Что показывает тарифный коэффициент. Пути совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении
1 . Тарифная ставка - это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника за выполнение трудовых обязанностей определенной квалификации за единицу времени.
Тарифные ставки устанавливаются на предприятиях в зависимости .
От сложности, интенсивности; условий труда и его значимости в виде фиксированных величин. Размер заработной платы работников определяет именно тарифная ставка (у рабочих-повременщиков - при определении размера оплаты за отработанное время; у рабочих-сдельщиков - при определении сдельных расценок).
Тарифная ставка первого разряда является исходной величиной формирования тарифной оплаты труда и представляет собой уровень минимальной оплаты наиболее простого труда. Она не может быть ниже МРОТ, установленного законодательно. Тарифные ставки второго и последующих разрядов рассчитываются путем умножения тарифной ставки I разряда на соответствующий тарифный коэффициент-
2. Различают три вида тарифных ставок в зависимости от едини цы времени :
часовые тарифные ставки - используются на работах, по которым установлены нормы времени;
дневные тарифные ставки - применяются на работах, нормирование которых проводится по нормам выработки;
месячные тарифные ставки или оклады - применяются для рабочих-повременщиков, обслуживающих основное производство. Особое значение в организации заработной платы имеют часовые тарифные. ставки, так как в соответствии с ТК РФ установление некоторых доплат к основной заработной плате производится на их основе (доплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время и др.).
3. Факторы, влияющие на размер тарифных ставок : \ финансовое состояние предприятия;
Эффективность коллективно-договорного регулирования оплаты труда на федеральном, областном, отраслевом, местном уровнях;
условия труда, отражающие влияние совокупности факторов производственной среды на работоспособность человека. Повышенная оплата труда в тяжелых, вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях устанавливается путем увеличения тарифных ставок и через введение доплат к тарифной заработной плате;
интенсивность труда. На многих предприятиях практикуется установление дифференциации в заработной плате в зависимости от формы оплаты труда (тарифные ставки рабочих-сдельщиков выше ставок рабочих-повременщиков).
Вопрос 49. Тарифные сетки
Понятие тарифной сетки
Параметры тарифных сеток
Виды и принципы построения тарифных сеток
1 . Тарифная сетка - это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные сетки являются неотъемлемой частью организации заработной платы на предприятии.
Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов выше ставки первого разряда, при этом тарифный коэффициент первого разряда всегда равен единице.
Тарифные разряды характеризуют тот или иной уровень сложно сти труда или квалификации работников. Первый разряд присваивается рабочим, имеющим низший уровень квалификации, выполняющим наиболее простые работы. Последним разрядом тарифицируются работники высшего уровня квалификации, выполняющие наиболее сложные работы.
2. Парамет рами тарифных сеток являются :
количество тарифных разрядов;
тарифные коэффициенты;
диапазон тарифной сетки, т. е. соотношение тарифных коэффициентов первого и последнего разрядов сетки;
абсолютное возрастание тарифных коэффициентов - показывает разницу между тарифными коэффициентами смежных разрядов сетки;
относительное возрастание тарифных коэффициентов - отражает, на сколько процентов увеличивается заработная плата работника при переходе от разряда к разряду.
3. В действующей практике тарификации для большинства работ и профессий рабочих применяется шестиразрядный диапазон (легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и др.). Рабочие, занятые в добыче нефти и газа, в прокатном и трубном производствах черной металлургии, на ремонте оборудования электростанций и сетей, тарифицируются исходя из семи разрядов. Наименьший по удельному весу контингент рабочих занят в производствах, для которых характерна самая высокая сложность труда, соответствующая восьмому разряду (слесарно-сборочные, сварочные работы, производство изделий народных художественных промыслов, доменное и сталеплавильное производства и др.).
Пример шестиразрядной сетки представлен в табл. 5.
Таблица 5
Шестиразрядная тарифная сетка
Тарифные разряды | ||||||
Тарифные коэффициенты |
В зависимости от характера изменения тарифных коэффиииен тов от разряда к разряду различают несколько видов тарифных сеток.
тарифные сетки с равномерным нарастанием тарифных коэффициентов;
тарифные сетки с возрастающей прогрессией тарифных коэффициентов;
тарифные сетки с убывающей прогрессией тарифных коэффициентов;
Тарифные сетки со смешанным характером их изменения (сочетание равномерности с прогрессией либо регрессией и т. п.).
Построение тарифных сеток на предприятиях должно осуществ ляться исходя из следующих принципов :
тарифные сетки с увеличенным диапазоном и с возрастающей прогрессией тарифных коэффициентов, как правило, усиливают заинтересованность рабочих в повышении квалификации, выполнении сложных и ответственных работ - устанавливаются для высших разрядов;
характер построения сетки обусловлен профессионально-квалификационным балансом кадров предприятия. Например, при устойчивом дефиците высококвалифицированных рабочих их материальное стимулирование обеспечивается усилением прогрессии тарифных коэффициентов высших разрядов тарифной сетки. Нехватка малоквалифицированных рабочих и их высокая текучесть могут в определенной мере сдерживаться посред
ством увеличения прогрессии тарифных коэффициентов начальных разрядов сетки;
Выбор параметров тарифной сетки во многом определяется финансовыми возможностями предприятия. Так, нарастающая прогрессия тарифных коэффициентов в тарифной сетке является более экономичной, чем равномерное их изменение.
Тарифная система – это один из способов расчета оплаты труда сотрудников на предприятии. Она строится на основе правил, разрабатываемых или государственными органами, или внутри организации.
Расчеты, основанные на данных принципах, должны вкладываться в государственные нормы, в частности, в правила о . Если приняты отраслевые нормы, касающиеся тарифной сетки, они должны соблюдаться всеми без исключения. Тарифы могут утверждаться и .
Что она собой представляет?
Тарифная сетка — это совокупность квалификационных разрядов и коэффициентов, которыми и определяется оплата труда . Данная форма оплаты рассчитана на то, чтобы учитывать характер труда (), интенсивность, погодные условия, в которых работают сотрудники, их профессиональный уровень.
Сетки формируются на основе:
- Интенсивности труда.
- Вредности (нормальные, тяжелые, опасные условия труда).
- Длительности отработанного времени на предприятии или на должности.
- Отраслевой принцип формирования системы оплаты труда (в разных видах промышленности действуют свои разряды).
В основу тарифной сетки закладывается часовая оплата труда. Некоторым рабочим или служащим начисление производится исходя из выработанного объема, например, на различных производствах. Плановый объем потом разбивают на количество часов в смене или рабочем дне. Таким образом происходит вычисление часовой нормы работника независимо от рода его деятельности.
На предприятии могут назначать ставки вне категорий или повышенные оклады.
Тарифная сетка содержит определенное количество диапазонов — в среднем, применяется 6-разрядная сетка. Если есть потребность, создается система с большим количеством разрядов, обычно это связано со сложностью производства. Вторая составляющая системы — коэффициент. Зная их, можно рассчитать, сколько будет получать сотрудник.
Отличия данной системы от системы грейдов разобраны на следующем видео:
Как она используется в организациях?
Основные правила заложены трудовым законодательством в ст. 143-145 ТК РФ. По общему правилу оплата труда строится на основании тарифно-квалификационных справочников . Государственные нормативы являются основой, однако могут устанавливаться иные правила за исключением случаев, когда закон запрещает отклонения.
Изменения не могут приводить к уменьшению защищенности людей на рабочем месте. Например, это касается минимальной зарплаты.
Система оплаты устанавливается приказом руководства. Работодатель и работники вправе заключить коллективный договор и все нюансы тарификации решить в нем.
В основном, на предприятиях частного сектора стараются придерживаться государственных норм. Причина проста: если возникнут проблемы, работодателя могут попытаться обвинить в том, что тарифная сетка не соответствует законодательству, в частности, такие претензии выдвигает налоговая служба. К тому же есть отработанная практика применения данных норм. Это защитит от множества сложностей в отношениях с контролирующими органами.
Единая тарифная сетка у бюджетников
В отличие от частных предприятий, государственные учреждения и организации обязаны руководствоваться в полной мере правительственными нормативами в сфере оплаты труда .
Особенность тарифной системы оплаты в государственных и муниципальных структурах заключается в наличии базовых окладов. Это некий аналог МРОТа. К базовому окладу прибавляются разного рода надбавки, которые могут сниматься в наказание. Кроме того, чем больше человек отработает в государственной структуре, тем больше у него надбавок или растет коэффициент начисления (так называемые надбавки за выслугу лет).
Если принимать во внимание изменения почти 10-летней давности (2007 год), формально единая тарифная сетка отменена.
На деле продолжает действовать система отраслевой оплаты труда . По каждой отрасли есть свои базовые оклады и коэффициенты. Например, медицинские сотрудники получают зарплату с учетом базового оклада.
Фактически продолжает действовать старая система в измененном состоянии, также поменялось и название системы оплаты труда. Формально ЕТС продолжает распространяться на некоторые категории федеральной государственной службы.
Система регулирования оплаты труда
Правительство разработало ряд актов, касающихся траты фонда заработной платы. В частности, правила и основания производства стимулирующих выплат. Постепенно вводятся государственные профессиональные стандарты, на основании которых оценивается эффективность деятельности того или иного чиновника или труженика рабочей специальности.
Проблема новой системы в том, что руководство имеет склонность злоупотреблять расходованием средств не на нужды, предписанные законом. Кроме того, сохраняется узаконенный разрыв в зарплате между руководителями и рядовыми сотрудниками.
Некоторые специалисты считают, что Постановление 2007 года не окончательное, и будут дальнейшие серьезные шаги по изменению действующих правил.
Современная классификация
Классифицировать тарифные сетки можно по нескольким основаниям:
- отраслевые;
- в государственных (муниципальных) и частных предприятиях;
- деление внутри системы государственных учреждений.
Например, отдельная система оплаты у медицинского персонала и работников военных организаций. В частности, медикам зарплата начисляется согласно полученным категориям, с учетом базового оклада и минимальной зарплаты.
Тарифы могут быть основаны:
- на централизованном акте (решение органа государственной власти или администрации предприятия);
- на договорной основе (коллективный договор).
Кроме того, если строго учитывать изменения в законодательстве, на государственной службе почти не применяется тарифная система оплаты труда в прежнем виде, хотя принцип, положенный в её основу, продолжает использоваться.
Отдельной категорией выступают отраслевые соглашения. Их суть в том, что работодатели и представители профсоюзов одной отрасли достигают договоренности о правилах оплаты труда. Соглашение не может снижать уровень зарплаты ниже государственного минимума. Обычно такие принципы применяются в промышленности, ключевых отраслях экономики. Ограничений на заключение межотраслевых соглашений законом не предусмотрено.
Тарифная сетка представляет собой таблицу с соотношением разрядов и ставок заработной платы . Данную систему применяют в коммерческих, государственных и бюджетных организациях. С ее помощью дифференцируют ставки и оклады, используя тарифные коэффициенты.
Определение, значение, разновидности
Тарифная сетка основывается на сравнении сложности рабочих целей разных категорий и групп сотрудников, их обязанностей, образования и других обстоятельств. Совместно данные обстоятельства полностью обеспечивают свойство оценки деятельности персонала и определяют реальность использования общих позиций дифференциации оплаты их деятельности.
Таким образом видно, что тарифная сетка наглядно показывает, как зарплата работников зависит от их разрядов . Ее в процессе корректировки можно растягивать и сжимать. Данная таблица расценок бывает:
- Равномерной , с одинаковой межокладной разницей между коэффициентами.
- Возрастающей или прогрессивной , при которой межразрядная разница равномерно увеличивается.
- Затухающей или регрессивной , когда разница уменьшается.
- Возрастающе-затухающей , при которой разница сначала увеличивается, а потом спадает.
Тарифный коэффициент состоит из мотивационного и воспроизводящего элементов. Он указывает на то, во сколько раз основная зарплата по конкретной квалификации выше заработка первого разряда.
Тарификационная таблица по зарплате с наименьшим количеством разрядов и маленьким диапазоном коэффициентов не в состоянии объективно оценить вклад и потенциал персонала.
Из-за этого она отрицательно действует на стимулирование деятельности и плохо обеспечивает сотрудников нормальными отношениями внутри коллектива. Вот почему так важно уметь грамотно и верно составлять тарифные сетки по формированию трудовой оплаты.
Нормальная тарифная сетка должна состоять из достаточного количества квалификационных групп с диапазоном, не меньшим, чем 1 к 10 . Приемлемыми диапазонами считаются 1:15 и выше с числом разрядов, приближающимся к 20.
Классификация простых рабочих и работников руководящего звена
В учреждениях с тарифной сеткой для сотрудников используются должностные оклады . Для их дифференциации существуют следующие квалификации рабочих, которые более подробно расписаны в едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС):
- специалист (начальная стадия);
- специалист третьей категории;
- специалист второй категории;
- специалист первой категории;
- ведущий специалист.
Молодые специалисты после университета без опыта или рабочие, имеющие средне-специальное образование и опыт, относятся к начальной стадии квалификации. Работники с определенным стажем и выполняющие среднесложную деятельность, имеют вторую или третью категорию. Первую же категорию присваивают специалистам с пятилетним стажем, которые выполняют максимально сложные работы.
Тарифно-квалификационный справочник освещает характеристики главных разновидностей деятельности, их сложность и соответствие тарифным разрядам, а также стандарты и примеры определенных работ.
Справочник содержит разделы, описывающие сферы конкретных работ. Характеристика разновидностей деятельности поделена на рабочую характеристику и раздел под названием «должен знать».
Административно-управленческое звено состоит из:
- руководителей учреждений;
- руководителей подразделений и служб;
- заместителей вышеперечисленных;
- специалистов, выполняющих экономические и инженерно-технические работы;
- специалистов лесовосстановительных, рыбоводных, зоотехнических, сельскохозяйственных отраслей;
- специалистов по искусству и культуре, науке, народному образованию, медицинскому обслуживанию;
- специалистов в международных связях;
- специалистов-юристов;
- техисполнитетелей, выполняющих контроль и учет;
- техисполнитетелей по подготовке и оформлению документов;
- техисполнитетелей по хозяйственному обслуживанию.
Но есть еще и более новая редакция классификации руководящих работников, которая их делит на заведующих, мастеров, начальников, главных специалистов и, собственно, самого руководителя организации.
К категории технических исполнителей теперь принадлежат статистики, стенографисты и секретари, инкассаторы, грузовые экспедиторы, машинистки, кассиры, чертежники, счетоводы, делопроизводители, агенты, учетчики, табельщики, нарядчики, копировщики и дежурные.
Каждая должность содержит такие квалификационные характеристики , как:
- служебные обязательства , где перечислены главные рабочие функции;
- должен знать – здесь раскрыты требования к специальным знаниям, нормативам и стандартам;
- предписания к квалификации , куда включены требования к рабочему стажу и профподготовке.
Более исчерпывающая информация по руководящим должностям находится в едином квалификационном справочнике (ЕКС) .
Алгоритм присвоения нового разряда
Порядок повышения разряда в организациях следующий :
- Сотрудник после разрешения руководства составляет заявление и обосновывает свое решение. После чего на этом документе проставляется виза советом бригады производства.
- Далее собирается комиссия из рабочих с высшей квалификацией, мастеров, специалистов, административных и профсоюзных представителей предприятия.
- Проводится контроль знаний сотрудника, желающего получить повышение, в основе которого стоит тарифно-квалификационный справочник.
- По результатам проверки разряд повышают и подтверждают это приказом и протоколом. Также обязательно в трудовую книжку работника заносится соответствующая запись.
Как рассчитать
Расценку труда работников производят по уже составленной тарифной сетке. Так, берут оклад первого разряда, который должен быть равен или больше МРОТ, и умножают его на коэффициент необходимого разряда.
Следует учитывать и регионные коэффициенты, которые разнятся в зависимости от положения предприятия на географической карте. Так, в европейской России этот краевой показатель равен 1, на Урале – от 1,15 до 1,4, на Дальнем Востоке – 1,4-1,6, на Севере – 1,6-1,8, а на Крайнем Севере – 1,8-2.
Преимущества и недостатки
Тарифная система начисления зарплаты мотивирует работников на постоянное повышение своей квалификации, учитывает ответственность и сложность их деятельности, снабжает любое предприятие кадрами и побуждает их к профессиональному росту.
Но есть у тарифной системы и минусы , к которым относятся слабые оценка качества деятельности и ориентация на достойные рабочие условия. На практике эти недостатки устраняют тем, что разрабатывают и внедряют доплаты и надбавки.
Использование в организациях в 2018 году
По нормам Трудового кодекса РФ руководитель предприятия расписывает тарифную сетку для начисления зарплаты своим подчиненным. Все должности в организации имеют свои разряды, начиная с наименее квалифицированного, первого. Для следующих за ним разрядов устанавливают тарифные коэффициенты, чтобы, наконец, сформировать саму тарифную сетку.
Для создания тарификационных таблиц руководители могут воспользоваться их образцами из отраслевых соглашений. Эти документы составлялись профильными объединениями управленческого звена и согласовывались соответствующими профсоюзами. МРОТ на 2018 составляет 9489 рублей . Таким же должен быть оклад работника первого разряда.
Актуальные коэффициенты для разрядов сотрудников на 2018 год:
Особенности для бюджетных организаций, МВД, ИП и др.
Бюджетные учреждения для подсчета зарплаты своим работникам применяют единую тарифную сетку (ЕТС) . Эта поразрядная шкала состоит из 18 квалификаций . Восемь из них относятся к тарификации обыкновенных работников, следующие четыре – к расцениванию высококвалифицированных. Состав же руководителей, специалистов и служащих тарифицируется со 2 по 18 разряд.
Ставку и оклад в бюджетной сфере теперь устанавливает руководитель организации, учитывая сложность исполняемой деятельности и квалификационный уровень сотрудника. А зарплаты обыкновенных рабочих взаимосвязаны с заработками руководства. При этом фонд оплаты труда распределяется верно между всеми сотрудниками.
Заработная плата бюджетников должна состоять из оклада, стажевых, ранговых или классификационных надбавок, премий и компенсаций . Тарифная сетка закрепляется коллективным договором, положением о зарплате и премировании и другими соглашениями. Сотрудники организации могут легко узнать все о своей зарплате именно из этих документов и штатного расписания.
ИП составляет таблицу тарификации своих работников сам. Он не должен строго действовать установленным нормам от государства и может назначать столько разрядов, сколько ему необходимо. При этом реально оценивается рабочая специфика компании и выдвигаются оправданные требования к деятельности сотрудников.
Разрабатывая действующую тарифную систему, руководителю фирмы придется не только составить тарифную сетку, но еще и зафиксировать тарификационные правила. Важно, чтобы зарплаты работников не были меньшими, чем актуальный МРОТ.
При тарификации не должно происходить дискриминации по отношению к подчиненным. Начальник фирмы имеет право устанавливать оклады своим работникам по своему желанию. Сотрудникам, занятым подобной деятельностью, необходимо начислять одинаковый коэффициент.
Тарифная сетка разрабатывается следующим образом :
- вначале определяют все должности и специальности по отделам компании;
- затем функции делят на разряды;
- устанавливают квалификационные коэффициенты;
- закрепляют получившуюся систему локальным нормативным актом.
Заработки фирмы обосновываются указанием в штатном расписании надбавок и размеров окладов.
Для оплаты труда сотрудников МВД тоже применяется единая тарифная сетка, утвержденная госорганами, но каждому званию еще доплачиваются свои компенсации и надбавки в определенном процентном соотношении. Кроме того, муниципальные органы намерены ежегодно поднимать зарплаты категориям таких служащих на конкретное количество процентов. На данный момент это 4%.
С тарифной сеткой оценочные критерии работ становятся прозрачными, а зарплата увеличивается по мере повышения как должности, так и квалификации. Если администратор правильно создаст благополучные условия на своем предприятии, то оно постоянно будет достигать всех поставленных целей и планов.
Различия между тарифной сеткой и системой грейдов представлены в данном семинаре.
В основе концепции оплаты труда лежит тарифная сетка. Тарифная система необходима для формирования размеров зарплаты и используется для распределения работ по сложности, а работников - согласно их квалификации. Она состоит из тарифных сеток, ставок, квалификационных характеристик и схем окладов согласно должностям.
Работника, имеющего первый разряд, должна быть выше величины минимальной зарплаты, установленной законодательством. Тарифная сетка - это система, позволяющая дифференцировать оплату труда в зависимости от того, насколько сложные выполняются работы, и какая квалификация у работников.
Работодатель совместно с контролирующим органом или представителем присваивает работникам определенные разряды на основании тарифно-квалификационного справочника. Также они определяют, к какому тарифному разряду относится конкретный тип работ. Тарифная сетка включает в себя квалификационные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты, которые определяют величину ставок.
Алгоритм присвоения нового разряда
Работник имеет право претендовать на повышение квалификационного разряда в том случае, если уровень его знаний соответствует заявленным требованиям, а обязанности он выполняет добросовестно и ответственно. Повысить разряд могут и те работники, которые на протяжении трех месяцев успешно выполняли работы более высокого разряда и сдали экзамен. За нарушения обязанностей, которые повлекли за собой сбой в производстве или наличие брака, квалификационный разряд может быть снижен. Восстановить его работник сможет в общеустановленном порядке не раньше, чем через три месяца.
Повышение разряда имеет общий порядок на всех предприятиях:
- Работник с разрешения непосредственного руководителя должен написать заявление и обосновать свое мнение. Совет производственной бригады ставит на нем визу.
- Следующий шаг - сбор комиссии. В нее входят представители администрации фирмы и профсоюзной организации, специалисты, мастера и рабочие с высшей категорией.
- Проверка знаний работника, претендующего на повышение, осуществляется на основании тарифно-квалификационного справочника.
- После экзамена присваивается разряд, что подтверждается протоколом комиссии и приказом по предприятию. В обязательном порядке делается запись в трудовую книжку.
Тарифно-квалифицированный справочник имеет по каждой профессии три группы:
- «Характеристика работы». Здесь указывается сложность работ, условия производства, технологический уровень и необходимая степень самостоятельности при выполнении трудовых обязанностей.
- «Должен знать». В этом разделе присутствует перечень необходимых знаний, умений и навыков.
- «Примеры работ». В качестве наглядного пособия могут быть указаны типичные задания и работы для конкретного разряда.
Назначение тарифной сетки
Тарифная система - это нормы, которые обеспечивают дифференцированную оплату и требования могут быть установлены как централизованно, так и в локальном порядке.
Тарифная сетка характеризуется следующими показателями:
- Соотношением тарифных коэффициентов, которые присвоены крайним разрядам.
- Количеством разрядов.
- Характером увеличения коэффициентов.
Тарифный коэффициент является показателем относительного уровня оплаты. Его величина может меняться от разряда к разряду.
Виды тарифных сеток
Тарифные сетки различаются в зависимости от характера возрастания коэффициентов:
- Равномерные.
- Регрессивные.
- Прогрессивные.
- Комбинированные.
Единые тарифные сетки
Чаще всего на предприятиях применяется сетка из шести разрядов. Самые простые требования и обязанности соответствуют первому разряду и низшей заработной плате. Шестой разряд требует высокой квалификации и компетентности работника.
Тарифные сетки используются не только для установления зарплаты для рабочих специальностей, но и для других сфер, например, бюджетной. Единая тарифная сетка включает в себя 18 рангов. Коэффициент первого ранга составляет 4,5.
В одной организации может действовать несколько тарифных сеток: для нормальных рабочих условий и тяжелых. Сетка определяет те правила, по которым осуществляется оплата труда в пределах конкретной квалификационной группы.
Значение тарифной сетки
Тарифная сетка, значение которой сложно переоценить как в социальной, так и в экономической сфере, широко применятся на многих предприятиях. Она позволяет соблюсти единство меры труда и оплаты, реализовать принцип дифференцированной заработной платы и позволить платить людям оплату в зависимости от качества труда.
Тарифная сетка играет мотивационную роль для работников: чем выше квалификация, тем больше размер зарплаты.
Типы тарифных ставок
Тарифная ставка различается по типам:
- Месячные.
- Дневные.
- Часовые.
Они лежат в основе определения размера зарплаты труда для работников-повременщиков или сдельщиков. Он устанавливается с учетом минимальной оплаты на предприятии, квалификации и различных разрывов в оплате. Тарифная ставка позволяет осуществить межотраслевое и внутриотраслевое дифференцирование заработной платы. Работники отрасли, которые обслуживают современное и высокопроизводительное оборудование, имеют повышенную заработную плату. Межотраслевое регулирование происходит следующим образом: в более востребованных и ведущих сферах устанавливается высокая тарифная ставка.
Чтобы установить тарифные ставки на предприятии, необходимо оценить сложность труда, условия работы, значимость деятельности и требуемую квалификацию работников.
Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Изучим этот вопрос подробнее.
В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников.
Кто такие госслужащие и бюджетники
Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).
Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:
- школ;
- детских садов;
- средних и высших учебных заведений;
- медицинских учреждений;
- библиотек, музеев и других культурных учреждений;
- научных институтов.
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Оклады бюджетников в 2019 году, таблица:
Область/Республика |
Здравоохранение |
Образование |
Социальная служба |
Библиотеки, архивы, |
Научные |
Белгородская |
|||||
Брянская |
|||||
Владимирская |
|||||
Воронежская |
|||||
Ивановская |
|||||
Калужская |
|||||
Костромская |
|||||
Липецкая |
|||||
Московская |
|||||
Орловская |
|||||
Рязанская |
|||||
Смоленская |
|||||
Тамбовская |
|||||
Тверская |
|||||
Тульская |
|||||
Ярославская |
|||||
Москва | |||||
Архангельская |
|||||
Ненецкий автономный округ |
|||||
Архангельская область |
|||||
Вологодская |
|||||
Калининградская |
|||||
Ленинградская |
|||||
Мурманская |
|||||
Новгородская |
|||||
Псковская |
|||||
Санкт-Петербург |
|||||
Калмыкия |
|||||
Астраханская |
|||||
Волгоградская |
|||||
Ростовская |
|||||
Севастополь |
|||||
Дагестан |
|||||
Ингушетия |
|||||
Кабардино-Балкарская |
|||||
Карачаево-Черкесская |
|||||
Северная Осетия-Алания |
|||||
Чеченская |
|||||
Башкортостан |
|||||
Мордовия |
|||||
Татарстан |
|||||
Удмуртская |
|||||
Кировская |
|||||
Нижегородская |
|||||
Оренбургская |
|||||
Пензенская |
|||||
Самарская |
|||||
Саратовская |
|||||
Ульяновская |
|||||
Курганская |
|||||
Свердловская |
|||||
Тюменская |
|||||
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
|||||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|||||
Тюменская область |
|||||
Челябинская область |
|||||
Республика Алтай |
|||||
Иркутская |
|||||
Кемеровская |
|||||
Новосибирская |
|||||
Саха (Якутия) |
|||||
Камчатский край |
|||||
Приморский край |
|||||
Хабаровский край |
|||||
Амурская |
|||||
Магаданская |
|||||
Сахалинская |
|||||
Еврейская автономная область |
|||||
Чукотский автономный округ |
Зарплата бюджетников в 2019 году
Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.
Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:
Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» , запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» | Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов» |
Педагоги детских садов и общего образования Педагоги дополнительного образования Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования Преподаватели вузов Средний и младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей |
Специалисты по кадрам Специалисты по комплексной реабилитации Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений. Социальные психологи Бухгалтеры и экономисты Инженеры Программисты Следователи Пожарные Судьи, прокуроры Военнослужащие и приравненные к ним |
Повышение окладов с 1 сентября 2019 — на 6,0 %, в 2020 — на 5,4 %, в 2021 — на 6,6 % |
Повышение окладов с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %, 1 октября 2020 — на 3,8 %, 1 октября 2021 — на 4 % |
Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019
Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.
Региональные решения о повышении окладов бюджетникам
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.
В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.