Медовый яблочный спас года какого числа. Три Спаса в августе: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый
Праздник Медовый Спас очень почитаем и любим с древних времен. О том, каковы традиции этого дня, вы можете узнать из нашей статьи.
Как и всегда, 14 августа 2016 года отмечается этот знаменательный праздник. В народе этот день называется медовым Спасом, а Православная Церковь отмечает в этот день праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста . С этой даты начинается Успенский Пост .
В давние времена этот день был важен тем, что начинали собирать первый в году мед и освящали его в церкви. Конечно же, полноценно сопоставить народный праздник с православным нельзя, но они не просто случайно отмечаются в один день, а наслоены друг на друга и неразрывно связаны.
Медовый спас: народные обычаи и традиции
Первую часть августа в народе называли Спасы, в честь Спасителя Иисуса Христа. Раньше это название люди связывали со словом «спасаться», обосновывая это тем, что выживали, питаясь медом, яблоками и хлебом.
У этого праздника есть еще и другие названия. К примеру, его называют Спасом на воде, поскольку в этот день освящают воду. На Руси чистили колодцы и совершали крестные ходы к водоемам. В освященной воде купались и мыли домашний скот. Так очищались от возможных болезней и сглазов. После этого дня уже не купались, и считалось, что лето закончилось. Примет и традиций на Медовый Спас у крестьян было очень много.
Пасечники собирали мед и уже позволяли его есть. Были даже поверья, что если не заломать в этот день соты, то соседние пчелы обязательно перетаскают мед. А соты обычно к этому дню как раз оказывались полностью заполненными. Также 14 августа был известен как Макавей. Само название связано с почитанием семи мучеников маккавеев, но народная этимология и понимание слова переосмыслили его со словом мак . Дело в том, что как раз к этому дню маки поспевали, и из них делали всевозможные вкусности и выпечку.
Происхождение честных древ Животворящего Креста.
По церковному уставу этот праздник относится к малым и имеет только день предпразднества. Самое первое слово в названии было не очень точно переведено на русский язык, поэтому нередко можно увидеть вместо него слово «изнесение». В этот день проходят особенные богослужения, идентичные тем, что проводятся на
Крестопоклонной Неделе.
В этот день почитается память семи мучеников маккавеев. Библия рассказывает следующее: Антиох Эпифан, правивший в давнее время, пытался приобщить еврейский народ к греческим верованиям в их языческих богов. Старец и законоучитель Елеазар, который придерживался Закона Моисея и учил этому своих учеников, был казнен. Он отказался поклоняться языческим богам.
Точно также не отреклись от Христовой веры и его ученики, семеро братьев и их мать. Тогда юношей, начиная со старшего, стали мучить на глазах матери и одного за одним казнили. Каждый из них мужественно выдержал все пытки и не поддался соблазну поклониться языческим богам, чтобы прекратить свои страдания.
Когда в живых остался младший из сыновей, Антиох в последний раз велел женщине повлиять на сына и заставить его отречься от Христа. Но она, несмотря ни на что, только укрепила его в вере, и он также принял мученическую смерть. Сама их мать после этого молилась над телами умерших детей и скончалась.
Успенский пост, что начинается 14 августа, на Медовый Спас, призван очистить души верующих. Вспомните в этот день о молитвах и благих делах.
Медовый Спас — один из трех ежегодных Спасов , который отмечался издавна. Чтите традиции и обычаи и не забывайте нажимать на кнопки и
07.08.2016 04:10
Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...
» расскажет, когда в 2016 году празднуют Яблочный Спас, о приметах и традициях Яблочного Спаса-2016 и почему нельзя есть яблоки до этого праздника.
Яблочный Спас 2016: какого числа
В 2016 году Яблочный Спас отмечается сегодня в пятницу, 19 августа. Этот праздник также называют Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день. В церковной традиции празднуют Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, или же попросту Преображение Господне.
Именно в этот день срывали яблоки и другие фрукты нового урожая и освящали в церкви. Только после этого можно было кушать собранное.
Яблочный Спас в 2016 году: почему нельзя есть яблоки
Есть несколько поверий, почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса-2016.
К 19 августа плоды набирали наибольшую зрелость и сладость. До этого времени употребление большинства сортов могло негативно повлиять на самочувствие человека.
Также в старину считалось, что детей родителей, воздержавшихся от яблок до Второго Спаса, на небе ожидают гостинцы, в том числе и райские яблоки. В противном случае ребятишки остаются ни с чем. Потому папы и мамы, которые уже потеряли своих чад, старались соблюдать запрет на яблоки.
Кроме того, существовал особый запрет на яблоки для женщин. Каждая, кто соблазнится плодом нового урожая до Яблочного Спаса, брала на себя тяжкий грех праматери Евы, которая преподнесла яблоко с дерева Добра и Зла Адаму. Тем самым, женщина нарушила единственную на тот момент заповедь - не вкушать плодов этого растения. После этого пара была изгнана из Рая.
Яблочный Спас в 2016 году: приметы и обычаи
Одна из самых распространённых примет на Яблочный Спас 2016 года связана конечно же с яблоками. Если откусить от освящённого яблока и загадать желание, то оно сбудется. А незамужним советовали есть яблоки, думая о женихах, чтобы привлечь понравившегося юношу. При этом нужно было приговаривать: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».
Интересная примета связана с таким насекомым, как муха. Именно 19 августа, во время Яблочного Спаса, нельзя прогонять её, если она сядет вам на руку. А если муха улетит сама, а затем снова вернётся на руку человека, то его точно ожидает успех.
Также в пятницу 19 августа 2016 года можно будет узнать погоду в предстоящем январе. Если на Яблочный Спас-2016 будет жарко, то в начале следующего года снега будет мало. Если же в этот день пройдёт дождь - зима будет очень снежной.
Последние новости Волгоградской области по теме:
Яблочный Спас в 2016 году: какого числа, приметы и обычаи, почему нельзя есть яблоки
Яблочный спас - Михайловка
19 августа Русская Православная церковь празднует великий христианский праздник - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
11:36 19.08.2016
Новое время
Третий Спас – Ореховый – завершает двухнедельный . Каждый год Ореховый или Хлебный Спас празднуется 29 августа . В 2016 г. Ореховый Спас припадает на понедельник.
Ореховый Спас, альтернативные названия
Люди привыкли называть Третий Спас Ореховым или Хлебным, так как в это время поспевала в лесу лещина и грецкий орех, а из нового урожая пекли первый хлеб. И лесные орехи, и хлеб также приносили в церковь, где батюшка святил Божьи дары, после чего они становились главным блюдом на праздничном столе.
Другое название Третьего Спаса – Спас на Холсте или Спас на Полотне. Церковное название Третьего Спаса – Спас Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В этот день отмечают внесение в Константинополь нерукотворного образа Иисуса Христа.
Эта история связана со смертельно больным эдесским царем Авгарием. Давно ходили разговоры, что один только лик Иисуса исцеляет любые хвори. Желая излечиться от проказы, царь послал к Иисусу Христу художника, чтобы тот написал Его портрет.
После того, как художник не смог перенести образ Иисуса на полотно, Христос умыл лицо и вытер его платком, на котором остался чудотворный отпечаток, и отдал его художнику. С тех пор нерукотворный образ Спасителя не раз исцелял людей и творил иные чудеса.
К сожалению, в ходе четвертого Крестового похода, образ был окончательно утерян. В наши дни Спас на Холсте стал временем для продажи и освящения полотен и холстов. Народные названия Орехового Спаса: Холщовый Спас, Малый Спас, Брязже, Калинник, Бороздень.
Приметы, традиции и обычаи праздника
В этот день собирают орехи и пекут хлеб из зерна нового урожая, также сеют озимую рожь. Урожай орехов сулит будущий урожай ржи. «Третий Спас хлеба припас», — говорит народная пословица. Весь день Орехового или Хлебного Спаса люди проводят в благодарении Господа Бога за хлеб насущный.
Хозяйки выпекали новый хлеб с грибами, орехами, готовили всевозможные яства из мяса и рыбы (Успенский пост к Третьему Спасу заканчивался, значит, можно лакомиться запрещенными во время поста продуктами). Считалось, если человек попробует каждое блюдо на праздничном столе – любое его желание исполнится, а в кошелек рекой потекут деньги.
В день Третьего Спаса вся семья собиралась за общей молитвой, затем мужчин провожали на поля с хлебом и солью. На телегу укладывали по три снопа, затем клали рожь для посева. Гречневой кашей мужчин потчевали на поле, а после посева озимых – вся семья угощалась гречневой кашей за домашним столом.
«Хорош Хлебный Спас – зимой будет квас», — приговаривали в этот день.
Одной из примет Орехового (Холщового) Спаса считалась необходимость хоть что-то приобрести на ярмарке холстов и полотен, которая ежегодно проводилась в этот праздник. Если же ничего в этот день не купить – существует опасность весь год провести в нищете.
По традиции, в Ореховый Спас в лес посылали одну из самых уважаемых женщин на селе. Спустя время она возвращалась с первым урожаем орехов – собранное количество считалось нормой для каждой женщины.
Затем уже все – девочки, молодые девушки, старушки – отправлялись в лес, где расстилали ковры и складывали собранные орехи в общую кучу. Вскоре к ним присоединялись мужчины, и начиналось настоящее гулянье – народ устраивал всеобщее веселье с песнями и плясками.
Также существовала интересная примета – если в день Третьего Спаса найти два сросшихся ореха и левой рукой положить их в кошелек – денежная удача будет присутствовать в семье круглый год.
Молоденькие девушки гадали по орехам и предсказывали свою судьбу на год вперед – нужно было съесть первый сорванный орех и по вкусу уже определять, что же ждет девушку в будущем году. Если орех был сладким и спелым – к большой любви. Если орех был недоспелым – к важному известию. Если орех оказывался горьким – избранник будет изменять. Если же орех вдруг выявлялся гнилым – к большой беде.
Банные веники из орешника, связанные именно в день Орехового Спаса, избавляют от многих хворей. А наши предки вообще были уверенны, что на Третий Спас ореховые ветви наполняются особой магической силой. Колдуны и знахари запасались в этот день корой, веточками и листьями орешника для лечения болезней и проведения всевозможных ритуалов.
Дата празднования праздника Ореховый Спас
С давних пор у славян были летние праздники, связанные со жнивой, проводами лета, встречей осени и зимы. С принятием христианства они обрели новое значение, традиции и обряды.
Ореховый или Третий Спас отмечают 29 августа по новому стилю. В этот день была передана нерукотворная икона, которую создал сам Сын Божий, в Константинополь (944 год). Это постоянная дата, каждый год Ореховый Спас празднуется в один и тот же день — 29 августа и в 2015 году, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 и во всех последующих годах.
Умываясь, Иисус обтер лицо полотенцем, где и был запечатлен Его образ. В связи с этим, праздник называют еще Нерукотворным Спасом. Еще одно название – Спас на Холсте. Перед этим праздником люди отмечают Успение, связанное с окончанием сбора хлебного урожая. Ореховый Спас называют также Хлебным Спасом.
Ореховым его называют потому, что к этому дню приходится созревание орехов, начинается их сбор. В этот праздник провожают лето, чествуют осень. Такого размаха, как на празднование Яблочного и Медового Спаса, люди, особенно деревенские, позволить себе не могут – слишком много еще нужно успеть сделать при подготовке к предстоящей осени и зиме. Но найти время на выполнение обрядов и традиций находили всегда.
Традиции на Ореховый Спас
На Третий Спас нужно посетить церковь, посвятить воду, она обретет целебные свойства. Святят также пищу – хлеб, фрукты, овощи.
В старину сбор орехов начинала уважаемая в селении женщина, и только потом в лес отправлялись остальные женщины. Они приносили урожай на заранее расстеленный ковер, а потом устраивали песнопения, танцы. Гуляния, уже вместе с мужчинами, длились до рассвета.
Заготовка орехов – одно из первоочередных занятий для людей в это время. Считается, что чем больше орехов приготовлено на зиму, тем богаче будет урожай пшеницы в будущем году. Поэтому в народе говорят, что под орехи нужно готовить мешки.
На Ореховый Спас принято кушать много орехов. Их можно добавлять в любые блюда, выпечку, готовить из них сладкие десерты. Предварительно их нужно посвятить в храме.
Из орешника принято изготавливать веники для бани – они обладают целительными свойствами. Если кто-то из семьи заболеет в грядущем году, с помощью этих веников можно избавиться от любой хвори. Прежде чем срезать их с дерева, нужно попросить у него прощение. Срезая, нужно произносить молитву (любую), а закончив процедуру, обязательно сказать дереву слова благодарности. Из этих же веток изготавливают талисманы, обереги, амулеты. Сделанный из них крест вешают над входом в жилище, чтобы он защищал его обитателей от плохого глаза, порчи, нечисти. С этой же целью веткой ореха чертят круг вокруг дома.
На Третий Спас крошками испеченного хлеба нужно покормить ласточек. Считается, что они, улетая, встречаются с душами умерших. Накормленная птица передаст послание живых мертвым.
Ореховый Спас во все времена был днем ярмарок. На них продавали не только продукты, но и ткани. Из купленной материи женщины шили одежду для своего самого младшего ребенка. Она приносит здоровье и успех.
Этот праздник – лучший день в году для торговли.
На Хлебный Спас принято святить в церкви разные материалы, вещи, выполненные рукодельницами вручную.
Люди пекут хлеб не только для своей семьи, но и раздают его бедным.
В день праздника нужно обязательно что-нибудь купить – сувенир, вещь, статуэтку и т.д. В противном случае, в следующем году будут финансовые проблемы. Покупка не обязательно должна быть дорогой.
Одна из традиций на Третий Спас – чистка колодцев.
С этого дня перед ужином в старину начинали зажигать лампады и свечи, чтобы не принимать пищу в темноте.
Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.
Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2016 году? Или вы хотели бы прикоснуться к истокам этой христианской традиции? Тогда данная статья для вас!
Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.
Какого числа будет Медовый Спас в 2016 году?
Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.
История
Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.
В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.
Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».
Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.
Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.
Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.
Святые мученики Маккавеи
Смысл
Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.
Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.
Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.
Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.
Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.
Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.
Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.
Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста
Традиции Медового Спаса
Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.
После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».
Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.
Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.
Рецепты на Медовый Спас
Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.
Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.
Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.
Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.
Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.
Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.
Постная медовая коврижка:
1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.
В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.
Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.
Меренга медовая
Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).
Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.
Квас медовый
800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.
В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.
Салат медовый
2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.
Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.
Монастырский мед
1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.
Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.
Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.
Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).
Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.