?
Темы для семинарских занятий
Глава IV. Западноевропейская цивилизация в средние века
§ 1. «Детство» Европы
§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь
§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество
§ 4. Духовный мир средневековья
§ 5. Европа на пороге нового времени
§ 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма
§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация
Темы для семинарских занятий
Глава V. Византийская цивилизация
§ 1. Наследница Римской империи
§ 2. Особенности феодализма в Византии
§ 3. Империя ромеев
§ 4. Духовная жизнь Византии
§ 5. Закат Византии
Темы для семинарских занятий
Глава VI. Цивилизации Востока в средние века
§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация
§ 2. Цивилизация Японии
§ 3. Исламская цивилизация
§ 4. Индийская цивилизация
Темы для семинарских занятий
Глава VII. Российская цивилизация в средние века
§ 1. Пространство цивилизации
§ 2. Основы монархической власти
§ 3. Государство и социально-экономическое развитие России
§ 4. Культура России
§ 5. Христианство и народные верования
Темы для семинарских занятий
Глава VIII. Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII-XVIII века)
§ 1. Новое время
§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США
§ 3. Герои нового времени
§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять
§ 5. Цивилизации Востока и колониальная система
Темы для семинарских занятий
Глава IX. Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX - начало XX века)
§ 1. «Железный» век
§ 2. Страны «старого капитализма»
§ 3. Германский путь к модернизации
§ 4. Россия и модернизация
§ 5. США: путь к лидерству
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма
Темы для семинарских занятий
Глава Х. XX век: к постиндустриальной цивилизации
§ 1. Мировые войны
§ 2. Тоталитаризм
§ 3. Капитализм в XX веке
§ 4. Россия: на пути к построению социализма
§ 5. Пути развития стран «третьего мира»
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность?
Темы для семинарских занятий
В.М. ХАЧАТУРЯН
История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА
10-11 классы
для общеобразовательных учебных заведений
Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой
3-е издание, исправленное и дополненное
Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999
Методический аппарат пособия
подготовлен при участии
Г. М. Карпова
Хачатурян В. М.
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.: карт.
Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.
Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.
УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721
18ВК 5-7107-2643-5
«Дрофа», 1996
Введение
В последние 10-15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.
Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.
Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.
Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально- экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.
Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.
Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - оно восходит к античности.
Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской.
В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать парал лельно.
Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в
Купить книгу Комментарии
nick1408
AKidyarov писал(а):
Минуточку, Вы пишите "Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом."
А где эти материалы? В раздаче только пронумерованные мр3 файлы!
Либо напишите, что они не входят, либо добавьте.
В раздачу входят темы для семинарских занятий. Карт понятно дело нет.
Исправил.
Георгий**
Димоза писал(а):
А то!
Думайте в России идеологический пресс при капитализме слабей чем при "совке" ? Вот нифига. Мне вот интересно как описывать сейчас новейшую историю будут. Надо ведь как то обосновать для нового поколения, почему страна живёт так. Почему за одну и туже работу в провинции платят меньше чем в Мск. Как 110 человек за несколько лет смогли заработать столь что стали владельцами трети собственности в стране и т д
Не рассказывать же правду про залоговые аукционы и приватизацию..
Не исключено, что идеология в чём то будет даже сильнее продвигаться. Потому что повод для недовольства у людей объективный есть. И тем кто хочет сохранить свои капиталы и власть надо как то обеспечивать "стабильность"..
хотя и говорили изначально, что вся эта идеология -от комуняк. И поможете нам скинуть власть их -будет свобода
Не думаю я, что Маркс пророк и прав всегда и во всём. Но если выбирать провидца Гумилева вдалбливаемого народу или Маркса -я выберу однозначно второго.
Самому очень повезло. Я учился у преподавателей двух в Вузе. Один- марксист убеждённый. Другой- не менее убеждённый антикоммунист ратующий за Лосева, Бердяева,Шпенглера и тд На одни и те же факты я мог услышать диаметрально противоположные точки зрения и хорошенько обдумать и сравнить аргументацию.
Samoff Если Вы такой умный и Гумилева не признаёте, написали бы сами учебник истории. Языком впустую болтать и строить из себя умника большого ума (тавтология, увы) не надо.
Димоза писал(а):
547209543. откуда выкопали этих клоунов типа Шпенглера, Хантингтона и (простихоспади) Гумилева с его теорией пассионарности и ноосферой. Первого и последнего превозносят как великих провидцев. Про цивилизационный подход, на котором зиждется вся структура учебника (и про его сомнительный статус в современной мировой академической науке) , полагаю, вы сами можете почитать.
firstalf
Димоза писал(а):
1. это мало чем отличается от учебников советского образца.
Разумеется, разумеется...
читать надо только учебники, профинансированные фондом Сороса...
Говорят, что в приснопамятные 90-е Сорос выпустили "чудесный учебник" истории России.
если тезисно, то выглядело это так (по словам Дугина)
- многовековой кровавый кошмар
- большевицкий переворот
- гулаг
- Сахаров и Боннер - начало подлинной истории...
Дугин рассказывал, что некоторые учителя даже сжигали эти "учебники"
ckopn Спасибо. Все ясно.
Димоза писал(а):
54720954Ребята, это вот то, что сейчас преподают детям, да? послушал от и до. Могу ответственно заявить, следующее
1. это мало чем отличается от учебников советского образца. Разница лишь в том, что в наше время в учебниках по истории педалировалась тема "защиты прав угнетенных" и "классовая борьба", причем не важно какая это была эпоха, Египет -- борьба народных масс, Древний Рим, восстание под предводительством Спартака -- классовое неравенство, в общем детей приучали к тому, что в дальнейшем им будут впаривать Максизм-Ленинизм и "империалистическую угрозу".
Тут же, та же бабушка, вид сбоку. Только теперь тематический вектор сместился в другую сторону:
а) Православие и религиозность. Мир возвращается к религиозным истокам. Наука не дала то, что от нее ждали.
б) тирания и централизованная власть -- хорошо для государства и полезно для общества на определенном этапе развития.
в) Византия и Китай -- идеальные образчики для России и множество примеров исторических это подтверждают.
2. далее... учебник пестрит новоязом. Примеров тьма. Вот что первое приходит в голову. В древней Греции у них там "Люмпен-пролетариат" (в википедию хотя бы заглянули, или в толковый словарь, профессора, .лять). В средние века -- экономический кризис. (Понятие экономика появится где-то через лет 600 только). Постоянные эти телевизионные клише: "Непопулярные решения", "Вертикаль", "Сильное государство", "Влияние запада (на Византию в негативном ключе, как причине распада империи)" и т.п. и т.д...
3. откуда выкопали этих клоунов типа Шпенглера, Хантингтона и (простихоспади) Гумилева с его теорией пассионарности и ноосферой. Первого и последнего превозносят как великих провидцев. Про цивилизационный подход, на котором зиждется вся структура учебника (и про его сомнительный статус в современной мировой академической науке) , полагаю, вы сами можете почитать.
ПО моему мнению это все в совокупности чудовищных размеров пропагандистский инструмент. Ни одной нейтральной главы. Повсюду оценочные мнения и вопросы для учеников, которые должны к этим же мнениям подводить. Многое через призму новояза. Такие мои соображения.
В.М. ХАЧАТУРЯН
История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА
10-11 классы
Пособие
для общеобразовательных учебных заведений
Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой
3-е издание, исправленное и дополненное
Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999
Методический аппарат пособия
подготовлен при участии
Г. М. Карпова
Хачатурян В. М.
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.: карт.
Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.
Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.
УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721
18ВК 5-7107-2643-5
«Дрофа», 1996
Введение
В последние 10-15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.
Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.
Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.
Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.
Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.
Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - оно восходит к античности.
Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской.
В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.
Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в учебнике.
Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует помнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации - это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с границами государств. Однако бывают и «исключения». Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от других цивилизаций.
Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная
Локальный - в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.
структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.