Манга нефертари царица египетская. История великой любви: нефертари и рамзес ii. «Нефертари» — «прекрасная спутница»
Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц (QV66), является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».
Нефертари, играющая в сенет.
Первая камера гробницы «С» (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.
Бену и богиня Нефтида.
Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.
План гробницы Нефертари.
Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход «D» с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».
Камера "Е"
Далее проход расширяется («E»); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея;
Исида, ведущая Нефертари к Хепри.
Фрагмент той же сцены.
Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.
Хор, сын Исиды, ведущий Нефертари к Ра-Хорахте и Хатхор Иментет.
Фрагмент той же сцены.
Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.
Камера «G» (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса и Тотом, повелителем «божественных изречений» - письма, а также магии.
«Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину».
Нефертари перед Тотом.
На длинной восточной стене камеры «G» показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп.
Осирис и Атум.
Сцена жертвоприношения Атуму.
Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.
Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами.
Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.
Священные коровы, бык и весла.
Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».
Ра и Осирис как предвечное божество.
Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры «С» на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.
Нефертари перед Хатхор и Селкет.
На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.
Анубис. Расписанный рельеф стены лестницы.
Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы «К»(10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.
Страж врат иного мира.
Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).
Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере.
Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.
Погребальная камера. Хор Иунмутеф и Хор Неджитеф перед Осирисом.
Осирис на одном из столбов.
В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения («М», «Q», «О»), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере «М». Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.
Осирис, Хатхор Иментет, Анубис. Рельеф стены погребальной камеры.
На стенах камеры «О» сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.
Декорировка камеры «Q» практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.
Эрнесто Скьяпарелли.
Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли.
Во время реставрации.
Во время реставрации.
Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.
Руки Нефертари и богини. Расписанный рельеф одного из столбов погребальной камеры.
Долина цариц и священный грот богини Хатхор.
(с) Цит. по: Солкин В.В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М., 2000, сноски опущены.
(с) фото - Guillermo Aldana и др.
Семья Рамсеса II
Многочисленность семьи Рамсеса II хорошо известна. Помимо бесчисленных наложниц гарема известны четыре его законные супруги, по крайней мере 111 сыновей и 67 дочерей. 13
Первой законной женой молодого Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари, “возлюбленная Мут”, считавшаяся царицей, как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа, уже в первый год самостоятельного правления супруга. Удивительно, но о происхождении царицы практически ничего не известно. Нет ни единого упоминания о ее гипотетических родственных связях с царствующим домом. В ее титулатуре отсутствует титул “дочь царя”. Но, тем не менее, она именуется “знатной дамой” или “наследственной знатностью”, т.е. очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Свет на эту загадку может пролить находка, сделанная в гробнице Нефертари в начале века – “пуговица” для запечатывания сундука. Этот миниатюрный предмет сделан из фаянса; на его поверхности сохранился картуш с именем Эйе, предпоследнего царя XVIII династии. Эта находка вызвала огромный интерес и стала причиной для выдвижения многих гипотез о родственной связи Нефертари и последних амарнских царей. Ввиду большой продолжительности царствования Хоремхеба, становится ясно, что царица по возрасту не могла быть дочерью Эйе, а скорее является его внучкой или даже правнучкой.
В собрании Египетского музея в Каире хранится статуя царского писца и военачальника Нахтмина, более известного по фрагментам знаменитой разбитой скульптурной группы, изображавшей его когда-то вместе с супругой. 14 В надписях на статуе упоминается, что он был “рожден жрицей Мина и певицей Исиды”, по имени Иуйя. Военный высочайшего ранга уже во времена правления Тутанхамона, связанный именем и родственниками с городом Ахмимом он, именуемый в текстах “сыном царя от плоти его”, был, вероятно, сыном Эйе, не сумевшим по каким-то неизвестным нам причинам занять престол после смерти отца. Если учесть, какую тесную привязанность испытывали дочери Нефертари к Ахмиму, можно предположить, что царица была внучкой Эйе, дочерью военачальника Нахтмина. 15 Безусловно, это только еще одна гипотеза, но, тем не менее, ввиду отсутствия источников - это все, что можно сказать о происхождении любимой супруги Рамсеса II.
Нефертари предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; 16 царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами - Бентанат и Меритамон. 17 Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе. 18 Она показана стоящей рядом со знаменитым скульптурным изображением Рамсеса из Туринского музея. 19 Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя “неизвестной” царицы из Берлинского музея (Inv.10114; сравнение контура ног статуи и базы от статуи Нефертари из Гелиополя позволило установить их первоначальное единство). 20 Грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II 21 . Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.
“Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе на вечно, - говорится в большой посвятительной надписи на фасаде, - ради Великой супруги царской Нефертари, Возлюбленной Мут, в Нубии, в вечности и бесконечности... для Нефертари, удоволившей богов, той, ради которой светит солнце”. 22
Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор. 23
После заключения мирного договора между Египтом и хеттским государством в 1259 г. до н.э. (21-й год Рамсеса II), видимо, активно участвовавшая в политической жизни страны, Нефертари установила дружественную переписку с хеттской царицей Пудухепой. 241
В 24-м году правления Рамсеса II строительство грандиозных храмов в Абу-Симбеле было завершено. Для освящения комплекса и основания культов божеств царский флот отплыл из Фив в Нубию. Рамсеса и Нефертари сопровождали царевна Меритамон и “царский сын Куша” Хеканахт. Об этом событии повествует стела Хеканахта, высеченная в скалах рядом с храмами. 25 Вельможа изображен подносящим дары царице, сидящей на троне. Это было последнее событие, связанное с именем рано умершей красавицы Нефертари.
Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц, является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м 2 , по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. 26 Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги “Речений Выхода в День” (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
“Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом”. 27
Первая камера гробницы “С” (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества. Рядом показаны “душа Ра” - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, “владык Дуата”, истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.
Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход “D” с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари “защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно”. Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
“Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) 28 , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра”. 29
Далее проход расширяется (“E”); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея; справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен. Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.
Камера “G” (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса, и Тотом, повелителем “божественных изречений” - письма, а также магии.
“Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину”. 30
На длинной восточной стене камеры “G” показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп. Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные “идут” по направлению к царице, стоящей в позе адорации. Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим “именным” веслам и богу Ра - рулевому ладьи. Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста “Это Осирис, упокоившийся в Ра” и “Это Ра, упокоившийся в Осирисе”. Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры “С” на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат. На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора “полках” имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом “небес” - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида. Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
“Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом”. 31
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в “Золотой покой” - погребальную камеру гробницы “К” (10,4x8,2 м). Низкие “скамьи” по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей. Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа (“Хор-Опора-Матери-Своей”) и Хора Неджитефа (“Хор-Защитник-Отца-Своего”). Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
“Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..”. 32
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.
В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения (“М”, “Q”, “О”), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере “М”. Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица “следует” к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.
На стенах камеры “О” сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о “сотворении места для царицы в доме Амона”. Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.
Декорировка камеры “Q” практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли. Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект “Нефертари” Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. 33 Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.
Второй великой царской супругой была Иситнофрет. 34 Мы практически ничего не знаем о ее происхождении. Среди ее титулов отсутствует эпитет “дочь царя” - в ее жилах не текла кровь фараонов. Ввиду того, что ее старшая дочь Бентанат носила сирийское имя, многие специалисты предполагают, что Иситнофрет не была египтянкой; однако эта гипотеза чересчур сомнительна. Интересно, что ушебти Бентанат были найдены экспедицией Дж. Мартина в Саккара, в гробнице Хоремхеба. Хорошо известно, что Бентанат была похоронена в Фивах. Как тогда объяснить присутствие ее погребального инвентаря в гробнице человека, которого судьба сделала фараоном на стыке двух колоссальных династий? Не было ли какого-либо родства между Хоремхебом и матерью Бентанат, царицей Иситнофрет? 35 Это предположение подтверждается еще одним фактом: вступив на престол, Хоремхеб приказал высечь в гранитных скалах Гебель Сильсилэ скальное святилище, посвященое Хапи – божеству разлива. Внутри сохранилось множество рельефных дополнений декорировки, выполненных при Рамессидах. Если образ Нефертари здесь отсутствует полностью, то Иситнофрет, наоборот, изображена неоднократно вместе с супругом. Было ли это намеренное подчеркивание родственных отношений, сказать сегодня крайне сложно.
Она показана вместе с Рамсесом II на стеле из Асуана, установленной в этом месте в честь второго празднования церемонии сед Рамсеса, на 33-34 году его правления. 36 На этом памятнике, как, впрочем, почти на всех других, где встречается ее имя, она была изображена только благодаря усилиям своего сына, Хаэмуаса, в то время как сам Рамсес уделял ей удивительно мало внимания. Совершенно точно известно, что она стала великой царской супругой еще при Нефертари, однако чести быть изображенной у колоссов супруга ее не удостаивали. Известны замечательные скульптурные изображения царицы Иситнофрет. Наиболее интересные - нижняя часть кварцитовой статуи превосходной отделки с рельефной фигурой принца Хаэмуаса сбоку (E 7500) и песчаниковый бюст (E 5924) - хранятся в Королевском музее искусства и истории в Брюсселе. 37
В Саккара, недалеко от Серапеума были обнаружены фрагменты архитектурного сооружения, возведенного в честь Иситнофрет Хаэмуасом. 38 Видимо, вторая супруга Рамсеса происходила из Мемфиса. 39
Приблизительно на 34-м году правления супруга Иситнофрет скончалась и была погребена в Фивах; гробница Иситнофрет не идентифицирована, но зафиксирована в документации Дейр эль-Мединэ: 40 в тексте одного из остраконов Каирского музея упоминаются Иситнофрет и один из сыновей Рамсеса, Мериатум, сооружение гробниц для которых было завершено фиванскими мастерами. Особо нужно отметить, что гробница Мериатума найдена, причем не где-нибудь, а в Долине царей! 41 Вывод один: либо гробница великой царицы до сих пор не найдена, либо речь идет о другой, второй Иситнофрет – дочери Рамсеса II, по какой-то причине погребенной в одной из незавершенных гробниц некрополя. Предположение некоторых специалистов о том, что царица была похоронена в Мемфисе – более чем сомнительно, так как все (!) супруги и дочери Рамсеса II нашли свой последний приют в Фивах.
Отцовская гордость Рамсеса II за многочисленное семейство выразилась в многочисленных рельефах – “процессиях” принцев и принцесс, сопровожденных своими именами, на стенах многих храмов, сооруженных при их отце; в этих источниках зафиксированы 50 юношей и 40 девушек, которым подобное изображение обеспечивало протекцию перед лицом того или иного божества. 56 C обеих сторон колоссов, украшающих фасад храма Ибшек в Абу-Симбеле, посвященного, как уже упоминалось, Нефертари, изображены шестеро детей этой царицы: Аменхерхепешеф, старший сын Рамсеса и наследник престола, Парахерунемеф (3-й сын), принцессы Меритамон (4-я дочь) и Хенуттауи (7-я дочь), а также принцы Мерира (11-й сын) и Мериатум (16-й сын); не следует забывать, что Нефертари могла иметь еще нескольких детей после завершения строительства храма.
Известны четверо детей царицы Иситнофрет: старшая дочь Бентанат, Рамсес (2-й сын), самый знаменитый сын Рамсеса II - Хаэмуас (4-й сын) и Мернептах (13-й сын), после смерти отца и старших сыновей унаследовавший престол.
У фасада храма Меху в Абу-Симбеле дети обеих цариц представлены вместе: между ног колосса Рамсеса II к югу от входной двери представлен Аменхерхепешеф, рядом принцессы Бентанат и Небеттауи (мать - неизвестна); у колосса к северу - принц Рамсес, а также принцессы Меритамон и принцесса Нефертари (мать - неизвестна).
При подсчете выясняется, что из 16 старших сыновей Рамсеса II, семеро были рождены Нефертари и Иситнофрет, в то время как матери остальных девяти сыновей неизвестны. Из девяти старших принцесс только три были дочерьми двух главных жен, в то время как остальные шесть, а затем и все последующие дети царя, были рождены неизвестными дамами гарема.
Сыновья Рамсеса II также изображены на храмовых рельефах со сценами военных действий. В самом раннем храме Рамсеса II - в Бет эль-Вали показаны наследник Аменхерхепешеф “Старший военачальник”, а также Сетххерхепешеф, Хаэмуас и некоторые другие принцы, имена которых не сохранились. 57 На “военных” рельефах в первом зале храма Меху Абу-Симбел на колесницах участвуют в битве три старших сына, причем Парахерунемеф назван “первым храбрецом войска”. 58 В сцене битвы при сирийском городе Кадеше, выполненной на внешней стороне южной стены гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке, 12 сыновей царя ведут пленных. В Рамессеуме, на рельефах военных походов восьмого года правления Рамсеса упомянуты 18 принцев. Следует помнить, что часто подобные изображения были фикцией, и активным участником событий показывался принц, который едва научился ходить. Так или иначе, только четверо старших сыновей родились еще до вступления Рамсеса на престол; царевне Бентанат, например, было всего семь лет на первом году правления отца. 59 Некоторые сыновья Рамсеса II известны и по другим историческим источникам: Аменхерхепешеф и Сетххерхепешеф упомянуты на клинописных табличках Богазкёйского архива хеттского государства. 60
В связи с войнами, болезнями и несчастными случаями, многие из сыновей Рамсеса II умерли в детстве или юности. Около 20-го года правления Рамсеса II умер наследный принц Аменхерхепешеф. Несколько его младших братьев - Парахерунемеф, Сети и Мерира старший скончались еще раньше. Среди старших детей Нефертари были живы Мериатум, ставший наследным принцем, унаследовавший после него титул Сетххерхепешеф, упомянутый в этом качестве в хетто-египетском мирном договоре в 21 год правления отца. После него в качестве наследника престола на протяжении почти двадцати лет упоминается Рамсес, сын Иситнофрет; около 50-го года наследным принцем стал мудрец Хаэмуас. Эта длинная передача титула завершилась на его пятом обладателе - Мернептахе, также сыне Иситнофрет, ставшим царем после смерти отца.
Судьба некоторых второстепенных сыновей была связана с царским двором только самим фактом рождения. Так, 23-й сын, Са-Монту женился на Ирет, дочери Бен-Аната, капитана сирийского корабля. Какое-то время Са-Монту состоял на службе при виноградниках Рамсеса II в Мемфисе, самой космополитичной столице Египта, где, вероятно, и встретил свою сирийскую супругу. О нескольких принцах мы знаем только по существованию гробницы. Царевич Рамсес-Неб-Убен был горбуном и умер, когда ему было около тридцати лет. Вероятно, он скончался в царском гареме в Ми-ур и должен был быть погребен в Фивах, однако смерть произошла так неожиданно, что для его погребения были приспособлены старые саркофаги его великого прадеда, Рамсеса I, выполненные, когда он был еще везиром Парамессу, и оставшиеся неиспользованными после его воцарения. 61
Особо следует остановиться на судьбе самой интересной личности среди детей Рамсеса II - принца Хаэмуаса. Впервые он появляется на рельефах, изображающих первый сирийский и нубийский походы Рамсеса II, в котором принимал участие (материалы Карнака и Рамессеума). В результате смерти старших сыновей царя - Аменхерхепешефа, Сетххерхепешефа (мать - царица Нефертари) и Рамсеса (мать - царица Иситнофрет I), Хаэмуас получает титул “наследника престола”.
Став жрецом, в храме Птаха в Мемфисе, принц получает титул “начальник ремесленников”, который носил верховный жрец этого бога. Согласно источникам это произошло незадолго до смерти Аписа (священного быка бога Птаха) на 16 году правления Рамсеса II (1264/63 г. до н.э.) 62 Для погребения Аписов при Хаэмуасе были расширены подземные галереи Серапеума - погребального и храмового комплекса для священных быков в некрополе Саккара. На стене новой погребальной камеры сохранились изображения Рамсеса II и Хаэмуаса, поклоняющихся Апису, а также знаменитая надпись:
“Осирис, жрец-сем, принц Хаэмуас; говорит он: “О вы, жрецы-сем, верховные жрецы, знатные в храме Птаха... и каждый писец, умелый в знании, которые придут в храм этот, который воздвиг я для Аписа Живущего, которые увидят то, что начертано на этих стенах из камня великолепного... Никогда не создавалось ничего подобного... Боги, те, что в храме, (изображения их) сделаны из золота с разными драгоценными камнями... Учредил я приношения для них ежедневные и праздничные, более тех, что когда-нибудь жертвовались. Я назначил ему жрецов и чтецов, тех что восхваляют... и всяких слуг. Я построил великий ковчег погребальный перед храмом, а перед ним - великий алтарь жертвенный из лучшего белого известняка Туры с божественными приношениями и вещами всякими прекрасными... Помните имя мое, взирая на то, что сделано мною и сделайте подобное! О Апис-Сокар-Осирис, Великий бог, повелитель ковчега Шетаит, я - жрец сем, сын царский (Хаэмуас)”. 63
Связь Хаэмуаса с Серапеумом подтверждается также и фигурками ушебти, изготовленными в связи с церемонией захоронения быков Аписов в 16, 26, 30 и в еще один неизвестный год правления Рамсеса II. 64 В должности верховного жреца Птаха Хаэмуасу в 55-й год правления Рамсеса II наследовал его брат Мернептах.
Многие памятники Саккары и Гизы при Хаэмуасе были реставрированы и снабжены специальными текстами, содержащими интересную информацию о процессе восстановления. 65 Более того, найдя в руинах мастабы статую Каваба, старшего сына царя Хуфу, он приказал перевезти статую в храм Птаха, чтобы там она могла “жить вечно”. 66 Два сына Хаэмуаса - Рамсес и Хори входили в новую систему управления храмом Птаха, созданную в это время.
Сохранившиеся в музеях мира статуи изображают Хаэмуаса в разные периоды жизни. Знаменитый памятник Британского музея (ЕА 947) показывает принца в молодости. 67 На его голове - короткий круглый парик, который традиционно называется “ливийским”, так как был посвящен Онурису, богу охоты, покровителю Ливийской пустыни 68 и “приобрел в эпоху Рамессидов особую популярность” 69 .
Локон, как символ звания Верховного жреца Птаха, имеется на изображении Хаэмуаса из Каирского музея (JE 36720). 70 Статуя принца-наофора, выполненная из желтого песчаника, изображает Хаэмуаса в более солидном возрасте. В руках сын Рамсеса II держит наос - ковчежец с изображением бога Птаха-Татенена, древнейшего божества Мемфиса.
Уникальное скульптурное изображение Хаэмуаса хранится в Москве, в собрании Сектора Востока ГМИИ (Инв.№ I,Ia 6670). 71 Кварцитовая крышка от редчайшего ритуального сосуда показывает Хаэмуаса юным и стилистически очень близка к памятнику из Британского музея. 72
Хаэмуас скончался на 55 году правления отца и был, вероятно, похоронен в особой усыпальнице, примыкавшей к галереям Серапеума. Среди памятников, происходящих из его богатейшего погребения, обнаруженного в 1852 году французским археологом Огюстом Мариеттом при раскопках гробниц священных быков, имеются золотая маска, деревянный саркофаг, ушебти и ряд других предметов погребального инвентаря. Все памятники в настоящий момент находятся в Лувре. 73 Маска Хаэмуаса может быть ключом к истории всего этого нетрадиционного захоронения: стилистически этот памятник очень близок к портретам эпохи Позднего времени 74 и подтверждает гипотезу Ф. Гомаа, предположившего, что истинное захоронение принца не сохранилось, а усыпальница в Серапеуме является вторичной и выполнена несколько веков спустя. 75 Подобное, впрочем, часто случалось с погребениями членов древнеегипетских царских семей. 76
Погребение сыновей Рамсеса II (KV5)
В 1987 году археологической экспедицией Американского университета в Каире в Долине царей была обнаружена усыпальница, по крайней мере, 50-ти сыновей Рамсеса II (KV5). 77 Впервые эту гробницу посетил еще в 1820 году англичанин Джеймс Бартон, однако, в то время была открыта лишь малая часть помещений: проход в основную часть усыпальницы был закрыт обвалившимися в результате наводнения каменными пластами потолка. Под руководством К. Уикса к 1995 году в KV5 было обнаружено 95 ранее неизвестных камер верхнего уровня, что сделало эту гробницу одним из самых больших погребальных комплексов древнего Египта. Камеры соединены Т-образным коридором, у пересечения осей которого находится массивная статуя Осириса (1,5 м). Потолок гробницы и поддерживающие его столбы находятся в ужасающем состоянии. Когда-то стены помещений были украшены великолепными рельефами, сохранившимися очень фрагментарно; 78 до нашего времени дошли изображения Рамсеса II, представляющего принца Аменхерхепешефа Сокару и Хатхор, а также фигура принца Рамсеса перед богом Нефертумом. В целом, декорировка гробницы была близка к росписям гробниц сыновей Рамсеса III в Долине цариц. В результате расчистки были выявлены фрагменты ушебти, саркофагов, каноп, части мумифицированных останков. В противоположных концах коридора обнаружены лестницы, ведущие в нижний уровень помещений. План грандиозной усыпальницы, предназначавшейся для погребения рано умерших сыновей Рамсеса II, среди которых - Аменхерхепешеф, Мериатум, Рамсес, Сети, - уникален. О печальной судьбе этого погребения говорит хранящийся в Туринском музее текст показаний схваченных грабителей:
“Вот Усерхет и Патур стаскивали камни, те, что над гробницей Осириса царя Усермаатра - Сетепенра, великого бога... А Кенна, сын Рута совершал подобное над местом погребения царских детей Осириса царя Усермаатра - Сетепенра, великого бога..”. 79
Египетский фараон XIX династии Рамсем II считается египтологами одним из самых выдающихся правителей Древнего Египта. Он руководил страной 67 лет с 1279 по 1212 гг. до н. э. Даты эти, конечно, условные, и их разброс может составлять 10-12 лет. При этом фараоне Египет достиг наивысшего могущества в экономике, военном деле и строительстве. Грозный владыка железной рукой управлял страной, а вот помогала ему в этом жена – главная царица Египта Нефертари (1290-1255 гг. до н. э.).
Имя это означает «прекрасная спутница», и венценосная женщина действительно была умна, красива и талантлива. О значимости этой особы можно судить по размерам её изображений и скульптур. Тут нужно знать, что размер в Египте имел очень большое значение. Чем более выдающейся была личность, тем более крупными были её скульптуры и рисунки. Это правило распространялось и на Нефертари.
Поначалу изображения Нефертари рядом с мужем были маленькие (слева на фотографии) и едва доходили до колена властителя
В первые годы правления фараона главная царица не имела большого веса и авторитета. Её изображения рядом с мужем были чрезвычайно маленькие и едва доходили до колена властителя. Но шли годы, и авторитет жены рос, благодаря её уму, воле и целеустремлённости. На это указывают изображения более позднего периода. На них главная царица своим ростом ничем не уступает мужу. Она вровень с ним и находится всегда сзади, как бы символизируя собой группу поддержки.
Это говорит о том, что статус женщины с годами вырос. Она приобрела такой вес и иерархии Древнего Египта, что сравнялась с мужем-фараоном. А вот заключительным этапом её возросшего могущества является храм в скале Абу-Симбел. Он был построен на границе с враждебной Нубией. Его целью было доказать величие Рамсеса II и привести врагов с состояние страха и почтения.
Рамсес II расправляется со своим врагом, а жена стоит сзади, символизируя группу поддержки
Данный храм высечен в 100-метровой скале и состоит из двух святилищ. Первое из них воздвигли в честь самого фараона и посвятили таким богам как Амон, Ра и Птах. А вот второе святилище построили в честь главной царицы и посвятили его богине любви и красоты Хатхор. Чем же примечательно второе святилище?
Статуя Нефертари возле входа в храм в высоту достигает 10 метров. Рядом находится статуя мужа, и она даже немного ниже за счёт короны из перьев, которая венчает голову супруги. То есть жена оказалась выше своего суженого, что указывает на её огромное влияние и статус. В Египте было немыслимо изображать жену выше мужа-правителя, но факт есть факт. Если кто-то отказывается воспринимать это умом, то пусть поверит глазам своим.
Нефертари (справа) и Рамсес II, при этом скульптура жены выше скульптуры мужа
Стены внутри храма пестрят изображениями различных сюжетов. На них фигурирует главная царица рядом с мужем. Она совершает священные обряды, что указывает на её активную роль в правлении страны. Можно предположить, что Рамсес II очень любил жену. Она везде сопровождала его, являлась верным помощником и единомышленником. Однако такие поездки, особенно на юг, подорвали здоровье ещё далеко не старой женщины.
Её последняя поездка как раз была к высеченному в скале храму. Но во время этого путешествия по Нилу царица Египта Нефертари заболела. Предполагается, что она не увидела своё святилище изнутри, так как находилась в ладье в тяжёлом состоянии. Возможно, она увидела статуи, но внутрь храма попасть не смогла. На обратном пути в Фивы женщина умерла после 24-летнего царствования вместе с мужем.
Два храма в скале Абу-Симбел. Слева вдали храм Рамсеса II, а на переднем плане храм Нефертари
Убитый горем фараон повелел сделать почившей жене роскошную гробницу в Долине цариц. Обнаружили её лишь в 1904 году. Но сражу же выяснилось, что царскую усыпальницу разграбили ещё в древности. Крышка саркофага была разбита, а драгоценности украдены. Грабители не тронули лишь амулеты и сандалии из тростника. А вот сама мумия пропала. В целости осталась лишь настенная роспись. Древние мастера украсили ею всё огромное помещение общей площадью 520 кв. м.
Роспись – это ярчайшие изображения, рассказывающие о путешествии почившей царицы в загробный мир. Их цель заключалась в поддержании души Нефертари на том свете. Особое внимание было уделено внешности этой удивительной женщины. Её губы и щёки оттенены красным, брови и ресницы подведены чёрным. Изысканные украшения сверкают золотом.
Уникальная роспись в гробнице Нефертари, ею покрыты 520 кв. метров
На одном из изображений царицу Египта Нефертари изобразили рядом с богом знаний и мудрости Тотом. Показан он с головой ибиса, а между ним и царицей находится табличка с иероглифами. Это подчёркивает, что при жизни усопшая умела читать и писать иероглифы. В то время такое мастерство приравнивалось к академическим знаниям.
На высокую образованность жены Рамсеса II также указывает её переписка с хеттской царицей Пудухепой. Как же происходила такая переписка? Египетская правительница наносила иероглифы на пергамент, а затем писец, знающий язык хеттской царицы, переводил их на клинопись. После этого письмо выдавливалось на глиняной табличке, и специальные гонцы везли его на север в далёкую Анатолию.
Почившая египетская царица стоит перед богом мудрости Тотом. Между ними находится табличка с иероглифами. Она указывает на высокую образованность царицы
К величайшему счастью одно такое письмо сохранилось до наших дней. Вот что писала Нефертари царице Пудухепе: «Сестре моей, Пудухепе, великой царице хеттов. Да принесут тебе радость египетский бог солнца и хеттский бог бури. Пусть бог солнца продлит мир между нами навечно». В конце письма египтянка упоминала подарки, посланные ею хеттской царице: «Сестра моя, я отправила тебе приветственные дары. Ожерелья из чистого золота для твоей шеи и цветной лён для царского платья твоего мужа».
Такие дары монархов играли важную роль в дипломатии Древнего мира. К примеру, на одном из изображений царица Египта Нефертари увешана золотом, но в ухе отчётливо видна серебряная серьга. При этом выполнена она не в египетском, а греческом стиле. Отсюда напрашивается вывод, что прислали её из Эгейского региона. Следовательно, в Греции эту женщину знали и поддерживали с ней и её мужем дипломатические отношения. А подарки, как уже говорилось, являлись их неотъемлемой частью.
В ухе царица находится серебряная серьга, выполненная в греческом стиле
И наконец, последнее. Многих египтологов занимает вопрос, почему Рамсес II не изображён в гробнице жены? Там огромное количество уникальных росписей, а вот муж почему-то не удостоился чести быть запечатлённым хотя бы на одной из них. Свой ответ придумали женщины-специалисты. В преддверии своей кончины Нефертари сказала: «Я столько лет с ним прожила, что не желаю слушать его ещё и в загробном мире». Это, конечно, шутка, не имеющая ничего общего с действительностью.
Великая египтянка была выдающейся женщиной, достойной женой фараона. Нет никакого сомнения, что она оказывала на него большое влияние и пользовалась непререкаемым авторитетом у подданных. Её существенная роль в истории Древнего Египта неоспорима .
Долина Цариц – это памятник древности в Египте, который представляет не меньший интерес для туристов, чем известная Долина Царей. Именно здесь можно познакомиться с удивительной историей загадочной царицы Нефертари Маренмут и дополнить путешествие в Страну Фараонов еще одним ярким и незабываемым впечатлением.
История Долины Цариц
Долина Цариц представляет собой один из царских некрополей в Египте. Она находится недалеко от Долины Царей, на западном берегу реки Нил, в Луксоре (в древности на этом месте была расположена древняя столица Египта – город Фивы). Раньше она носила название Та-Сет-Неферов, в переводе «место для царских детей». Здесь были похоронены не только жены царей, но и наследников престола, так и не ставшие правителями. Долина Цариц также знаменита тем, что здесь было обнаружено место, в котором жрецы готовили усопшего к погребению и проводили ритуальные действия.
Археологи и историки обнаружили в Долине Цариц порядка 80 захоронений детей и жен правителей Страны Пирамид, а также некоторых знатных персон. В разные годы они были варварски разграблены и сожжены, а в части гробниц даже оборудовали стойла для скота.
Считается, что эти захоронения основаны в период с 1550 по 1070 год до нашей эры. Попасть в Долину Цариц можно, пройдя через ущелье с памятными стелами в честь победоносных военных походов египетского фараона Рамзеса III. Здесь же можно увидеть молитвенные обращения к одним из главных божеств в Древнем Египте – Осирису и Анубису.
Гробница Нефертари Маренмут
Захоронение супруги фараона Рамзеса Великого царицы Нефертари – это самая впечатляющая усыпальница, которой знаменита Долина Цариц, расположенная в Луксоре. Она была раскопана в 1904 году, но первые посетители попали туда почти на 100 лет позже – лишь в 1995 году. Все это время продолжалось изучение иероглифов на стенах этой роскошной гробницы. Надо сказать, что ежедневно в нее впускают не более 150 посетителей. Дело в том, что массовые посещения туристов могут нарушить микроклимат в помещении, а это губительно скажется на украшениях стен усыпальницы. Делать в этом месте фото и видео не разрешается.
Колоритные полихромные фрески, которые украшают стены захоронения царицы Нефертари в Долине Цариц, сохранились до наших дней в отличном состоянии. До сих пор считается, что именно эти изображения дали миру наиболее полную и обстоятельную информацию о Древнем Египте. Существует видео, в котором прекрасно видно, какими яркими остались цвета древних фресок даже спустя тысячелетия.
Нефертари Маренмут в переводе означает «прекраснейшая возлюбленная Мут». Царица Нефертари обладала невиданным могуществом с самых первых дней вступления на престол фараона Рамзеса II. Ее происхождение до сих покрыто завесой тайны, но с недавних пор считается, что она была знатной дамой из семьи Эйе, к которой относился и один из последних правителей XVIII династии. Скорее всего, Нефертари скрывала свое родство с этим семейством, боясь, что таким образом может скомпрометировать себя.
Образ этой выдающейся женщины изображен на огромном количестве исторических памятников, найденных в Египте. Чаще всего ее изображали рядом со статуями ее царственного супруга, рядом с ним она и на пилоне одного из храмов в Луксоре. Эти изображения и надписи о ней датированы третьим годом правления Рамзеса II.
Как правило, на рельефах, найденных при раскопках в Луксоре, царственные супруги изображались рядом с фараонами, но их рост был настолько мал, что едва доходил супругу до колена. Однако фасад Малого храма, находящегося в Абу-Симбеле и посвященного богине Хатхор, украшен огромными статуями царицы Нефертари — такими же по высоте, как и статуи Рамзеса. Это явно свидетельствует о том, какое положение занимала эта женщина в государстве и в сердце великого фараона.
То не обойдите вниманием и не менее любопытную Долину цариц. Вы хотите услышать увлекательный рассказ о загадочной царице Египта Нефертари? Мечтаете прикоснуться к такой древнейшей истории , что захватывает дух? Пополните свои впечатления от этой удивительной страны еще одним потрясающим приключением – путешествием к божественной Нефертари!
Египетская долина цариц раскинулась совсем рядом с Долиной царей , на западном берегу Нила , напротив древних Фив, ныне Луксора . В ней археологами были раскопаны примерно 80 захоронений детей и жен египетских фараонов, а также знати, варварски разрушенных и сожженных. Частично они были преобразованы в стойла для скота.
Гробница Нефертари была обнаружена в 1904 году. Почти 90 лет потребовалось ученым на изучение ее иероглифов, и только в 1995 году туда впустили посетителей. В день ее посещают не более 150 человек: массовые посещения могут нарушить микроклимат внутри и повредить уникальное украшение ее стен.
Датой основания этих усыпальниц ученые называют период с 1550 по 1070 годы до нашей эры. По сравнению с Долиной царей эта долина не такая закрытая, попасть в нее можно через ущелье с памятными стелами в честь завоевательных походов фараона Рамзеса Третьего. Вокруг можно увидеть наскальные молитвенные обращения к богам Египта – Анубису и Осирису .
Особо впечатляющей усыпальницей является захоронение царицы Нефертари, первой супруги Рамзеса Великого. Здесь отлично сохранились колоритные полихромные фрески, украшающие богатую усыпальницу.
Рисунки в усыпальнице Нефертари до сих пор считаются одним из главных и наиболее информативных источников по истории Древнего Египта.
Нефертари Меренмут в переводе означает прекраснейшая возлюбленная Мут. Она была самой могущественной царицей с первых дней правления Рамзеса Второго.
Происхождение Нефертари остается до сих пор загадкой для ученых, но с давних пор ее называют крайне знатной дамой, потомком придворной знати. Ученые предполагают, что она происходила из семьи Эйе, к которой принадлежал и один из последних фараонов восемнадцатой династии. Скорее всего, ее родственные связи с этим кланом скрывался, так как мог скомпрометировать Нефертари.
С царицей связана масса изображений и памятников Египта. Ее долго изображали около огромных статуй ее супруга, рялом с ним она и на пилоне в Фивах (Луксоре), где надписи датированы третьим годом после восхождения Рамсеса на престол.
На древнеегипетских рельефах жена фараона изображалась рядом с ним, при этом ее рост едва доходил фараону до колена. Но в храме Ибшек фасад украшен огромными статуями Нефертари, одинаковыми по высоте с изваяниями фараона, что говорит об исключительном положении Нефертари в государстве.
Необыкновенной красоты статуя Нефертари сохранена и установлена в Брюсселе, она стоит возле статуи Рамсеса, привезенной из Туринского музея. Также величественный храм Ибшек, расположенный на севере от захоронения самого фараона Рамсеса, воздвигнут в честь Нефертари. Его фасадную часть обрамляют колоссы Рамсеса и нефертари, последняя изображена в обличье богини Хатхор.
Все внутреннее убранство святилища указывает на присутствие в нем образа Нефертари наравне с ее супругом. Ни одна египетская царица не была так прославляема и почитаема, кроме Нефертари и жены фараона Аменхотепа Третьего Тейе. Ля Тейе также супруг воздвиг прекрасный храм, где тоже изобразил свою любимую в образе Хатхор.
Хатхор – богиня Египта, охраняющая любовь и рождение детей , а также это богиня танцев, музыки, радости и веселья. Ее почитали как проводницу в загробный мир, она покровительствовала женщинам и считалась творительницей всего мира. Хатхор всегда изображалась с головой коровы, либо просто с коровьими рогами, держащими солнечный диск.