Какая вторая планета от солнца. Размеры планет солнечной системы по возрастанию и интересные сведения о планетах
Планетная система, получившая название Солнечной, включает в себя центральное светило – Солнце, а также множество космических объектов, имеющих разные размеры и статус. Сформировалась эта система в результате сжатия облака из пыли и газа более 4 млрд лет назад. Основная часть массы Солнечной планеты сосредоточена на Солнце. Восемь крупных планет обращаются вокруг звезды по почти круговым орбитам, расположенным в пределах плоского диска.
Внутренними планетами Солнечной системы принято считать Меркурий, Венеру, Землю и Марс (в порядке удаления от Солнца). Эти небесные тела относят к планетам земной группы. Далее следуют наиболее крупные планеты – Юпитер и Сатурн. Завершают ряд Уран и Нептун, дальше всего расположенные от центра. На самом краю системы вращается карликовая планета Плутон.
Земля – третья планета Солнечной системы. Как и другие крупные тела, она вращается вокруг Солнца по замкнутой орбите, подчиняясь силе притяжения звезды. Солнце притягивает к себе небесные тела, не позволяя им ни приблизиться к центру системы, ни улететь в пространство космоса. Вместе с планетами вокруг центрального светила вращаются более мелкие тела – метеоры, кометы, астероиды.
Особенности планеты Земля
Среднее расстояние от Земли до центра Солнечной системы составляет 150 млн км. Местоположение третьей планеты оказалось чрезвычайно благоприятным с точки зрения возникновения и развития жизни. Земля получает от Солнца мизерную часть тепла, но этой энергии вполне достаточно для того, чтобы пределах планеты могли существовать живые организмы. На Венере и Марсе, ближайших соседях Земли, условия в этом отношении менее благоприятны.
Среди планет так называемой земной группы Земля выделяется наибольшей плотностью и размерами. Уникальным является состав здешней атмосферы, которая содержит свободный кислород. Своеобразие Земле придает и наличие мощной гидросферы. Эти факторы стали одними из главных условий существования биологических форм. Ученые считают, что формирование внутреннего строения Земли по-прежнему продолжается за счет тектонических процессов, происходящих в ее недрах.
В непосредственной близости от Земли располагается Луна, ее естественный спутник. Это единственный космический объект, на котором к настоящему времени побывали люди. Среднее расстояние между Землей и ее спутником составляет около 380 тыс. км. Лунная поверхность покрыта пылью и обломками скалистых пород. Атмосфера на спутнике Земли отсутствует. Не исключено, что в отдаленном будущем территория Луны будет освоена земной цивилизацией.
Земля - планета Солнечной системы. Земля - одно из небесных тел, которые вращаются вокруг Солнца. Солнце - это звезда, пылающий шар, вокруг которого вращаются планеты. Они вместе с Солнцем, своими спутниками, множеством малых планет (астероидов), комет и метеорной пыли составляют Солнечную систему . Наша галактика — Млечный путь , его диаметр равен примерно 100 тыс. световых лет (столько времени будет идти свет до последней точки данного пространства).
Земля - третья по счету из восьми планет , она имеет диаметр около 13 тыс. км . Она находится на расстоянии 150 млн км от Солнца (третья от Солнца). Земля вместе с Венерой, Марсом и Меркурием входит во внутреннюю (земную) группу планет. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 суток 5 часов 48 минут , или за один год . Путь Земли вокруг Солнца (орбита Земли) близок по форме к окружности.
Земля, как и другие планеты, шарообразна . В результате вращения вокруг своей оси она слабо приплюснута у полюсов. Из-за неоднородного строения недр Земли и неоднородного распределения масс форма Земли отклоняется от правильной формы эллипсоида вращения. Истинная геометрическая фигура Земли получила название геоид (землеподобный). Геоид – фигура, поверхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести. Фигуры сфероида и геоида не совпадают. Различия наблюдаются в пределах 50-150 м.
Вращение Земли.
Одновременно с движением вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одним полушарием, то другим. Период вращения равен примерно 24 часам, или одним суткам. Земная ось - это воображаемая прямая, проходящая через центр Земли. Ось пересекает поверхность Земли в двух точках: Северном и Южном полюсах . На равных расстояниях от географических полюсов проходит экватор - воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: Северное и Южное.
Воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля, наклонена к плоскости орбиты, по которой Земля вращается вокруг Солнца. Из-за этого в разное время года Земля повернута к Солнцу то одним полюсом, то другим. Когда к Солнцу обращена область вокруг Северного полюса, то в Северном полушарии (в котором мы живем) лето, а в Южном - зима. Когда к Солнцу обращена область вокруг Южного полюса, то наоборот: в Южном полушарии - лето, а в Северном - зима.
Таким образом, из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси на нашей планете сменяются времена года . Кроме того, разные части Земли получают от Солнца разное количество тепла, это определяет существование тепловых поясов : жаркого тропического, умеренных и холодных полярных.
Земля обладает невидимым магнитным полем . Наличие этого поля заставляет стрелку компаса всегда показывать на север . Земля имеет единственный естественный спутник - Луну (на расстоянии 384 400 км от Земли). Луна вращается вокруг Земли. Она отражает солнечный свет, поэтому нам кажется, что она светится.
От притяжения Луны на Земле бывают приливы и отливы . Они особенно заметны на побережье открытого океана. Лунное притяжение так велико, что поверхность океана выгибается навстречу нашему спутнику. Луна движется вокруг Земли, и за ней бежит по океану приливная волна . Когда она достигает берега, происходит прилив. Через некоторое время вода отходит от берега вслед за Луной.
Таблица «Земля - планета Солнечной системы».
Это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.
По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.
В центра Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Так как Солнце смещено от центра планетарных орбит, то за цикл оборота вокруг Солнца планеты то приближаются, то отдаляются по своим орбитам.
Различают две группы планет :
Планеты земной группы: и . Эти планеты небольшого размера с каменистой поверхностью, они находятся ближе других к Солнцу.
Планеты гиганты: и . Это крупные планеты, состоящие в основном из газа и им характерно наличие колец, состоящих из ледяной пыли и множества скалистых кусков.
А вот не попадает ни в одну группу, т.к., несмотря на свое нахождение в Солнечной системе, слишком далеко расположен от Солнца и имеет совсем небольшой диаметр, всего 2320 км, что в два раза меньше диаметра Меркурия.
Планеты Солнечной системы
Давайте начнем увлекательное знакомство с планетами Солнечной системы по порядку их расположения от Солнца, а также рассмотрим их основные спутники и некоторые другие космические объекты (кометы, астероиды, метеориты) в гигантских просторах нашей планетарной системы.
Кольца и спутники Юпитера:
Европа, Ио, Ганимед, Каллисто и другие...
Планету Юпитер окружает целое семейство из 16 спутников, причем каждый из них имеет свои, непохожие на другие особенности...
Кольца и спутники Сатурна:
Титан, Энцелад и другие...
Характерные кольца есть не только у планеты Сатурн, но и на других планетах-гигантах. Вокруг Сатурна кольца особенно четко видно, потому что состоят из миллиардов мелких частиц, которые вращаются вокруг планеты, помимо нескольких колец у Сатурна есть 18 спутников, один из которых Титан, его диаметр 5000км, что делает его самым большим спутником Солнечной системы...
Кольца и спутники Урана:
Титания, Оберон и другие...
Планета Уран имеет 17 спутников и, как и другие планеты-гиганты, опоясывающие планету тонкие кольца, которые практически не имеют способности отражать свет, поэтому открыты были не так давно в 1977 году совершенно случайно...
Кольца и спутники Нептуна:
Тритон, Нереида и другие...
Изначально до исследования Нептуна космическим аппаратом "Вояджер-2" было известно о двух спутников планеты - Тритон и Нерида. Интересный факт, что спутник Тритон имеет обратное направление орбитального движения, также на спутнике были обнаружены странные вулканы, которые извергали газ азот, словно гейзеры, расстилая массу темного цвета (из жидкого состояния в пар) на много километров в атмосферу. Во время своей миссии "Вояджер-2" обнаружил еще шесть спутников планеты Нептун...
То новые слова не укладывались в голове. Было и так, что учебник природоведения ставил перед нами цель — запомнить расположение планет Солнечной системы, а мы уже подбирали средства, чтобы оправдать ее. Среди множества вариантов решения этой задачи есть несколько интересных и дельных.
Мнемоника в чистом виде
Выход для современных учащихся придумали еще древние греки. Недаром термин «мнемоника» происходит от созвучного греческого слова, означающего в буквальном переводе «искусство запоминать». Это искусство породило целую систему действий, направленных на запоминание большого объема информации, — «мнемотехники».
Их очень удобно применять, если в просто необходимо внести в память целый список каких-либо наименований, перечень важных адресов или телефонов или запомнить последовательность расположения объектов. В случае с планетами нашей системы такой прием просто незаменим.
Играем в ассоциации или «Иван родил девчонку…»
Этот стишок помнит и знает каждый из нас еще с начальной школы. Это и есть мнемоническая считалочка. Мы ведем речь о том двустишии, благодаря которому ребенку становиться легче запомнить падежи русского языка — «Иван Родил Девчонку — Велел Тащить Пеленку» (соответственно — Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный).
Можно ли так же поступить с планетами Солнечной системы? — Безусловно. Мнемотехник для этого астрономического ликбеза уже придумано довольно большое количество. Главное, что необходимо знать: все они основаны на ассоциативном мышлении. Кому-то проще представить объект, схожий по форме с запоминаемым, кому-то достаточно представить цепочку названий в виде своеобразного «шифра». Вот лишь несколько советов о том, как лучше записать в память их расположение с учетом удаления от центральной звезды.
Веселые картинки
Очередность удаления планет нашей звездной системы от Солнца можно запомнить через визуальные образы. Для начала свяжите с каждой планетой изображение какого-либо предмета или даже человека. Затем представляйте эти картинки поочередно, в той последовательности, в которой планеты располагаются внутри Солнечной системы.
- Меркурий. Если Вы никогда не видели изображений этого древнегреческого бога, попробуйте вспомнить ныне покойного солиста группы «Queen» — Фредди Меркьюри, чья фамилия созвучна с названием планеты. Маловероятно, конечно, что дети могут знать, кто этот дядя. Тогда предлагаем придумать простые словосочетания, где первое слово начиналось бы со слога МЕР, а второе — с КУР. И ими обязательно должны описываться конкретные предметы, которые потом станут «картинкой» для Меркурия (этот метод можно применять как самый крайний вариант с каждой из планет).
- Венера. Статую Венеры Милосской видели многие. Если покажете ее детям, они без труда смогут запомнить эту «безрукую тетю». Плюс, просветите подрастающее поколение. Можете попросить их вспомнить какую-нибудь знакомую, одноклассницу или родственницу с таким именем — вдруг такие в круге общения найдутся.
- Земля. Тут все просто. Каждый должен представить себя, жителя Земли, чья «картинка» стоит между двумя планетами, находящимися в космосе до и после нашей.
- Марс. Реклама в этом случае может стать не только «двигателем торговли», но еще и научного познания. Думаем, Вы поняли, что нужно представить популярную импортную шоколадку на месте планеты.
- Юпитер. Попытайтесь представить какую-нибудь достопримечательность Санкт-Петербурга, например, Медного Всадника. Да, пусть планета и начинается на Ю, но «Северную столицу» местные называют Питер. Детям такая ассоциация может и не принести пользы, поэтому выдумайте с ними словосочетание.
- Сатурн. Такому «красавцу» никакого зрительного образа не надо, потому что его все знают как планету с кольцами. Если все же будут трудности — представьте спортивный стадион с беговой дорожкой. Тем более, что такую ассоциацию уже использовали создатели одного мультипликационного фильма на космическую тематику.
- Уран. Самой эффективной в этом случае станет «картинка», на которой кто-то очень радуется какому-то достижению и как бы кричит «Ура!». Согласитесь — добавить одну букву к этому восклицанию способен каждый ребенок.
- Нептун. Покажите детям мультфильм «Русалочка» — пусть они запомнят папу Ариэль — Короля с могучей бородой, внушительной мускулатурой и огромным трезубцем. И неважно, что по сюжету Его Величество зовут Тритоном. Нептун ведь тоже имел этот инструмент в своем арсенале.
А теперь — еще раз мысленно представьте все (или всех), что напоминает Вам о планетах Солнечной системы. Перелистайте эти образы, как страницы в фотоальбоме, от первой «картинки», самой ближней к Солнцу, до последней, чье удаление от звезды самое большое.
«Смотри, получились какие СТИШКИ…»
Теперь — к мнемотехникам, в основе которых лежат «инициалы» планет. Запоминание порядка расположения планет Солнечной системы и вправду легче всего происходит по первым буквам. Эта разновидность «искусства» идеально подойдет тем, у кого не так ярко развито образное мышление, но с ассоциативной его формой все в порядке.
Самыми яркими примерами стихосложения с целью зафиксировать в памяти очередность планет могут служить следующие:
«Медведь Выходит За Малиной — Юрист Сумел Удрать Низиной»;
«Мы Все Знаем: Мама Юли Утром Стала На ходули».
Можно, конечно, не складывать стишок, а просто подобрать слова на первые буквы в названиях каждой из планет. Маленький совет: чтобы не перепутать местами Меркурий и Марс, начинающиеся с одной буквы, поставьте в начале Ваших слов первые слоги — МЕ и МА соответственно.
Например: МЕстами Виднелись Золотые МАшины, Юлили Словно Увидев Нас.
Таких предложений Вы сможете придумывать до бесконечности — насколько фантазии хватит. Одним словом, пробуйте, тренируйтесь, запоминайте…
Автор статьи: Сазонов Михаил