Метательные орудия древности. Гравитационные «пушки» средневековья Средневековое артиллерийское орудие
Между открытием пороха и применением его на войне минули столетия.
Первоначально, он имел мало сторонников в Европе. И потому пороховой джинн был выпущен не жителями, а завоевателями Европы.
Было это в середине ХIII в. Понятие о героическом у монголо-татар сильно отличалось от рыцарских иллюзий Запада. Зная свои недостатки и слабости, как воителей, они стремились, как сказали бы сейчас, «повышать личную эффективность».
Но, тем не менее, вскоре Европе пришлось отказаться от старых принципов и идеалов — слишком налицо были выгоды и достоинства пороха. Причем, как для рядового солдата, стремящегося любой ценой сохранить свою жизнь, так и для полководца, цели которого глобальнее.
Фрагмент фрески в Ораторио деи Дишиплини г. Клузоне, Ломбардия, XV в.
Постепенно, огнестрельное оружие прочно вошло в европейское военное дело. Стволы полевых орудий становились длиннее и дальнобойнее, ручной же огнестрел становился компактнее и точнее.
Стала появляться систематизация, а значит возникли кодексы и арсенальные книги по огнестрельному оружию, призванные упрочить ее в умах. Средневековым пушкам придумывались новые формы. Одной из них стал рибодекин.
Все достоинства средневековых пушек серьезно снижал один серьезный недостаток — малая точность и слабая разрушительная сила снарядов.
Решением этот проблемы для малых полевых калибров стало увеличение числа стволов. Соответственно, вырастала и скорострельность таких орудий. Около середины XV века появляются так называемые «органы смерти» (нем. Totenorgel), первые из которых появились в арсеналах армий Священной Римской империи.
Фрагмент Арсенальной книга кайзера Максимилиана I, Инсбрук, 1502 г.
У изображенного в «Zeugbuch Kaiser Maximilians I» (Арсенальной книге императора Максимилиана I) подобного орудия могло быть до сорока соединенных вместе стволов, установленных на единой станине. Для мобильности она снабжалась колесами.
Залп производился с помощью общей затравки или по отдельности, посредством фитиля. В «Zeugbuch» говорится: «…и ими следует пользоваться около ворот и там, где неприятель готовится к штурму, они полезны также в ».
Оскалившиеся пушки
В чистом поле артиллерийская система типа totenorgel была крайне уязвима.
На помощь пришла античность, которая серьезно влияла на гениев Высокого Средневековья — причем не только в искусстве, но и в военном деле. Многоствольные средневековые пушки стали снабжать косами и лезвиями, на манер античных боевых колесниц.
Так на полях сражений начинают править бал рибодекины (ribaudequins). Количество стволов, при сравнении с «органами смерти» Максимилиана I было уменьшено, зато появился рикошетный щит, а так же всевозможные пики и косы.
Миниатюра из «Инвентарной описи», Инсбрук, 1511 г
Одно из самых ранних упоминаний рибодекина относится к арсенальной книге города Брюгге и датировано 1435 годом. В составе арсенала Брюгге числилось «6 рибодекинов с каморами, выкрашенными в красный цвет».
Сражении при Гавере (1453 г.) началось упоминается артиллерийская перестрелка между бургундскими и гентскими веглерами, рибодекинами и кулевринами, которой началось само сражение.
В 1458 г. арсенал города Лилля насчитывал примерно 194 единицы подобного оружия. В учетных ведомостях Лилльского арсенала на 1465 г. содержится сразу несколько записей, дающих представление о характеристиках рибодекинов:
- «1 200 камней в 2 дюйма, отправленные для нужд армии из Лилля в период с 22 мая 1465 по 27 января 1466, для рибодекинов артиллерии»,
- «4 повозки с рибодекинами, из которых 3 с 2 «флейтами» (flaigeoz) и 1 с 3 «флейтами»», «5 деревянных повозок, называемых рибодекинами, снабженные дышлом, колесами, площадкой и павуа».
Любопытно, что во времена Карла Смелого (1433 - 1477 гг) именно бургундскими войсками рибодекины практически не использовались. Однако в конце XV – начале XVI вв. эти орудия пережили настоящий «ренессанс» и в большом количестве появились в немецко-испанских войсках.
Гигантский рибодекин Монха
Создать на основе рибодекина поистине непобедимую боевую единицу попытался немецкий военный инженер Филлип Монх (Philipp Mönch). Для этого он обратился к любимой германской теме гигантизма.
В своем труде «Kriegsbuch» (1496), Монх изобразил и дал описание чего-то, более всего напоминавшего танк Леонардо да Винчи. Огромный рибодекин, движущей силой которого является не пара пехотинцев, а четверка волов. На себе этот агрегат несет орудия среднего и близкого к главному калибров. А помимо лезвий и пик имеет еще и таран для разрушения преград.
Фрагмент гравюры из «Kriegsbuch» . Philipp Mönch, 1496 год
По задумке Монха, подобный рибодекин должен быть по максимуму автоматизирован. Но в своем кодексе он не дает понять каким именно образом это может быть сделано. И, нет фактов, подтверждающих применение столь огромных средневековых пушек.
Соблазнительная система автономного органного орудия на протяжении четырех столетий не оставляла в покое умы инженеров, обретая довольно разные, зачастую весьма причудливые, виды. Результатом изысканий стало появление во второй половине XIX века митральезы – злобной прабабки современных пулеметов.
Знаменитый «пулемет Гатлинга» из компьютерных игр. Правильное название — скорострельная пушка системы Гатлинга образца 1862 года. По-французски — Mitrailleuse Gatling («митральеза Гатлинга»). Фото из Артиллерийского музея. Санкт-Петербург.
Продолжение следует..
Фото: Дмитрий Якушев и из соц. сети «ВКонтакте»
Кратко о статье: Первым огнестрельным оружием были китайские пороховые ракеты. Монголы прикрепляли их к стрелам, чтобы те летели дальше. Впрочем, настоящее развитие артиллерии началось в новой эре. Мортиры и бомбарды, фальконеты и «тюфяки»... Пушки делали даже из дерева! Читайте о «детстве» артиллерии в нашем «Арсенале».
Трубы огня и грома
Ракеты и артиллерия - от древности до средневековья
Тяжелое металлическое ядро прорвалось сквозь магическую защиту Робийярда, уничтожив добрую часть такелажа.
У них есть орудие с дымящимся порошком! - крикнул Гаркл.
Что? - одновременно спросили Дзирт и Дюдермонт.
Гаркл никак не мог приступить к объяснению, но его испуганное лицо говорило о многом.
Роберт Сальваторе, «Путь к рассвету»
Поразительное зрелище: великие герои и мудрые маги трепещут. Забыв об атакующих заклинаниях и корабельных катапультах, они предпочитают искать спасения в бегстве. И виною этому не древний дракон, нет; с драконами они справляются легко и играючи. Всего лишь металлический цилиндр на палубе вражеского судна. «Большая аркебуза». Пушка.
Неужели «орудия с дымящимся порошком» действительно настолько страшнее метательных машин, драконов и волшебных молний? Двух мнений быть не может - несравненно страшнее. Разве при строительстве замков в мирах фэнтези когда-либо предпринимались специальные предосторожности на случай применения противником магии или нападения дракона? Нет. А появление огнестрельной артиллерии быстро привело к разительному изменению облика фортификаций и тактики полевых сражений.
Ракеты
Самыми примитивными огнестрельными орудиями были пороховые огнеметы, представлявшие собой медные или бамбуковые трубы, набитые смесью горючего и селитры. Появились такие устройства в Азии еще в незапамятные времена. В эти же самые времена было замечено, что струя раскаленных газов не только выбрасывает из ствола зажигательный состав, но и ощутимо толкает назад сам ствол. Так был открыт реактивный принцип движения.
Ныне считается, что бамбуковые ракеты появились в Индии еще за несколько веков до нашей эры. Упоминали о подобном оружии и вторгшиеся в Индию македонцы. Но распространение ракет в античности не могло быть сколько-нибудь значительным. В ту пору способ выращивания селитры еще не был открыт, и порох, которого для изготовления ракет требуется очень много, оставался слишком большой редкостью.
Описания древних ракет, к сожалению, либо слишком туманны, либо совершенно неправдоподобны. Более обширная информация сохранилась о реактивных снарядах средних веков. В военных целях ракеты систематически стали применяться в Китае с 10 века новой эры. В 13 веке могучий прилив монгольского нашествия занес это оружие на Ближний Восток, откуда уже в следующем столетии оно проникло в Европу.
Самый распространенный реактивный снаряд средневековья, особенно широко использовавшийся монголами и арабами, именовался «китайской стрелой » или «огненной стрелой». Это и в самом деле была обычная стрела, к древку которой ниже наконечника крепилась набитая порохом бумажная трубка. Выстреливалась она из лука вполне традиционным способом, но в полете короткий фитиль поджигал заряд, и стрела приобретала маленький реактивный двигатель.
Реактивные стрелы могли пролететь 300 метров, что вдвое превышало дальнобойность обычных зажигательных стрел. Но более весомыми их достоинствами в то время справедливо считались громкий свист и длинные хвосты цветного огня и дыма. «Китайские стрелы» служили преимущественно для подачи сигналов и указания целей обычным лучникам. Монголы однажды использовали их для того, чтобы обратить в бегство вражеских боевых слонов.
Более мощные ракеты («копья яростного огня ») весили от 1 до 10 килограммов и применялись как в качестве сигнальных, так и в качестве зажигательных снарядов. Для этого передняя часть корпуса ракеты наполнялась «греческим огнем». Когда пороховой заряд выгорал, зажигательная смесь воспламенялась, и струи пламени выбрасывались через специально проделанные для этой цели отверстия.
Стартовали «копья», естественно, уже не с тетивы лука, а с распорки. Длинное древко оставалось неотъемлемой частью конструкции реактивных снарядов до конца 19 века. При запуске конец шеста втыкался в землю и выполнял функцию направляющей, в воздухе он играл роль стабилизатора.
Дальность полета наиболее крупных ракет уже в средние века могла превышать 2 километра. Это было очень и очень неплохо. Тем не менее, масштабы применения реактивных снарядов долгое время оставались скромными. Причиной тому были дороговизна, низкая точность и недостаточная разрушительная сила ракет.
Ракеты с головной частью в виде чугунной гранаты появились только после Наполеоновских войн. Средневековые «огненные копья» взрываться не могли. Черный порох, заключенный в деревянную оболочку, производил много шума и дыма, но не создавал ни опасной ударной волны, ни осколков. Ракеты не вредили пехоте и не пробивали крыш зданий. Относительно точности достаточно сказать, что древним шутихам случалось даже разворачиваться в воздухе и устремляться обратно к точке пуска.
И кто бы мог подумать, что со временем ракеты станут высокоточным оружием? |
Ракеты на Руси | ||
По одной из наиболее смелых версий, реактивные снаряды на Руси были впервые применены еще в 10 веке княгиней Ольгой. Согласно легенде, эта правительница сожгла мятежное городище с помощью птиц, несущих горящие фитили. Птица, к лапке которой привязан тлеющий трут, обратно в гнездо не полетит, так что о буквальном понимании свидетельства летописи и речи нет. А вот ракеты в средние века «огненными птицами» именовались нередко. Чисто теоретически, в 10 веке Ольга уже могла получить партию «китайских стрел» - например, от византийцев или булгар. Но намного более вероятно, что ракеты на Руси начали применяться только в 15 - начале 16 века. В 1607 году Онисим Михайлов в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки » подробно описал способы изготовления и применения сигнальных и зажигательных ракет. Специальное «Ракетное заведение» было открыто в Москве в конце 17 века. Но изготовлялись на нем только сигнальные и предназначенные для фейерверков ракеты, известные как «шутихи». |
Появление артиллерии
Древнейшие орудия, изобретенные в 7 веке в Китае, а в 11 веке при посредничестве арабов попавшие в Европу, все еще не имели запального отверстия в казенной части. Воспламенение заряда производилось со ствола, с помощью пропущенного в зазор между ядром и стенкой ствола фитиля.
Самая удивительная особенность таких мортир заключалось в том, что канал их короткого ствола представлял собой не цилиндр, а конус. Конический ствол практически не направляет движение снаряда и запирает пороховые газы только до тех пор, пока ядро не начнет движение. Тем не менее, выбор именно конуса, а не цилиндра, не был случайным.
Дело в том, что первые пушки предназначались для навесной стрельбы, но еще не имели лафетов, и на позиции просто втыкались казенной частью в землю. Потому дальность выстрела могла регулироваться лишь таким способом, каким она регулировалась у старинных катапульт, - путем изменения веса снаряда. Конический ствол позволял использовать камни разных размеров.
Орудия 12-14 веков все еще оставались небольшими. Ствол весом 20-80 килограммов и калибром 70-90 миллиметров отливался из меди или бронзы, либо выковывался из мягкого железа. Высверливать изнутри массивные металлические болванки в то время еще не умели ни арабские, ни европейские мастера.
По этой причине медные и бронзовые стволы, подобно колоколам, отливались сразу с внутренней полостью. Железные пушки ковались из сваренных вдоль и скрепленных обручами полос металла. Изготовленные таким образом орудия оказывались очень непрочными. Это обстоятельство жестко ограничивало мощность артиллерии раннего периода.
Силой выстрела первые бомбарды примерно соответствовали мушкетам 16 века. Соответственно, и били из них не по крепостным стенам, а по рыцарским коням, с дистанции всего в несколько десятков метров. Арабы заряжали свои орудия гранеными, обмотанными веревкой железными пулями или свинцом. Европейцы предпочитали завернутый в тряпку камень весом 0,5-1 килограмм, а иногда и толстый деревянный болт с железным наконечником.
В Европе пушки перестали быть редкостью уже к середине 14 века. Так, во время битвы при Кресси англичане использовали около 20 маленьких бомбард. К концу века применение артиллерии в бою стало обычным делом; впрочем, пользы от пушек все еще было очень и очень мало. Трубы, выбрасывающие снаряды «с грохотом, свистом и силой, неведомой доселе » использовались преимущественно в расчете на моральный эффект.
Били маленькие бомбарды не только слабо, неточно и недостаточно громко, но еще и очень редко. И проблема заключалась даже не в том, что заряжать их было сложно - их просто некому было заряжать. Бомбарды 14 века взрывались так часто, что стрелять из пушки рисковал только сам изготовивший ее мастер. Поэтому на каждые 5-10 бомбард приходился всего один канонир. До начала сражения он устанавливал и заряжал пушки. Он же и стрелял из них, подбегая с факелом к орудию, на линии огня которого появлялся враг.
Пушки из дерева? | ||
Как бы парадоксально ни звучало словосочетание «деревянная пушка», в действительности значительная часть древнейших орудий изготовлялась не из металла. Коническое углубление могло быть выдолблено и в пне твердого дерева. Деревянная мортира служила недолго, зато и сделать новую было несложно. Орудия из дубовых пней использовались в Европе партизанами вплоть до 19 века. Из скрепленных обручами древесных стволов делались и бомбарды. Но значительно чаще при изготовлении «длинных» пушек дерево заменялось рулоном воловьей кожи. Кожаные пушки в средние века редкостью не были и встречались повсюду - от Чехии до Тибета. Даже в 17 веке на вооружении шведской (самой передовой в Европе) армии состояли легкие орудия подобного устройства. Скрученные из рулонов кожи пушки могли стрелять только картечью и оказались очень опасными в эксплуатации. Ствол стремительно прогорал, и орудие могло взорваться в любую минуту. |
Гигантские бомбарды
Попытки изготовить пушку, вес которой исчислялся бы не пудами, а тоннами, впервые были предприняты еще в конце 14 века. В большинстве случаев они оказывались неудачными. Огромные стволы, выкованные из железных полос и обручей, неизбежно разрывались при первом же выстреле. Так что первый успех осадной артиллерии - разрушение железной 790-миллиметровой пушкой замка Танненберг в 1399 году - справедливо был воспринят современниками как случайность. Чтобы не искушать судьбу, чудо-пушку бросили «на месте преступления».
Тем не менее, начало было положено. Огнестрельная артиллерия продемонстрировала способность решать задачи, для метательных машин неподъемные в принципе. До сих пор камнеметы лишь перебрасывали зажигательные снаряды через стену, либо (намного реже) пытались выбить ворота крепости.
Стену же - каменную, кирпичную и даже деревянную - приходилось либо подкапывать, либо расшатывать таранами. При этом тараны сначала необходимо было подтянуть в упор к стене, предварительно засыпав рвы. Да и после этого стенобойным машинам требовалось значительное время, чтобы сокрушить преграду.
Проблема отливки огромных стволов из бронзы была решена уже в начале 15 века. На смену железным гигантским бомбардам пришли бронзовые. Надежность их также оставляла желать лучшего. Ввиду отсутствия подходящих сверлильных станков, стволы продолжали отливаться с готовой внутренней полостью и выдерживали всего несколько выстрелов.
Заменить самую мощную из метательных машин средневековья вполне могла бы и пушка калибром 152 миллиметра. Но и 300-миллиметровые осадные орудия в 15 веке считались «несерьезными». Обычно для разрушения укреплений использовались 400-миллиметровые бомбарды. У самых мощных европейских пушек калибр достигал 630 миллиметров, а вес - 13,5 тонн. Но даже они выглядели жалкими карликами в сравнении со 100-тонными турецкими чудовищами калибром от 890 до 1220 миллиметров. Одно только ядро к такой пушке могло достигать 2 тонн веса.
Неудивительно, что уже к середине 15 века метательные машины и тараны окончательно отошли в историю. Достаточно большая пушка могла решить исход осады единственным выстрелом.
На позиции бомбарда устанавливалась в сооружение из бревен и кирпичной кладки. Несмотря на то, что дальность полета ядра могла достигать 2-2,5 километров, позиция оборудовалась всего в нескольких десятках метров от стены. Это позволяло максимально полно использовать энергию выстрела, но все работы, естественно, приходилось вести под прикрытием огромных деревянных щитов.
Тут же - под стенами осажденной крепости - изготавливались и каменные ядра. Для увеличения веса их оковывали железом, а также обматывали веревками, чтобы плотнее входили в ствол.
Затем наступала очередь зарядки. Сначала в ствол отправлялись слепленные из пороховой мякоти лепешки. Потом - ядро, которое укреплялось в стволе деревянными клиньями. Это, конечно, увеличивало вероятность взрыва, но в то же время позволяло существенно повысить силу выстрела. Порох в лепешках горел медленно, и неукрепленное ядро вылетело бы из короткого ствола прежде, чем выделяемой селитрой кислород успел полностью прореагировать с горючим.
Существенно сложнее оказывалась процедура подготовки к выстрелу бомбарды, заряжаемой с казенной части. А таких в 15 веке было подавляющее большинство, поскольку изготовить форму для отливки открытой с обоих концов трубы было намного проще. Казеннозарядная бомбарда состояла из двух частей: ствола и зарядной каморы. Камора являлась прообразом гильзы и представляла собой чашку, внешний диаметр которой соответствовал внутреннему диаметру ствола. Соответствие, впрочем, было весьма относительным - на практике в зазор нередко можно было просунуть палец. Перед выстрелом камора набивалась пороховой мякотью и вставлялась в казенную часть ствола. После этого зазор замазывался глиной, камора подпиралась кирпичной кладкой и замуровывалась. Толку от этого было немного: при выстреле значительная часть пороховых газов все равно вырывалась через щели между стволом и каморой, разбрасывая камни и снижая энергию выстрела. При таком способе зарядки снаряд, разумеется, вкладывался в ствол без клиньев. |
На установку гигантской бомбарды обычно требовалось несколько дней; зарядка занимала 2-4 часа. Но рано или поздно все трудности оказывались позади. Щит бомбарды начинал медленно подниматься. Увидев это, осажденные спешно покидали стену, а бывало, что и прилегающие к стене кварталы. Осаждающие, впрочем, тоже прятались, кто где мог. В укрытие отступал и сам канонир. Выстрел производился с помощью длинного фитиля.
Если стена не обрушивалась с одного выстрела, пушку можно было зарядить снова. Но на это требовался, как минимум, еще один день. «Лафет» из кирпича и бревен так сотрясался чудовищной отдачей орудия, что его приходилось ремонтировать.
Артиллерия средних веков
К середине 15 века огнестрельная артиллерия окончательно превратилась в неотъемлемый элемент вооружения крепостей и полевых армий. Пушки к этому времени усовершенствовались и стали разнообразнее.
Мортиры (от арабского слова «можжах», то есть «бабах») в 15 веке приобрели удлиненный ствол с запальным отверстием. Теперь он состоял из конической части, в которой помещался заряд, и цилиндрической части, направлявшей движение снаряда. Огонь, таким образом, мог вестись точнее и дальше - дистанция прицельной стрельбы возросла до 250-400 метров. Проблема наведения решалась благодаря появившимся в середине века лафетам, позволяющим изменять угол наклона ствола. Калибры мортир в этот период все еще оставались небольшими -152-173 миллиметров.
Снарядами к мортирам служили брандскугели («огненные шары») - каменные ядра, обернутые несколькими слоями пропитанной смолой и селитрой ткани.
Весьма распространенной разновидностью крепостной артиллерии средних веков являлись предназначенные для стрельбы по пехоте фальконеты (русское название - «тюфяки»). Странное название этих пушек происходило от тюркского слова «тюфенг», означавшего примерно то же, что и арабское «можжах».
Калибр «тюфяков» был меньше, чем у бомбард - от 50 до 80 миллиметров. Железная, медная или кожаная пушка крепилась к колоде и весила с нею от 80 до 150 килограммов. Эффективный выстрел картечью из рубленого свинца или гвоздей мог быть сделан на 100-150 метров.
Поражать пехоту полевая пушка 15 века могла каменной картечью или ядрами. Но картечь действовала на расстоянии не более 100 метров, причем камешки отскакивали от лат и щитов. Ядро же могло пролететь около 700 метров, и доспехи от его удара, естественно, не спасали. Но велика ли была вероятность, что ядро точно попадет в движущуюся цель?
Как оказалось, достаточно велика. В 15 веке полевые пушки стали стрелять рикошетами . Выпущенное параллельно земле ядро ударялось о грунт под малым углом, отскакивало и делало, таким образом, несколько прыжков, не поднимаясь выше человеческого роста. Рикошетами бомбарда могла стрелять только на треть максимальной дистанции, то есть на 200-250 метров. Тем не менее, с этого момента и до середины 19 века такой способ стрельбы стал для артиллерии главным. Попасть скачущими по земле ядрами в центр боя было нетрудно, и каждый выстрел вызывал многочисленные жертвы.
* * *
Период с 7 по 15 века можно охарактеризовать как «детство» артиллерии. Изучая технические характеристики орудий этой эпохи, остается только удивляться тому, что столь примитивные и неуклюжие трубы вообще могли наносить врагу какой-то урон. Но постепенно совершенствовались литейные печи и станки, улучшались технологии изготовления пороха. На смену 15 пришел 16 век, в течение которого артиллерия смогла завоевать себе право именоваться «богом войны».
Однако это уже совсем другая история.
Между открытием пороха и применением его на войне минули столетия.
Первоначально, он имел мало сторонников в Европе. И потому пороховой джинн был выпущен не жителями, а завоевателями Европы.
Было это в середине ХIII в. Понятие о героическом у монголотатар сильно отличалось от рыцарских иллюзий Запада. Зная свои недостатки и слабости, как воителей, они стремились, как сказали бы сейчас, «повышать личную
эффективность».
Но, тем не менее, вскоре Европе пришлось отказаться от старых принципов и идеалов - слишком налицо были выгоды и достоинства пороха. Причем, как для рядового солдата, стремящегося любой ценой сохранить свою жизнь, так и для полководца, цели которого глобальнее.
Постепенно, огнестрельное оружие прочно вошло в европейское военное дело. Стволы полевых орудий становились длиннее и дальнобойнее, ручной же огнестрел становился компактнее и точнее.
Стала появляться систематизация, а значит возникли кодексы и арсенальные книги по огнестрельному оружию, призванные упрочить ее в умах. Средневековым пушкам придумывались новые формы. Одной из них стал
рибодекин.
Фрагмент фрески в Ораторио деи Дишиплини г. Клузоне, Ломбардия, XV в
Рибодекин: Залп из сорока стволов
Все достоинства средневековых пушек серьезно снижал один серьезный недостаток - малая точность и слабая разрушительная сила снарядов.
Решением этот проблемы для малых полевых калибров стало увеличение числа стволов. Соответственно, вырастала и скорострельность таких орудий. Около середины XV века появляются так называемые «органы смерти» (нем. Totenorgel), первые из которых появились в арсеналах армий Священной Римской империи.
У изображенного в «Zeugbuch Kaiser Maximilians I» (Арсенальной книге императора Максимилиана I) подобного орудия могло быть до сорока соединенных вместе стволов, установленных на единой станине. Для мобильности она снабжалась колесами.
Залп производился с помощью общей затравки или по отдельности, посредством фитиля. В «Zeugbuch» говорится:
«…и ими следует пользоваться около ворот и там, где неприятель готовится к штурму, они полезны также в вагенбурге»
Фрагмент Арсенальной книга кайзера Максимилиана I, Инсбрук, 1502 г
Оскалившиеся пушки
В чистом поле артиллерийская система типа totenorgel была крайне уязвима.
На помощь пришла античность, которая серьезно влияла на гениев Высокого Средневековья - причем не только в искусстве, но и в военном деле. Многоствольные средневековые пушки стали снабжать косами и лезвиями, на
манер античных боевых колесниц.
Так на полях сражений начинают править бал рибодекины (ribaudequins). Количество стволов, при сравнении с «органами смерти» Максимилиана I было уменьшено, зато появился рикошетный щит, а так же всевозможные пики и
косы.
Одно из самых ранних упоминаний рибодекина относится к арсенальной книге города Брюгге и датировано 1435 годом. В составе арсенала Брюгге числилось «6 рибодекинов с каморами, выкрашенными в красный цвет».
Сражении при Гавере (1453 г.) началось упоминается артиллерийская перестрелка между бургундскими и гентскими веглерами, рибодекинами и кулевринами, которой началось само сражение.
В 1458 г. арсенал города Лилля насчитывал примерно 194 единицы подобного оружия. В учетных ведомостях
Лилльского арсенала на 1465 г. содержится сразу несколько записей, дающих представление о характеристиках рибодекинов:
«1 200 камней в 2 дюйма, отправленные для нужд армии из Лилля в период с 22 мая 1465 по 27 января 1466, для рибодекинов артиллерии», «4 повозки с рибодекинами, из которых 3 с 2 «флейтами» (flaigeoz) и 1 с 3 «флейтами»», «5 деревянных повозок, называемых рибодекинами, снабженные дышлом, колесами, площадкой и павуа».
Любопытно, что во времена Карла Смелого (1433 - 1477 гг) именно бургундскими войсками рибодекины практически не использовались. Однако в конце XV – начале XVI вв. эти орудия пережили настоящий «ренессанс»
и в большом количестве появились в немецко-испанских войсках.
Миниатюра из «Инвентарной описи», Инсбрук, 1511 г
Гигантский рибодекин Монха
Создать на основе рибодекина поистине непобедимую боевую единицу попытался немецкий военный инженер Филлип Монх (Philipp Mönch). Для этого он обратился к любимой германской теме гигантизма.
В своем труде «Kriegsbuch» (1496), Монх изобразил и дал описание чегото, более всего напоминавшего танк Леонардо да Винчи. Огромный рибодекин, движущей силой которого является не пара пехотинцев, а четверка волов. На себе этот агрегат несет орудия среднего и близкого к главному калибров. А помимо лезвий и пик имеет еще и таран для разрушения преград.
По задумке Монха, подобный рибодекин должен быть по максимуму автоматизирован. Но в своем кодексе он не дает понять каким именно образом это может быть сделано. И, нет фактов, подтверждающих применение столь
огромных средневековых пушек.
Фрагмент гравюры из «Kriegsbuch» . Philipp Mönch, 1496 год
1. Канонир с рибодекином, 1435 г.
Артиллерия стремительно развивалась на протяжении XV века. Этим обстоятельством в поной мере воспользовались французы, получив в свои руки козырь, отсутствующий у англичан. Здесь мастер-канонир готовит к залпу многоствольный рибодекин. Несмотря на то, что рибодекины часто упоминаются в литературе XIV-XV веков, их точная конструкция покрыта мраком неизвестности. Первоначально словом ribaudeguin обозначалась легкая тележка, на которой стояло несколько мелкокалиберных пушечных стволов. Без сомнения, это было противопехотное оружие, способное на короткое время поддерживать высокую плотность огня. Артиллерист носит тяжелые доспехи. Частично это вызвано открытостью огневой позиции, частично состоятельностью артиллериста.
2. Помощник канонира, 1440 г.
Помощник канонира открывает мантлет, за которым орудие готовили к залпу. Помощник одет по-рабочему: в соответствии со своей должностью. Камзол и рейтузы подвязаны друг к другу. Поверх надет фартук. Единственное оружие – рабочий нож. Единственный доспех – салет с забралом.
3. Стрелок, 1450 г.
Стрелок носит глубокий шлем-котелок с прорезью для глаз. Но для лучшего обзора шлем сдвинут на затылок. Массивное оплечье прикрывает плечи. Тело закрыто кольчугой, набрюшником и набедренником от итальянских доспехов. Эфес меча имеет дополнительное кольцо, защищающее выставленный указательный палец при «итальянском» захвате меча. Выстрел производится с помощью тлеющего фитиля, обмотанного вокруг предплечья. Пороховница, мешочек с пулями и принадлежности лежат на земле. На марше их носят на ремне через плечо.
Соблазнительная система автономного органного орудия на протяжении четырех столетий не оставляла в покое умы инженеров, обретая довольно разные, зачастую весьма причудливые, виды. Результатом изысканий стало появление во второй половине XIX века митральезы – злобной прабабки современных пулеметов.
На фото: Знаменитый «пулемет Гатлинга» из компьютерных игр. Правильное название - скорострельная пушка системы Гатлинга образца 1862 года. Пофранцузски - Mitrailleuse Gatling («митральеза Гатлинга»). Фото из Артиллерийского музея. СанктПетербург.
Стрельба с локтя
Трактат «Краткое изложение военного дела» античного римского военного историка и теоретика, Публия Флавия Вегеция Рената был крайне популярен в Средневековье. Вегеций - именно так, сокращенно, звучит его имя - не только сделал обзор современного ему военного искусства Рима, но и разработал ряд предложений по реорганизации армии. Труд получился крайне
фундаментальный. В него вошли система боевой подготовки римских легионеров, вооружение и строевая подготовка, тактика и советы по ведению войны, организации обороны и осад крепостей, а так же советы для полководца, сражающегося в море.
В силу того, что сам трактат состоял из четырех частей, в средневековой Европе он существовал под названием
«Четыре книги о рыцарстве». Каждый, болееменее значимый правитель имел свою собственную версию «Четырех
книг».
Но эти версии часто дополняли и исправляли труд самого Вегеция в области политических акцентов и технических приспособлений. Причем часто они оказывались столь круты, что имена дополнителей впору было ставить на
обложку. Так, в версии «Vier Bücher der Rytterschafft» (1511) из Ирфурта, в редакции некоего Вильгельма Биретта (Wilhelm Birett), изображены и описаны весьма интересные средневековые пушки - предметы, явно неизвестные
Вегецию.
Одно из первых удивительных изображений артиллерийского орудия в трактате – это «локтевое орудие» (Ellenbogengeschütz).Нестандартная Vобразная форма обуславливается попыткой увеличить скорострельность. Предполагалось, что пока из ствола, направленного вертикально, производится выстрел, ствол, направленный горизонтально заряжается.
Не известно, применялась ли эта идея владельцем этой версии «Четырех книг о рыцарстве», но отсутствие изображений подобных орудий в других кодексах и среди сохранившихся артиллерийских парков говорит о том, что
идея подобной скорострельности не нашла отклика среди артиллеристов.
Вторая средневековая пушка, украшающая собой «Vier Bücher der Rytterschafft», приведена на следующем рисунке.
Она напоминает стреляющую башню из одной старой компьютерной игры - видимо создатели были не чужды
военной истории.
Впрочем, это не просто пушка, а целая артиллерийская система из восьми мортирок на вращающемся диске!
Предполагалось, что она позволит использовать целых два режима огня. Первый - вращение стволов, что придаст ей невероятную для своего времени скорострельность. Второй - при отключенном вращении, позволит одновременно вести огонь в нескольких направлениях.
Нам увы не известно, применялось ли подобное на практике. Но именно по такому принципу, спустя четверть тысячелетия, была изготовлена мортирная батарея А.К. Нартова (на фото).
Пороховые монстры: шар, бочонок и живая Мурка
В предыдущей части мы рассказывали о разных проектах странного и необычного
оружия. А какие еще пороховые проекты были придуманы в те далекие времена?»,
А вот какие. Но начнем издалека.
В первой половине XVI века главнокомандующий турецким флотом Хайреддин Барбаросса создал на территории современного Туниса военноморскую базу и развернул активную пиратскую деятельность. В ответ император
Священной Римской империи Карл V Габсбург объявил новый Крестовый поход - так началась Тунисская война.
Одного из ее ветеранов звали Франц Хельм (Franz Helm), и он был известен как мастер артиллерии. Основываясь на личном боевом опыте, он написал труд по применению порохового оружия.
Изначально труд Франца Хельма существовал в форме рукописи, но, в 1625 году, появилась его печатная версия под названием «Die Prinzipien der Waffen oder Buch Kriegsmunition und ArtillerieBuch». На русский язык это можно
перевести как «Принципы вооружения или книга военных боеприпасов и артиллерии».
Один из методов, описанных мастером Хельмом, привлекает внимание своей нестандартностью
Летающая кошка Франца Хельма
Открываем главу с животрепещущим названием «Чтобы поджечь замок или город, который вы не можете достигнуть иначе». В ней описывается весьма любопытный и странный способ применения животных:
На рисунках мы видим голубя и кошку, с закрепленными у них на спинах снарядами. О том, что эти снаряды являются реактивными, свидетельствуют языки пламени и клубы дыма, вырывающиеся из них.
Снаряды эти нарисованы очень массивными не просто так - в описании говорится, что он должен быть сделан из толстостенной меди или же бронзы. Франц Хельм уверял, что «модернизированное» животное, заранее обученное осадных дел мастером, отправится через крепостную стену и наведет за ней панику и пожары. К сожалению, нет статистики, сколько животных пострадало таким образом. Но, даже на бумаге, идея явно не слишком удачная.
Аргумент «против»
Историк Митч Фраас из Университета Пенсильвании настроен скептически: он пишет, что животные, скорее всего, вернулись бы в лагерь, где их кормили и откуда они были запущены. И тому есть косвенное подтверждение в
истории Великой Отечественной войны.
Советскими войсками применялась так называемая «собакаистребитель танков» - специально выдрессированная собака с закрепленным на ее спине детонационным зарядом. Принцип действия такой живой мины понятен из видео. Собака забиралась под танк, при этом детонатор (деревянный штырь длиной около 20 см на спине у собаки) складывался набок и заряд на собаке взрывался.
Правда, к 1942 году от противотанковых четвероногих мин отказались - многие собаки возвращались в расположение собственных войск, где находили уютный, но уже советский, танк и взрывали его.
Предшественники летающей кошки
Кстати, мастер Хельм был не первым, кто предложил использовать животных для поджога и устрашения противника.
Библейский Самсон терроризировал филистимлян, сжигая их посевы, пуская лисиц с горящей паклей на хвостах.
Македонский царь Антигон II Гонат в 266 году до н. э., приказал выпустить в сторону боевых слонов противника горящих заживо свиней. Визг и пламя привели слонов в ужас, что стоило жизни сотням солдат и завершилось
полным срывом атаки.
В 1398 Тамерлан под Дели повторил этот эпизод, но заменил свиней верблюдами.
Княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам, спалив их столицу Искоростень, выпустив на город голубей с горящими фитилями на лапках.
Схожую легенду о сожжении неприятельского поселения с помощью птиц излагает в своем сборнике устных скандинавских преданий Саксон Грамматик (XII век).
Но одно дело, горящая свинья или небольшой тлеющий фитиль на лапке голубя, и совсем другое дело - тяжелый металлический сосуд. Тем более, закрепленный на спине весьма своенравного животного – кошки.
Вы пробовали положить на кошку хотя бы носок?
Мы, ради эксперимента, положили.
Благо, кошками и носками располагаем в достаточном количестве. Кошка, даже под ничтожным весом, ложится и отказывается двигаться. А уж голубь с подобным грузом вообще не сможет взлететь!
Месть княгини Ольги древлянам. Птичка, нарисованная сидящей на башне, принесла в Искоростень огонь
Многоступенчатые ракеты
Ракеты, с заточенным основанием, использующиеся как самостоятельный снаряд для поражения живой силы. Удивляет система разделения ступеней, используемая, как и в современном ракетостроении, для облегчения основного снаряда. А так же (видно, что отделившие ступени горят), для создания масштабных пожаров.
Зажигательные шары с крючьями и шипами
Идея подобных живых снарядов приводится для сравнения и представляется в весьма сомнительном свете, на фоне общих руководств»Artilleriebuch». В этой же главе описаны и показаны разрывные и зажигательные шары снаряды, снабженные крюками и шипами.
Подобные снаряды массово использовались в Тридцатилетней войне, где ими стреляли из требюше и им подобных осадных механизмов.
Поражает воображение зажигательный шар на собственной реактивной тяге. Вот только КПД пороховых составов того времени ставит под сомнение то, что подобны реактивные шары могли взлетать сами.
Так же приводятся версии, большие по размеру и напоминающие булавы, предназначенные не только для метания, но и для ближнего боя.
Вы только представьте себе снаряд, которым можно сначала использовать в рукопашной, а потом, широко размахнувшись, метнуть в толпу противника. И это за двести с лишним лет до масштабного применения фитильных гранат. Задокументированное применение подобного, но в крайне ограниченном виде, относится к Тридцатилетней войне.
Громовые бочонки
Последним необычным применением пороховых зарядов в данном кодексе являются громовые бочонки Sturmfässer.
Идея их использования тоже крайне не стандартна. Литцельманн, уже предлагавший использовать реактивную тягу в других устройствах, предполагал, что такой бочонок до цели будет двигаться за счет реактивных струй,
вырывающихся из симметрично направленных отверстий в его корпусе.
Поражающим элементом данного снаряда должно было стать пламя из отверстий, а так же бризантный снаряд в центре бочонка. Но, как уже упоминалось по отношению к реактивному огненному шару, КПД дымного пороха просто не позволят двигаться подобным образом снаряду.
Какой из всего этого вывод?
А вот какой. Военные кодексы и арсенальные книги Высокого Средневековья, сохранившиеся до наших времен, являются крайне ценными артефактами, содержащими в себе источник на материальную часть для военной
реконструкции.
Но, как и с любым источником, будь он текстовый, скульптурный или же изобразительный, с ними нужно обращаться осторожно. Довольно часто средневековые авторы, не смотря на серьезность их работ, дают выход
своему буйному воображению, заблуждаясь сами и вводя в заблуждение потомков.
Часть же их идей просто опережала свое время, и, в связи с недостатком знания и материалов, не смогла быть реализована, но легла в основу современных изделий.
У меня всё...
Французская артиллерия XV в. была, вероятно, самой организованной и многочисленной для своего времени. Ее отличная организация и умелое использование братьями Бюро и «главнокомандующим (maitre general) и инспектором (visiteur) королевской артиллерии» Пьером Бессоно (Bessoneau) кардинальным образом изменили тактику сражений и осад. Артиллерия разбивала до того непобедимый натиск конных воинов, сметала грозных английских лучников и привнесла новую технику осады с использованием батарей, защищенных земляными укреплениями с ходами сообщения и складом боеприпасов. Между тем далеко на востоке другая великолепная артиллерия Магомета II разрушила в 1453 г. стены Константинополя, а с ними и многовековую Византийскую империю.
Любитель помпезности герцог Бургундии Карл Смелый считал «необходимым для своей чести» иметь самую сильную и многочисленную артиллерию. В 1467 г. при Брюстеме (Brusthem) легкая артиллерия Бургундии сокрушила восемнадцатитысячное войско Льежа без помощи кавалерии. По старому обычаю крупные орудия имели собственные имена: «Пастух» и «Пастушка», «Четыре Сестры» и т. п. и фигурировали в списке военных трофеев.
В 1453 году в противоположных концах Европы происходят два знаменательных события: завершение Столетней войны между Францией и Англией (а также предшествовавший ему погром, учинённый франко-бургундским войском английским крепостям в Нормандии и Гиени) и падение столицы Византийской империи - Константинополя. Этими событиями завершается «Артиллерийская революция» , начавшаяся около 1420 года. «Внезапная» и полная несостоятельность старых крепостей перед мощью новых осадных орудий открывает «век великих пушек», длящийся примерно с 1420 г. по 1520 г., когда его «закрывают» новые системы фортификации.
Век великих пушек начинается
К середине XV века основными центрами европейского оружейного производства становятся Италия и Германия. Вторичными центрами являются Франция, Фландрия, Испания, Швейцария (впрочем, военно-технического рывка Испании придётся ждать ещё полстолетия). По развитию артиллерийской техники с XIV века все прочие страны опережают итальянские города-республики. Именно здесь начинают систематически использовать литые бронзовые орудия и железный снаряд. Здесь же в середине-третьей четверти XV века делаются первые попытки физико-технического осмысления артиллерийских вопросов (работы Такколы и Леонардо да Винчи).
Примерно с третьей четверти XV века ведущая роль Италии в развитии артиллерийской техники «перехватывается» Францией. Зачастую это считают заслугой братьев Бюро, Жана и Гаспара («главных начальников королевской артиллерии» с 1439 и 1444 года, соответственно), и выделения с их участием артиллерии в «род войск» в ходе военных реформ короля Карла VII.
Бомбарда (или крупная курто) и мортира. Осада крепости, как её видел французский или фламандский художник 1470–1480‑х гг. Рукописные «Хроники Англии» Жана Ваврина («Recueil des croniques d’Engleterre»; Royal 14 E IV)
Главным образом, однако, успехи Франции следует отнести на счёт усиления центральной власти - а вместе с тем и финансовой мощи государства. Размах использования ресурсов, которого требовал новый уровень артиллерийской техники, был просто непосильным для более мелких или слабых государственных образований. Ведущей военно-технической силой мусульманского мира - сравнимой с европейскими центрами - в это время являлся Османский султанат, и к его успехам в полной мере относится сказанное о Франции.
Примеры успехов осады или осадной артиллерии 2-й половины XV века многочисленны, поэтому перечислим лишь наиболее известные или характерные из них. Речь об успехах франко-бургундских сил в осадах 1450‑х гг. уже велась. Их «отражением» на другом краю Европы становится падение Константинополя.
Так называемая «дарданелльская пушка», сделанная турками в 1464 г. Скорее всего, очень похожа конструкцией на «пушки Урбана», применявшиеся в осаде Константинополя в 1453 г.
При осаде в 1453 году Константинополя, обладавшего могучими укреплениями со стенами высотой до 12 м и толщиной до 7,5 м, османское войско обладало многочисленной артиллерией и ручным огнестрельным оружием. Знаменитая 1200-фунтовая «пушка венгра Урбана» была включена в главную 4-орудийную осадную батарею османского войска, установленную против ворот Св. Романа. Кроме того, восемь других больших орудий составили ещё три осадные батареи. Самое большое из них стреляло 800-фунтовыми ядрами, а прочие - значительно меньшими: от 500-фунтового до менее чем 200-фунтового калибра. Для выделки ядер использовался мрамор, который брали из античных греческих построек.
У западных историков есть мнение, что на второй день «пушка Урбана» треснула, а на 4-й или 5-й день бомбардировки, начатой 12 апреля, пришла в полную негодность. Затем её якобы починили к 6 мая и применяли при последнем штурме 28 мая. Если всё это верно, то более вероятно, что пушка всё-таки была традиционной железной конструкции. Однако некто Нестор-Искандер, видевший осаду с турецкой стороны, сообщает, что испортил орудие удачный выстрел защитников. Затем его починили, укрепили железными обручами, но неуспешно. И лишь после некоего капитального ремонта
«… удариша из большие пушкы, и спаде камение много. В другие удариша, и распадеся стены великое место… пакы турки удариша из большие пушкы пониже того места, и вывалиша стены много; и тако в другое и в трете».
Сообщают, что Урбан, оказывается, был не слишком опытен в руководстве огнём осадной артиллерии, и ему помогал дельным советом посланник отстранённого венгерского регента Яноша Хуньяди. Под огнём осадных батарей в конце концов «две стены и башня между ними, а также башня Св. Романа возле ворот рухнули наземь, и турки увидели защитников внутри, а те увидели их» . Туркам пришлось вести обстрел города более шести недель подряд, вплоть до самого последнего штурма.
В 1456 г. в предпоследней осаде Белграда османское войско снова использовало множество артиллерийских орудий. На этот раз туркам не удалось повторить константинопольский успех. В связи с этим весьма любопытно сообщение Доллецека, который говорит о том, что «турки ведут против Белграда 12 [литых бронзовых] пушек с длиной ствола 5–6,5 м и калибром до 1500 мм, однако они почти все разрываются» . Вполне вероятно, что литьё пушек из бронзы, тем более столь крупных, дело ещё новое, в том числе для турок, и надежда на непроверенные образцы не оправдывается. Лишь в 1480‑х гг. эта техника становится, по оценке того же Доллецека, обыденной.
С другой стороны, в Белградской крепости ещё в 1432 г. имеются «3 бомбарды из бронзы, из них две [имеют стволы] из двух частей, а одна столь велика… 42 дюйма поперёк, куда камень входит [калибр ок. 1100 мм]» . По мнению очевидца, «слишком она коротка» - т. е., скорее всего, имеется в виду прообраз позднейших мортир.
Железные бомбарды за деревянными прикрытиями примерно соответствуют тому, что можно было видеть при осаде в Англии второй половины XV века. Однако длинноствольные ручницы появляются здесь лишь примерно в последней четверти века. Рукописные «Хроники Англии» Жана Ваврина («Recueil des croniques d’Engleterre»)
В 1464 году, во время Войны Роз, после битвы при Гексеме сэр Грей отступил в замок Бамбург, где его осаждал герцог Ворвик, «делатель королей». Войско герцога везёт с собой две «огромные бомбарды» («cum maxemis bombardis» ), именуемые «Лондон» и «Ньюкасл». «Доселе неприступный» , замок Бамбург сдаётся. Те же орудия, видимо, были использованы в успешной осаде Данстенбурга в 1465 году.
Общие военные неудачи Бургундского герцогства в 1470-х гг., косвенно связанные с артиллерией, как бы «бросают тень» на возможности западноевропейских орудий той поры. Впрочем, скорее они свидетельствуют о сравнительном отставании тактики и техники прочих родов войск.
Осада Орлеана в 1429 году, как видел её фламандский художник около 1490 года. По составу техники вполне может относиться к бургундским осадам. Показаны длинноствольная бронзовая бомбарда, полевое орудие и длинноствольная ручница
Так, при осаде Бове (1472), где, кстати, прославилась ещё одна Жанна - Жанна Лени, прозванная Жанна Хашетт (Топорик), - бургундцы проделали брешь в стене первыми же выстрелами. Во время осады «камни [ядра] падали повсюду, одни в окружности с дно бочонка, а другие с блюдо…» . При осаде Нейсса (1474–1475) осадная артиллерия «превращает ворота и стены города в развалины». Однако обе эти осады в итоге оказались неудачными. В трёх неудачных битвах 1476–1477 гг. (при Грансоне, Морате и Нанси) бургундцы и вовсе «пушки раздавали» швейцарцам. Это свидетельствует о слабом взаимодействии родов войск на поле боя.
Осада турками в 1480 г. крепости на острове Родос, принадлежащей рыцарскому Ордену госпитальеров, завершилась неудачей. Осадная артиллерия («16 великих пушек, каждая в 22 фута длиной» ) разрушила несколько башен, стены и дворец Великого магистра. При бомбардировке «земля дрожит под ногами» , а единственное безопасное место в городе это «погреб или пещера» . Однако все штурмы отбиты, и осада снята. Примечательно, что немецкий паломник, описывавший осаду, утверждал, что почти все пушкари в турецком войске были немцами.
Итальянские войны, начавшиеся завоевательным походом французского короля Карла VIII в 1494–1498 гг., велись уже во время осадной артиллерии, использовавшей железные ядра, и полевой артиллерии на подвижных колёсных лафетах. Осады итальянских городов французским войском в сравнении с завершающей порой Столетней войны были тем же, чем осады конца Столетней войны были в сравнении с осадами начала XV века. Города с мощными (по старым понятиям) укреплениями не только сдавались за несколько дней – многие сдавались вовсе без боя. Ещё через полстолетия единственными сколь-нибудь значимыми в военном отношении итальянскими государствами остались Венеция и Генуя.
Типы и конструкция орудий
К середине XV века основным типом осадного орудия являлась бомбарда с железным ковано-сварным стволом (французские, английские, фламандские и немецкие земли) и, гораздо реже, с бронзовым литым стволом (итальянские и, вероятно, испанские земли, куда крупные орудия - «ломбарды» - поступали из Италии).
Ствол бомбарды с 1410–1420‑х гг. удлинялся, хотя использовались и короткоствольные бомбарды «старых пропорций» («бомбарды-мортиры» в современных нам классификациях). Притом обыкновенным становился вес ядра в несколько сот фунтов. Если в 1427 г. город Нюрнберг закупал бомбарду 200-фунтового калибра, то в 1434 г. англичане бросали пушки, из которых наибольшая была рассчитана на ядро 330-фунтового калибра. В 1435 г. в Генте изготовили бомбарду примерно 700-фунтового калибра. В 1457 году шотландский король получил в подарок бомбарду примерно 330-фунтового калибра.
К концу XV столетия крупные железные ковано-сварные орудия были вытеснены бронзовыми литыми, а каменные ядра - литыми железными. Так, в Нюрнберге (1445) мастер Ганс фон Розен отлил бомбарду весом 519 центнеров (до 20 метрических тонн), украшенную изображением Св. Зебальда. В 1451 г. он же в Люксембурге отлил бомбарду «Люксембург», весившую 36 тыс. фунтов (до 18 т).
Мастер Жакмен де л"Эспин в 1457–1458 годах сделал для бургундского герцога «большую литую [бронзовую] бомбарду» весом 33–34 тыс. фунтов «металла» (до 16 т), стрелявшую каменными ядрами «17 дюймов в поперечнике» . Возможно, это орудие рассчитывали использовать и с железным ядром. Кстати, «позади означенной бомбарды, дабы стрелять из неё было безопасней» , устанавливалась свинцовая плита массой 800 фунтов.
Монстреле пишет о большой бомбарде, сделанной Жаном Могом в Туре (1478), железное ядро которой весит 400 фунтов. В 1477 году по указу Людовика XI отливается «дюжина огромных бомбард из бронзы, стреляющих железным ядром 500 фунтов» .
Кроме бомбард, в осадную артиллерию того времени входили любые орудия поменьше, но достаточно крупные, чтобы причинять урон укреплениям. Обычные их названия – «пушка» или «большая пушка», а также (крупный) «фоглер». В таком порядке они и перечисляются в источниках середины XV века: «…множество больших бомбард, больших пушек, фоглеров…» .
К последней четверти XV века появляются собственно мортиры, т.е. специализированные орудия с низкой дульной скоростью, способные вести огонь под очень большими углами возвышения. Эти орудия окончательно вытесняют бомбарды-мортиры. Во французских источниках мортиры упоминаются с 1460‑х гг. В бургундских источниках до 1485 г. мортиры упоминаются редко, преимущественно как сравнение («орудие стреляет наподобие мортиры» ). В немецких воинских наставлениях мортиры упоминаются с 1470‑х гг. Впрочем, по-настоящему полезны и распространены они окажутся лишь в XVI веке, с появлением действенного разрывного снаряда.
Примерно в 1460–1470‑х гг. во Франции и Бургундии, а позже - в Англии, выделяется тип крупнокалиберного орудия, называемый «курто́» (фр. «courtau», англ. «courtaw»). Курто способны вести более частый, чем бомбарды, огонь, как прямой наводкой, так и навесной («поверх препятствий» ). То есть, они являются прообразом гаубиц. Эти орудия поменьше (и подешевле) бомбард обладают боевой подвижностью: их устанавливают на колёсный лафет. Курто могли быть дульнозарядными или иметь съёмную зарядную камеру.
Ствол крупных бронзовых бомбард (итальянских, турецких) для удобства перевозки мог изготовляться из двух и даже трёх частей, которые были снабжены резьбовыми соединениями. В этом случае части ствола имели приметные пояса квадратных отверстий для вставки рычагов, которыми проворачивались части при сборке-разборке.
Любой из названных образцов орудий мог иметь съёмную зарядную камеру, если это вообще позволяли размеры и масса. Ларшей приводит примеры зарядных камер – археологических находок, весящих до 1,5 т. Возможно, впрочем, что это просто части готовых орудий, поскольку даже несъёмные зарядные камеры могли изготовляться отдельно.
Однако к концу века повышение силы пороха при несовершенстве запирающих конструкций положило конец - на три с половиной столетия - крупным казнозарядным орудиям. Мелкие «казнозарядки» не выходили из употребления гораздо дольше. Выражение «казённое заряжание» относится здесь лишь к заряду пороха, помещавшемуся в съёмную камеру. Пыж (деревянный поддон), а затем и ядро, заряжались с дула, как и в последующих чисто дульнозарядных конструкциях.
Снаряды
События 1453 года – это вершина достижений осадных орудий, стреляющих каменным ядром. Ничего столь же поразительного камнестрельная артиллерия не добьётся больше никогда. Надо заметить, что собственно введение каменного снаряда в 1360–1380‑х гг. было вынужденной мерой, порождённой техническим несовершенством тогдашних стволов орудий и пороха и, параллельно, – необходимостью наращивания калибров.
Соотношение плотностей камня и чугуна может доходить до 1:3, поэтому каменное ядро до 1,4 раза крупнее в поперечнике, чем равное по весу железное. Соответственно, оно быстрее теряет скорость. Прочность каменного ядра примерно та же, что у противостоящей ему каменной стены, так что каменное ядро может разбиться. Изготовление каменного ядра сложно и тяжело в исполнении: оплата труда камнетёса в Англии, как сообщает Окшотт, в 1380-х гг. была «равна оплате конного лучника» , а в 1399 г. сравнивалась с оплатой конного латника. В XVI веке стоимость выделки каменных снарядов возрасла ещё больше.
С другой стороны, каменное ядро одинакового с металлическим поперечника требует меньшего порохового заряда. Это не только экономит дорогой порох, но и позволяет делать стенки орудия тоньше, а орудие - легче. Эти особенности позволили камнестрельным бомбардам весьма успешно использоваться на средиземноморских военных гребных кораблях ещё в конце XVI века. Выгоднейшей тактикой боя для них был подход к противнику на близкое расстояние и продольный огонь по вражеским гребцам из носовых орудий. В таких условиях большие каменные ядра ничем не уступали железным.
Каменное ядро могло быть изготовлено из местного сырья, без использования высокотехнологичного оборудования. Не только турецкие, но и бургундские осадные орудия XV века использовали мрамор. В английской артиллерии XVI века использовались ядра из кентского серого известняка («Kentish ragstone»).
Кроме того, тонкостенное орудие могло использовать аналог картечи, что делало его полезным в ближнем бою. Это позволило камнестрельным орудиям в XVI веке задержаться в роли противоштурмовых и в боевых порядках. Ещё в середине XVI века в войске Карла V имелись казнозарядные камнестрельные пушки, и камнестрельные же орудия немецкого войска стали трофеями Карла V в Шмалькальдской войне (1546–1547). В английской артиллерии XVI века использовались каменные ядра. Названия этих орудий в XVI веке прямо означали «камнестрел, камнемёт»: фр. «perrier», исп. «pedrero», нем. «Steinbüchse» и т.п.
Московская «Царь-пушка» (1586), рассчитанная именно на стрельбу «каменным дробом» – картечью, была сделана во времена, когда были ещё реальны татарские нападения на Москву . Камнестрельные орудия (пушки и мортиры) оставались в употреблении ещё в конце XVIII века - в окраинных укреплениях и на флоте, чаще всего в казнозарядном варианте. Арсенал испанской крепости Кастильо-де-Сан-Маркос в Америке насчитывал в 1707 году 6 тысяч каменных снарядов. Мэньюси приводит пример 16-дюймовой испанской мортиры 1788 года, рассчитанной на навесную стрельбу каменной картечью. Это орудие (и, видимо, аналогичные ему - тоже) с 1750-х гг. могло также стрелять «корзинами ручных гранат».
С 1470‑х годов осадная артиллерия, в первую очередь французская и бургундская (немецкая - ближе к 1500 году, при Максимилиане I), начинает переход на железное (чугунное) литое ядро. Однако надёжная техника литья ядер для крупных пушек из железа будет выработана лишь в 1540‑х гг.
Для менее крупных (полевых) орудий при несовершенной технике железного литья использовались также композитные ядра - железное (реже - каменное) ядро в свинцовой оболочке. Такие ядра найдены во множестве на острове Родос, а датская артиллерия использовала подобные даже в 1849 году. Встречаются упоминания и о бронзовых ядрах, хотя это, видимо, из ряда вон выходящие случаи. Бронза – дорогой материал, так что использовать её можно лишь при наличии «даровых ресурсов» (как в случае грабежа городов имперскими и французскими войсками в итальянских войнах).
Зажигательный снаряд для сравнительно небольших орудий в XIV веке – это огневая (пушечная) стрела. С XV века в трактатах по артиллерии часто изображаются ядра, испускающие огонь (то есть, наполненные зажигательным составом). Непонятно, однако, осуществлялось ли это на самом деле. Зажигательный снаряд – калёное ядро, изобретение которого приписывают то Францу фон Зикингену (1525), то польскому королю Стефану Баторию в 3-й четверти XVI века, известно уже с гентской осады Уденара (1452) и изображается в трактатах XV века.
Разрывной снаряд (пушечная бомба) с литым железным корпусом впервые был использован при осаде Руана в 1562 году. Его прообраз с корпусом из двух медных полушарий применялся венецианцами уже в 1376 году. Видимо, такие же снаряды в 1388 году применяло войско герцога баварского против города Регенсбурга. Войско герцога риминийского Малатесты применяло бронзовые снаряды, начинённые порохом, в 1434 году. Снаряды, состоявшие из железной оболочки, которую плотно набивали порохом, упоминал греческий историк середины XV века Дука.
Противопехотный снаряд-картечь в «настоящем» (специально изготовленном) виде применялся впервые лишь в последней четверти XVI века (морская битва при Лепанто и осада Остенде), но прообразы картечи (каменный дроб, различные обломки и куски камня и металла) использовались ещё в XIV веке.
Лафет
В XV веке пушки начали устанавливать на колёсные лафеты, и в середине века появились цапфы - поперечные оси, скреплённые со стволом и упрощающие вертикальную наводку. Осадные орудия старой конструкции, т.е. со стволами без цапф, естественно, по-прежнему использовали неподвижные платформы из балок, снабжённые упорами.
Но и вновь сделанные великие пушки под каменное ядро (а значит, имеющие особо крупный калибр) приходилось устанавливать так же, поскольку для колёсных лафетов они были слишком тяжёлыми. Подвижность приобрело лишь новое поколение осадных орудий, рассчитанных под железное ядро, - новые «великие пушки» во Франции, «королевские пушки» в Испании, шарфмецы в Германии , и т.п.
Впрочем, в 1540‑х гг. Бирингуччо сокрушался, что колёсные лафеты столь громоздки, что пушки еле способны перемещаться и замедляют движение войска. Как полагают Деврис и Смит, малая подвижность пушек в походе всё же преувеличена. Сами армии той поры двигались не быстрее больших орудий, то есть переходами порядка 12–20 км в день (цифры для войска в 10–20 тыс. человек).
Имена собственные
Крупные орудия в XV веке, как правило, получали имена собственные, притом самые причудливые. Кроме женских имён, часто встречались названия по «месту рождения или жительства», имена сказочных, диковинных и устрашающих существ, и даже просто случайные или потешные названия. Но у названий был и вполне практический смысл - в эпоху отсутствия стандартов они помогали различать в обозе снаряды и заряды для тех или иных орудий.
Образцы
Даже «великие пушки» становятся во второй половине XV века слишком многочисленными, чтобы их все перечислять. Далее приведены краткие описания наиболее характерных или известных образцов.
«Faule Magdt von Dresden»
Немецкая (саксонская) «faule Magd» 1-й половины XV века. Лафет сделан гораздо позже
Бомбарда, сделанная в Саксонии в 1-й половине XV века. Точный год постройки неизвестен, но некоторые особенности конструкции (например, относительно объёмная зарядная камера) указывают на интервал 1430–1450 гг.
Железный ствол калибром 34,5 см, дульнозарядный, ковано-сварной конструкции (20 продольных брусов и 46 обручей, к дулу насажены реже). Длина ствола 2,33 м (в том числе, зарядная камера 0,81 м) и вес 1,32 т. Расчётный вес каменного ядра – около 50 кг.
Образец немецких «рядовых» великих пушек середины XV века.
«Dulle Griet von Gent»
Фламандская «dulle Griet» (ок. 1435 г.). Железные орудия для защиты от ржавчины, а также для шика красили в ярко-красный цвет и в XV веке
Бомбарда «Бешеная Грета (Маргарита) из Гента» сделана во Фландрии (1435) и названа в честь персонажа голландского фольклора - «бой-бабы, сходящей в ад и учиняющей там скандал» (иногда говорится, что название дано якобы в память жестокой Маргариты Фламандской, жившей в XIII веке).
Железный ствол калибром 64 см, дульнозарядный, ковано-сварной конструкции (32 продольных бруса и 61 обруч). Длина ствола 5 м, вес 16,4 т. Вес каменного ядра ок. 320 кг.
Орудие использовалось в бою лишь однажды, при осаде гентским войском города Уденар (1451/1452); после неудачи осады и спешного отступления гентцев орудие попало в руки уденарцев и было возвращно в Гент лишь в 1578 году.
Самая крупная уцелевшая европейская бомбарда ковано-сварной конструкции, но далеко не самая крупная из когда-либо сделанных.
«Mons Meg»
Фламандская «Mons Meg» (1449). Лафет декоративный
Бомбарда Мег (Маргарита) из Монса сделана по заказу бургундского герцога Филиппа Доброго во Фландрии (1449) и подарена шотландскому королю Якову II (1457). Изучение её в 1980‑х гг. позволило заново оценить возможности ковано-сварной технологии середины XV века.
Железный ствол калибром 48–50 см, дульнозарядный, ковано-сварной конструкции (25 продольных брусов и 36 обручей). Зарядная камора выполнена отдельно и наглухо свинчена со стволом. Длина ствола 4 м, вес 5,8 т. Вес каменного ядра ок. 150 кг.
Орудие использовалось в осадах замков Дамбертон (1489), Трив (Thrieve, 1497) и Норем (Norham, 1497). В 1682 году в Эдинбурге оно разорвалось при салюте в честь герцога Йоркского (позднее короля английского Якова II), чуть не ранив самого герцога. Декоративный двухколёсный лафет в XX веке заменён декоративным же четырёхколёсным, на котором орудие установлено в наши дни.
Образец крупных фламандских/бургундских бомбард середины XV века.
«Базельская пушка»
Базельская пушка (слева) и курто (справа)
Эту бомбарду условно называют «базельской» по музею, в котором она выставляется. Сделана по бургундскому заказу, видимо, во Фландрии около 1450 года. Захвачена швейцарцами в 1476 г. (часть «бургундской добычи»).
Железный ствол калибром 34,5–36 см, дульнозарядный, ковано-сварной конструкции (20 продольных брусов и 34 обруча). Расчётный вес каменного ядра 98 фунтов.
Образец «рядовых» фламандских/бургундских бомбард середины XV века.
Константинопольская бомбарда
Знаменитая пушка, изготовленная по приказу османского султана Мехмеда II в 1453 году для осады Константинополя, известна лишь по описаниям современников, в том числе, очевидцев осады - византийских историков Дуки и Халкокондилеса. Известно, что сделана она была мастером Урбаном, происходившим то ли из венгерских, то ли из дакийских (греч. «∆αξ»), то ли даже из немецких земель. Хотя он создал и другие орудия, с его именем («пушка Урбана») обычно связывают именно это.
Ствол обычно считается бронзовым литым, состоящим из двух частей, свинчиваемых при установке на позицию. Длина собранного ствола «40 пядей» (не менее 8 м), вес мраморных ядер «1200 фунтов» и их размер «11–12 пядей в окружности» ; калибр, таким образом, не менее 70 см; вероятнее, ок. 75–80 см. Дальность стрельбы не менее 1 км. Темп стрельбы 4 выстрела в день (иногда говорят о 7 выстрелах в день).
Дарданелльская пушка
Дарданелльская пушка в наши дни
Бомбарда, изготовленная в 1464 (или в 1467) году для османского султана и в 1866 году подаренная английской королеве.
Ствол бронзовый, литой, состоит из двух частей. Калибр 63 см, длина 5,18 м и масса 16,8 т. Расчётный вес для мраморных ядер – не менее 290 кг.
Единственный сохранившийся образец этих поры и места изготовления. Пушка выставлена в Форт-Нельсоне под Портсмутом. Предполагается, что по типу она одинакова с бомбардами константинопольской и белградской осад. Учитывая время изготовления и многочисленные взрывы тех орудий, возможно, что эта пушка улучшенной конструкции.
«Царь-пушка»
Знаменитое орудие, отлитое из бронзы мастером Чоховым (Чеховым) в Москве (1586); установлено в Кремле. Вначале называлось «Дробовик». Название «Царь-пушка» вошло в обиход между 1810 («История» Карамзина) и 1865 (работы Хмырова) годами.
Ствол бронзовый, литой, сравнительно тонкостенный. Калибр 89 см, длина 5,4 м («2 сажени 3 фута 9 дюймов» ), масса св. 39 т («2400 пуд» ). Снаряд, судя по названию, – заряд «дроба», каменной картечи.
Перед «Дробовиком» уже существовала «огромная «Царь-пушка» (она же «дебосисова пушка»), отлитая в Москве в 1488 году приглашённым мастером «фрязином [итальянцем] Павлом Дебосисом». Из неё в 1584 году, «в первые дни царствования Фёдора Ивановича», намеревались стрелять по запертым Спасским (или Флоровским) воротам Кремля москвичи, взбунтовавшиеся против «ненавистного многим боярина Бельского» .
Видимо, как раз эти «две огромные пушки» в начале 1590‑х гг. «лежали на Красной площади», как сообщает Карамзин.
Несмотря на время постройки, «Царь-пушка» Чохова демонстрирует концепции и конструкцию 2-й половины XV века. Боевая ценность непонятна, но несомненна ценность демонстративная - в том числе, как пример освоенности техники литья сверхкрупных изделий.
Курто
Курто упоминаются в источниках в течение сравнительно короткого временного промежутка и определены в них нечётко. Из сохранившихся образцов Смит и Деврис относят к курто бронзовую пушку в Базельском музее, происходящую из «бургундской добычи» швейцарцев.
Пушка «Burgunderin» в арсеналах Максимилиана I около 1500–1510 гг. Возможно, именно такое орудие современники называли «курто», как и бронзовый ствол в Базельском музее
Орудие, о котором речь, сделано в 1474 г. Жаном де Малином (Иоганном из Мехелена) для герцога бургундского. Оно было захвачено швейцарцами в 1476 г. при Грансоне, а сейчас выставлено в Базельском музее. Орудие под названием «Burgunderin», почти одинаковое с этим и поставленное на колёсный лафет, изображено в описи цейхгаузов Максимилиана I.
Ствол бронзовый, литой, калибра 22,7 см (длина канала ствола ок. 7 калибров), с двумя цапфами. Длина ствола 2,55 м, вес 1956 фунтов (до 1 т). Ядро в 85 фунтов (в случае железного ядра. «Burgunderin» на иллюстрации показан с каменными ядрами).
Также возможно, что это орудие - переходный тип от бомбарды или великой пушки XV века к большим осадным орудиям под железное ядро XVI века типа шарфмецы и подобных. В таком случае, образец также примечателен наличием лишь двух цапф на крупном орудии XV века.
Источники 1470‑х гг. говорят о курто в артиллерийском парке Карла Смелого как об орудиях с зарядной камерой, стволом «4½ фута длины», на колёсном лафете.
Литература и источники
- Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 10.
- Контамин Ф. Война в Средние века. СПб, 2001.
- Повесть о Царьграде (его основании и взятии турками в 1453 году) Нестора-Искандера XV века. (По рукописи Троице-Сергиевой лавры нач. XVI века, № 773). СПб, 1886.
- Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М., 1983.
- Хмыров М. Д. Артиллерия и артиллеристы в до-петровской Руси. (Историко-характеристический очерк). СПб, 1865.
- Gaier C. Le commerce des armes en Europe au XVe
siècle // Armi e cultura nel Bresciano 1420–1870. Brescia, 1981. P. 156–168. - Angelucci A. Le bombarde. Nota storico-illustrativa A // Documenti inediti per la storia delle armi da fuoco Italiane. Raccolti, annotati e pubblicati da Angelo Angelucci, Capitano d"Artiglieria. Volume I. Parte I. Torino, 1869. P. 65–101.
- Baarmann. Die «Faule Magd» der Königlichen Arsenalsammlung zu Dresden // Z. Hist. Waffenkunde. 1906–1908. Bd. 4. S. 229–235.
- Bedford W.K.R. The First Siege of Rhodes, 1480 // Royal United Services Institution. Journal. 1899. Vol. 43, Issue 251. P. 42–52.
- Brackenbury H. Ancient cannon in Europe. Part II. From A.D. 1351 to A.D. 1400. Woolwich, 1866. URL: books.google.com/books?id=KwgHAAAAQAAJ.
- Coltman Clephan R. The Ordnance of the Fourteenth and Fifteenth Centuries // Archaeological Journal. 1911. Vol. 68, no. 1. P. 49–138.
- Delbrück H. Geschichte der Kriegskunst im Rahmen der politischen Geschichte. Vierter Teil: Neuzeit, Berlin: Georg Stilke, 1920 (Nachdruck Berlin: Walter de Gruyter, 1962).
- DeVries K., Smith R.D. Medieval weapons: an illustrated history of their impact. ABC-CLIO, 2007.
- Dolleczek A. Geschichte der österreichischen Artillerie von den frühesten Zeiten bis zur Gegenwart. Wien, 1887.
- Doukas. Decline and fall of Byzantium to the Ottoman Turks. Wayne State University, 1975. P. 305–306.
- Ellger, K. von. Die Kriegsfeuerwaffen der Gegenwart Ihr Entstehen und ihr Einfluss auf die Taktik der Infanterie, Artillerie und Reiterei. Leipzig, 1868. URL: archive.org/details/bub_gb_T6M6AAAAcAAJ.
- Gay V. Glossaire archéologique du Moyen Age et de la Renaissance. T. 1. Paris, 1887.
- Geßler E.A. Beiträge zum altschweizerischen Geschützwesen. Die großen Geschütze aus dem Zeughausbestand der Stadt Basel // Z. Hist. Waffenkunde. 1914. Bd. 6. S. 3–12, 50–61.
- Guilmartin J. F. The weapons of sixteenth century warfare at sea // Gunpowder and galleys: changing technology and Mediterranean warfare at sea in the sixteenth century. Rev. ed. United States Naval Institute, 2003.
- Henne am Rhyn O. Kulturgeschichte des deutschen Volkes. Teil 2. Berlin, 1886.
- Jähns M. Entwicklungsgeschichte der alten Trutzwaffen mit einem Anhange über die Feuerwaffen. Berlin, 1899.
- Kelly J. Gunpowder, alchemy, bombards, and pyrotechnics: the history of the explosive that changed the world. New York, 2004
- Larchey L. Origines de l"artillerie française. Planches autographiées d"après les monuments du XIVe et du XVe siècle, avec […]. Paris, 1863.
- Manucy A. Artillery through the ages: a short illustrated history of cannon, emphasizing types used in America. Washington, 1985.
- Partington J.R. A History of Greek Fire and Gunpowder. JHU Press, 1999.
- Promis C. Dello stato dell"artiglieria circa l"anno millecinquecento… Memoria storica II // Trattato di architettura civile e militare di Francesco di Giorgio Martini, architetto senese del secolo XV (1841). P. 121–199.
- Smith R. D., DeVries K. The artillery of the Dukes of Burgundy, 1363–1477. Boydell Press, 2005.
- Sterzel H. Die «Dulle Griet» von Gent // Z. Hist. Waffenkunde. 1915–1917. Bd. 7. S. 324–325.
- Würdinger J. Kriegsgeschichte von Bayern, Franken, Pfalz und Schwaben von 1347 bis 1506. Band II. Kriegsgeschichte und Kriegswesen von 1458–1506. München, 1868.
- Zeugbuch Kaiser Maximilians I. . Innsbruck, .
Хотя средневековая артиллерия не была реально эффективной до XVI века, ее использовали в битвах и при осадах с 1320 г., и изначально она имела две различные формы: осадные орудия и полевая артиллерия. Осадные орудия XIV-XV вв. были изготовлены путем сварки железных прутьев, тесно связанных вокруг деревянной сердцевины и закрепленных затем путем посадки на обручную сталь, после которой деревянную сердцевину выжигали.
Один конец трубы этой формы был закрыт железной камерой, предназначенной для порохового заряда и находившейся в месте около клина между ней и барьером, который создавал тыльную часть орудия. Эти камеры имели бутылкообразную форму, а их начало присоединялось к казенной части и граничило с отверстием для поджигания заряда.
Средневековые орудия
Многие средневековые орудия имели несколько камер. Так что могла достигаться довольно высокая скорость стрельбы. Около 1430 г. такие орудия изготавливались калибром 25 дюймов, способны были стрелять каменными ядрами весом до 400 фунтов (современный фунт равен 453,6 г, следовательно, вес ядра мог достигать порядка 181,5 кг). Значительная часть этих наиболее крупных орудий заряжалась с дула, конец казенной части блокировался металлической заглушкой.
Небольшие осадные орудия привязывались на сани для стрельбы и транспортировки, а крупные орудия устанавливались на землю, на несущую конструкцию из деревянного бруса, и транспортировались на лафетах, поставленных на железные колеса. На лафеты их поднимали с помощью крана. Небольшие заряжающиеся с дула орудия отливались из меди, и в XIV веке продемонстрировали стрельбу металлическими стрелами.
Средневековые Рибалькины
Другим видом ранней полевой артиллерии были рибалькины - несколько небольших пушек на колесном лафете, способные стрелять одновременно от одного фитиля. Все эти орудия использовали бездымный порох, который приготавливался путем смешивания в небольших количествах для предотвращения взрыва или сегрегации ингредиентов на период транспортировки.
Заряжать порох было достаточно ответственным делом. Человек должен был быть достаточно квалифицирован в этом деле, ведь если порох забивали слишком крепко, он не мог мгновенно воспламениться, а если забивали свободно, то пламя гасло, не успев разгореться. В XV веке бездымный порох был гранулирован для придания ему большей устойчивости, но только литые стволы могли выдержать большую силу нового взрывчатого вещества.
Средневековые орудия из бронзы
Орудия из бронзы начали производить по всей Европе около 1440-го года, и вследствие этого в течение второй половины века значительное количество длинных орудий небольшого калибра, стреляющих металлическими ядрами, были отлиты из бронзы и эффективность их применения против фортификационных сооружений зависела от наибольшей начальной скорости.
Около 1470 г. эти легкие, наиболее мобильные орудия начали отливать с цапфами на каждой стороне, которые позволяли насаживать орудие на колесный лафет и служили в качестве точки опоры, придающей орудию угол возвышения или снижения.
Ручница.
Производным от рибалькины было ручное орудие, небольшая пушка, фиксированная на деревянном ложе, которая получила повсеместное распространение около 1385 г. Первые ручницы были неточными и медленно заряжались. В начале XV века орудия стали изготовляться более маленькими, ложу придали такую форму, что оно могло твердо держаться напротив грудной клетки, и внедрили спусковой крючок для применения медленного зажигательного заряда.
Эта ручница оказалась эффективной при стрельбе залпами на небольшое расстояние, чего не было до введения колесцового замка в середине столетия, когда новшество назвали аркебузой, и оно стало настоящим эффективным оружием и обеспечивало ответные действия против лучников и колонн пикинеров. Роты акребузиров, в основном из Германии, участвовали в большинстве европейских войн второй половины XV столетия.