О повторных браках и венчании. «Может ли человек быть рукоположен в иерея, будучи женатым второй раз
Современные церковные разводы и новые церковные браки среди мирян – явление противоестественное, хотя в некоторых случаях и возможное. Священник – же, своей семейной жизнью обязан воплощать идеал христианского брака и потому каноны Церкви запрещают ему быть двоебрачным. В случае ухода от него матушки, или её смерти, он не имеет право жениться вторично, и тогда продолжить служение. Он может, либо оставаться безбрачным, либо принять монашество, но если женится второй раз, должен будет оставить священство. Что касается отдельных случаев, когда епископы позволяют священнику вступать во второй брак и при этом продолжать священнослужение, считаю это нарушением канонических норм Православной Церкви. На главную страницу < Все вопросы Задать свой вопрос священнику Последние вопросы и ответы Как можно молиться о душе самоубийцы? На мне огромный грех: 7 лет отношений с женатым мужчиной.
Проблемы повторного брака
Все знают, что в советское время, если дипломат или партийный работник разводился с женой, то на его карьере можно было ставить жирный крест. Похожая ситуация существует и в церковных кругах, но только похожая.
Церковное начальство всегда учитывает обстоятельства развода. В тех случаях, о которых я говорила выше, священнику в плане карьеры ничего не грозит.
Важно
Более того, избавившись от жены, батюшка, наоборот, может рассчитывать на серьезный карьерный рост, если примет монашество. Женатому священнику дальше священства путь закрыт, а вот для монаха открываются серьезные горизонты.
В Русской Церкви есть архиереи (очень и очень известные и высокопоставленные), которые в свое время, разведясь с женами, приняли монашество. А не развелись бы они – так и оставались бы в попах на своих приходах. Так что для священника развод – это палка о двух концах.
Может ли священник дважды жениться?
Внимание
Я знаю случай, когда жена оставила мужа буквально в день перед рукоположением – не хотела разделять с ним «прелести» поповской жизни. Вот и поставила супругу ультиматум: либо она, либо сан.
Муж выбрал последнее. Батюшка так и остался один, и уже лет десять служит в одном очень известном московском приходе. Еще одна история – про бракоразводный процесс в гражданском суде, еще в советское время.
Судья спрашивает матушку, почто она желает с мужем расстаться. А жена отвечает: мол, я же женщина, мне, дескать, и как женщине тоже хочется.
А у них (у попов) все службы, им, видите ли, не всегда можно. Вот такие курьезы бывают в поповской жизни, ничего не поделаешь.
Но все же развод в священнической среде большая редкость. Многие супруги, у которых отношения не сложились и давно перешли в разряд, мягко говоря, совсем не теплых, все же предпочитают терпеть друг друга.
Bad request
Тогда-то и нарукополагали кого попало – и второбрачных, и юнцов, у которых молоко на губах не обсохло, и прочих сомнительных личностей, – а потом расхлебывали. Что было, то было, чего греха таить. Нарушение канонов в православии считается тяжким грехом, поэтому оставим его на совести тех, кто его совершает.
Очень часто задают вопрос, может ли жена священника вступить в повторный брак. Конечно, она может выйти замуж и во второй, и в третий раз, но вернуться обратно к супругу-священнику не сможет, а если он пожелает принять бывшую супругу, то по канонам он должен оставить священство.
То же касается и супружеских измен. Если жена изменила мужу-священнику, то муж больше не сможет с ней жить. А супруги-миряне в аналогичной ситуации вполне могут простить друг друга, помириться и жить долго и счастливо.
Всякое же в жизни случается.
Женатый священник
Такие беседы происходят каждый раз, когда наш знакомый дежурит в Патриархии. Существует множество причин для развода, перечислять их мы не будем, так как все это прописано в специальных документах, одним из которых являются «Основы социальной концепции РПЦ».
В отличие от мирян, священник в случае развода во второй брак вступить не может. Правда, в единичных случаях (а иногда и не в единичных) в отдаленных епархиях и на Украине встречаются неканонические второбрачные священники. Архиереи, допускающие подобное в своих епархиях, объясняют это так называемой икономией (послаблениями). Мол, приходится снисходить и на многое закрывать глаза, а что делать, когда служить некому. Когда служить некому – это проблема серьезная. В середине девяностых во всех епархиях массово открывались храмы, а священников катастрофически не хватало.
Самый странный форум "не судьба". флудеры всех стран, соединяйтесь!!!
Возможно ли это? При каких обстоятельствах Архиерей может дать такое благословение? Спасибо! Простите за вопрос! Вопрос задан:20 декабря 2016 На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов Ответ: Согласно 17 правилу святых Апостолов, двоебрачный священник должен оставить сан: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». Согласно посланию ап. Павла к Тимофею: «епископ (разумей: пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим.
3, 2). Почему же, как пишете Вы, священник согрешит, если по смерти первой жены образует новую семью с благочестивой девушкой? – Потому, что идеалом христианского супружества является брак мужчины с женщиной один раз и на всю земную жизнь.
Как правило, клирики уходят за штат по болезни или по старости, – такого понятия, как пенсия, в Церкви не существует. Хотя пенсия ему в таком случае положена. Ныне, в новой экономической системе, каждый гражданин имеет право на пенсионное обеспечение.
Любой приход, как и любая организация, обязан производить отчисления в государственный пенсионный фонд. В советское время Церковь имела собственный пенсионный фонд, который обеспечивал служителей пенсиями, а вдов клира – пособиями в связи с потерей кормильца.
Встречаются заштатные батюшки, которые ранее служили в некой своей епархии, а потом ушли по собственному желанию без отпускной грамоты архиерея, вот и оказались «за штатом». В таком случае священник лишается права самостоятельного служения, несмотря на то, что священный сан за ним сохраняется.
На церковном сленге таких еще называют «шаталова пустынь».
Все слышали о католических страстях по разводу. В православии с разводом дела обстоят проще. Конечно, развод в религиозной семье – это всегда большая трагедия, и сопровождается он некоторыми каноническими затруднениями, например, при желании одной из сторон вступить в повторный брак.
Один наш знакомый священник работает в Патриархии в канонической комиссии, которая занимается, в частности, и бракоразводными делами. В эту комиссию в основном приходят женщины (большинство из которых нерелигиозные), некогда венчавшиеся со своими мужьями и желающие получить церковный развод.
Беседа происходит примерно так: – Батюшка, мне необходимо развенчаться. Батюшка отвечает, что такого понятия, как «развенчание», в Церкви не существует. – Как не существует, – недоумевает барышня, – но мне надо развенчаться! Батюшка отвечает, что Церковь не развенчивает, но существует благословение на второй брак.
Теоретически существует и канонический развод, правда стоит оговориться сразу – канонические разводы в истории практически не случались. Канонический развод – это когда священник обязан оставить жену ради Церкви, например, если его выбирают в кандидаты на епископство. В таком случае после развода оба бывших супруга должны постричься в монашество, а затем новоиспеченного монаха рукополагают в епископы. С бывшей супругой он обязан прекратить даже дружеские отношения, дабы избежать соблазнов. Но, повторяю, история канонических разводов практически не знает; видимо, для кандидатов в епископы хватало и неженатых претендентов. А вот если священник пил горькую и жена оставила его на почве пьянства, и об этом узнает начальство, то священнику грозит если не запрещение в служении, то в лучшем случае «заштат». Что такое «заштат»? Это лишение прихода. «Заштат» далеко не всегда является наказанием.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, священник может и развестись, и жениться, и не одни раз, а десять или двадцать, это зависит от того, сколько ему лет. Но он, к сожалению, перестаёт быть священником. Прот.
Александр Березовский: То есть, он запрещается в служении? Прот. Димитрий Смирнов: Да. Прот. Александр Березовский: А почему такая строгость к священству? Прот. Димитрий Смирнов: Потому что священник и его семья должны быть образцом для паствы. Если священник двадцать раз женится, то сколько раз можно жениться мирянину? Сорок? И что тогда это будет за Церковь? У нас есть учение о браке в христианской Церкви, которого все должны придерживаться, а священник – выполнять неукоснительно. Прот. Александр Березовский: А в случае смерти супруги? Бывает же, что вот молодые люди поженились, и по болезни супруга вскорости умерла… Прот. Димитрий Смирнов: И даже в случае смерти.
Интереснейшая тема на ДиаконникеСвященник женился второй раз, может ли он вернуться служить? (показывает, до чего могут доходить наши православные барышни на приходах) диакон ИоаннСитуация следующая.От священника ушла жена (она ему изменила). Детей у них не было. Погоревал он некоторое время — тяжело ему было; утешить его смогла только молодая женщина из церковной лавки. На удивление всем, они поженились (но не венчались). Конечно, они после этого сначала перестали появляться в этом храме (видимо, ходили в другой). Но по службе он тосковал. Так прошло года четыре.И вот, после смерти приходского завхоза, настоятель позвал своего бывшего клирика на его место, трудиться для храма, в котором тот раньше служил. Жена его теперь по-прежнему в церковной лавке трудится. Оба замечательные и светлые люди.
Диакон Сергий Ч.Мне известен один случай, когда человек женился, через неделю был рукоположен, а на следующий день у его матушки реально крыша съехала. Отправили в психушку, а брак признали несостоявшимся.
Так он через несколько лет вторично женился, и вроде даже служит. Только как он там это дело у архиерея решал — Бог весть Архидиакон СтефанПрецедент такой мне известен, тихо перевели на другой приход, и всё.
Причем сейчас это священник довольно известный и, смею сказать, хороший. Я ставлю себя на место архиерея: стану ли я из-за какой-то ба.. пардон, дамы разбрасываться хорошими клириками? Да не в жисть. Дисциплинарный канон — это дубинка, и архиерей вправе сам решать — бить этой дубинкой или только погрозить ею. д. Влад ТихомолкинМне тоже известен случай. Одного иерея оставила жена, он сошёлся с другой, она ему детей родила, живут уже долго и счастливо.
Вопрос читателя:
Мне 22, не замужем, 2,5 года назад умерла мама, были с папой в браке 25 лет. Папа никогда не был общительным, всегда был с мамой, уважал ее. Сначала мама пришла в Церковь, потом папа. После смерти мамы мы и подумать не могли, что папа сможет еще раз жениться, но вот прошло это время и он гуляет, общается с женщиной из храма, рассказывает мне какая она хорошая и как они разговаривают про православие, ему с ней хорошо. Я всегда думала, что у моих родителей та самая христианская любовь, которая и по смерти супруга сохраняеться, это было моим ориентиром для своего брака, но вот папа уже с другой и не раз говорил о свадьбе и венчании.
Мы с сестрой в отчаянии, каждый раз, когда он приходит с прогулок с ней, я злюсь и скандалю, не могу в себе держать такую боль, а он ничего не понимает, говорит, все как и прежде. Батюшка, подскажите, как быть? У меня после мамы вся жизнь сбилась, а после папиного – вообще утонула, не знаю, как дальше жить. Как не скандалить и не изводить себя, не возненавидеть отца, как примириться, что он собирается жениться и даже венчаться второй раз после брака длиною в 25 лет? Спаси Бог.
Екатерина
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Дорогая Екатерина, я могу понять Ваши чувства, но давайте разберем все по порядку. Если один из супругов умирает, второй, вдовец, может вступить в брак вторично. И слава Богу, что Ваш отец серьезно относится к отношениям и думает не о чем-то таком легком, а именно о брак – нормальном, хорошем, церковном. Бывает, что после смерти супруга человек может жить только один. Да. Но совершенно нормально и то, что человек ищет пару, что двое взрослых людей не будут жить по одиночке, но соединятся в законном браке, будут друг друга поддерживать, утешать, радовать.
Это не значит, что отец не скучает по маме и не болит о ней его сердце. нет. Но жизнь идет дальше. И долг живых после смерти усопших – жить дальше. Не хоронить себя, но жить, и помня о них. Понимаете?
Конечно, Вы скучаете по маме, Вы болеете о своей потере, о том, что наступило время разлуки с ней… Да разве же перечислишь все чувства! Но Ваш отец поступает достойно, серьезно, с уважением к женщине. Вы уже взрослый человек, Вам – свою жизнь строить. Если отец так ответственно подходит к отношениям, значит, у Вас перед глазами прекрасный пример того, как это может быть. Примите выбор отца и его позицию, тем более что, повторюсь, она очень достойная. И живите свою жизнь, с радостью, с верой, с упованием на счастливую свою семью и добрые, глубокие, настоящие отношения.
И еще, может быть, отцу трудно с Вами говорить о его боли. Ну не может он – увы, это очень и очень жаль… Вы его не переделаете. Разделите Вашу боль от потери мамы и принятие воли и решения своего отца, такого же взрослого человека, как и Вы. Вы увидите, что это вещи не совсем и не так уж связанные друг с другом.
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти
«Может ли человек быть рукоположен в иерея, будучи женатым второй раз? Насколько мне известно, по апостольским правилам священник муж одной жены. В то же время мне известен как минимум один факт такого священства, доводилось быть на службе с участием такого человека». И мне известны случаи, при которых дважды женатый человек служит в сане, и не один такой случай мне известен, а более, что я лично отношу на общую расхлябанность и расслабленность, и эта расхлябанность и расслабленность приводит к попиранию очевидных вещей, прописанных черным по белому. То есть дважды женатый не может священствовать. Но на сегодняшний день такие случаи случаются. Что делать? Я думаю, что если местный архиерей в курсе происходящего, и все совершается с его разрешения и с его молчаливого согласия или прямого благословения, то всю полноту ответственности несет архиерей за происходящее. И сомневаться в этом не стоит, и принимать тайны у этого священника стоит, потому что священник священствует не личным священством, а через него церковь священствует. Церковь Божья актуализируется через службу конкретного священника. Если он находится в мире с церковью, если ему священноначалие дозволяет и благословляет, то через него Дух Святой действует. Насколько это ему самому полезно, это другой вопрос. То есть в осуждение ли он священствует себе, или во спасение, это я сейчас не берусь обсуждать. У нас ведь совершенно разное отношение к священствам с католиками. Католики считают, что однажды рукоположенный во священство человек во веки веков священник, что с него нельзя снять священство, нельзя запретить священнодействие. А мы считаем, что мы получаем право через хиротонию священствовать, а по сути, священствует то у нас одна церковь. И если тебе разрешили священствовать псу шелудивому, священствуй. Хоть бы ты был самый хороший, а тебе запретили священствовать, значит все, через тебя церковь не действует. Поэтому, если власть церковная, одетая благодатью, знает нечто о человеке и говорит «Господи прости, пусть он служит», пусть он служит, а вы причащайтесь у него, хотя смущение, конечно, некое есть. А если церковь скажет, хватит, ты больше не можешь священствовать, все, шаг в сторону, ты уже не священник. Так что такие вещи могут вам встречаться на пути жизни не раз, смущение нужно умерять верой в Церковь. Церковь жива, и Церковь действует. Протоиерей Андрей Ткачев
Анжела говорит: «Помогите разобраться. Запретная любовь. Очень полюбила женатого человека. У нас ничего не было, нам ничего не нужно, ни мне, ни ему, мы даже не видим друг друга. Это что б была правильно понята суть вопроса. Я часто хожу в церковь, всегда усердно молюсь, умоляла Боженьку, чтобы Он освободил меня от этой любовной ноши, однако чувства очень сильные. Почему Бог не забирает такую бессмысленную любовь, зачем он посылает ее людям. Эту любовь нужно было бы дарить тому, кому это нужно, а так она остается не исполненной. Для чего такое испытание?» Дерзну предположить, уважаемая Анжела, что Вам эта тяжесть послана для того, чтобы уберечь Вас от чего-то. Пока что Ваше сердце занято. На данный момент Ваше сердце занято образом человека, который принадлежать Вам не может. То есть Вы полюбили чужое, т.е. это некое воровство. То есть любить чужого мужа это значит положить глаз на чужой мотоцикл или на чужие деньги. Ясно, что мы не будем брать чужого, соответственно, мы не будем спать с чужими мужьями, правильно? Но Ваше сердце занято, т.е. Вы этой сильной страстью, этим чувством сейчас наполнены до краев, и Вы мучаетесь. Вообще, мучиться хорошо, это полезное занятие – мучиться. Во время муки человек растет над собой. Движение души вверх происходит во время стискивания души справа и слева. Как стиснутая вода поднимается вверх, так скорбящая душа поднимается к Богу. Поэтому помучьтесь, слава Богу. Это Вас сделает лучше, это Вас очистит от чего-то, от чего нужно очиститься и приготовит Вас к чему-то, с чем нужно встретиться. И повторяю, Вы от чего-то бережетесь. По сути, Вы сейчас уберегаетесь Богом от чего-то, потому что сердце Ваше занято и никуда, направо и налево смотреть не хочет. Потом это пройдет, и Вы продолжайте молиться Богу о том, чтобы Он вырвал, как гнилой зуб из десны, из Вашего сердца вырвал это запретное чувство. Оно не нужно Вам. А потом освободившееся место зарастет, а потом Вам придет Ваше – Ваша любовь, Ваше то, что никто у Вас не отнимет. Я думаю, будет именно так. Поэтому, пока что, в пучине страсти горите, закаляйтесь и не сгорайте. Протоиерей Андрей Ткачев
В Екатеринбурге в уходящем месяце свою карьеру в качестве священника закончил протоиерей Владимир Зайцев. Он написал прошение о запрете в служении в связи со вступлением во второй брак. Аналогичным образом права на служение лишился руководитель скандально известного фонда «Дом старчества», бывший священник Алексей Новожилов, которого опекал Владимир Зайцев.
Случаи распада браков на сегодняшний день в Екатеринбургской и соседних епархиях не редкость, говорят коллеги Владимира Зайцева. Один из них на условиях анонимности согласился обрисовать корреспонденту ЕАН современное положение семей священников.
— Для начала хотелось бы в целом прояснить ситуацию, обязательно ли священнику жениться?
— Создание семьи - дело добровольное, но если человек хочет полностью отдать себя служению — он идет в монашество. Это так называемое черное духовенство. Тот, кто хочет обрести семейное счастье, идет в белое духовенство.
— Возможен ли вариант целибата, когда человек не хочет принимать монашество, но и жениться не хочет? Например, в католической церкви целибат обусловлен тем, что священник полностью должен отдать себя на служение.
— По идее такая формулировка верна, но священник все-таки человек. У него есть человеческие потребности, одной из которых является стремление к созданию семьи. Семья для священника некая отдушина, куда он сможет прийти и быть самим собой - не строгим начальником, не проповедником, а обыкновенным отцом и мужем. В Русской православной церкви есть целибат, но это согласуется только через патриарха и не раньше, чем к 40 годам. Это скорее исключение.
— В дореволюционное время на священников указывали как на образцовых семьянинов, с крепкой и многодетной ячейкой общества. Как бы вы сейчас охарактеризовали ситуацию?
— Хотелось бы сказать, что проблем у нас с этим нет, но, к сожалению, это будет неправдой.
Проблема с крепостью семьи у священников серьезная, в особенности у молодых.
Как мне кажется, сегодня такая ситуация сложилась из-за отсутствия преемственности. В 1990-е годы, когда церкви дали полную свободу действий, в нее пришли разные люди. Нужно было заполнять приходы пастырями, и практически брали людей с улицы, которые о церкви ничего не знали. Их сразу поставили в определенные рамки служения, но привычки у них остались старые. А так как преемственности нет, они молодому поколению ничего передать не смогли, в том числе семейные ценности. До революции сословное деление играло роль цемента, когда внутри сословия заключались браки. Это была передача опыта.
— Наблюдали ли вы в 1990-е годы, что жена новоиспеченного священника не принимала новые правила?
— Да. Присутствовал такой момент. Бывает, девушка выходит замуж, полагая, что она будет жить сыто и весело. А на деле оказывалось, что мужа сутками нет дома и проку от него мало, начинается напряженность и разлад между супругами.
— Но уже больше 20 лет прошло, ужесточили требования к кандидатам в священники, и курсы по воцерковлению есть и семинарии. Создана среда, так почему ситуация не улучшается?
— Потому что и кандидаты в священники, и будущие матушки приходят из совершенно нецерковных семей, зачастую из неполных, где либо мать, либо отец занимались воспитанием. У них не было перед глазами нормальной модели семьи. Молодые священники испытывают проблемы с семьями, поскольку они по своей сути являются продуктом своего времени. Это первый момент. Второй - это бытовая неустроенность. Священнику просто дают направление на приход, и порой перед семьей встают вопросы: где мы будем жить, на что мы будем жить и как далеко это находится.
— Будущие жены священников осознают эти проблемы?
— Далеко не всегда. Из нецерковных семей матушки пребывают в идеалистическом настроении, что с «милым рай в шалаше». А когда этот шалаш превращается в реальность, да еще выясняется, что ровесницы намного комфортнее устроились и высокое положение занимают...Это тоже может служить поводом разлада.
— Бывает ли, что кандидаты в священники и невесты их просто спешат жениться, что не успевают рассмотреть будущие трудности?
— Да. И этот фактор нередко влияет. Порой семинарист уже заканчивает обучение, и встает вопрос, что пора определяться. Да и священноначалие и преподаватели ему активно намекают. В результате под давлением человек берет первую попавшуюся, которая согласилась за него выйти.
— В настоящее время насколько массово происходят разводы в семьях священников?
— Непосредственно распадов браков относительно немного. Примерно до 20%. Но есть те, кто находятся в процессе, те, кто в стадии, и те, кто только формально сохраняют семью.
— Как часто случается, что священник бросил жену ради другой женщины?
— Подобного рода случаи крайне редки, и каждый из них для церкви - нонсенс. Чаще всего причиной разлада становятся бытовые неурядицы и внутрисемейные противоречия. Священник - человек все-таки верующий и богобоязненный, чтобы ради другой женщины жертвовать саном. Говорить о том, что это сплошь и рядом, нельзя.
— Должно ли священноначалие вмешиваться в семейные дела пастырей, если дело дошло до развода?
— Священник, как и его семья, - образец для прихода.
Он на виду у людей, поэтому скрыть разлады в семье от них достаточно сложно. Поэтому все заблаговременно доносится куда надо и не надо. Если и не доносится, то священнику стоит обратиться к архиерею или благочинному (руководитель церковных округов, — прим. ЕАН) за поддержкой. Церковь сама заинтересована в сохранении браков пастырей, поскольку даже разлады бьют по ее сути. Ведь если священники не могут сохранить семью, то уже прихожане не будут заинтересованы в браке.
— Какие маневры принимает руководство пастырей, чтобы сохранить семью? Могут ли в таком случае перевести священника на облегченные условия службы?
— Зависит от епархии, а именно - какими ресурсами она обладает. Могут и перевести в другой приход, где полегче. Проблема в том, что заменить священника попросту некем. Зачастую благочинный может показать человеческое участие в проблеме пастыря. Ведь человек идет вразнос от ощущения, что он никому не нужен.
— Приход тоже активное участие принимает для сохранения семьи священника?
— Если люди дорожат пастырем, то да. Они могут мобилизоваться, в том числе в материальном плане. Люди понимают, что если у священника хорошо с семьей, то и в приходе будет спокойно.
— Какие санкции применяются к священнику, если он все же развелся?
— Канонами никаких ограничений не предусмотрено в таких случаях, но при условии, если он не вступил в новый брак. Он может остаться в существующем положении или принять монашество.
Если он женится вторым браком, его, конечно, запретят в служении.
Хотя чаще всего второбрачные священники сами просят об этом, понимая, что нельзя играть со своей совестью.
— Насколько распространены случаи, что пастырь готов расстаться с саном ради второго брака?
— Это тоже скорее исключение. Сан — это не шуба: захотел - снял, захотел - надел. Все равно ответишь перед Богом. Конечно, есть канонические понятия, что человек лишен сана. Но извергает ли его из сана Бог, никто не знает.
Фото: pixabay.com, eparhia-saratov.ru, sdsmp.ru, ekaterinburg-eparhia.ru
Количество записей: 102
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как нам быть. Мы с моим двоюродным братом полюбили друг друга. Мне 45, ему 57 лет. До этого мы виделись пару раз, но очень давно. А теперь вот начали общаться, и поняли, что любим друг друга. Мы не в браке. Детей, ввиду возраста и ограничений по здоровью, не предвидится. Можем ли мы пожениться?
Ульяна
Здравствуйте, Ульяна! Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. По указу Свя¬тейшего Синода от 19 января 1810 г. безусловно запрещаются и подлежат расторжению браки, заключенные между лица¬ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Поэтому пожениться вы не можете.
иерей Владимир Шлыков
Здравствуйте, добрые люди! Хочу поблагодарить ас за ваш сайт, к которому можно прибегнуть с вопросом! И большое спасибо за внимание к нам и помощь в наших проблемах. Вопрос вот у меня какой. Дело в том, что я полюбила мужчину другой веры (илам), хотя я сама крещеная и православная! Что мне делать? Будет ли мне грех за проживание с этим мужчиной? Мы хотим заключить брак перед Богом, но у нас, православных, от мусульман отличается обряд заключения брака перед Богом! Вопрос в том, можно ли мне заключать брак, будучи крещеной в православной вере, с мусульманином? Допускает ли это Господь? Ведь, как я думаю, как по мне, все мы одинаковы перед Богом!
Лена, на нашем сайте есть тег – «брак с мусульманином». Пожалуйста, обратите на это внимание, кликните по нему мышкой, и все прочитайте. Много интересного написано. Но Вы должны понимать следующее: гражданский брак (я имею в виду регистрацию в ЗАГСе), разумеется, возможен, но никакого религиозного обряда быть не может! Во-первых, у нас венчают только православных. Во-вторых, участие в бракосочетании по мусульманскому обряду является изменой своей православной вере. Вы явно влюблены в этого человека, отговаривать Вас, я думаю, бессмысленно, а вот предупредить надо. Если он – правоверный, практикующий мусульманин, то Вам придется принять сначала обычаи (одежда, полное послушание мужу (не выйдете из дома без разрешения, например), кухня, телесные наказания жен и т. д., а после, глядишь, не только чадру оденете, но веру их примите. Заставят близкие. Подумайте!
протоиерей Максим Хижий
Доброго дня, батюшка. У меня к Вам такой вопрос. Я недавно встретила мужчину. До меня у него было два брака, в обоих браках остались дети. Во втором браке они с женой венчались, она поменяла даже для этого веру. Сейчас ситуация такая, он мне предлагает выйти за него замуж и повенчаться. Со второй женой он развелся. Подскажите, пожалуйста, как мне правильно поступить, я хожу в церковь, есть ли на мне сейчас грех, и что нам делать если мы любим друг друга?
Наталья
Я так понимаю, Наташа, что Вы хотите исправить свой грех – незаконное сожительство – регистрацией отношений. Такой путь, в сочетании с церковным покаянием, возможен. Главное, чтобы Вы потом не разочаровались в своем избраннике, который уже «дважды герой» в семейных отношениях. А вдруг он и в Вас ошибется, разочаруется, оставит свое потомство и пойдет дальше искать свое счастье? Из грехов быстро не вылезешь, также как и из болота – только постепенно. Если уж «встретились», то хорошо подумайте о своих отношениях. Может быть, лучшее будет покаяться и расстаться?
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте! Скажите, может ли священник жениться на девушке, которая была замужем и у неё есть ребёнок?
мария
Здравствуйте, Мария. Священник не может жениться вообще ни на ком. После принятия священного сана вступление в брак невозможно. До принятия сана мирянин может жениться. Но брак со второбрачной является каноническим препятствием для рукоположения.
иерей Александр Белослюдов
Здравствуйте! Можно ли женщине выходить замуж третий раз? Так в жизни случилось, что с предыдущими мужьями я разошлась по собственному желанию, измен не было, просто характеры разные, не смогла я больше. Считается ли это грехом? Если я разведена и у меня появится человек, будет это считаться прелюбодеянием? Как правильно поступить мне?
Ирина
По церковным правилам Вы имеете право на третий брак, но это будет «последняя попытка». То, что измен не было, хорошо. Но плохо, что и второй раз Вы «не сошлись характерами». Значит, надо выходить замуж «по совету» - не спешить с выводами и страстями. Спросите близких о том, что они думают о Вашем выборе, если нет возможности поговорить со священником. Всякое дело надо начинать с покаяния, с исповеди. Такие ошибки, конечно, тоже грех неразумия. А что такое «появится человек» - если в кино ходить, то не грех. А если сожительство – то грех смертный.
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте, мне 15, а моему парню 25, можно ли нам обвенчаться?
диана
Диана, прежде чем венчаться, нужно обязательно зарегистрироваться в ЗАГСе – такой порядок. Регистрация в ЗАГСе производится не раньше 18 лет по закону. Без нее Вас венчать не будут. Так что вам придется подождать и потерпеть до 18 лет. Заодно это будет Вам испытание в серьезности ваших намерений. Но нужно помнить, что близкие отношения вне брака не допускаются – это тяжкий грех.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте, батюшка! Извините за столь личный вопрос. Мне 36 лет, в разводе. Хочу создать семью, возможно, и родить ребенка. Но у меня ничего не получается. Веду нормальный образ жизни, посещаю храм, по возможности причащаюсь 1 раз в два месяца. Мужчины, с которыми знакомлюсь, мне предлагают только постель. Почему так? Недавно мой родственник, троюродный брат, как я понимаю (моя бабушка и его дедушка брат и сестра, а мой отец и его отец двоюродные, а мы с ним уже троюродные), ему 54 года, предложил мне интимные отношения для проверки совместимости и якобы, это полезно для женского здоровья, т. к. я одна. Но я понимаю, что связь до брака - это грех. Я всегда к нему относилась как к другу, но не более. Он каждый день приходит ко мне домой, а я все нахожу отговорки, оттягиваю время. Как мне поступить, чтобы остались, как говорят, "и волки сыты, и овцы целы"? И еще скажите: 1) как строить отношения с мужчинами в миру? 2) На сколько мужчина может быть старше женщины? 3) сколько нужно время от знакомства до вступления брак? Спасибо. Надеюсь на ответ.
Татьяна
Здравствуйте, Татьяна. Насколько мне известно, существуют православные форумы знакомств, возможно, что там Вам не будут предлагать сразу постель. Пользы от блуда для здоровья нет и быть не может. От человека, склоняющего к блуду, надо отвращаться, даже если он приятный собеседник. Под любыми предлогами уклоняйтесь от общения с ним. Старайтесь не рассматривать мужчин, которых встречаете в жизни, как возможных мужей, это прямой путь к разжиганию похоти, по нему Вы неизбежно придете и к действительному совершению блуда. Пока Вы чего-то страстно желаете, именно страсть определяет характер отношений, поэтому Вам и предлагают интим. Положитесь на Бога. «Господи, Ты знаешь мое желание иметь семью, если угодно это Тебе, исполни прошение мое, но не чего я хочу, а чего Ты». Только смирение способно принять благодать Божию, а страсть соединяет с демонами. Разница в возрасте, может иметь значение, а может и не иметь. Если Вы хотите иметь детей, не выходите замуж за мужчину старше Вас намного. Мужчины живут в среднем меньше женщин лет на десять, и дряхлеют раньше. Вы можете остаться с малолетними детьми и стариком. От знакомства до брака должно пройти столько времени, сколько необходимо, чтобы узнать человека. Какие у него страсти и добродетели, может ли он предать, можете ли Вы его простить, если он предаст? Самое главное, у мужа и жены должна быть общность мировоззрения. Симпатии, основанные на влечении, пройдут, и если не будет духовного основания, брак распадется. Помоги Вам Бог.
иерей Александр Белослюдов
Здравствуйте! Меня зовут Елена. Я бы хотела обратится к Вам с таким вопросом. Я встречаюсь с человеком, с которым хотим создать семью. Сам он был женат, брак был венчаным. После развода человек развенчался. Можем ли мы после вступления в брак обвенчаться? Сама я венчанной не была. Помогите, пожалуйста, ответьте на этот вопрос.
Елена
Здравствуйте, Елена. Вы сами себе ответьте на вопрос: «Зачем я хочу венчаться?» Если Вы хотите получить церковное благословение своего брака, потому что Вы человек православный, исполняете каноны Православной Церкви, живете, или стараетесь жить по Заповедям Христовым, а когда не получается, каетесь, исповедуетесь - значит, двух вариантов быть не может, надо венчаться. В противном случае, какой смысл вкладывается в венчание? Красивый обряд? Он женился, венчался, развелся, «развенчался»… И что дало венчание человеку? Посмотрите в Священное Писание: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф.19.6) Получается, что люди венчали, а Бог не сочетал. Конечно, формально, Вы имеете право на совершение над Вами Таинства брака, но… польза Вам от этого будет только в том случае, если вы оба примете свой брак как домашнюю церковь. А Церковь есть корабль спасения, значит, и брак для того же предназначен. Спасителем мы зовем Христа, а Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф.11.29) Свойства Спасителя и, следовательно, то средство, которым Он осуществляет спасение, это «кротость и смирение». Брак дает идеальную возможность научиться этим качествам, а благодать Таинства венчания, сообщает необходимую божественную помощь в этом. Но действует она не сама по себе, а через Ваше сознательное и решительное понуждение себя к жизни по Заповедям Христовым. Без этого понуждения венчание бесполезно, а испорченная грехом природа человеческая неизбежно разрушит и опустошит брак, даже если его дважды венчать. Отнеситесь серьезно к своей жизни, она коротка, а каждый наш шаг в ней имеет огромное значение для нашего бытия в вечности. Помоги Вам Бог.
иерей Александр Белослюдов
Я православная, могу ли выйти замуж за мусульманина, я не буду менять веру, но я хочу быть с этим человеком.
Акилина
Вы можете зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Церковный брак, разумеется, невозможен. Церковь не регулирует гражданские отношения. Но мы предупреждаем, что мусульмане бывают разные. Есть и такие, кто будет требовать от Вас перехода в ислам, исполнять его законы (например, полной покорности мужу), не дадут крестить детей и т.д. Хорошо подумайте, прежде чем решиться на такой шаг.
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте. Мне всего 19 лет, а я попала в крайне сложную ситуацию. Я 2 года близко знакома с 29-летним мужчиной, иностранцем. Он из Японии. Он болен эпилепсией. Эта форма болезни излечима, но для него момент упущен. В подростковом возрасте сами припадки закончились. Но остались припадки агрессии. Время от времени он теряет контроль и начинает кричать ужасные вещи на близких, оскорблять и унижать их. Не дерется. Потом раскаивается. Он хочет на мне жениться. Принял православие под именем Назарий. Но христианином не стал. Ни разу не причащался. Я люблю его и хочу о нем заботиться, но его истерики меня выматывают и я опускаю руки. Как понять, должна ли я быть с ним и нести его болезнь как Богом данный крест, или постараться забыть о нем и не забивать себе голову, как настаивают родители? Бог посылает человеку тот крест, который он осилит. Но мне ли послан этот крест? Назарий умоляет обвенчаться с ним, мечтает быть со мной до гроба. Но во время помутнений рассудка не может спасти меня от самого себя.
Анна
Аня, Вы, по большому счету, еще ребенок! Какая помощь от Вас взрослому больному мужчине, к тому же иностранцу!? Все, что Вы тут написали «про крест», является крестом самодельным – следовательно, самым тяжелым. Как можно венчаться с человеком, который, по Вашим словам, христианином не стал? У Вас уже опускаются руки от его истерик, а Вы еще думает о замужестве… Вы пишете, что болезнь для него уже неизлечима, а с психоневрологическим больными, тем более в тяжелой форме, разумный священник благословение на брак не даст. Раньше было такое определение для болящих – «пожизненное безбрачие». Прислушайтесь к словам родителей.
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли жениться на разведенной женщине с ребенком? Сердечно благодарю за ответ!
Максим
Здравствуйте, Максим. Если не Вы стали причиной этого развода, то и смущаться Вам не чем. Женитесь. Дай Вам Бог согласия и любви.
иерей Александр Белослюдов
Здравствуйте, батюшка! Могу ли я венчаться с двоюродным дядей? Брак с ним - это грех?
Екатерина
Здравствуйте, Екатерина! По церковным нормам, безусловно, запрещаются браки между родственниками до четвертой степени кровного родства включительно. Между Вами и двоюродным дядей пятая степень бокового родства, и такой брак может быть заключен, но с благословения правящего архиерея.
иерей Владимир Шлыков
Я люблю мужчину, который старше на 18 лет. Мне 23, ему 41, он очень глубоко верующий воцерковленый человек. Можно ли нам венчаться? Не является ли такая разница в возрасте каноническим запретом для брака?
Иоанна
Здравствуйте, Иоанна! Канонических запретов на такой брак нет. Но это не всегда бывает разумно по этическим соображениям. Если, как Вы говорите, Ваш избранник - человек воцерковленный, то разумно будет попросить совета и благословения на брак у его духовника, наверняка знакомого с ситуацией изнутри.
иерей Владимир Шлыков
Доброго времени суток! Хотелось бы задать вопрос: можно ли венчаться во время беременности?
Юлия
Юлия, во время беременности венчаться можно. А перед венчанием нужно обязательно исповедоваться и причаститься.
иеромонах Викторин (Асеев)
Живу в блуде с гражданским мужем, так как не могу с ним официально пожениться из-за его судимости, а у меня ответственная работа. Очень хотим венчаться, но церковь не разрешает без штампа. А я очень страдаю, что не могу ходить к причастию, чувствую себя очень грешной перед Богом.
Эльвира
Эльвира, мы живем в "прозрачном мире». Люди, занимающие ответственные посты в банковской, правоохранительной системе, крупном бизнесе, всегда проверяются службой собственной безопасности. Я не уверен, что сожительство можно скрыть, и то, что к нему отнесутся лучше, чем к браку с судимым человеком. Судимости тоже бывают разные, и контролируют Вас люди неглупые… Но если Вы все-таки считаете, что расписываться Вам пока нельзя, что это поставит крест на Вашей карьере, то задайте себе вопрос: «А когда будет можно?" Вы настолько уверены в своем мужчине, что скоро будете готовы отказаться или рискнуть своим статусом во имя любви? Может быть, Ваша неготовность к браку на самом деле - отсутствие полного доверия любимому?
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте, батюшка. У меня вопрос банальный, и в то же время для меня очень важный и, как оказалось, сложный. Вопрос по поводу второго брака. (разведена по инициативе мужа, брак был не венчанный и вынужденный) Я знаю, что в концепции Церкви можно выходить замуж и второй, и даже третий раз. Но скажите, как правильнее? Это для меня очень важно. Спаси Вас Господи!
Анастасия
Анастасия, я не понял, у Вас второй брак тоже распался? Да, третий брак – это предел. Выходить замуж или нет, зависит, в первую очередь от Вас. Надо взвесить все: есть ли у Вас любимый человек, какие препятствия существуют к браку, как относятся близкие, Ваш возраст, Ваши дети и т. д. Замуж выходят по любви и желанию спасаться вместе, а не потому что «надо», «воды никто не подаст».
протоиерей Максим Хижий
Уважаемый батюшка, помогите, пожалуйста. От меня ушла девушка. Мы не были расписаны, не венчались, просто жили долгое время вместе. Какой теперь я имею статус по православным канонам? Имею ли я право искать себе другую женщину? Может, лучше мне вообще никого не искать (где-то написано в Библии, что если разошлись, лучше оставаться не женатыми). Заранее Вам благодарен.
Евгений
Евгений, у Вас по православным канонам статус человека, который жил в смертном грехе. Сейчас Вам надо серьезно подумать, если Вы считаетесь христианином, как будете жить дальше. Думаю, что начать надо с исповеди в храме. Не искать женщину, а разобраться с собой, привести в порядок душу. Верующий человек, я думаю, не женщину должен искать, а найти в себе способность любить другого человека. Брак – школа любви, сожительство – школа страстей.
протоиерей Максим Хижий
Считается ли венчание действительным, если после венчания выяснилось, что мужа крестила его бабушка дома в тазу, и это крещение священнослужители нашей церкви признали недействительным. Мужа крестили в храме через несколько лет после венчания. Сегодня первый брак расторгнут. Наш брак у мужа второй. Можем ли мы венчаться? Если считать, что первый брак был венчан без крещения?
Анна
Анна, на моем приходе был похожий случай – венчалась пара, а позже выяснилось, что мужа крестила бабушка. Венчать вновь епархиальный духовник их не благословил. Церковный брак признали действительным. Вопрос о вашем венчании во втором браке не сводится только к формальным основаниям. Не менее важны причины расторжения первых браков, установление вины супругов, ваше покаяние, нынешняя церковная жизнь. Все эти вопросы должен решать священник по месту вашего проживания. Он советуется с епархией в случае канонических препятствий к церковному браку.
протоиерей Максим Хижий
Батюшка, случилось так,что я женился на женщине разведенной. Во время первого брака она была повенчана. Есть ребенок от первого брака (девочка). Жена подала прошение в епархию о развенчании, бывший муж тоже дал согласие. Можно ли нам с ней венчаться вновь, или так и придется остаток жизни прожить во грехе?
Алексей
Алексей! Зарегистрированный в ЗАГСе брак не является грехом! Он не является и вершиной супружества, но это никак не блуд. У вас второй брак, и это другая история. Да, Евангелие осуждает развод и женитьбу на разведенной как путь, принятый ветхозаветной моралью. Но христианство – это еще и жизнь в покаянии, исправлении себя. Дело ведь не только в форме: повенчались, и теперь уже живем не в блуде. Живите как христиане: молитесь вместе, ходите в храм, причащайтесь, воспитывайте детей, храните любовь и верность. Тогда ваша семья станет «домашней церковью» и Господь будет хранить Вас. Многие добились в епархиях «развенчаний» и «повенчаний», а на деле остались венчанными язычниками. Будьте христианами по жизни.
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте, благословите! Дядя моего мужа - батюшка. Мы с мужем зарегистрированы в ЗАГСе, но не венчаны. Муж хочет, чтобы венчание совершил его дядя, но приход, на котором он служит, очень далеко, поехать туда у нас нет возможности. Дядя приезжает в наш город, и мы хотели обвенчаться дома, возможно ли это, и будет ли такое венчание действительным? Спасибо.
Екатерина
Божие на Вас благословение! Дядя Вашего мужа может попросить настоятеля любого храма в Вашем городе, либо правящего архиерея, чтобы ему разрешили обвенчать племянника в храме. Пусть дядя заранее побеспокоится о справке из епархии, где он служит, в которой будет указано, что он действительно является клириком такой-то епархии и не имеет канонических прещений для совершения богослужений. Думаю, что ему разрешат обвенчать племянника в храме. Что же касается венчания на дому – то это будет незаконно, так как совершение треб в другой епархии без разрешения запрещено. Храни Вас Господь!
протоиерей Андрей Ефанов
назад
CTRL ← | 2 |