Интересная игра по экономике. Экономическая игра для школьников
Ав торы: Ширяева В.В., зам. директора по УР, Смирнова В.Н., преподаватель спецдисциплин, ГБОУ СПО МКМП
Методическая разработка
по профессиональной ориентации школьников
Экономическая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка»
Пояснительная записка
«Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь,
чтоб в делах успешный был конец»
И.А. Крылов
Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности. В современном мире насчитывается более 10 тысяч профессий.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (знаний, практических навыков, компетенций). Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Однако на этом пути школьники сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Это связано с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые предъявляются к работающим.
На сегодняшний день в профориентационной работе актуально взаимодействие старшей ступени школы с образовательными учреждениями системы СПО. Целью этого взаимодействия является оказание профориентационной поддержки учащимся школ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение студентов в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом потенциальных работодателей.
Новизна представленной разработки заключается в том, что она отличается от традиционных, наиболее часто используемых форм проведения профориентационной работы (профтестирование, экскурсии на производство, ярмарки профессий и т.п.). Проведение профориентационной работы в форме деловой игры:
1. усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком понимании мира профессий;
2. является весьма продуктивной и эффективной;
3. активизирует творческую, познавательную деятельность школьников в области выбора профессии;
4. способствует закреплению уже приобретенных знаний о профессиях в рамках школьных уроков по профессиональному самоопределению.
Представленная деловая экономическая игра имеет практическую значимость не только для совершенствования профориентационной работы. Также она может завершать учебный школьный курс «Основы предпринимательской деятельности». Игра может проводиться автономно или включаться в серию тематических игр.
Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление и развитие предпринимательской деятельности.
Одним из направлений деятельности ГБОУ СПО МКМП является подготовка выпускников по специальностям экономического цикла. Для освоения этих специальностей необходимы знания основ предпринимательской деятельности.
Экономическая деловая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка» проводится с целью знакомства учащихся 9-11 классов с такими популярными и востребованными профессиями как менеджер, коммерсант, экономист и др. Знакомство участников с игрой происходит непосредственно перед ее началом. Форма игры – командная. Место проведения – большая аудитория или актовый зал. Подготовительная работа к проведению игры заключается в подготовке раздаточного материала к конкурсным заданиям. Рабочая группа и ведущие – студенты Колледжа. Привлечение студентов к проведению игры обусловлено лучшим восприятием школьниками материала, в следствие небольшой возрастной разницы между участниками игры и ведущими.
Деловая игра способствует проявлению таких качеств личности участников, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение работать в коллективе и создает условия для большой эмоциональной включенности игроков в процесс.
Подведение итогов игры сопровождается вручением призов, специально учрежденных наград за отдельные этапы игры и служит фактором мотивации для дальнейшего знакомства с профессиями экономической направленности и выбора учебного заведения СПО.
Рефлексия:
· выделяется общий положительный результат работы;
· освещаются позиции, занятые командами;
· анализируются правильные и ошибочные решения;
· обосновываются оптимальные подходы к решению заданий;
· очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для изучения профессий экономической направленности.
Сценарий проведения деловой игры
«ПРЕДПРИНИМАЙка»
Цель игры – познакомить участников игры с основными понятиями предпринимательской деятельности.
1. формирование навыков работы в группе;
2. оценить свою готовность к профессиональной деятельности области предпринимательства;
3. профессиональное ориентирование по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция»
Материально-техническое обеспечение:
1. мультимедийный комплекс;
2. раздаточный материал: карточки-задания, ребусы, кроссворды;
3. канцтовары
Ход мероприятия
1.Организационный момент (5-8 мин.)
Участники знакомятся с конкурсной программой, составом жюри.
Формирование двух команд по 7-10 человек, выбор капитанов.
Каждая команда придумывает название и девиз.
Представление команд.
Команды получают конкурсное задание.
2. Выполнение конкурсных заданий.
1. Конкурс «Найди пару» Время выполнения задания 10 мин.
Задание: каждой команде выдаются карточки-задания. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов (название некоторых профессий и экономических понятий).
Пример: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ = ПРОГНОЗ
Побеждает та команда, участники которой за определенное время найдут пару из двух частей разных слов, составят новое слово.
Задание для 1 команд Задание для 2 команды:
ЦЕ – МЕНТ ИМ – ПУЛЬС
НА – РЕЗ БЕ – ДА
КОН – ТАКТ РЕБЕ – НОК
АН – ТРАКТ САМО – ВАР
БАР – ЖА ОБ – МЕР
БИР – КА ФЕР – МЕНТ
ЛЕС – КА РЫ – БА
ПРЯ – НИК ПОРТ – РЕТ
БРО – НЯ ТО – ПАЗ
АН – КЕР АРЕН – А
ХА – ЛИФ ПО – ТОК
ТЕР – КА ВАР - ВАР
ЛИФТЕР, ЛЕСНИК, ПОВАР, ФЕРМЕР
БРОКЕР, БИРЖА АРЕНДА. РЫНОК,
КОНТРАКТ, ЦЕНА ТОВАР, ИМПОРТ
2.Ребусы. Примерное время выполнения задания 6-8мин.
Задание: каждой команде выдается равное количество карточек-ребусов, в которых зашифрованы некоторые понятия профориентации. Расшифруйте их. Побеждает команда, которая быстрее расшифрует все ребусы.
3.Конкурс капитанов. Метаграммы.
Примерное время выполнения задания 3-5 мин.
Метаграмма – это загадка, в которой из слова путем замены одной буквы на другую слово получает новое значение.
Пример: БаРЖА – БиРЖА, чЕСТЬ – лЕСТЬ.
Задание: капитаны получают по две карточки-задания с метаграммами. Побеждает команда, чей капитан быстрее выполнит задание.
Задание для 1 команды:
С буквой «Т» со сцены звучат стихи,
песни и музыкальной исполнение.
С «Н» - предприятий формы объединения.
(концерТ - концерН)
С «А» - я полосатый и мягкий,
Удобный для отдыха взрослых и детей.
С «О» - у меня на лентах золотые якоря.
На реях и по мачте карабкаюсь кошкой я.
(матрАс – матрОс)
Задание для 2 команды:
В магазине и рынке
Ты легко найдешь меня.
Если сменишь «Т» на «П»,
То профессией стану я,
И на кухне увидишь ты меня.
(Товар – Повар)
С буквой «О» товары вывозят из страны.
А с «Е» - специалист по разрешению
Спорных и трудных вопросов между людьми.
(экспОрт – экспЕрт)
4. Пять «Я»
В мире слов есть много слово,
Которые в конце содержат «Я».
Ты эти слова не раз встречал,
Пусть они заговорят.
Задание для 1 команды:
1. приспосабливает нас к окружающей жизни и труду (адаптация)
2. приносит владельцу постоянный дивиденд (акция)
3. объединяет людей (ассоциация)
4. вложение деньг в дело (инвестиция)
5. снижает количество бумажных денег у людей (дефляция)
Задание для 2 команды:
1.соперничество между деловыми людьми (конкуренция)
2. помогает выбрать профессию (профориентация)
1. создает малое предприятие (кооперация)
4.приносит владельцу ежегодный процентный доход (облигация)
5.Передает человеку часть государственного имущества (приватизация)
5. А ну-ка, собери!
Задание: каждая команда получает комплект с равным количеством карточек. В каждом комплекте есть карточки с буквами, пустые карточки обозначают пробелы между словами. У 1-ой команды первая часть пословицы о труде, у второй – вторая часть той же пословицы.
Подсказка: в первой части пословицы есть частица отрицания и глагол, вторая часть пословицы начинается с тире и тоже содержит глагол.
Ответ: Не спеши языком – торопись делом.
Список литературы
1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998
2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 1998
3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998
Цель: развитие мыслительной активности учащихся, позволяющей им правильно принимать экономические целесообразные и социально ответственные решения; развитие способностей:
К системному анализу проблем и принятию целесообразных решений по ним;
К эффективному деловому взаимодействию в ходе коллективной работы по принятию решений;
К ответственности перед другими членами «семьи» за принятое решение; к привитию экономности, бережливости, предприимчивости.
Ход игры
Учащиеся делятся на группы по 7-8 человек и распределяют игровые роли: жена, муж, дочь, сын и т. д. Выбирают свою фамилию.
1-й этап (7-12 мин).
Составляют характеристику семьи, обсуждая вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу.
Каждая «семья» знакомит других участников игры, экспертов со своими членами семьи. Выступающим задают вопросы о составе семьи и ее доходах.
2-й этап (15-18 мин).
Необходимо спланировать близко к реальной жизни предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Заполняют таблицу
Каждая «семья» представляет свои расходы и комментирует принятые решения. Отвечают на вопросы экспертов и других участников игры.
3-й этап (10-15 мин).
Каждая «семья» получает индивидуальную ситуацию. Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. «Семьи», обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.
1. К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить весь месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?
2. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в своей семье.
3. Ваш супруг сломал ногу. Больничный лист в этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату квартиры и другие платежи?
4. Вам дали срочную путевку в санаторий. Ваша жена очень нуждается в лечении. Как вы спланируете эти дополнительные расходы?
4-й этап. Подведение итогов.
Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». (Были ли в «семье» конфликты? Какие использовали аргументы? Как «семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?)
Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.
Высказывается эксперт, который подводит итог игры. Награждает «семьи», показавшие лучшие результаты.
Производить то, что продается, а не продавать то, что производится.
Цель : углубить понятия «специализация», «экспорт» и др.; проиллюстрировать экономические отношения: прививать навыки работы с различными источниками информации; развивать творческие способности; профессиональное становление личности ученика.
Подготовительный период.
Маркетинг (в пер. с анг. языка рынок) - изучение рынка, воздействие на спрос с целью расширения сбыта.
Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек (экспертная комиссия, представители города). Выбирается для обсуждения крупный город области, например, Волжский (или район города). Для игры подбираются различные наглядные пособия (карта, картины, фотографии, упаковки из- под продукции, сами образцы продукции, гербарии, плакаты, рекламные листы, буклеты и т. д.). Все это поможет наглядно представить город Волжский.
Каждая группа должна иметь свое рабочее место. Предусматриваются места для экспертной комиссии, стол неторговых соглашений, на котором размещены ватман, набор цветной бумаги, ножницы, клей, фломастеры, карты, справочник, проспекты.
Ход игры
Мы приветствуем вас в нашем Доме торговли. Сегодня здесь собрались специалисты по маркетингу.
Игра проводится в 4 раунда.
1-й раунд. Подготовительный.
За 20 минут из подручных средств участники игры оформляют рекламу своего города и укрепляют ее в отведенном месте. Идет коллективная, творческая работа.
2-й раунд. Презентация группового проекта.
3-й раунд. Изучение рынка сбыта и спроса на продукцию города.
Представители каждой команды сообщают, что и у кого они будут покупать. За продовольствие платят 1 единицу «валюты», за сырье - 2, за готовую продукцию - 3.
По ходу «торга» эксперты быстро принимают «валюту» и раскладывают по специальным коробочкам.
Активность «торга» зависит от ведущего.
Экспертная комиссия, посчитав «валюту», сообщает, какая команда представила продукцию, пользующуюся наибольшим спросом.
4-й раунд. Брифинг.
Представители групп сообщают, какие неторговые соглашения успели заключить (торговля, туризм, научно-технический обмен, строительство и др.).
Заключительное слово предоставляется эксперту. Он оценивает работу каждой группы в сравнительной форме. Подводится итог, награждают лучших игроков.
Проигравших в игре нет.
Сценарий экономической игры «По ступенькам бизнеса»
Цель: расширение экономических знаний и круга интересов учащихся.
Подготовка
1. Класс делится на две команды.
2. Заранее готовятся аудиокассеты (CD, DVD-диски) с записями песен, где есть слова «деньги», «золото».
Действующие лица
Торговки.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Рождение экономической науки покрыто тенью веков, как и рождение самой экономики, которое, впрочем, произошло многими тысячелетиями раньше. Примитивное хозяйство не требовало особых научных знаний.
Уже давно люди пытаются понять секреты устройства экономики. Миру известны имена великих экономистов Адама Смита, Дэвида Рикардо, Антуана Монкретьена и др. Может быть, скоро и ваше имя будет стоять в числе великих?!
Ведущий 2 . Но сначала проверим ваши начальные знания по экономике, без которой любой бизнес невозможен. А вы знаете, что такое бизнес? (Ответы команд. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, при этом учитываются не только фактические знания, но и чувство юмора, находчивость, смекалка игроков.)
Правильно, бизнес - это хозяйственная деятельность, приносящая доход или дающая другую выгоду. Бизнесмен выходит в зону риска и приключений, где смелость нужна не меньше, чем доскональное знание конъюнктуры рынка. И нашим участникам нужно проявить все эти качества, ведь, возможно, сегодня они сделают первый шаг в большой мир экономики и бизнеса. Итак, представляем команды и наше многоуважаемое жюри.
Ведущий 1. Одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным». Ведь сегодня настоящий коммерсант - это высокообразованный специалист. Итак, наш первый конкурс - разминка.
Экономическая азбука
Ведущие по очереди задают вопросы командам, за правильные ответы выдаются жетоны. Если команда не знает правильный ответ, вопрос переходит другой команде.
1. Как называется передача земли, зданий, имущества внаем их хозяином, владельцем на определенный срок за плату? (Аренда.)
2. Выпущенная акционерной компанией ценная бумага. Купивший такую бумагу становится одним из хозяев, собственников этой компании и приобретает право на получение части дохода от ее деятельности. (Акция.)
3. Специальное учреждение, заведение, призванное осуществлять самые разные операции, действия с деньгами. Очень часто эти учреждения лопаются (Банк.)
4. Это слово в переводе с английского означает дело. А вообще это деятельность человека или группы людей, проводимая за собственный счет, под свою ответственность. (Бизнес.)
5. Как называется профессия человека, содействующего совершению сделок между продавцом и покупателем? (Брокер.)
6. Денежная единица любой страны, используемая и узаконенная в стране. (Валюта.)
7. Как называется ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство об уплате определенной суммы в определенный срок? (Вексель.)
8. Денежное вознаграждение, выплачиваемое авторам литературных и музыкальных произведений, опубликованных в печати. (Гонорар.)
9. Добровольное соглашение двух или нескольких лиц, каждое из которых принимает на себя определенные обязательства. (Договор.)
10. Ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров или других ценностей для их употребления. (Импорт.)
11. Повышение цен на товары, приводящее к уменьшению количества товаров, которое можно купить, приобрести на одну денежную единицу. (Инфляция.)
12. Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности. (Инвестиция.)
13. Документ, официальная расписка, выдаваемая человеку для подтверждения факта получения от него денежных платежей, товаров или других ценностей. (Квитанция.)
14. Хранилище, в которое можно заложить имущественные ценности, вещи и получить на время денежную ссуду, величина которой зависит от стоимости заложенных вещей. Для получения своих вещей надо вернуть ссуду и оплатить хранение вещей и процент за предоставление ссуды. (Ломбард.)
15. Комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей. (Маркетинг.)
16. Служащий компании, фирмы, который управляет людьми, трудом, производством и продажей товаров. (Менеджер.)
17. Устанавливаемые законом обязательные платежи, которые граждане и организации (физические и юридические лица) обязаны периодически, обычно ежеквартально или ежегодно, вносить государству. (Налоги.)
18. Открытое оповещение фирмой возможных покупателей, потребителей производимых ею товаров и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах этих товаров и услуг. Она не должна порочить товары и услуги других фирм, иначе она недобросовестная. (Реклама.)
19. Доход, получаемый владельцем за счет использования другими лицами принадлежащей ему земли, имущества, капитала или другой собственности. Получение такого дохода не требует от владельца приложения трудовых усилий. (Рента.)
20. Предоставленные в долг денежные средства или материальные ценности, подлежащие возврату в установленный срок. За пользование ею получивший ее заемщик обязан выплатить вознаграждение, которое называется процентами. (Ссуда.)
21. Государственная служба, контролирующая ввоз и вывоз товаров через границу страны. Она еще взимает пошлины. (Таможня.)
22. Компания, выполняющая доверительные функции для частных лиц и организаций. (Трастовая компания.)
23. Денежные средства в самом широком понимании этого слова - как все наличные и безналичные деньги и чеки, так и все виды ценных бумаг. (Финансы.)
24. Денежный документ установленной формы, который играет роль денег и может быть использован вместо денег в качестве средства платежа. (Чек.)
25. Взаимоотношение, взаимодействие человека с окружающей его природной средой, рациональное экономическое использование природных ресурсов. (Экология.)
Ведущий 1. А пока жюри оценивает наш первый конкурс, мы хотим узнать у вас, какие вы знаете пословицы и поговорки о деньгах. За каждую пословицу команда получит один балл.
Команды по очереди называют пословицы и поговорки.
Ведущий 2. А сейчас мы предлагаем вам окунуться в историю экономики. Наш следующий тур называется...
Аукцион
Каждой команде мы открываем условный счет на одну тысячу рублей. Наши торги будут необычные. Вы выкупаете вопрос и отвечаете на него правильно, тогда на ваш счет поступает сумма, за которую куплен вопрос. Если ответ неверный, то на ваш счет поступает лишь половина суммы вопроса. Приступаем к торгам!
Первоначальная цена первого вопроса 100 рублей. Делайте ставки, господа!
1. Когда в России появились бумажные деньги? (В 1768 году, их ввела Екатерина II взамен громоздких медных денег, и назывались они ассигнациями.)
Выкупаем второй вопрос. Первоначальная цена 80 рублей.
2. В 1776 году издатель Уильям Стрэхеи выпускает в Лондоне «Исследование о природе и причинах богатства народов» - крупнейшую работу классической политической экономики. Назовите автора книги. Маленькая подсказка - по происхождению он шотландец. (Адам Смит.)
Выкупаем третий вопрос. Первоначальная цена 120 рублей.
3. Чьим указом и когда впервые официально была учреждена в России должность бухгалтера? (Указом Петра I в начале 1700-х годов. Слово «бухгалтер» пришло к нам из немецкого языка вместе с реформами Петра I.)
Выкупаем четвертый вопрос. Первоначальная цена 100 рублей.
4. Почему копейку назвали копейкой? (Первые легкие деньги - копейки - выпускались с рисунком всадника с копьем. От слова «копье», которое было в руках у всадника на монете, и названа она копейкой.)
Выкупаем пятый вопрос. Первоначальная цена 100 рулей.
5. От какого слова произошло слово «рубль»? (На Руси для расчетов использовали тяжелые серебряные слитки - гривны, которые имели форму брусков. Если целый кусок для расчетов был слишком велик, то его рубили. Именно от глагола рубить произошло слово «рубль».)
Выкупаем шестой вопрос. Первоначальная цена 200 рублей.
6. На Руси профессия скотника была очень уважаемой. Чем занимались скотники? (Деньгами раньше на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем большим стадом ты владел, тем богаче считался. Позднее животные перестали служить деньгами, но название «скотник» в значении «хранитель денег», «сборщик подати» и «скотница» в значении «сокровищница» еще долго сохранялись.)
Внеклассное занятие для младших школьников на тему «Социально-бытовая ориентация»
Экономическая игра для детей 7-8 лет
Цели : познакомить детей с понятиями: «экономика», «собственность», «товар», «деньги», «цена», «сделка», «партнеры», «бартер», «покупатель-продавец»; способствовать развитию деловых качеств: бережливости, практичности.
Оборудование : карточки с экономическими терминами; схема кроссворда, красочно оформленное название темы.
Ход занятия
I. Введение.
Ознакомительная беседа.
Телеграмма! Телеграмма!
Я глазам не верю прямо!
Выезжает, вылетает,
Прибывает в гости к нам
Знаменитый Чтоядам!
Тут сбежалась вся квартира:
Дядя Боря, тетя Ира,
Мама, бабушка и дед,
В двери выглянул сосед:
Это правда или нет?!
Даже папа, слыша это,
Прибежал из кабинета:
Неужели Чтоядам
В самом деле едет к нам?
Да! - сказала мама. -
Вот же телеграмма!
Тут сосед, и дед, и дядя
Закричали, в окна глядя:
Самолет!..
Я взглянул, и в этот миг
С самолета кто-то - прыг!
Знаменитый Чтоядам
Прямо с неба прыгнул к нам.
И к нему наперегонки
Все мальчишки, все девчонки:
Чтоядам! Чтоядам!
Ты привез игрушки нам?
Мчался я, как на ракете,
Я привез вам все на свете!
В чемодане у меня
Три машины, два коня,
Самолет и самокат,
Шоколад и мармелад...
Подбегайте, подходите!
Выбирайте, что хотите!
Тут волшебник Чтоядам
Раскрывает чемодан.
Гладит каждому макушку,
Дарит каждому игрушку.
Подходите, хватит всем!
Все дарю вам насовсем!
Это замечательное стихотворение больше похоже на быль или на сказку?
Можем ли мы в реальной жизни приобрести что-либо, не заплатив за товар? (Нет)
Если нам необходим какой-либо предмет, как мы действуем в этом случае? (Идем в магазин, на рынок, покупаем необходимую вещь)
Вывод: так вот мы и поговорим с вами, что же такое товар, деньги, экономика, партнеры и партнерство, бартер и сделка, собственность и какая она бывает.
II. Основная часть занятия.
1. Терминологическая работа.
1) Экономика.
Люди всегда обменивались товаром - мебель на одежду, одежду на фрукты и овощи, фрукты и овощи на хлеб и т. д. Но не всегда
можно было найти нужный товар на обмен. Чтобы было легче менять, люди изобрели деньги. Теперь на них очень многое можно купить. А на свете так много полезных и красивых вещей! Где же сейчас можно взять деньги? Способов много. Читали Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»? Что сказал Дядя Федор? (Пойдем искать клад)
Можно процитировать отрывок.
Клад - это, конечно, замечательно, но весьма несерьезно. Люди зарабатывают деньги своим талантом, знаниями, умением.
Все хотят сделать прическу у ловкого парикмахера, посмотреть на знаменитого фокусника, попасть к мудрому врачу. Тысячи людей собираются, чтобы подивиться на силачей, поднимающих тяжелые штанги, чтобы послушать певцов и музыкантов, увидеть картины великих художников.
Чтобы денег было достаточно, надо уметь делать нужные людям вещи: красивую посуду, вышитые полотенца, теплую одежду, удобную обувь, разноцветные карандаши и др. Тогда люди охотно отдадут за такой труд свои деньги.
Итак, что же такое экономика? (От греческого «oikonomike», буквально - искусство ведения домашнего хозяйства)
Что, значит, заниматься домашним хозяйством? (Грамотно распределять семейный бюджет)
Сейчас слово экономика означает плановое ведение хозяйства страны. Где тоже нужно готовить продукты, шить одежду, делать игрушки, выпускать книги, строить дома для всех жителей, прокладывать дороги.
2) Знакомство с понятием «собственность».
Что же это такое собственность? (Собственность - это то, что принадлежит одному человеку или группе людей)
Ребята назовите свои личные вещи. (Пальто, платье, обувь, книги, игрушки и т. д)
У каждого из вас есть личные вещи - они принадлежат только вам. Это ваша личная собственность. (На столе лежат различные вещи детей)
Ребята, разберите свои личные вещи, личную собственность.
(Дети разбирают)
Дом или квартира, машина, дача, гараж - это личная собственность ваших родителей, личная собственность вашей семьи.
А театры, дороги, вокзалы, школы - это принадлежит государству и является государственной собственностью.
Так какая же бывает собственность? (Собственность бывает личная и государственная)
3) Знакомство с понятием «товар».
Когда собственность становится товаром?
У вашей семьи есть машина, но родители решили ее продать, и машина из собственности превращается в товар.
Один предприниматель хочет купить в личную собственность у государства или другого лица, например, здание кинотеатра, это здание становится товаром.
Вы занимаетесь коллекционированием марок. У вас есть одинаковые марки, и вы захотели одинаковые поменять на новые. Ваши марки становятся товаром.
Что же такое товар?
Товар - продукт труда, произведенный для обмена (продажи).
4) Деньги, партнеры, бартер, сделка.
Ваши родители решили продать машину. Что они хотят получить? (Деньги)
Что же такое деньги? (Деньги - это ценные бумаги)
Родители находят покупателя и договариваются о цене, о времени продажи, о сроке выплаты. Они заключили сделку и стали партнерами.
Вы решили поменять одни марки на другие, без участия денег. Обмен товара без участия денег называется бартер. А такой договор называется бартерной сделкой.
2. Ролевые игры.
1) Обыграть ситуации.
Покупатель - продавец
Маша вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша - продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.
Партнеры
Вова хочет продать музыкальный диск, Коля хочет купить музыкальный диск. Вова назначает цену, но у Коли не хватает денег на эту покупку. Они договариваются о цене, времени продажи, месте встречи. Мальчики стали партнерами. Когда Коля купит товар, а Вова продает, значит, они произведут сделку.
Бартерная сделка
У Оли книги и у Тани есть книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются об обмене книг, то есть друг с другом меняются. Они произвели бартерную сделку.
2) Разгадывание кроссворда.
1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
3) Чтение по ролям стихотворения A. Л. Барто «Копейкин».
В будний день и выходной
Раздается за стеной:
Брат. Ты возьмешь меня на пляж?
Сестра. Очини мне карандаш!
Копейкин. Что ты мне за это дашь?
Алексей пришел из школы,
Это он ведет торги.
Узнаю его шаги)
Он со всех взимает плату.
Застегнул штанишки брату -
Взял с него за попеченье Полпеченья.
Дед. Подними очки, голубчик! -
С просьбой дедушка к нему.
Отвечает милый внучек.
Копейкин. Дашь десятку - подниму.
Алексей пришел из школы.
Он теперь придумал так.
Копейкин.
Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки.
В будний день и в выходной
Раздается за стеной.
Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
Копейкин. Что ты мне за это дашь?
Что можно сказать о поступке Алексея?
Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение? (Экономика и жадность (скаредность) -разные понятия)
III. Итог занятия.
Учитель. Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.
Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?
Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо учиться. Успехов вам!