Открытый урок "живая шляпа". Урок по литературному чтению Н. Носов "Живая шляпа"(2 класс УМК "Школа России")
УМК Л. Ф. Климановой
Цели : продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.
Оборудование : портрет Н. Носова, выставка его книг; аудиозапись рассказа; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока №1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Какие рассказы вы придумали на заданную тему? Послушаем их.
III. Речевая разминка
Прочитайте стихотворение В. Волиной, вставьте пропущенные слова.
Зевнул наборщик на работе
И вместо и поставил о.
Поймете вы, когда прочтете,
Что получилось из того.
В ведре не сурик, а... (сурок).
В углу не веник, а... (венок).
Маляр повесил кисть на гвоздь,
Глядит, пред ним не кисть, а... (кость).
Прочитайте стихотворение скороговоркой.
Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Живая шляпа». Разве шляпа может быть живой? Проверим.
V. Работа по теме урока
(Прослушивание в записи рассказа Н. Носова «Живая шляпа» или выразительное чтение учителем.)
Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?
VI. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте.)
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
(Изобразить.)
Раз, два, три, четыре —
Полетели, закружились.
VII. Закрепление изученного
1. Чтение рассказа
Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по цепочке (с. 54—58). (Объяснение непонятных слов по ходу чтения.)
2. Игра «Расшифруйте текст»
На доске дан текст. Кто из вас догадается, как надо прочитать его? (Читаем с конца.)
Лоп ан олапу — ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш доп лапоп акьсав как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. КидаВ и ядодоВ иледис етанмок в а.
VIII. Рефлексия
Что вы узнали на уроке?
За что вы похвалили бы себя?
Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока
Как вы поняли название рассказа?
Почему шляпа оказалась «живой»?
Домашнее задание
Подготовить безошибочное выразительное чтение.
Ход урока №2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула.
Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,
Выплеснуть-то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.
III. Постановка целей урока
Сегодня мы продолжим работу по рассказу «Живая шляпа». а Уроке будем учиться читать по ролям, пересказывать текст с опорой на план.
IV. Проверка домашнего задания
— Проверим, внимательно ли вы читали рассказ.
Тест
1. Где лежала шляпа?
а) на столе;
б) на комоде; +
в) на полке.
2. Шляпа упала, потому что:
а) уцепился кот; +
б) дунул ветер;
в) задели ребята.
3. Куда ребята убежали из комнаты?
а) в коридор;
б) на кухню; +
в) на балкон.
4. Какой был хвост у Васьки?
а) серый; +
в) черный.
5. Кто первым раскрыл секрет «живой» шляпы?
а) Володя и Вадик;
б) Володя; +
— А теперь — выразительное чтение рассказа.
V. Физкультминутка
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре — руки вниз.
VI. Закрепление изученного
— Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по ролям.
— Выполните задания 4— 6 на с. 59.
VII. Рефлексия
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам показалось особенно интересным?
Домашнее задание
Подготовить краткий пересказ текста.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка Долгоруковского муниципального района Липецкой области
Конспект открытого урока
по литературному чтению во 2 классе
по теме: "Н.Носов. Живая шляпа".
Подготовила и провела:
Фролова Любовь Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Стегаловка
2017г.
Предмет : Литературное чтение
Класс: 2
УМК : «Школа России»
Тема : Н.Носов «Живая шляпа»
Цель : Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.
Задачи:
Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего
интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного
возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской
книгой, обладающего определённой начитанностью.
Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться
комической ситуацией.
Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование: медиапроектор, экран,презентация Microsoft PowerPoint, презентация SMART Board .
Личностно-ориентированное обучение;
словесной продуктивной и творческой деятельности;
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
использование элементов ТКМ.
Метапредметные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные УУД: высказывать своё мнение, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе картинного плана.
Личностные УУД: умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов; высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
Ход урока
1.Организационно- мотивационный момент. Психологический настрой учащихся. (Звучит тихая музыка)
2.Речевая разминка.
Вот у тёплой печки кот
Песенку свою поёт:
День сегодня за окошком
Хмур, хмур, хмур…
Подремлю в тепле немножко,
Мур, МУР, МУР…
Прочитайте стихотворение так как будто вы очень далеко от меня и я вижу как шевелятся ваши губы.
Прочитайте стихотворение так как будто вы подошли ближе и я слышу шепот.
Прочитайте стихотворение так как будто вы рядом со мной и я слышу вас четко и ясно.
3.Актуализация знаний. Прием «Корзина идей»
Отгадаете загадку (про кота)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Что вы знаете об этом животном?
Что вы о нем можете рассказать.?
Какие произведения он писал?
На книжной полке представлены другие книги автора которые вы найдете в библиотеке и в классной библиотечке.(Выставка книг)
4. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала. Прогнозирование содержания по заголовку. Прием «Дерево предсказаний»
Откройте учебник на стр. 54. Назовите тему урока. Прочитайте название и подумайте о чем будет произведение?
Рассмотрите иллюстрации. Какую информацию получили и что можно добавить?
К какому жанру относиться это произведение?
А может ли шляпа быть живой?
Какова цель нашего урока?
5. Этап изучения нового учебного материала
Первичное знакомство + прогнозирование развития сюжета . Прием «Чтение с остановками»
Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н.Носова «Живая шляпа», давайте давайте уточним их значение.
Что такое кочерга?
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
Кто объяснит значение слова КОМОД ?
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
Треснуть - ударить.
А слово ПЛЮХНУТЬ?
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
Приятного погружения в произведение.(читать комбинированно: учитель- по «цепочке», по ролям, остановки и предположение развития сюжета)
6. Этап проверки восприятия и первичного закрепления изученного
Что вас развеселило?
Что взволновало?
- Почему шляпа оказалась «живой»?
- Ваши предположения оправдались?
7. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения. Анализ содержания. Прием «Ромашка Блума»
Одной из наших целей научиться анализировать произведение. Для этого мы будем работать в группах по 3 человека. Вспомним правила работы в группе. Выберите себе лепесток и придумайте интересный вопрос классу.
8 Выборочное чтение произведения.
- Я покажу вам картинку или отрывок из фильма, а вы найдите соответствующий отрывок в тексте, прочитайте. Будьте внимательны. Желаю удачи.
9. Физкультминутка
Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.
Осторожно, как котенок,
На носочках я пройдусь.
Спинку я прогну немножко
Распрямлюсь и потянусь.
И из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
А потом свернусь колечком
И усну у теплой печки.
(дети идут на носочках,прогибают спинку,потягиваются выполняют движения головой
вверх-вниз,поглаживают ладошкой животик, приседают, опускают голову на колени)
10. Работа в группах.
Разноцветные котята на ваших столах приготовили для вас задания. Каждая группа собирается у своего цвета котенка. Прочитайте инструкцию и выполните задание. Оценка работы группы после каждого отчета.
1. Красные - работа у интерактивной доски:соотнеси фразеологизм и его значение.
2.Зеленые -у доски: восстановить части плана.
Два мальчика рисуют за столом.
Они видят, что шляпа двигается по полу, и пугаются.
Мальчик хочет ударить шляпу клюшкой.
4. Мальчики принимают решение бросать в шляпу картошкой.
Из-под шляпы вылезает котенок.
2.Синие - у доски: «Собрать пословицу» и выбрать какая подойдет к нашему произведению. Выберите пословицу, которая подходит к рассказу:
Волков бояться – в лес не ходить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
У страха глаза велики.
4. Оранжевые - разыграть небольшую сценку, распределив роли.
Самостоятельная работа 4 мин. Отчет 7 мин.
Чью работу в группе вы хотели бы отметить?
11. Обобщение полученных знаний.
Зачем он придумал эту историю?
Какой урок мы возьмем из этого рассказа?
Как ребята вели себя в начале рассказа?
Как менялось их поведение?
Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?
Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?
Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)
Тест (Работа в парах,проверка на экране, одна пара у доски)
Н.Н. Носов «Живая шляпа»
1. Как звали котёнка в рассказе?_______________
2. За кем охотился котёнок? _________________
3. Как звали мальчиков?___________________________
4. Чем занимались мальчики? _____________________
5. Чем вооружились ребята против шляпы? ___________________________
6. Чем стреляли в шляпу? _______________________
7. Что появилось из-под шляпы сначала?________________
8. Расположи иллюстрации к рассказу по порядку.
Для кого написал этот рассказ автор?
12. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)
Кто главный герой рассказа? Он поможет нам подвести итог урока.
К (качества) Какие качества воспитывает рассказ?
О (Оценка) Кого бы похвалили за активную работу в классе?
Чем тебе понравился и запомнился урок?
Т (ты) В чем ценность этого рассказа для тебя?
13. Инструктаж о выполнении домашнего задания .
Домашнее задание на выбор.
2. Придумать продолжение рассказа.
4. Нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.
14. Самооценивание.
1 Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Еще придется потрудиться
4.Да, трудно всетаки учиться!
15. Моя оценка урока .
Благодарю вас за прекрасные минуты общения. Я желаю вам дальнейших успехов и удачи!
Разработка урока по литературному чтению
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма:
«1.Разработка урока(тех.карта)»
Номинация
«Организация художественно - эстетической деятельности
младших школьников
на уроках и во внеурочной деятельности»
Школа «России»
Ковалева Марина Ивановна,
учитель начальных классов,
МКОУ «Покоснинская СОШ»
Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов
Класс: 2
Предмет: литературное чтение
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).
Цели:
Задачи: образовательные: развивающие: воспитательные:
Технология:
Фронтальная, групповая.
Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Психологический настрой. 2.Создание проблемной ситуации. (мотивация) 3.Актуализация знаний. 4.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения 5.Открытие новых знаний. А) стадия осмысления. Б) первичное закрепление. 6. Физ. минутка. 7.Включение в систему знаний и повторений. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. 8. Самостоятельное чтение рассказа детьми. 9.Подведение итогов урока. 10. Домашнее задание. 11. Оценки. 12.Рефлексия. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Сядьте ровно, Ножки вместе, Ручки полочкой на стол. Начинаем разговор! - ? Шляпа - лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! Какие бывают шляпы? Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ Правда ли, что…
«Сказка о рыбаке и рыбке» Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором? Что же нам с ним делать? Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ? А хотели бы вы об этом узнать? Что такое КОЧЕРГА? А слово ПЛЮХНУТЬ? Запишите эти слова в тетради аудиозапись. Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»
Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли» Что же так испугало ребят? Тогда что их так напугало? Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой» Чей прогноз оправдался? Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху» К шляпе дружно подойдем, Ее взглядом обведем! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет? Чтение заключительной части. Так в чем же заключается главная мысль рассказа? Обобщает ответы детей. *Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации. А теперь поработаем. КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ. Задание №1(работа в группах) Задание №2 (работа в парах) Продолжи. У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ. Задание №3 (работа в парах) Кто написал? Попробовать его пересказать Написать отзыв к рассказу. Продолжите предложение (на доске) Мне было интересно… Я узнал, что… Мне захотелось … | Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д) Слушают стихотворение. Высказывают своё мнение. Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова. (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.) Дети анализируют и доказывают, чей головной убор. Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений Отвечают на поставленные вопросы Нет, недалеко от Киева в Украине Нет, отец был артистом Нет, для сына Нет, дети, попавшие в смешные ситуации Нет, еще в интернете Смешные, весёлые, юмористические и т.п. Отвечают на поставленный вопрос. Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин Мы не знаем это произведение. Давайте познакомимся с произведением Не знаем Нет, потому что… Формулируют задачи урока: -Подумать и объяснить, почему так назван рассказ. Дети записывают: Классная работа Н.Носов «Живая шляпа» Отвечают на вопросы, объясняют значения слов. Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова). Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей. Упасть, тяжело сесть Дети записывают слова Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий. Дети выполняют задания Учись справляться со своим страхом Учащиеся делятся на группы. Приступают к выполнению заданий Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку. У страха глаза велики - в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет. Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика. Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями. Дети читают по очереди. Дети сообщаются и вписывают слова. Дети читают свои записи. Отвечают на поставленные вопросы. Дети делают выбор и записывают домашнее задание. Оценивают результаты своей работы. Высказывают свои варианты ответов. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви; Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Регулятивные: Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные: Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Познавательные: Уметь находить ответы на вопросы в тексте; Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов. Уметь находить дополнительные сведения по теме урока Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: , высказывать Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных ответов. Коммуникативные: Развитие умений работать в парах. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Познавательные: Уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Регулятивные: Уметь сделать выбор. Регулятивные: Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |
Просмотр содержимого документа
«1.Разработка урока»
Ковалева Марина Ивановна,
Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов
Класс: 2
Предмет: литературное чтение
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).
Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.
Задачи: образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения; развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.
Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология.
Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический
Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая.
Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.
Сядьте ровно,
Ножки вместе,
Ручки полочкой на стол.
Начинаем разговор!
- Ребята, а когда уроки проходят интересно?
Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)
Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.
2.Создание проблемной ситуации (мотивация).
Организует диалог с обучающимися.
Читает стихотворение, держа в руках шляпу.
(Дети слушают стихотворение)
Шляпа - лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
А кто из вас знает, что такое шляпа?
(Высказывают своё мнение).
А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.
(Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).
(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)
Какие бывают шляпы?
(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
Давайте поиграем в игру «Чья шляпа?»
Я буду показывать вам шляпы, а вы будете отгадывать кому она принадлежит.
(показывает картинки шляп, после отгадки детьми, показывает хозяина головного убора).
(Дети анализируют и доказывают, чей головной убор).
3.Актуализация знаний.
Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока
Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках.
(Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений НОСОВ)
Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ
(вывешивается портрет писателя)
Но прежде вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.
(Отвечают на поставленные вопросы).
Правда ли, что…
Николай Носов родился в Одессе?
(Нет, недалеко от Киева в Украине).
Отец писателя тоже был писателем?
(Нет, отец был артистом).
Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери?
(Нет, для сына)
Герои произведений Н.Носова были взрослые?
(Нет, дети, попавшие в смешные ситуации).
Писатель был участником Великой Отечественной войны?
Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке?
(Нет, еще в интернете).
Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?
(Смешные, весёлые, юмористические и т.п.)
Давайте поработаем над кластером. Вам необходимо соотнести названия к автору.
(Отвечают на поставленный вопрос. Дети читают название и соотносят к автору).
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?
(Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин).
4.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения.
Осталось ещё одно название «Живая шляпа».
(Мы не знаем это произведение).
Что же нам с ним делать?
(Давайте познакомимся с произведением).
Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ? А хотели бы вы об этом узнать?
(Не знаем).
Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Аргументируйте свои высказывания.
(Нет, потому что…)
Ребята, по вашему мнению, можно ли по названию данного произведения определить, о чём же пойдет речь?
Какую же задачу мы перед собой поставим?
(Формулируют задачи урока: подумать и объяснить, почему так назван рассказ).
Откройте тетради и запишите число, классную работу и тему урока.
(Дети записывают):
Число
Классная работа
Н.Носов «Живая шляпа»
5.Открытие новых знаний.
А) стадия осмысления.
Но прежде, чем мы начнём, знакомится с произведением Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.
(Отвечают на вопросы, объясняют значения слов).
Что такое КОЧЕРГА?
(Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).
Кто объяснит значение слова КОМОД?
(Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей).
Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
(Ударить).
А слово ПЛЮХНУТЬ?
(Упасть, тяжело сесть).
Запишите эти слова в тетради.
(Дети записывают слова).
Учитель заранее делит текст на смысловые части.
(Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий).
Ребята. Сейчас мы будем слушать аудиозапись.
Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»
-Как вы думаете, что плюхнулось на пол?
-А кто попробует предположить, что произойдет дальше?
Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»
Что же так испугало ребят?
Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.
Тогда что их так напугало?
Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?
Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»
Чей прогноз оправдался?
А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.
Чтение 4 части -до слов «шляпа как подскочит кверху».
6. Физ. минутка.
(Дети выполняют задания).
К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
Предположите, чем закончится произведение.
Чтение заключительной части.
Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?
(Страх).
Б) первичное закрепление.
Так в чем же заключается главная мысль рассказа?
(Надо справляться со своим страхом).
Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.
7.Включение в систему знаний и повторений.
Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»
А теперь поработаем.
(Учащиеся делятся на группы).
Каждая группа сейчас получит задание.
Будьте внимательны при выполнении работ.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.
Задание №1(работа в группах)
(Приступают к выполнению заданий).
Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»
Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих заданий.
(Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку).
Задание №2 (работа в парах)
Продолжи.
ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
Какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ.
(У страха глаза велики - в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.
Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика. Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями).
8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.
Давайте почитаем текст по цепочке.
(Дети читают по очереди).
Теперь можем выполнить ещё одно задание.
Задание №3 (работа в парах)
(Дети сообщаются и вписывают слова).
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Дети читают свои записи).
9.Подведение итогов урока.
(Дети отвечают на поставленные вопросы).
Как называется рассказ, который мы читали?
Кто написал?
Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.
10. Домашнее задание.
Предлагаю вам дома:
(Дети делают выбор и записывают домашнее задание).
Попробовать его пересказать
Написать отзыв к рассказу.
11. Оценки.
На оценочных листах поставьте себе оценку.
(Оценивают результаты своей работы).
12.Рефлексия.
Продолжите предложение (на доске).
(Высказывают свои варианты ответов).
Мне было интересно…
Я узнал, что…
Мне захотелось …
Просмотр содержимого документа
«Приложение №2»
Задание №3(работа в парах)
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ | |
Ай! - и прыг на диван. |
|
Пойду к себе домой. |
|
Задание №3(работа в парах)
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ
ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ | |
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. |
|
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: Ай! - и прыг на диван. |
|
Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. Пойду к себе домой. Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. |
|
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: Васька, миленький, как же ты под шляпу попал? |
Задание №2(работа в парах)
Продолжи пословицу.
У страха …..
Волков бояться …..
Семь раз отмерь…
Задание №2(работа в парах)
Продолжи пословицу.
У страха …..
Волков бояться …..
Семь раз отмерь…
Задание №2(работа в парах)
Продолжи пословицу.
У страха …..
Волков бояться …..
Семь раз отмерь…
УМК «Школа России»
Урок литературного чтения по теме "Герои – сверстники. О жизни детей, их дружбе и товариществе» 2 класс
Н.Н. Носов "Живая шляпа"
начальных классов
МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска
Алтайского края»
Новоалтайск 2010
Цель : познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
Задачи:
Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего
интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного
возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской
книгой, обладающего определённой начитанностью.
Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться
комической ситуацией.
Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.
Используемые учебные пособия, литература:
Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.
Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.
Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2006.
Педагогические технологии:
объяснительно – иллюстративного обучения;
словесной продуктивной и творческой деятельности;
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
повышение активности на уроках;
улучшение результатов обучения;
развитие творчества у учащихся.
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Целеполагание .
(Слайд № 2)
Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?
Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?
(Слайд № 3-4)
Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.
(Слайд № 5-6-7)
Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.
Всё ли вам понятно в моём рассказе?
Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении
Институт – высшее учебное заведение.
Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.
Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.
Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.
Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.
(Слайд № 8-9)
По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.
(Слайд № 10)
Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
С чего начнем работу?
Что для этого нужно сделать?
Чему я учусь сегодня на уроке?
3. Прогнозирование содержания по заголовку.
Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)
Словарная работа
В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение
(Слайд № 11)
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
Треснуть - ударить.
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
4. Физминутка
«Пирамидка»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.
(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)
Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)
Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)
Что шляпа будет делать в дальнейшем?
Смогут ли ребята преодолеть свой страх?
Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)
Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?
Возвратятся ли ребята в комнату?
Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?
Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)
Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?
(Слайд № 12)
5-я часть (рассказывает учитель)
6. Анализ произведения, выборочное чтение.
Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?
Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.
А читатели?
Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?
Какие они были по характеру?
Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.
Что же испугало мальчиков?
Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.
Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?
Как можно побороть свой страх?
Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?
(Слайд № 13)
Волков бояться – в лес не ходить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
У страха глаза велики.
Определите идею (главную мысль рассказа).
Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.
Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?
Найдите слова, характеризующие их поведение.
Запись на доске: 1. Испугались
Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?
Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?
Давайте прочитаем диалог на кухне.
Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?
Запись на доске: 2. Осмелели.
Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?
Запись на доске: 3. Обрадовались.
Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?
Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
7. Итог урока. Рефлексия
Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?
Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?
Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?
Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.
Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?
Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Я узнал, что ….
У меня получилось…
На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.
8. Домашнее задание: прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.
План- конспект
урока литературного чтения
во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Цель : познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.
Планируемые результаты:
Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы .
Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища .
Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе
Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Да здравствует школа! Да здравствует смех! Да здравствуют радость, удача, успех!
2. Речевая разминка
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Потому что для страны
Люди умные нужны.
3. Определение темы и задач урока.
Учитель : по какому разделу мы работаем?
Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»
Учитель : сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.
Агния Барто «Веревочка»
Самуил Маршак «Кот и лодыри»
Николай Носов «Живая шляпа»
Учитель: все ли произведения мы читали?
Дети : нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».
Учитель: значит какая тема нашего урока?
Дети : тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Учитель: Поставьте задачи к уроку.
4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.
Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.
Учитель:
Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.
5. Словарная работа .
В тексте встретятся слова, уточним их значение.
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
6. Гимнастика для глаз.
7. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем.
8. Проверка первичного восприятия.
– Понравился рассказа?
Что особенно понравилось?
9. Повторное восприятие.
Чтение рассказа детьми.
Анализ содержания .
10. Анализ содержания.
Как звали кота?
Где сидел Васька?
Кого увидел Васька на шляпе?
Что Васька делал в начале рассказа?
Как звали мальчиков, героев рассказа?
Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
Что происходило со шляпой?
Что предложил сделать Вадик?
Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).
Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)
Кого увидели мальчики?
Каким стало настроение ребят?
Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
11. Физминутка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
12. Выборочное чтение.
а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.
1 рисунок – стр.54
2 рисунок – стр.57
3 рисунок – стр.58
13. Работа с пословицами.
Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?
Волков бояться – в лес не ходить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
У страха глаза велики.
Определите идею (главную мысль рассказа).
14. Работа в парах.
Проверим ваши внимание и память.
- Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.
Проверка работы.
Текст : Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух . А на комоде, на самом краю , лежала шляпа . И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу .
Как написали слово «Васька»? Почему?
15. Итог урока. -
Как называется рассказ, который мы читали?
Почему шляпа оказалась живой?
Как бы вы поступили на месте мальчиков?
16. Рефлексия.
Список использованных источников:
1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2012.
2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2014.
3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2013.
4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29