Внеклассное занятие «День птиц» в начальной школе. Игровое занятие "день птиц"
Викторина "Всё о птицах" для школьников 1-4 классов
Клюка Наталия Александровна, педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск, Нижегородская область.
ВИКТОРИНА - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо общей темой.
Происхождение слова.
Понятие «викторина» появилось в 20-х годах XX века. Авторство принадлежит довольно известному в то время советскому журналисту и публицисту Михаилу Кольцову. Слово было придумано для заголовка газетного раздела, который содержал в себе всякие вопросы на сообразительность, интересные шарады и ребусы. Причём подбирал все материалы в этот раздел газеты один из её сотрудников - Виктор. Вот от его имени и появилось слово «викторина».
Уже потом нашлась вторая связь, со словом «победа». Потому что Виктор в переводе с латыни - это победитель. Этим словом в итоге начали обозначать все игры, которые предполагают какие-либо вопросы и ответы.
Предлагаю викторину о птицах, адресованную школьникам начальных классов. Материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам при подготовке и проведении Дня птиц, Дня Земли, внеклассных часов, экологических недель и тематических мероприятий о природе, а также для воспитателей летних лагерных смен.
Цель: Активизация знаний детей о птицах.
Задачи:
Обучающие
. Пополнить знания детей о разновидностях птиц и их особенностях.
Развивающие
. Развивать мышление, умение концентрировать внимание для поиска ответа.
Воспитательные
. Воспитывать бережное отношение к пернатым. 1.
Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).
2.
Какая лесная птица делает гнездо на земле? (Пеночка).
3.
Кто днём спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин, сова).
4.
Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты)
5.
Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых, ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами, гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам).
6.
Каких птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).
7.
Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)
8.
Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи)
9.
Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
10.
Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
11.
Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины)
12.
У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов)
13.
Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки)
14.
Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья стоят торчком? (Рогатой птицей)
15.
У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов)
16.
Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)
17.
Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон - это совсем другая птица, хотя они и родственники.)
18.
Кто отдыхает, сидя на проводах? Если она летает низко к земле - быть дождю. (Ласточка)
19.
Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой)
20.
В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)
21.
Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин)
22.
Кого называют царём птиц? (Орла)
23.
Какая птица самая большая в мире? (Страус)
24.
Какая самая маленькая птица? (Колибри)
25.
Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
26.
Какая птица летает выше всех? (Орёл)
27.
Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королёк)
28.
Какие птицы имеют длинный хвост? (Павлин, сорока)
29.
Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)
30.
Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)
31.
Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь)
32.
Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова)
33.
Какая птица живёт в гнезде-корзинке? (Иволга)
34.
Какая жёлтая птичка с чёрным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуёк)
35.
Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж)
36.
Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди)
37.
Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос, шилонос и др.)
38.
Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби)
39.
Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги)
40.
Где строит своё гнездо пеночка? (В траве, её гнездо похоже на шалаш.)
41.
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
42.
Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб)
43.
Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан)
44.
Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя)
45.
На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и на серп, отсюда и названия птиц - шилонос и кроншнеп-серпонос.)
******************************************************************************
Дети любят викторины! Предоставьте им возможность показать свои знания!
******************************************************************************______________________________________________________________________________
Кобякова Тамара Васильевна
Воспитатель, МБДОУ "Куртуковский детский сад", Кемеровская область
Кобякова Т.В. Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" // Совушка. 2017. N3(9)..03.2019).
Заказ № 31966
Образовательные задачи. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Развитие представлений о связях и отношениях между стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формирование умения считать двойками. Формировать умение, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, представлений о смене времен года.
Развивающие задачи . Развитие математического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движениями, пальцевой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов);
Наглядный (использование иллюстраций, раздаточного материала);
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные
Поощрение, подведение итогов
Оборудование. Магнитная доска, ватман с нарисованной рябиной и снегирями, ватман с нарисованной березой, 30 плоскостных изображений синиц, картинки для игры «Птичий год», на каждого ребенка, листы бумаги с примерами, контейнеры с цифрами и математическими знаками, простые карандаши по количеству детей, наборы цветных карандашей по количеству детей, магнитофон.
Предварительная работа. Рассматривание слайдов с изображением зимующих и пролетных птиц. Разучивание стихотворений, физминуток «В зимнем лесу», «Снегири», пальчиковых гимнастик: «Птички», «Снегири», составление и решение задач в совместной деятельности, написание цифр в тетрадях, альбомных листах, решение ребусов.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона НОД. Совершенствование навыка счета на слух.
1. Вхождение в день.
Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, дети в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?
А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?
Хотите помочь сороке?
Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? - орнитологи.
Катя, кто мы сегодня?
Богдан, кто мы сегодня?
Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке) .
Вот мы с вами и в лесу.
Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
Ребята, да это птицы. Но где — же они?
А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы) .
Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные.
Давайте познакомимся с ними поближе.
Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, дятел, клест, свиристель, голубь, сова…
-Как мы назовем всех птиц одним словом. (зимующие птицы)
-А теперь мальчики пусть посчитают птиц
-Сколько всего птиц на дереве - 10 (десять)
- какой это счет - прямой
А девочки посчитают обратным счетом.
- Послушайте следующее задание. Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке следует располагать птиц, в соответствии с их величиной?
- Дети. Первой нужно расположить ворону, затем голубя, а после него уже воробья.
- Вы правильно выполнили задание.
(Предлагаю детям пройти и сесть за столы).
Воспитатель: у вас на столе лежат лист бумаги, возьмите его к себе поближе. И на столе у вас птицы сейчас мы их рассадим на ветки березы, а вы слушайте внимательно.
Посадите синицу на верхнюю левую ветку. Воробья на нижнюю правую ветку. Снегиря на среднюю ветку. Ворону на нижнюю ветку - левую. Сову на верхнюю правую ветку. Молодцы справились с задание.
Игра «Птицы летят». Совершенствование вычислительных навыков. представлений о связях и отношениях между рядами стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти.
Дети выполняют задание самостоятельно на листах бумаги, где нарисованы голуби, несущие в клювах примеры:
Воспитатель: Пролетая над нами, голуби показали нам вот такие примеры. Для этого необходимо вспомнить ряд чисел от одного до десяти, и вставить в примеры недостающие числа, затем раскрасить голубей.
Игра «Прилетели снегири».
Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего числа для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Профилактика дискалькуляции.
(Приглашаю подойти к фланелеграфу, на котором прикреплен ватман с изображением рябины с сидящими на нем снегирями).
К нам с севера прилетели снегири, они устали от долгого пути и отдыхают на ветках рябины. Они сидят на ветках по три. Вы видите, что у птиц, сидящих по краям, на грудках цифры, а у птиц в серединке - цифр нет. Нужно вспомнить порядок чисел от одного до десяти и вставить пропущенные числа.
Дети после ответов поочередно подходят к фланелеграфу и вписывают маркером соответствующую цифру. Такие же пояснения даются по всем группам чисел. Остальные дети самостоятельно выполняют задания на листочках бумаги.
Игра «Синицы на березе». Формирование умения читать двойками.
(Помещаю на верхнюю ветку дерева плоскостное изображение двух синиц).
Шустрые, веселые синицы затеяли игру, и приглашают нас с вами в нее поиграть. Сколько синиц на верхней ветке березы?
Дети. На верхней ветке березы две синицы.
Посадите на ветку ниже слева на две синицы больше, чем на верхней ветке.
(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит на ветку четыре синицы).
Дети. На этой ветке четыре синицы.
Посадите на ветку ниже справа на две синицы больше, чем на ветке слева.
(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит шесть синиц).
Сколько синиц на этой ветке?
На этой ветке шесть синиц.
Посадите на ветку ниже слева на два воробья больше, чем на ветке справа.
Сколько синиц на этой ветке?
На этой ветке восемь синиц.
Посадите на нижнюю ветку справа на две синицы больше, чем на ветке слева.
(Вызванный ребенок выполняет задание).
Сколько синиц на этой ветке?
Дети. На этой ветке десять синиц.
Как мы получили каждое последующее число в этой игре?
Дети мы прибавляли число «два» к предыдущему числу.
Назовите количество синиц на ветках, в том порядке, в каком вы их сажали.
Дети. Два, четыре, шесть, восемь, десять.
Отлично! Вы считали, прибавляя к каждому предыдущему числу два, то есть вы считали двойками. У вас очень хорошо получилось!
Физминутка «В зимнем лесу»
Рано утром на пушке Ходьба с высоким подниманием колен
Мы повесили кормушку Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза
Для щеглов и для синичек, Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).
И для всех голодных птичек. Соединять большой палец левой и правой руки с другими пальцами рук (4 раза).
Не едите вы с ладошки Погрозить указательным пальцем.
Зерна, семечки и крошки. Загибание пальцев левой руки с помощью указательного пальца правой руки.
Прилетайте на опушку, Взмах руками вверх-вниз.
Угощенье ждет в кормушке. Показывают ладони обеих рук, слегка наклоняя корпус вперед.
Игра «Птичий год». Совершенствование представлений о смене времен года. Актуализация названий зимних месяцев.
Дети подходят к столику, на котором лежат четыре разноцветных секторов круга и карточки с изображением птиц.
Следующая игра называется «Птичий год». Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.
Дети собирают круг, соединив по порядку светло - голубой, светло - зеленый, красный и желтый сектора.
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Правильно. Послушайте стихотворения, которые выучили ваши друзья.
1 - ый ребенок
Вот на ветках, посмотри.
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Дети. На светло - голубой.
Почему вы поместите снегирей на светло - голубой сектор?
Дети. В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой. (Дети помещают картинку на светло - голубой сектор).
Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.
2 - ой ребенок.
Крики слышатся вдали,
Улетают журавли.
В синем небе тает стая.
Улетают, улетают...
Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).
А эту картинку куда следует поместить?
Дети. Мы разместим ее на желтый сектор.
Объясните свой выбор.
Дети. В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края. Значит, это осень.
Это верно. Слушайте следующее стихотворение.
3 - ий ребенок.
У леса на деревьях -
Грачиная деревня.
Как ветер начинается -
Деревья все качаются.
Качаются деревья.
А с ними вся деревня.
Подберите картинку к этому стихотворению.
- (Дети выполняют задание).
На какой сектор вы поместите эту картинку?
Дети. Мы поместили ее на светло - зеленый.
Почему вы поместили эту картинку на светло - зеленый сектор?
Дети. В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда. А это бывает только весной.
Правильно. Слушайте последнее стихотворение.
4 - ый ребенок.
Над речкой кружатся стрижи...
Горячий воздух так дрожит,
Что солнце в нем качается,
Что солнце в нем купается.
Подберите картинку.
(Дети выполняют картинку).
Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению?
Дети. На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе.
На какой сектор вы положите картинку?
Дети. Мы положим ее на красный сектор.
Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор?
Дети. Красный сектор обозначает лето.
Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.
Рефлексия.
Чему вы научились сегодня?
Дети. Мы сегодня вставляли в ряд недостающие числа, считали двойками, вставляли пропущенные числа в примеры, учились составлять и решать задачу, играли в игру «Птичий год».
Вы были внимательными, сообразительными. Я могу гордиться вам, вы настоящие ученые - орнитологи, очень много знаете о птицах.
Литература
- Васильева М.А. От рождения до школы: программа воспитания и обучения в детском саду. М.:Мозаика-синтез, 2012.
- Позина В.А. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
Муниципальное образовательное учреждение
« Токтайбелякская основная общеобразовательная школа»
Открытое занятие для родителей и учащихся начальных классов .
Разработала и
учитель начальных классов
Актуганова Надежда А
Цели:
Познакомить учащихся с многообразием пернатых;
Дать представление о разновидностях птиц,
происхождении названий некоторых птиц;
Развивать речь учащихся, расширять кругозор
учащихся;
Прививать любовь и бережное отношение к родной
Оборудование : открытки с изображением птиц;
кроссворд «Орнитология»; таблицы «Узнай птиц»,
«Птичьи разговоры»; шапочки с изображением птиц; карта мира – США (штат Пенсильвания); карта России; видео «Птицы»; голоса птиц, песня «Цапля», «Кукушка», презентация Мicrosoft Power Point.
1.Организационный момент .
Давайте, ребята, отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье –лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Тема нашего классного часа спрятана в загадке:
Сниться ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица). Я надеюсь, что наша встреча будет полезной и вы узнаете
Кто такие птицы?
Где впервые был проведён «День птиц»?
Когда он начал отмечатся в нашей стране?
Сколько птиц в России?
О как называется наука изучающая жизнь птиц?
Как поют птицы?
У кого аппетит больше: у птиц или у птенцов?
Когда растёт птенец ночью или днём?
Какую пользу приносит кукушка?
Кем мы должны быть для птиц? Чтобы узнать ответы на эти вопросы вы должны быть активными и внимательными.
Давайте выясним кто такие птицы?
Слайд №1
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
* Песня «Цапля».
1. Здравствуй, цапля длинноногая
Можно я тебя потрогаю
Неужели ты живая
У тебя нога, как своя
Шея длинная, кривая
Клюв на ножницы похож
Каждый вечер ты идёшь
По болоту без галош.
Припев: Здравствуй, цапля длинноногая
Можно я тебя потрогаю
Здравствуй, цапля длинноногая
2. Видишь, я пишу картины
Вот кувшин и вот корзины
Вот цветы, а вот и ты
Вот попали на листы.
А вот этот лист пустой.
Ты, пожалуйста, постой - 2 раза
Попадёшь сюда и ты.
Слайд №5-
5. Птицы издавна привлекали внимание человека. И они их стали изучать. Учёные выяснили, что птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелёты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка.
А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц?
* (Отгадывание кроссворда)
Слайд №5-16
Отгадай птицу . (Классные часы: 2кл. /Авт.-сост. .- М.: ВАКО, 2008.-180 с..-(Учебный год))
Прочитаем хором слово в выделенной строке. (Орнитология.)
Орнитология – это наука, изучающая жизнь птиц.
Игра со зрителями: Игра « Птицы»
Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое: хлопайте и топайте. Итак!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…(дети топают).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…(дети топают)
И ещё раз
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…(дети топают)
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке!
Слайд № 17-26
По звуку узнай птиц.
«Синь-синь!» - посвистывает кто? (синица)
«Чи - чи! Чи - чи!» - вторит ей чиж.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
«Дили-дили-дили, дон-дон-дон!» - поёт
крапивник.
«Рюм-рюм-рюм!» - пернатый солист - зяблик.
«Тень-тинь-тюнь!» - пеночка - теньковка.
Жаворонок.
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» - кукушка.
Вечно весёлые, довольные, поющие прекрасные песни и летающие по синему небу птицы не только украшают нашу природу, но и являются помощниками в борьбе за высокий урожай полей, садов и огородов. Синица, например, за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Если бы человек обладал таким аппетитом, то сколько кг пищи ему надо было бы в день при весе 70 кг? (140 кг.)
А знаете ли вы:
- У кого аппетит больше: у птиц или у птенцов?
Небольшой птенец весит около 2-х граммов, а у самых мелких птиц даже менее 1 грамма. Уже через 12-13 дней из гнезда вылетает птичка весом 15-20 граммов, хотя ещё короткохвостая.
Понятно, что при таком росте птенцы должны есть очень много.
- Когда растёт птенец ночью или днём? Ночью птенец не растёт, даже теряет в весе. Но днём за каждый час пребывания в гнезде увеличивается в весе на 5-7 грамм. Если бы человек рос так быстро, то школьник, пришедший в 1- класс, к концу второго урока должен стать второклассником и на следующий день пришёл бы в школу семиклассником.
Игра со зрителями: ответь на вопрос.
1. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду? (Стриж. Они ловят свою добычу в воздухе.)
2. Почему перед непогодой ласточки летают низко над землёй? (Насекомые опускаются)
3. У какой птицы самый длинный язык? (дятел до 16 см)
4. В названии какой птицы сорок букв? (сорока)
5. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
6. Какая птица ударом ноги может убить человека, а клювом бьёт с такой силой, как лошадь копытом? (Африканский страус)
7. К названию какой русской реки надо прибавить впереди одну букву, чтобы получить название красивой лесной птицы? (Волга-иволга)
Физкультминутка: «Птички».
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
(Дети машут руками, как крыльями, прилетают)
Ребята, к нам на праздник прилетели птицы. Каждая птица расскажет о себе.
(С разных сторон « вылетают» птицы в масках)
Грач. Мы, грачи, - вестники весны. Скоро начнутся работы в полях, зашумят тракторы, а за ними, собирая насекомых, будем мы бродить.
Скворец. Мы весёлые, проворные и большие труженики. Каждый день семья скворцов съедает 360 полевых слизней - вредителей полей
Зяблик. Птенцов своих мы кормим насекомыми. Просим вас, ребята, если найдёте наше гнездо, птенцов не трогайте, а то мы их покинем.
Жаворонок. Я помогаю людям выращивать урожаи,
т. к. кормлю своих птенцов вредными насекомыми и их личинками.
Кукушка. Многие птицы не любят меня, т. к. выкармливают моих птенцов. А ем я волосатых гусениц, которых не любят другие птицы и поэтому я – незаменимый специалист по борьбе с вредными насекомыми.
Иволга. Прилетает иволга в рощи позже всех.
И гнездится иволга в рощах выше всех.
Ярким оперением украшает лес,
Переливным пением оглашает лес.
Ласточка. Поздно прилетели мы из Африки на свою родину. На родине мы выводим птенцов и выкармливаем их тысячами комаров и мух, спасая вас от укусов.
Щегол. Можно ли найти птицу красивее щегла? Вряд ли! Птенцов своих мы выкармливаем вредными насекомыми, а осенью большими стаями налетаем на репейник и другие сорные травы, семена которых очень любим.
Королёк. Целыми днями старательно очищаю каждую веточку ели от насекомых и их личинок. Я съедаю в день 6-7 г насекомых, то есть столько, сколько вешу сам.
Ребята! Будьте друзьями птиц! А что же надо делать, чтобы стать друзьями?
(Ответы детей: Охранять их гнёзда, устраивать кормушки, строить скворечники…)
Слайд 27
За ваше доброе отношение птицы не останутся в долгу. Например, кукушка съедает за день кузнечиков - 39 штук, червей капустных - 43, личинок майского жука - 5, пауков-крестовиков – 4, куколок-бабочек - 3 штуки, ящериц молодых по 7-10 см длиной - 18 и много других насекомых.
Слайд 28
* Песня «Кукушка» исполняют учащиеся 2 класса
1.Зелёная опушка - идём по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку. -2 раза
Ку-ку, ку-ку, ку-ку - 2 раза
2.Кукушка, где избушка
Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку, ку-ку-2 раза
Ку-ку, ку-ку, ку-ку,-2 раза.
3. Ну, что-ты зря кукушка
Болтаешь на суку.
Обиделась кукушка
И больше не ку-ку.-2 раза
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.-2 раза.
(Дети в шапочках птиц.)
Птицы: Нам школьники отличное
Построили жильё -
Скворечники, синичники
Для каждого - своё!
Мы школьников - строителей
За труд вознаградим!
Сады, леса вредителям
В обиду не дадим!
Ребята. Птиц мы будем беречь
От губительных встреч.
Кто там по лесу бродит с рогаткой?
Не давать убивать!
Ребята: С пернатыми - приятели!
Птицы: С юннатами - друзья!
Ребята: Терять друзей нам кстати ли?
Друзей терять нельзя!
Рефлексия:
Что узнали нового, интересного?
А что вы запомнили?
Кем вы будете для птиц?
Молодцы, наш классный час не прошёл даром.
Берегите природу, птиц и тогда мы с вами будем жить в мире, в красоте и в гармонии с самим собой.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
Познавательные занятия для детей о птицах родного края. Занятия по природоведению с приоритетом речевых и креативных заданий для старших дошкольников.
Обогащать представления детей о птицах можно и на отдельном занятии, предлагая малышам задачу речевого, креативного и познавательного направления. Ниже приводим образец такого занятия, которое разработала Алла Шрамченко, воспитатель ДОУ № 5 «Теремок», г. Шостка, Сумская обл.
Цель. Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о птицах, эмоционального общения с природой. Развивать связную речь, логическое мышление, творческое воображение, память, самостоятельность.
Воспитывать культуру практической познавательной деятельности. Формировать позитивное ценностное отношение к птицам, желание помогать им зимой; закладывать основы экологической культуры.
Обогащать представления детей о разнообразии птиц родного края, которые остаются на зиму, об их особенностях (строение, внешний вид, поведение, образ питания). Формировать понимание зависимости жизни птиц от человека и природных условий. Закреплять знания названий частей тела птиц, учить подбирать глаголы, характеризующие их пение (тинькае, чирикает, каркает) и поведение (летают, прыгают, суетятся, перелетают, радуются). Включить в речи употребление существительных в дательном падеже (воробьи, синицы, дятлы, клесты, свиристели, вороные, снегири). Упражнять в порядковой счете. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание названий деревьев (береза, рябина, дуб, ель) и умение различать их.
Стимулировать интерес и любознательность в познании окружающей среды. Побудить достигать определенной цели.
Словарь: птица, сорока, дятел, воробей, синица, ворона, снегирь, клест, свиристель; береза, рябина, дуб, ель; пользу, кормушка, пища, корм; тинькае, чирикает, каркает; стучит, уничтожают, летают, прыгают, суетятся, радуются, перелетают.
Материал: логическая схема интегрированного занятия по идее умственных карт-схем Тони Бьюзена, изображение птиц (сороки, воробья, синицы, снегиря, свиристели, дятла, вороны), полиэтиленовое полотно с кармашками для каждого ребенка, цветное перышко, мольберты, фигурки деревьев и птиц с липучками для тканей на обороте, фланелеграф, наборы для преподавания изображений птиц из геометрических фигур, тарелочки для раздаточного материала, кормушки, корм для птиц, физкультурное оборудование (ребристая доска, подставки-воротца, обруч для пролезания) записи музыкального сопровождения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Птицы родного края»; беседа «Как живется зимой друзьям». Чтение рассказов, стихов о птицах, зимующих («Воробьи» М. Слабошпицкийго, «Девочка и сничка» В. Сухомлинского) отгадывание загадок; наблюдение за внешним видом, поведением птиц на прогулках.
Ход занятия Визит незнакомки
Дети садятся на коврике вокруг воспитателя.
Воспитатель. Сегодня, дети, к нам пришла незнакомка. Кто она такая — неизвестно. Рассмотрите его внимательно (демонстрирует силуэты изображения сороки), что можно о ней сказать? Какие части тела в нашей гостьи? (Голова, туловище, лапы, хвост, клюв). Кто же она? (Птичка).
А как ее зовут, вы узнаете, разгадав загадку:
Черно-белое платье у нее, Все новости в лесу знает. Что-то блестящее ненароком украдут. Это кто?
Педагог переворачивает силуэт сороки цветным боком.
Воспитатель. Вот и познакомились. Сорока прилетела к нам из леса, а прислали ее друзья. Посудите: кто может быть ее друзьями? (Ответы детей).
Так, птицы являются друзьями, но не только для Сороки, а для людей. Веселят нас своим замечательным пением и еще помогают.
Кто скажет, какое доброе дело для нас делают птицы? (Уничтожают вредных насекомых). В народе есть такая пословица: «Где много птиц, там нет букашек». Но это происходит в теплое время года.
А как живут птицы сейчас, зимой? Слышите, Сорока рассказывает, что Зима очаровала лесное птицы. Дети, Сорока просит, чтобы вы помогли снять чары. Вы согласны? Сделать это будет нелегко, потому Сорока принесла свои подсказки.
Воспитатель обращает внимание детей на карту-схему, прикрепляет посередине Сороку. Секторы схемы временно закрыты.
Загадки Сороки
Воспитатель. Сначала Сорока просит отгадать, как зовут его друзей? Слушайте загадки.
Открывает первый сектор схемы. На нем изображен силуэт птицы и знак, читает загадку. Дети отвечают, воспитатель прикрепляет цветное изображение птицы. И так, пока все сектора с птицами не будут открыты.
Непоседливый и бойкая, Одета модно и ярко: В нее желтый пиджак, Как фонарь между веточек.
(Синичка).
Бедовый мальчишка в теплой рубахе По дворам летает, Крохи подбирает.
(Воробей).
Верно людям служу, им деревья стерегу. Клюв крепкий и острый имею Вредителей им добываю.
Птица это зимой прилетает, Грудку красную имеет.
(Снегирь).
В хвойном лесу живут, там песни пою, Шишки очень люблю, из них зернышки нет. Еще я в лесу санитар, Ну а зовут меня …
У меня перышки рыженький, меня и челка я хорошенький, Рябину люблю, Лучших лакомства не знаю.
Раскрась перышки
Воспитатель. Теперь, дети, мы знаем, как зовут друзей Сороки. А одинаковы они между собой? (Разные).
Что же объединяет всех птиц? (Их тело покрыто перьями).
А в наших птиц есть перья? (Нет).
Что же делать?
Воспитатель снова возвращается к схеме и открывает сектор с изображением пера.
Воспитатель. Сорока хочет нам помочь. Она принесла с собой разноцветное перышко. А мы его сейчас раздадим птицам. Садитесь за столы и посмотрите, что там есть.
Дети садятся за столы, на которых лежат полиэтиленовые кармашки с двух рядов. В верхнем ряду — карточки с силуэтным изображением птиц (такие, как на доске). Рядом стоят тарелочки с разноцветным оперением.
Воспитатель. Сорока просит: «Вложите желтую перышко в первую кармашек нижнего ряда. Красную перышко вложите в третью кармашек, а коричневую — в пятую. В четвертую кармашек вложите серую перышко, а во вторую — белую».
А теперь Сорока просит, чтобы вы перевернули карты с птицами на другую сторону (на обратной стороне — цветное изображение птиц). Наши птицы получили свое цветное окраски (переворачивает силуэты птиц на доске). Скажите, кому из птиц мы дали коричневую перышко? А кому — желтую? Кто получил серую перышко? А белую? Кому из птиц мы дали красную перышко? А могли бы мы дать его еще кому-то? Почему? Видите, дети, благодаря вам чары Зимы постепенно исчезают. А Сорока уже подготовила следующую подсказку.
Дети возвращаются на коврик и обращают внимание на схему, на которой воспитатель открывает следующий сектор. На нем схематически изображен пение птицы.
Воспитатель. Как вы думаете, о чем хочет сказать нам Сорока? Правильно догадались: надо вернуть голоса ее друзьям. Вспомните, как поет синица? (Тинькает).
Как говорит воробей? (Чирикают).
А как ворона общается с родственниками? (Каркает).
Когда прилетают снегири, как они здороваются с нами? (Снег-снег, снег-снег).
Только дятлу никогда петь, потому что он все время занят. Что он делает? (Стучит).
Вот наши птицы уже почти освободились от чар. им очень хочется быстрее добраться родного дома. Как вы думаете, дети, куда мы сейчас отправимся?
Путешествие в лес
Педагог открывает на схеме сектор со схематическим изображением леса.
Воспитатель. Сорока подсказывает, что мы должны идти в лес. Но путь туда нелегкий.
Проводится физкультминутка. Дети идут за воспитателем, преодолевая различные препятствия.
Физкультминутка «Дорога в лес»
Воспитатель. В лес ведет узенькая тропинка. (Идут по ребристой доске). Зима лютует, не хочет нас пускать. Вот какие снежные сугробы намела! (Переступают через подставки-воротца). А вот дерево упало, заслонило дорогу. (Пролезают в обруч). Наконец мы пришли в лес.
Дети подходят к мольбертам . На каждом из них полотно с плоскостными изображениями деревьев (дуба, березы, рябины, ели) и пенечка, а также тарелочки с фигурками птиц.
Воспитатель предлагает разместить птиц на соответствующих деревьях.
Воспитатель. Помните, дети, как мы наблюдали за синичкой, ей очень нравилось качаться на ветках березы и клевать семена с сережек. Итак, пусть синица летит на березу. А кто из птиц любит доставать семена из еловых шишек? (Клесты).
Давайте Шишкарев посадим на елку. Как вы думаете, кто больше любит ягоды рябины? (Омелюх). Пусть он летит на рябину. Важную ворону разместите под дубом, а воробушка посадите на пенек.
Воспитатель замечает: птицы очень обрадовались, что дети сняли с них чары. А Зима лютует — то снегом засыплет, то метелью задует.
Воспитатель. Столько снега намело, что нашим друзьям трудно найти себе пищу. Как мы можем помочь птицам, которые зимуют? (Предположение детей). Сорока согласна с вами. Вот еще одна ее подсказка (открывает следующий сектор схемы с изображением кормушки).
Возле кормушки
Зимой птицам не только холодно, но и очень голодно. Поэтому люди устраивают для них кормушки.
Дети подходят к столу, где размещены кормушки из различных материалов и разнообразный корм. Воспитатель обращает внимание на кормушки. Затем вместе рассматривают корм для птиц (крошки, семечки, овес, ягоды рябины и калины, шишки, кусочки сала).
Воспитатель. Давайте, дети, накормим птиц.
Кто поймет корм для синиц? Для воробьев? Кто кормить шишкарев? (И так далее).
Дети подбирают корм для каждой птицы, кладут его к кормушке, рядом размещают небольшие фигурки птиц.
Когда дети раскладывают корм, воспитатель рассказывает, как синичка-чубарочка готовит запасы на зиму не только для себя, но и для других птиц.
Воспитатель. Как ведут себя птицы у кормушки? (Летают, прыгают, суетятся, прыгают, радуются, перелетают). Молодцы, вы помогли Сороке и ее друзьям преодолеть чары холодной Зимы. За это птицы очень благодарны вам и предлагают оставить что-то на память о них. Что может быть? (Предположение детей).
Воспитатель открывает последний сектор схемы с изображением фотоаппарата.
Воспитатель. Сорока предлагает сделать фото своих друзей.
Дети подходят к фланелеграфу, выбирают по желанию, фото птицу будут делать, и под музыкальное сопровождение выкладывают изображение его частей.
Воспитатель. Вот и исчезли чары Зимы. Птицы ожили и очень благодарны вам, дети, садитесь на коврик — вспомним, как мы помогали Сороке и ее друзьям.
Дети при помощи карты-схемы вспоминают все этапы занятия.
Воспитатель. Вам понравилось помогать птицам? Вот так — о птицах мы знаем и им помогаем.