Конспект занятия. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи (подготовительная к школе группа). План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Декоративное рисование «Завиток» (по мотивам хохломской росписи) в подготовител
Марина Михайлова
Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток. Знакомство с хохломской росписью»
Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.
Задачи:
познакомить с хохломской росписью и её особенностями;
учить выделять нарядный, яркий колорит, композицию и элементы узора Хохломы (завиток, капелька, травинка) и учить видеть красоту изделий;
учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
развивать у детей знания о народных промыслах: дымковском, городецком, гжельском;
воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев;
Предварительная работа: Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
Чтение. Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка». Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах. Загадывание загадок.
Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.
Материалы: изделия из Хохломы, Гжели, Дымки, с городецкой росписью, иллюстрации с изображением изделий из Хохломы, кукла в народном стиле, разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей, готовые шаблоны ложек для росписи, кисти, салфетки, баночки с водой, гуашь, схемы поэтапного рисования элементов и композиций росписи, схема по колориту хохломы.
Словарная работа: хохлома, роспись, травка, элементы росписи, завиток, капелька, листик, колорит.
Ход занятия:
Проходите, ребята, вставайте полукругом.
У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и больше отвлекаться не будем. А гости то у нас не одни сегодня. Прибыла к нам из дальних краёв Матрёна, на нас посмотреть, себя показать, да товаром своим похвалиться. Давайте посмотрим, что приготовила для нас Матрёна.
(дети рассматривают изделия дымки, городецкую роспись, гжель)
Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы?
Ребята, изделия каких народных промыслов вы увидели? (ответы детей)
Правильно, это городецкая роспись (выставить название, а это гжель (название, тут дымковские барышни (название… А это что за диво такое?
Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!
И называется эта красота – золотая хохлома.
О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают.
Проходите, присаживайтесь на свои места.
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»
1. Вытачивание изделий на станке.
2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.
3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.
4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.
5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
6. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.
Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком…
стихотворение П. Синявского «Хохлома»
Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)
Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)
Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.
Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Получение навыка рисования элементов.
Давайте попробуем с вами нарисовать некоторые элементы хохломской росписи. (выставляется схема с элементами)
Дети рисуют на отдельных листочках под руководством воспитателя с показом приёма рисования.
Ребята, наша гостья Матрёна приготовила для вас задания и подарки. Возьмите конверты, откройте и достаньте карточки. Посмотрите внимательно на карточки, определите, где Хохломская роспись и принесите к нашей Жар -птице. (на доске под названием росписи нарисованная птица) (выполнение задания) Молодцы.
Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.
А поможет нам в этом Жар-птица.
Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.
Физкультминутка.
Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала (Наклоны голывы)
Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)
Ну вот мы и мастера и мастерицы. Давайте пройдём на свои места.
– Ребята, посмотрите, какие подарки принесла вам Матрёна? (деревянные ложки). А еще Жар-птица подарила вам знания о Хохломе и свое мастерство. Поэтому мы сейчас с вами эти ложки попробуем расписать.
Но сначала посмотрите, в какой последовательности мы будем их расписывать. (воспитатель проводит анализ последовательности росписи ложки по поэтапной разработке).
Выполнение работы детьми. (Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия).
– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные ложки расписали, что нам на целую ярмарку хватит.
А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?
Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши -
И чего здесь только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!
Горбунова Любовь Николаевна
ЕМА : Чудо-чудное, диво дивное-золотая хохлома .
ЦЕЛИ :
Обучающие цели :
Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи ;
Упражнять в составлении узора;
На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы ;
Научить заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка) .
Воспитывающие цели :
Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи .
Развивающие цели :
Развивать память, наблюдательность, речь, творческие способности.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : посуда с хохломской росписью , гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды , образцы элементов хохломской росписи ; музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла» , «Калинка» , «По малину в сад пойдем» .
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Что я вижу, что за диво
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво
Аж, захватывает дух!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты,
Блестят они, как золотые.
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой .
2. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ .
А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими ?
- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали : «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали : «Откуда посуда?» А они отвечали : «К нам приехала сама Золотая Хохлома !» Так и повелось Хохлома , да Хохлома . Стали посуду называть хохломской .
А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.
Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома »
Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера ? (Красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет) .
Что мастера изображали на деревянной посуде? (Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки) .
Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка» . Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы : листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины) . А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.
3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир : дымковских коней, расписных матрешек, и конечно же нарядные хохломские изделия !
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир!
Ах, какие чудо краски!
И по свету бродят сказки,
И улыбки Хохломы !
4. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да) . Прежде чем расписывать разделочные доски, давайте немного отдохнем!
Физминутка
Наши алые цветки распускают лепестки… плавно понимаем руки вверх
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… качание руками влево-вправо
Наши алые цветки закрывают лепестки… присели, спрятались
Головой качают тихо засыпают… движение головой влево-вправо, ручки под щечки
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Прежде чем начать украшать, давайте вспомним последовательность!
С чего начнёте? (- С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая) .
Что будите рисовать после ? (- Завиток, изогнутую веточку) .
Почему? (- Завиток – главный элемент хохломской росписи , потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (- Сначала крупные элементы : ягоды, листья, потом – мелкие элементы : капельки, травку, завитки и т. д.).
Как нужно рисовать травку и завитки ? (- Концом тонкой кисти, чередуя цвета) .
Что мы можем использовать для рисования ягод ? (- Кисть, тычок) .
Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый) .
Молодцы, ребята, всё знаете!
6. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами !
Хохлома , Хохлома ,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому –
Красоту невиданную.
Рисовали «травку»
Солнечною краской,
Ягодки, огоньки –
Алой краской от зари.
(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку) .
7. РЕФЛЕКСИЯ
Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома .
Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках.
Ребята вам нравятся? Посмотрите друг у друга!
А что вам больше всего вам понравилось?
Послушайте очень красивое стихотворение о хохломской росписи .
Стихотворение П. Синявского «Хохлома »
Хохломская роспись
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной-
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома .
Публикации по теме:
Конспект занятия «Украшение платочка по мотивам дымковской росписи» Программное содержание а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя.
Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2089 ЮГО – ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Надежда Викторовна Суюрова
Недавно мы с детьми побеседовали о том, в каких изделиях народного и современного искусства встречаются завитки . Вспомнили различные элементы украшения.
Для этого использовала фрагменты декоративной росписи , где присутствуют различные завитки .
Предложила детям самим нарисовать гуашью изогнутую веточку - завиток , украсить её завитками , цветами, ягодами, листочками.
Перед началом работы показала детям приём рисования основного завитка и боковых веточек - завитков .
Раздав детям заготовки из цветной бумаги красного цвета, предложила подумать какого цвета краски будут хорошо с ней сочетаться (жёлтого, чёрного, зелёного цвета) .
Напомнила, что рисовать нужно крупно , во весь лист заготовки.
Дети очень старались и красиво расписали декоративные заготовки .
Ветка плавно изогнулась
Рядом с листиком трёхпалым
Вот такая красота
Получилась у ребят!
Публикации по теме:
Как-то раз мы с ребятами прочитали серию рассказов Геннадия Снегирёва "Про пингвинов". В ходе беседы выяснили, что пингвины - это не летающие.
Перед началом работы мы рассмотрели образец цыплёнка, сделанного воспитателем. Далее предложила ребятам смастерить цыплёнку друзей, чтобы.
На одном из занятий по аппликации мы с детьми учились вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Тем самым развивали.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №139» Принято на педагогическом совете Утверждена: Протокол.
Продолжая знакомство с дымковской росписью, ребятам было предложено расписать шаблон дымковской барышни. Перед тем, как начать расписывать.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Декоративное рисование. Снежинка» Изобразительная деятельность. Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Декоративное рисование. Снежинка». Виды детской деятельности:.
На одном из занятий мы с детьми побеседовали о городских птицах - голубях. Выяснили, какие они бывают по цвету, где живут, чем питаются.
Конспект занятия по декоративному рисованию в
подготовительной группе МДОУ «Родничок»
Воспитатель ИЗО I категории
«Композиция в уральской росписи»
Программное содержание:
1. Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.
2. Продолжать развивать у детей навыки составления узора.
3. Упражнять детей в известных приемах росписи красками («оживки»).
Обогащение словаря: схема, композиция.
Материалы и пособия:
v Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.
v Фоновые карты.
v Круглые кисти №2.
v Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, панно и др.).
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моем столе появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает схемы, показывает их детям.) Какие-то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривает схемы, сопоставляет их. Находит сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)
Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и вот на этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)
Вы правильно подметили: цветы в росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны . Этот рисунок называется схемой росписи, т. е. рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и располагаются другие элементы росписи.
У каждого узора элементы по-разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по-другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).
Давайте поиграем: кто быстрее найдет к этой схеме одинаковые по расположению элементы росписи (воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией).
Молодцы, такая роспись на круглом панно.
https://pandia.ru/text/78/627/images/image006_16.jpg" alt="scan0004" align="left" width="349" height="475">А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе» или «Куст»).
Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем они похожи?
Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определенном порядке (по кругу, в виде куста) называется композицией . Такое слово используют художники.
А сейчас немножко отдохнем.
Физкульминутка «Алые цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки…
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…
Наши алые цветки закрывают лепестки…
Головой качают, тихо засыпают…
(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол).
https://pandia.ru/text/78/627/images/image008_6.gif" width="192" height="187">Ребята, у вас на столах есть фоновые карты-листы и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов).
Все готовые работы рассмотреть с детьми, выбрать самые интересные (предлагая ребятам обосновать свой выбор), украсить ими групповую комнату, вестибюль.
Материалы. Цветная бумага для вырезывания, половинки альбомных листов (или альбомные листы) нескольких мягких тонов для фона, клей, ножницы.
Занятие 77. Декоративное рисование "Композиция с цветами и птицами" (по мотивам народной росписи)
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме (теплой или холодной). Закреплять умение работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми созданные ими ранее композиции по мотивам народной росписи. Предложить создать декоративную композицию в теплой или холодной гамме. За несколько дней до занятия можно устроить выставку декоративных изделий с изображениями цветов и птиц (хохломская, мезенская, городецкая роспись, изделия народных мастеров данного региона и др.). Рассмотреть с детьми выставленные изделия.
В процессе рассматривания готовых работ отобрать наиболее удачные и сделать из них фризы, которыми затем оформить группу (один фриз в теплой, другой – в холодной гамме).
Материалы. Бумага белая (или тонированная) чуть больше формата А4, простой графитный карандаш (для наброска птицы), краски акварель, кисти.
Рассматривание декоративных композиций в альбомах, на репродукциях, на изделиях народного творчества (городецкая, хохломская роспись и др.).Занятие 78. Рисование "Обложка для книги сказок"
Программное содержание. Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги; красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки; отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки. Развивать воображение, творчество.
Методика проведения занятия. В начале занятия рассмотреть с детьми различные по оформлению обложки книг сказок, обратить внимание на расположение рисунка, на сочетание цветов.
Предложить каждому ребенку выбрать бумагу для обложки. Спросить у нескольких ребят, что они хотят нарисовать и как это сделают. Указать на возможные различия в последовательности выполнения рисунка (можно начать с оформления рамки или с главного сюжета, предмета).
Материалы. 3–4 книги сказок. Листы бумаги разных цветов (цветная бумага для обложки может быть подготовлена детьми накануне занятия), краски гуашь (6–8 цветов), кисти, палитра.
Связь с другими образовательными областями. Беседы о книгах, о том, кто и как их создает (писатели, художники, фотографы). Знакомство с двумя художниками-иллюстраторами книг (по иллюстрациям); орагизация выставки их книг.
Программное содержание. Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.
Методика проведения занятия. Спросить у детей, на каких изделиях народного и современного искусства они видели завитки. Если они не ответят, напомнить о хохломской росписи, показать характерные изделия. Уточнить, как они украшены, напомнить элементы украшения.
"Субботник"
Надя М., подготовительная группаПредложить детям нарисовать изогнутую веточку-завиток и украсить ее завитками, цветами, ягодами, листочками и т. п. Вызвать ребенка для показа приема рисования основного завитка и боковых веточек-завитков.
Предложить каждому ребенку выбрать бумагу, подумать, краски каких цветов будут хорошо сочетаться с фоном. Напомнить, что нужно рисовать крупно, во весь лист.
Рассмотреть с детьми готовые рисунки, лучшие работы отобрать для украшения групповой комнаты и других помещений детского сада.
Материалы. Бумага формата А4 разных оттенков (на выбор), краски акварель, гуашь белила, палитры, кисти (вместо акварели можно взять цветные восковые мелки или пастель).
Связь с другими образовательными областями. Знакомство с декоративно-прикладным народным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью.
Занятие 80. Рисование "Субботник"
Программное содержание. Учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; орудия труда. Закреплять умение передавать соотношение по величине при изображении взрослых и детей. Совершенствовать умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями.
Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о субботниках. Предложить создать рисунки на эту тему. Обсудить, что ребята будут рисовать, как расположат фигуры на листе. В ходе занятия поощрять наиболее полное отражение темы в рисунке.
По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить выбрать те, на которых изображены интересные виды труда, фигуры людей в рабочих позах.
Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши, краски, кисти.
Связь с другими образовательными областями. Труд детей на участке детского сада. Наблюдения за трудом взрослых.
Занятие 81. Лепка по замыслу
Программное содержание. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата, доводить дело до конца. Совершенствовать умение давать развернутую оценку своей работы и работ других детей.
Методика проведения занятия. Предложить детям вылепить по замыслу группу людей (животных). Напомнить о необходимости правильно передавать соотношение фигур по величине, добиваясь сходства вылепленных людей (животных) с реальными.
В конце занятия рассмотреть все работы, предложить детям выбрать наиболее интересные и обосновать выбор.
Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки.
Вариант занятия. Лепка "Няня с младенцем"
Программное содержание. Учить детей передавать образы народной игрушки в лепке. Закреплять умение соблюдать пропорции частей, использовать ранее освоенные приемы (отдельно лепить колоколообразную юбку и верхнюю часть туловища). Развивать эстетическое восприятие.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую няню с младенцем. Уточнить форму, пропорции фигуры; приемы и последовательность лепки фигур куклы, младенца.
В конце занятия все вылепленные фигуры рассмотреть, выбрать самые красивые.
Материалы. Глина, стеки, доски для лепки. Дымковская игрушка – няня с младенцем.
Связь с другими образовательными областями. Рассматривание различных дымковских кукол, уточнение их образного содержания, формы и пропорций частей.
Занятие 82. Рисование "Разноцветная страна"
Программное содержание. Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения. Закреплять умение передавать цвета и оттенки разными способами (регуляция нажима на карандаш, разведение акварельной краски водой (по мере добавления воды в краску цвет становится светлее), добавление белил для высветления цвета при рисовании гуашью).
Методика проведения занятия. Предложить детям создать иллюстрации к книге "Радуга". Уточнить их знания о цветовых эталонах.
Предложить каждому ребенку подумать, на какой цвет радуги он хотел бы выполнить картинку. Если на какой-то цвет не будет желающих, следует мягко уговорить ребят, подсказав возможные изображения. На каждый цвет радуги выполняется своя картинка.
Из созданных рисунков можно собрать книги и подарить детям старшей группы.
Вариант занятия
Предложить детям нарисовать сказочные картинки, выполнив все изображения в одном цвете, но разными оттенками.
Можно предложить нарисовать "Сказочный домик" с прозрачными стенами, в котором живут птички более яркого цвета, чем сам домик. Предложение может быть и таким: создать узоры, используя разные оттенки (теплые и холодные) одного цвета.
В итоге можно устроить выставку детских рисунков, украсить рисунками помещения детского сада, группы.
Материалы. Зависят от темы, выбранной педагогом.