Каковы предпосылки расовых конфликтов косвенная дискриминация. Религиозный, расовый, этнический конфликты. Объективные причины конфликтов
Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.
Причины возникновения конфликтов
Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:
- Объективные причины
- Организационно-управленческие причины
- Социально-психологические причины
- Личностные причины
Поговорим о каждой группе в отдельности.
Объективные причины конфликтов
Объективные причины конфликтов - это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых - мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.
К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:
Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.
ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.
Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.
ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.
Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.
ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов .
Организационно-управленческие причины конфликтов
Организационно-управленческие причины - это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.
Основными организационно-управленческими причинами являются:
Структурно-организационные причины - их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.
ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.
Функционально-организационные причины - как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.
ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.
Личностно-функциональные причины - обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.
ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.
Ситуативно-управленческие причины - являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).
ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:
Неблагоприятный социально-психологический климат - обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.
ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.
Аномия социальных норм - это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты - ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.
ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.
Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала - появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.
ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.
Конфликт поколений - как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.
ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.
Коммуникационные барьеры - другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.
ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.
Территориальность - относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.
ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.
Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре - если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.
ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» - по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.
Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива - возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.
ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.
Респондентная агрессия - свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.
ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных - кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.
Психологическая несовместимость - ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.
ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.
Личностные причины конфликтов
Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.
К представленному типу причин можно отнести следующие:
Оценка человеком поведения другого как недопустимого - характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.
ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию - возникает конфликтная ситуация.
Низкий уровень социально-психологической компетентности - проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.
ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту - возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».
Недостаточная психологическая устойчивость - даёт о себе знать тогда, когда человек не способен на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.
ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте - один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.
ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось - начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.
Открытый период
Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:
Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.
ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.
Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.
ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.
Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.
ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.
Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.
ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда - если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.
Послеконфликтный (латентный) период
Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:
Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.
ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.
Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.
ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.
Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон . Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта - стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.
ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они - непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.
Подытожим урок : знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.
В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Понятие «тыла» станет все более призрачным. Если в начале 20 в. тыл начинался в паре км от линии фронта, где маркитанты разворачивали рестораны для господ офицеров, а солдаты беспечно спали крепким сном, составив ружья в «козлы», то уже в середине 20 в. тыл определялся дальностью полетов бомбардировщиков противника, а в конце века – местоположением ближайшей важной цели для стратегической ядерной боеголовки.
В 21 в. новые средства поражения – гиперзвуковые ракеты и ударные летательные аппараты, космические боевые системы сделают понятие тыла вообще условным. Противники будут иметь возможность в реальном времени наносить удары на любую глубину территории противника, по любым целям. Успех в такой войне будет определяться гибкостью системы боевого управления, способностью её противостоять ударам, защищенностью ключевых элементов инфраструктуры от ударов с воздуха и дублированием этих систем.
Война станет скоротечной .
Мировые войны 20 в. велись на истощение стран – участниц, так как существующие вооружения не имели достаточной мощности для нанесении противнику неприемлемого ущерба, дезорганизации системы управления и разрушения его промышленного потенциала.
В 21 в. наличие ядерного оружия, насыщенность войск высокоточным оружием, способным уничтожать цели на любой стратегической глубине, новые системы разведки и целеуказания позволяют за минимальный период времени нанести неприемлемый ущерб противнику, парализовать его систему управления и уничтожить военный и промышленный потенциал.
В 21 в. большое значение приобретут информационные технологии. Успех грядущих войн будет зависеть от того, кто первым получит самую полную информацию о противнике, кто сможет её максимально быстро обработать, передать войскам в виде распоряжений и целеуказаний и сможет защитить свой информационные каналы от воздействия противника. Маскировка и защита информации приобретут в 21 в. статус родов войск. И новейшие технологии в этих областях станут определять боеспособность армии.
Уже война в Югославии в 1999 г. показала, насколько искусство маскировки является важным для современной войны, когда за 76 суток непрерывных бомбежек авиации НАТО так и не смогла серьезно подорвать военный потенциал сербов и все потери югославской армии от ударов НАТО составили 462 убитых солдат и офицеров и несколько десятков танков, БТР и орудий.
Главным пространством, в котором будут проходить войны 21 в. станет небо и космос. Уже в ходе Второй мировой войны стало ясно, что господство в воздухе определяет успех наземных операций, а к концу 21 в. появился термин «воздушная наступательная операция», сменившись затем «воздушно – космической наступательной операцией».
В 21 в. война окончательно станет «вертикальной», и главным полем боя станет небо.
Войска ВВС – ПВО – ВКО становятся главным видом вооруженных сил, постепенно вытесняя Сухопутные войска на второстепенные роли. Сухопутные войска будут использоваться в локальных войнах, противопартизанских, контртеррористических операциях.
Основным боевым соединением Российской Армии станет общевойсковая бригада с кадрами и техникой. Норматив подъема по тревоге - 1 час, переброска на театр боевых действий – сутки. Развертывание и оснащение ВС России «по штатам военного времени» - год.
Решать исход грядущих войн будут авиация, спутники, системы ПВО, ПРО. Функционирование этих систем невозможно без создания АСУ, устойчивых к внешним воздействиям, рассредоточенным по подсистемам, гарантирующим сохранение работоспособности при поражении части элементов.
Другой средой, в которой будет решаться исход войн будущего, станут моря и океаны. По мере их освоения будут совершенствоваться подводные и надводные силы. Глубина придает неуязвимость. АПЛ, погрузившаяся на километровую глубину, становится неуязвимой для всех существующих типов оружия, страшное давление просто разрушает любые торпеды или бомбы. Даже энергия ядерного взрыва на такой глубине «ужимается» до критического мизера. Создание сверхглубоководных ракетных крейсеров позволит в любых условиях сохранить ядерный потенциал сдерживания.
В 21 в. стратегически важной будет текстильная индустрия. Получены образцы тканей способные реагировать на изменение внешней среды, изменяющие цвет в зависимости от температуры окружающей среды. Открыты и исследованы полимеры, реагирующие на радиоактивное излучение, инфракрасное, ультрафиолетовое облучение, изменяющие цвет в зависимости от степени освещенности. Одежда с такими тканями способна предупредить своего хозяина о радиоактивном заражении и инфракрасном облучении. Ткани формы солдата будущего будут самостоятельно реагировать на повышение и понижение температуры окружающей среды, защищать от ветра, дождя и пыли. Маскироваться под окружающую местность и время суток. В любых условиях поддерживать комфортную температуру и условия для тела хозяина. Предупреждать его о радиоактивном и химическом заражении. Об облучении радиолакационными и инфракрасными приборами. Самостоятельно оказывать первую помощь: уже разработаны волокна, антисептические и обезболивающие пропитки, которые реагируют на характерные химические соединения крови. Такая ткань при ранении «присасывается» к ране, и взаимодействуя с кровью, выделяет обезболивающие, обеззараживающие и кровесвертывающие препараты.
Вопросы и задания -
1. В чём состояли основные идеи нового политического мышления? Могла ли политика Горбачёва строиться на иных принципах?
2. Дайте характеристику внешнеполитического курса М.С. Горбачёва, оформив ответ в виде развернутого плана.
3. Какова роль США, России и других государств мира в становлении нового миропорядка? 8.Как сказалось завершение «холодной войны» на положении в мире?
4.В чём и по каким причинам возникли болевые точки взаимоотношений России и стран Запада? Опираясь на материалы современных СМИ, проиллюстрируйте свои выводы. Как вы думаете, сейчас идёт процесс стирания противоречий или их углубления?
5.Охарактеризуйте взаимоотношения России со странами СНГ, опираясь на материалы СМИ и Интернета, дайте оценку их современному состоянию.
6.Как вы понимаете термин «перезагрузка отношений», к чему он относится?
7.Дайте характеристику глобальным проблемам современности. Какую из них вы считаете наиболее сложной, опасной для жизни на Земле? Приведите доводы в подтверждение своего мнения.
8.Как вы объясните тот факт, что после 1991 г. число локальных конфликтов остается значительным?
9.Чем была вызвана резкая активизация миграций населения в ХХ в.? Что такое трудовая миграция? Приведите примеры.
10.Каковы предпосылки расовых конфликтов? Объясните термин «косвенная дискриминация».
11.Какая международно - правовая основа решения этнических проблем сложилась в современном мире? Почему ее существование не привело к полному разрешению этнических конфликтов в информационном обществе?
12. Что такое мультикультурализм и система квот? Как вы считаете, решают ли они проблему этнических противоречий?
13. Как вы понимаете термин «устойчиво - безопасное развитие»? Что препятствует переходу к нему в глобальном масштабе?
Косвенная , или непрямая дискриминация (в отличие от прямой дискриминации, характеризующейся наличием намерения дискриминировать определённую группу людей) наблюдается в случае, когда внешне кажущиеся нейтральными положения, критерии или практики де-факто ставят представителей определённой группы людей в неблагоприятное положение по сравнению с другими в сходной ситуации. Косвенная дискриминация имеет более широкое распространение в обществе, чем прямая, однако её наличие труднее обосновать . Категория косвенной дискриминации прочно закреплена в праве Европейского союза.
Определение Европейского союза
Чёткое законодательное определение непрямой дискриминации неоднократно появляется в различных директивах Европейского союза . В частности, абзац 1b статьи 2 директивы 2006/54/EG (в данном случае касательно дискриминации по признаку пола) определяет косвенную дискриминацию следующим образом:
В смысле данной директивы выражение «непрямая дискриминация» означает ситуацию, при которой лица определённого пола могут в соответствии с внешне нейтральными правилами, критериями или процедурами попасть в наиболее невыгодное положение по сравнению с лицами другого пола, за исключением случаев, когда рассматриваемые правила, критерии или процедуры могут быть объективно обоснованы наличием правовой цели, а средства для достижения этой цели являются необходимыми и соразмерными.
Оригинальный текст (нем.)
Im Sinne dieser Richtlinie bezeichnet der Ausdruck „mittelbare Diskriminierung“ eine Situation, in der dem Anschein nach neutrale Vorschriften, Kriterien oder Verfahren Personen des einen Geschlechts in besonderer Weise gegenüber Personen des anderen Geschlechts benachteiligen können, es sei denn, die betreffenden Vorschriften, Kriterien oder Verfahren sind durch ein rechtmäßiges Ziel sachlich gerechtfertigt und die Mittel sind zur Erreichung dieses Ziels angemessen und erforderlich.
Аналогичные определения косвенной дискриминации даются и в более ранних директивах, например, в директиве 2000/43/EG (касательно дискриминации по признаку расы и происхождения). Так, абзац 2b статьи 2 этой директивы гласит:
Непрямая дискриминация имеет место, если внешне нейтральные правила, критерии или процедуры могут быть особенно невыгодными для лиц, принадлежащих к определённой расе или этнической группе, за исключением случаев, когда рассматриваемые правила, критерии или процедуры могут быть объективно обоснованы наличием правовой цели, а средства для достижения этой цели являются необходимыми и соразмерными.
Оригинальный текст (нем.)
Eine mittelbare Diskriminierung vor, wenn dem Anschein nach neutrale Vorschriften, Kriterien oder Verfahren Personen, die einer Rasse oder ethnischen Gruppe angehören, in besonderer Weise benachteiligen können, es sei denn, die betreffenden Vorschriften, Kriterien oder Verfahren sind durch ein rechtmäßiges Ziel sachlich gerechtfertigt, und die Mittel sind zur Erreichung dieses Ziels angemessen und erforderlich.
Примеры
К косвенной дискриминации относятся ситуации, при которых возможности лица из-за его принадлежности к определённой группе хотя и не ограничиваются прямо (это было бы прямой дискриминацией), однако не являются равноценными по сравнению с другими лицами в схожей ситуации. Например, обязательное требование ношения униформы с короткой юбкой у официанток может ограничивать доступ к работе у женщин, не приемлющих ношение такой одежды, например, по религиозным или возрастным причинам. За косвенную дискриминацию нельзя принимать требования и ограничения, которые объективно могут быть обоснованы правовой целью, а средства, выбранные для достижения этой цели, являются умеренными и оправданными .
Характерные примеры косвенной дискриминации в смысле права ЕС усматриваются в решениях Европейского суда . Кроме пола и происхождения, для определения наличия косвенной дискриминации могут быть учтены и другие признаки. Так, среди вынесенных решений можно, например, выделить следующие :
Признак | Дело | Суть дела и принятое решение | |
---|---|---|---|
Происхождение | Rs. C-83/14 | Размещение счётчиков электроэнергии на 7-метровой высоте в цыганских районах при обычном стандарте в 1,7 метров является косвенной дискриминацией по признаку происхождения, так как такое ограничение непропорционально затрагивает представителей цыган, а названные причины (обеспечение безопасности) не оправдывают данный метод. | |
Происхождение | Rs. C-668/15 | Разные требования банка при выдаче кредитов для клиентов, рождённых в ЕС и за его пределами, не являются косвенной дискриминацией, так как не связаны с национальностью или расой клиентов и могут быть объективно оправданы. | |
Инвалидность | Rs. C-270/16 | Увольнение инвалида по причине длительных и продолжительных невыходов на работу по причине болезни хотя и может быть оценено как косвенная дискриминация инвалидов, однако может быть оправдано интересами работодателя. | |
Инвалидность | Rs. C-335/11 | Правило, по которому работник по причине 120 дней невыхода на работу в году по причине болезни может быть уволен с предоставлением лишь укороченного срока уведомления в один месяц является косвенной дискриминацией инвалидов, так как в непропорциональной мере может затрагивать людей с инвалидностью и не является оправданной мерой. | |
Сексуальная ориентация | Rs. C-267/12 | Непредоставление заключившей гражданское партнёрство гомосексуальной паре положенного по случаю заключению брака отпуска в стране, в которой однополые браки не легализованы, является необоснованной косвенной дискриминацией по признаку сексуальной ориентации, даже если такие отпуски не предоставляются заключившим партнёрство гетеросексуальным парам. | |
предполагает, что работодатель применяет формально нейтральное условие, критерий или практику, которые ставят представителей защищенной категории в явно неудобное положение. Действия работодателя можно считать дискриминационными, если соблюдаются 4 положения : работодатель применяет или применил бы условие, критерий или практику одинаково ко всем работникам в пределах соответствующей группы, включая работника, входящего в защищенную группу; условие, критерий или практика ставят или поставили бы, людей, входящих в защищенную группу, в невыгодное положение по сравнению с другими работниками; условие, критерий или практика поставили или поставили бы работника в затруднительное положение; работодатель не может доказать, что условие, критерий или практика - пропорциональное средство, направленное на достижение законной цели. В отношении понятия дифференциации в российском законодательстве также нет конкретики. Советским энциклопедическим словарем под дифференциацией понимается «разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени». Дифференциацию также определяют через различия в содержании правового регулирования, обусловленные объективно существующими факторами. Также можно встретить определение дифференциации как «любой дискриминации, зависящей от тех или иных условий и закрепленной в нормах» , т. е. дифференциация - это узаконенная дискриминация. В широком смысле под дифференциацией можно понимать -94 всякие градации в нормах, зависящие от тех или иных условий. Применительно, например, к трудовому праву дифференциация предполагает нормативное установление различий, исключений, предпочтений и ограничений в правовом регулировании трудовых отношений отдельных категорий работников . Задача, которую призвана решать дифференциация, заключается, в частности, в том, чтобы приспособить общую правовую норму к отношениям отдельных категорий работников, обладающих неодинаковыми способностями или работающих в разных условиях. Реализация этой задачи обеспечивает наиболее эффективное воздействие трудового права на реализуемые им общественные отношения, совершенствует процесс правового регулирования. Но главная проблема состоит в том, чтобы границы между дискриминацией и дифференциацией, и так довольно размытые, не стирались вовсе. Сам термин «дифференциация» российским законодателем не применяется, но дифференциация в правовом регулировании присуща нормам социальных отраслей российского права. При этом российскому законодателю далеко не всегда удается реализовать принцип единства и дифференциации в правовом регулировании отношений без нарушения запрета дискриминации. Одним из основных направлений дифференциации норм социальных отраслей российского права является защита репродуктивной функции женщины, защита лиц с семейными обязанностями, защита детей. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, в том числе ее ст. 17 (ч. 3), 19 и 55 (ч. 3), допускает существование различий в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, если такие различия объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании. Соответственно, при установлении гарантий государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств. Гендерные стереотипы, успешно влиявшие на протяжении ХХ в. на формирование социальных отраслей законодательства как в зарубежном, так и в российском обществе, постепенно уходят, унося с собой и нормы, предусматривающие усиленную защиту материнства как фактор дифференциации. При этом законодательство, предусматривающее дифференциацию правовых норм в отношении лиц с семейными обязанностями, должно основываться на принципе гендерной нейтральности. Суть данного принципа состоит в том, что гарантии и льготы в равной мере должны быть предусмотрены как для матери, так и для отца. Принятие решения по вопросу их использования должно быть полностью отдано на откуп семье. То, что Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», сделало легально возможным распространение льгот и гарантий, предусмотренных для матерей-одиночек на одиноких отцов и лиц с семейными обязанностями. Но несмотря на большой прорыв в данном направлении, путь до конца еще не пройден. Это подтверждается судебной практикой. В 2010 г. очень показательным стало Постановление Европейского суда по правам человека (далее ЕСПЧ) от 07.10.2010 по делу «Константин Маркин против России» . Заявитель являлся военнослужащим. После развода с женой по решению суда трое детей остались жить с отцом. Заявитель обратился к начальнику воинской части с просьбой о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, однако ему было отказано, т. к. такой отпуск может быть предоставлен только военнослужащим-женщинам. В августе 2008 г. заявитель обратился в Конституционный Суд РФ, оспаривая неконституционность законоположений, касающихся трехлетнего отпуска по уходу за ребенком, однако определением Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 было отказано в принятии к рассмотрению жалоб заявителя. Ссылаясь на ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод во взаимосвязи со ст. 8 Конвенции, заявитель пожаловался в ЕСПЧ на отказ предоставить ему отпуск по уходу за ребенком, утверждая, что отказ является дискриминацией по признаку пола. Суд не убедили аргументы Конституционного Суда РФ о том, что разное отношение к военнослужащим-мужчинам и военно- QO URL: http: //cmiskp. echr. coe. int/tkp 197/view. asp?action=html&documentI d=875216&portal=hbkm&source=externalbydocnumber&table=F 69A27FD8FB 86142BF01C1166DEA398649 служащим-женщинам в части предоставления отпуска по уходу за ребенком оправдано особой социальной ролью матерей в воспитании детей. В отличие от отпуска по беременности и родам отпуск по уходу за ребенком связан с последующим периодом и предназначен дать возможность заботиться о ребенке дома. В отношении этой роли оба родителя находятся в сходном положении. Неубедительны были и аргументы о том, что военная служба требует непрерывного исполнения обязанностей и что, следовательно, массовое получение военнослужащими-мужчинами отпусков по уходу за ребенком окажет негативное воздействие на боеготовность вооруженных сил. В самом деле, отсутствуют экспертные оценки или статистические исследования числа военнослужащих- мужчин, которые могут претендовать на получение трехлетнего отпуска по уходу за ребенком и которые хотели бы его получить. Таким образом, Конституционный Суд РФ основал свое решение на чистом допущении. ЕСПЧ счел, что непредоставление военно- служащим-мужчинам права на отпуск по уходу за ребенком, в то время как военнослужащим-женщинам такое право предоставлено, разумно не обосновано. ЕСПЧ шестью голосами против одного (против голосовал избранный от Российской Федерации судья Анатолий Ковлер) постановил, что была нарушена ст. 14 Конвенции во взаимосвязи со ст. 8 Конвенции. Полностью согласимся с мнением ЕСПЧ по данному делу: если в РФ решили создать программу отпусков по уходу за ребенком, то она не должна носить дискриминационного характера, а также с тем, что восприятие женщин как главных воспитателей детей является «гендерным предрассудком» (п. 58 дела). К сожалению, вместо того чтобы устранить дискриминационную норму, Председатель Конституционного суда России посчитал, что позиция ЕСПЧ по данному делу «прямым образом затрагивает национальный суверенитет, основополагающие конституционные принципы» и «Россия вправе выработать защитный механизм от таких решений» Попытку ЕСПЧ помочь российским гражданам добиться гендерно нейтральной нормы о специальных отпусках военнослужащих В. Зорькин назвал «навязываением внешнего "дирижирования" правовой ситуацией в стране», которое игнорирует «историческую, культурную, социальную ситуацию». При этом он указал, что «таких "дирижеров" надо поправлять. Иногда 83 89т 90
самым решительным образом». Жесткая позиция России по данному делу повлекла передачу его в Большую палату, что, по сути, перевело гендерный вопрос в политическую плоскость. Большая палата оставила первоначальное решение ЕСПЧ в силе. Предоставление преимуществ отдельным категориям лиц призвано сделать их конкурентоспособными на рынке труда, защитить наиболее уязвимых из них от произвола работодателя. А в защите, попадая в тяжелую жизненную ситуацию, нуждаются не только матери, но и другие члены семьи, которые наравне с женщиной обладают семейными обязанностями. Установление для работников с семейными обязанностями повышенного уровня защиты, в том числе и защиты от увольнения, направлено на обеспечение им действительно равных с другими гражданами возможностей для реализации прав и свобод в сфере труда, что обусловлено объективно существующими трудностями, связанными с воспитанием детей. Исторически на законодательном уровне матери и отцы в трудовом праве были не равны в правах. Даже сейчас, несмотря на ратификацию значительного числа международных актов, закрепляющих гендерное равноправие, вопрос равных возможностей лиц с семейными обязанностями остается актуальным для России. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 г. № 28-П по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Е. Остаева указало еще на один серьезный недостаток дискриминационного характера, состоящий в исключении многодетных работающих отцов из защищенной законом категории. Жалоба уволенного по сокращению гражданина Остаева А. Е., отца троих малолетних детей, один из которых не достиг трехлетнего возраста, а другой является инвалидом, была направлена на проверку конституционности части 4 статьи 261 ТК РФ. Остаев посчитал свое увольнение необоснованным и незаконным, указав, что запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя должен распространяться и на мужчин-отцов, имеющих детей в возрасте до трех лет (тем более в ситуации, когда мать, как в его случае, в связи с уходом за детьми, не работает). Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой и второй инстанции указал, что истец не входит в круг лиц, которым предоставляется гарантия, предусмотренная частью четвертой статьи 261 ТК РФ. Конституционный Суд признал положение ч. 4 ст. 261 не соответствующим Конституции России, ее ст. 7, 19, 37 (ч. 1) и 38 (ч. 1 и 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми. На наш взгляд, данные два дела определенным образом связаны. Оба они основаны на отсутствии гендерной нейтральности отдельных норм российского законодательства и нарушении принципа равноправия. Да, Остаев, в отличие от Маркина, не являлся военнослужащим, но оба они являются многодетными отцами, которым российское законодательство не дало гарантий для того, чтобы в равной с матерями мере, как требует того Конвенция о правах ребенка, возлагающая на государство обязанность предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка, позаботиться о своей семье. Конституция Российской Федерации признает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей (ст. 38, ч. 2). Принцип равенства прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей получил свое закрепление и конкретизацию в Семейном кодексе Российской Федерации. Считаем абсолютно верным вывод Конституционного Суда о том, что на обоих родителей может распространяться и государственная поддержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более если в такой семье воспитывается несколько малолетних детей. Несмотря на позитивную тенденцию изживания с помощью международных актов и судебной практики гендерного дисбаланса, в российском законодательстве есть еще нормы, которые должны быть скорректированы в русле гендерной нейтральности. В частности, это нормы, ограничивающие допуск женщин к определенным видам работ. Ограничение права женщин на свободный трудовой выбор не защищает их, а автоматически лишает права на трудоустройство. В связи с чем не согласимся, несмотря на мотивацию, с позицией Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации , оставившей без изменения решение ВС РФ от 2 марта 2009 г. по заявлению гражданки Клевец А. Ю. о том, что запрет женщинам на доступ к профессии «машинист электропоезда» и «помощник электропоезда» является законным и не нарушает прав женщин распоряжаться своими способностями к труду и правом выбирать род деятельности и профессию. Проблема разграничения дифференциации и дискриминации поднималась и на уровне региональных организаций. Седьмой Европейский конгресс по трудовому праву и социальному обеспечению, проходивший в г. Стокгольме, Швеция, 4-6 сентября еще в 2002 г., выработал следующие критерии отграничения дискриминации (как нарушения принципа равенства и прав человека) и дифференциации (как свойственного трудовому праву способу регулирования отношений, необходимого для создания гарантий той же самой недискриминации): - в некоторых сферах искусства (так, например, мужчина не может выступать в качестве модели для скульптора, если перед последним поставлена задача вылепить Еву); - в зависимости от культурных или религиозных особенностей (в некоторых государствах женщины исключены из сферы государственной службы или бизнеса в силу религиозной специфики); - когда особые требования объясняются интересами третьих лиц (не только работодателя и работника). Так, например, в исправительно-трудовых учреждениях, тюрьмах, когда работник должен быть одного пола с лицом, которое подвергается личному досмотру. Приводился пример судебного решения, которое признало проявлением дискриминации тот факт, что существование единственного служащего тюрьмы (мужчины), ответственного, в том числе, и за осмотр заключенных, есть проявление дискриминации в отношении заключенных женщин; - в целях гарантий соблюдения прав на защиту чести и достоинства, частной жизни; - в интересах безопасности самих женщин - ограничение применения женского труда на подземных работах, ночного труда и т. д. Нужно отметить, что одной из тенденций законодательства ЕС является постепенное сокращение таких работ, где запрещается или ограничивается применение труда женщин. В ряде стран (Германия - запрет привлекать женщин на ночные работы) такие запреты рассматриваются как нарушение принципа равенства возможностей и, как следствие, Конституции; - установление гарантий повышенной защиты для беременных женщин и женщин, воспитывающих детей (как правило, это проявляется в возможности перевода таких женщин на более легкие работы, а также запрета увольнения в период беременности и до окончания отпуска по уходу за ребенком). Признаками дифференциации являются: - существование причин дифференциации, которые приводят к необходимости принятия специального регулирования. Прежде всего, это необходимость защиты работников от воздействия производственных факторов, а также обеспечение равенства; - наличие оснований дифференциации - различия в правовом регулировании основаны на объективно существующих устойчивых особенностях субъектов трудовых отношений и условий труда работников.
Классификация материалов по конфликту
Материалы по конфликту были организованы в учебнике в четырех главах:
- а) конфликт как осознанная конкуренция,
- б) война, инстинкт и идеалы,
- в) соперничество, культурные конфликты и социальная организация,
- г) расовые конфликты.
А) Осознанная конкуренция .
Самосознание индивида формируется во время контактов и конфликтов личности с другими личностями. Оно проявляется весьма разнообразно: в гордыне и смирении, суетности и достоинстве, скромности и заносчивости, жалости и презрении, равно как и расовых предрассудках, шовинизме, классовых и кастовых различениях и в любом другом социальном порождении, посредством которого сохраняются социальные дистанции. Именно из реакций, вызванных социальными контактами и взаимовлияниями, развивается личность индивида, и определяется его статус. Именно из усилий сохранить этот статус или улучшить его, защитить личность, увеличить ее достояние, расширить ее привилегии и сохранить ее престиж возникает конфликт. Это относится ко всем конфликтам, будь то личные или партийные перепалки, сектантские различия, или национальные и патриотические войны; ибо личность индивида, безусловно, настолько тесно связана с интересами и порядком своей группы или клана, что в борьбе группа становится побудительным источником личности. Много было сказано и написано об экономических причинах войны, но какими бы иными ни были источники наших чувств, видимо, верно и то, что люди никогда не идут на войну только лишь из экономических побуждений. Как раз потому, что богатство и имущество связаны с престижем, честью и положением в мире, люди и народы воюют за них.
Б) Война, инстинкт и идеалы .
Война — это превосходный и типичный пример конфликта. На войне, когда враждебность подавляет всякий утилитарный интерес и всякое чувство, которые в другое время могли бы объединить соперничающие стороны или группы, мотивы и роль конфликта в социальной жизни предстают в самых явных своих очертаниях. Более того, есть и практическая причина, чтобы остановиться на примере войны для иллюстрации конфликта. Огромный интерес, проявляемый к войне во все времена, невероятные силы и ресурсы, мобилизуемые людьми, организованными для военной агрессии или обороны, колоссальный ущерб и жертвы, приносимые во имя славы, чести или безопасности отчизны, сделали войны незабываемыми. Ни один другой крупный аспект коллективной жизни не бывает столь памятен для нас. Проблема отношения войны к человеческим инстинктам, с одной стороны, и к человеческим идеалам - с другой, находится в центре многих нынешних исследований и дискуссий. Утверждать, что враждебность не коренится изначально в природе человека - дело, видимо, пустое. Конкретные материалы, приводимые в этой главе, показывают без всяких сомнений, как легко желания и инстинкты человека принимают форму конфликта. С другой стороны, представления о том, что традиция, культура, коллективные репрезентации никак не определяют предрасположенность наций к войне, кажутся равно несостоятельными. Значение социологического исследования и заключается в том, чтобы определить, каким именно образом соединение наклонностей в изначальной природе (человека) с силами традиции и культуры и с потребностями ситуации обусловливает организацию установки на борьбу. Есть исторические примеры того, как воинственные народы становились мирными, и как миролюбивые превращались в воинственных. Понимание механизма этого процесса - первейшее условие любого применения контроля.
В) Соперничество, культурные конфликты и социальная организация.
Соперничество - это сублимированная форма конфликта, когда борьба индивидов подчинена благополучию группы. Точно так же в соперничестве между группами конфликт или конкуренция подчинены интересам более широкой группы. Соперничество, таким образом, можно определить как конфликт, контролируемый группой в своих интересах. Исследование феномена соперничества выявляет его роль как организующей силы в жизни группы. В изучении конфликтных групп не всегда легко с уверенностью применять проведенное здесь различие между соперничеством и конфликтом. Секта является конфликтной группой, ее борьба с другими группами за выживание и успех имеет целью высшее благополучие включающего ее в себя общества. Однако фактически сектантская борьба может идти наперекор моральным, социальным и религиозным интересам сообщества. Принадлежность к вероисповеданию означает вхождение в группу аккомодации, которая посредством соперничества и конкуренции стремится способствовать благополучию не только всеобъединяющего общества, но и других составляющих это общество групп. В случае культурного и политического конфликта функция конфликта в социальной жизни становится понятной и приемлемой. Роль ментальных конфликтов в жизни индивида имеет целью создание, приспосабливаемое к изменяющимся ситуациям и усвоение нового опыта. Именно в процессе конфликта между противоположными импульсами к действию индивид приходит к заключениям или, как мы называем это, - «принимает решение». Только там, где есть конфликт, поведение осознанно и самосознательно; только в этом случае есть условия для рационального поведения.
Г) Расовые конфликты.
Нигде социальные контакты не вызывают конфликты так легко, как в отношениях между расами, в особенности если расовые различия усугубляются не только различиями в культуре, но и цветом кожи. Можно добавить, что нигде реакции на социальный контакт не выступают с такой очевидностью и в то же время не поддаются анализу и определению с таким трудом. Расовые предрассудки, так мы называем чувства, сопровождающие (поддерживающие) расовые табу, не являются, по крайней мере, в Америке, чем-то необычным. Но еще никому не удалось сделать их вполне понятными. В расовом предрассудке, в отличие от классового или кастового предрассудка, явно проявляется инстинктивный фактор, коренящийся в страхе перед незнакомым и непонятным. Цвет кожи или какой-либо другой расовый признак, подчеркивающий физические различия, становится символом моральной несовместимости, которой, возможно, и не существует. Чужак одновременно и привлекает нас, и вызывает страх, а индивид другой расы всегда кажется нам чужаком в большей мере, нежели человек одной с нами расы. Этот наивный предрассудок, если он не подкрепляется другими факторами, легко видоизменить, о чем свидетельствуют близкие отношения негров и белых в рабстве. Более позитивный фактор расового антагонизма - конфликт культур: нежелание одной расы вступать в личную конкуренцию с расой другой или низшей культуры. Это нежелание оказывается, в долгосрочной перспективе, нежеланием народа или класса, занимающего более высокий статус, конкурировать на равных с народом низшего статуса. Расовые конфликты, как и войны, в сущности, являются борьбой расовых групп за статус. В этом смысле и с этой точки зрения борьба европейских наций и так называемых «порабощенных народов» за независимость и самоопределение - это фактически борьба за статус в семье народов. В условиях этой борьбы расовое и национальное сознание в таких его проявлениях, как, например, ирландский национализм, еврейский сионизм или расовое сознание негров, является естественной и очевидной реакцией на конфликтную ситуацию. Националистические движения в Европе, Индии, Египте, подобно войне, соперничеству и более личностным формам конфликта, есть в основном борьба за признание, т. е. за честь, славу и престиж.