Тайна гибели пассажирского лайнера «лузитания. Последнее плавание «Лузитании
В 14 часов 10 минут 7 мая 1915 года на один из крупнейших океанских лайнеров в мире «Лузитания» было совершено первое военное преступление начала XX века. За 18 минут погибло 1198 мужчин, женщин и детей. Споры о его гибели до сих пор не прекращаются.
Седьмого мая 1915 года «Лузитания» жемчужина «Cunard Line» завершал плавание из Нью-Йорка в Ливерпуль, когда неожиданно немецкая субмарина поразила его всего одной торпедой. После мощнейшего и совсем необъяснимо второго взрыва «Лузитания» затонула. После трагедии мир уже никогда не станет прежним, а тайна той катастрофы уже какой день волнует многих людей, раскрытие которой еще не удалось никому. Но все же одна из многочисленных научных экспедиций в 2011 году стала на пороге открытия причины гибели «Лузитании».
Итак, в 1965 году через 50 лет под после катастрофы были найдены архивные записи интервью с людьми, которым все-таки удалось выжить в катастрофе парохода. Они были шокирующие, потому что эти люди стояли на один шаг от смерти. Гибель «Лузитании» координально изменила ход ведения войны. Также как и теракты 11 сентября 2001 года, почти сто лет спустя эта атака нанесла сокрушительный удар по общепринятым нормам морали. Когда торпеда покинула торпедную шахту, понятие «мирные жители» уже не имело значения. Это и положило начало дискуссий о морали и нравственности, которые продолжаются по сей день.
В момент катастрофы произошло два взрыва - первый от торпеды, а за ним последовал второй, после которого, по словам очевидцев, были сокрушительные последствия. Многие считают, что именно второй взрыв предрешил судьбу пассажирского судна, унеся множество жизней, и придав трагедии статус военного преступления.
Летом 2011 года тяга к поискам ответов вылилась в научную экспедицию, а также стало кульминационным моментом сорокалетней работы для человека, который являлся владельцем «Лузитания». На тот момент ему было 83 года. Это был бизнесмен Gregg Bemis, который приобрел одну треть «Лузитании» в 1967 году. С тех пор он стал известной фигурой в ирландском сообществе дайверов. В 1982 году Gregg Bemis стал единоличным владельцем «Лузитании», и он планировал произвести подъем судна, которое затонуло всего в 20 километрах от побережья Ирландии. «Лузитания» покоится на глубине 90 метров. В 1995 году правительство объявило останки лайнера национальным наследием, поэтому на исследования потребовалось разрешение правительства.
подводный скафандр Triton
Выделив несколько сотен тысяч долларов, бизнесмен Gregg Bemis снарядил экспедицию, стоимость пребывания одного дня в море которой составляло более 90 тысяч долларов. Успехи экспедиции также завесили от четкой работы высокотехнологического оборудования и опыта специалистов. В распоряжении водолазов появился специальный подводный скафандр, с помощью которого они могли проводить под водой несколько часов. Также у исследователей имеется маневренная двухместная мини субмарина, с возможностью погружения до 600 м. Подводный аппарат оборудован камерой на дистанционном управлении, способной проникать в места недоступные для водолаза, а также системой резаков, работающие по принципу пескоструйного аппарата.
На протяжении многих лет было множество экспедиций по изучению «Лузитании», но еще никогда не было задействовано такого количества высокотехнологичных устройств, и никто не пытался разрезать корпус, чтобы изучить последствия взрыва.
британский океанский лайнер «RMS Lusitania»
То, что сегодня выглядит грудой обломков, когда-то были передовыми достижениями современной цивилизации. В 1906 году когда «Лузитания» была спущена на воду, она стала самым крупным средством передвижения, из когда-либо созданных человечеством. Больше 2,5 футбольных полей в длину пассажирское судно стало первым кораблем, который пересек Атлантический океан менее чем за 5 суток. 25 отделенных друг от друга котельных производили энергию на 4 паровые турбины мощностью 68 тысяч л.с., однако «Лузитания» была не просто пассажирским . Четырех трубное судно было перестроено как вспомогательный крейсер на случай войны, то есть соответствовать всем военным требованиям, где все машины и оборудование должны находиться ниже ватерлинии, как защитная мера от попадания вражеских снарядов. Однако никто не думал, что может произойти после попадания торпеды ниже ватерлинии.
Когда пассажирское судно готовилось в путь, в газетах прошло объявление о том, что Германия находятся в состоянии войны с Великобританией и ее союзниками, а путешественники отправившийся в морской круиз плыли на свой страх и риск. Но лишь немногие знали, что корабль вез около четырех миллионов патронов калибра 3,03 мм для британской армии. Ранним утром пассажирское судно отправилось из Нью-Йоркского порта и взяло курс на восток в направлении побережья Ирландии, где находились немецкие подводные лодки.
Немецкая субмарина, потопившая «Лузитанию» имела бортовой номер U-20. Она была построена в 1913 году. Подлодка была оснащена дизельными двигателями и имела 4 торпедные шахты - две в корме и две в носу. 30 апреля 1915 года за день до отплытия океанского U-20 покинула базу в Киле и отправилась патрулировать воды, сначала у севера Шотландии, а затем перешла в залив Святого Георга. Ее миссия была простой, патрулировать зону боевых действий вокруг британских островов и топить все , прибывавшие в Ливерпуль и выходившие из него. На подлодке было 7 торпед типа G-6 длиной 6 метров и диаметром 533 миллиметра, оснащенные 160 кг взрывчатого вещества. Это оружие развивало скорость более 70 километров в час. Два винта вращающие в противоположных направлениях позволяли торпеде сохранять прямой курс. Человек, который принял решение выпустить торпеду по «Лузитании» был 30-летний капитан Вальтер Швигер, который за три плавания уже затопил суда общим водоизмещением 45 тысяч тонн. Он был добросовестным и сознательным командиром.
Вечером 6 мая капитан «Лузитании» Уильям Тернер получил сообщение о том, что у берегов Ирландии была замечена немецкая подлодка. На борту пассажирского судна нарастало напряжение, некоторые пассажиры даже провели ночь прямо на палубах. Они были слишком напуганы, чтобы спать своих каютах. Наступило утро. Пароход «Лузитания» приближался к зоне военных действий и поджидающей ее подлодке U-20.
Утром 7 мая капитан Тернер обнаружил плотный туман прямо по курсу. Если бы туман не рассеялся через несколько часов, история с «Лузитанией» могла бы повернуться иначе, однако туман исчез, и пассажирское судно стало видно всех сторон. Именно тогда капитан принял решение, которое стало судьбоносным. Согласно морским правилам Великобритании всем кораблям, находившимся в зоне боевых действий предписывалось иди зигзагами, однако чтобы знать точное местоположение корабля капитан решил идти курсом параллельно побережью, оказавшись таким образом уязвимым для подводной лодки находившейся всего 700 м от судна. Ситуация не заставила себя долго ждать и командир подлодки отдал приказ атаковать судно одной торпедой.
7 мая 1915 года 14 часов 10 минут. В этот момент на «Лузитании» закончили подавать обед. А в нескольких метрах торпеда покинула отсек, и через 35 секунд поразила цель, обрекая на гибель 1198 человек.
Исследования «Лузитании» продолжались несколько дней. Водолазы очистили окаменевшие остатки обшивки корабля в месте, где должен быть разрез. Приливы и отливы постоянно мешали в исследовании, но работы продолжались. Вскоре на дно к «Лузитании» спустился человек в специальном костюме, который проделал отверстие в обшивке корпуса судна и с помощью магнитов оторвал ее от борта. В образовавшееся отверстие исследователи направили так называемый «видео-луч», сочетание видеокамеры, зафиксированной на подводном аппарате и прожектора для подводных работ. Вскоре перед взором исследователей возник грузовой трюм, который был усыпан множеством патронов калибра 3,03 мм. Среди множества обломков было довольно сложно распознать что-либо, но чтобы установить истинные причины взрыва, искателям пришлось взять один образец патрона.
После экспедиции в море исследование переместилось в Национальный институт по разработке взрывчатых веществ имени Лоуренса, расположенный на севере штата Калифорния. Данная лаборатория была создана для исследований в области ядерного вооружения. В специализированной лаборатории ученые провели опыты, которые могли подтвердить одну из теорий происхождения второго взрыва на судне.
Исследователи выдвинули четыре версии взрыва: взрыв котла, возгорание угольной пыли, алюминиевой пудры или пороха боеприпасов.
Версия о возгорании алюминиевой пудры сразу отпала, потому что взрыв на корабле не был столь ярким, и ни в одном из свидетельств очевидцев не упоминается о вспышках при взрыве.
Опыты с угольной пылью показали, что взрыв такого происхождения также не мог нанести такой урон судну.
Самую вероятную версию взрыва о возгорании пороха для боеприпасов, который тайно перевозился в грузовых трюмах, ученые опровергли. Дело в том, что возгорание пороха должно было произойти сразу после попадания торпеды, а второй взрыв на «Лузитании» прогремел спустя 30 секунд.
И вот с помощью компьютерных технологий, которые основаны на физике и термодинамики ученые определили, что торпеда могла нанести урон и вызвать пробоину в корпусе от 6 до 9 метров, через которое более 800 тонн холодной морской воды мгновенно попало на разогретый котел с 23 тоннами воды высокой температуры. Именно это, по мнению ученых, могло стать основной причиной взрыва, которые вызвали разрушения.
Но каков бы не был ответ трагедия «Лузитании» будет вечно жить в памяти людей, даже в самых неожиданных местах. В 1982 году три гребных винта пассажирского судна были подняты со дна моря. Вскоре один из них оказался возле больницы в Далласе, штат Техас недалеко от того места, где был убит президент США Джордж Кеннеди. Как и споры о причинах гибели «Лузитании» споры этого преступления никогда не прекратятся. События 7 мая 1915 года отменили общепринятые правила ведения войны. И сегодня «Лузитания» ревностно хранит свои секреты, которые скоро окончательно уйдут в небытие, так и не позволив истории раскрыть их.
Вторая катастрофа века - гибель в 1915 г. гигантского английского лайнера «Лузитания», которая произошла при обстоятельствах странных и до сих пор не ясных. Эту катастрофу назвали одним из самых трагических и загадочных событий Первой мировой войны. Многие детали этой катастрофы и по сей день почему-то считаются секретными. Между тем на первый взгляд ничего особо таинственного в этой истории быть не должно.
«Лузитания» была гордостью английской пароходной компании «Кунард Лайн». Построенная в 1907 году, когда германские трансатлантические компании развернули особенно активную борьбу за «место под солнцем», она должна была напомнить всем, что Великобритания по-прежнему остается владычицей морей. Помимо этого, парламент и Адмиралтейство возлагали на «Лузитанию» особые надежды как на потенциальный военный корабль. На лайнере, в случае необходимости, можно было установить двенадцать скорострельных орудий. Так что не без основания немецкие трансатлантические компании видели в «Лузитании» мощного соперника, а германские власти обвиняли британское правительство в использовании лайнера для перевозки через Атлантику оружия и другой контрабанды. На медали, отлитой мюнхенскими мастерами в августе 1915 года, «Лузитания» изображена с военным самолетом и орудием на палубе под сатирическим комментарием «Никакой контрабанды». На оборотной стороне виден скелет, продающий билеты, а по верху идет надпись «Бизнес прежде всего», намекающая на то, что «Кунард Лайн» ради своего обогащения сознательно подвергает риску гражданских людей. Как бы то ни было, экономические и военные интересы германской верхушки совпадали, и на «Лузитанию» была устроена самая настоящая охота.
Хроника событий такова.
Седьмого мая 1915 года корабль «Лузитания», совершавший рейс Нью-Йорк-Ливерпуль, был атакован немецкой подводной лодкой U-20 Вальтера Швигера недалеко от южного берега Ирландии. С расстояния в семьсот пятьдесят ярдов он послал единственную торпеду. Это произошло в 2 часа 10 минут пополудни. Огромный лайнер исчез в волнах всего за 18 минут, оставив на поверхности мешанину из людей, палубных кресел, весел и массы обломков. Глядя на эту картину со своей субмарины, даже Швигер был потрясен. Позже он сказал, что это было самое кошмарное зрелище, когда-либо им виденное. Тогда же он сделал в бортовом журнале следующую запись: «Очевидно, судно недолго будет оставаться на плаву. Я погружаюсь на глубину двадцать четыре метра и ухожу в море. Я не смог выпустить вторую торпеду в эту толпу живых людей, пытающихся спастись».
Из 1959 человек, находящихся на борту корабля, погибли 1198.
Немецкая подводная лодка торпедировала и потопила пассажирское судно...
Но со временем стали возникать иные гипотезы. Так, по свидетельству английского журналиста К. Симпсона, заинтересовавшегося «делом "Лузитании"», официальная версия содержит «основательные пропуски и очевидные неточности», а также обилие тщательно сфабрикованных и подтасованных данных. Документы, обнаруженные в архивах британской пароходной компании «Кунард лайнз», а также в правительственных архивах США, заставляют посмотреть на эту историю несколько иначе.
Итак, ранним утром 1 мая 1915 года помощник капитана «Лузитании» по традиции встречал пассажиров у трапа. Но тут к нему подошли репортеры и показали утренний выпуск «Нью-Йорк три-бюн», в котором среди платных объявлений выделялось зловещее предупреждение германского посольства. Оно настоятельно не советовало американцам пользоваться услугами английских пассажирских лайнеров из-за возможности нападения германских подводных лодок. Пассажиры заволновались. Однако представитель компании «Кунард» поспешил всех успокоить: «Лайнер нашей компании был и остается самым быстрым кораблем в Атлантике. И никакой немецкий военный корабль или подводная лодка просто не смогут догнать "Лузитанию"». И после полудня точно по расписанию «Лузитания» отвалила от причала нью-йоркского порта...
В период Первой мировой войны английские гражданские моряки должны были подчиняться распоряжениям офицеров Адмиралтейства. Именно военные определяли курс торговых и пассажирских кораблей, сообщали капитанам сведения о немецких подводных лодках. Зная секретные радиокоды немецкого флота, английские военные радиостанции перехватывали радиосигналы находящихся в море немецких подводников и определяли их местонахождение.
Капитан «Лузитании» Тернер перед выходом в море никакого предупреждения не получал. Лишь вечером 6 мая на лайнер пришла радиограмма: у южного берега Ирландии замечена германская подводная лодка. Причем радиограмма была передана не морским командованием, а командиром противолодочной флотилии адмиралом Коуком, который, получив сообщения о гибели двух небольших пароходов, определил район действия подводной лодки.
Радиограмма пришла, когда лайнер приблизился к проливу Святого Георга. Именно там вражеские подводники чаще всего подстерегали добычу. Но капитан не мог изменить курс корабля без приказа офицера Адмиралтейства или, в крайнем случае, без указания командира военного корабля. Поэтому капитан Тернер спустился в салон, буднично сообщил пассажирам о возможности появления вражеских подводных лодок и успокоил всех, сказав, что лайнер находится под охраной Королевского флота. Это были не пустые слова, так как у мыса Фастнет-Рок атлантические лайнеры обычно конвоировались английскими крейсерами. Но в то день 7 мая ни одного боевого корабля Королевского флота рядом почему-то не оказалось. И никто не помешал немецкой субмарине атаковать «Лузитанию», которая пошла на дно после первой же торпеды...
Уже после окончания войны многих историков заинтересовал вопрос: почему столь большой корабль затонул столь быстро? По британской версии, это произошло потому, что по судну было выпущена не одна, а две торпеды. Однако даже правительственная комиссия не смогла толком объяснить, почему пусть даже две торпеды вызвали на судне столь катастрофические разрушения...
В 1926 году известный английский историк морского флота Вильсон попытался прояснить ситуацию, отметив, что среди груза «Лузитании» были «ящики с винтовочными патронами и не начиненными, пустыми заготовками для шрапнельных снарядов». Всего 3800 ящиков, обшитых холстом,- груз, обозначенный для пущей секретности в судовых документах как упаковки с сыром. По тем же документам отправителем этого загадочного груза значился гражданин США А. Фрезер. Но, как показала проверка, в тот момент Фрезер был несостоятельным должником и никак не мог себе позволить отправить через океан столь крупную партию груза.
На основании этого факта К. Симпсон предположил, что Фрезер - подставное лицо, при помощи которого англичане оформляли вывоз из США военных материалов, произведенных на заводах компании «Дюпон».
В Германии стала общепризнанной версия о том, что взрыв торпеды повлек за собой детонацию значительного количества боеприпасов, находившихся в трюме около угольных бункеров. Именно по этой причине у тонущей «Лузитании» оказались разрушены палубы и надстройки, отметил в своих мемуарах бывший министр морского флота Германии Тирпиц.
Эту же версию косвенным образом подтвердил и пассажир «Лузитании», канадский профессор Ж. Марешаль, который утверждал, что после взрыва торпеды он услышал второй взрыв, который представлял собой звук взрывающихся боеприпасов. Ошибиться профессор не мог, так как за годы военной службы приобрел определенный опыт.
В свете всего этого даже председатель Королевской комиссии лорд Мерси впоследствии признал «дело "Лузитании"» «грязной историей»...
А попытка пролить на нее свет истины много позднее тоже оказалась безрезультатной. Когда в апреле 1982 года шотландский корабль «Мэрвиг» подошел к месту гибели «Лузитании» и с борта корабля была спущена небольшая, дистанционно управляемая подводная лодка, подводные телекамеры показали, что носовые отсеки затонувшего лайнера были очищены от обломков, а крышка грузового люка сорвана. Когда камеры «заглянули» в трюм, появилось изображение внутренней корабельной обшивки с глубокими продольными бороздами, которые мог оставить ковш для подъема затонувших предметов и грузов.
Кто-то явно постарался замести все следы...
Летом 1993 года команда ученых, в которую входил сотрудник Океанографического института в Вудс-Холле Роберт Бэллард, воспользовавшись финансовой поддержкой Национального географического общества США, обследовала останки некогда огромного роскошного лайнера, обладателя Голубой ленты Атлантики приза, присуждавшегося самому быстроходному судну, и жертвы одной из наиболее загадочных и поразительных морских трагедий нашего времени.
Как это было
Они знали об опасности. Пассажиры, поднимавшиеся 1 мая 1915 года с нью-йоркского пирса № 54 на борт лайнера Британского королевского флота «Лузитания», отправлявшегося в Ливерпуль, были осведомлены об угрозе Германии топить все суда в зоне военных действий вокруг Британских островов. Две страны сражались уже девять месяцев. Некоторым путешественникам, вероятно, даже попадалось на глаза зловещее предупреждение германского посольства, опубликованное в газетах.
Но очень немногие верили, что цивилизованная страна может без предупреждения напасть на безоружный пассажирский пароход. Дымя всеми четырьмя трубами, «Лузитания» выглядела внушительно, даже несокрушимо, когда уходила из Нью-Йорка в свой последний рейс...
«Лузитания» была гордостью английской пароходной компании «Кунард Лайн». Построенная в 1907 году, когда германские трансатлантические компании развернули особенно активную борьбу за «место под солнцем», она должна была напомнить всем, что Великобритания по-прежнему остается владычицей морей.
Помимо этого, парламент и Адмиралтейство возлагали на «Лузитанию» (и на построенный в то же того же типа лайнер «Мавритания») особые надежды как на потенциальный военный корабль. На лайнере, в случае необходимости, можно было установить двенадцать скорострельных орудий. Машинное отделение обеспечивалось дополнительной защитой. Движимое гигантскими паровыми турбинами, судно развивало скорость до двадцати шести узлов. В 1909 году «Лузитания» пересекла Атлантику за 4 дня 10 часов 51 минуту. Этот рекорд был побит только в 1935 году. Лайнер был не только быстроходен, но и очень красив. Его даже называли плавучим дворцом. Во время своего первого захода в нью-йоркский порт в 1907 году корабль вызвал всеобщее восхищение.
Так что не без основания немецкие трансатлантические компании видели в «Лузитании» мощного соперника, а германские власти обвиняли британское правительство в использовании лайнера для перевозки через Атлантику оружия и другой контрабанды. На медали, отлитой мюнхенскими мастерами в августе 1915 года, «Лузитания» изображена с военным самолетом и орудием на палубе под сатирическим комментарием «Никакой контрабанды». На оборотной стороне виден скелет, продающий билеты, а по верху идет надпись «Бизнес прежде всего», намекающая на то, что «Кунард Лайн» ради своего обогащения сознательно подвергает риску гражданских людей.
Как бы то ни было, экономические и военные интересы германской верхушки совпадали, и на «Лузитанию» была устроена самая настоящая охота.
Вальтер Швигер, тридцатилетний командир немецкой подводной лодки «U-20», не мог поверить своей удаче. Он только вознамерился искать огромный пассажирский пароход у южного побережья Ирландии, где, по его мнению, тот собирался укрыться, как судно оказалось прямо перед ним. Швигер сказал одному из друзей, что невозможно было выбрать лучший курс, чтобы выйти прямо в зону торпедной атаки. С расстояния в семьсот пятьдесят ярдов он послал единственную торпеду. Это произошло 7 мая 1915 года, в 2 часа 10 минут пополудни.
Впередсмотрящий на носу «Лузитании», заметил тонкий пенный след, тянущийся к судну. «Торпеда по правому борту», закричал он в мегафон. Один из спасшихся пассажиров вспоминал, что взрыв прозвучал так, как будто «молот весом в миллион тонн ударил по паровому котлу в сто футов высотой». Секунду спустя последовал еще более мощный взрыв, взметнувший над палубой фонтан воды, угля и обломков.
Сразу накренившись на правый борт, и выставив винты над поверхностью, лайнер начал быстро погружаться носом. Пассажиры скатывались по уходившим из-под ног палубам. Спасательные шлюпки по левому борту зависли над палубой, а по правому оказались вынесенными слишком далеко в море, поэтому воспользоваться ими было крайне сложно. Несколько шлюпок были так перегружены, что перевернулись, и люди оказались в воде.
«Найдите всех детей, каких сможете», приказал своему слуге самый известный из пассажиров Альфред Дж.Вандербильд. Миллионер, спортсмен, но, тем не менее, плохой пловец, он в свои последние минуты надевал на детей спасательные жилеты.
Восемнадцатилетняя Элис была одной из двух гувернанток семьи Уорренов, присматривавших на «Лузитании» за их четырьмя детьми. Торпеда попала в лайнер, когда Элис готовилась покормить самую младшую трехмесячную Одри.
«Я услышала ужасный грохот и сразу поняла, что произошло», вспоминает Эми. Завернув Одри в шаль, она обвязала ее концы вокруг шеи, сделав нечто вроде пращевидной повязки, схватила за руку пятилетнего Стюарта и побежала наверх, к шлюпочной палубе. Матрос посадил Стюарта в ближнюю спасательную шлюпку, но когда туда же попыталась сесть Элис, матрос ей не позволил сделать это, сказав, что она переполнена. И девушка, без спасательного жилета, с привязанной к шее Одри, прыгнула в воду рядом со шлюпкой. Какая-то женщина, находящаяся в шлюпке, схватила Элис за ее длинные, развевающиеся волосы и втащила внутрь.
«Мои волосы спасли нам жизнь», говорит она. Родители Одри тоже были спасены. Но еще двоих детей и присматривавшую за ними вторую гувернантку больше не видели. Элис и Одри с тех пор никогда не разлучались. «Она все еще мой ребенок», много десятилетий спустя говорила Элис Друри.
Огромный лайнер исчез в волнах всего за восемнадцать минут, оставив на поверхности мешанину из людей, палубных кресел, весел и массы обломков. Глядя на эту картину со своей субмарины, даже Швигер был потрясен. Позже он сказал, что это было самое кошмарное зрелище, когда-либо им виденное. Тогда же, в 15 часов 25 минут, он сделал в бортовом журнале следующую запись:
«Очевидно, судно недолго будет оставаться на плаву. Я погружаюсь на глубину двадцать четыре метра и ухожу в море. Я не смог выпустить вторую торпеду в эту толпу живых людей, пытающихся спастись».
Известие о катастрофе полетело через Атлантику. Заголовки газет Бостона и Ньй-Йорка кричали об ужасных новостях. Из находившихся на борту 1959 человек было спасено всего 764. Среди погибших оказалось девяносто четыре ребенка.
«Тела были свалены на пирсе, как дрова, вспоминает Уильям Суэнтон из ирландского города Куинстауна, которому было девять лет, когда пришли рыбацкие лодки с жертвами с «Лузитании». Моя сестра носила к морю котелки с горячим супом для спасшихся. В ту ночь в нашем доме нашли приют тридцать человек».
Сцена в Куинстауне потрясала воображение. При мерцающем свете керосиновых ламп мужчины и женщины искали среди мертвецов своих близких. Добровольцы переносили во временные морги неопознанные тела, которые позже похоронили в трех общих могилах.
Американцы были разгневаны нападением, унесшим жизни ста двадцати трех их соотечественников. Газеты называли торпедирование «преднамеренным убийством» и «подлым поступком», а политики, включая будущего президента Теодора Рузвельта, требовали принятия ответных мер против Германии. Плакат, напечатанный в Бостоне, изображавший тонущую женщину с ребенком, призывал американцев вступать в вооруженные силы.
Нападение на «Лузитанию» часто называют причиной вступления Соединенных Штатов в первую мировую войну. Это справедливо только отчасти. За три месяца до потопления судна президент Вудро Вильсон потребовал призвать Германию к «суровому ответу» за нападения ее подводных лодок на гражданские суда. Однако он также знал, что американский народ, несмотря на гнев, вызванный гибелью «Лузитании», все еще не хочет ввязываться в войну. Описываемые события произошли почти за два года до того, как Соединенные Штаты приняли участие в европейском конфликте.
По поводу гибели «Лузитании» начались многочисленные споры. Британское правосудие возложило всю вину за трагедию на командира субмарины. Однако германское правительство указывало на британских чиновников, обвиняя их в использовании лайнера в незаконных военных целях что, тем не менее, им никогда не удалось доказать. Кое-кто из американцев, симпатизировавших Германии, выдвинул теорию, что британское Адмиралтейство преднамеренно подставило «Лузитанию» в надежде, что ее атакуют, и таким образом Соединенные Штаты будут втянуты в войну. Позже некоторые аналитики обвинили в разработке этого плана Уинстона Черчилля, в то время первого лорда Адмиралтейства, приводя в качестве доказательства цитату из написанного им еще до катастрофы письма, в котором говорится, насколько важно было бы «привлекать к нашим берегам суда нейтральных государств, особенно Соединенных Штатов, в надежде поссорить их с Германией». Однако другие исследователи отрицают, что Черчилль мог быть настолько циничен, и цитируют предупреждения, посланные «Лузитании» Адмиралтейством непосредственно перед ее гибелью.
Поиски и находки
Пожалуй, главными из возникших в то время вопросов были следующие: как могла единственная торпеда потопить такое огромное судно и почему оно так быстро пошло ко дну? На них, остававшихся неразрешенными почти восемьдесят лет, и надеялась найти ответы группа исследователей в 1993 году.
Возможно, самым загадочным было то, что лайнер затонул так быстро. В газетах того времени высказывалось предположение, что торпеда попала в груз боеприпасов, вызвав их детонацию и внутренний взрыв второй по счету, о котором говорили выжившие пассажиры «Лузитании» и о котором написал Швигер. Водолазы, впоследствии осматривавшие лайнер, докладывали об огромной дыре по левому борту около носа, в том месте, где обычно складируются боеприпасы.
Рассчитывая раз и навсегда решить проблему, исследователи воспользовались подводным роботом «Ясон», принадлежавшим Океанографическому института в Вудс-Холе, чтобы сфотографировать останки судна. В первый день работы сильное придонное течение затрудняло маневрирование «Ясона». Сначала кинокамеры показывали только косяки Саиды, привлеченные ярким светом прожекторов. Затем из мрака неожиданно выплыл массивный правый борт, там все еще была видна защитная красная краска, такая же, как на «Титанике», который группа нашла восемь лет назад. Увидев название судна, Роберт Бэллард почувствовал себя так, словно прочитал надпись на гробнице: «Здесь покоится «Лузитания». Но когда камеры подводного аппарата прошли над трюмом, всех ожидал большой сюрприз: дыры в предполагаемом месте не было.
Однако судно, лежащее в тринадцати милях к югу от маяка на мысе Олд-Хед-оф-Кинсейл, больше походило на помойку, чем на когда-то прекрасный лайнер. Остатки рыболовных сетей зацепились за выступающие части. Гигантские трубы давно изъедены ржавчиной, спасательные шлюпки сгнили, а останки людей пожрали обитатели морского дна. Мрачная растительность покрывала стальной корпус лайнера, и его надстройки превратились в призрачные обломки. Нос 785-футового гиганта первым ударился о дно на глубине 295 футов, тогда как его корма все еще была на поверхности. Сила удара раздробила форштевень и раскроила его посередине, как орех. Пароход завалился на правый борт, его палубы разломились, усеяв обломками морское дно.
На трехмерное компьютерное изображение современного судна, внешне напоминающего погибшее, было наложено цветное изображение «Лузитании», как она выглядела после постройки. Между третьей и четвертой трубами обнаружили место, где проломилась палуба здесь находились самые большие каюты, холл первого класса и обеденный салон. В этом же месте разломился пополам и «Титаник».
Вопросы о том, что везла «Лузитания», возникли сразу после гибели судна. Немцы всегда утверждали, что на ней находились нелегальные боеприпасы. Так и оказалось. «Лузитания» не только бросила вызов германской блокаде, перевозя такие жизненно необходимые в военное время предметы, как запасные части к мотоциклам, металлы, изделия из хлопка, продовольствие, но на ней также было 200 ящиков с винтовками, 1250 ящиков со снарядами и 18 ящиков с детонаторами, на которых были инициалы Вифлеемской сталелитейной корпорации.
Но, как показали исследования 1993 года, не боеприпасы стали причиной второго взрыва, отправившего «Лузитанию» на дно. Так что же? Может быть, гигантские паровые котлы, взорвавшиеся, когда холодная забортная вода ворвалась в машинное отделение? Если так, тогда почему спасшиеся из котельной кочегары не сообщили о катастрофическом взрыве? Более вероятен взрыв угольной пыли. Немецкая торпеда поразила правый борт лайнера примерно на десять футов ниже ватерлинии, разрушив один из больших угольных бункеров, проходивших вдоль обоих бортов. Если в этом бункере, скорее всего, пустом в конце рейса, было большое количество летучей угольной пыли, торпеда могла воспламенить ее. Собрат «Титаника», «Британик», затонувший вскоре после «Лузитании», как полагают ученые, пострадал от подобного же взрыва. Подтверждает эту гипотезу и разбросанный на морском дне вокруг места катастрофы уголь.
Некоторые повреждения «Лузитании», обнаруженные экспедицией, не связаны непосредственно с немецким нападением. В 80-х годах водолазы прорезали в ее корме узкое отверстие, чтобы достать изделия из серебра и некоторые другие предметы. Отверстия меньшего размера в корпусе около носа образовались в результате взрывов глубинных бомб, сброшенных во время второй мировой войны, когда англичане подозревали, что вражеские подводные лодки используют погибшее судно как укрытие. Ставшая домом для одинокого морского ежа неразорвавшаяся бомба до сих пор лежит рядом с покореженной надстройкой.
Документально не подтвержденные слухи о бриллиантах, золоте и других ценностях, якобы запертых в сейфах «Лузитании», на протяжении многих лет волновали кладоискателей. В 1982 году поисковая команда фирмы «Оушениринг Интернэшнл» обнаружила три из четырех латунных винтов судна, два носовых якоря и судовую рынду, а также столовое серебро, фарфор и несколько ящиков, но никаких ценностей найдено не было.
Хотя отношения между когда-то воевавшими странами стали иными, ужас, внушаемый историей «Лузитании», и в то же время ее притягательность не уменьшаются. Участники экспедиции 1993 года напоминали детективов, изучающих место преступления. С помощью мощной техники исследователи, по выражению Роберта Бэлларда, искали «дымящийся пистолет», который помог бы раскрыть тайну. Но правда о гибели «Лузитании» остается такой же мрачной и недоступной, как темные глубины Ирландского моря.
По материалам «National geographic» подготовил А.Колпаков
December 11th, 2012
Блестящая киноверсия гибели "Титаника" затмила саму катастрофу. Эту и другую таинственную катастрофу начала века - гибель "Лузитании". Гигантского английского лайнера с пассажирами на борту, погибшего при обстоятельствах странных и до сих пор не ясных.
"...Меня разбудил страшный толчок. Я бросился к кнопке электрического звонка, но тока, вероятно, уже не было. Наверху в это время были слышны свистки, крики и топот сотен ног. Плач женщин и детей смешался с ревом сирены. Я понял одно: произошло что-то страшное.
Захватив с собой лежавшие в моей каюте спасательные пояса, я бросился на верхнюю палубу. При этом мне с трудом удалось открыть дверь каюты, которая оказалась заваленной какими-то обломками. Чувствовалось, что пароход кренится. На палубе творилось нечто неописуемое.
Яркое солнце освещало пароход и около тысячи обезумевших людей, кидавшихся от одного борта к другому. Команда парохода растерялась несмотря на то, что капитан, стоя на мостике, до последней минуты отдавал приказания; пассажиры сами бросились к спасательным шлюпкам...
Когда я очутился на поверхности воды, огромный корабль исчез, а кругом на громадном пространстве плавали черные точки людей. Вдали видны были неясные очертания берегов Ирландии. Солнце грело, но в воде было холодно". - Только через два часа, которые, как вспоминает свидетель катастрофы, он провел "в страшном оцепенении", подошло спасательное судно.
Заметим, речь идет не о гибели "Титаника" . Блестящую киноверсию знаменитой морской катастрофы трудно сравнить со скупым и безыскусным описанием событий, перепечатанным нами из русского журнала 1915 года. Но тогда, в дни гибели огромного пассажирского английского корабля "Лузитания", мировую общественность буквально лихорадило от противоречивых слухов, предположений и догадок. Название погибшего корабля склонялось и спрягалось на страницах газет, в правительственных меморандумах и... дипломатических нотах.
Что же случилось? Гибель корабля кажется загадочной, более того - создается впечатление, что до сих пор в Англии правительственные документы по "делу" "Лузитании" представляют собой строгую государственную тайну. И все-таки попробуем приоткрыть ее завесу.
Британский океанский лайнер «Лузитания» (RMS Lusitania), известный, прежде всего, своими роскошными номерами и скоростными возможностями, курсировал через Атлантический океан между США и Великобританией. Водоизмещение его было около 31 тыс. тонн, длина около 240 м. (длина "Титаника" - 268 метров), высота 18,5 м. В то время он был одним из крупнейших кораблей наряду с «Титаником».
Со вводом в эксплуатацию другого однотипного корабля «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» устроили скоростной спор и не один раз почётный приз «Голубая Лента Атлантики» переходил из рук в руки. Свое самое быстрое путешествие на запад «Лузитания» совершила со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году.
"Большой английский лайнер с американцами на борту, возможно, будет потоплен".
7 мая 1915 года огромный четырехтрубный английский пассажирский корабль "Лузитания", который совершал обычный по расписанию рейс Нью-Йорк - Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой U-20 недалеко от южного берега Ирландии.
Через восемнадцать минут после взрыва "Лузитания" полностью погрузилась в воду. Из 1959 человек, находившихся на борту "Лузитании", погибло 1198. По официальному заявлению представителей британского правительства, на борту пассажирского корабля не было вооружения, боеприпасов и военных моряков. Гибель "Лузитании" назвали одним из самых трагических событий первой мировой войны. Английский журналист К.Симпсон давно интересовался "делом" "Лузитании".
Обстоятельства ее гибели, обилие тщательно сфабрикованных данных, писал К.Симпсон, убедили его, что традиционная версия о бедствиях "Лузитании" содержит "основательные пропуски и очевидные неточности". Согласно утверждению Симпсона, документы, обнаруженные в архивах британской пароходной компании "Кунард лайнз", а также в правительственных архивах США, заставляют пересмотреть "дело" "Лузитании".
1 мая 1915 года точно по расписанию "Лузитания" последний раз вышла в море от причала нью-йоркского порта. Ранним утром помощник капитана "Лузитании" по традиции встречал пассажиров у трапа. На причале, кроме редких пассажиров, он увидел толпу репортеров. Английскому моряку они показали утренний выпуск "Нью-Йорк трибюн".
Среди платных объявлений в газете выделялось зловещее предупреждение: американцам не рекомендовалось пользоваться услугами английских пассажирских лайнеров из-за возможности нападения германских подводных лодок. Как следовало из текста, объявление было помещено германским посольством. На причале росло беспокойство. Но представитель компании "Кунард" успокоил всех, кто стоял с билетами у борта "Лузитании". "Лайнер нашей компании был и остается самым быстрым кораблем в Атлантике. И никакой немецкий военный корабль или подводная лодка просто не смогут догнать "Лузитанию".
Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года.
После полудня "Лузитания" вышла в море. Капитан "Лузитании" Тернер занял привычное место на капитанском мостике. Тернер был опытный моряк, но теперь, в военное время, моряки торгового флота должны были подчиняться распоряжениям морских офицеров Адмиралтейства. Военные моряки определяли курс торговых кораблей и сообщали секретные сведения о вражеских подводных лодках. Английская морская разведка могла определить, где именно в открытом море находится отправленная для выполнения боевого задания немецкая подводная лодка. Англичане получили секретные радиокоды немецкого флота. Радиостанции на побережье Англии терпеливо ждали, когда немецкие подводники, находившиеся в открытом море, с педантичной точностью подавали радиосигналы.
Но капитану Тернеру не передали предупреждение о немецких подводных лодках ни в нью-йоркском порту, где находился офицер британского военного флота, ни у берега Ирландии, где "Лузитания" вступила в зону действия береговых радиостанций. И только вечером 6 мая Тернер получил радиограмму: "У южного берега Ирландии находится германская подводная лодка".
Но радиограмма была передана не морским командованием, а адмиралом Коуком, командиром противолодочной флотилии: он приблизительно определил район действия подводной лодки после того, как получил сообщения о гибели двух небольших пароходов. Коук понимал, что "Лузитания" сближается с подводной лодкой. Но вывести в море противолодочную флотилию адмирал не мог без приказа Адмиралтейства, а такой приказ не поступил.
Капитан Тернер получил радиограмму, когда лайнер приближался к проливу св.Георга. И в мирные дни пролив был серьезным испытанием даже для опытных моряков, а в дни войны он стал вдвойне опасен: у входа в пролив немецкие подводники подстерегали добычу. Но изменить курс корабля без приказа офицера Адмиралтейства или в крайнем случае указания командира военного корабля капитан Тернер не мог.
Единственное, что он мог сделать - это привести в готовность все спасательные средства, убрать огни, задраить иллюминаторы. Капитан спустился в салон, где ярко горел свет и играла музыка, и, стараясь не повышать голос, сказал пассажирам, что не исключена возможность появления вражеских подводных лодок. "Но мы уверены, - добавил капитан, - что мы не останемся одни, потому что нас охраняет Королевский флот..." Это не были пустые слова: у берега Ирландии, у мыса Фастнет-Рок, атлантические лайнеры обычно ожидали конвойные английские крейсеры.
На рассвете 7 мая был густой туман. Капитан Тернер снизил скорость и приказал сигналить сиреной, чтобы известить военные корабли о приближении лайнера. Но рядом не было ни одного боевого корабля Королевского флота.
В Адмиралтействе, в кабинете морского министра У.Черчилля была огромная карта. Дежурные офицеры непрерывно передвигали условные знаки, которые обозначали путь каждой обнаруженной при помощи данных разведки и радиоперехватов немецкой подводной лодки. В официальных английских исторических трудах приводится исключительно высокая оценка деятельности английской разведки: "Она читала мысли германского командования и предвидела передвижение кораблей неприятельского флота".
Интересно отметить, что секретные шифры германского флота были переданы англичанам русским морским командованием: шифры были обнаружены на немецком крейсере "Магдебург", затопленном после боя с кораблями российского Балтийского флота. Водолазы проникли в командную рубку и извлекли секретные документы.
Нет сомнений, что Черчилль представлял, что значит для Англии "Лузитания", один из самых больших и скоростных кораблей. Адмиралтейство получило сообщения из Америки, которые следовало назвать весьма тревожными. Немецкие дипломаты и американцы немецкого происхождения, тесные связи которых с немецкой разведкой не вызывали сомнения, в последнее время предупреждали американцев, что английские трансатлантические лайнеры подвергнутся нападению подворных лодок. Редактор газеты немецкого землячества в США, часто выполнявший поручения германского военного атташе в США, заявил буквально следующее: "Большой английский лайнер с американцами на борту, возможно, будет потоплен".
Но британское Адмиралтейство и энергичный министр Черчилль не только не усилили меры безопасности, но проявили странную беспечность. Капитан "Лузитании" не получил тревожное предупреждение, боевые корабли не вышли в море...
В первых же сообщениях германского телеграфного агентства и газет о гибели "Лузитании" подчеркивалось, что английский лайнер не был в прямом смысле пассажирским кораблем, потому что из Америки английский корабль вез взрывчатые вещества. В те дни можно было прочесть, что "Лузитания", на самом деле, была вспомогательным крейсером Королевского флота и имела на борту тяжелую артиллерию.
Представители Адмиралтейства назвали клеветой утверждения о пушках, установленных на "Лузитании". Но они не ответили на прямой вопрос: были ли на борту пассажирского корабля опасные военные материалы. И только через несколько недель в британских заявлениях утвердилась безоговорочная версия об "исключительно мирном характере груза "Лузитании". В 1926 году известный английский историк морского флота Вильсон внес ясность: он назвал "Лузитанию" "невооруженной", но отметил, что среди ее груза были "ящики с винтовочными патронами и неначиненными, пустыми заготовками для шрапнельных снарядов ".
К.Симпсон проверил все виды грузов, которые были в трюме Лузитании". Особый интерес вызвал странный груз - 3800 ящиков, обшитых холстом, - груз, обозначенный как упаковки с сыром. Документы называют отправителя этого странного груза - гражданина США А.Фрезера. Его имя часто встречается в документах нью-йоркского порта, в 1915 году он был в списке крупнейших импортеров товаров из США. Но дальнейшая проверка показала, что до войны Фрезер был несостоятельным должником. Симпсон предположил, что Фрезер был именно тем подставным лицом, при помощи которого англичане оформляли вывоз из США военных материалов, прежде всего взрывчатых веществ, произведенных на заводах компании "Дюпон".
Рассматривая тонущую "Лузитанию", командир подводной лодки сразу же обратил внимание на густой дым и сильные разрушения палубы и надстроек. Немецкие моряки предположили, что взрыв торпеды вызвал детонацию угольной пыли или... взрыв значительного количества боеприпасов, которые находились в трюме в районе угольных бункеров. Эта точка зрения стала общепризнанной в Германии. Впоследствии министр морского флота Тирпиц отметил в мемуарах следующую причину гибели "Лузитании": "...Немедленная гибель "Лузитании" была вызвана вторым взрывом погруженных в трюмы боеприпасов".
Официальная британская версия безоговорочно утверждала, что "Лузитания" погибла в результате взрыва двух немецких торпед. "Королевская следственная комиссия", которая по традиции создается в Англии для выяснения причин крупнейших катастроф, признала в своем окончательном документе, что на борту пассажирского корабля не было боеприпасов. Ответственность за гибель пассажирского корабля была возложена на командование германских военно-морских сил, которое разрешило капитанам подводных лодок без предупреждения нападать на мирные суда.
Но добросовестность комиссии была далеко не безупречной. Все доводы, которые подвергали сомнению принятую версию, заранее отвергались. Комиссия не приняла во внимание показания пассажира "Лузитании", канадского профессора Ж.Марешаля. По его словам, после взрыва торпеды он услышал второй взрыв, сопровождаемый звуком взрывающихся боеприпасов; последнее утверждение Марешаль сделал на основании своего опыта, полученного на военной службе.
Но чиновники английского правительства заявили, что Марешалю нельзя верить, что его привлекали к суду за подлог и мошенничество: комиссии были переданы сведения об однофамильце канадского профессора, который действительно был темной личностью. И это был не единственный случай. Впоследствии лорд Мерси, председатель "Королевской комиссии", признал, что дело "Лузитании" - это "грязная история".
Однако основную ошибку следственной комиссии могли по достоинству оценить в годы первой мировой войны только немногочисленные специалисты, эксперты по морским вооружениям: даже две торпеды не могли пустить ко дну огромный корабль за считанные минуты!
Торпеды, которые применяли немецкие подводные лодки, были относительно несовершенны. Могла ли такая торпеда проделать в борту "Лузитании" пробоину, в которую, как говорили очевидцы событий, "мог проехать паровоз"?
В 1918 году огромный английский пароход "Джустишиа" был атакован подводными лодками. И хотя первая же торпеда вызвала серьезные повреждения, "Джустишиа" продержалась на плаву около суток, и за это время немецкие подводники несколько раз повторяли торпедную атаку. Немецкие моряки были уверены, что "Джустишиа" была потоплена шестью торпедами такого же типа, что применялись в 1915 году.
Современники запомнили события 7 мая 1915 года как преступление, совершенное германскими милитаристами.
Но все происходило иначе...
В английском политическом словаре есть понятие "большая стратегия": координация перспективных военных и политических планов. Посмотрим, какое место было отведено в "большой стратегии" огромным пассажирским лайнерам, которые были построены для регулярного сообщения с Америкой.
Проект "Лузитании" был создан в США в 1902 году, когда американский банкир Морган предложил английским судовладельцам построить при участии американского капитала огромные корабли, которые воплотили бы в жизнь новейшие достижения науки и техники. Морские гиганты позволили бы монополизировать выгодные пассажирские перевозки на атлантических линиях. Но предприимчивые американские банкиры нарушали секретные планы британского Адмиралтейства.
В начале XX века морское соперничество Англии и Германии достигло наивысшего предела. Англия строила огромный военный флот. Создавая новые боевые корабли, Адмиралтейство одновременно тайно субсидировало частные английские пароходные компании: по планам военных моряков пассажирские корабли в первые дни войны превращались в транспорты и вспомогательные крейсеры. Адмиралы потребовали прервать переговоры с американскими банкирами и одновременно предложили заключить выгодное соглашение: правительство выделяет субсидии для строительства огромных лайнеров. Единственное условие: в случае войны корабли поступают в распоряжение Королевского флота.
Так появились знаменитые лайнеры компании "Кунард" - "Лузитания" и "Мавритания". "Корабли-сестры" были снабжены паровыми турбинами, которые позволили достигнуть невиданной для тех лет скорости. Водоизмещение нового лайнера свыше 31 тысячи тонн и скорость не меньше 25 узлов превосходили аналогичные показатели новейших боевых кораблей того времени, линкоров.
С 1907 года "Лузитания" совершала регулярные рейсы между Ливерпулем и Нью-Йорком. Р.Киплинг с восторгом отзывался о новых кораблях: "Капитану только стоит взять штурвал - в море город в девять палуб уплывет... " Пассажиры вскоре оценили скорость и комфорт новых кораблей.
В первую неделю войны, в 1914 году, на борту "Лузитании" устанавливают платформы для орудий и подъемники для снарядов. Но вскоре "Лузитания" возвращается в Ливерпуль. На ее мачте остался флаг торгового флота.
При подготовке к войне Адмиралтейство во главе с самоуверенным Черчиллем допустило серьезные ошибки: Адмиралтейство было уверено, что основная угроза английским кораблям исходит от германского надводного флота, в том числе от наскоро вооруженных торговых кораблей.
Но Германия применяла против английского торгового флота подворные лодки. Потери росли с пугающей быстротой. Вскоре обнаружилось, что английская армия и военный флот расходуют огромное количество боеприпасов; промышленность не справлялась с планами военного производства. Правительство приняло решение закупить военные материалы в США, но грузовые пароходы подвергались атакам подводных лодок.
Именно в такой обстановке Адмиралтейство вспомнило о "самых больших и быстрых" лайнерах. Видный чиновник Адмиралтейства встретился с президентом компании "Кунард". Он пояснил, что "Лузитания" будет выполнять "особое задание правительства". "Обычные рейсы будут сопровождаться перевозкой груза, который имеет особое значение для Британии". Грузовое пространство в трюме будет расширено и передано в распоряжение Адмиралтейства. "Кунард" продолжает перевозить пассажиров и тщательно скрывает наличие "специальных грузов".
Есть все основания предположить, что руководство "Кунард" знало, что скрывается под нейтральным обозначением "специальный груз". При участии компании "Кунард" в США покупали взрывчатые вещества, которые везли в Нью-Йорк, в портовые склады. Оплата производилась через банковские счета "Кунард".
В июне 1915 года посольство Австро-Венгрии в США направило в Госдепартамент США "конфиденциальное письмо". Австрийские дипломаты подробно показали, как взрывчатые вещества американского химического концерна "Дюпон" были погружены на борт "Лузитании" в трюмные носовые помещения. Это были сорокафунтовые ящики, обшитые холстом, похожие на упаковки с сыром. Этот груз принадлежал американцу Фрезеру...
Все очевидцы гибели "Лузитании" указывали на два взрыва. Второй взрыв был несоразмерим по силе с первым: через несколько минут после второго взрыва носовая часть "Лузитании" погрузилась в воду, а корма поднялась на высоту многоэтажного дома. Торпеда немецкой подводной лодки поразила носовую часть лайнера, где находился "специальный груз" - ящики, обшитые холстом...
В одном из писем посольства Австро-Венгрии были приведены подробности, которые позволяют предположить, как и когда австрийская разведка (не исключено, что по поручению германского правительства) узнала о перевозке боеприпасов на кораблях компании "Кунард".
Поэтому, узнав о гибели "Лузитании", австрийский консул фон Ретег испытал серьезное потрясение и согласился с доводами австрийских дипломатов, которые попросили его сделать заявление, заверенное американским адвокатом, где прямо говорилось, что причиной гибели американских граждан был взрыв боеприпасов, находившихся в трюме пассажирского корабля.
Немецкая подводная лодка U20 выброшенная на побережье Дании, считается той, которая потопила "Лузитанию"
Случайны ли ошибки англичан? И можно ли назвать их действия ошибочными?
С февраля 1915 года, когда Германия начала подводную войну, британское Адмиралтейство пыталось найти действенное средство для борьбы с подводными лодками противника. Англия несла тяжелые потери: в среднем англичане теряли каждые два дня один большой торговый корабль. Одновременно немецкие подводные лодки наносили тяжелый удар по репутации и самолюбию морского министра Черчилля.
Оказалось, что технические средства борьбы с подводными лодками, применяемые флотом, явно недостаточны. Поэтому правомерным является вопрос: могло ли Адмиралтейство во главе с Черчиллем выполнять свои задачи по обороне страны? И, может быть, именно "политическое решение проблемы" избавляло не только Черчилля, но и кабинет министров от позорной отставки...
Весной 1915 года в Лондоне появляется личный представитель президента США полковник Хауз. Он должен был разъяснить британскому правительству политику США. Министр иностранных дел Англии Грей принимает Хауза в своем доме. Грей задавал откровенные вопросы, суть которых сводилась к следующему: что будет делать "дядя Сэм", если германская подводная лодка пустит ко дну океанский лайнер с американцами на борту? Хауз отвечал, что негодование охватит Америку. Грей согласился: да, в Америке много моралистов, но какой политический ответ последует со стороны правительства и президента? И Хауз признает: этого будет достаточно, чтобы "вовлечь нас в войну".
И в самом деле: гибель 115 граждан США при нападении U-20 на "Лузитанию" вызвала резкие протесты Америки. Демонстранты несли антигерманские лозунги и требовали наказать Германию. Правительство США направило в Берлин официальную ноту. Германское правительство вынуждено было ограничить подводную войну: с 6 июня 1915 года немецким подводным лодкам запрещено было нападать на большие пассажирские корабли.
Перерыв в подводной войне не был продолжительным, он был прекращен в феврале 1916 года, но за это время странами Антанты, прежде всего Англией, было сохранено 1,600,000 тонн тоннажа торгового флота, то есть около пятисот пароходов .
"Лузитания" была хорошо известна в Америке. И если принять во внимание, что накануне гибели "Лузитании" Хауз должен был довести до сведения английского правительства перечень репрессивных мер, которые были бы ответом Америки на задержание англичанами американских кораблей с "мирным" грузом для Германии, можно понять, каким подарком судьбы была для английских политических деятелей торпеда немецкой подводной лодки U-20.
Впрочем, английская "большая стратегия" в полной мере использовала совпадение интересов и долгосрочных планов Англии и США. Президент Вильсон готовился к войне, но остерегался выступать с милитаристскими заявлениями: приближались выборы, а среди простых американцев было много сторонников мира и нейтралитета США. В 1915 году президенту Вильсону нужен был повод для оправдания военных приготовлений Америки.
11 мая 1915 года, когда кабинет министров Вильсона обсуждал текст ноты протеста Германии в связи с гибелью "Лузитании", госсекретарь Брайн выступил с решительным осуждением политики президента. Он подчеркивал, что еще в начале мая президенту была представлена достоверная информация о перевозке боеприпасов кораблями английских компаний. По мнению Брайна, налицо было грубое нарушение нейтралитета США.
Но пуританская прямота Брайна, пацифиста и противника алкогольных напитков, раздражала Вильсона, и при обсуждении ноты протеста он наносит "нокаутирующий удар". Возражения Брайна отвергаются, а он был представлен как "защитник германских милитаристов, совершающих варварские действия против мирных граждан". Брайн подает в отставку. Его пост занимает Лансинг, активный сторонник сближения с Англией.
Эти изменения не остались незамеченными в Америке: оценивая политику президента, газета "Нью-Йорк таймс" поместила карикатуру - Вильсон пытается сыграть американцам новую песню "Вот твоя винтовка, Джонни".
Дальнейшие события в США напоминали фильм о жизни гангстеров. Неизвестные лица совершили налет на консульство Австро-Венгрии в Кливленде, где хранились показания инженера фон Ретега и другие документы о гибели "Лузитании". Вскоре и самому фон Ретегу пришлось предстать перед судом: его обвинили в подделке чека и приговорили к тюремному заключению.
И только в конце XX века в архивах федеральных служб США были обнаружены документы, которые позволяют сделать вывод, что секретная служба министерства юстиции США имела прямое отношение к этим "странным событиям"...
Администрация президента Вильсона хорошо знала о закулисной стороне "дела "Лузитании". Все документы были помещены в архив с предостерегающей надписью "Только для президента США".
Создается впечатление, что и в Англии правительственные документы по "делу" "Лузитании" до сих пор представляют собой строгую государственную тайну.
В апреле 1982 года корабль "Мэрвиг" шотландской фирмы "Оушеринг", которая проводит сложные подводные работы с использованием уникального оборудования, подошел к месту гибели "Лузитании". С борта корабля был спущен подводный манипулятор - небольшая дистанционно управляемая подводная лодка. Обследование места гибели "Лузитании" было задумано как рекламное мероприятие, которое должно было показать возможности новой техники.
Предварительный результат обследования превзошел все ожидания: подводные телекамеры показали, что носовые отсеки затонувшего лайнера были очищены от обломков, а крышка грузового люка сорвана. Когда подводный манипулятор медленно спустился в трюм, специалисты не могли сдержать изумления: на экране, по их словам, появилось изображение внутренней корабельной обшивки с глубокими продольными бороздами, которые оставляет ковш для подъема затонувших предметов и грузов. "Трудно представить, но трюм "Лузитании" подметен, как гостиная ", - сказал один из журналистов, принимавший участие в поисковых работах.
Подводная фотография показала, что в районе левого борта "Лузитании", в носовой обшивке заметна огромная пробоина. Эксперты по взрывчатым веществам дали заключение, что внутри трюма произошел "мощный взрыв". В английской печати сообщалось, что специалисты фирмы "Оушеринг" после подробного обследования "Лузитании" пришли к выводу: все доказательства, которые могли бы установить, какой именно груз находился в носовом трюме "Лузитании", были уничтожены после гибели корабля.
По сведениям, поступившим от английских журналистов, служба береговой охраны Ирландии сообщила, что у места катастрофы в 1946 году подолгу останавливалось вспомогательное судно британского военного флота, а впоследствии на месте гибели "Лузитании" появился корабль, который проводил подводные работы. Впрочем, и представители "Оушеринг" признали, что их не оставляло без внимания правительство Ее Величества.
Официальные лица корректно, но весьма твердо напомнили, что существуют бесспорные доказательства, согласно которым во время последнего трагического рейса "Лузитании" на борту знаменитого пассажирского лайнера не было взрывчатых веществ за исключением не очень опасных винтовочных патронов...
Однако, в 2008 году, водолазы исследовали обломки «Лузитании», расположенные в восьми милях от побережья Ирландии. На борту судна, было найдено некоторое количество боеприпасов, в том числе патроны Ремингтон. Это открытие подтверждает немецкую версию, что «Лузитания» использовалась для тайной перевозки оружия их США в Великобританию и не была в полном понимании этого слова нейтральным мирным судном. В пользу этого также говорит второй взрыв, который мог быть взрывом боеприпасов на борту.
Обнаружение обломков возрождает старые споры о миссии и обстоятельствах крушения «Лузитании» и об этом крупнейшем военном преступлении 20 века.
Примечание
В советской исторической литературе обстоятельства гибели "Лузитании" не изучались 1 . (В том числе в единственной политической биографии У.Черчилля, изданной на русском языке. - Трухановский В.Г. "У.Черчилль". М., 1977.) Краткий анализ событий, связанных с последним рейсом "Лузитании", содержится в исследовании Э.Иваняна: "Белый дом: президенты и политика" (М., 1979) и в очерках истории британских секретных операций, проведенных правительством и Форин офис: Черняк Е. "Секретная дипломатия Великобритании" (М., 1975). Примечательно, что в данных исследованиях авторы признали достоверность выводов английского журналиста К.Симпсона, содержащихся в книге, изданной в Лондоне в 1972 году солидным издательством "Лонгмен" (Симпсон К. "Лузитания". Л., 1972).
В основном в данной статье использованы документы, обнаруженные и опубликованные Симпсоном: документы из Госархива Великобритании, архивов федеральных служб США и собрания документов адвокатской конторы "Хилл, Дикинсон и компания", которая в 1915 году представляла интересы владельцев "Лузитании".
1. Очерк Л.Скрягина и И.Шмелева - "Драма "Лузитании". "О гибели английского лайнера в 1915 году" ("Знание-сила", 1966, № 5). Очерк основан на газетно-журнальных публикациях двадцатых - тридцатых годов и отражает различные предположения о причинах гибели "Лузитании".
Александр Савинов
"Знание-Сила"
"Лузитания" прибывает в Нью-Йорке в свой первый рейс. 1907
Лузитания, спальня 1 -го класса.
"Лузитания"
Дэвид Доу, капитан "Лузитании" .1915
На фотографии реконструкция торпедного пути со слов очевидца.
Спасенные с "Лузитании" в Квинстоне.
Пережившие бедствие прибыли в Квинстаун
11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца
Выезд потерпевших кораблекрушение из Квинстауна в Лондон
Спасенные пассажиры на станции на Лайм-стрит, Ливерпуль
Спасшиеся офицеры "Лузитании", слева направо: первый офицер Р. Джонс, А. А. Бисти, младший третий офицер, третий офицер и Дж.П. Льюис, 1915 год
Георг V встречается с выжившим экипажем "Лузитании"
Двое мужчин достают ящики с телами жертв из спасательного судна.
Богослужение по жертвам "Лузитании" в Вестминстерском соборе Лондона. Службу проводит кардинал Борн
Погребение жертв с "Лузитании". Лондон, Англия 1915 го
Демонстрация против немцев на Тауэр Хилл в Лондоне
Антинемецкие погромы после торпедирования "Лузитании": многие магазины чьи хозяева носили немецкие фамилии были разгромлены. На фотографии погромщики разоряют сигарный склад Шенфельда. Лондон, Англия 1915 год.
Пропагандистский плакат
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход . В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания » для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.
Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года . Она была спущена и окрещена леди Мэри Инверклайд, 7 июня 1906 года .
В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики », отобрав её у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) - на восток.
С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила своё самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году . В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году .
Война
Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.
Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания » была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик » компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:
- имя судна было закрашено,
- на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
- трубы «Лузитании» были выкрашены в чёрный вместо цветов «Кунард Лайн»,
- между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
- на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
- в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.
«Лузитания» в ряду крупнейших морских катастроф
Шаблон:Крупнейшие морские катастрофы