Игры для занятия золотая осень подготовительная группа. «Зайцы и медведи». «Взрослому мяч бросай и животных называй»
– любимое времяпровождение для дошколят. Играя, малыши укрепляют свое физическое здоровье, развивают мышление, быстроту, ловкость и силу.
С приходом осени дети все больше времени проводят . Поэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.
Какие игры осенью пользуются наибольшей популярностью среди детей? Рассмотрим самые популярные и всеми любимые.
Музыкальная игра «Осень спросим» известна еще с советских времен.
Среди детей выбирается Дождик и Осень. В то время как Дождик прячется, все малыши становятся в круг, в середине которого находится Осень. Начинают водить хоровод и петь «Осеннюю песенку»:
Дети:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:
сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.
А еще я принесла корзину со своими дарами.
Принесла вам мёду
Полную колоду.
Осень:
Принесла я вам муки,
Значит, будут пироги.
Осень:
Принесла вам гречки,
Каша будет в печке.
Осень:
Принесла вам фруктов, ягод!
Мы варенья сварим на год!
Дети:
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень:
Дождику вы рады?
Дети:
Не хотим, не надо.
После последних слов выскакивает Дождик и начинает ловить участников. Тот, кто попадется – становится новым Дождиком и все повторяется снова.
Игра «Карусель» в детском саду
Развивает ритмичность движений и внимательность.
Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:
Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.
Игра «Плетень» в детском саду
Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.
В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.
Игра «Светофор» в детском садуРазвивает внимательность и быстроту реакции.
Выбирается ведущий игры – Светофор, который разворачивается к игрокам спиной. Дошкольники выстраиваются за условной линией (за 15–20 м). Если ведущий объявляет «зеленый свет» – дети начинают двигаться к нему. Но при словах – «красный свет» должны замереть. Кто не успел – выбывает. Игра продолжается, пока участники не коснутся Светофора.
Игра «Дождик» в детском саду
Позволяет развивать внимательность и ритмику.
Ребята становятся в круг и начинают водить хоровод под песенку, делая параллельно определенные движения.
Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
(3 хлопка в ладоши)
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
(по 3 притопа каждой ногой)
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем
(3 прыжка на месте)
Игра «Пузырь» в детском саду
Стимулирует правильное произношение звука «Ш», развивает ловкость.
Дети, берясь за руки, образуют круг. Ведущий предлагает надуть игрокам волшебный пузырь, который будет очень большим, но не лопнет. Задача детей – внимательно слушая ведущего, максимально точно выполнять названные движения.
Раздувайся, пузырь!
(дети, не отпуская друг друга, максимально расходятся в стороны)
Раздувайся, большой…
Оставайся такой
И не лопайся!
(продолжая держать друг друга, дети останавливаются)
(начинают сходится к центру круга)
Игра «Ловишки» в детском саду
Дети становятся в круг, где по центру стоит Ловишка. По условному сигналу («раз, два, три») дети разбегаются, а ведущий стремится дотронуться до кого-то. Игра заканчивается, когда пойманы 5–6 человек.
Стоит лишь проявить фантазию и игры в детском саду осенью принесут дошколятам много веселья, радости и пользы.
Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
1. «Бездомный заяц».
Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках.
«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».
2. «Зайцы и волк».
Цель: учить детей правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры. Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, «волк» находится на противоположной стороне.
Воспитатель. Зайцы скачут, скок, скок, скок,
На зеленый на лужок, на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли волк.
Под эти слова дети прыгают, выполняют движения. После того, как произносится слово волк , он бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит в сторону.
3 «Красочки».
Цели: учить различать цвета; развивать ловкость.
Ход игры. Играет 5 человек и более. Выбирается ведущий («монах»), который уходит в сторону, пока игроки («краски») выбирают себе цвет.
«Краски» садятся на скамейку. Приходит «монах» и стучит в дверь.
– Кто там? – спрашивает ведущий.
– Это я, монах в синих штанах, на лбу шишка, в кармане мышка!
– За чем пришел?
– За краской.
– За какой?
– За… (называет цвет).
Если нет «краски», «монах» уходит. Если есть, он ее догоняет. Дети меняются ролями.
4 «Казаки-разбойники».
Цели: познакомить с народной игрой; развивать ловкость.
Ход игры. «Казаки» находят место – «темницу», «разбойники» тем временем прячутся. «Разбойник» считается пойманным, если «казак» до него дотронулся прутиком («нагайкой»). «Разбойник», которого взяли в плен, не имеет права убегать. Всех пленных приводят в «темницу», охраняемую «казаком». Разбойники могут освободить своих товарищей, дотронувшись до них. Но если в этот момент они сами будут пойманы «казаком-сторожем», то также попадают в «темницу».
Игра считается законченной, когда все «разбойники» окажутся в «темнице».
5 «Картошка».
Цели: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.
Ход игры. Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто уронит мяч, садится в круг, становясь «картошкой». Когда «картошки» набирается много (более 5 игроков) она начинает расти: игроки в кругу берутся за руки и постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать через них становится трудно, и тогда «картошку» выбивают: один игрок бросает мяч другому, тот отбивает и должен попасть в «картошку». Если попадает, игрок выходит, если нет, он сам становится «картошкой».
6 «Садовник».
Цели: разучить названия цветов; развивать ловкость.
Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбираются ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками. «Садовник» говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» (Называет любой цветок.) Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место, то есть становится «садовником».
7 «Жмурки» вариант 1.
Цели: познакомить с русской игрой; учить внимательности.
Ход игры. Жмурка выбирает при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину комнаты и поворачивают несколько раз вокруг себя, разговаривая с ним:
– Кот, кот, на чем стоишь?
– На квашне * .
– Что в квашне?
– Лови мышей, а не нас!
Игроки разбегаются, жмурка их ловит. Пойманного игрока он должен узнать, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.
8 «Пустое место».
Цель: развивать физические качества: ловкость, быстроту.
Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети становятся в круг, положив руки на пояс. Водящий идет за кругом и говорит:
Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу.
После этих слов водящий останавливается и заглядывает в круг. Происходит разговор со стоящим в кругу ребенком:
– Тук-тук-тук.
– Кто пришел?
– Это… (водящий называет свое имя).
– Зачем пришел?
– Бежим наперегонки!
9 «Гуси-лебеди».
Цель: развивать ловкость, гибкость.
Ход игры.Выбираются «волк» и «пастух», остальные – «гуси». На одной стороне площадки стоят «гуси», сбоку – логово «волка». «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг, затем говорит:
– Гуси-гуси!
«Гуси» останавливаются и отвечают хором:
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» летят через луг домой, а «волк», услышав их, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать. Пойманных «гусей» он уводит к себе.
10 «Хитрая лиса».
Цель: развивать умение быстро реагировать после сигнала.
Ход игры. Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Воспитатель проходит и дотрагивается до кого-либо. Дети открывают глаза и три раза произносят: «Хитрая лиса, где ты?» После этого «лиса» выбегает в центр и говорит: «Я здесь!» Все разбегаются, а она их ловит. Пойманные отходят в сторону.
11 «Медведь и пчелы».
Цель: развивать умение действовать по сигналу, правильно залазить на лесенку, имитировать действия персонажей.
Ход игры. Играющие делятся на две группы – «пчелы» и «медведи».
По сигналу «пчелы» летят на луг за медом и жужжат. Как только «пчелы» улетели, «медведи» лезут в улей (обручи) и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» «пчелы» летят и жалят не успевших убежать в лес. Ужаленный «медведь» не выходит за медом.
12 «Горелки».
Цель: развивать быстроту, ловкость, реакцию.
Ход игры. Играющие становятся парами. Впереди колонны, на расстоянии 2–3 шагов, проводится линия. Один из играющих – ловящий – становится на эту линию. Дети, стоящие в колонне, говорят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
После команды «Беги!» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного, если поймал, образует пару и встает впереди колонны.
13 «Караси и щука».
Ход игры. Один ребенок выбирается «щукой». Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – «камешки» – образует круг, другая – «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом.
По сигналу воспитателя «Щука!» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать «карасей». «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камушки). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Затем выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.
14 «Волк во рву».
Цель: развивать ловкость, внимание.
Ход игры. Посреди площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80–100 см. Это ров. На одной стороне стоят «козы». «Волк» становится в ров. По сигналу: «Волк во рву!» – «козы» бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а «волк» старается их поймать.
15 «Не попадись!».
Цели: учить правильно прыгать на двух ногах, развивать ловкость.
Ход игры. Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Водящий становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. Через 30–40 секунд воспитатель прекращает игру.
16 «Не намочи ног».
Цели: развивать у ребят координацию движений; учить выполнять двигательные задания, стремиться к достижению цели.
Ход игры. Две команды, в руках у первых дощечки. По команде воспитателя «Вперед!» каждый должен, наступая только на дощечки, перейти «болото» и отдать дощечку второй части команды, находящейся на другой половине «болота». Выигрывает тот, кто первым перейдет «болото».
17 «Угадай, что поймал».
Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти в воображаемый лес и понаблюдать за его обитателями (белками, зайцами, муравьями, пчелками, и т. д.), вернувшись с прогулки, рассказать жестами, без слов, за кем они наблюдали.
18 Подвижная игра «Лягушки».
Цель: учить сопоставлять движения со словами.
Ход игры. Дети делятся на две группы. Одна из них – «кочки на болоте», другая – «лягушки». «Кочки» стоят большим кругом. За каждой «кочкой» спряталась «лягушка».
Одна «лягушка» (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква-ква-ква». Дети («кочки») говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку». После этих слов все «лягушки» и водящий прячутся за «кочки». Тот, кому не хватило «кочки», становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». «Лягушки» снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала, только дети меняются местами.
19 Подвижная игра «Замри».
Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.
Ход игры. Ведущий объясняет детям правила, согласно которым все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри!» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.
20 «К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.
Ход игры. Водящий называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводится на скамейку штрафников.
21 «Пробеги тихо».
Цель: учить бесшумно двигаться.
Ход игры. Дети делятся на группы 4–5 человек. Водящий становится в середине зала. По сигналу одна группа бежит мимо водящего бесшумно, если он услышит шум шагов, то говорит: «Стой!», и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так бегут поочередно все группы.
Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.
22 «Космонавты».
Цель: развивать ловкость, воображение детей.
Ход игры. По залу разложены обручи. Их на один меньше, чем игроков. Посредине «космонавты», взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет.
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в «ракетах», те, кто не успел, остаются на «космодроме», а те, кто сидит в «ракетах», поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.
23 «Песенка стрекозы».
Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений.
Ход игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:
Я летала, я летала, устали не знала.
Плавно взмахивают руками.
Села посидела опять полетела.
Опускаются на одно колено.
Я подруг себе нашла, весело нам было.
Делают летательные движения руками.
Хоровод кругом вела, солнышко светило.
Берутся за руки и водят хоровод.
24 «Пузырь».
Цель: учить правильно делать длительный плавный выдох.
Ход игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Повторяют слова за воспитателем: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой и не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося: «С-С-С», подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит).
25 «Стайка».
Цель: развивать ритмическую и выразительную речь; активизировать словарь по теме «Птицы»; воспитывать спортивную сноровку.
Ход игры: Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку И. Токмаковой:
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей, Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – воробей, Эта птичка – коростель,
Эта птичка – совушка, Эта птичка – скворушка,
Сонная головушка, Серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – стриж,
Эта – развеселый чиж,
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Дети после этих слов разбегаются, а водящий (злой «орлан»), старается кого-нибудь поймать.
26 «Совушка».
Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры. Играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются на площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полёт бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.
27 «Стоп!».
Цель: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним.
Ход игры. На одной стороне стоят дети в одну линию, на другой, в обруче, водящий. Стоя спиной к играющим, говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах дети шагают к водящему. Как только он произнес: «Стоп!», поворачивается. Кто не успел остановиться, тот возвращается на линию. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не встанет в обруч.
28 «Жмурки» вариант 2.
Цель: развивать внимание.
Ход игры. Водящему закрывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладони его вытянутых рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим.
Правила игры. Ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников.
29 «Кто сделает меньше шагов».
Цель: развивать ловкость движения.
Ход игры. Дети становятся за линию и по сигналу взрослого бегут на противоположную сторону площадки до обозначенного чертой места. Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает их. По окончании бега дети говорят, кто сколько сделал шагов, и определяют, у кого их меньше.
Правила игры. Вначале воспитатель предлагает пробежать установленное расстояние по очереди и считает шаги каждого ребенка, а затем дети делают это сами.
30 «Ловишки на одной ноге».
Ход игры. С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а ловишка ловит. Ловишка не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками. В конце игры определяют, какой ловишка самый ловкий.
31 «Шоферы».
Цели: учить придумывать различные действия и изображать их; рассказывать о воображаемых событиях.
Ход игры. Воспитатель просит детей представить, что они шоферы автомашин. Каждый выбирает себе дорогу: в деревню, на море, в магазин. Воспитатель просит детей рассказать о том, что они видят из окна.
32 «Кот на крыше».
Цели: развивать ритмичную, выразительную речь; автоматизировать произношение звука «Ш» в связном тексте; координировать движения.
На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он «кот».
Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши, тише, мыши…
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…
После этих слов «кот» «просыпается», мяукает, вскакивает и гонится за «мышками». «Мышки» убегают.
Правила игры. Нужно отметить чертой «мышкин» дом – «норку», куда «кот» не имеет права забегать.
33 «Лягушки и цапля».
Цели: упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества – ловкость, быстроту.
Ход игры.В середине площадки рисуется болото, в котором живут лягушки. По сторонам площадки нарисован ручей, в стороне – гнездо цапли. По сигналу ведущего «Лягушки прыгают в болоте!» играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу «Цапля идет!» «цапля», перешагнув ручей, прыгает и ищет «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», перепрыгивают «ручеек», стараясь спрятаться. «Цапля» пытается поймать «лягушек».
34 «Ловушка».
Цели: закреплять в активном словаре существительные по темам: «Дикие животные», «Птицы»; развивать быстроту, гибкость.
Ход игры. Дети делятся на группы (4–5 человек). Они берутся за руки и образуют круг – ловушку. 1-й ребенок – «охотник». Остальные дети – «обитатели леса». Они бегают и прыгают через ловушку и вокруг нее (изображающие ловушку стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп», – неожиданно говорит «охотник». Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», – говорит «охотник». Дети, попавшие в ловушку, движением и голосами подражают разным зверям и птицам. «Охотник» отгадывает. Если угадал, то ребенок уходит на скамейку, а если нет, то теперь он изображает ловушку.
35 «Ловишка, бери ленту».
Цели: развивать ловкость; воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.
Ход игры. Все играющие закладывают за пояс сзади ленточки. По сигналу воспитателя «Беги!» разбегаются по площадке, а ловишка бегает за ними, стараясь вытянуть больше ленточек. По сигналу «Раз-два-три – в круг быстрей беги!» дети становятся в круг. Подсчитывается число взятых лент, после чего они возвращаются детям. Лишившись ленты, ребенок временно покидает игру.
36 «Два Мороза».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры. На противоположных сторонах площадки отмечаются два дома. Играющие располагаются на одной стороне. Выбираются Мороз, Красный нос и Мороз, Синий нос, которые стоят в середине зала. По сигналу: «Начинайте!» – оба Мороза говорят:
– Мы два брата молодые, два Мороза удалые:
Я Мороз, Красный нос, я Мороз, Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
После сигнала «Мороз» все играющие перебегают на другую сторону, а Морозы стараются их «заморозить», то есть коснуться рукой. «Замороженные» останавливаются и не двигаются, пока все не перебегут. В конце подсчитывают, какая пара Морозов «заморозила» большее число играющих.
37 «Лиса в курятнике».
Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.
Ход игры. На одной стороне площадки очерчивается место под «курятник». В «курятнике на насесте» (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки готовится «нора лисы». Все остальное – двор.
Один из играющих называется лисой, остальные – курами. По сигналу воспитателя «куры» спрыгивают с «насеста», ходят и бегают по двору, «клюют» зерна, хлопают «крыльями». По сигналу воспитателя «Лиса!» «куры» убегают в «курятник» и взбираются на «насест», а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит её в свою «нору». Остальные «куры» снова выбегают, и игра возобновляется.
Игра кончается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».
38 «Мороз, Красный нос».
Ход игры. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз, Красный нос. Он произносит:
– Я Мороз, Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
– Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается «заморозить» (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, стольких он «заморозил». После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце нескольких перебежек подводится итог, сравнивают, какой Мороз «заморозил» больше играющих.
39 «Не оставайся на полу».
Цель: развивать умение правильно спрыгивать с возвышения двумя ногами, мягко приземляясь, сгибая колени.
Ход игры. В различных местах зала находятся разные предметы высотой 25–30 см. Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Под удары бубна дети спрыгивают с предметов и бегают или прыгают по залу. Ловишка принимает участие в беге. По сигналу «Лови!» все дети снова взбираются на предметы. Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение, и те садятся в стороне.
40 «Мяч водящему».
Цель: развивать умение бросать и ловить мяч.
Ход игры. Участники делятся на равные команды. На расстоянии 3 м от команд проводится линия. Выбираются два водящих, которые становятся за этой линией против колонн. По сигналу оба водящих бросают мячи стоящим впереди в своих командах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны и т. д. Выигрывает та команда, в которой последний играющий раньше вернет мяч водящему.
41 «Рыбак и рыбки».
Цель: развивать ловкость.
Ход игры. Играющие стоят. Очерчивается «пруд» – площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками – «рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку («сети») и пытаются окружить и поймать «рыбок». Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется и дети меняются ролями.
42 «Голубь».
Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».
Ход игры. Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».
43 «Дети и волк».
Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
Ход игры. Выбирается «волк». Остальные дети «собирают в лесу землянику и грибы» и приговаривают:
Дети по лесу гуляли,
Землянику собирали.
Много ягодок везде:
И на кочках, и в траве.
Но вот сучья затрещали…
Дети, дети, не зевайте,
Волк за елью – убегайте!
Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.
44 «Зайцы и медведи».
Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.
Ход игры. Ребенок («медведь») сидит на корточках и «дремлет». Дети («зайцы») прыгают вокруг и дразнят его:
Мишка бурый, мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?
«Медведь» встает со стула, отвечает:
Я медком не угостился,
Вот на всех и рассердился.
1, 2, 3, 4, 5, начинаю всех гонять!
На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их к стульчику («берлоге»).
45 «Повар».
Ход игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть, никому нельзя зевать,
Если повар будешь ты, то скорей кругом иди.
После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает и становится водящим.
46 «Ловишки с приседанием».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры. С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре площадки. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а ловишка ловит. В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть. В конце говорят, какой ловишка самый ловкий.
47 «Мышеловка».
Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала.
Ход игры. Делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг («мышеловку»). Остальные – «мыши». Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и, начиная ходить по кругу, говорят:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут – вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и садятся. Пойманные становятся в круг. Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями.
48 «Сделай фигуру».
Цель: развивать воображение.
Ход игры. Ходьба в колонне по одному, по сигналу «Стоп!» дети останавливаются и выполняют какую-либо фигуру. Отмечаются самые быстрые и интересные.
49 «Удочка».
Цель: учить детей правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.
Ход игры. Дети стоят по кругу. В центре – воспитатель. В руках веревка, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны через нее перепрыгнуть.
50 «Быстро возьми».
Цель: развивать ловкость, быстроту движений.
Ход игры. Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки), которых должно быть на один или два меньше. По сигналу «Быстро возьми» каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел это сделать, считается проигравшим.
Правила игры. Предметы постепенно убираются.
51 «Кот Васька».
Цель: развитие двигательной активности.
Ход игры. «Мыши» сидят на стульчиках. «Кот» идет на носочках, смотрит по сторонам, мяукает.
Педагог и дети.
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А летит стрелой, а летит стрелой.
«Кот» бежит в конец площадки, садится и «засыпает».
Дети. Глазки закрываются –
Спит иль притворяется?
Зубы у кота – острая игла.
Одна из «мышек», подойдя к «коту», смотрит, спит ли он. Машет руками, приглашая к себе других.
Педагог. Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут,
Всех поймает он!
«Кот» вскакивает и бежит за «мышками».
52 «Ловишки парами».
Цель: развивать быстроту движений.
Ход игры. Дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии 3–4 шагов друг от друга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети первой шеренги убегают, а дети второй догоняют каждый свою пару и стараются поймать, прежде чем первые пересекут обозначенную линию финиша. После двух перебежек дети меняются местами.
53 «Птички и кошка».
Цели: учить двигаться по сигналу; развивать ловкость.
Ход игры. В большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить их, а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.
54 «Солнечные зайчики».
Цель: упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.
Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну лови, лови скорей, вот он, светленький кружок,
Вот-вот-вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене.
55 «Охотники и утки».
Цель: развитие меткости.
Ход игры. Играющие делятся на две группы – «охотники» и «утки». «Утки» становятся в середину круга, а «охотники» располагаются снаружи, перебрасывают мяч и стараются попасть в «уток», те увертываются. Когда треть игроков поймана, игра останавливается и дети меняются местами.
56 «Не дай мяч водящему».
Цель: развивать ловкость, меткость.
Ход игры. В центре круга находятся 2–3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронутся. Если кому-нибудь это удается, то он выходит из круга, а водящим становится тот, при броске которого был пойман мяч.
57 «Где мы были, не скажем».
Цель: развивать логическое мышление, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Ход игры. Дети делятся на две команды. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, что будут показывать. Одна группа показывает, а другая должна отгадать, кого или что они изображают. Затем дети меняются местами.
58 «С кочки на кочку».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры. Воспитатель выкладывает на участке обручи (6–8 штук) в две линии. Играющие выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя первые игроки начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок прыгнет из последнего обруча, прыжки начинает второй игрок колонны и т. д. Побеждает команда, быстро и правильно (не оступившись ни разу) перебравшаяся на другой берег.
Игра повторяется 2–3 раза.
59 «Волшебное зеркало».
Цель: развивать ритмичность, выразительность речи и координацию движений.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить и фразу, и движение. Если он допустил ошибки, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнил все без единой ошибки.
60 «Мяч передавай – слово называй».
Цель: развивать фонематические представления, быстроту реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У первых игроков по мячу, диаметр которых 25–30 см. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
61 «Взрослому мяч бросай и животных называй».
Цели: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов; развивать внимание и память.
Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Например: фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин.
Можно использовать другие темы: овощи, деревья, домашние и дикие животные, птицы, мебель, посуда, одежда, транспорт.
62«Карусель».
Цель: учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.
Ход игры. Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».
После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:
Тише-тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно все медленнее. При произнесении слов «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.
После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, то есть становятся в круг, берут шнур.
Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.
63 «Ручейки и озера».
Цель: развивать ловкость.
Ход игры. Дети строятся друг за другом по 4–6 человек, руки кладут на пояс или плечи стоящему впереди – это ручейки. По сигналу «Ручейки бегут!» дети бегут каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу «Озеро» каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Выигрывает команда, которая быстрее построила круг. При повторении игры дети бегут с высоким подниманием колен, в полуприседе.
64«Пятнашки».
Цель: развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры. Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала «Лови» все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду «Стой!», игра останавливается, подсчитывают количество пойманных и выбирают нового водящего.
65 «Сороконожка идет по детсадовской дорожке».
Цель: развивать двигательную активность.
Ход игры. Дети встают друг за другом, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. Задача – не упасть.
66 «Маргаритки».
Цели: закрепить знания о растениях цветника; упражнять в беге с увертыванием.
Ход игры. С помощью считалки выбирают ведущего. Он в игре будет исполнять роль девочки Маргариты. Все остальные дети будут представлять цветы маргаритки. «Цветы» становятся в круг, а Маргарита находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Хочет снова все собрать,
Только надо нас догнать.
Дети разбегаются по всей площадке, а Маргарита пытается их догнать и запятнать. Ведущий, догоняя ребенка, произносит: «Цветник». По этому сигналу запятнанный игрок должен пойти в «цветник». Когда там будет 5–6 детей, игра останавливается. Маргарита считает, сколько собрала «маргариток», и называет других соседей маргариток в «цветнике». Воспитатель отмечает, кто из детей был ловким в игре, кто назвал больше растений цветника.
Правила игры. «Маргаритки» начинают убегать только после команды «Догнать!». Названные растения второй раз повторять
67 «Передал – садись».
Цель: развивать ловкость, быстроту движения.
Ход игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3–4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та команда будет считается победительницей.
68 «Догони свою тень».
Цель: познакомить понятием света и тени.
Воспитатель. Кто отгадает загадку?
Я иду, она идет; я стою, она стоит; побегу, она бежит.
(Тень.)
В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение. Оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. (Где еще есть? На что похожа?)
69 «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем».
Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей.
Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего.
Ведущий. Здравствуйте, дети!
Где вы были,
Что вы делали?
Дети. Где мы были, мы не скажем,
А что делали – покажем.
Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.
70 «Огурцы».
Цели: развивать быстроту реакции, внимание; закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.
Ход игры. Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Вырастали на грядке Дети ходят в колонне.
Зеленые прядки, Переход в полуприсед.
Прятались в них огурцы. Приседают.
А солнце пригрело, Встают, поднимают руки вверх.
Вмиг пожелтели. Руки опустили.
Но в бочке они хороши!
После слова хороши дети бегут и занимают место в «бочке» (нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой иг
71 «Вратарь».
Цели: закрепить умение ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, точность движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок. Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Взрослый: Раз, два, три,
Справа (слева, прямо) мяч смотри!
72 «Напои лошадку».
Цель: развивать ловкость движений.
Ход игры. Ребенок становится на расстоянии 4–5 метров от игрушки лошадки. Ему дают в руки ведерки и завязывают глаза. Надо подойти к лошадке и «напоить» ее из ведра (поднести ведерко к морде лошади
73 «Бабочки, лягушки и цапли».
Цель: развивать подражательные движения.
Ход игры. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут руками), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произносит: «Снова побежали», дети начинают бегать по лугу в произвольном направлении.
74 «Угадай, какой наш дом?».
Цель: описать деревья и найти их по описанию.
Ход игры. Из группы детей выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.
Например, дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из детей дает описание: называет цвет ствола, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах.
Волк или заяц?
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных, творческих способностей.
Ход игры: игроки встают в круг лицом к центру. Водящий ходит за кругом, быстро говоря слова: «Огонь горит, самовар кипит». После этих слов дотрагивается до плеча игрока, позади которого оказался. Этот игрок закрывает лицо ладонями. Так повторяется, пока все игроки не закроют глаза. Теперь водящий ходит уже со словами: «Волк или заяц?» При этом он трогает любого игрока за плечо и заглядывает ему в лицо. Игрок убирает от лица руки. Если выражение лица у него хищное, грозное, водящий молча отправляет его направо — там будут собираться «волки». Если выражение лица кроткое, доброе, водящий отправляет игрока налево — там собираются «зайцы». Как только последний игрок займет свое место на одной из сторон, «волки» бросаются ловить «зайцев» по всей игровой площадке. Побеждает тот «заяц», которого поймают последним.
Особые замечания: нельзя подглядывать. Игроки стоят молча, чтобы остальные не знали, сколько уже «волков» и «зайцев». «Заяц» считается пойманным, если «волк» дотронется до него рукой.
Хозяин сада и яблоки
Ход игры: все игроки — «яблоки». Один — «хозяин сада». Дети образуют круг, взявшись за руки, а «хозяин сада» встает в него и говорит: «Яблоко погрыз червь, и оно падает с дерева».
При этих словах дети бегут по кругу, а после слова «дерево» они должны быстро присесть. Тот, кто не успеет это сделать, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся 3 человека. Они — самые лучшие «яблоки».
Особые замечания: бегущим по кругу игрокам нельзя разъединять руки. Из двух игроков, не успевших присесть, выходит из игры тот, у кого окажется свободной левая рука. «Хозяин сада» следит за соблюдением правил игры.
Волчата и лиса
Цель игры: развитие двигательных и творческих способностей, быстроты реакции, внимания.
Ход игры: из игроков выбираются 1 «охотник» и 1 «лиса», остальные делятся на группы по 3 — 5 человек. Каждая группа игроков образует кружок. Все кружки, изображающие норы, размещаются в разных местах игровой площадки на расстоянии примерно 3 м друг от друга. В каждой норе один из игроков — «волчонок», он становится в центр круга. «Охотник» и «лиса» встают в стороне от нор.
По сигналу ведущего «лиса» начинает убегать, а «охотник» — догонять. Спасаясь от «охотника», «лиса» может вбежать в любую нору «волчат». Тогда «волчонок», находящийся в центре круга, выбегает из него, а «охотник» теперь преследует «волчонка».
Если «охотник» осалит «волчонка», то они меняются местами, и игра продолжается.
Особые замечания: «охотник» может ловить «волчонка» только тогда, когда он находится вне норы. Пробегать «волчатам» через норы нельзя. Как только «лиса» вбегает в нору, «волчонок» должен сразу выбежать оттуда.
Веселые щенки
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Атрибуты: шнур длиной 5 м.
Ход игры: в середине игровой площадки проводится линия или протягивается шнур — это речка. Игроки делятся на 2 группы и садятся друг против друга на расстоянии 4—5 м. Каждая группа выбирает себе вожака, которые подбирают своим «щенкам» секретные имена. Например, мальчиков-«щенят» можно назвать так: Ястреб, Коршун, Орел, Беркут и т. д. Девочек — Звезда, Солнце, Луна, Лилия, Маргаритка и т. д.
Вожак первой группы обращается ко второй группе: «Дайте Маргаритку!» Вожак второй группы отвечает: «Выбирай, кого хочешь, только учти: между нами речка, если умеешь — плыви, не умеешь — прыгай!» «Щенки» из второй группы хором говорят: «Пусть плывет!» или «Пусть пройдет!» После этих слов вожак подходит ко второй группе играющих сзади и выбирает себе «щенка». Осторожно двумя руками он закрывает ему глаза, а после этого вызывает из своей группы, например, Ястреба, чтобы он помог увести «щенка» к себе.
Ястреб, переходя через речку, должен выполнять разные движения, которые называют игроки второй группы: ползти, прыгать и т. д.
Подходя к «щенку», Ястреб трогает его за плечи руками и быстро возвращается к себе в группу. Теперь «щенок» из второй группы должен найти того, кто его трогал. Если он отгадает, то ведет его за собой в группу, если нет, сам остается в группе Ястреба. Игра продолжается, только теперь своего вожака посылает вторая группа. Выигрывает та команда, в которой к концу игры останется больше игроков.
Особые замечания: движения для «щенка» придумывает вся группа, а игроки должны четко их выполнять.
Сказочная игра
Цель игры: развитие двигательных, творческих и коммуникативных способностей, внимания и ловкости.
Атрибуты: корзинка с мячами, большие высокие сапоги, метла, веревка, зонтик.
Ход игры: на игровой площадке проводятся стартовая и финишная линии. Игроки делятся на пары, и каждая пара получает свое задание. Например, первая пара должна изобразить Красную Шапочку и «волка». При этом Красная Шапочка, держа в руках корзинку с маленькими мячиками, должна, выбежав со стартовой линии на 10 секунд раньше «волка», добежать до финиша и вернуться обратно. «Волк» бежит за ней, стараясь поймать. Вторая пара должна изобразить Ивана-Царевича и Бабу-Ягу. Иван-Царевич прыгает на одной ноге от стартовой линии до финиша и возвращается обратно, а Баба-Яга на метле пытается его догнать. Третья пара — Кащей Бессмертный и Василиса Прекрасная. Василиса пытается убежать от Кащея, который может только шагать за ней большим приставным шагом. Четвертая пара изображает «мустанга» и «ковбоя». «Конь» скачет по дистанции небольшими прыжками, а «ковбой» старается догнать его и набросить лассо из веревки. Пятая пара изображает Волшебника и малыша. Малыш бежит дистанцию обычно, а Волшебник пытается догнать его, дотронувшись волшебной палочкой.
Особые замечания: пробежав дистанцию, игроки могут поменяться ролями и продолжить игру.
Кот и мышь
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Ход игры: игроки встают в 2 ряда лицом друг к другу и берутся за руки, образуя проход- нору.
В одном ряду стоят «коты», в другом — «мыши». Игру начинает первая пара: «кот» ловит «мышь», которая быстро бегает вокруг остальных «котов» и «мышек». В опасный момент «мышка» может спрятаться в коридоре, образованном руками остальных игроков. Как только «кот» поймал «мышь», играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока «коты» не переловят всех «мышей».
Фрагмент игры
Особые замечания: во время игры «коту» нельзя забегать в нору. Ни «коты», ни «мыши» не могут убегать далеко от норы.
Давайте жить дружно!
Ход игры: из игроков выбирается «мышь» — она салка. Остальные игроки убегают от салки по всей игровой площадке. При приближении «мыши» игроки могут взяться за руки попарно, тогда «мышь» не может их осалить.
Особые замечания: «мышь» может осалить игроков, если их будет трое. Игрок, осаленный «мышкой», занимает ее место в игре.
Кот и молоко
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
Ход игры: из игроков выбираются «кот» и «хозяйка». Все игроки садятся, прижав колени к груди и обхватив их руками, в круг на расстоянии 0,5 м друг от друга. Это блюдца с молоком. Хозяйка зовет кота: «Кис, кис, кис!» «Мяу!» — отвечает «кот».
— Ты где гулял?
— Во дворе.
— А мышку поймал?
— Почему?
— Молока хочу!
— Выбирай блюдце!
«Кот», обходя игроков, облизывается и дотрагивается до каждого. «Хозяйка» спрашивает: «Ну что, выбрал?»
«Кот» подходит к «хозяйке» и сообщает ей на ухо имя выбранного игрока. «Хозяйка» говорит: «Если сможешь, забирай!»
«Кот» доходит до выбранного «блюдца» и неожиданно толкает игрока за плечо. Если игрок повалится, т. е. молоко прольется, он выбывает из игры, а «кот» снова ведет переговоры с «хозяйкой». Если же игрок, которого толкнет «кот», не потеряет равновесия, то «кот» меняется с ним ролями. Игра начинается снова.
Особые замечания: «кот» может толкать только того игрока, которого назвал «хозяйке».
Коты и котята
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Атрибуты: плоский камень или фанерный щит (бера), мяч среднего размера.
Ход игры: в одном конце игровой площадки устанавливаются плоский камень или невысокий фанерный щит. От него на расстоянии 3 м проводится линия метания. Играют 2 команды — «шустрых котят» и «опытных котов». 3 игрока — жюри — «мыши». Они подсчитывают очки.
«Котята» начинают. Они выстраиваются за фанерным щитом у стартовой линии. Игроки-«коты» свободно располагаются на площадке против фанерного щита. Первый игрок-«котенок» подбрасывает мяч среднего размера вверх одной рукой и ударом ладони сильно отбивает его, стараясь как можно дальше послать его на площадку, туда, где нет игроков-«котов».
Если игроку-«котенку» это удается, команда получает 2 очка. Игроки-«коты» стараются поймать мяч на лету. Если мяч упадет на площадку, один из игроков-«котов», подобрав мяч, становится на линию метания и старается попасть мячом в фанерный щит. За попадание в цель команда получает 1 очко. Мяч в игру каждый раз вводит следующий игрок из команды «шустрых котят». Когда все «котята» подадут мяч, команды меняются местами, и начинает команда «опытных котов». Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Особые замечания: метание в щит игроки выполняют поочередно. Засчитывается только прямое попадание в него; мяч, отскочивший от земли и попавший в фанерный щит, не засчитывается.
Вежливая игра
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и внимания.
Ход игры: игроки встают в круг. В его центре — ведущий, кот Леопольд. Ведущий подает стоящим в кругу участникам различные команды, но выполнять их надо, только если он прибавляет к команде слово «пожалуйста». Например: «Пожалуйста, похлопайте в ладоши!», «Пожалуйста, повернитесь к своему соседу справа!», «Пожалуйста, потопайте ногами!» и т. д.
Особые замечания: игрок, который ошибся, меняется местами с ведущим.
Мышиная эстафета
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Атрибуты: 20 кеглей.
Ход игры: все игроки делятся на 2 команды — «мышки-норушки» и «мышки-шалунишки».
Они выстраиваются в 2 параллельные колонны на расстоянии 4—5 м друг от друга. Перед колоннами вычерчивается стартовая линия. На расстоянии 5 м от стартовой линии, наискосок, ставят по одной кегле и очерчивают их кругами диаметром 50 см.
По сигналу ведущего первые игроки обеих команд бегут к своим кеглям, обегают их, после чего спешат к кегле своих соперников и тоже ее обегают. Затем берут кеглю в руки и, пробегая перед командами, ставят кеглю в другой кружок. Потом первые игроки бегут к своим командам, касаются рукой следующего игрока, который продолжает игру.
Выигрывает та команда, которая сделает все быстрее.
Особые замечания: следующий игрок вступает в игру только после того, как предыдущий выполнит все задания и дотронется до него рукой.
Кошка и котята
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, эрудиции.
Ход игры: на игровой площадке проводят линию — улицу. Перед ней на расстоянии 8 м рисуется круг — дом. Из игроков выбирается «кошка». Она заходит в дом, а остальные игроки — «котятки» — подходят к ней на 1 м. «Кошка» спрашивает:
— Котятки, ребятки, вы где были?
— В саду!
— Что вы там делали?
— Цветы рвали?
— А где цветы?
Если «котята» допускают паузу в ответе, «кошка» кричит: «Ах, вы, обманщики!» и старается поймать кого-либо из них.
Спасаясь от «кошки», «котятки» убегают на улицу и встают на линию, взявшись за руки. Пойманный «котенок» уходит с «кошкой» в дом. Игра начинается заново. Вопросы могут быть другими.
Особые замечания: «кошка» может ловить «котят» не только после длительной паузы, но и если ответ прозвучит неправдоподобно. Если «кошка» не поймает «котенка», то она уводит в дом того, кто встал на линию последним.
Внесите разнообразие в Ваши осенние утренники, развлечения, досуги и прочие мероприятия с детьми. Используйте при подготовке к ним интересный опыт педагогов, изложенный в полезных публикациях этого раздела. Из них можно почерпнуть великое множество идей и готовых решений по организации спортивных и интеллектуальных состязаний на осеннюю тему, развивающих игр и забав-приключений для дошкольников. Некоторые педагоги пошли по пути проведения викторин об осени, созданных в формате популярных телешоу «Что? Где? Когда?», «КВН» и других. И этот расчёт вполне оправдал себя, как оправдывал и ранее.
Полистайте эти страницы, выберите то, что Вам более по вкусу! Обратите также внимание на полезные советы, как изготовить дидактические материалы и наглядные пособия об осени своими руками.
Всё для успешной организации осенних игр и весёлых затей.
Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 275
.
Все разделы
| Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему
Изготовленный мною лэпбук "Осень " поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание лэпбука в дальнейшей работе позволит быстро вспомнить пройденные темы. Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях . Задачи : -...
Интерактивное дидактическое пособие лэпбук
«Какого цвета осень
? Осень разноцветна я
!» Старший дошкольный возраст. ЦЕЛЬ
: Создать условия для применения интерактивной технологии (лэпбук)
; обобщить и систематизировать знания детей о разных периодах осени
. ЗАДАЧИ
: Обучающие
: -...
Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему - Лэпбук «Осень»
Публикация «Лэпбук...»
Дорогие Коллеги!Представляю Вам Лэпбук на тему "Осень".Вместе с детьми мы решили сделать эту работу по осени.Ребята с удовольствием помогали оформлять лэпбук. Мы захватили многие разделы,которые чаще проходим осенью.Птицы: сделали кармашек в который поместили картинки...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Паспорт Лэпбука « Времена года – ОСЕН Ь» Выполнили воспитатели подготовительной группы № 9 Фоменко А.Ю. Досаева Р.П. Можайск 2018г. Цель: - создать условия для применения интерактивной технологии (лэпбук); - обобщить и систематизировать знания детей о временах года в общем и...
Лепбук предназначен для детей трех- пяти лет. Данное пособие расширяет знание детей о явлениях природы, которые характерны осеннему периоду, запоминают осенние месяцы, и благодаря картинкам, могут легко запомнить и безошибочно называть, что сентябрь это ранняя осень,...
Лэпбук «Осень» рассчитан на детей 2 младшей группы. В лэпбуке следующие задания и кармашки: Какая осень/прилагательные Игра «Четвертый лишний» Загадки – Отгадки Собери картинку Игра «Чей хвостик?» Зашумлённые картинки Осень Раскраски «Какая осень/прилагательные»...
Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему - Дидактическое пособие лэпбук «Осень»
Пособие помогает детям лучше запомнить, закрепить материал по изучаемой теме, усвоить пройденный материал, самостоятельно по своему желанию собирать, закреплять информацию об осени.Знания, полученные на занятиях,мы закрепляем и систематизируем в игре с лэпбуком в свободной...
Игра - викторина «Секреты осени!» Образовательная область «познавательное развитие» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Тальменский детский сад №9» структурное подразделение пер. Банковский 1 Тальменского района Алтайского края. Игра - викторина «Секреты осени!» Образовательная область «познавательное развитие». Воспитатель:...
Осенние игры для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Добрые животные»
Что дают нам домашние животные? Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.
«Бе-бе», «му-му» и «ко-ко-ко»!
А кто даёт нам молоко?
Кто даёт нам пух и шерсть?
У кого всё это есть?
Мы животных называем.
Чем они полезны, знаем.
1. Кто даёт нам яйца? (Куры.)
2. Кто даёт нам молоко? (Коровы, козы.)
3. Кто даёт нам шерсть? (Бараны, овцы, козы, кролики.)
4. Кто даёт нам пух и перья? (Гуси, утки, куры.)
5. Кто даёт нам мёд? (Пчёлы.)
Игра «Танец пчёл»
Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.) Дети - пчёлы. Они исполняют пчелиный танец.
Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают пчёлы и как они танцуют в воздухе, над цветами.
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.
1. Грабли, мотыга, лопата, молоток. (Молоток. Этот инструмент - не для работы в огороде.)
2. Комбайн, троллейбус, трактор, косилка. (Троллейбус. Он нужен не для работы в поле.)
3. Кастрюля, чашка, лейка, стакан. (Лейка. Она нужна для работы в огороде, это не посуда.)
4. Яблоко, морковь, капуста, кабачок. (Яблоко. Это фрукт, а остальное - овощи.)
5. Груша, яблоко, огурец, апельсин. (Огурец. Это овощ, а остальное - фрукты.)
6. Клубника, земляника, баклажан, ежевика. (Баклажан. Это овощ, а остальное - ягоды.)
7. Гречка, перловка, горох, пшено. (Горох. Это бобы, а остальное - крупы.)
8. Свёкла, репа, морковь, помидор. (Помидор. Это плод, а остальное - корнеплоды.)
Игра «Съедобное - несъедобное»
Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ, фрукт, крупа или каша из крупы, а также то, что делают из муки), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.
Сладкие загадки
Синий мундир,
Зелёная подкладка,
В середине - сладко. (Слива.)
На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами. (Груши.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Сам он красный, сахарный,
А кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)
Игра «Чьи семена?»
Воспитатель показывает детям семена. Дети должны определить, какому растению принадлежат эти семена, и назвать растение. Для игры можно взять семена арбуза, дыни, абрикоса, яблони, сливы, фасоли, подсолнечника, тыквы, орешника, риса, гречихи и т. д.
Игра «Репка»
Воспитатель предлагает детям провести игру по русской народной сказке. (Взять полный текст сказки.) Перед игрой распределить роли (в том числе роль репки). Дети - в шеренге. Сначала они выполняют движения все вместе. Выходит репка и садится на стульчик (может держать в руках верёвочку за которую её будут тянуть). В нужный момент выходят дед, бабка и другие персонажи. Происходит инсценировка сказки. Остальные дети помогают героям, показывая, как надо тянуть репку. Игру можно провести несколько раз, чтобы всем детям досталась какая-либо роль.
Посадил дед репку.
(Наклоняемся и показываем, как сажать репку.)
Выросла репка большая-пребольшая.
(Поднимаем руки вверх.)
Стал дед репку из земли тянуть.
Тянет-потянет, а вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Огородные загадки
Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки огородных растений, и стараемся их отгадать.
Красный, круглый - это что? (Помидор.)
Зелёный, овальный - это что? (Огурец.)
Жёлтая, внутри белая, сладкая - это что? (Дыня.)
Длинный, белый, большой - это что? (Кабачок.)
Жёлтая, круглая, сладкая, сидит в земле - это что? (Репа.)
Игра «Придумай загадки»
Воспитатель предлагает детям придумать свои загадки про овощи. Нужно загадать какой-то овощ и назвать его признаки. Можно составить загадки про картошку, тыкву, свёклу морковь, горох и др.
Что растёт у нас на грядке?
Мы придумаем загадки.
Про горох и про картошку,
Помидоры и моркошку,
А ещё про огурцы.
Отгадали? Молодцы!
Игра «Овощи, фрукты, ягоды»
Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий овощей, фруктов, ягод на эту букву. Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам. Примеры: а - абрикос, апельсин, арбуз, айва; б - банан, баклажан, брусника, бузина; в - вишня, виноград; и т. д.
Игра «Что мы едим?»
Воспитатель бросает игроку мяч и называет огородное растение (можно называть овощи и травы). Игрок ловит мяч и говорит, какую часть этого растения употребляют в пищу, а затем бросает мяч воспитателю. Например:
Салат. (Листья.)
Капуста. (Листья.)
Огурец. (Плод.)
Помидор. (Плод.)
Редис. (Корнеплод.)
Свёкла. (Корнеплод.)
Морковь. (Корнеплод.)
Много в нашем огороде
Есть и трав, и овощей.
Мы побудем на природе,
А потом наварим щей.
Что нам есть, мы это знаем.
Что съедобно - называем.
Игра «Отгадай овощи»
Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:
Ре... (Редис.)
Ка... (Капуста.)
Свё... (Свёкла.)
По... (Помидор.)
Мор... (Морковь.)
Игра «Соберём урожай»
Дети выстраиваются в шеренгу. У первого игрока в руках мяч. Он поворачивается ко второму игроку, громко сообщает: «Я собрал в огороде...» - и передаёт мяч. Так мяч по цепочке передаётся до конца шеренги. Называть нужно какое-либо огородное растение. Названия растений могут повторяться.
Огород у нас хорош!
Где ещё такой найдёшь?!
Что растёт, покажем.
И про всё расскажем.
Вот укроп, а вот петрушка,
Это свёкла и картошка,
Это тыква и горох.
Урожай совсем не плох!
Игра «Поварята»
Воспитатель называет какое-нибудь блюдо или напиток. Дети должны по очереди говорить, что нужно взять для приготовления этого блюда или этого напитка (овощи, фрукты, ягоды). Например: борщ (капуста, свёкла, морковь, помидор, петрушка, укроп); компот (яблоки, груши, сливы, вишни, смородина, крыжовник).
Игра «Приметы осени»
Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).
Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит
Игра «Деревья, кустарники, травы»
Когда воспитатель произносит название дерева, дети должны поднять руки вверх, когда название кустарника - должны стоять, опустив руки, а когда название травы (травянистого растения, цветочков) - приседают. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры. Примеры:
Дуб. (Поднимаем руки вверх.)
Подорожник. (Приседаем.)
Ель. (Поднимаем руки вверх.)
Шиповник. (Стоим, опустив руки.)
Берёза. (Поднимаем руки вверх.)
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель называет каждый раз по четыре растения (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.
1. Тополь, дуб, смородина, яблоня. (Смородина. Это кустарник, а остальное - деревья.)
2. Осина, пальма, липа, клён. (Пальма. Она растёт в тёплых краях.)
3. Сирень, берёза, акация, шиповник. (Берёза. Это дерево, а остальное - кустарники.)
4. Смородина, вишня, яблоня, тополь. (Тополь. Это не плодовое и не ягодное растение.)
5. Липа, клён, сосна, берёза. (Сосна. Это хвойное дерево, а остальные - лиственные.)
Игра «Знаем, знаем!»
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!»
Мышонок вспомнил интересный случай, который произошёл с ним весной. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока же не поёт, а стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Мышонок увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины - красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы. А соловьи улетели зимовать в Африку. Там тепло.
Лесные загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, сосна.)
Зелена, а не луг.
Бела, а не снег.
Кудрява, а не человек. (Берёза.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Золотой коробочек,
А внутри - дубочек. (Жёлудь.)
Игра «Назови дерево»
Дети по очереди произносят названия деревьев. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.
Игра «Листочки»
Разделить детей на три команды. В первой команде водящий играет роль берёзы, во второй - роль липы, в третьей - роль клёна. Команды собирают листочки, вырезанные из цветной бумаги (каждая - свои), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.
Игра «С какого дерева листочек?»
Воспитатель показывает детям листья разных деревьев. Дети должны определить и сказать, с какого дерева листочек. Победителем станет тот, кто даст больше правильных ответов.
Гербарий. До игры или после неё воспитатель объясняет детям, что такое гербарий, и предлагает им набрать во время прогулки красивых листочков, упавших с разных деревьев, а потом засушить их. Это можно сделать, положив листочки между страницами книги. Когда они высохнут, нужно приклеить их в альбом и подписать (указать деревья). Гербарий поможет лучше запомнить названия деревьев и их листья.
Ветер дует, задувает,
Ветер листики срывает.
Листья на ветру кружатся.
Листья на траву ложатся.
Листья падают, летят.
Настоящий листопад!
Скоро мы гулять пойдём
И листочков наберём.
Лесные загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Не мышь, не птица -
В лесу резвится.
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка.)
Зимой беленький,
А летом серенький. (Заяц.)
Иголки лежали, лежали
И под куст убежали. (Ёж.)
Игра «Назови детёныша»
Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, как называется детёныш этого животного. Например:
У медведя кто детёныш? - Медвежонок.
У лисы кто детёныш? - Лисёнок.
У волка кто детёныш? - Волчонок.
У ежа кто детёныш? - Ежонок.
У белки кто детёныш? - Бельчонок.
У рыси кто детёныш? - Рысёнок.
У тигра кто детёныш? - Тигрёнок.
У курицы кто детёныш? - Цыплёнок.
У утки кто детёныш? - Утёнок.
У коровы кто детёныш? - Телёнок.
У лошади кто детёныш? - Жеребёнок.
Игра «Отгадай животное»
Дети поочерёдно загадывают животное и рассказывают о нём от первого лица. Например: «Я косолапый, неуклюжий, большой. У меня тёплая шуба, она коричневая. Я люблю есть ягоды и мёд. Зимой я сплю. Просыпаюсь весной». Остальные дети должны догадаться, какое животное представлено, и назвать его. В случае затруднения можно задавать вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».
Загадки про насекомых
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Он с друзьями под кустом
Смастерил огромный дом.
Тащит ветку он из леса
Больше собственного веса. (Муравей.)
Красная спинка,
Чёрные горошки.
Ты меня найдёшь
На любой дорожке. (Божья коровка.)
Полосатый вредный жук
Сильно портит всё вокруг.
Он картошку любит,
Растения губит. (Колорадский жук.)
Игра «Кто где живёт?»
Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, где живёт это животное, какое жилище себе строит, где проводит зиму. Например:
Где зимой спит медведь? - В берлоге.
Где живёт лиса? - В норе.
Где живёт сова? - В дупле.
Где выводит птенцов сорока? - В гнезде.
Где зимой спит барсук? - В норе.
Где живёт муравей? - В муравейнике
Игра «Сойка»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Сойка по лесу летела,
Во все стороны глядела.
(Машем руками, будто крыльями, поворачиваем голову вправо-влево.)
На траву под дубом села,
(Приседаем.)
Спелых желудей поела.
(Качаем головой, будто клюём.)
Сойка по траве пошла,
(Шагаем на месте.)
Много желудей нашла.
(Разводим руки перед собой.)
Хочется напрятать их -
И больших, и небольших.
(Пальцы правой руки складываем в щепоть и стучим по левой ладони.)
Сойка по траве поскачет,
Ловко жёлуди запрячет.
(Прыгаем на месте.)
Их засунет меж корней,
Под листву и между пней.
(Наклоняемся и опускаем руки к правой ноге, затем клевой ноге.)
И потом из каждой кочки
Быстро вырастут дубочки.
(Приседаем и встаём, поднимаем руки вверх.)
Загадки про птиц
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Вёрст не считает,
По дорогам не ездит,
А за морями бывает. (Птица.)
Хоть и маленький на вид,
Но он пеньем знаменит. (Соловей.)
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец.)
Шило впереди,
Клубок посреди,
Ножницы сзади. (Ласточка.)
По поднебесью серому
Верёвка протянулась. (Журавли.)
Игра «Танец журавлей»
Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Времена года. Ноябрь» П. И. Чайковского.) Дети - журавли. Они исполняют журавлиный танец.
Журавли хотят лететь на юг, они прощаются с родными местами. Им грустно. Значит, каким будет их прощальный танец? (Плавным, печальным.) Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают журавли и как они танцуют в воздухе, на земле.