Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе. Адаптация ребенка к новой школе: советы психолога
С проблемой перехода в другую школу и другой класс дети сталкиваются часто. Как же помочь ребенку справиться с напряжением, которое возникает при смене коллектива?
Согласитесь, идти в новый коллектив всегда боязно. Неуверенность проявляют не только малыши, но и даже взрослые люди. При смене работы или глобальном переезде в другой город/страну, согласно статистике, больше всего боятся попасть в компанию, где не слишком хорошо принимают «чужаков». Что говорить о ребенке, который должен не только идти в новую компанию, но и пытаться подружиться с ровесниками-подростками, которые при уже сложившемся коллективе и давно сформированных приятельских группах часто настроены настороженно по отношению к новичку. Поддержка родителей и друзей в такое время крайне нужна ребенку. Важно так же правильно настроить школьника, рассказать, как лучше вести себя, чтобы подружиться с новыми одноклассниками.
То насколько легко ваш ребенок вольется в новый для него коллектив во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с нашей взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.
Педагоги и детские психологи обращают внимание родителей на то, что смена школы или класса должна происходить после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму . Самому чаду будет проще привыкнуть к изменениям, свыкнуться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.
Вы лучше подготовите ребенка к переходу, если предварительно вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс. Обратите особое внимание на то, как принято одеваться в новой школе. Не затягивайте с приобритением модной школьной формы 2017 в соответствии с той одеждой, которую носят другие ученики.
Тема «переход в новую школу» должна обсуждаться в вашей семье ! Нельзя избегать ее, замалчивать или относиться к этому как к чему-то обыденному. Рассказывайте сыну или дочери о плюсах перехода на новое место учебы, заинтересуйте его или ее, покажите перспективы. Постарайтесь прислушаться и к детскому мнению.
По возможности, приглашайте чаще в гости старых друзей, из предыдущего класса ребенка. Если чадо уже влилось в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей, слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся также будет естественным и закрепительным процессом.
Научите ребенка постоять за себя и пропускать мимо ушей подколы одноклассников, которые зачастую испытывают на себе новички. Очень важно показать, что сами вы практически не волнуетесь по поводу адаптации, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в нем и в его успехе .
Поговорите предварительно с педагогическим составом и расскажите о трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка, о его чертах характера, слабостях и сильных сторонах в учебе.
Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, дети собираются во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно в это неучебное время дети больше раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.
Переезд. За этим словом – немалое количество хлопот. Начиная от бытовых – вещи собрать, жилье найти, маршруты в новом городе отстроить. И заканчивая куда более важными вещами: привыкнуть к новой атмосфере, новым людям, новому коллективу. И все то же самое ждет вашего ребенка. Но только для него все это еще серьезнее. Ведь его школьные друзья – люди, с которыми он провел большую часть своей жизни.
…Когда я переезжала на другой конец Земли, моя голова просто распухала от мыслей: как же примут меня эти новые, совершенно незнакомые люди. Ведь от этого зависит, приживусь ли я в этом городе. Но еще больше я переживала, как через все это пройдет моя 16-летняя девица Александра. У нее-то и коллектив побольше, и дети – существа куда как более жестокие, чем взрослые.
Но отступать некуда – позади… Нет, не Москва, конечно. Но десять тысяч километров до родного Владивостока.
Теперь все это пройденный этап. И мы вместе с девицей Александрой готовы рассказать, как облегчить жизнь себе и ребенку, если вам светит новая школа.
Мама Наташа: Ребенок залипает во ВКонтакте? Так это же прекрасно! Тут главное – направить социальную активность чадушки в нужное русло. Ведь со школой вы уже определились? Значит, дело за малым – отыскать сообщество школы в сети, вступить в него, и заочно перезнакомиться с местными обитателями. А там, глядишь, девиртуализация пройдет легче.
Девица Александра: Общение в сети – это, конечно, не то же самое. Но можно издалека определить, какую музыку в классе предпочитают, сплетни местные почитать тоже полезно. И еще очень важно знать, на каком языке говорят твои будущие друзья.
Мама Наташа: Это был очень сложный момент. Несколько месяцев я не могла решить, переводить ли в разгар года, или дождаться его окончания и явиться в новый класс 1 сентября. В итоге решила сорвать ребенка с места прямо сейчас. И ни разу об этом не пожалела. Саша со всеми перезнакомилась, летом продолжила с некоторыми ребятами общаться, в итоге 1 сентября пришла в школу уже как своя.
Девица Александра: А еще – переводите лучше или до шестого класса, или уже после девятого. В начальной школе на новичков мало внимания обращают, в старших классах уже вдумчиво рассматривают. В средних – это сплошное буйство гормонов, которое нужно куда-то выплескивать. Очень просто растеряться, не справиться с напором «старичков» и вылететь в аутсайдеры класса. Выбраться из «низшей касты» (в любом классе есть иерархия, причем жесткая) будет ой как непросто.
Мама Наташа: Знакомиться с директором и классным руководителем вы придете, конечно, вместе. И тут важно не «перекудахтать». Дайте дитятке самому рассказать о себе. И навыки самопрезентации разовьет, и преподаватель сможет составить адекватное мнение о вашем ребенке.
Девица Александра: В моей первой школе учили говорить. Так что это я умела. И это оказалось моим козырем. В новой школе больше внимания уделяли математике, чем искусству гладкой речи. Это неплохо, конечно, но для меня это оказалось возможностью занять свою нишу, удивить учителей, привлечь внимание одноклассников.
Мама Наташа: Ужасно хотелось сразу, после первого же дня в школе, начать бегать вокруг, заглядывать в глаза, хватать за руки и спрашивать, спрашивать – как же он прошел, этот первый день? На самом деле это «Успокой меня, скажи, что все в порядке», просто в другой форме. Зная своего ребенка, я взяла себя в руки и создала «пространство тишины». Каждому нужно время, чтобы осознать случившееся, обдумать. Потом свои впечатления малыш выскажет сам. Вы только продемонстрируйте ему свою готовность выслушать в любой момент.
Девица Александра: Мне дня три понадобилось, чтобы переварить первые впечатления. И только потом я была готова ими делиться. И здорово, что мама на меня не давила. Она знает, что пока я не «дозрею», вытаскивать из меня откровения бесполезно. Отделаюсь общими фразами.
Подросток грубит и не подчиняется? Виноваты родители
- Подробнее
Мама Наташа: Моя вечная религия – пусть в доме будут друзья. Не важно, в каком количестве, и пусть даже мне придется все выходные провести вне дома. Ну или лишний раз дать денег на кафе, чтобы Саша могла посидеть там с друзьями. Если есть возможность добыть билеты на концерт, спортивный матч, в кино или на фестиваль – с удовольствием пожертвую девице, чтоб могла кого-то пригласить с собой. Общие интересы и совместный досуг работают в качестве скреп просто отлично.
Девица Александра: Мои одноклассники любят мою маму. Это ж круто.
ОДНОЙ СТРОКОЙ
Маленькие советы от Саши родителям:
- Ищите плюсы. Только приводите их не в лоб, а ненавязчиво. Типа, «друзей новых заведешь». Или «отсюда в Финляндию ближе, тебе ж там климат подходит». Это работает, даже если человек в ответ гримасу кривит.
- Устраивайте маленькие праздники. В кафе, например, сходите лишний раз. Или на американские горки можно влезть – хорошо отвлекает и чистит распухшую голову от кучи мыслей.
- Если расспрашиваете – расспрашивайте на уровне сплетен. Допустим: «Ну что, нормальные-то люди в классе есть»?
- Прививайте мысль, что здоровое нахальство – это хорошо . Без навыка первым подходить, знакомиться, заводить беседу далеко не уедешь.
- Не переживайте слишком сильно . Когда я вижу, что мама волнуется, начинаю сама нервничать. Хотя вроде и не из-за чего и все в порядке.
Школа – это база ребенка. Именно в школе дети учатся добиваться успеха. Адаптация в новой школе может оказаться весьма нервной и страшной для ребенка. Когда он идет в новую школу, он переживает о многом: о том, что совсем никого не знает, или о том, что ему не удастся влиться в коллектив. Он беспокоится о том, что просто может потеряться, или что учителя будут слишком строги к нему. Однако стоит ученику влиться в учебный процесс, как сразу появляются новые друзья, и жизнь налаживается. Для того чтобы процесс привыкания прошел легче, нужно как можно больше узнать о школе и основательно подготовиться к первому дню в новом учебном заведении. Кроме того, очень важно научиться заводить дружбу с одноклассниками.
Шаги
Знакомство с новой школой
- В школьном уставе могут быть интересные факты о самой школе, которые помогут познакомиться со школой, ее историей, учениками и учителями поближе.
-
Ознакомьтесь с учебным календарным годом. Будет полезно знать, на какие именно даты запланированы каникулы, короткие учебные дни или особенные дни, когда, к примеру, проходят спортивные соревнования. Отметьте эти дни в своем календаре. Так вы с предвкушением будете ожидать короткого учебного или выходного дня.
Подготовьте школьные принадлежности. В школе или на сайте школы получите список необходимых предметов, постарайтесь купить все необходимое, прежде чем пойдете в школу.
Хорошенько выспитесь. Первый день в школе вы должны встретить хорошо выспавшимся. Хороший отдых поможет избавиться от возможной нервозности. Постарайтесь поспать по крайней мере 8-9 часов, если вы старше 12. Если вам от 7 до 11 лет, поспите 10-11 часов.
Плотно позавтракайте. Не переживайте на счет количества пищи, до обеда вам понадобится дополнительная энергия. Съешьте на завтрак продукты, содержащие белок, например, бутерброд с арахисовым маслом или яйца.
Приготовьте школьную одежду. Перед первым днем в школе подготовьте необходимую одежду заранее вечером. Тогда утром вам не придется в спешке искать чистые брюки или второй туфель. Предварительная подготовка поможет начать день спокойно. У вас будет достаточно времени, чтобы представить себя в особенной школьной форме.
- Если вы носите школьную форму, купите ее заранее и удостоверьтесь, что она сидит на вас хорошо. Хорошо сидящая одежда поможет чувствовать себя более уверенным, когда вы пойдете в новую школу.
-
Отправляйтесь в новую школу пораньше. Убедитесь, что вы оставляете в запасе достаточно времени, чтобы добраться до школы. Наверняка, вам не хочется вбегать в класс после того, как прозвенит звонок. К тому же, если вы придете в школу пораньше, у вас будет возможность пообщаться с другими учениками и, если повезет, завести несколько новых друзей.
Поговорите с вашими родителями о том, что вас беспокоит. Наверняка, у ваших родителей есть опыт перехода из одной школы в другую. Расспросите их о том, что они чувствовали, когда заводили новых друзей.
Устройте ознакомительной тур в новой школе. Прежде чем вы перейдете в новую школу, сходите туда вместе с родителями. Узнайте, где находится класс, в котором вы будете учиться, столовая, актовый зал, спортивный зал и другие важные места (в том числе и туалет!)
Встретьтесь с вашими учителями. Встреча с новыми учителями позволит более плавно адаптироваться в новой школе. Представьтесь и улыбнитесь. Дружелюбность по отношению к учителям поможет переходу в новую школу. Разузнайте о них ключевые моменты: их имена, какой предмет они преподают и где они его преподают.
Прочтите правила внутреннего распорядка. Если вы узнаете все особенности школьной политики заранее, вам будет проще приспособиться к новой школьной культуре. Школьный устав можно получить в самой школе или скачать его на школьном сайте. Прочтите информацию о правилах в школе вместе с вашими родителями. Если вам что-то будет непонятно, родители смогут пояснить вам те или иные моменты. Если в новой школе нет устава, прочтите свод правил.
Приложите усилия
- Если речь идет о старших классах, встретьтесь с директором, чтобы удостовериться в том, что вы в полном объеме изучали все предметы, которые необходимы для допуска к экзаменам и получения аттестата.
-
Расскажите вашим родителям о том, что хорошего у вас было в школе. Когда вы привыкаете к новой школе, порой вы чувствуете себя неуверенно и одиноко. Но каждый день происходят хорошие вещи, на которые стоит обращать внимание. Эти вещи могут показаться незначительными, но на самом деле это не так. Если вы будете рассказывать родителям о подобных вещах, то это поможет вам осознать, что вы привыкаете к школе.
- Вот несколько примеров: вы получили хорошую оценку по тому или иному предмету, поздоровались с кем-то, кого не знали раньше, забили гол на уроке физкультуры и так далее.
Изучите правила школы. У каждой школы есть свой собственный набор правил, который помогает ученикам оставаться в безопасности и хорошо учиться. Возможно, в этой школе необходимо получить разрешение учителя, чтобы выйти в туалет во время урока. Изучение школьных правил поможет вам быстрее освоиться и избежать неприятностей.
Делайте, что говорят учителя. Когда вы переходите в новую школу, следует очень внимательно относиться к инструкциям учителей. Не нужно быть подхалимом, но стоит постараться произвести на учителей хорошее впечатление. Это будет иметь большое значение во время освоения в новой школе.
Выполняйте домашние задания и старайтесь преуспеть в школе. Если вы будете регулярно выполнять домашние задания и приложите достаточно усилий, то процесс адаптации пройдет гораздо быстрее. Процесс освоения новых школьных условий и так не прост, поэтому вам вряд ли захочется испытывать еще больший стресс из-за плохих оценок.
Убедитесь в том, что вас перевели в нужный класс. При переходе в новую школу, у вас будут определенные оценки по школьным предметам, и вас отправят в определенный класс. В большинстве случаев это значит, что вас отправят в тот класс, который и должны. Например, если вы окончили в прежней школе четвертый класс, а документы в новую школу подаете летом, вы перейдете в пятый класс.
Заводим друзей
-
Учитесь представляться. Вам может быть страшно представиться кому-то или начать разговор, особенно если вы застенчивы. Однако, как только вы преодолеете свои страхи, вы и заметить не успеете, как окажетесь среди друзей. Выберите кого-нибудь, кому вы представитесь. Улыбнитесь и поздоровайтесь. Поговорите о чем-нибудь, связанном со школой, например, начните разговор с вопроса о том, какой урок будет следующим по расписанию или о том, как вам понравился (или не понравился) урок английского и тому подобное.
- Порепетируйте подобный разговор с одним из ваших родителей, братом, сестрой или даже с домашним питомцем.
- Также можете подумать о других способах начать разговор, например, сделать кому-то комплимент по поводу одежды или по поводу классного ноутбука.
-
Познакомьтесь с другими учениками до начала занятий. Если у вас появятся друзья до того, как начнутся занятия, вам будет проще провести первый день в школе. Посетите парк, находящийся недалеко от школы, или присоединитесь к школьному лагерю. Так у вас уже будут знакомые до того, как начнется школа.
В этой статье:
Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.
Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе . Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.
Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей .
Переход из садика в садик
Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие . Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.
Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть
практически незаметным
. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.
Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения . Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной. Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.
Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима,
питания… Все поменялось очень резко
. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.
Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи .
Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову
.
Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места. Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо . Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.
Новые друзья
В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом
. Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него
проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.
Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.
Привыкнуть к воспитательнице
Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми. Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком. Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение .
Здесь есть опасный
момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».
Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя - это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем . Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.
Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста.
Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее .Кстати, это еще одна причина для того, чтобы водить малыша в садик, а не оставлять дома с родителями.
Помощь родителей
Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему
справиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное - подготовить его к переходу в новый садик
. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.
Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание . Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:
- новая квартира и его личная комната;
- рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
- так ближе к дому бабушки/других родственников;
- и т.д.
Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием . Особенно если к нему подготовиться заранее.
Про новый садик
тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.
Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.
Отвечайте честно на вопросы
Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов . Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно. Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу. Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.
Дайте немного времени
В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно . Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…
Главное – относиться разумно к этой ситуации . Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее .
Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:
- Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
- Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
- Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.
Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя .
Не ругайте за слезы
Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему . Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.
Сейчас родители - самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.
Здравствуйте, мои дорогие читатели! Наверное, каждому из нас приходилось хоть разок да менять своё место жительства. Чаще в пределах района, иногда в пределах родного города, но бывает и в пределах страны, да и даже дальше. Хорошо, если с переездами не приходится подыскивать для себя другую работу, а для ребёнка — другую школу.
Но увы, некоторым детям иногда светит и новый школьный коллектив. И тут начинаются некоторые трудности, так как юного ученика поджидает адаптация в новой школе.
Мы, родители, приближаясь к этому моменту, начинаем «трястись» вместе с ребёнком: а кто его там будет учить, а какие там дети, а сможет ли дочь или сын влиться в новый коллектив и стать там своим, а как помочь, чтобы смена школы прошла гладко и безболезненно для детской психики. Вопросов много. Давайте на них искать ответы.
План урока:
Другая школа – катастрофа или нет?
Ни для кого не секрет, что изменение обстоятельств и что-то новое, неизведанное – всегда страшно и связано с первоначальной неуверенностью. И ведь не только для детей. Для нас, взрослых, та же смена работы — тоже переживания. Ведь сразу непонятно, как устоявшийся коллектив принимает новеньких. Так что в любом случае первые даже не дни, — недели учёбы в новой школе будут самыми сложными.
Психологи выделяют разные сложности адаптации из-за изменения места учёбы:
- так, если ребёнок вынужден поменять школу, потому что слишком умён, и ему просто тесно в обычном классе, перевод его в другое учебное заведение ради более глубоко изучения предметов – самая лёгкая для «переваривания» ситуация, ведь образ жизни, родной город, любимые, пусть и уже бывшие, одноклассники, — всё «под рукой»,
- гораздо тяжелее детской психикой переносится вынужденный переезд в другую местность, когда придётся привыкать не только к новому школьному коллективу, но и к новой окружающей обстановке – чужие улицы, незнакомые лица, непривычная инфраструктура.
Будет ли лёгким переход в новые стены и не станут ли отношения с новыми одноклассниками и учителями настоящей трагедией для ученика, — напрямую зависит от характера ребёнка.
И свободно идущий на контакт быстро вольётся в коллектив, найдёт себе друзей и станет частью школьной жизни. привыкать будет значительно дольше.
Потому в первую очередь психологи советуют: если необходимость сменить место учёбы не носит острый характер, стоит семь раз отмерить, чтобы один раз отрезать. Нужно ли испытывать детскую психику на прочность только из-за того, что родители хотят видеть своё чадо в числе учеников самой элитной школы в городе, наконец-то выбив там свободное местечко.
Готовим сани
Если в решении сменить учебное заведение всё-таки поставлена жирная точка и перемен не избежать, самый первый совет психолога: приготовиться к этому заранее. Какую солому можно подстелить, чтобы адаптация прошла «на ура»?
С чем сталкиваются новички?
Непростая задача стать своим в новом классе часто связана с необходимостью решать некоторые трудности адаптации.
Нет контакта
Бывает так нередко. Сложившиеся группки ребят зачастую не готовы взять в свой круг кого-либо ещё, потому нередко новички теряются и замыкаются. Либо случается, что интерес, наоборот, слишком повышенный, но вот довольно специфический – в виде дразнилок.
Совет психологов: разговаривайте чаще дома, давая понять, что с первого дня никто «чужаков» не принимает за своих, придётся выстраивать отношения и доказывать, что с тобой тоже может быть интересно, день за днём завоёвывая доверие. Как? Общие увлечения и интересы всегда объединяют. Совместные вылазки и неформальное общение вне школы всегда сближают.
В борьбе за место лидера
Новичок, в особенности привыкший в своём классе быть , попытается и тут отвоевать «место под солнцем». И вот незадача: он наверняка встретит достойный отпор. Ведь за время учёбы лидер-то уже «устаканился» и, поди, не готов уступить пальму первенства просто так.
И если среди учеников начальной школы лидерство может быть завоёвано исключительно отличной учёбой, то авторитет у подростка складывается за счёт отношения к нему одноклассников далеко не учебными достижениями.
Совет психолога: в стремлении стать лидером класса малышам доказывать, что они могут повести за собой, придётся «словом и делом».
Лучший приём для новичка-подростка на первые дни – вливаться постепенно, не переходя другим дорогу, а только на условиях компромисса, не выскакивать, а примерить роль дружелюбного наблюдателя, который не метит в ряды первых и «качает права», но всегда готов прийти на помощь и везде поучаствовать.
Это всё были проблемы. А теперь преимущество. Жирным достоинством начала новой школьной жизни является возможность написать свой школьный роман с чистого листа. Это даёт шанс ребёнку проявить себя с совершенно другой стороны, не наступать на уже оставленные в другой школе грабли и выстроить отношения с одноклассниками и учителями с учётом пройденных ошибок.
Что могут родители?
В ситуации с адаптацией родители должны осознавать в полной мере, что именно от них зависит, насколько быстро ребёнок привыкнет к новым условиям. Что же мы с вами можем?
Обеспечить тылы
Это вовсе не значит, что нужно бегать в школу по поводу и без. Ничего прочего, кроме как брошенных вслед насмешек про «маминького сынка» и подобных ребёнок от такой «заботы» не получит. В данном случае самым полезным станет родительское тепло и «погода в доме», когда созданный психологический комфорт помогут пережить адаптацию, чувствуя поддержку.
Когда все вместе, тогда и все трудности нипочём!
Делиться жизненным опытом
Рассказы о своей школьной жизни и о том, как вам раньше удавалось преодолевать трудности, станут для ребёнка настоящим доказательством того, что со всем в результате можно справиться и из каждой ситуации найти выход.
Интересоваться школьной жизнью
За чашкой вечернего чая спрашивать ребёнка нужно не только о том, какие отметки он получил сегодня. На этапе адаптации в новой школе успеваемость – это важно, но не настолько, насколько важнее становятся отношения с одноклассниками и учителями. Вовремя выданные советы, как следует вести себя в той или иной ситуации, смогут оказать реальную помощь при вливании в незнакомый коллектив, а иногда и предотвратить конфликт.
Как говорят психологи, в среднем адаптация ребёнка в новой обстановке длится месяца два-три. Уверена, что при правильно выбранной позиции родителей стать своему чаду другом и помощником с намерением делить и горе, и радость этот период можно значительно сократить, а если получится – и вовсе не заметить, как новая школа стала родной.
А у вас есть опыт смены учебного заведения? Посоветуйте, как быстро привыкнуть. Делитесь своими историями и мнениями в комментариях.
А сейчас, для того, чтобы разрядить обстановочку, посмотрим «Ералаш». Как раз по нашей теме сегодняшней, про новенького)
Всем больших успехов в учебе!