Созидание православной общины-поселения. Первый эшелон. исход православных общин (от эйфории до…реальности). в.м.киприянов
При обсуждении прихода Антихриста многие ориентированы на переезд из города в деревню, видя в этом спасение. Это хорошо в качестве временной, предварительной меры. Но, когда действительно придет Антихрист, его слуги вряд ли кого оставят в покое в самой отдаленной деревне. Более того, уже сейчас наступает период преследований или существенного осложнения жизни православных.
В ближайшее время всем будет присвоен сквозной идентификационный номер, заменяющий все бумажные документы. Очевидно, что исходя из существующих тенденций, он будет в форме электронной карточки с чипом. Параллельно власти собираются вводить снятие биометрических параметров людей, пока добровольно. Но закон № 157752-7 не ограничивает возможности введения обязательного предоставления биометрических параметров для получения госуслуг и работы с банками.
Ни принятие электронных карт со сквозным идентификационным номером, ни биометрия не приемлемы для православных. Может быть в деревне некоторое время и можно будет прожить без госуслуг и обращения в банки, но скорее всего потребуется оплачивать электроэнергию и налоги. А это, весьма вероятно, сделают в такой форме, что потребуется электронная карта со сквозным идентификационным номером, а потом и биометрические данные. Да и, вообще, весьма вероятно, что и до прихода Антихриста власти введут уголовное преследование тех, кто откажется от принятия идентификационных номеров и биометрии.
Поэтому возникает вопрос о более полном уходе от слуг Антихриста, например, в леса или горы. Я озаботился этим с 2015 года. Я достаточно опытный турист, много раз бывал на Кавказе. Поэтому я решил поискать возможность убежища в низкогорной лесистой части Кавказа, в том районе, где бывал несколько раз. Я изучил по интернету топографические карты и туристские отчеты и выбрал такой район, где между ближайшими селениями более 40 км горных лесов и не очень много лесовозных дорог.
Однако, когда я приехал на место, то увидел, что топографические карты не полностью отражают ситуацию. Лесовозные дороги есть в почти каждой щели, лесовозные Уралы и Камазы могут и без дорог подниматься по руслу почти любого ручья, а трелевочные трактора спокойно поднимаются почти по любому склону. Лесоразработки ведутся даже в зоне Сочинского национального парка.
С большим трудом за 3 месяца поисков мне удалось отыскать такое ущелье, где лесоразработки давно закончились. Я сделал ямы и завез туда продукты, упакованные в несколько полиэтиленовых мешков. По предварительному осмотру я решил, что сам смогу вырыть небольшую землянку и прикрыть ее буреломом. Решение не очень надежное, так как буковые леса не имеют зарослей кустарников и просматриваются насквозь на десятки метров.
Осенью у меня возникло опасение, что мои мешки могли прогрызть мыши, и я отправился проверить. Действительно, часть мешков мыши начинали грызть, но часто не догрызались до крупы. Хуже другое - пять черных мешков из полиэтилена не предохраняют от промокания. (впоследствии я стал использовать 5 литровые пластиковые бутыли для воды, обернутые металлической сеткой для защиты от мышей и крыс).
Но все это не самое страшное. Когда я переупаковывал свои запасы, на меня вышли лесник и егерь с собаками. Особых претензий ко мне у них не было. Другое дело, что я понял - чтобы эффективно организовывать охоту богатеньким, егеря регулярно осматривают всю свою территорию с собаками, проверяя следы зверей. И человеку от них никак не укрыться!
В 2016-2017 я все-таки попробовал организовать схроны у себя вблизи Ростова-на-Дону. Как турист я достаточно хорошо знал Ростовскую область, те редкие среди полей и населенки участки, где можно пытаться как-то спрятаться самому и запрятать запасы продуктов. Сразу скажу, что почти безуспешно. Из 2 наиболее перспективных мест одно оказалось почти безнадежно под контролем местного егеря - он 3 раза находил мои заброски. В другом месте, вроде мои захоронки не находили, но место очень малонадежно, в километре от жилья.
Насчет других районов разочарую. В России диких мест нет! Вся территория России поделена между охотничьими хозяйствами. И чем более дикое место, тем более оно интересно для охоты. Самое дикое место - район падения Тунгусского метеорита. Там между поселками по 40 км тайги. Но, если посмотреть в интернете топографическую карту, то окажется, что в тайге через каждые 5 км стоят охотничьи избы. Так что, и в таких диких местах местные охотники и егеря прочесывают тайгу насквозь регулярно и с собаками. Я здесь не говорю о проблемах выживания в тайге. Если у вас нет многолетнего туристского опыта или вы не спецназовец, не охотник, то это тоже трудно решаемая задача.
Так что же делать православным? Одну из версий я обсуждаю в теме "Православные поселения как убежища для отказников".
Православные поселения как убежища для отказников
С 2019 года явно, юридически наступают "последние времена" для православных. Всем будет присвоен сквозной идентификационный номер, заменяющий все бумажные документы. Очевидно, что исходя из существующих тенденций, он будет в форме электронной карточки с чипом. Параллельно власти собираются вводить снятие биометрических параметров людей, пока добровольно. Но закон № 157752-7 не ограничивает возможности введения обязательного предоставления биометрических параметров для получения госуслуг и работы с банками.
Ни принятие электронных карт со сквозным идентификационным номером, ни биометрия не приемлемы для православных. В современном российском обществе нет достаточных сил, чтобы предотвратить эти события. Даже патриотическая оппозиция (во многом атеистическая) в большинстве своем не ставит во главу угла активное сопротивление созданию в России "электронного концлагеря". Большинство верующих покорно подчиняется церковному священноначалию, которое все больше готово к полной капитуляции.
В этой ситуации имеет смысл обсудить вопрос об отступлении "на заранее подготовленные оборонительные позиции". По крайней мере, до прихода к власти истинно православного царя, на которого бы, согласно пророчеств, указал Серафим Саровский. По предсказаниям старцев он должен воскреснуть и предложить России царя. (При этом надо быть очень осторожными к идее монархии вообще, так как некоторые предлагают в качестве царя Путина, другие - Георгия, сына Марии Гогенцоллерн, дочери фашистского генерала).
Такими оборонительными позициями могли бы стать "православные поселения с особым статусом". Все равно, по мере приближения власти Антихриста, православных бы начали высылать эшелонами на Север. Лучше опередить такое развитие событий и управлять им в своих интересах.
Предлагается в имеющихся и вновь образуемых православных поселениях ввести особый статус, предполагающих право проживания без принятия электронных документов, без принятия "сквозного идентификационного номера", без сдачи биометрии. Взамен граждане, проживающие в таких поселениях, не имели бы права покидать их без особого разрешения администрации поселения.
Свободное проживание бы касалось не только самого поселения, но и некоторой зоны вокруг него (в радиусе 30-50 км) для возможности участия в полевых работах, рыбной ловли, сбора грибов и ягод для самообеспечения. По разрешению администрации можно было бы выехать в другие части России на определенный срок (например, на похороны родственников, переоформление каких-либо юридических документов и прав и т.п.). О таком разрешении давалась бы справка, что позволяло бы ездить по территории страны со старым бумажным паспортом после введения обязательных электронных документов.
Это было бы некоторым упрощенным, облегченным аналогом колоний-поселений. Сейчас такие колонии-поселения используются для содержания осужденных за легкие преступления. Вокруг них нет никаких ограждений, некоторые заключенные живут в общежитиях, некоторые имеют право арендовать жилье в обычном поселке. Государству выгодно такое содержание заключенных для обеспечения рабочей силой деревообрабатывающих предприятий в отдаленных районах Севера.
Аналогично и желающие верующие, отказывающиеся от электронных документов и биометрии, могли бы добровольно выехать для постоянного проживания в "православные поселения с особым статусом".
Одни из них могли бы работать на местных предприятиях, другие, сохранившие право на получение пенсии, жить на пенсию, оплачивая из нее аренду жилья или место в общежитии. Третьи бы арендовали или купили участок земли, который бы использовали для самообеспечения продуктами. При этом им бы разрешалось жить, например, в вагончике на своем участке, имея прописку при администрации поселения. В подобных поселениях надо сохранить или наличные деньги, или право пользоваться безналичными деньгами на вкладе по предъявлению старого бумажного паспорта.
Сейчас есть православные поселения (пока без особого статуса), в которых поселенцы, продав дорогие городские квартиры, купили участки и построили дома. К сожалению, это доступно для немногих. Да и времени не остается. Хорошо бы, если бы в таких православных поселениях была какая-то возможность принять небогатых православных в арендуемые квартиры или предоставлять в аренду небольшие участки земли с возможностью жить на них во временном жилье типа вагончиков.
Во многих районах Севера, возможно, есть заброшенные и полузаброшенные поселки, деревни. Наверное, некоторые православные согласились бы жить в старых домах, которые еще можно подремонтировать. Часто это просто вопросы, требующие небольших юридических усилий по передаче заброшенного жилья в муниципальную собственность, а из муниципальной собственности - новым поселенцам. Наконец, власти иногда могут быть заинтересованы в привлечении дополнительной рабочей силы и приложить некоторые организационные и материальные усилия для создания таких "православных поселений с особым статусом".
В России есть районы, где в большом количестве, концентрированно живут православные. Например, казачьи станицы Дона и Кубани. Может быть в этих районах массово ввести принцип "православных поселений с особым статусом"?
Власти должны понять, что насильственное установление "электронной диктатуры" рано или поздно неизбежно приведет к росту социального напряжения и в их интересах максимально его ослабить.
С уважением,
Интервью с многодетной семьей, переехавшей из города.
Несколько лет назад мои молодые верующие знакомые отважились на переезд всей семьей в сельскую местность. Чем и как они живут, не жалеют ли о своем решении, много ли трудностей испытывают?.. С такими вопросами я подошла к небольшому бревенчатому домику в обыкновенной захолустной деревушке центральной России... Во дворе бегали смеющиеся дети, лохматый сторожевой пес в конуре встретил нежданную гостью суровым лаем, на лавочке блаженствовала кошка с тремя пестрыми котятами, в колясочке под окном мирно спал грудной малыш…
После шумной и суетливой Москвы я словно попала в иной мiр, в совсем другую страну, - ту самую, по которой так тоскует любящее Россию сердце…
-
Татьяна, пять лет назад Ваша семья переехала на постоянное жительство из Москвы в деревню. Скажите, Вы не жалеете? Почему Вы приняли такое решение? И трудно ли оно Вам далось?
- Нет, мы не жалеем, хотя трудностей нам пришлось преодолеть много и, конечно, не меньше проблем еще впереди. На переезд нас благословил наш духовный отец; мы поняли, что это - воля Божия. Спустя пять лет, к нам переехали из города и наши друзья - еще четыре семьи с детьми. Переезжать нам было легко, весело и интересно - мы же молодые, так хочется романтики, приключений, чего-то нового. Главное, что нас удерживало, - это наши близкие и родственники, которые не хотели расставаться с детьми и внуками. Но, видя, что детям лучше здесь, в деревне, они нас отпустили.
Самое сложное в деревенской жизни для нас, городских, - это сельскохозяйственный календарь. Вот, например, мы привыкли, что каждый год, начиная с мая и по сентябрь, можно позволить себе выехать к морю, в горы; в общем, в городе этот весенне-летне-осенний период предназначен для отдыха, путешествий и прочих развлечений. В деревне, как вы понимаете, начиная с посева (апрель-май) и до сбора урожая (октябрь-ноябрь) - самые горячие месяцы; всем известна поговорка «летний день год кормит». Тут не то что уехать, а присесть, как говорится, некогда. Хочешь отдохнуть - жди зимы; земля спит под снегом, и человек может позволить себе тоже отдохнуть. По-другому в деревне нельзя.
Еще определенную сложность испытываешь в быту. Конечно, сейчас у некоторых есть возможность построить дом «под ключ», и тогда жизнь в деревне не будет сопровождаться неудобствами, а переезд в бытовом плане станет не столь ощутим. Но в большинстве случаев, решившись на переезд, семья должна некоторое время потерпеть. Мы с мужем, например, переехав из большой трехкомнатной квартиры в дом к нашей маме и бабушке, оказались вчетвером, с двумя малыми, детьми в одной комнате. В доме не было водопровода и канализации. И только когда родилась и подросла наша третья дочка, мы переехали в свой новый дом. Водопровод появился еще через полгода, а канализация - еще через год.
Положительный момент от всего этого - в стяжании терпения и смирения.
- Как изменилась жизнь Вашей семьи после переезда? Изменились ли Вы сами? Как при такой смене обстановки меняются дети?
- Жизнь изменилась сразу и кардинально. Муж стал вести занятия с детьми в военно-патриотическом клубе. Бабушка, мама, я и дети работаем на огороде. Надо сказать, что возможность заработать есть и в деревне. Например, одни наши друзья организовали лесопилку; кто-то занимается оказанием юридических услуг, еще одни знакомые держат корову, коз и кур и продают молочную и мясную продукцию.
Не надо думать, что в деревне - все сплошь темнота, нищета и беднота. Там немало достойных, работящих, умных и талантливых людей. Сейчас в России стали понимать, что наша страна - аграрная, испокон веков русские люди жили именно сельским трудом; и многие образованные, культурные и трудолюбивые горожане теперь переезжают в деревню.
Городские люди живут в суете, постоянной спешке. Толпа, все куда-то бегут, машины, шум... В деревне не так. За окном - тишина, только птицы поют и петухи кричат. Пройдет стадо - слышно, как мычат коровы. Когда попадаешь в такую тишину - сначала теряешься, потом даже и скука появляется. Но за всем этим мирным течением жизни начинаешь видеть мудрость, красоту нашего мiра. В городе только и смотришь, какой марки машина проехала и во что одет тот-то или тот-то. А тут - природа вся перед тобой раскрывается.
Первые, кто перестраивается на деревенский лад, - это, конечно, дети. Им все равно, что в доме нет удобств, а в деревне - выставок и кафе. Тут можно целый день бегать на воздухе, лазать по деревьям, наблюдать за домашними животными, копать, сажать, строить и делать еще кучу других важных и интересных дел. Конечно, такой немаловажный вопрос, как школа, волнует всех. Но и школа в деревне, оказывается, тоже есть. Да, пусть не так оборудована, как столичные, да и по полу зимой дует (проблема отсутствия финансирования - самая главная на селе). Зато в классе - 10-12 человек, учителя работают замечательные, на совесть, отдельно с каждым ребенком занимаются. Дочка наших друзей первый класс закончила в одной из Московских школ. Во второй класс пошла уже здесь. И что вы думаете? Оказалось, что знания у нее хуже, чем у ее новых одноклассников. Почему? Может, из-за того, что когда в классе 30 человек, нет возможности всех проконтролировать? А тетради по математике у них в Москве были такие, что все уже в них написано, только вставляй там, где пропущено, и в результате дети не знают даже, как оформить задачу.
Различные кружки-секции тоже есть в сельской местности. Культурная жизнь деревни идет, тут можно познакомиться с настоящими народными мастерами, освоить многие народные промыслы, мастеров и умельцев, владеющих ими, не сыщешь в городе.
- Давайте поговорим подробнее о материальной стороне. Многие люди боятся переезжать в деревню из-за того, что там трудно найти работу с приличным заработком, чтобы прокормить себя и детей…
- Что касается материальной стороны, то, помимо вышесказанного, надо отметить, что в целом жизнь в деревне дешевле. Во-первых, кормит свой огород и хозяйство (коровы, козы, куры и прочая живность), а также лес (грибы-ягоды в изобилии). Во-вторых, при отсутствии хозяйства, есть возможность покупать настоящее мясо, молоко, яйца, творог, сыр, овощи, фрукты, ягоды непосредственно «у производителей», т.е. соседей-односельчан. В-третьих, расходы на транспорт значительно ниже. Проезд на местном автобусе - 14 рублей (в Москве - 25, кажется); здесь нет пробок, а топливо, как известно, «горит» в пробках в несколько раз быстрее, вот вам и экономия.
Но идеализировать тоже не надо. У нас в районе закрыли роддом по причине аварийного состояния здания, в районном центре нет ни одной детской площадки (а это город с населением почти 20 000 человек), не хватает освещения, нет автостоянок, пять лет назад закрыли баню, недавно в местной больнице перестали брать общий анализ крови по причине отсутствия финансирования на реактивы (через 2 недели, правда, возобновили). Та молодежь, что растет в невоцерковленных семьях, грешит также, как и городская, может, и похуже, из-за отсутствия, по их мнению, всякой перспективы в жизни.
- Все же сегодня значительная часть русской молодежи осознает то губительное - и физически, и духовно - влияние, которое оказывает современная цивилизация на семью. В результате все большую популярность получают так называемые экопоселения, мода на которые пришла к нам с Запада.
Молодые люди объединяются (чаще всего семьями) и переезжают куда-то подальше от цивилизации, чтобы «жить в гармонии с природой». Такие общины стараются существовать за счет натурального хозяйства, минимально влиять на природу, чаще всего ведут здоровый образ жизни, практикуют вегетарианство… Но о Православии речь, как правило, не идет - на первом плане стоят экологические идеи.
Что Вы можете сказать об этой практике? Как ее оцениваете? Есть ли у нее будущее? И чем она отличается от образа жизни православных семей в сельской местности?
- У нас есть несколько знакомых семей, которые как раз живут в таких поселениях. Это, по нашему мнению, обыкновенные секты, спонсируемые кем попало. А кто платит, тот и заказывает музыку. Может, в материальном плане там все очень хорошо, но для души - погибель. Вот и все.
- Что Вы думаете о роли Православия в возрождении русской деревни? Насколько важно наличие православного храма, регулярной церковной жизни, сплоченной верующей общины в этом деле?
- Вот тут мы подошли к самому главному в вопросе деревенской жизни.
Во-первых, нам надо твердо уяснить, что Россию разрушают. Разрушают сознательно, планомерно. И именно в деревне разруху устроили в первую очередь. Зачем? Чтобы люди бросали все: хозяйство, скотину, и уезжали в города. А кто будет обрабатывать землю? Растить хлеб? Получается, что, живя в городах, мы потребляем только то, что нам привозят. Неизвестно откуда. А на наших землях поселяются другие народы. Недавно проезжали мимо одной из заброшенных деревень, в которой никто давно уже не живет. И вдруг видим: большое стадо, голов, наверное, около 80-ти. Что это такое? Подъехали поближе. Муж кричит пастуху: «Эй, это твое стадо?» А он повернулся и отвечает гордо: «Мое!» А мы смотрим, парень-то - то ли азербайджанец, то ли дагестанец.
Нужно понимать, что мы в ответе за нашу землю. И с нас Господь спросит за нее, как мы распорядились ею, возделывали и получали плоды или просто отдали чужим.
Во-вторых, деревенская жизнь, как, впрочем, и городская, должна строиться вокруг храма. Храм - наше спасение не только для души, но и для тела. Вот как мы, например, решаем вопрос с отсутствием в районе врачей-специалистов? Обращаемся к своим. Среди тех, кто переезжает сюда, среди прихожан - местных жителей - есть врачи. Они не только хорошие специалисты, но, что немаловажно, они православные. Конечно, когда нужна бывает специальная медицинская аппаратура, приходится ехать в город. Но, слава Богу, это нечасто случается.
Рядом с нами - один из духовных центров России - знаменитый монастырь. Мощи угодников Божиих почивают там нетленными. И не мы ездим лечиться куда-то, а к нам приезжают за тридевять земель, чтобы поклониться святым и получить врачевство от них. Племянница наших друзей исцелилась от рака, погостив здесь выходные, причастившись, исповедовавшись и приложившись к мощам. Теперь вся семья думает о переезде в наши края.
Тем не менее, отток жителей из деревни продолжается. Я думаю, уезжают в основном неверующие люди, т.к. они не справляются духовно. А среди верующих образовываются общины. Когда все помогают друг другу, сложностей значительно меньше, чем когда живешь в одиночку.
У нас в округе много храмов. И все - практически пустые. А какие пастыри у нас служат! Днем с огнем таких не сыщешь. В храмах - тишина и порядок; верующие приходят на службу как на праздник, во всем самом красивом. Служба неторопливая. Исповедь идет долго, выслушивают внимательно. Скажите, где в городе можно подвести на исповедь четверых детей, чтобы с каждым батюшка поговорил столько, сколько нужно, чтоб никто не торопил, не толкал, не раздражался?
Когда живешь среди природы, весь мусор сразу бросается в глаза. Так и в душе. Когда вокруг тишина, больше начинаешь прислушиваться к своему внутреннему миру, видеть свою греховность.
Деревенская жизнь приучает к трудолюбию, молитве. Просто болтаться без дела нет времени. А праздность - основа любого порока. И без молитвы - никуда, особенно - в деревенской жизни.
Беседовала Серафима Смолина , газета «Православный Крест»
В современном обществе огромное количество проблем, которые никто либо не видит, либо не хочет видеть. Бум потребительства, идеологизация СМИ, социально-демографические проблемы, морально-нравственные аспекты деградации личности, вседозволенность, причинно-следственная связь потери экономического и политического суверинитета и падение уровня производства России, нарушение общинности (о чем констатирует даже Патриарх Кирилл), политический и идеологический кризис - все это причины деградации Народа и всего общества. Людей постоянно отвлекают, постоянно навязываются ложные ценности, постоянно идет борьба светлого с темным, чтобы не дать Человеку развиваться и вополнить свое предназначение перед Страной, перед Богом, перед обществом и перед самим собой. Отсюда - невозможность реализации духовного и творческого потенциала Человека, невозможность достижения экономической и политической независимости Человека, его беспомощность перед пороками, такими как разврат, алкоголизм и наркотики, страстям. Рано или поздно, это ведет к ответной реакции, отторгающей чуждые ценности. И этой ответной реакцией является деурбанизация, возвращение Человека к земле, возврат к исконно русским, православным истокам, поскольку в городе, куда люди вынуждены стремится ввиду большего заработка, свободы морали и мысли (чаще же это оказывается ловушкой, поскольку нет в городе никакой свободы), "удобств" и пр. На самом деле, этот процесс способствует разложению личности, разобщенности общества, преобладанием низменных потребностей над высшими ценностями.
В чем преимущества жизни на селе? Во-первых, - это свобода выбора между методами хозяйствования, реализация творческого потенциала, возможность разграничения времени и сил. Во-вторых, увеличение трудоспособного населения, посредством рождения детей, поскольку в деревне дети не только радость, но и помощники и, как следствие, приучение детей к труду, духовно-нравственное воспитание. В-третьих, жизнь на земле показывает ценность земли, ведь это не только объект купли-продажи, но и кормилица, часть природы. В-четвертых, равенство и единство людей пред Богом воссоздает потребность во взаимодействии людей, объединение в общины, братства и сестричества, что в целом укрепляет ответственность перед Отечеством, перед Богом и перед семьей.
В чем же кроется понятие общины, какой должны быть идеальные общины и братства. Я, как экономист, по большей части, человек мирской, буду рассматривать не духовные, а социально-экономические и этические аспекты, поскольку этого требует моя профессия. Также будем рассматривать и общины на макроуровне.
Для этого, в первую очередь, необходимо разобраться - что такое община и что такое братство? Общи́на - многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п. (религиозная, национальная община), т.е. одного или схожих мировоззрений. Понятие достаточно размыто, да и не отражает всей сути понятия, поскольку община - понятие больше духовно-нравственное, нежели политико-экономическое. Поэтому, более широко раскрывает сущность этого понятие слово "Братство". Братство - содружество разных людей, объединенных общими интересами, целями, убеждениями и т. д. Хотя во времена доминирования в политике мужчин, "братство" было политической целью, большинство из современных сторонников идеи "братства" отнюдь не противопоставляют его "сестринскому содружеству" (sisterhood). Их цель, скорее, состоит в том, чтобы привнести в более широкое сообщество чувства и поведение, характерные для братьев и сестер. Общепризнанно, что такое сообщество не может существовать, пока не будет достигнуто большее равенство между людьми (equality). Кстати, одним из аргументов в пользу равенства является то, что именно оно способствует возникновению "братства". Исследуя эти чувства и поведение, не следует романтизировать семью. В данном случае, как нам кажется, речь идет о том, что человек сознательно или бессознательно жертвует собственными интересами ради более мощного побудительного мотива – готовности признать, что у других тоже есть свои интересы. В этом смысле "братство" в значительной степени подразумевает альтруизм (altruism). Но оно также подразумевает и наличие неких общих целей, которые надлежит преследовать совместно, так что антитезой "братства" является эгоцентризм. В первую очередь "братство" подразумевает общую заботу о создании таких условий, при которых каждый человек может развиваться наиболее полно и наиболее удовлетворительно. И наконец, оно подразумевает наличие чувства принадлежности к определенной общности, с которой человек может охотно, а то и вполне естественно отождествлять себя, – к общности, представляющей собой некое подобие большой семьи, а не "анонимного" общества вне ее. Именно в братстве достигается консенсус по достижежению социально-экономических и политических целей. Очень хороший пример братства - казачество. Ведь изначально казачество возникло из беглых крестьян и целью их объединения было желание выжить в условиях давления со стороны Верховной власти. Позже казакам пожаловала вольную Екатерина II и они стали защитниками рубежей Российской Империи.
Ввиду незаселенности территории России, ввиду демографической пропасти, братства могли бы успешно реализовать проект духовно-нравственного возрождения Руси, освоению территорий, развитию предпринимательства, производства и сельского хозяйства, реализации социальных и транспортных проектов, развитию инфраструктуры страны. А центром объединения было бы Православие, духовность и патриотизм.
Сейчас многие говорят о национальной идее, которой, в принципе, нет. А ведь чем это не национальная идея? Чем это не стержень объединения России, Народа?
С юридической точки зрения, все говорят о таких видах собственности, как частная и государственная. Но существует и коллективная (общая) собственность, понятие которой закреплено в ГК РФ, глава 16 (ст.244-259).
Поэтому, Православие, братсво и патриотизм - вот национальные идеи Руси. В следующей статье мы поговорим о Державности.
Интервью с многодетной семьей, переехавшей из города.
Несколько лет назад мои молодые верующие знакомые отважились на переезд всей семьей в сельскую местность. Чем и как они живут, не жалеют ли о своем решении, много ли трудностей испытывают?.. С такими вопросами я подошла к небольшому бревенчатому домику в обыкновенной захолустной деревушке центральной России... Во дворе бегали смеющиеся дети, лохматый сторожевой пес в конуре встретил нежданную гостью суровым лаем, на лавочке блаженствовала кошка с тремя пестрыми котятами, в колясочке под окном мирно спал грудной малыш… После шумной и суетливой Москвы я словно попала в иной мiр, в совсем другую страну, - ту самую, по которой так тоскует любящее Россию сердце…
-
Татьяна, пять лет назад Ваша семья переехала на постоянное жительство из Москвы в деревню. Скажите, Вы не жалеете? Почему Вы приняли такое решение? И трудно ли оно Вам далось?
- Нет, мы не жалеем, хотя трудностей нам пришлось преодолеть много и, конечно, не меньше проблем еще впереди. На переезд нас благословил наш духовный отец; мы поняли, что это - воля Божия. Спустя пять лет, к нам переехали из города и наши друзья - еще четыре семьи с детьми. Переезжать нам было легко, весело и интересно - мы же молодые, так хочется романтики, приключений, чего-то нового. Главное, что нас удерживало, - это наши близкие и родственники, которые не хотели расставаться с детьми и внуками. Но, видя, что детям лучше здесь, в деревне, они нас отпустили.
Самое сложное в деревенской жизни для нас, городских, - это сельскохозяйственный календарь. Вот, например, мы привыкли, что каждый год, начиная с мая и по сентябрь, можно позволить себе выехать к морю, в горы; в общем, в городе этот весенне-летне-осенний период предназначен для отдыха, путешествий и прочих развлечений. В деревне, как вы понимаете, начиная с посева (апрель-май) и до сбора урожая (октябрь-ноябрь) - самые горячие месяцы; всем известна поговорка «летний день год кормит». Тут не то что уехать, а присесть, как говорится, некогда. Хочешь отдохнуть - жди зимы; земля спит под снегом, и человек может позволить себе тоже отдохнуть. По-другому в деревне нельзя.
Еще определенную сложность испытываешь в быту. Конечно, сейчас у некоторых есть возможность построить дом «под ключ», и тогда жизнь в деревне не будет сопровождаться неудобствами, а переезд в бытовом плане станет не столь ощутим. Но в большинстве случаев, решившись на переезд, семья должна некоторое время потерпеть. Мы с мужем, например, переехав из большой трехкомнатной квартиры в дом к нашей маме и бабушке, оказались вчетвером, с двумя малыми, детьми в одной комнате. В доме не было водопровода и канализации. И только когда родилась и подросла наша третья дочка, мы переехали в свой новый дом. Водопровод появился еще через полгода, а канализация - еще через год.
Положительный момент от всего этого - в стяжании терпения и смирения.
- Как изменилась жизнь Вашей семьи после переезда? Изменились ли Вы сами? Как при такой смене обстановки меняются дети?
- Жизнь изменилась сразу и кардинально. Муж стал вести занятия с детьми в военно-патриотическом клубе. Бабушка, мама, я и дети работаем на огороде. Надо сказать, что возможность заработать есть и в деревне. Например, одни наши друзья организовали лесопилку; кто-то занимается оказанием юридических услуг, еще одни знакомые держат корову, коз и кур и продают молочную и мясную продукцию.
Не надо думать, что в деревне - все сплошь темнота, нищета и беднота. Там немало достойных, работящих, умных и талантливых людей. Сейчас в России стали понимать, что наша страна - аграрная, испокон веков русские люди жили именно сельским трудом; и многие образованные, культурные и трудолюбивые горожане теперь переезжают в деревню.
Городские люди живут в суете, постоянной спешке. Толпа, все куда-то бегут, машины, шум... В деревне не так. За окном - тишина, только птицы поют и петухи кричат. Пройдет стадо - слышно, как мычат коровы. Когда попадаешь в такую тишину - сначала теряешься, потом даже и скука появляется. Но за всем этим мирным течением жизни начинаешь видеть мудрость, красоту нашего мiра. В городе только и смотришь, какой марки машина проехала и во что одет тот-то или тот-то. А тут - природа вся перед тобой раскрывается.
Первые, кто перестраивается на деревенский лад, - это, конечно, дети. Им все равно, что в доме нет удобств, а в деревне - выставок и кафе. Тут можно целый день бегать на воздухе, лазать по деревьям, наблюдать за домашними животными, копать, сажать, строить и делать еще кучу других важных и интересных дел. Конечно, такой немаловажный вопрос, как школа, волнует всех. Но и школа в деревне, оказывается, тоже есть. Да, пусть не так оборудована, как столичные, да и по полу зимой дует (проблема отсутствия финансирования - самая главная на селе). Зато в классе - 10-12 человек, учителя работают замечательные, на совесть, отдельно с каждым ребенком занимаются. Дочка наших друзей первый класс закончила в одной из Московских школ. Во второй класс пошла уже здесь. И что вы думаете? Оказалось, что знания у нее хуже, чем у ее новых одноклассников. Почему? Может, из-за того, что когда в классе 30 человек, нет возможности всех проконтролировать? А тетради по математике у них в Москве были такие, что все уже в них написано, только вставляй там, где пропущено, и в результате дети не знают даже, как оформить задачу.
Различные кружки-секции тоже есть в сельской местности. Культурная жизнь деревни идет, тут можно познакомиться с настоящими народными мастерами, освоить многие народные промыслы, мастеров и умельцев, владеющих ими, не сыщешь в городе.
- Давайте поговорим подробнее о материальной стороне. Многие люди боятся переезжать в деревню из-за того, что там трудно найти работу с приличным заработком, чтобы прокормить себя и детей…
- Что касается материальной стороны, то, помимо вышесказанного, надо отметить, что в целом жизнь в деревне дешевле. Во-первых, кормит свой огород и хозяйство (коровы, козы, куры и прочая живность), а также лес (грибы-ягоды в изобилии). Во-вторых, при отсутствии хозяйства, есть возможность покупать настоящее мясо, молоко, яйца, творог, сыр, овощи, фрукты, ягоды непосредственно «у производителей», т.е. соседей-односельчан. В-третьих, расходы на транспорт значительно ниже. Проезд на местном автобусе - 14 рублей (в Москве - 25, кажется); здесь нет пробок, а топливо, как известно, «горит» в пробках в несколько раз быстрее, вот вам и экономия.
Но идеализировать тоже не надо. У нас в районе закрыли роддом по причине аварийного состояния здания, в районном центре нет ни одной детской площадки (а это город с населением почти 20 000 человек), не хватает освещения, нет автостоянок, пять лет назад закрыли баню, недавно в местной больнице перестали брать общий анализ крови по причине отсутствия финансирования на реактивы (через 2 недели, правда, возобновили). Та молодежь, что растет в невоцерковленных семьях, грешит также, как и городская, может, и похуже, из-за отсутствия, по их мнению, всякой перспективы в жизни.
- Все же сегодня значительная часть русской молодежи осознает то губительное - и физически, и духовно - влияние, которое оказывает современная цивилизация на семью. В результате все большую популярность получают так называемые экопоселения, мода на которые пришла к нам с Запада.
Молодые люди объединяются (чаще всего семьями) и переезжают куда-то подальше от цивилизации, чтобы «жить в гармонии с природой». Такие общины стараются существовать за счет натурального хозяйства, минимально влиять на природу, чаще всего ведут здоровый образ жизни, практикуют вегетарианство… Но о Православии речь, как правило, не идет - на первом плане стоят экологические идеи.
Что Вы можете сказать об этой практике? Как ее оцениваете? Есть ли у нее будущее? И чем она отличается от образа жизни православных семей в сельской местности?
- У нас есть несколько знакомых семей, которые как раз живут в таких поселениях. Это, по нашему мнению, обыкновенные секты, спонсируемые кем попало. А кто платит, тот и заказывает музыку. Может, в материальном плане там все очень хорошо, но для души - погибель. Вот и все.
- Что Вы думаете о роли Православия в возрождении русской деревни? Насколько важно наличие православного храма, регулярной церковной жизни, сплоченной верующей общины в этом деле?
- Вот тут мы подошли к самому главному в вопросе деревенской жизни.
Во-первых, нам надо твердо уяснить, что Россию разрушают. Разрушают сознательно, планомерно. И именно в деревне разруху устроили в первую очередь. Зачем? Чтобы люди бросали все: хозяйство, скотину, и уезжали в города. А кто будет обрабатывать землю? Растить хлеб? Получается, что, живя в городах, мы потребляем только то, что нам привозят. Неизвестно откуда. А на наших землях поселяются другие народы. Недавно проезжали мимо одной из заброшенных деревень, в которой никто давно уже не живет. И вдруг видим: большое стадо, голов, наверное, около 80-ти. Что это такое? Подъехали поближе. Муж кричит пастуху: «Эй, это твое стадо?» А он повернулся и отвечает гордо: «Мое!» А мы смотрим, парень-то - то ли азербайджанец, то ли дагестанец.
Нужно понимать, что мы в ответе за нашу землю. И с нас Господь спросит за нее, как мы распорядились ею, возделывали и получали плоды или просто отдали чужим.
Во-вторых, деревенская жизнь, как, впрочем, и городская, должна строиться вокруг храма. Храм - наше спасение не только для души, но и для тела. Вот как мы, например, решаем вопрос с отсутствием в районе врачей-специалистов? Обращаемся к своим. Среди тех, кто переезжает сюда, среди прихожан - местных жителей - есть врачи. Они не только хорошие специалисты, но, что немаловажно, они православные. Конечно, когда нужна бывает специальная медицинская аппаратура, приходится ехать в город. Но, слава Богу, это нечасто случается.
Рядом с нами - один из духовных центров России - знаменитый монастырь. Мощи угодников Божиих почивают там нетленными. И не мы ездим лечиться куда-то, а к нам приезжают за тридевять земель, чтобы поклониться святым и получить врачевство от них. Племянница наших друзей исцелилась от рака, погостив здесь выходные, причастившись, исповедовавшись и приложившись к мощам. Теперь вся семья думает о переезде в наши края.
Тем не менее, отток жителей из деревни продолжается. Я думаю, уезжают в основном неверующие люди, т.к. они не справляются духовно. А среди верующих образовываются общины. Когда все помогают друг другу, сложностей значительно меньше, чем когда живешь в одиночку.
У нас в округе много храмов. И все - практически пустые. А какие пастыри у нас служат! Днем с огнем таких не сыщешь. В храмах - тишина и порядок; верующие приходят на службу как на праздник, во всем самом красивом. Служба неторопливая. Исповедь идет долго, выслушивают внимательно. Скажите, где в городе можно подвести на исповедь четверых детей, чтобы с каждым батюшка поговорил столько, сколько нужно, чтоб никто не торопил, не толкал, не раздражался?
Когда живешь среди природы, весь мусор сразу бросается в глаза. Так и в душе. Когда вокруг тишина, больше начинаешь прислушиваться к своему внутреннему миру, видеть свою греховность.
Деревенская жизнь приучает к трудолюбию, молитве. Просто болтаться без дела нет времени. А праздность - основа любого порока. И без молитвы - никуда, особенно - в деревенской жизни.
Беседовала Серафима Смолина , газета «Православный Крест»
Не совсем свежее интервью с одного нашего хорошего знакомого
КПР: Когда разговор заходит о каком-либо православном поселении, у обывателя почему-то сразу возникают мысли: странные люди. Но ведь они сами толком-то не представляют, почему вдруг взрослые, состоявшиеся люди принимают столь важное в своей жизни решение уйти от городской суеты поближе к земле. Все-таки интересно, когда и под влиянием чего, у Вас созрела идея создания поселения?
А.Р.: Фактически все началось в октябре 2003 года, когда нам удалось относительно недорого приобрести громадный недостроенный коттедж на границе Московской и Владимирской областей. Однако сама идея создания православного поселения родилась значительно раньше. Мы достаточно долго искали место под застройку в Калужской и в Тверской областях, однако остановили свой выбор именно на Владимирщине. Наверное, это в какой-то степени символично: освобождение страны от монголо-татарского ига начиналось с возрождения Владимирских земель.
КПР: Как сформировался коллектив общины, что способствовало?
А.Р.: Сам коллектив сложился из около-предпринимательской среды. В свободное время мы вместе ездили в паломнические поездки, а в Москве помогали друг другу в решении различных деловых проблем. Затем пришло сознание того, что впереди – «времена крутые», и надо быть готовым встать плечом к плечу для защиты не только своего бизнеса, но и своих семей. Для этого необходимо, как минимум, жить поблизости друг от друга.
КПР: С чем связаны такие убеждения? Вы считаете, что есть сегодня какие-то реальные угрозы, которые способствуют осознанию необходимости подобных поселений?
А.Р.: Лично я глубоко убежден, что где-то через 10 лет в развитых городах России начнется нечто похожее на то, что творилось в Грозном в начале 90-х. У русских будут отнимать квартиры, имущество, со вступлением страны в ВТО к нам нахлынет поток дешевой рабочей силы, которая вместо того, чтобы собственно работать, начнет заниматься откровенным криминалом. Более того, как бы нам это не претило, развал России и последующая за этим анархия - объективная реальность, в стократ более вероятная, чем возрождение нашей державы. Конечно, можно прятать голову в песок или трубить об удвоении ВВП и мифических успехах, но демографическая яма в полтора миллиона русских в год уже через десяток лет заставит с собой считаться. В настоящее время приходится думать уже не о восстановлении великой страны, а о сохранении русского этноса и православия как такового, ведь без русских никто не удержит бремени хранителей истинной веры.
КПР: Вполне уместный в этом случае вопрос: каков, как говорят, социальный статус Ваших единомышленников. Уж очень здраво они оценивают сложившееся положение…
А.Р.: Это люди разных профессий. В основном, предприниматели. Есть бывшие военные. Есть несколько человек, опустившихся на самое дно, которых мы буквально подобрали на улице. Милость Господня, влияние коллектива и «сухой закон» привели к тому, что на сегодняшний день это вполне нормальные люди, глядя на которых ни за что не поверишь, что когда-то они были типичными бомжами.
КПР: Каково отношение к вашему поселению местных жителей? Как вообще реагируют на вас сторонние люди?
А.Р.: В отношении к нам есть две крайности. Первая заключается в том, что люди видят на фотографии большие дома, машины, узнают о том, что мы избираемся в органы государственной власти и местного самоуправления, имеем бизнес в ближайших населенных пунктах, и когда едут к нам, ожидают попасть в некий «город-сад», «государство в государстве». Но, приехав (особенно зимой), видят 5 домов, столько же насельников и сильно разочаровываются. Дело в том, что поселение наше достаточно молодое, и вся его община (22 человека), в основном проживает в Москве. В поселение члены общины приезжают на выходные и в летний период. Впрочем, по нашим прогнозам, осенью по завершении выборов глав районов, в которых мы планируем принять непосредственное участие, состоится массовое переселение. Да и сам переезд - это не главное. Главное - это люди, ну, а земля на необъятных Российских просторах всегда найдется.
Другая крайность - люди считают нас за бродяг, маргиналов, сектантов и т.п. Чтобы развеять этот миф, надо попросту с нами познакомиться. Мы обычные православные люди, которые ходят в церковь, занимаются спортом, не пьют и стараются не сквернословить. Да и само место под поселение – это же не таежная староверческая глушь, а промышленно развитый центр России, что говорит о нашей прагматичности.
КПР: Какие основные правила общежития действуют в вашем поселении? Например, какое отношение в поселении к потреблению спиртного?
А.Р.: На территории ПСП запрещено потребление алкогольных напитков в любых количествах и видах, а также появление в нетрезвом виде. Если кому-то невмоготу, может поехать в город, напиться там до свинского состояния и валятся в грязи это его личное дело. А окончательно протрезвев, вернуться обратно. Впрочем, если человек хочет, чтобы его голос имел вес при принятии общих решений, он должен отказаться от спиртного раз и навсегда.
КПР: «Сухой закон» в общине это необходимость?
А.Р.: Про армейский устав говорят, что он «написан кровью». Слишком дорого обходится его несоблюдение. Практика показала, что наш народ в основной своей массе может решать проблемы только радикально - либо пить, либо не пить. Либо проиграть, либо победить. Третьего не дано. Ни один человек, отказавшийся от алкоголя в принципе, не пожалел о своем решении. В том числе и я, который пил очень мало, редко и «культурно», но, несмотря на это, решил покончить с пагубным пороком.
КПР: Понятно, и вправду для всей страны удовольствие сие обходится очень дорого. Но нужен нравственный стержень, противостоящий этим пагубным. Культивирование духовного начала приветствуется в вашем коллективе?
А.Р.: Это личное дело каждого поселянина, которое он решает сам или вместе со своим духовником. Мы не обязываем людей посещать храм, соблюдать посты, молится и т.д. Мы строго регламентируем социальную, но ни в коем случае не духовную жизнь. Появление «под шафе», в непристойной одежде, сквернословие в общественных местах запрещает даже светский административный кодекс, а мы считаем своим гражданским долгом обеспечивать его соблюдение. Ну, а если серьезно - за свое поведение человек отвечает не только перед Богом (эта сфера церковного воспитания), но и перед людьми, и в целях самосохранения ответственность должна быть достаточно жесткая. Наши дети не должны страдать из-за слабоволия взрослых. Грех, губящий душу, будет судить Господь. Грех, который не только губит душу, но и разлагает коллектив, мешает нормальному общежитию, должен быть немедленно остановлен.
КПР: Общинам характерно общее хозяйство. Как у вас с этим обстоят дела?
А.Р.: Кому как удобно. Пока только индивидуальное. Надеемся, что когда-нибудь появятся желающие создать серьезное крестьянское хозяйство.
КПР: Наверняка после публикации нашего материала найдутся люди, которым близки ваши взгляды и которые захотят стать частью вашего коллектива. Что им нужно сделать?
А.Р.: Позвонить или прислать письмо на электронный адрес. А затем приехать и увидеть все своими глазами. Если наш образ жизни устраивает - то ничто не мешает присоединится к общине. Мы твердо уверены - православное самоуправляемое поселение - это не ностальгия по прошлому, это широкий шаг в будущее. Спаси Господи!