Крылатые ракеты большой дальности. Военное обозрение и политика. Производства в разных странах
На протяжении двух последних десятилетий все относительно крупномасштабные военные конфликты с участием США и стран НАТО в качестве обязательного элемента включали массированное применение крылатых ракет (КР) морского и авиационного базирования.
Руководство США активно продвигает и постоянно совершенствует концепцию «бесконтактной» войны с применением высокоточного оружия (ВТО) дальнего действия. Эта идея предполагает, во-первых, отсутствие (или сокращение до минимума) людских потерь со стороны нападающего и, во-вторых, эффективное решение важнейшей задачи, характерной для начального этапа любого вооруженного конфликта, завоевание безусловного господства в воздухе и подавление системы ПВО противника.
Нанесение «бесконтактных» ударов подавляет моральный дух обороняющихся, создает ощущение беспомощности и неспособности борьбы с агрессором, угнетающе действует на высшие органы управления обороняющейся стороны и подчиненные войска.
Помимо «оперативно-тактических» результатов, достижимость которых американцы неоднократно демонстрировали в ходе антииракских кампаний, ударов по Афганистану, Югославии и др., накопление КР преследует и «стратегическую» цель. В печати все чаще обсуждается сценарий, в соответствии с которым предполагается одновременное уничтожение важнейших компонентов Стратегических ядерных сил (СЯС) Российской Федерации обычными боезарядами КР, преимущественно морского базирования, в ходе первого «обезоруживающего удара». После нанесения такого удара должны быть выведены из строя командные пункты, шахтные и подвижные пусковые установки РВСН, объекты ПВО, аэродромы, подводные лодки в базах, системы управления и связи и др.
Достижение требуемого эффекта, по мнению американского военного руководства, может быть обеспечено благодаря:
— сокращению боевого состава СЯС РФ в соответствии с двухсторонними соглашениями;
— увеличению числа применяемых в первом ударе средств ВТО (в первую очередь — КР);
— созданию эффективной противоракетной обороны Европы и США, способной «добить» не уничтоженные в ходе обезоруживающего удара российские средства СЯС.
Для любого непредвзятого исследователя очевидно, что правительство США (независимо от фамилии и цвета кожи президента) упорно и настойчиво добивается такого положения, когда Россия будет, подобно Ливии и Сирии, загнана в угол, и ее руководству придется сделать последний выбор: согласиться на полную и безоговорочную капитуляцию в части принятия важнейших внешнеполитических решений или все же опробовать на себе очередной вариант «решительной силы» или «несокрушимой свободы».
В описанной ситуации для России необходимы не менее энергичные и, самое главное, эффективные мероприятия, способные если не предотвратить, то хотя бы отодвинуть «день Д» (может быть, ситуация изменится, остроту угрозы удастся уменьшить, появятся новые аргументы против осуществления «силового варианта», высадятся марсиане, американские «верхи» станут более вменяемыми — в порядке уменьшения вероятности).
Располагая огромными ресурсами и запасами постоянно совершенствуемых образцов ВТО, военно -политическое руководство США справедливо считает, что отражение массированного удара КР является крайне дорогостоящей и сложной задачей, которая сегодня не по плечу ни одному из потенциальных противников Соединенных Штатов.
Сегодня возможности РФ по отражению такого удара явно недостаточны. Высокая стоимость современных систем ПВО, будь то зенитные ракетные системы (ЗРС) или пилотируемые авиационные комплексы (ПАК) перехвата, не позволяет развернуть их в необходимом количестве с учетом огромной протяженности границ РФ и неопределенности с направлениями, с которых могут быть нанесены удары с применением КР.
Между тем, обладая несомненными достоинствами, КР не лишены существенных недостатков:
— во-первых , на современных образцах «крылаток» отсутствуют средства обнаружения факта атаки КР со стороны истребителя;
— во-вторых , на относительно протяженных участках маршрута крылатые ракеты летят с постоянным курсом, скоростью и высотой, что облегчает осуществление перехвата;
— в-третьих , как правило, КР летят к цели компактной группой, что упрощает нападающему планирование нанесения удара и теоретически способствует повышению живучести ракет; однако последнее выполняется лишь при условии насыщения целевых каналов средств ПВО, а в противном случае указанная тактика играет негативную роль, облегчая организацию перехвата;
— в-четвертых , скорость полета современных крылатых ракет пока еще дозвуковая, порядка 800…900 км/ч, поэтому для перехвата КР обычно имеется существенный ресурс времени (десятки минут).
Проведенный анализ свидетельствует, что для борьбы с крылатыми ракетами необходима система, способная
:
— перехватывать большое число малоразмерных дозвуковых неманеврирующих воздушных целей на предельно малой высоте в ограниченном районе за ограниченное время;
— прикрывать одним элементом этой подсистемы участок (рубеж) шириной много большей, чем у существующих ЗРС на малых высотах (ориентировочно 500…1000 км);
— обладать высокой вероятностью выполнения боевой задачи в любых метеоусловиях днем и ночью;
— обеспечивать существенно более высокое значение комплексного критерия «эффективность/стоимость» при перехвате КР по сравнению с классическими ЗРС и ПАК перехвата.
Эта система должна сопрягаться с другими системами и средствами ПВО/ПРО в части управления, разведки воздушного противника, связи и т.п.
Опыт борьбы с КР в военных конфликтах
Масштабы применения КР в вооруженных конфликтах характеризуются следующими показателями. В период проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. с надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 297 пусков КРМБ типа «Томахок».
В 1998 г. в ходе операции «Лис пустыни» контингент американских вооруженных сил применил по Ираку более 370 крылатых ракет морского и авиационного базирования.
В 1999 г. в ходе агрессии НАТО против Югославии в рамках операции «Решительная сила» крылатые ракеты были использованы при нанесении трех массированных авиационно-ракетных ударов, состоявшихся на протяжении первых двух суток конфликта. Затем США и их союзники перешли к систематическим боевым действиям, в ходе которых также применялись крылатые ракеты. Всего в период активных действий было выполнено более 700 пусков ракет морского и воздушного базирования.
В процессе систематических боевых действий в Афганистане вооруженные силы США применили более 600 крылатых ракет, а в ходе операции «Свобода Ираку» в 2003 г. — не менее 800 КР.
В открытой печати, как правило, результаты применения крылатых ракет приукрашиваются, создавая впечатление о «неотвратимости» ударов и об их высочайшей точности. Так, по телевидению неоднократно показывался ролик, в котором демонстрировался случай прямого попадания крылатой ракеты в окно здания цели и т.п. Однако ни об условиях, в которых производился этот эксперимент, ни о дате и месте его проведения никаких данных не приводилось.
Однако существуют и другие оценки, в которых крылатые ракеты характеризуются заметно менее впечатляющей эффективностью. Речь идет, в частности, о докладе комиссии Конгресса США и о материалах, опубликованных офицером иракской армии, в которых доля пораженных в 1991 г. средствами иракской ПВО американских крылатых ракет оценивается приблизительно в 50 %. Несколько меньшими, но также существенными, считаются потери крылатых ракет от югославских средств ПВО в 1999 г.
В обоих случаях крылатые ракеты сбивались преимущественно переносными ЗРК типа «Стрела» и «Игла». Важнейшим условием перехвата было сосредоточение расчетов ПЗРК на ракетоопасных направлениях и своевременное предупреждение о приближении крылатых ракет. Попытки применить «более серьезные» ЗРК для борьбы с крылатыми ракетами были затруднены, так как включение РЛС обнаружения целей из состава ЗРК практически немедленно вызывало нанесение ударов по ним с применением противорадиолокационных авиационных средств поражения.
В этих условиях иракская армия, к примеру, вернулась к практике организации постов воздушного наблюдения, обнаруживавших крылатые ракеты визуально и сообщавших об их появлении по телефону. В период ведения боев в Югославии для противодействия крылатым ракетам использовались высокомобильные ЗРК «Оса-АК», включавшие РЛС на непродолжительное время с немедленной сменой позиции вслед за этим.
Итак, одной из важнейших задач является исключение возможности «тотального» ослепления системы ПВО/ПРО с потерей способности адекватного освещения воздушной обстановки.
Вторая задача — быстрая концентрация активных средств на направлениях ударов. Современные ЗРС для решения этих задач не вполне подходят.
Американцы тоже боятся крылатых ракет
Задолго до 11 сентября 2001 г., когда на объекты Соединенных Штатов обрушились самолеты-камикадзе с пассажирами на борту, американские аналитики выявили другую гипотетическую угрозу стране, которую, по их мнению, могли создать «страны-изгои» и даже отдельные террористические группы.
Представьте себе следующий сценарий. В двухстах-трехстах километрах от побережья державы, где проживает «хэппи нейшн», появляется невзрачный сухогруз с контейнерами на верхней палубе. Ранним утром, чтобы использовать дымку, затрудняющую визуальное обнаружение воздушных целей, из нескольких контейнеров с борта этой посудины внезапно стартуют крылатые ракеты, конечно же, советского производства или их копии, «сварганенные» умельцами из неназванной страны. Далее контейнеры сбрасываются за борт и затапливаются, а судно-ракетоносец прикидывается «ни в чем не повинным торговцем», оказавшимся здесь случайно.
Крылатые ракеты летят низко, их старт обнаружить непросто. И начинены их боевые части не обычным ВВ, не игрушечными медвежатами с призывами к демократии в лапках, а, естественно, мощнейшими отравляющими веществами или, на худой конец, спорами сибирской язвы. Спустя десять-пятнадцать минут ракеты появляются над ничего не подозревающим прибрежным городом… Что и говорить, картина нарисована рукой мастера, насмотревшегося американских фильмов ужасов.
Но для того, чтобы убедить американский конгресс раскошелиться, нужна «прямая и явная угроза». Главная проблема: для перехвата таких ракет практически не остается времени на приведение в готовность активных средств перехвата — ЗУР или пилотируемых истребителей, ведь наземная РЛС сможет «увидеть» несущуюся на десятиметровой высоте крылатую ракету на расстоянии, не превышающем нескольких десятков километров.
В1998 г. на проработку средства защиты от кошмара крылатых ракет, прилетающих «ниоткуда», в США были впервые выделены деньги в рамках программы Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System (JLENS). В октябре2005 г. были закончены научно-исследовательские и экспериментальные работы, связанные с проверкой заложенных идей на реализуемость, и фирма Raytheon получила отмашку на изготовление опытных образцов системы JLENS. Теперь речь пошла уже не о каких-то несчастных десятках миллионов долларов, а о солидной сумме — 1,4 млрд. долларов.
В2009 г. были продемонстрированы элементы системы: гелиевый аэростат 71М с наземной станцией для подъема/опускания и обслуживания, а фирма Science Applications International Corp. из Санкт-Петербурга получила заказ на проектирование и изготовление антенны для радиолокатора, являющегося полезным грузом аэростата.
Еще через год семидесятиметровый аэростат впервые поднялся в небо с РЛС на борту, а в 2011 г. систему проверили почти по полной программе: сначала сымитировали электронные цели, затем запустили низколетящий самолет, после чего пришел черед беспилотника с очень маленькой ЭПР.
Собственно, антенн под аэростатом имеется две: одна для обнаружения малоразмерных целей на относительно большой дальности, а другая для точного целеуказания на меньшей дальности. Питание к антеннам подается с земли, отраженный сигнал «спускают» по оптико -волоконному кабелю. Работоспособность системы проверялась вплоть до высоты4500 м. В составе наземной станции имеется лебедка, обеспечивающая подъем аэростата на нужную высоту, источник питания, а также кабина управления с рабочими местами диспетчера, метеоролога и оператора управления аэростатом.
Сообщается, что аппаратура системы JLENS сопрягается с корабельной ЗРС «Иджис», наземными ЗРК «Патриот», а также с комплексами SLAMRAAM (новый ЗРК самообороны, в котором в качестве активных средств применяются конвертированные УР AIM-120, прежде позиционировавшиеся как ракеты «воздух-воздух»).
Однако весной 2012 г. у программы JLENS начались трудности: Пентагон в рамках запланированного сокращения бюджета заявил об отказе от развертывания первой партии из 12 серийных станций с аэростатами 71М, оставив только две уже изготовленные станции для доводки РЛС, устранения выявленных недостатков в аппаратуре и программном обеспечении.
30 апреля 2012 г. в ходе практических пусков ЗУР на учебноиспытательном полигоне в штате Юта с использованием целеуказания от системы JLENS был сбит беспилотный самолет, применявший средства РЭП. Представитель фирмы Raytheon отметил: «Дело не только в том, что БЛА был перехвачен, а еще и в том, что удалось выполнить все требования технического задания по обеспечению надежного взаимодействия системы JLENS и ЗРК «Патриот». Фирма надеется на возобновление интереса военных к системе JLENS, ведь ранее планировалось, что Пентагон закупит сотни комплектов в период с 2012 по 2022 г.
Симптоматичным можно считать тот факт, что даже самая богатая в мире страна, судя по всему, все же считает неприемлемой для себя цену, которую пришлось бы заплатить для постройки «великой американской противоракетной стены» на основе использования традиционных средств перехвата КР, пусть даже во взаимодействии с новейшими системами обнаружения низколетящих воздушных целей.
Предложения по облику и организации противодействия крылатым ракетам с помощью беспилотных истребителей
Проведенный анализ свидетельствует о том, что систему борьбы с крылатыми ракетами целесообразно строить на основе использования относительно мобильных подразделений, вооруженных управляемыми ракетами с тепловыми ГСН, которые должны быть своевременно сосредоточены на угрожаемом направлении. В составе таких подразделений не должно быть стационарных или низкомобильных наземных РЛС, которые немедленно становятся объектами ударов противника с применением противорадиолокационных ракет.
Наземные средства ПВО с ракетами «земля-воздух» с тепловыми ГСН характеризуются небольшим курсовым параметром, составляющим единицы километров. Для надежного прикрытия рубежа протяженностью 500 км потребуются десятки комплексов.
Значительная часть сил и средств наземной ПВО в случае пролета крылатых ракет противника по одному-двум маршрутам окажутся «не у дел». Возникнут проблемы с размещением позиций, организацией своевременного предупреждения и целераспределения, возможностью «насыщения» огневых возможностей средств ПВО на ограниченном участке. Кроме того, мобильность такой системы обеспечить довольно затруднительно.
Альтернативой может стать применение относительно малоразмерных беспилотных истребителей-перехватчиков, вооруженных управляемыми ракетами малой дальности с тепловыми ГСН.
Подразделение таких летательных аппаратов может базироваться на одном аэродроме (аэродромный взлет и посадка) или в нескольких пунктах (безаэродромный старт, аэродромная посадка).
Главным достоинством авиационных беспилотных средств перехвата крылатых ракет является возможность быстрой концентрации усилий в ограниченном коридоре пролета ракет противника. Целесообразность применения БИКР против крылатых ракет обусловлена также тем, что «интеллект» такого истребителя, реализуемый в настоящее время на основе существующих датчиков информации и вычислителей, достаточен для поражения целей, которые не оказывают активного противодействия (за исключением системы встречного подрыва у крылатых ракет с ядерной БЧ).
Малоразмерный беспилотный истребитель крылатых ракет (БИКР) должен нести бортовую РЛС с дальностью обнаружения воздушной цели класса «крылатая ракета» на фоне земли порядка100 км(класса «Ирбис»), несколько УР «воздух -воздух» (класса Р-60, Р-73 или ПЗРК «Игла»), а также, возможно, авиационную пушку.
Относительно небольшие масса и размерность БИКР должны способствовать снижению стоимости аппаратов по сравнению с пилотируемыми истребителями-перехватчиками, а также уменьшению суммарного расхода топлива, что немаловажно с учетом необходимости массового использования БИКР (максимальную потребную тягу двигателя можно оценить равной 2,5…3 тс, т.е. примерно как у серийного АИ-222-25). Для эффективной борьбы с крылатыми ракетами максимальная скорость полета БИКР должна быть околозвуковой или невысокой сверхзвуковой, а потолок — относительно небольшим, не более10 км.
Управление БИКР на всех этапах полета должно обеспечиваться «электронным пилотом», функции которого должны быть существенно расширены по сравнению с типовыми системами автоматического управления летательными аппаратами. Помимо автономного управления целесообразно предусмотреть возможность дистанционного управления БИКР и его системами, например, на этапах взлета и посадки, а также, возможно, боевого применения вооружения или принятия решения на применение оружия.
Процесс боевого применения подразделения БИКР можно кратко описать следующим образом. После обнаружения средствами старшего начальника (низко мобильную наземную обзорную РЛС вводить в состав подразделения нельзя!) факта приближения крылатых ракет противника в воздух поднимают несколько БИКР с таким расчетом, чтобы после выхода в расчетные районы зоны обнаружения бортовых РЛС беспилотных перехватчиков полностью перекрывали по ширине весь прикрываемый участок.
Первоначально район маневрирования конкретного БИКР задается перед вылетом в полетном задании. При необходимости район может быть уточнен в полете посредством передачи соответствующих данных по защищенной радиолинии. В случае отсутствия связи с наземным КП (подавления радиолинии) один из БИКР приобретает свойства «командного аппарата» с определенными полномочиями.
В составе «электронного пилота» БИКР необходимо предусмотреть блок анализа воздушной обстановки, который должен обеспечить массирование сил БИКР, находящихся в воздухе, на направлении подхода тактической группы крылатых ракет противника, а также организовать вызов дополнительных дежурных сил БИКР в случае, если все крылатые ракеты не удается перехватить «активными» БИКР. Таким образом, дежурящие в воздухе БИКР в известной мере сыграют роль своеобразных «обзорных РЛС», практически неуязвимых для противорадиолокационных УР противника. Они же могут бороться с потоками крылатых ракет относительно невысокой плотности.
В случае отвлечения дежурящих в воздухе БИКР на одно направление с аэродрома должны быть немедленно подняты дополнительные аппараты, которые должны исключить образование неприкрытых зон на участке ответственности подразделения.
В угрожаемый период возможна организация непрерывного боевого дежурства нескольких БИКР. В случае возникновения необходимости переброски подразделения на новое направление БИКР могут перелететь на новый аэродром «своим ходом». Для обеспечения посадки предварительно на этот аэродром должна быть транспортным самолетом доставлена кабина управления и расчет, обеспечивающий выполнение необходимых операций (возможно, потребуется не один «транспортник», но все же проблема переброски на большое расстояние потенциально решается проще, чем в случае с ЗРС, и за гораздо более короткое время).
На этапе перелета на новый аэродром БИКР должен управляться «электронным пилотом». Очевидно, что помимо «боевого» минимума оборудования для обеспечения безопасности полетов в мирное время автоматика БИКР должна включать подсистему исключения столкновений в воздухе с другими летательными аппаратами.
Только летные эксперименты смогут подтвердить или опровергнуть возможность уничтожения КР или иного беспилотного летательного аппарата противника огнем из бортовой пушки БИКР.
Если вероятность уничтожения КР пушечным огнем окажется достаточно высокой, то по критерию «эффективность — стоимость» такой способ уничтожения крылатых ракет противника окажется вне всякой конкуренции.
Центральной проблемой при создании БИКР является не столько разработка собственно летательного аппарата с соответствующими летными данными, оборудованием и вооружением, сколько создание эффективного искусственного интеллекта (ИИ), обеспечивающего эффективное применение подразделений БИКР.
Представляется, что задачи ИИ в данном случае могут быть разделены на три группы
:
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление одиночным БИКР на всех этапах полета;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление группой БИКР, которая перекрывает установленный рубеж воздушного пространства;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление подразделением БИКР на земле и в воздухе с учетом необходимости периодической смены летательных аппаратов, наращивания сил с учетом масштабов налета противника, взаимодействия с разведывательными и активными средствами старшего начальника.
Проблема, в определенной мере, состоит в том, что разработка ИИ для БИКР не является профильной ни для создателей собственно летательных аппаратов, ни для разработчиков бортовых САУ или РЛС. Без совершенного ИИ беспилотный истребитель превращается в неэффективную дорогостоящую игрушку, способную дискредитировать идею. Создание же БИКР с достаточно развитым ИИ может стать необходимым шагом на пути к многофункциональному беспилотному истребителю, способному бороться не только с беспилотными, но и пилотируемыми летательными аппаратами противника.
/Александр Медведь, доцент МФПУ «Синергия», к.т.н., engine.aviaport.ru /
Российские военные успешно испытали крылатую ракету с ядерной энергетической установкой. Дальность ее полета на дозвуковой скорости не ограничена.
Такие изделия способны на низкой высоте обходить районы противовоздушной и противоракетной обороны, с высокой точностью уничтожая объекты противника. О появлении новинки сообщил президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. По мнению экспертов, эти системы относятся к оружию сдерживания. Они используют для перемещения воздух, нагретый ядерной энергетической установкой.
По информации специалистов, речь идет об изделии с индексом 9М730, разработанном ОКБ «Новатор». В угрожаемый период такие ракеты можно поднять в воздух и вывести в заданные районы. Оттуда они смогут ударить по важным объектам противника. Испытания новинки идут достаточно активно, и в них принимают участие летающие лаборатории Ил-976.
— В конце 2017 года на Центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. В ходе полета энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги, — заявил в своем выступлении Владимир Путин. — Перспективные системы вооружения России основаны на новейших уникальных достижениях наших ученых, конструкторов, инженеров. Одно из них — создание малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая размещается в корпусе крылатой ракеты типа нашей новейшей ракеты Х-101 воздушного базирования или американского «Томагавка», но при этом обеспечивает в десятки раз — в десятки раз! — большую дальность полета, которая является практически неограниченной. Низколетящая, малозаметная крылатая ракета, несущая ядерную боевую часть, с практически неограниченной дальностью, непредсказуемой траекторией полета и возможностью обхода рубежей перехвата является неуязвимой для всех существующих и перспективных систем как ПРО, так и ПВО.
В представленном видеосюжете зрители смогли увидеть запуск уникальной ракеты. Полет изделия был запечатлен с борта истребителя сопровождения. Согласно представленной далее компьютерной графике, «ядерная ракета» облетела зоны морского ПРО в Атлантике, обошла с юга Южную Америку и ударила по территории Соединенных Штатов со стороны Тихого океана.
— Судя по представленному видео, это ракета либо морского, либо сухопутного базирования, — рассказал «Известиям» главный редактор-интернет проекта MilitaryRussia Дмитрий Корнев. — В России есть два разработчика крылатых ракет. «Радуга» производит только изделия воздушного базирования. Наземные и морские — в ведении «Новатора». На счету этой фирмы — линейка крылатых ракет Р-500 для комплексов «Искандер», а также легендарные «Калибры».
Не так давно в открытых документах ОКБ «Новатор» появились упоминания о двух новых изделиях — 9М729 и 9М730. Первое — это обычная дальнобойная крылатая ракета, а вот про 9М730 ничего не было известно. Но это изделие явно находится в стадии активной разработки — по данной тематике на сайте госзакупок размещено несколько тендеров. Поэтому можно предположить, что «ядерная ракета» — это и есть 9М730.
Как отметил военный историк Дмитрий Болтенков, принцип работы ядерной энергетической установки достаточно прост.
— По бортам ракеты находятся специальные отсеки с мощными и компактными нагревателями, работающими от ядерной энергоустановки, — отметил эксперт. — В них попадает атмосферный воздух, который нагревается до нескольких тысяч градусов и превращается в рабочее тело двигателя. Вытекание горячего воздуха создает тягу. Такая система действительно обеспечивает практически безграничную дальность полета.
Как заявил Владимир Путин, испытания новинки прошли на Центральном полигоне. Этот объект расположен в Архангельской области в поселке Ненокса.
— Это историческое место испытания дальнобойного оружия, — отметил Дмитрий Болтенков. — Оттуда маршруты ракет проходят вдоль северного побережья России. Их протяженность может доходить до нескольких тысяч километров. Для снятия телеметрических параметров с ракет на таких расстояниях нужны специальные самолеты — летающие лаборатории.
По словам эксперта, не так давно были восстановлены два уникальных самолета Ил-976. Это специальные машины, созданные на базе транспортного Ил-76, долгое время использовались для испытания дальнобойного ракетного оружия. В 1990-е годы они были законсервированы.
— В сети Интернет были опубликованы фото Ил-976, перелетевших на аэродром вблизи Архангельска, — отметил эксперт. — Примечательно, что машины несли эмблему «Росатома». В это же время Россия выпустила специальное международное предупреждение NOTAM (Notice to Airmen) и закрыла район для судов и самолетов.
По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, новая «ядерная ракета» — это не наступательный боевой комплекс, а оружие сдерживания.
— В угрожаемый период (обострение обстановки, как правило, предшествующее началу войны. — «Известия») российские военные смогут вывести в заданные районы патрулирования эти изделия, — отметил эксперт. — Это позволит предотвратить попытки противника нанести удар по России и ее союзникам. «Ядерные» ракеты смогут выполнить роль оружия возмездия или нанести превентивный удар.
Вооруженные силы России располагают несколькими линейками дозвуковых низковысотных крылатых ракет. Это Х-555 и Х-101 воздушного, Р-500 наземного и 3М14 «Калибр» морского базирования.
Вступление
Честно говоря, когда я услышал сообщение, что корабли каспийской флотилии обстреляли территорию Сирии ракетами, то несколько минут тупил. В голове прокручивался маршрут перехода кораблей из Каспийского моря в Средиземное. Но когда понял что мы, практически не выходя из дома, выстрелили на полторы тысячи километров, то очень порадовался за наших моряков и сел писать статью про КРЫЛАТУЮ РАКЕТУ КАЛИБР.
Прошла неделя после публикации этой статьи, а уже надо писать дополнения и разъяснения. Дело в том что многие ура патриоты и эмоциональные но технически не грамотные блондинки посчитали что мы взяли американский флот за яйца. Это далеко не так. Потопить крылатой ракетой КАЛИБР американский авианосец практически не возможно, и десятью КАЛИБРАМИ тоже. Их просто собьют на подлёте. Сначала зенитными ракетами, потом многоствольной зенитной артиллерией.
Поэтому что бы потопить авианосец надо запустить ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ракет с ЯДЕРНОЙ БОЕВОЙ ЧАСТЬЮ. Одна из них вероятно сможет преодолеть оборону кораблей сопровождения и совершить воздушный ядерный взрыв который уничтожит локаторы вражеских кораблей. А уже следующая ракета и опять с ядерной боевой частью (потому что обычная боевая часть весом 450 килограмм против авианосца весом СТО ТЫСЯЧ ТОНН это просто смешно) уничтожит авианосец.
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА КАЛИБР
Если кликнуть по фотографии, то некоторые увеличиваются до небывалых размеров.
Вообще правильно было написать группа ракет КАЛИБР. И ракеты в группе, как видно на фотографиях, достаточно разные. Они имеют четыре основных варианта базирования
1. Крылатая ракета для базирования на подводных лодках КАЛИБР-ПЛЕ
2. Крылатая ракета для базирования на надводных кораблях КАЛИБР-НКЭ
3. Крылатая ракета мобильного базирования КАЛИБР-Н
4. Крылатая ракета авиационного базирования КАЛИБР-А
По боевому назначению крылатая ракета КАЛИБР имеет три варианта - противокорабельная, противолодочная и высокоточная ракета для уничтожения стационарных наземных целей. Правда противолодочные варианты ракет ни разу не крылатые.
Запускается ракета из универсального стартового модуля (грубо говоря трубы обыкновенной), который может располагаться вертикально под палубой корабля, наклонно на палубе корабля, в торпедном аппарате подводной лодки. Диаметр пускового устройства равен пятьсот тридцать три миллиметра и соответствует диаметру торпедного аппарата итальянского флота времён Бенито Муссолини. Дело в том что до Великой Отечественной Войны Советский Союз купил в Италии образцы торпед, и вот теперь диаметры наших пусковых установок привязаны к мировым стандартам.
Все варианты, кроме авиационного имеют стартовый ускоритель твёрдого топлива.
Система наведения 3М-14Э комбинированная - инерциальная с возможностью уточнения текущего положения через спутниковую систему навигации + радио высотомер.
Полёт происходит по заданному маршруту на высоте двадцать метров над морем и от пятидесяти до ста пятидесяти метров над сушей. Высота полёта над сушей зависит от профиля местности. Сам маршрут может быть составлен по сложной схеме с обходом зон ПВО противника. В заданной точке ракета пикирует на цель или производит воздушный подрыв боевой части. Боевая часть может быть как обычная так и ядерная.
У противокорабельной ракеты наведение на конечном участке траектории осуществляется при помощи защищённой от помех активной радиолокационной головки самонаведения.
Вот не удержался, украл фразу с соседнего ресурса. У меня всегда возникает вопрос, что значит мощная боевая часть весом четыреста пятьдесят килограмм? Это двигатель в сорок литров может быть рядовым или форсированным (мощным). А боевые части одного веса обычно имеют одинаковую мощность, потому что взрывчатые вещества очень мало отличаются друг от друга по мощности.
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА КАЛИБР 3М-14Э
Это та самая, которая в Сирию улетела.
Вот её фотография и таблица с техническими характеристиками. Как видите дальность всего триста километров. Многие сразу закричали - нас обманывают.
Давайте разбираться.
3М-14Э имеет современный двухконтурный реактивный двигатель тягой около восьмидесяти килограмм. И скорость полёта восемьсот километров в час. Возьмём достаточно высокий для современного двухконтурного двигателя расход топлива на килограмм тяги в час - 500 грамм (в реальности он наверняка ниже) и умножим на тягу (восемьдесят килограмм). Получаем СОРОК килограмм топлива расходуется на час полёта. Три часа это сто двадцать килограмм израсходованного топлива и преодолённая дистанция в две тысячи четыреста километров.
Как вы думаете на ракете весом в полторы тонны можно разместить двести килограмм топлива?
Я не знаю точных характеристик 3М-14Э, но могу предположить, что максимальная дальность с обычной боеголовкой составляет две с половиной тысячи километров, а с более лёгкой ядерной около трёх тысяч.
Но вернёмся к таблице. Дело в том что это характеристики 3М-14Э для продажу за границу, а закон запрещает продавать ракеты с дальностью более трёхсот километров.
Дело в том что ракеты калибр сначала стали продавать за границу а уж потом родным вооруженным силам - время было такое.
Крылатая ракета 3М-14Э, вид со стороны твёрдотопливного ускорителя.
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА КАЛИБР 3М-54Э и 3М-54Э1
Это противокорабельный вариант КАЛИБРА. 3М-54Э имеет три ступени. Твёрдотопливную стартовую, с реактивным двигателем маршевую и твёрдотопливную боевую. То есть дозвуковая крылатая ракета выстреливает боевую часть, которая разгоняется до сверхзвуковой скорости перед поражением цели.
3М-54Э1 имеет компоновку такую же как и 3М-14Э но у неё кроме инерциальной системы наведения есть радиолокационная головка наведения, которая захватывает цель на дистанции около двадцати километров. Как видно из таблицы 3М-54Э1 имеет более тяжелую боевую часть чем ракета со сверхзвуковой боевой частью. Что касается дальности пуска 3М-54Э1, то она может быть не на много меньше чем у 3М-14Э. Но тут возникает проблема с тем куда направлять ракету, ведь за час полёта вражеский корабль уйдёт из точки прицеливания километров на сорок а радиус действия локатора ракеты двадцать километров.
Эта фотография показывает контейнерный вариант размещения противокорабельных ракет КАЛИБР. То есть контейнер с КАЛИБРОМ можно поставить на любую баржу, которая с началом боевых действий неожиданно окажется ракетным крейсером.
РАКЕТА КАЛИБР 91РЭ1 и 91РТЭ2
Эти варианты КАЛИБРА предназначены для борьбы с подводными лодками, и они ни разу не крылатые. В сущности это небольшая баллистическая ракета на твёрдом топливе, боевой частью которой является противолодочная торпеда. Ракета доставляет торпеду в зону нахождения подводной лодки.
91РЭ1 запускается с подводной лодки с достаточно большой глубины, поэтому она имеет самый большой стартовый ускоритель.
91РТЭ2 запускается из торпедного аппарата надводного корабля.
На фотографии она на первом плане.
Авиационные варианты КАЛИБРА
В авиационном варианте точно выпускают крылатые ракеты 3М-54Э1 и 3М-14Э. От ракет морского и наземного базирования они отличаются только отсутствием ускорителя.
Вот модель его пусковой установки. На фотографии видно что ракета 3М-54Э занимает его полностью, а у ракеты 3М-54Э1 остаётся свободное пространство. К стати ракета 3М-54Э1 идеально помещается в торпедный аппарат стандарта НАТО. Мы НАТО снабжать собирались?
Контейнер управления и пульт управления контейнерного варианта крылатой ракеты КАЛИБР
На кораблях стандартной считается установка из восьми вертикальных пусковых установок
На фотографиях видны крышки пусковых установок КАЛИБРА сразу за мачтой.
А на этом корабле пусковая установка КАЛИБРА расположена в носовой части перед боевой рубкой. Командир в этом случае точно знает улетела ракета или нет.
На верхней фотографии на корабле ещё не установлена носовая артиллерийская установка.
Возникшие (точнее, возродившиеся) в конце 1970-х гг. в СССР и США как самостоятельный класс стратегических наступательных вооружений, авиационные и морские крылатые ракеты (КР) большой дальности со второй половины 1980-х годов рассматриваются и в качестве высокоточного (ВТО), предназначенного для поражения особо важных малоразмерных целей обычными (неядерными) боезарядами. Оснащенные высокомощными (масса - порядка 450 кг) неядерными боевыми частями (БЧ) крылатые ракеты AGM-86C (CALCM) и AGM-109C "Томагавк" продемонстрировали высокую эффективность в боевых действиях против Ирака (перманентно ведущихся начиная с 1991 г.), а также на Балканах (1999 г.) и в других частях света. В то же время тактические (неядерные) КР первого поколения имели относительно низкую гибкость боевого применения - ввод полетного задания в систему наведения ракеты осуществлялся на земле, перед вылетом бомбардировщика или выходом корабля из базы, и занимал более суток (в дальнейшем он сократился до нескольких часов).
Кроме того, КР имели сравнительно высокую стоимость (более 1 млн. долл.), низкую точность попадания (круговое вероятное отклонение - КВО - от десятков до сотен метров) и в несколько раз меньшую, чем у их стратегических прототипов, дальность боевого применения (соответственно, 900-1100 и 2400-3000 км), что было обусловлено использованием более тяжелой неядерной БЧ, "вытеснившей" из корпуса ракеты часть топлива. Носителями КР AGM-86C (стартовая масса 1460 кг, масса БЧ 450 кг, дальность 900-1100 км) в настоящее время являются лишь стратегические бомбардировщики-ракетоносцы В-52Н, а AGM-109C оснащаются надводные корабли класса "эскадренный миноносец" и "крейсер", снабженные универсальными вертикальными контейнерными пусковыми установками, а также многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ), применяющие ракеты из подводного положения.
Основываясь на опыте боевых действий в Ираке (1991 г.), американские КР обоих типов были модернизированы в направлении повышения гибкости их боевого применения (теперь ввод полетного задания может осуществляться дистанционно, непосредственно на борту самолета или корабля-носителя, в процессе решения боевой задачи). За счет внедрения оптической корреляционной системы конечного самонаведения, а также оснащения блоком спутниковой навигации (GPS), значительно повысились точностные характеристики оружия (КВО -8-10 м), что обеспечило возможность поражения не просто конкретной цели, а ее определенного участка.
В 1970-1990-е годы произведено до 3400 ракет типа AGM-109 и более 1700 AGM-86. В настоящее время КР AGM-109 ранних модификаций (как "стратегические", так и противокорабельные) в массовом порядке дорабатываются в тактический вариант AGM-109C Block 111С, оснащенный усовершенствованной системой наведения и имеющий повышенную с 1100 до 1800 км дальность боевого применения, а также уменьшенное КВО (8-10 м). При этом масса (1450 кг) ракеты и ее скоростные характеристики (М=0,7) остались, практически неизменными.
С конца 1990-х годов параллельно ведутся работы и по созданию упрощенного, более дешевого варианта КР "Тэктикал Томагавк", предназначенного исключительно для применения с борта надводных кораблей. Это позволило снизить требования к прочности планера, отказаться от ряда других элементов, обеспечивающих старт ракеты в подводном положении из торпедных аппаратов АПЛ, и тем самым улучшить весовую отдачу летательного аппарата и повысить его ТТХ (в первую очередь, дальность, которая должна возрасти до 2000 км).
В более отдаленной перспективе за счет снижения массы БРЭО и применения более экономичных двигателей максимальная дальность модернизированных КР типа AGM-86C и AGM-109C возрастет до 2000-3000 км (при сохранении прежней эффективности неядерной БЧ).
крылатая ракета AGM-86B
Однако процесс трансформации авиационных КР AGM-86 в неядерный вариант в начале 2000-х годов существенно замедлился ввиду отсутствия у ВВС США "лишних" ракет этого типа (в отличие от КР "Томагавк" в ядерном варианте, которые, в соответствии с российско-американскими договоренностями, изъяты из боекомплектов кораблей и переданы на береговое хранение, AGM-86 по-прежнему продолжают входить в ядерный зачет, являясь основой стратегического вооружения бомбардировщиков ВВС США В-52). По этой же причине так и не началась трансформация в неядерный вариант и стратегической малозаметной КР AGM-129A, которой также оснащаются исключительно самолеты В-52Н. В этой связи неоднократно поднимался вопрос о возобновлении серийного производства усовершенствованного варианта КР AGM-86, однако решение об этом так и не принято.
В качестве основной тактической КР ВВС США на обозримую перспективу рассматривают дозвуковую (М=0,7) ракету Локхид Мартин AGM-158 JASSM, летные испытания которой начались в 1999 г. Ракета, имеющая габариты и массу (1100 кг), приблизительно соответствующие AGM-86, способна поражать цели с высокой точностью (КВО - несколько метров) на дальности до 350 км. В отличие от AGM-86 она оснащена более мощной БЧ и имеет меньшую радиолокационную заметность.
Другое важное преимущество AGM-158 - универсальность по носителям: ею могут оснащаться практически все типы боевых самолетов ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США (В-52Н, В-1В, В-2А, F-15E, F-16C, F/A-18, F-35).
КР JASSM снабжена комбинированной автономной системой наведения - инерциально-спутниковой на маршевом участке полета и тепловизионной (с режимом самораспознавания цели) -на конечном. Можно предположить, что на ракете найдет применение и ряд усовершенствований, внедряемых (или намеченных к внедрению) на КР AGM-86C и AGM-109C, в частности, передача на наземный КП "квитанции" о поражении цели и режим перенацеливания в полете.
Первая малосерийная партия КР JASSM включает 95 ракет (ее производство началось в середине 2000 г.), две последующие партии составят 100 изделий каждая (начало поставок - 2002 г.). Максимальный темп выпуска достигнет 360 ракет в год. Серийное производство КР предполагается продолжать по меньшей мере до 2010 г. В течение семи лет предполагается изготовить не менее 2400 крылатых ракет при единичной стоимости каждого изделия не менее 0,3 млн. долл.
Фирма Локхид Мартин совместно с ВВС рассматривают возможность создания варианта ракеты JASSM с удлиненным корпусом и более экономичным двигателем, что позволит увеличить дальность до 2800 км.
В то же время ВМС США, параллельно с довольно "формальным" участием в программе JASSM, в 1990-е годы продолжали работы по дальнейшему совершенствованию тактической авиационной КР AGM-84E SLAM, являющейся, в свою очередь, модификацией противокорабельной ракеты Боинг "Гарпун" AGM-84, созданной в 1970-е годы. В 1999 г. на вооружение палубной авиации ВМС США поступила тактическая крылатая ракета Боинг AGM-84H SLAM-ER с дальностью порядка 280 км - первая американская система оружия, обладающая способностью автоматического распознавания целей (режим ATR -Automatic Target Recognition). Придание системе наведения КР SLAM-ER способности автономно выявлять цели - крупный шаг в области совершенствования ВТО. По сравнению с режимом автоматического захвата цели (АТА - Automatic Target Acquisition), уже реализованным в ряде авиационных средств поражения, в режиме ATR "картинка" потенциальной цели, получаемая бортовыми датчиками, сравнивается с ее цифровым образом, заложенным в память БЦВМ, что позволяет осуществлять автономный поиск объекта удара, его идентификацию и нацеливание ракеты при наличии лишь приблизительных данных о местонахождении цели.
Ракетой SLAM-ER оснащаются палубные многоцелевые истребители F/A-18B/C, F/A-18E/F, а в перспективе - и F-35A. SLAM-ER - "внутриамериканский" конкурент КР JASSM (закупки последней флотом США до настоящего времени представляются проблематичными).
Таким образом, до начала 2010-х годов в арсенале ВВС и ВМС США в классе неядерных крылатых ракет с дальностью 300-3000 км будут находиться лишь маловысотные дозвуковые (М=0,7-0,8) КР с маршевыми ТРДД, обладающие малой и сверхмалой радиолокационной заметностью (ЭПР=0,1-0,01 кв.м) и высокой точностью (КВО - менее 10 м).
В более отдаленной перспективе (2010-2030-е гг.) в США предполагается создать КР большой дальности нового поколения, рассчитанные на полет с большой сверхзвуковой и гиперзвуковой (М=4 и более) скоростью, что должно значительно уменьшить время реакции оружия, а также, в сочетании с малой радиолокационной заметностью, степень его уязвимости от существующих и перспективных средств ПРО противника.
ВМС США рассматривает возможность разработки высокоскоростной универсальной крылатой ракеты JSCM (Joint Supersonic Cruise Missile), предназначенный для борьбы с усовершенствованными системами ПВО. КР должна иметь дальность порядка 900 км и максимальную скорость, соответствующую М=4,5-5,0. Предполагается, что она будет нести унитарную бронебойную часть или кассетную БЧ, снаряженную несколькими суббоеприпасами. Развертывание KPJSMC, по наиболее оптимистическим прогнозам, может быть начато в 2012 г. Стоимость программы разработки ракеты оценивается в 1 млрд.долл.
Предполагается, что КР JSMC сможет запускаться с надводных кораблей, оборудованных универсальными вертикальными пусковыми установками Мк 41. Кроме того, ее носителями могут являться многоцелевые палубные истребители типа F/A-18E/F и F-35A/B (в авиационном варианте ракета рассматривается как замена дозвуковой КР SLAM-ER). Планируется, что первые решения по программе JSCM будут приняты в 2003 г., а в 2006-2007 финансовом году может начаться полномасштабное финансирование работ.
По словам директора военно-морских программ фирмы Локхид Мартин Э.Карни (АI Carney), хотя государственное финансирование программы JSCM пока не осуществляется, в 2002 г. предполагается профинансировать работы по научно-исследовательской программе ACTD (Advanced Concept Technology Demonstrator). В случае, если задел по программе ACTD будет положен в основу концепции ракеты JSMC, фирма Локхид Мартин, вероятно, станет основным исполнителем работ по созданию новой КР.
Разработка экспериментальной ракеты ACTD осуществляется совместными усилиями фирмы Орбитал Сайнс и центром морских вооружений ВМС США (авиабаза Чайн Лэйк, штат Калифорния). Ракету предполагается снабдить жидкостным воздушно-прямоточным двигателем, исследования по которому ведутся в Чайн Лэйк в течение последних 10 лет.
Основной "спонсор" программы JSMC - тихоокеанский флот США, заинтересованный, в первую очередь, в эффективных средствах борьбы с быстро совершенствуемыми китайскими средствами ПВО.
В 1990-е годы ВМС США приступили к реализации программы создания перспективного ракетного оружия ALAM, предназначенного для использования надводными кораблями против береговых целей, Дальнейшим развитием этой программы в 2002 г. стал проект комплекса FLAM (Future Land Attack Missile), который должен заполнить "нишу дальности" между корректируемым активно-реактивным артиллерийским 155-мм управляемым снарядом ERGM (способным с высокой точностью поражать цели на дальности более 100 км) и КР "Томагавк". Ракета должна обладать увеличенной точностью.Финансирование работ по ее созданию начнется в 2004 г. Планируется, что ракетой FLAM будут оснащаться эскадренные миноносцы нового поколения типа DD(X), которые начнут вводиться в строй с 2010 г.
Окончательный облик ракеты FLAM еще не определен. По одному из вариантов возможно создание гиперзвукового летательного аппарата с жидкостным ПВРД на базе ракеты JSCM.
Фирма Локхид Мартин совместно с французским центром ONR ведет работы по созданию твердотопливного воздушно-реактивного двигателя SERJ (Solid-Fuelled RamJet), который может найти применение и на ракете ALAM/FLAM (хотя более вероятным представляется установка такого двигателя на ракетах более поздней разработки, которые могут появиться после 2012 года, или на КР ALAM/FLAM в процессе ее модернизации), Так как ПВРД менее экономичен, чем ТРДД, сверхзвуковая (гиперзвуковая) ракета с двигателем типа SERJ, по оценкам, будет обладать меньшей (порядка 500 км) дальностью, чем дозвуковые КР аналогичной массы и габаритов.
Фирмой Боинг совместно с ВВС США рассматривается концепция гиперзвуковой КР с решетчатым крылом, предназначенной для доставки в район цели двух - четырех сверхминиатюрных автономных дозвуковых КР типа LOCAADS. Основной задачей системы должно являться поражение современных мобильных баллистических ракет, имеющих время предпусковой подготовки (начало которой можно зафиксировать средствами разведки после подъема ракеты в вертикальное положение) порядка 10 минут. Исходя из этого, гиперзвуковая крылатая ракета должна достичь района цели в течении 6-7 мин. после получения целеуказания. На поиск и поражение цели суббоеприпасами (мини-КР LOCAADS или планирующими боеприпасами типа ВАТ) может быть отведено не более 3 мин.
В рамках этой программы исследуется возможность создания демонстрационной гиперзвуковой ракеты ARRMD (Advanced Rapid Response Missile Demonstrator). УР должна выполнять крейсерский полет со скоростью, соответствующей М=6. При М=4 должен осуществляться выброс суббоеприпасов. Гиперзвуковая ракета ARRMD со стартовой массой 1045 кг и максимальной дальностью 1200 км будет нести полезную нагрузку массой 114 кг.
В 1990-х гг. работы по созданию ракет оперативно-тактического класса (с дальностью порядка 250-350 км) развернулись и в Западной Европе. Франция и Великобритания на базе французской тактической КР "Апаш" с дальностью 140 км, предназначенной для поражения железнодорожного подвижного состава (поступление этой ракеты на вооружение ВВС Франции началось в 2001 г.) создали семейство крылатых ракет с дальностью порядка 250-300 км SCALP-EG/""CTOpM Шэдоу", предназначенных для оснащения ударных самолетов "Мираж"20000, "Мираж" 2000-5, "Хариер GR.7 и "Торнадо" GR.4 (а в перспективе - "Рафаль" и EF2000 "Лансер"). К особенностям ракет, снабженных ТРДД и выдвижными аэродинамическими поверхностями, относятся дозвуковая (М=0,8) скорость, маловысотный профиль полета и малая радиолокационная заметность (достигаемая, в частности, оребрением поверхностей планера).
Ракета совершает полет по заранее выбранному "коридору" в режиме следования рельефу местности. Она обладает высокой маневренностью, что позволяет реализовать ряд запрограммированных маневров уклонения от огня ПВО. Имеется приемник системы GPS (американская система NAVSTAR). На конечном участке должна использоваться комбинированная (тепловизионная/микроволновая) система самонаведения с режимом самораспознавания цели. Перед приближением к цели ракета выполняет горку с последующим пикированием на объект поражения. При этом угол пикирования может устанавливаться в зависимости от характеристики цели. БЧ тандемного типа BROACH на подлете "выстреливает" в цель головной суббоеприпас, который пробивает отверстие в защитном сооружении, в которое влетает основной боеприпас, взрывающийся внутри объекта с некоторым замедлением (степень замедления устанавливается в зависимости от конкретных особенностей назначенной к поражению цели).
Предполагается, что ракеты "Сторм Шэдоу" и SCALP-ЕG-поступят на вооружение авиации Великобритании, Франции, Италии и ОАЭ. По оценкам, стоимость одной серийной КР (при суммарном объеме заказов в 2000 ракет) составит приблизительно 1,4 млн.долл. (однако объем заказа в 2000 КР представляется весьма оптимистичным, поэтому можно ожидать, что реальная стоимость одной ракеты окажется значительно выше).
В дальнейшем на базе ракеты "Сторм Шэдоу" предполагается создать уменьшенный экспортный вариант "Блек Шахин", которым смогут оснащаться самолеты типа "Мираж"2000-5/9.
Международный франко-английский концерн MBD (Матра/ВАе Дайнэмикс) изучает новые модификации ракеты "Сторм Шэдоу"/SСАLР-ЕG. Один из перспективных вариантов - всепогодная и всесуточная КР корабельного базирования, предназначенная для поражения береговых целей. По оценкам разработчиков, новая европейская ракета с дальностью более 400 км может рассматриваться в качестве альтернативы американской морской КР "Томагавк", снаряженной неядерной БЧ, по сравнению с которой она будет обладать более высокой точностью.
КР должна быть снабжена инерциально-спутниковой системой наведения с экстремальной корреляционной системой коррекции по земной поверхности (TERPROM). На конечном участке полета предполагается задействовать тепловизионную систему автономного самонаведения на контрастную цель. Для наведения КР будет использована европейская система космической навигации GNSS, находящаяся в стадии разработки и по своим характеристикам близкая американской системе NAVSTAR и российской ГЛОНАСС.
Концерн EADS ведет работы по созданию другой дозвуковой авиационной КР KEPD 350 "Таурус" со стартовой массой 1400 кг, весьма близкой КР SCALP-EG/"Сторм Шэдоу".Ракета с максимальной дальностью боевого применения порядка 300-350 км рассчитана на полет на малой высоте со скоростью, соответствующей М=0,8. Она должна поступить на вооружение германских истребителей-бомбардировщиков "Торнадо" после 2002 г. В дальнейшем ею предполагается вооружить и самолеты EF2000 "Тайфун". Кроме того, предполагаются поставки новой КР на экспорт, где она составит серьезную конкуренцию франко-английской тактической крылатой ракете Матра/ВАе Дайнэмикс "Сторм Шэдоу" и, вероятно, американской AGM-158.
На базе ракеты KEPD 350 разрабатывается проект противокорабельной КР KEPD 150SL с дальностью 270 км, предназначенной для замены ракеты "Гарпун". ПКР этого типа предполагается оснастить перспективные германские фрегаты и эскадренные миноносцы. Ракета должна размещаться в палубных контейнерах прямоугольного сечения, сгруппированных в четырехконтейнерные блоки.
Вариант KEPD 150 воздушного базирования (имеющий стартовую массу 1060 кг и дальность 150 км) выбран ВВС Швеции для оснащения многоцелевого истребителя JAS39 "Грипен". Кроме того, эта УР предлагается ВВС Австралии, Испании и Италии.
Таким образом, европейские крылатые ракеты по скоростным характеристикам (М=0,8) приблизительно соответствуют американским аналогам, так же совершают полет по маловысотному профилю и имеют дальность, значительно меньшую дальности тактических вариантов КР AGM-86 и AGM-109 и приблизительно равную дальности AGM-158 (JASSM). Так же, как и американские КР, они обладают малой (ЭПР порядка 0,1 кв.м) радиолокационной заметностью и высокой точностью.
Масштабы производства европейских КР значительно меньше, чем американских (объемы их закупок оцениваются в несколько сотен единиц). При этом стоимостные характеристики американских и европейских дозвуковых КР приблизительно сопоставимы.
Можно ожидать, что до начала 2010-х годов западноевропейская авиационно-ракетная промышленность в классе тактических (неядерных) КР будет производить лишь изделия типа SCALP/"Сторм Шэдоу" и KEPD 350, а также их модификации. С расчетом на более отдаленную перспективу (2010-е годы и позже) в Западной Европе (в первую очередь - во Франции), так же, как и в США, ведутся исследования в области гиперзвуковых ударных КР большой дальности. В течение 2002-2003 годов должны начаться летные испытания новой гиперзвуковой экспериментальной крылатой ракеты с ПВРД "Вестра", создающейся фирмой EADS и французским агентством вооружений DGA.
Реализация программы "Вестра" была начата агентством DGA в сентябре 1996 г. При этом ставилась цель "содействовать определению облика многоцелевой дальней высотной (боевой) ракеты". Программа позволяла отработать аэродинамику, энергетическую установку и элементы системы управления перспективной КР. Исследования, проведенные специалистами DGA, позволяли сделать вывод, что перспективная высокоскоростная ракета должна выполнять заключительный этап полета на малой высоте (первоначально предполагалось, что весь полет будет проходить лишь на большой высоте).
На базе КР "Вестра" должна быть создана боевая гиперзвуковая ракета FASMP-A с воздушным стартом, призванная заменить KPASMP. Ее поступление на вооружение ожидается в конце 2006 г. Носителями ракеты FASMP-A, оснащенной термоядерной БЧ, должны являться истребители-бомбардировщики Дассо "Мираж" N и многофункциональные истребители "Рафаль". Кроме стратегического варианта КР возможно создание и противокорабельного варианта с обычной БЧ и системой конечного самонаведения.
Франция в настоящее время - единственная зарубежная страна, имеющая на вооружении крылатую ракету большой дальности с ядерной боевой частью. Еще в 1970-х годах начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения - сверхзвуковой крылатой ракеты Аэроспасьяль ASMP. 17 июля 1974 г. была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 Кт, предназначенная для комплектования этой ракеты. Испытания завершились в 1980 году и первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 г.
Ракета ASMP (входящая в состав вооружения истребителей-бомбардировщиков "Мираж"2000М и палубных штурмовиков "Супер Этандар") оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива используется керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость на большой высоте соответствует М=3, у земли - М=2. Диапазон дальностей пуска - 90-350 км. Стартовая масса КР - 840 кг. Всего изготовлено 90 ракет ASMP и 80 ядерных БЧ для них.
В Китае с 1977 г. реализуются национальные программы создания собственных крылатых ракет большой дальности. Первая китайская КР, известная как Х-600 или "Хонг Ньяо-1" (ХН-1), была принята на вооружение сухопутных войск в 1992 г. Она обладает максимальной дальностю 600 км и несет ядерную боевую часть мощностью 90 кТ. Для КР разработан малогабаритный турбовентиляторный двигатель, летные испытания которого начались в 1985 г. Х-600 оснащена инерциально-корреляционной системой наведения, вероятно, дополненной блоком спутниковой коррекции. В системе конечного самонаведения, как предполагают, использована телевизионная камера. По сообщению одного из источников, КВО ракеты X-600 составляет 5 м. Однако эта информация, по-видимому, является слишком оптимистичной. Радиовысотомер, установленный на борту КР, обеспечивает полет на высоте порядка 20 м (очевидно, над поверхностью моря).
В 1992 г. для китайской КР был испытан новый, более экономичный двигатель. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска до 1500-2000 км. Модернизированный вариант крылатой ракеты под обозначением ХН-2 был принят на вооружение в 1996 г. Разрабатываемая модификация ХН-З должна иметь дальность порядка 2500 м.
Ракеты ХН-1, ХН-2 и ХН-З относятся к оружию наземного базирования. Они размещены на "грунтовомобильных" колесных пусковых установках. Однако в разработке находятся и варианты КР для размещения на борту надводных кораблей, подводных лодок или на самолетах.
В частности, в качестве потенциальных носителей КР рассматриваются новые китайские многоцелевые атомные подводные лодки проекта 093. Старт ракет должен выполняться из подводного положения через 533-мм торпедные аппараты. Носителями авиационного варианта КР могут являться новые тактические бомбардировщики JH-7A, а также многоцелевые истребители J-8-IIM и J-11 (Су-27СК).
В 1995 г. сообщалось, что в КНР начаты летные испытания сверхзвукового беспилотного ЛА, который может рассматриваться как прототип перспективной крылатой ракеты.
Первоначально работы по созданию крылатых ракет велись в Китае хаиньской Электромеханической академией и привели к созданию тактических противокорабельных ракет "Хаинь-1 " (вариант советской ПКР П-15) и "Хаинь-2". Позже была разработана сверхзвуковая ПКР "Хаинь-З" с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и "Хаинь-4" с ТРД.
В середине 1980-х г. для работ в области создания крылатых ракет в КНР были образованы НИИ 8359, а также "Китайский институт крылатых ракет" (впрочем, последний, возможно, является переименованной хаиньской Электромеханической академией).
Следует остановиться и на работах по совершенствованию БЧ крылатых ракет. Помимо боевых частей традиционного типа, американские КР начали комплектоваться и принципиально новыми типами БЧ. В ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 г. впервые были использованы КР, несущие волокна тонкой медной проволоки, разбрасываемые над целью.Такое оружие, получившее в дальнейшем неофициальное название "И-бомба", служило для вывода из строя линий электропередач, электростанций, подстанций и других объектов энергетики: повисая на проводах, проволока вызывала короткое замыкание, лишающее электроэнергии военные, промышленные и коммуникационные центры противника.
В ходе боевых действий против Югославии применено новое поколение этого оружия, где вместо медной проволоки использованы более тонкие углеродные волокна. При этом для доставки новых "противоэнергетичеких" боевых зарядов к целям используются не только КР, но и свободнопадающие авиационные бомбы.
Еще один перспективный тип боевых частей американских КР - взрывомагнитная БЧ, при срабатывании которой генерируется мощный электромагнитный импульс (ЭМИ), "выжигающий" радиоэлектронное оборудование противника. При этом радиус поражающего воздействия ЭМИ, генерируемого взрывомагнитной БЧ, в несколько раз превышает радиус поражения обычной осколочно-фугасной БЧ такой же массы. По ряду сообщений средств массовой информации, взрывомагнитные БЧ уже были применены США в реальных боевых условиях.
Безусловно, роль и значение крылатых ракет большой дальности в неядерном снаряжении в обозримом будущем будет возрастать. Однако эффективное применение этого оружия возможно лишь при наличии глобальной космической навигационной системы (в настоящее время подобными системами располагают США и Россия, а в скором времени к ним присоединится и Объединенная Европа), высокоточной геоинформационной системы районов боевых действий, а также многоуровневой системы авиационной и космической разведки, выдающей данные о положении целей с их точной (порядка нескольких метров) географической привязкой. Поэтому создание современного высокоточного оружия большой дальности - удел лишь относительно развитых в техническом отношении стран, способных разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии всю информационно-разведывательную инфраструктуру, обеспечивающую применение такого оружия.
Развитие военно-космической техники в пятидесятые годы происходило главным образом в направлении создания межконтинентальных средств, способных наносить ущерб стратегического характера. Вместе с тем у человечества уже был накоплен опыт, полученный при разработке особого типа боеприпасов, сочетавшего свойства самолетов и ракет. Они приводились в жидкостным или твердотопливным двигателем, но при этом использовали плоскости, бывшей элементом общей конструкции. Это были крылатые ракеты. России (тогда СССР) они были не так важны, как межконтинентальные, но работа над ними уже велась. Через десятилетия она увенчалась успехом. Несколько образцов этого вида вооружений уже состоят в арсенале или вскоре займут свое место в строю средств, сдерживающих потенциального агрессора. Они вызывают страх и полностью отбивают желание напасть на нашу страну.
«Томагавки» с нейтронной бомбой - кошмар восьмидесятых
В самом конце восьмидесятых советская пропаганда уделяла большое внимание двум новым видам американского оружия. Нейтронная бомба, которой грозил Пентагон «всему прогрессивному человечеству», по своим убийственным свойствам могла посоперничать только с «Томагавками». Эти акулообразные снаряды с тонкими короткими плоскостями получили возможность подкрадываться к целям на советской территории незаметно, прячась от систем обнаружения в оврагах, руслах рек и других естественных углублениях земной коры. Очень неприятно ощущать собственную незащищенность, и граждане СССР возмущались тем, что коварные империалисты снова втягивают страну развитого социализма в новый виток гонки вооружений, и виной тому были эти крылатые ракеты. России нужно было чем-то отвечать на угрозу. И только некоторые особо информированные люди знали о том, что на самом деле нечто подобное уже разрабатывается в Советском Союзе, и дела идут не так уж плохо.
Американский топор
Прообразом всех современных крылатых ракет можно назвать немецкий самолет-снаряд V-1 (Фау-1). Внешне он напоминает американский «Томагавк», созданный четыре десятилетия спустя: те же прямые плоскости и узкий фюзеляж, простой до примитивности силуэт. Но разница есть, и очень большая. Боеприпас, получивший английское название Cruise Missile, - это не просто ракета, снабженная крылом, это нечто большее. За внешней простотой скрывается очень сложная техническая схема, главным элементом которой служит сверхбыстродействующий компьютер, мгновенно принимающий решения об изменении курса и высоты, во избежание столкновения с преградами. Это необходимо для полета на предельно малой высоте со скоростью, достаточной для соблюдения другого условия внезапности, - быстроты доставки заряда к цели. А еще важно было, чтобы хорошо работали «глаза» этой «акулы». Радар, установленный в носовой части снаряда, видел все преграды и передавал информацию о них электронному мозгу, который анализировал рельеф и выдавал управляющие сигналы рулям (предкрылкам, закрылкам, элеронам и пр.). Полноценная сверхзвуковая крылатая ракета у американцев тогда не получилась: на предельные режимы «Томагавк» выходит только на завершающем участке траектории, но это не мешает ему представлять реальную угрозу и сегодня, особенно по отношению к странам, не обладающим совершенными системами ПВО и ПРО.
Неизвестно доподлинно, что побудило советское руководство дать указание о начале разработок КР. Возможно, разведка сообщила о начале американских изысканий в этой области, но не исключено, что сама идея, возникшая в недрах засекреченных НИИ, заинтересовала кого-то из Министерства обороны. Так или иначе, в 1976 году работы начались, и срок их завершения был установлен небольшой - шесть лет. С самого начала наши проектировщики пошли по иному пути, чем их коллеги из США. Дозвуковые скорости их не прельщали. Ракета должна была преодолевать все рубежи защиты вероятного противника на сверхмалых высотах. И на сверхзвуке. К концу десятилетия были представлены первые опытные образцы, которые показывали на полигонных испытаниях отличные результаты (до 3 М). Секретный объект непрерывно совершенствовался, и в следующем десятилетии мог лететь уже быстрее четырех скоростей звука. Только в 1997 году мировая общественность смогла увидеть это чудо техники на выставке МАКС в павильоне научно-производственного объединения «Радуга». Современные крылатые ракеты России являются прямыми наследниками советской Х-90. Даже название это сохранено, хотя изменений упомянутое оружие претерпело множество. Элементная база стала другой.
Запуск этой ракеты предполагалось осуществлять с Ту-160, огромного стратегического бомбардировщика, способного нести в своем бомбовом отсеке 12-метровые боеприпасы с раскладывающимися плоскостями. Носитель остался прежним.
«Коала»
Современная российская крылатая ракета Х-90 «Коала» стала легче и короче своей прародительницы: ее длина менее 9 метров. Известно о ней немного, главным образом то, что само ее существование (без оглашения подробностей) вызывает озабоченность и раздражение наших американских партнеров. Причиной опасений стал повышенный радиус полета снаряда (3500 км), что формально нарушает условия договора о РСМД (ракетах средней и малой дальности). Но не это пугает США, а то, что эти стратегические крылатые ракеты (так их называют, хотя океан они преодолеть не могут) способны «взломать» все рубежи системы ПРО, которую США ненавязчиво, но упорно придвигают к российским границам.
Этот образец уже получил свое «натовское» обозначение: Koala AS-Х-21. У нас его называют иначе, а именно гиперзвуковым экспериментальным летательным аппаратом (ГЭЛА).
Общий принцип его действия состоит в том, что, покинув бомболюки Ту-160 на высоте от 7 до 20 километров, он распрямляет дельтовидное крыло и оперение, затем запускается ускоритель, разгоняющий снаряд до сверхзвука, а уже после этого происходит запуск маршевого двигателя. Скорость на снижении доходит до 5 М, и на ней ГЭЛА мчится к цели, которую уже можно считать обреченной. Перехватить эту КР практически невозможно.
«Уран», флотский и авиационный
Противокорабельные ракеты также чаще всего бывают крылатыми. Их траектория, как правило, сходна с боевыми курсами наземных собратьев. Разработкой этого вида вооружений в СССР занималось конструкторское бюро «Звезда». В 1984 году главному конструктору Г. И. Хохлову было поручено создание комплекса средств борьбы с надводными морскими целями водоизмещением до пяти тысяч тонн (то есть относительно небольших) в условиях активного электронного противодействия и сложной метеорологической обстановки. Результатом усилий коллектива стала Х-35 «Уран», по своим характеристикам она примерно соответствует параметрам американской КР «Гарпун» и может применяться в залповом режиме. Дальность поражения равна 120 км. Комплекс, оснащенный системой обнаружения, идентификации и наведения, устанавливается не только на боевых единицах ВМФ, но и на авиационных носителях самолетах МиГ-29, Ту-142, Як-141 и других), что значительно расширяет возможности этого оружия. Запуск производится на сверхмалых высотах (от 200 м), противокорабельные ракеты этого типа несутся на скорости более 1000 км/ч практически над волнами (от 5 до 10 м, а на конечном отрезке траектории и вовсе опускается до трех метров). Учитывая небольшие размеры снаряда (4 м 40 см в длину), можно допустить, что перехват его очень проблематичен.
«Сотки Х»
После того как средства ПВО, как советские, так и американские, достигли в своем развитии высоких возможностей, от применения свободнопадающих боеприпасов отказались практически все страны. Наличие добротных, надежных и мощных стратегических бомбардировщиков побудило военное руководство искать им применение, и оно нашлось. В США Б-52, а в СССР Ту-95 стали использовать в качестве летающих пусковых установок. В девяностые годы главным боеприпасом российских носителей тактических и стратегических зарядов, доставляемых к цели самолетами без пересечения рубежей ПВО, стали Х-101. Параллельно с ними разрабатывались почти полностью идентичные образцы, способные нести ядерные заряды. Обе КР в настоящее время засекречены, знать их тактико-технические характеристики положено только ограниченному кругу лиц. Известно лишь о том, что некий новый образец на вооружение принят, отличается он повышенным боевым радиусом (более пяти тысяч километров) и потрясающей точностью поражения (до 10 метров). Боеголовка Х-101 имеет осколочно-фугасную начинку, и для нее является наиболее важным именно этот параметр. Носитель спецзаряда может быть и не таким точным: при взрыве мощностью в десятки килотонн несколько метров вправо или влево большой роли не играют. Для Х-102 (ядерного носителя) важнее дальность.
«Крылатая» стратегия
Все предметы, в том числе и типы вооружений, можно рассматривать только в аспекте сравнения. Существуют различные оборонные доктрины, и в то время, когда одни страны стремятся к абсолютному глобальному доминированию, другие просто хотят обезопасить себя от возможных агрессивных поползновений. Если сравнивать крылатые ракеты России и США, то можно прийти к выводу о том, что технические параметры не превышают возможностей их соперников. Обе стороны делают ставку на увеличение боевого радиуса, что постепенно выводит КР из разряда тактических средств, придавая им все большую «стратегичность». Мысль о том, чтобы получить возможность разрешить геополитические противоречия путем нанесения неожиданного и всесокрушающего удара, не впервые посещает головы пентагоновских генералов - достаточно вспомнить планы бомбардировок советских крупных промышленных и оборонных центров, разработанные еще в конце сороковых и начале пятидесятых годов, сразу же после появления у США достаточного количества атомных боеголовок.
AGM-158B увеличенной дальности, США
Появление нового образца вооружений в США является событием общенационального масштаба. Налогоплательщикам приятно осознавать, что на деньги, уплаченные ими в бюджет, государство приобрело еще одно доказательство американского глобального доминирования. Рейтинг правящей партии повышается, избиратели ликуют. Так было и в 2014 году, когда стратегические силы США получили новую КР AGM-158B воздушного базирования, созданную в рамках оборонной программы Joint Air To Surface Standoff Missile Extended Range, сокращенно JASSM-ER, что означает, что это средство предназначено для нанесения ударов по земной поверхности и имеет расширенную дальность применения. Широко разрекламированное новое оружие, если судить по опубликованным данным, ни в чем не превосходит Х-102. Дальность полета AGM-158B указана расплывчато, в широком диапазоне - от 350 до 980 км, что означает ее зависимость от массы боевой части. Скорее всего, реальный радиус с ядерным зарядом у нее такой же, как и у Х-102, то есть 3500 км. Крылатые ракеты России и США имеют примерно одинаковую скорость, массу и геометрические размеры. Говорить об американском технологическом превосходстве не приходится еще и по причине лучшей точности, правда, как уже отмечалось, такого уж большого значения при ядерном ударе она не имеет.
Другие КР в России и США
Х-101 и Х-102 - не единственные крылатые ракеты на вооружении России. Кроме них боевое дежурство несут и другие образцы, оснащенные пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, как 16 Х и 10 ХН (они пока опытные), противокорабельные КС-1, КСР-2, КСР-5, с бризантными боеголовками фугасно-проникающего или осколочно-фугасного или ядерного действия. Можно вспомнить и о более современных КР Х-20, Х-22 и X-55, ставших прообразом Х-101. А еще есть «Термиты», «Москиты», «Аметисты», «Малахиты», «Базальты», «Граниты», «Ониксы», «Яхонты» и другие представители «каменной» серии. Эти крылатые ракеты России уже много лет стоят на вооружении авиации и флота, и о них общественности известно достаточно много, хотя и не все.
У американцев также есть несколько типов КР более раннего поколения, чем AGM-158B. Это тактический «Матадор» MGM-1, «Акула» SSM-A-3, «Борзая» AGM-28, упомянутый «Гарпун», «Быстрый ястреб» универсального базирования. Не отказываются в США и от проверенного «Томагавка», но ведут работы над перспективной X-51, способной лететь на гиперзвуковых скоростях.
В других странах
Даже в дальних краях, где о российской или американской военной угрозе военные аналитики могут говорить лишь в фантастико-гипотетическом аспекте, инженеры и ученые занимаются разработкой собственных крылатых ракет. Не очень удачный опыт боевых действий на Фолклендских островах побудил руководство Аргентины выделить средства на проектирование «Табано AM-1». Пакистанская «Хатф-VII Бабур» может запускаться с наземных установок, кораблей и субмарин, имеет дозвуковую скорость (около 900 км/ч) и дальность до 700 км. Для нее даже предусмотрена, помимо обычной, ядерная боевая часть. В КНР производится три типа КР (YJ-62, YJ-82, YJ-83). Тайвань отвечает «Сюнфэном 2Е». Ведутся работы, порой очень успешные, в европейских странах (Германии, Швеции, Франции), а также в Британии, цель которых не состоит в том, чтобы превзойти крылатые ракеты России или США, а получить для собственных армий эффективное боевое средство. Создание такой сложной и высокотехнологичной техники обходится слишком дорого, а передовые достижения в этой области доступны только сверхдержавам.