Уровни значений IQ и их расшифровка. Что такое интеллект - признаки высокого интеллекта и самые интеллектуальные люди мира
Как правило, в рутине рабочих дней нам нет времени для саморазвития. А если и освобождается хоть часок, то многие даже и не знают, как его потратить и бесцельно проматывают не по назначению. Все мы хотим быть успешными, иметь хороший заработок, и при этом располагать большим количеством свободного времени. Для этого нужно быть не просто специалистом, а мастером своего дела. Многие работодатели, которые хорошо платят, выставляют высокие требования к своим работникам. Эрудированность, креативность, знание языков, грамотность – это далеко не весь перечень необходимых качеств.
Повышение уровня интеллекта будет не только выгодно для работы, но и принесет много интересного и неординарного в вашу жизнь. Новые захватывающие путешествия, интересные книги, новые знакомства. Одним словом: хотите улучшить свою жизнь – развивайтесь!
Процесс пойдет быстрее, если вы обладаете любознательностью и готовы прилагать усилия. На интеллект в целом влияют не только знания, но и здоровье, психическое равновесие, образ жизни и много других факторов. Например, среднее значение IQ повышается на 3 каждые 10 лет вашей жизни. Решать только вам: двигаться вперед или отстать.
Несколько советов, как повысить свой интеллектуальный уровень:
- Научитесь расслабляться. Известно ли вам, что ум воспринимает и обрабатывает информацию эффективней в расслабленном состоянии, тихой и удобной атмосфере. Напряженность, спешка, раздражение и отвлекающие факторы только вредят концентрации внимания.
- Занимайтесь спортом. Упражнения помогут работе сосудистой и эндокринной систем. Они в свою очередь улучшат мозговой кровоток, что максимизирует ваши способности. В ходе исследований установлено, что умеренные физические нагрузки укрепляют мозговую ткань и замедляют старение клеток.
- Всегда высыпайтесь. Если вы мало спите, то ваше тело будет уставшим, а мозг затуманенным. У тех, кто не высыпается, наоборот понижается интеллект. А если часто этим злоупотреблять, то можно заработать даже психические заболевания. Полноценный сон обеспечивает нормальную работу мозга и помогает организму восстановиться после тяжелого трудового дня.
- Избегайте резкого повышения сахара в крови. Резкое повышение сахара в крови понижает активность работы головного мозга и наносит ущерб нейронам. Чтобы этого избежать, нужно меньше употреблять в пищу продукты, которые могут способствовать таким колебаниям. И вообще, будет полезно пересмотреть свой рацион и перейти на здоровое питание.
- Жажда знаний. Английская поговорка гласит: « Если ты ничем не интересуешься, то ты не интересен». Жажда к знаниям подпитывает эрудицию и может сделать вас более интересным человеком. Найдите интересующую вас сферу и учитесь, приобретайте новые навыки и знания. Сделайте это вашей сильной стороной. Например, можно выучить дополнительный язык или освоить какой-нибудь танец, стать специалистом в растениеводстве или просто приготовить новое блюдо.
- Откажитесь от стереотипов и предвзятого мышления. Только ленивый ум все обобщает, делает необоснованные предположения и использует общепринятые шаблоны. Учитесь искать реальные, точные и информативные ответы и решения, иначе ваша способность критически мыслить и давать адекватную оценку происходящему резко снизится. Не делайте никогда поспешные выводы, основанные на минимуме информации. Скептицизм – лучшее средство от поверхностного ума. Быть скептиком – это не значит ни во что не верить и быть высокомерным. Наоборот это не мешает вашей открытости, доброжелательности и оптимистическому настрою. Поймите, вам отовсюду подают различную информацию, часть которой целенаправленно обманчива и нуждается в интеллектуальной критике.
- Развивайте свой разум. Мозг необходимо обучать. Тренируйтесь концентрировать внимание, анализировать, быть внимательным к деталям и хорошо запоминать. Пусть все это войдет в привычку. Для этого существует много специальных игр, задач и загадок, которые помогут достичь желаемого результата.
- Освойте технику скорочтения. Это поможет увеличить вашу эффективность и получить больший уровень информации за более короткое время. В интернете много курсов, блогов и сайтов, которые посвящены данной тематике. Выберите подходящую методику и обучайтесь.
- Не отвергайте противоположные точки зрения. Аргументы других людей помогут вам более детально изучить информацию. Не стоит попадать в ловушку «всезнайки». Эта ошибка, в конечном счете, лишит вас развития и сузит ваше мировоззрение. Конструктивное сопоставление и анализ всех точек зрения поможет проникнуть в суть проблемы и принять верное решение. Не ищите фактов, которые подтверждают только ваши умозаключения. Будьте открытыми к разным мнениям.
- Пробуйте использовать не только доминирующую руку. Если вы правша – больше задействуйте левую руку в привычных вам делах, и наоборот, если вы левша. Например, возьмите компьютерную мышь в другую руку и попытайтесь так поработать. Довольно-таки необычное и интересное ощущение, не правда ли? Таким образом, вы улучшите свои навыки и активизируете дополнительные участки мозга.
- Правильное дыхание. Разные дыхательные гимнастики помогут вам обогатить клетки мозга кислородом. Вы сможете лучше сосредотачиваться на сложных задачах.
- Попробуйте себя в творчестве. Искусство, как нельзя лучше, помогает усовершенствовать процесс мышления, открывает новые оригинальные пути решения поставленных задач. Вы научитесь абстрактно мыслить, что даст вам массу преимуществ. Можно нарисовать картину, написать книгу или стих, освоить музыкальный инструмент или заняться рукоделием.
Половина советов, как вы уже заметили, относятся к здоровью. Вряд ли, когда что-то болит или постоянно преследует плохое самочувствие, вы сможете в полной мере раскрыть свой интеллектуальный потенциал.
Список этих советов можно еще долго пополнять. Самое главное – это начать, а дальше все получится!
Изображение: pakorn\FreeDigitalPhotos.net
Интеллект - это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации.
Развитие интеллектуальных способностей предопределяет и наследственность, и развитие психических функций. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности, как память, восприятие, мышление, речь, внимание, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности, способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки и умножать знания. Чем лучше память и мышление, тем выше интеллект. Для уровня интеллекта важны и творческие способности, и социальная адаптация, а также способность решать психологические проблемы.
Психологи для определения возрастных изменений интеллектуальных способностей употребляют понятие флюидного и кристаллизованного интеллекта. Кристаллизованный, или конкретный, интеллект - это навыки речи, знания и умение применить свои знания на практике или в научной деятельности. Флюидный, или абстрактный, интеллект - это способность абстрактно мыслить, делать выводы и умение ими пользоваться. С возрастом флюидный интеллект человека снижается, а кристаллизованный наоборот повышается.
Можно ли влиять на развитие интеллекта?
В первые десять лет жизни человека интеллект постепенно повышается. В этом нетрудно убедиться, выполнив соответствующий возрасту тест. Интеллект человека 18-20 лет достигает своего пика, хотя, конечно, человек совершенствует свои умственные навыки на протяжении всей жизни, учится, приобретает опыт и т.п. Уровень интеллектуального развития можно прогнозировать сравнительно рано - даже в раннем детстве. Многие исследователи в области физиологии и психологии полагают, что интеллектуальные способности 5-летнего ребенка составляет половину способностей взрослого, а интеллектуальное развитие 8-летнего ребенка достигает 80% умственного развития взрослого. В течение первых 18 месяцев жизни ребенка ничего нельзя сказать о его будущем интеллекте, однако уже в это время необходимо развивать умственные способности ребенка.
На развитие интеллекта ребенка оказывают влияние не только наследственность, но и внешние факторы. Поэтому развитие умственных способностей ребенка можно целенаправленно стимулировать. Положительное влияние на его формирование оказывает внимание, забота и человеческое тепло, а также стимулирование активности, творчества и социальных контактов ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде. Серьезные нарушения умственного развития возможны при поражении коры головного мозга и различных психических заболеваниях.
Умственное развитие человека обусловлено наследуемой генетической информацией и внешними факторами среды (воспитанием, образованием и т.д.). Некоторые ученые полагают, что от среды зависит около 50-60% умственного мышления человека. Однако этому противоречат результаты исследований гомозиготных (однояйцевых) близнецов. Сегодня многие ученые утверждают, что интеллектуальность наследуется почти на 90%.
Умственные способности человека можно развивать. Для этого необходимо заниматься умственной деятельностью, больше читать. Важно, чтобы методика тренировки соответствовала возрасту человека. Если 4-летний ребенок не вундеркинд, то не следует обучать его решению сложных задач.
Коэффициент интеллекта
Коэффициент интеллекта (IQ) - это во время специального тестирования установленное соотношение интеллектуального возраста (ИВ) и возраста человека (ВЧ). Результаты теста оцениваются согласно среднему значению, характерному для этой возрастной группы людей, по формуле IQ = ИВ:ВЧ х 100.
Какой IQ высокий, а какой - низкий? Существует множество тестов и таблиц с разными значениями, ниже приводим общепринятую таблицу уровня IQ:
- IQ IQ = 70-79 - очень низкий.
- IQ = 80-89 - низкий.
- IQ = 90-109 - средний.
- IQ = 110-119 - высокий.
- IQ = 120-129 - очень высокий.
- IQ>130 - самый высокий.
Что такое интеллект, и как его наличие влияет на успешную реализацию личности - интересная тема для психологов и людей стремящихся развивать личные знания. Как стать интеллектуалом и есть ли у человеческого мозга рамки, которые дают четкие сигналы о достаточном уровне знаний и приобретенном опыте, вопрос с философским или логическим выводом - решает для себя каждый человек.
Что такое интеллект человека?
Слово интеллект возникло от латинского термина Intellectus, что в переводе звучит – познание, понимание. Интеллектом называют способность личности психически легко воспринимать и в больших объемах, склонность быстро решать сложные задачи, жизненные ситуации, при помощи активной мозговой деятельности - путем умозаключений, логических выводов. Оценка уровня знаний человека называется - коэффициент интеллекта, его вычисляют по специальным методикам и тестам.
Умственный коэффициент бывает намного выше, чем настоящий возраст человека, средние показатели знаний сверстников служат основой для выводов уровня интеллекта – умственного возраста. Средний показатель IQ - 100 баллов, показатели со значениями 90 или 110 - допустимая норма. Люди, чей IQ выше 110 - высокоинтеллектуальные личности, а баллы IQ на уровне 70 - нарушение интеллекта, в отрицательную сторону. В возрасте до 5 лет уровень интеллекта не имеет различий, принято считать, что основной фактор, формирующий интеллектуальные склонности, передаются наследственным путем.
Интеллект в психологии
В психологии мышление и интеллект - схожие процессы умственной деятельности. Мышление - склонность анализировать, строить логические выводы на приобретенных знаниях. Интеллект - способность реализовать полученные знания, результат мышления, ведущий к рациональным действиям. Человек может прочитать несколько энциклопедий, и владеть большим объемом информации, но не применять их на деле, наличие интеллекта - свидетельство о реализованных действиях личности, на основе знаний, характеризующее успешность в обществе.
Что такое искусственный интеллект?
Многих интересует вопрос, что такое синтетический интеллект. Искусственным интеллектом называют созданную человеком систему, анализирующую информацию и воспроизводит процессы мышления, схожие по действию на импульсы, происходящие в мозгу человека. Отрасль науки по созданию и изучению такого интеллекта называют информатикой. Привычные современные системы автоматического управления (компьютер, робот, автомобильный навигатор) воспринимаются обычным человеком как понятие интеллекта с искусственным мышлением, направленного на исполнение определенных функций.
Чем отличается интеллигент от интеллектуала?
Часто, понятия интеллигенция и интеллектуалы смешивают в один тип психологического поведения. Характерной чертой личности, выделяющей интеллигентного человека - высокий уровень воспитанности и культурного поведения, не только в обществе а и в любой не привлекающей внимание ситуации. Интеллигенты имеют высокий уровень образованности и зарабатывают деньги умственными трудами, отзывчивы к окружающим, интеллигенция - часть общества профессионально занимающаяся образовательным и научным трудами.
Интеллектуалов характеризует высокий уровень энциклопедических знаний, в разных областях. Поведение в обществе интеллектуала может существенно отличаться от интеллигентного, и вызывать негативные эмоции, но самые ценные вклады в развития разных научных отраслей сделаны людьми с высоким IQ, важные общественные открытия, сделаны тоже интеллектуалами.
Что такое нарушения интеллекта?
Интеллект человека может снижаться, его уровень зависит от врожденных или нажитых дефектов в структуре головного мозга. Врожденную умственную отсталость называют – слабоумием, приобретенную – старческой деменцией, олигофренией. Снижение интеллекта, может стать следствием сложной депрессии, оно может развиться после функциональных утрат органов (пропал слух, зрение) когда человек не получает информации из внешних источников.
Виды интеллекта
Врожденные способности личности, могут стать основой по которой человек сможет успешно развивать способности - выбрать любимую профессию, удачно реализоваться в жизненных планах. Что такое интеллект - в среднестатистическом индивиде гармонично развиваются несколько талантов, но ведущий - один, природные задатки личности условно делят на основные типы интеллекта:
- природный;
- музыкальный;
- математический;
- лингвистический;
- пространственный;
- личностный;
- кинестетический;
- экзистенциальный;
- межличностный.
Признаки высокого интеллекта
Высокий интеллект часто скрывается за скромным поведением, что доказано в ходе проведенных научных экспериментов. Разработать метод, точно характеризующий высокоинтеллектуального человека, пока не удалось. Составлен список признаков, свойственных личностям, чей уровень IQ выше среднестатистического показателя. Метод определения интеллектуальных людей по этим показателям – условный:
- наличие домашнего любимца – кота;
- любовь к беспорядку;
- игра на музыкальных инструментах;
- алкогольное или наркотическое влечение;
- философские взгляды и либеральное отношение к жизни;
- старший ребенок семьи, как правило, имеет уровень IQ выше чем младшие дети;
- грудное вскармливание в младенчестве;
- высокий уровень тревожности;
- леворукость;
- высокий рост;
- стройное телосложение;
- способность к раннему чтению в детстве;
- наличие чувства юмора.
Как повысить интеллект?
Развитие интеллекта – систематичная привычка, можно сказать стиль жизни. Повышая интеллект, человек каждый день тренирует память, постигает новые знания и применяет их на практике. Как – отказаться от привычки смотреть телевизор, она влечет за собой незримое засорение памяти бесполезной информацией. Употреблять низкокалорийную еду - тяжелая для желудка пища отнимает у мозга энергию, требуя затрат в пищеварительном тракте. Отлично повышают уровень IQ:
- логические головоломки;
- интеллектуальные и настольные игры с сильным противником – шахматы, покер, нарды;
- компьютерные игры, требующие концентрации внимания;
- здоровый 8-часовой сон;
- физическая активность;
- изучения иностранных языков;
- занятия точными науками.
Игры, развивающие интеллект
Регулярная тренировка мозга с получением новых знаний, может проходить в пассивный способ – чтение книг, изучение научных фактов, способ запоминания. Специалистами в области интеллектуальных изучений разработаны игры, развивающие мышление и интеллект. В современном мире, большая часть таких методик перевоплощена в компьютерные игры, споры о пользе или бесполезности таких тренировок памяти ведутся. Доказан факт, что систематичный подсчет затраты денежных средств в уме тренирует память даже в зрелом возрасте. Привычные занятия, повышающие интеллект:
- разгадывать кроссворды;
- запоминать телефонные номера;
- тренировать непривычную руку (для правши - левую) для повседневных занятий;
- читать книги вверх тормашками;
- быстро перечислять вслух однотипные предметы, однокоренные слова.
Книги, развивающие интеллект
Чтение художественных произведений повышает уровень интеллектуальных знаний, а изучение научной литературы способствует повышенному уровню концентрирования внимания – развивается способность запоминать и анализировать неизвестные детали. Современные книги для развития интеллекта имеют наглядные тренинги и головоломки, существенно развивающие интеллектуальные способности. Книги для повышения интеллекта:
Интеллект… В бытовом употреблении мы привыкли использовать это слово как синоним умственных способностей человека и редко задумываемся, сколько на самом деле в него вложено смыслов и оттенков значений, сколько научных теорий и подходов посвящено толкованию этого феномена.
Кто, например, сходу ответит, что такое вербальный интеллект? Как соотносятся мышление и интеллект, интеллект и способности?
А есть вопросы, над которыми многие, наоборот, наверняка задумывались неоднократно. Например, как повысить уровень интеллекта и можно ли вообще это сделать, если не слишком повезло с генетикой?
Объяснить, измерить, улучшить
Понятие интеллекта многогранно. В целом определение звучит так: относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Однако психология предлагает изучать эти способности с различных точек зрения. Так, в ряде концепций предпринята попытка рассмотреть творческие компоненты интеллекта (например, обоснованная гештальтпсихологами идея инсайта), а, скажем, сторонники социокультурного подхода считают его одним из результатов социализации.
Сейчас наиболее распространен взгляд на интеллект, появившийся в рамках прагматической психологии. Как считают ее последователи, он направлен прежде всего на успешное решение жизненных задач, приспособление к окружающей среде. Заслуга представителей такого подхода - определение интеллектуального уровня с помощью тестов. В начале прошлого века французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон впервые предложили методику измерения умственных способностей, и до сих пор психологическая диагностика интеллекта во многом основывается на их разработках.
Всем известен способ количественно оценить умственный уровень с помощью тестов на IQ (intelligence quotient). И хотя эта методика небезосновательно критикуется, тем не менее IQ сейчас служит универсальным показателем нормального и ненормального интеллектуального развития.
Так, показатель в пределах примерно 50-70 позволяет диагностировать нарушение интеллекта легкой степени, а данные ниже 50 - тяжелое нарушение интеллекта. А что такое интеллектуальное развитие нормального уровня, если давать ответ в таком же числовом измерении? Нормой признаны значения от 80 до 120 (столь широкий разброс объясняется большим разнообразием тестов).
Интересно, что у человека с нормальным IQ и творческие способности примерно того же уровня. А вот повышение показателя не говорит об аналогичном росте изобретательности. Дело в том, что творчество предполагает новые, неожиданные решения, а стандартный интеллектуальный тест, как правило, направлен на поиск одного, заранее заданного ответа.
От чего вообще зависит развитие интеллекта личности, и как можно на него повлиять? Ученые всего мира бьются над поиском ответа на этот вопрос, но пока полученные данные весьма неоднозначны. Кто-то говорит, что с генетикой не поспоришь, а кто-то считает, что повышение интеллекта любого ребенка можно обеспечить правильными условиями воспитания.
О том, как быстро и надолго повысить интеллект, тоже много спорят, хотя основные способы известны: осваивать новое, решать кроссворды и головоломки, не забывать о физических упражнениях… И да, тренировки мозгу нужны постоянные: прогресс теряется так же быстро, как наращивается.
Он бывает разным
Учитывая, как по-разному психология объясняет само понятие, логично, что и виды интеллекта, и его структура также не имеют однозначной научной интерпретации.
Структура интеллекта чаще всего включает три основных составляющих. Так, в ней традиционно выделяется фактор G (генеральный фактор, или фактор общего интеллекта) и фактор S (фактор специфических особенностей). Первый иллюстрирует способности к выполнению интеллектуальных заданий вообще, а второй показывает умение решать конкретные задачи.
Срединное положение между этими двумя уровнями занимают так называемые групповые факторы. Их наличие обосновывается тем, что можно сгруппировать схожие показатели, за которые отвечает одна способность. Английский психолог Тернстоун выделял более десятка групповых факторов, но признанными стали следующие семь из них:
- Беглость речи.
- Ассоциативная память.
- Понимание слов.
- Фактор оперирования числами.
- Скорость восприятия.
- Пространственное мышление.
- Рассуждение и логика.
Интересна также теория, основоположником которой стал британский и американский психолог Реймонд Кеттел. Он говорил о том, что интеллект человека состоит из двух слоев: текучего и кристаллизованного.
Текучий закладывается генетически и определяет способности обучаться новому и решать текущие задачи; кристаллизованный - это устойчивая система накопленных знаний, которая обновляется в течение всей жизни человека. Текучий интеллект, как считается, достигает пика в ранней молодости, а с возрастом постепенно ослабевает.
Что касается видов явления, то здесь уместно вспомнить теорию, принадлежащую Ховарду Гарднеру. Изучая интеллект, он пришел к выводу, что существуют множественные его виды, а потому стандартное измерение интеллектуальных способностей в целом должно уступить место дифференцированному подходу. Эти виды таковы:
- Логико-математический ().
- Внутриличностный (способность четко осознать собственные чувства и желания).
- Межличностный (понимание того, что значит та или иная эмоция другого человека).
- Музыкальный (восприятие звуков и их различных характеристик (высоты, тона), чувство ритма).
- Пространственный (способность представлять предмет в различных измерениях, визуально оценить его параметры).
- Телесно-кинестетический (владение телом).
- Лингвистический (связан с языком, речью, умением формулировать и связно излагать мысли).
По Гарднеру, все типы интеллекта равноценны, и лишь общество придает тому или иному большее значение, чем другим. Скажем, в современном мире высоко ценится умение оперировать числовыми данными и абстрактными категориями, владение речью и коммуникабельность.
Следовательно, в школе успешными считаются дети, у которых преобладает лингвистический, межличностный и логико-математический виды интеллекта. Однако, к примеру, тот, кто мечтает стать танцором, скорее будет озабочен тем, как развить интеллект другой - телесно-кинестетический и музыкальный, будущему архитектору понадобится пространственный тип и так далее.
Разум и чувства
Обратим внимание на меж- и внутриличностный типы. Их часто объединяют, ведь оба они отвечают за распознавание эмоций, только в одном случае своих, а в другом - тех, кто рядом. Что такое эмоциональный интеллект и как повысить его уровень, пишут в последнее время много, а вот о некоторых его негативных особенностях - значительно меньше.
Так, результаты исследования австрийских психологов свидетельствуют, что люди, обнаруживающие признаки высокого интеллекта такого рода, часто проявляли склонность к нарциссизму и манипулированию окружающими. Таким образом, высокий интеллект эмоционального типа становится поистине взрывоопасной смесью в сочетании с карьеризмом.
И действительно, людям, читающим коллег (а главное - начальство) как открытую книгу, совсем не обязательно демонстрировать профессиональные достижения, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Кроме того, развитая способность распознавать эмоции может спровоцировать излишнюю самоуверенность. Человек знает о собственном умении понимать других и полагается на первое впечатление, не желая копать глубже, что приводит к совершенно неправильным выводам о ситуации и ее участниках.
Вот и получается, что нужно думать не только о том, как развить эмоциональный интеллект, но и о том, как уберечься от опасностей, которые таит в себе эмоциональная компетентность. Автор: Евгения Бессонова
Под уровнем интеллекта обычно понимается количественная оценка умственных возможностей личности. Интеллект всегда отражает способности человека к обучению и развитию. Чем более широкая картина мира формируется у отдельного индивида, тем более высоким можно назвать уровень IQ. Традиционно уровень интеллекта измеряется тестом Айзенка, который формирует достаточно точный результат в количественных показателях. Исследование уровня интеллекта сегодня может пройти любой человек.
Показатели в единицах измерения
Традиционно принято считать высоким результатом исследования, если IQ человека равно 200 единицам. Таких людей на самом деле во всем мире немного. Как правило, они занимаются научной деятельностью или творчеством. Средний уровень интеллекта соответствует 90- 120 единицам. Данные показатели наблюдаются у большинства людей, живущих на земле. Низкий уровень интеллекта начинается с 70 единиц и опускается ниже. Вообще низкий интеллект говорит, как правило, о легкой или выраженной форме умственной отсталости.
Какие факторы оказывают влияние на уровень интеллекта?
Говоря о показателях выраженности интеллекта, нелишним будет упомянуть, какие составляющие находятся в основе развития умственных способностей.
- Наследственность. В традиционной культуре принято полагать, что гены оказывают влияние на . С этим утверждением трудно спорить. Замечено, что в семьях с высокими показателями умственных способностей и дети растут более развитыми. Внимание, память, мышление, речь – все это проявляется у них в превосходной степени. В семьях, где оба родителя являются деградировавшими личностями, ребенок не будет получать никакого толчка к развитию. Возможно, это связано так же с тем, что ему никто не уделяет должного внимания.
- Окружающая обстановка. Безусловно, маленького человека во многом формирует та атмосфера, в которой он находится и растет длительное время. Окружающая среда прививает ему свои , стремления и задачи. Личность формируется только в обществе. Когда малыш с рождения испытывает на себе теплое отношение, он учится уважать и ценить собственное «я». Впоследствии из такого ребенка вырастает целостная личность, которая знает, в чем заключается ее предназначение и основная жизненная задача.
- Раса, возраст и пол. Многочисленные исследования среди разных народов показывают, что все они развиты не одинаково. Больший уровень интеллекта замечен у европейцев, а меньший у народов Африки.
Что касается возраста, то здесь специалисты единодушно сходятся во мнении, что со временем у человека угасают умственные способности. Происходит это по той причине, что взрослый человек мало сил вкладывает в самообразование, а уделяет большее внимание собственным детям. У детей, кстати, наблюдается быстрый рост умственных способностей – развитие идет постепенно, но верно.
Среди девочек много интеллектуально развитых личностей, но особых колебаний среди показателей их интеллекта не выявлено. Мальчики отличаются друг от друга степенью развития интеллекта больше: среди них много как очень умных, так и тех, кто существенно отстает в развитии.