10 социально экономическая и валютная политика ес. Экономическая, валютная и социальная политика европейского сообщества. Вопросы, выносимые на обсуждение
Для успешного развития западноевропейской интеграции вглубь и вширь было необходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран – членов ЕС интеграционную политику по основным направлениям хозяйственного взаимодействия в таких сферах, как сельское хозяйство, промышленность, наука, торговая и внешнеэкономическая деятельность, финансы и кредитно-валютные отношения, регулирование конкуренции между западноевропейскими и транснациональными компаниями, регулирование хозяйственных отношений между различными регионами стран ЕС, координация гуманитарной помощи и т.д.
Аграрная политика
Сельское хозяйство – одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладающая часть всех постановлений и директив касается сельскохозяйственных вопросов, на этот сектор прямо или косвенно направляется две трети бюджета ЕС. Аграрная политика базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран ЕС. Эта система включает три вида цен:
- 1) лимитированную, или предельную цену. Эта та цена, которую должны получить производители сельхозпродуктов и которая устанавливается на каждый год Советом министров ЕС;
- 2) интервенционную импортную цену. Это та цена, по которой органы ЕС обязаны покупать продукты у производителей в ограниченном, а в отдельных случаях и неограниченном количестве;
- 3) лимитированную импортную цену. Это минимальная цена, по которой сельскохозяйственные продукты могут быть импортированы в страны ЕС. Во избежание наводнения аграрного рынка в странах ЕС дешевыми импортными продуктами сельскохозяйственного производства из третьих стран эта система цен специальными наценками – ввозными пошлинами – искусственно удорожает импортную продукцию, доводит ее стоимость до уровня лимитированной цены на конкретный товар. В свою очередь, эти наценки переводятся в бюджет ЕС и составляют немалую его часть.
Таким образом. Европейский союз, субсидируя и защищая свое менее рентабельное хозяйство, порождает острые конфликты с производителями сельскохозяйственной продукции в других странах Европы, не входящих в ЕС .
Валютная политика
Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие, как облегчение взаиморасчетов между странами-участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.
Для успешного функционирования экономического и валютного союза ЕС крайне важно, чтобы его государства- члены достигли высокой степени устойчивой конвергенции в виде наличия во всех их экономиках низкого уровня инфляции, здоровых государственных финансов, а также стабильности курсов их валют. С этой целью от стран, заинтересованных в переходе к новой валюте, было затребовано их соответствие "критериям конвергенции", сформулированным в Маастрихтском договоре и приложенном к нему Протоколе № 6. Такими "критериями конвергенции" определены:
- 1) достижения высокой степени стабильности цен, измеряемой по уровню инфляции за последние 12 месяцев, который не должен отличаться выше чем на 1,5 процентного пункта от среднего уровня такого показателя по крайней мере по трем странам ЕС, добившимся наибольшей стабильности цен;
- 2) устойчивость финансового положения правительства, которая считается достигнутой при государственном бюджете, свободном от чрезмерного дефицита; конкретно этот дефицит, при нормальных условиях, не должен превышать 3% ВВП при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60%. При этом, однако, Договор позволяет допускать в оценках искомого соответствия и определенную гибкость, принимая во внимание уже достигнутую динамику сокращения разбалансирования бюджета и (или) наличие исключительных и временных факторов, вызывавших такое разбалансирование;
- 3) соблюдение установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов (МВК) Европейской валютной системы, по крайней мере, в течение двух лет и без наличия напряженностей в таком соблюдении; в частности, страны-участницы в этот период не должны девальвировать, по своей инициативе, курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства-члена ЕС;
- 4) динамика "сближения", достигнутого страной-участницей в рамках ЕС и ее участия в МВК, отраженные в уровнях ее долгосрочных процентных ставок, измеряемых по уровню этих ставок за последние 12 месяцев, который не должен быть выше, чем на 2 процентных пункта от среднего уровня этого показателя, по крайней мере, по трем странам ЕС, добившимся наибольшей стабильности цен
Причины развития процессов валютной интеграции в ЕЭС неотделимы от структурных изменений в мировой капиталистической системе хозяйства и эволюции ее валютных систем с начала 70-х годов.
В 50-х и начале 60-х годов Бреттонвудская валютная система была относительно стабильна, так как ее механизм соответствовал структуре мирового капиталистического хозяйства и расстановке сил на международной арене. В 50-е годы экономическое могущество США поставило все другие капиталистические государства в полную экономическую и финансовую зависимость.
Однако изменение соотношения сил в капиталистическом мире в пользу стран Западной Европы и Японии, рост их экономической мощи привели к выступлениям против валютной гегемонии США, которые злоупотребляли статусом доллара как резервной валюты, поощряя внешнеэкономическую экспансию американских монополий. На сегодняшний день ЕС насчитывает 15 стран-участниц с суммарным населением в 370 миллионов человек и ВНП составляет 6 миллиардов ЭКЮ, что на 10 % выше аналогичного показателя США и на 64% Японии.
Непосредственный толчок планам создания ЕВС дали Ямайские соглашения о реформе международной валютной системы (1976-1978 гг.), основные принципы которой не отвечали интересам западноевропейских стран:
Страны ЕЭС не были удовлетворены функционированием системы СДР и ее тесной связью с американским долларом;
Страны ЕЭС были недовольны введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов ЕЭС.
С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская Валютная Система в составе 8 стран "Общего ранка"(Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания).
Механизм работы ЕВС
Механизм ЕВС образуют три элемента: европейская валютная единица - ЭКЮ; режим совместного колебания валютных курсов - "суперзмея", Европейский фонд валютного сотрудничества.
ЭКЮ - составная валюта, ее поддерживает корзина национальных валют стран Сообщества, причем доля каждого участника зависти от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле. Квоты выглядят следующим образом:
32,7 % Немецкая марка
20,8 % Французский франк
11,2 % Английский фунт
10,2 % Голландский гульден
7,2 % Итальянская лира
8,7 % Бельгийский и люксембурский франк
4,2 % Испанская песета
2,7 % Датская крона
1,1 % Ирландский фунт
0,7 % Португальское эскудо
0,5 % Греческая драхма
Ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за пределы его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный " механизм призван заранее предупреждать страны о приближающимся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.
Действующий механизм обменных курсов стран ЕС ограничивает изменения валют в пределах 2,25 процента одна относительно другой и в диапазоне не более 15 процентов.
Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валютных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, а банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, что вынуждает прибегать к ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой.
Введение механизма поддержания валютных курсов и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:
1. Система кредитов типа "своп" между центральными банками, чьи курсы валют достигли допустимых пределов.
2. Фонд краткосрочного кредитования (14 млрд. ЭКЮ в 1985 году). Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита на срок от 3-х до 6-ти месяцев с правом продления до 9 месяцев.
3. Фонд предоставления среднесрочных кредитов на срок от 2 до 5 лет (в размере 11 млрд. ЭКЮ в 1985 году).
Краткосрочное кредитование проводилось центральным банком без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставлялись при условии проведения экономической политики, одобренной Советом Министров ЕЭС на уровне министров финансов.
Позднее, фонды краткосрочного и среднесрочного кредитования были преобразованы в Европейский Валютный Фонд, который заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 году в период первой попытки сообщества достичь экономического и валютного союза.
В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ станет:
1. основой для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы;
2. основой для определения показателя отклонений курса какой-либо из денежных единиц, входящих в эту систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС;
3. средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов;
4. средством расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС;
5. реальным резервным активом.
В рамках ЕВС роль золота как резервного актива значительно повысилась: оно используется в качестве частичного обеспечения ЭКЮ, создан крупный межгосударственный фонд золота. Страны ЕЭС обладают примерно 40% мировых золотых запасов.
Нынешний механизм эмиссии ЭКЮ, обладающий определенной гибкостью, не позволяет, однако, превратить ЭКЮ в реальное платежное и резервное средство. Главный его недостаток заключается в том, что основные факторы, воздействующие на объем эмиссии - цена на золото, курс доллара - не поддаются регулированию, что приводит к бесконтрольным колебаниям эмиссии в отрыве от реальной потребности в ЭКЮ, так как эмиссия ЭКЮ обеспечивается на 50% национальными валютами стран ЕЭС, а на 50% 1/5 частью золотодолларовых резервов стран ЕЭС.
Нерешенным остается и вопрос о распределении ЭКЮ. Пока страны-члены получают ЭКЮ пропорционально их золотодолларовым резервам. Однако в рамках ЕВС стоит задача сглаживания региональных диспропорций и оказания помощи наименее развитым странам сообщества. В решение этой проблемы могло бы внести вклад распределение ЭКЮ на основе показателя национального дохода на душу населения. На практике это означает, что "богатые" страны должны безвозмездно передавать менее развитым странам часть своих денежных накоплений.
Планы создания Европейского валютного союза
Новый этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного и экономического союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.
План "Делора" предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.
На основе "плана Делора" к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.
Первый этап фактически начался в июле 1990 года одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита.
Второй начался с января 1994 года созданием Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне в составе управляющих центральными банками стран-членов. Целью создания Европейского валютного института была подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот ЭКЮ.
Европейский совет, проходивший в декабре 1995 года в Мадриде, подтвердил решение о введении единой европейской валюты с 1 января 1999 года, что станет третьим заключительным этапом. Участники совета решили отказаться от названия "ЭКЮ", приняв вместо него евро. По замыслам совета евро станет не параллельной, наднациональной валютой каковой является ЭКЮ, а именно единой, общей для всех членов Евросоюза валютой, которая окончательно заменит марки, фунты, франки...
Для введения единой европейской валюты страны Европейского союза должны удовлетворять следующим критериям:
1. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.
2. Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.
3. Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.
4. На протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.
5. Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.
Условия действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на единую валюту бесполезно, ибо попросту начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.
Выбор среди стран ЕС тех, кто станет членом Европейского валютного союза, должен быть сделан в начале 1998 года на основе экономических показателей нынешнего года. По предварительным оценкам страны, удовлетворяющие квалификационным требованиям, составляют половину от общего числа стран ЕС. Это - Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Австрия, Ирландия и, возможно, Финляндия.
Технический переход предусмотрен в три этапа. На первом, с 1 января 1999 года по 1 января 2002 года, на евро переводятся безналичные взаиморасчеты банков и корпораций, идет пересчет кредитов и вкладов, долгосрочных финансовых обязательств. В этот период вводится фиксированный курс обмена валют стран-участниц союза. На втором этапе - первое полугодие 2002 года - в наличном обращении появляются банкноты евро и разменные монеты. В это время нынешние национальные деньги обращаются параллельно с евро, но идет постепенный их обмен и выведение из обращения.
После 1 июля 2002 года, на третьем этапе, единственным законным платежным средством в федерации европейских государств останется только евро.
Эмиссия и контроль за обращением наличных евро - ответственность будущего Европейского центрального банка. Пока подготовку к его введению и некоторые функции ЕЦБ выполняет Европейский финансовый институт во Франкфурте.
Цель общей валюты: создание зоны экономической стабильности, облегчение обменов и согласование экономических политик. Соблюдение установленных сроков позволит ответить на вопрос о готовности Старого Света создать противовес влиянию США: доллар используется в 60 % мировых торговых операций, притом что ВНП США составляет 20 % мирового ВНП.
Нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.
Следует отметить то, что совершенно нереально, чтобы все страны-члены ЕС достигли намеченных критериев конвергенции до 2000 года. Самая важная и трудноразрешимая проблема для большинства западноевропейских стран лежит в области бюджетного дефицита. Здесь положение скорее ухудшается, чем улучшается. Таким образом, практическим следствием Маастрихтского договора является запрограммированность раскола стран-членов ЕС. При этом может возникнуть опасность того, что более слабые страны еще сильнее отстанут в развитии от своих партнеров по ЕС, если последние действительно извлекут выгоду от участия в ЕВС. Кроме того, валютные связи в рамках ЕС могут стать полностью непредсказуемыми.
Отношение США и Японии к созданию Европейского валютного союза в целом можно охарактеризовать как скептическое. "Большинство американских бизнесменов ничего не слышали о ЕВС, а те, кто узнал о нем, не придали значения. Даже среди интеллектуальной банковской элиты ЕВС (по-английски: EMU) чаще ассоциировался с той большой птицей, которая водится в Австралии, нежели с валютным союзом ". Япония, ориентируясь прежде всего на американские и британские фондовые рынки, еще в меньшей степени обеспокоена созданием ЕВС.
В целом, сомнения относительно целесообразности валютного союза велики даже внутри стран-членов ЕС. В Германии оптимизм в этом плане весьма сдержан. Вполне оправдано опасение, связанное с тем, что ради сомнительной евровалюты придется отказаться от самой стабильной в мире национальной валюты, каковой является немецкая марка. Население Германии в целом не одобряет отмену своей валюты. Отрицательно отношение к валютному союзу и Великобритании. Очевидную сдержанность проявляют и другие страны-члены ЕС за исключением Франции, которая самым решительным образом стоит за создание ЕВС.
Однако политическое руководство ведущих держав Европы твердо настроено на "дожимание" оппозиционеров и перелом в отношении общественности к единой валюте.
Конституция ЕС по сравнению с ранее заключенными договоренностями между его странами в рамках экономического и валютного союза вносит определенные изменения в область экономической и валютной политики Союза, прежде всего, в части:
Усиления его дееспособности и стран-членов, чьей валютой являет- ся евро;
Укрепление Европейского Центрального банка в качестве органа ЕС;
Существенное упрощение содержания переходных положений договоренностей об общей экономической и валютной политике, касающихся стран, которые вводят у себя евро в качестве национальной валюты.
Экономическая и валютная политика была предметом длительной дискуссии во время работы Конвента и конференции правительств стран-членов ЕС. Найденный консенсус дал возможность Союзу усилить координацию его экономической политики. Те его страны, чьей валютой является евро, получат больше автономии при решении касающихся их вопросов без участия других стран в голосовании, о чем говорит соответствующий раздел Конституции ЕС и протокол к ней для стран еврозоны. Конституция ЕС распространяет также голосование квалифицированным большинством на почти все положения экономической и валютной политики Союза.
Европейский Центральный банк (ЕЦБ) становится органом ЕС, который имеет определенные цели и задачи и устав свой работы в системе центральных банков стран-членов ЕС и который независим от других его органов и государственных служб стран-членов ЕС. При этом в совет ЕЦБ не входят председатели центральных банков тех стран-членов ЕС, которые еще не перешли на евро.
Экономическая политика
Согласно статьям III-177 и 178 экономическая политика ЕС направлена на тесную координацию ее в странах-членах Союза, их внутреннего рынка и установление общих целей. В свою очередь страны-члены ЕС при осуществлении своей экономической политики должны содействовать достижению общих целей Союза. Речь идет при этом о согласовании их экономической политики с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.
В статье III-179 рассматриваются нововведения в реализацию общей экономической политики ЕС:
Европейская комиссия может передавать свое мнение непосредственно той стране-члену ЕС, экономическая политика которой не соответствует основным признакам общей политики ЕС или несет опасность надлежащему функционированию экономического и валютного союза (а не Евросовету, который принимает решение);
Когда Евросовет высказывает в адрес какой-либо страны-члена ЕС свое мнение по определенному вопросу, то эта страна не принимает участие в голосовании по нему.
При чрезмерном дефиците национального бюджета в Конституции ЕС предусматриваются следующие изменения (статья III-184):
Если Еврокомиссия имеет мнение, что в стране-члене ЕС существует чрезмерный дефицит ее бюджета или он мог бы появиться, то это мнение непосредственно доводится до этой страны (а не через Евросовет);
Роль Еврокомиссии усиливается также и при решении по поводу чрезмерного дефицита, а именно, Евросовет, получив предложение Еврокомиссии о преодолении этого дефицита, может его отклонить только посредством единогласного решения. Т.е. рекомендации Евросовета в этом вопросе должны базироваться, прежде всего, на мнении Еврокомиссии;
Сама та стран, о чрезмерном дефиците бюджета которой принимается советом решение, в голосовании по нему не участвует (за исключением вопроса о мерах по установлению размера дефицита);
Применяемые для этого положения о квалифицированном большинстве требуют не более 2/3 голосов стран-членов ЕС, а не простого их большинства, а также 55% голосов стран-членов еврозоны, если они, по крайней мере, представляют 65% населения этих государств.
Валютная политика
Конституция ЕС вносит несколько изменений в валютную политику Союза. Прежде всего, она официально определяет евро в качестве валюты Европейского Союза и называет ее в качестве одного из своих символов (статья I-8). Конституция ЕС предусматривает также очень четкое распределение полномочий Союза в области валютной политики. Согласно нее Союз имеет исключительную компетентность в этой политике стран-членов ЕС, чьей валютой является евро (статья I-13). Те же его страны, которые еще не ввели евро, сохраняют свою компетентность в валютных вопросах. Институциональные положения о задачах и целях европейской системы центральных банков в целом остаются неизменными
В статье I-30 официально характеризуется понятие «Евросистемы»: ее образуют Центральный Европейский банк и центральные банки стран-членов ЕС, чьей валютой является евро, для проведения валютной политики. Конституция ЕС создает новое правовое положение для принятия как мер, которые необходимы для введения евро, так и, прежде всего, мер для текущего ее использования. Это положение заменяет существующее в настоящее время переходное положение статьи 123 договора о Европейском сообществе.
Конвент предложил предоставить больше автономии странам-членам ЕС, чьей валютой является евро, как в части возможности решать в Евросовете вопросы, связанные с ней, так и, прежде всего, с тем обстоятельством, что они делят общую валюту. Согласно статьям III-194 –196 страны-члены ЕС, входящие в еврозону, могут принимать меры по усилению координации и контролю соблюдения бюджетной дисциплины, вырабатывать конкретные руководящие указания для своей экономической политики, защищать общую точку зрения в финансовой области в соответствующих международных учреждениях и обеспечивать единое представительство в них, а также на конференциях. Согласно этим статьям только те страны-члены ЕС, которые входят в еврозону, имеют в Евросовете право голоса по этим вопросам.
Тот факт, что страны-члены ЕС, чьей валютой является евро, получают право голоса в соответствующих вопросах общей экономической политики, означает большой шаг вперед. Дело в том, что с вхождением десяти новых стран в Европейский Союз двенадцать его стран еврозоны оказываются, по существу, в меньшинстве до тех пор, пока остальные страны не выполнят критерии, необходимые для введения в них европейской валюты. Положения же Конституции ЕС дают возможность в переходной период принимать определенные решения только с помощью касающихся их стран.
В подразделе о переходных положениях называются далее другие случаи, когда аннулируется право стран-членов ЕС, не входящих в еврозону в вопросах финансовой политики (статья III-197), а именно, в части рекомендаций о многостороннем контроле и мерах по преодолению чрезмерного дефицита бюджета. Наконец, посредством Конституции ЕС усиливается роль его государств, входящих в еврозону, при приеме в нее других стран. Прежде чем Евросовет примет решение об этом, он должен учесть мнение стран еврозоны, которые, со своей стороны, вырабатывают его квалифицированным большинством.
В статьях III-197-202 о переходных положениях также устанавливается:
Определение стран-членов ЕС, в отношении которых действует исключительное правило о применимости положений Конституции ЕС, которые к этим странам не относятся, а также об их праве голоса (статья III-197);
Процедура для введения евро в стране-члене ЕС, после того как выполнены критерии сближения (статья III-198);
Особые положения для стран-членов ЕС, в отношении которых действует особое правило (статья III-202).
Не внося основополагающих изменений, Конституция ЕС обеспечивает также существенное упрощение этих положений, что улучшает их понимание и последующее применение для граждан Союза. Конституция ЕС расширяет область применения голосования посредством квалифицированного большинства.
Только некоторые положения и впредь должны приниматься в Евросовете единогласно, а именно:
Принятие мер по замене протокола о процедуре действий при чрезмерном бюджетном дефиците, в котором определяются критерии конвергенции (сближения) для введения евро(статья III-184);
Особые задачи Европейского Центрального банка (ЕЦБ) в области надзора за кредитными институтами (статья III-185);
Установление курса при замене национальной валюты соответствующей страны-члена ЕС на евро (статья III-198).
Конституция ЕС определяет также важную роль Европарламента при распространении области применения надлежащей законодательной процедуры на:
Условия и способ контроля экономической политики(статья III-179);
Изменение некоторых положений в уставах Евросистемы центральных банков и ЕЦБ;
Требуемые при использовании евро мероприятия (статья III-191).
Это одна из статей, входящих в серии:
Политическое устройство
Европейского Союза
Зарубежная политика
? ?
1.1. Фаза 1
1969/1970: План "Вернера" предусматривает трех-этапное введение общей валюты к 1980 г. 1972: Европейское валютное объединение (или "гадюки в тоннеле") предусматривает отклонения на менее 2,25% от каждой из европейских валют и от лейт-курсу $-доллара. 1973: Разрушение Бреттон-Вудской системы, происходит первый нефтяной шок, первая попытка создания общей валютной системы не удается.1.2. Фаза 2
1979: Создание Европейской валютной системы; Создание экю как искусственной европейской денежной единицы, которая состоит из корзины всех валют (различное соотношение валют). Архитекторы этого объединения, Гельмут Шмидт и Валери Жискар д"Эстен , мотивируют создания этой системы уменьшением изменчивости курсов. Экю состояло из относительной веса ВНП государств-членов друг к другу. Необходимо было создать валютный механизм и механизм интервенций. "Решетка паритетов" подменила "змею" именем, но механизм остался неизменным. При достижении валютными курсами определенных пределов (2,25%) государства были обязаны осуществлять интервенции.1.3. Фаза 3
1989: Принятие отчета Европейской комиссии Жака Делора, который предусматривает трех-этапное создание ЕВЕС. 1990: Первый этап ЕВЕС вступает в силу, за которым либерализуется движение денег и капитала между государствами, сильнее контролируется и координируется экономическая политика государств-членов, активизируется сотрудничество между центральными банками. 1992: Маастрихтским соглашением предусматривается создание ЕВЕС в трех этапах до 1999 г. 1993: После колебаний в рамках европейской валютной системы тоннель колебания был расширен от 2,25% до 15%. Курсы валют часто менялись, с 1993 англ. фунт и итальянская лира покидают ЕВЕС. Де-факто образуются система свободного плавания. 1994: Второй этап ЭВС вступает в силу в Франкфурте на Майне основывается (объеме), предшественник ЕЦБ . 1997: Пакт стабильности и экономического роста, создания валютного механизма 1998: Основание ЕЦБ на место объеме. 1999: Безвозвратное установления курсов соотношение между валютами государств-членов, внедряющих евро . С этого момента проводится совместная валютная политика в евро . Все расчеты ведутся в евро . 2002: В наличном обращении появляется евро . Все национальные валюты государств-членов, участвующих в ЕВС, теряют силу.2. Юридические основы
- Пакт о стабильности и экономическом росте: Только во время регресса или в случае возникновения природных катастроф дефицит может превышать 3% ВНП. На страны с показателями за этими пределами предусматривается наложение санкций, которые составляют мин. 0,2 и макс. 0,5% ВВП. После двух лет предполагается трансформировать эти санкции в штрафы.
3. Органы ЕС, ответственные за монетарную политику
3.1. Органы ЕСЦБ
Основание ЕЦБ , который вместе с национальными банками других 25 государств-членов ЕС составляет ЕСЦБ, является весомой заслугой национальных государств, которые смогли отдать большую часть своего суверенитета в области монетарной политики на над-государственный уровень. Органы ЕСЦБ:
1. Совет ЕЦБ, к которой принадлежит как Директорий, так и президенты центральных банков государств-членов, участвующих в евро (в наше время 17). Является главным органом принятия решений в ЕСЦБ. Выдает обязывая стратегические направления, принимает решения и постановления по денежной политике. Впрочем, решение о (между-) валютной и внешнеэкономической политики принимаются Советом ЕЦБ совместно с Советом "Екофин". Нужно отметить интересный аспект структуры ЕСЦБ, что касается децентрализации. Согласно этому, решение по регулированию денежного рынка принимаются централизованно (в том числе и с участием центральных банков государств-членов), но реализация политики происходит за соответствующим приказом ЕЦБ на уровне национальных центральных банков. 2. Директорий, к которому относятся президент, вице-президент и четыре других членов ЕЦБ. Отвечает за денежную политику в соответствии с направлениями и решениями совета ЕЦБ и является исполнительным органом. Члены директории назначаются Советом Министров ЕС РМ по рекомендациям Европейского Совета . 3. В расширенной совета ЕЦБ относятся также президенты всех центральных банков государств-членов (27). Она выполняет роль предшественника ЕЦБ - Европейского Валютного Института. В ее деятельности в частности относится надзор за Европейским валютно-курсовым механизмом II, предусматривает максимальные колебания на 2,25% от ведущего курса евро. 4. Существуют также 13 комитетов, которые своей деятельностью помогают принятию решений ЕЦБ / ЕЦБС, например по вопросам бухгалтерского учета, банковского надзора и т.д..
Следует отметить высокий уровень независимости ЕЦБС, который охватывает как сам ЕЦБ, так и все центральные банки ЕСЦБ. Самую независимость можно разделить на четыре аспекта:
А) институциональная независимость:
никакая организация ЕСЦБ или члены комиссий по принятию решений не имеют права выполнять любые приказы любых органов ЕС или государств-членов; б) персональная независимость:
президент ЕЦБ выполняет свои функции в течение 5 лет, члены директории 8 лет; в) функциональная независимость:
Главные стратегические направления ЕЦБ заключаются в обеспечении стабильности цен (Индекс потребительских цен относительно прошлого года менее 2%) и поддержке общей политики ЕС, если последнее возможно без какого-либо негативного влияния на выполнение первой цели. г) финансовая независимость:
ЕЦБ собственный капитал и бюджет.
3.2. Рада "Екофин"
Рада "Екофин" (происходит от англ. "Economic and Financial") является центральным комитетом по координации экономической и валютной политики, членом которого является все 27 государств-членов. В рамках этого комитета министры экономики и финансов кроме выше указанной координации проводят дискуссии с ЕЦБ и Комиссаром ЕС по валютным вопросам, принимают решение о Пакта стабильности и экономического развития и тому подобное.
3.3. Комитет по экономическим и социальным вопросам
Указанный комитет был создан уже в 1957 г. в рамках Римских соглашений. Его главная цель состоит в защите интересов различных групп в процессе создания внутреннего рынка и европейской интеграции. Состав этого комитета можно разделить на три группы: работники, работодатели и группа лиц с различными интересами, напр. из аграрного сектора и т.д..
4. Инструментарий монетарной политики ЕЦБ
ЕЦБ использует агрегат М3 денежной массы как ранний показатель изменения уровня цен.
Инструментарий ЕСЦБ можно разделить на три главные группы:
А) Операции на открытом рынке: Покупка (экспансивная монетарная политика) и продажа (рестриктивная монетарная политика) ценных бумаг центробанком на открытом рынке. 1) Главный инструмент рефинансирования : тендеры на покупку / продажу высоколиквидных активов или на операции "репо" (процентная ставка 2,5%) 2) Долгосрочные операции рефинансирования (трехмесячный рефинансирования) 3) Операции с целью "тонкого" регулирования: операции спорадического типа 4) Структурные операции: см.. iii).
б) Постоянные фацилитеты: частные банки могут проводить с ними операции любое время по собственной инициативе и без каких-либо ограничений.
1) Кредиты "овернайт" (процентная ставка 3,5%) 2) Фацилитет на вклады (процентная ставка 1,5%): Вклад остаточных денег
в) Минимальный заказ: Кредитные институты обязаны держать минимальные резервы на счетах центробанков. Минимальные резервы подсчитываются по формуле "минимальные резервные ставки", умножить на расчетную базу кредитного института.
г) "Кредитор последней инстанции": центробанки могут выполняют в банковских кризисах функции кредиторов последней инстанции.
Источники
|
Формирование Экономического и валютного союза. История создания ЭВС.
Экономический союз: общая характеристика и институциональная основа функционирования.
Валютный союз: правовая основа функционирования, порядок образования. Европейская система центральных банков. Европейская валютная единица.
Политика занятости и социальная политика Европейского сообщества.
Лекция № 7. Тема 11. Общая внешняя политика и политика безопасности в рамках Европейского Союза (1 час). Тема 12. Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере в рамках ЕС (1 час).
Предпосылки и причины формирования общей внешней политики и политики безопасности в рамках Европейского Союза.
Компетенция Европейского Союза в области внешних отношений.
Юридическая сила решений, принимаемых институтами и органами Европейского Союза по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Общая характеристика сотрудничества полиций и судебных органов государств-членов ЕС. Основные направления сотрудничества и их правовые формы в соответствии с Договором о создании Европейского Союза.
Организация и деятельность Европейского полицейского ведомства. Гармонизация законодательств в области борьбы с преступностью.
Лекция № 8. Тема 14. Совет Европы: общая характеристика. Организационная структура (2 часа).
Уставные цели и принципы Совета Европы. Институциональная структура Совета Европы – Комитет министров, Парламентская Ассамблея, Конгресс местных и региональных властей. Основные направления и итоги деятельности Совета Европы. Место Европейского Суда по правам человека в институциональной системе СЕ.
Контроль над выполнением государствами обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы и вытекающих из членства в Организации.
Лекция № 9, 10. Тема 16. Европейский Суд по правам человека: структура, особенности функционирования (4 часа).
Полномочия, компетенция Суда и порядок его формирования. Реформирование судебной системы. Структура Суда.
Наднациональные черты Европейского Суда по правам человека.
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (СРОК ОБУЧЕНИЯ 6 ЛЕТ)
Лекция № 1. Тема 1. Европейское право как особая система права (1 час), Тема 3. История создания Европейского Союза. Правовой статус Европейского Союза и Европейских сообществ (1 час).
Европейское право как особая правовая система. Система европейского права.
Общая характеристика учебного курса. Цели и предмет учебной дисциплины. Многозначность понятия «европейское право».
Верховенство и прямое действие норм европейского права. Европейское право и национальное право. Европейское право и международное право.
Понятие интеграции как закономерности всеобщего развития. Право интеграционных образований. Организационные модели интеграционных процессов в Европе. Европейская интеграция – зарождение понятия. Наднациональность.
Основные предпосылки и главные этапы формирования Европейского Союза.
Образование Европейских сообществ. Парижский договор 1951 г. и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Римские договоры 1957 г. и образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Характеристика правового режима первых учредительных актов, их структура и содержание.
Эволюция Европейских сообществ. Переход к созданию единого внутреннего рынка. Единый европейский акт 1986 г., его содержание и значение. Расширение сферы ведения Сообществ. Изменения в институциональной структуре.