Фигуристы людмила белоусова и олег протопопов: история большой любви и резонансного побега из ссср. Олег протопопов - биография, информация, личная жизнь Где сейчас проживают протопопов и белоусова
На фото: Серебряные призеры чемпионата мира по фигурному катанию 1962 года .
Советские фигуристы Белоусова и Протопопов были кумирами тысяч советских мальчишек и девчонок. Людмилу и Олега болельщики прозвали «ласточками» за легкость и изящество в выполнении труднейших элементов. Впервые они добились успеха в 1962 году, когда выиграли чемпионат СССР и привезли домой европейское и мировое «серебро». А перед этим звездная пара целый год тренировалась на катке, устроенном в церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Сегодня невозможно представить, что Люда впервые встала на коньки в 16, а Олег - в 15 лет, а также, что им было уже по 19 и 22 года, соответственно, когда они приступили к совместным тренировкам. Тем не менее , в свое время тренировавшиеся в Успенском храме, первыми среди коллег-фигуристов выполнили многие сложные технические элементы, став надолго мировыми звездами первой величины в фигурном катании.
«Намоленное место»
Церковь, как известно, - не место для танцев, тем более на льду. При этом воспоминания спортсменов, занимавшихся на катке в Успенском храме, расходятся.
Кто-то утверждал, что тренировки проходили перед святыми ликами, взиравшими на фигуристов с икон и образов, еще сохранявшихся в зале. В свою очередь, знаменитый фигурист Игорь Бобрин вспоминал:
«Каточек маленький двадцать пять на двадцать пять, пятачок, а сверху, где хоры стояли, родители на своих отпрысков смотрели...»
А заслуженный тренер России Алексей Мишин писал в своих мемуарах об этом катке:
Как знать, может быть, действительно эта «аура намоленного места» помогла Белоусовой и Протопопову добиться впечатляющих успехов в спорте и обрести взаимную любовь, перед которой бессильным оказалось даже неумолимое время. Осенью 2015 года Людмиле Евгеньевне было 79 лет, а Олегу Алексеевичу - 83, и тем не менее любящая пара с успехом выступала на льду в США в программе «Вечер с чемпионами»!«Сейчас там подворье Оптиной пустыни, а тогда храмовые фрески были побелены и замазаны масляной краской. Именно в этом месте я стал заниматься сначала одиночным катанием, а потом парным с Тамарой Москвиной на одном льду вместе с такими гениями, как Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Нина и Станислав Жук... Чтобы делать поддержку, мы на коньках разбегались по деревянному помосту, потом перескакивали на лед и делали элемент. Общей физподготовкой занимались в церковных подвалах, где нас окружали монументальные стены толщиной полтора метра и такие низкие своды, что только в некоторых местах было возможно поднять партнершу на руках. Там мы тягали штангу, играли в пинг-понг. Но аура этого намоленного места, безусловно, повлияла на меня».
Таланты и поклонники
Молва в отношении народных кумиров всегда противоречива. Недоброжелатели полагали, что каток в церкви был залит по личной просьбе главных фигуристов страны, которым негде было тренироваться. Поклонники же Белоусовой и Протопопова были уверены, что именно набожность и совестливость любимых спортсменов способствовала закрытию ледовой площадки в Божием храме и началу строительства ледового дворца «Юбилейный». Впрочем, истина в таких случаях нередко находится где-то посредине.
Белоусова с Протопоповым и сами были поклонниками других талантов. Это великие композиторы - Бетховен, Аист, Рахманинов, Чайковский, под музыку которых они выступали в ледовых дворцах мира и завоевывали медали высшей пробы.
На чемпионате мира в Женеве в 1968 году все судьи дружно поставили им за артистизм 6,0! Людмила и Олег ратовали за искусство на льду, а не физическую силу.
В 1979-м они остались невозвращенцами в Швейцарии и лишились на родине званий заслуженных мастеров спорта. Скульптор Эрнст Неизвестный сравнил их со скульптурами «Рабочий и колхозница», вдруг бежавшими из СССР. А для них главным были возможность спокойно работать, дальнейшее творческое развитие и, конечно, любовь. Любовь, заточенная сталью коньков на катке в старинном питерском храме - чего только не бывает в жизни!
Генсек и фигуристы
Среди легенд и преданий Санкт-Петербурга есть и история о создании ледового катка прямо в . По одной из ее версий, фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов однажды пожаловались Хрущеву, что в городе не хватает катков даже для тренировок спортсменов из команд мастеров. Тот приказал отреагировать, и ретивые исполнители первым делом... залили льдом полы Успенского храма!
Другая версия этой истории выглядит иначе. На одной из встреч с деятелями культуры и спорта в 1964 году Хрущев заявил о необходимости из-за дефицита жилья строить в Ленинграде больше домов. «И катков», - якобы добавил присутствовавший на встрече молодой Олег Протопопов. После этого в городе действительно оживилось строительство спортивных объектов, однако прямой связи с церковью бывшего подворья в этой истории, скорее всего, нет.
ЛЮДМИЛА БЕЛОУСОВА И ОЛЕГ ПРОТОПОПОВ
Легендарные фигуристы, создавшие гармонию не только в парном фигурном катании, но и в семейной жизни.
В 1971 г. Майя Плисецкая написала в предисловии к книге Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова «Золотые коньки с бриллиантами»: «Их спортивные выступления поднимаются до уровня настоящего искусства. Фигуры, созданные этим дуэтом, подобны фрагментам классического балета, а лиризм, удивительная пластичность и тонкая музыкальность, продуманность поз и жестов, замечательная синхронность – все это выходит за рамки спорта, способствует цельности впечатления. Сочетание искусства и спорта таит в себе неисчерпаемые возможности: сила и красота, ловкость и композиционная завершенность превращают их выступления в концертный номер. Это не просто набор обязательных движений для соревнований. Это красивое балетное адажио на коньках…»
Весной 2003 г. в Санкт-Петербург из Швейцарии прилетели легендарные фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Впервые за последние 24 года. Их лично пригласил председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов. Даже те, кто в силу своего возраста не мог видеть их феерических выступлений на льду, знают: дуэт Белоусова – Протопопов – первая советская пара, завоевавшая, причем дважды, «золото» на зимних Олимпийских играх.
Благодаря их ярким победам на мировых и европейских первенствах в СССР начался бум фигурного катания, которое в конце концов стало культовым видом спорта. Миллионы болельщиков, сидя в зале или включив телевизоры, следили за финалом «Гран-при» в Северной столице. Фантастическое по красоте, музыкальности, всплескам эмоций действо проходило в знаменитом ледовом дворце «Юбилейный».
Мало кто знает, что этот дворец в рекордные сроки был построен… по просьбе Олега Протопопова. Об этом он сам рассказал журналистам: «После победы на Играх 1964 г. в Инсбруке нас вместе с другими олимпийцами принял Хрущев. Не знаю, что меня тогда будто в спину подтолкнуло, но, сознавая, что не за себя прошу, я подошел к нему и сказал, что в городе на Неве абсолютно отсутствуют условия для полноценных тренировок и выступлений. Хрущев строго глянул на пытавшегося удержать меня за локоть председателя союзного Спорткомитета Машкина и буркнул: «Жулик ты!» Машкин до боли сдавил пальцами мой локоть…»
Как ни странно, не очень-то жаловавший спорт генсек вскоре распорядился о возведении в Ленинграде ледового дворца, который был открыт в 1967 г. как раз к юбилею Октябрьской революции – отсюда и название. Девять лет назад рядом с дворцом была установлена бронзовая скульптура работы Леонида Могилевского: этакий застывший фрагмент одного из шедевров Белоусовой и Протопопова – танца «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса.
Прославленный мастер фигурного катания Олег Алексеевич Протопопов родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Несладким было его детство: девятилетний мальчуган чуть не погиб в самые страшные зимние месяцы ленинградской блокады. Его мама, Агния Владимировна, в прошлом балерина, работала медсестрой в госпитале, где один за другим умирали от голода люди. Видел он и горевшие в сентябре 1941 г. продовольственные Бадаевские склады, и уходящий под воду Ладоги грузовик с детьми, которых вместе с ним эвакуировали на Большую землю по ледовой Дороге жизни.
Вернувшись в родной город, Олег решил поступить в какую-нибудь спортивную секцию Дворца пионеров, поскольку был он очень слаб и не мог даже отжаться руками от пола. Однако набор детей был уже закончен, и мальчик стал заниматься в музыкальном кружке. Как-то зимой, увидев, как ребята на фигурных коньках скользят вокруг клумбы в саду дворца, он сбегал домой за своими «хоккейками», стал возле ледовой площадки и буквально замер, наблюдая за фигуристами.
Олега заметили и приняли в секцию. На тренировки не раз приходил сам патриарх отечественного фигурного катания Николай Панин. Он говорил юноше: «Ты будешь хорошим фигуристом. Только не ленись». В чем, в чем, а в лености его упрекнуть было нельзя. Недаром уже в 1948 г. Олег разделил третье-четвертое места на всесоюзном молодежном первенстве, а через два года стал вторым. И тогда же его призвали в армию, а точнее на флот.
В конце зимы 1952 г., когда Протопопова перевели на службу в родной город, он в часы увольнений стал появляться на стадионе «Динамо». Опытный специалист, экс-чемпион страны в парном катании А. Б. Гандельсман посоветовал Олегу тренироваться в паре с Маргаритой Богоявленской. Не все у них было гладко, однако на первенстве СССР 1953 г. они получили диплом за третье место. Это произвело впечатление на командование воинской части, и матросу Протопопову разрешили чаще бывать на тренировках, а в конце года даже отпустили на тренерский семинар в Москву.
Там, на первом тогда в стране искусственном ледяном «пятачке» 9?9 метров, Олег познакомился с общественным инструктором юных фигуристов из парка им. Дзержинского в Марьиной Роще Людой Белоусовой, которая была всего на три года его моложе. Они покатались вместе и в тот же день решили попробовать свои силы в спортивной паре. Но это, как оказалось потом, сделать было не так уж просто, поскольку Олега – военного моряка – не могли перевести служить в Москву.
Тогда Людмила решила перейти учиться в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно сдала экзамены и поселилась в студенческом общежитии. В декабре 1954 г. они впервые вышли вместе на лед ленинградского катка. С этого момента начался их совместный тернистый путь к «звездам». Белоусова и Протопопов «привлекали в союзники музыку», чтобы она была главным компонентом программ. Чайковский, Шопен, Сибелиус, Рахманинов, Лист, Бетховен… Они работали над тем, чтобы на льду создавался неповторимый эмоциональный художественный образ.
Проникнутый особой лиричностью, стиль катания Белоусовой-Протопопова по сей день остается эталоном выступления двух влюбленных друг в друга и в свой вид спорта людей. Самый знаменитый их танец «Грезы любви» на музыку Ференца Листа, который они сами поставили за рекордно короткие 10 минут, принес спортсменам в 1964 г. первые золотые олимпийские медали. Он же осязаемо передает их непостижимую семейную гармонию, о которой Людмила скажет: «Она уже не от нас зависит, а от кого-то свыше».
Никогда ни над одной программой – показательной или спортивной – они не работали так быстро, так слаженно и целеустремленно: «Скорее, скорее, скорее! Мы должны сказать о том, что нас переполняет. О том, конечно, как любим друг друга. Какое это замечательное чувство. И как замечательно понимать друг друга. И это вовсе не грезы, а сама жизнь. Реальность. Хотя она и может показаться чудом, сном, грезами. Но мы сами создали это чудо. И показываем всем: да, чудо есть, но оно плоть от плоти – наше. И вы тоже можете сотворить его. Захотите только. И мы надеемся, что вы тоже попадете под влияние этой замечательной музыки, этих великих чувств. Вы помчитесь вместе с нами к светлой мечте, осуществить которую, при желании, дано каждому из нас…»
Протопопов до сего дня не носит обручального кольца. «Когда в 1957 г. мы поженились, у нас попросту не было денег не только на кольца, но даже на скромное свадебное торжество, – рассказывает он. – Я тогда только-только демобилизовался, оттрубив 5 лет в боцманской команде на Балтийском флоте. Все, что умел, – дочиста драить палубу, все, что имел, – черный суконный бушлат, бескозырку и два рубля в кармане флотских клешей.
И вот мы с Людмилой отправились расписываться в райсовет, что на Московском проспекте в Ленинграде. Там нам проштамповали паспорта, взяв рубль двадцать за услугу. Домой возвращаться нужно на троллейбусе – это еще по 20 копеек на билет для каждого. Оставшиеся 40 пытаюсь незаметно сунуть в руку суетившемуся вокруг нас гардеробщику. Тот ошарашенно глазами сверкнул: мол, что же ты меня подобной мелочью-то обижаешь…»
В этом же году молодожены заняли второе место на чемпионате СССР в Москве. Они уступили Нине Бакушевой и Станиславу Жуку, опередив других своих земляков – Майю Беленькую и Игоря Москвина, который впоследствии стал их тренером. В 1958 г. снова всесоюзное «серебро», дебют на чемпионатах Европы в Братиславе (девятое место) и мира в Париже (тринадцатое), а через два года в США – девятое место на своей первой зимней Олимпиаде.
Затем было «золото» на II Спартакиаде народов РСФСР в Свердловске, 6 раз они выигрывали чемпионаты СССР и четыре года подряд поднимались на высшие ступеньки пьедесталов почета первенств Европы и мира. Первые золотые медали в истории советского фигурного катания Белоусова и Протопопов завоевали в 1964 г. на IX Белой Олимпиаде в австрийском Инсбруке.
Здесь советские спортсмены победили двукратных чемпионов мира и шестикратных чемпионов континента Марику Килиус и Ганса-Юргена Боймлера из ФРГ, которым заранее прочили титулы олимпийских чемпионов. «Русские фигуристы открыли новую эру в этом виде спорта», – писала одна швейцарская газета, восторгаясь ленинградской парой, сочетавшей изумительную артистичность, лиричность, музыкальность с высочайшим техническим мастерством.
В феврале 1968 г. в Гренобле 12 тыс. зрителей стоя аплодировали двукратным олимпийским чемпионам Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову. Они показали великолепную безошибочную обязательную программу, а через три дня восхитительную произвольную, под музыку «Лунной сонаты» и Пятой симфонии Бетховена, фрагментов из концерта Рахманинова. После своей второй победы на Олимпиаде супруги продолжали выступать. Они занимались с ленинградскими фигуристами, и среди их учеников есть известные тренеры, например Николай Великов. В 1973 г. Белоусова и Протопопов стали солистами Ленинградского балета на льду.
В то время они «жили от зарплаты до зарплаты, получая за зарубежные гастроли по 10 долларов в сутки». Поначалу это очень сильно их задевало. Но как-то раз во время прогулки Олег разговорился со знаменитым оперным певцом Борисом Штоколовым: «Мы жили в одном доме, который все называли “дворянское гнездо”. Он рассказал, что спел в Финляндии партию Бориса Годунова. И получил за это все те же 10 долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за 5–6 минут пребывания на льду такие деньги платили. Так что мы еще были достаточно высокооплачиваемыми работниками».
В середине 60-х гг. они были гордостью советского спорта, а в конце семидесятых покинули страну и стали «изменниками Родины». Или, как теперь принято называть, первыми в среде советских спортсменов такого уровня эмигрантами. В 1972 г. их практически выжили из сборной, не давали вовсю развернуться и после завершения спортивной карьеры в Ленинградском балете на льду. Легендарным фигуристам уже в открытую говорили о том, что надо уступать дорогу молодым, но они не желали покидать лед. Спустя шесть лет, во время гастролей в Швейцарии, Белоусова и Протопопов попросили политического убежища.
То, что фигуристы остались на Западе, не имело никакой диссидентской подоплеки. Олег всегда подчеркивал, что он и Людмила прежде всего артисты и хотят продолжать заниматься своим любимым делом, тем, что им больше всего удается. Свою жизнь за границей они начали с того, что заключили контракт с американским балетом на льду и спустя полтора месяца после побега уже вовсю гастролировали. Их не смущали всяческие бытовые лишения и отсутствие собственного угла, а то, что жить долгое время приходилось в средней руки отелях, что называется, на чемоданах, олимпийских чемпионов абсолютно не волновало.
«Когда мы объявили, что в Россию больше не вернемся, к нам тут же приставили двух полицейских, которые первым делом забрали наши советские паспорта. Больше мы никогда их не видели», – вспоминают сегодня Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич. – Потом стали перевозить из одного отеля в другой, соблюдая всяческие меры предосторожности. До сих пор мы не знаем названия тех мест, где нас прятали. Было тяжело, но все эти переживания казались вторичными. Главное – мы были на льду, могли спокойно тренироваться…»
С тех пор олимпийские чемпионы ни разу не хотели хотя бы ненадолго навестить Родину. В их откровенных, обстоятельных ответах на любые вопросы, связанных с жизнью в СССР, давно не сквозила прежняя обида, но напрочь отсутствовало и чувство ностальгии: «Мы отрезали от себя прошлое раз и навсегда. Мы люди очень решительные… К тому же каждый день в своем доме в Грюндевальде смотрим ведущие российские каналы. Мы в курсе всех событий вашей сегодняшней жизни. Достаточно посмотреть новости пять минут, чтобы отпала всякая охота приезжать…»
Но вместе с тем, прожив вдали от Родины уже двадцать пять лет, прославленные спортсмены утверждают, что по-прежнему остались русскими людьми. В 1996 г. они получили швейцарское гражданство, и сегодня Олег Алексеевич законный швейцарский пенсионер. Они очень благодарны этой стране потому, что считают, что именно она сохранила им жизнь. Прежде всего творческую. Однако прекрасно понимают, что все-таки они – не ее герои, поскольку никогда под ее флагом не выступали. В Швейцарии свои легенды – горнолыжные. Белоусова с Протопоповым уверены, что навсегда останутся в истории как «русские олимпийские чемпионы».
Между тем функционеры советского спорта не однажды пытались вычеркнуть их из народной памяти. В справочнике «Все о советских олимпийцах» (издание 1985 г.) их имена даже не упомянуты. А в 1988 г. на зимних Олимпийских играх в Калгари они чуть было не стали причиной политического скандала. Наряду с олимпийскими чемпионами прежних лет организаторы пригласили Белоусову и Протопопова принять участие в показательных выступлениях. Но в последний момент были вынуждены направить факс с извинениями и уведомлением о том, что их номер в гала-концерте отменяется. Оказалось, тогдашний председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов выдвинул канадцам ультиматум: если эти «изменники Родины» выйдут на лед, советская делегация официальную церемонию закрытия Игр попросту проигнорирует. А чуть позже в газете «Известия» появилась еще и статья, утверждающая, что двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов собирались устроить в Калгари «политический скандал».
«То, что отношение к нам изменилось, я почувствовал лишь в 1991 г., на чемпионате мира в Мюнхене, – вспоминал Протопопов. – Тогда впервые в составе русской делегации не приехали сотрудники КГБ, и наши тренеры и туристы стали подходить к нам и здороваться. До этого же, только завидя меня или Людмилу, они перебегали на другую сторону…»
Сегодня Олегу Алексеевичу Протопопову 71 год, Людмиле Евгеньевне Белоусовой – 67 лет. Летом 2005 г. они планируют отметить уникальную дату – 50 лет совместных выступлений на льду. Более 20 лет назад легендарные фигуристы сами сняли о себе фильм. В него вошли все программы, которые Людмила и Олег прокатали за свою карьеру. Съемки были осуществлены в канун 50-летия главы семьи. «У нас был выбор – либо купить дом, либо сделать фильм, и мы выбрали второе. На запись мы потратили 80 тыс. франков. Мы арендовали лед на 3 недели, закупили профессиональную аппаратуру, которую было очень сложно приобрести. Все боялись, что мы сделаем фильм и перевезем его в Россию. Но пока фильм еще в черновом варианте, записаны только программы на льду, может быть, добавим еще какие-нибудь комментарии», – рассказывал журналистам Протопопов.
Кроме того, они владеют богатейшим документальным архивом выступлений лучших фигуристов XX столетия. Спортсмены намерены завещать его любимому виду спорта и считают, что творчество их пары слегка опередило время: «К нашей гармонии музыки и движений фигуристы придут только в наступившем веке».
Тренируются они по 3 часа в день на общественном катке под открытым небом в городском парке. Любители массового катания с уважением уступают дорогу олимпийским чемпионам. «Я, знаете ли, чувствую за собеседника неловкость, когда слышу вопрос: “А когда вы закончите выступать?”, – говорит с насмешкой Протопопов. – Никогда не закончим. Как птица, пока может махать крыльями, летает. Так и мы, пока можем кататься, будем на льду».
Еще они ежегодно уезжают в двухмесячный отпуск на Гавайи, занимаются там любимой подводной охотой: «Мы люди достаточно обеспеченные и деньги предпочитаем тратить на здоровье. Хотя, если послушать, как сегодня живут “новые русские”, то по сравнению с ними мы “нищие“». Олег Алексеевич с гордостью рассказывает, что благодаря правильному рациональному питанию и системе очищения организма от шлаков по Малахову они с Людмилой влезают в костюмы, в которых выступали еще на Олимпиаде 1968 г. «Мы даже праздников никаких не отмечаем, чтобы не нарушать режим. Застолье, обильная еда, вино… Зачем? У нас же на следующий день тренировка!»
Несмотря на то что у прославленных спортсменов нет детей, сейчас они ни о чем не жалеют: «Годичный перерыв, связанный с рождением ребенка, мог бы сказаться на результатах, изменить Людмилину фигуру. Мы были вовлечены в мир фигурного катания настолько, что даже и не думали об этом. А потом, когда решили уехать, дети остались бы в Союзе в заложниках и в итоге вынудили бы нас вернуться… И тем не менее, мы счастливые люди. Нас помнят на льду. Нас видят на льду».
У знаменитых фигуристов по-прежнему каждый день тренировка и четко спланированный график показательных выступлений. Удивительно, но, несмотря на большое количество мастеров одиночного катания, они являются в Швейцарии… единственной спортивной парой, продолжая восхищать всех грациозностью, слаженностью движений, одухотворенностью. Их до сих пор помнят и любят на родине: «Мы получаем тысячи писем и больше всего как раз из России. Недавно вот пришло одно из Сибири. Зовут в гости. Есть там, оказывается, два таких села – Белоусово и Протопопово. Стоят себе рядышком, и никто не знает, почему они так называются…»
В марте 2003 г. на тренировочном катке «Юбилейного» было столпотворение: спортивные функционеры, юные воспитанники спортшколы, журналисты и убеленные сединами питерские интеллигенты с книгами и старыми фотографиями пришли посмотреть на своих кумиров. Назвать происходившее действо тренировкой было бы неправильно – это был бенефис для избранных. Ведь, как считают специалисты, такого скольжения, как у Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой, нет практически ни у кого из современных парников.
В ближайших планах двукратных олимпийских чемпионов, которые от обращения по имени-отчеству отказываются наотрез, отдых на Гавайях, где они, как всегда, займутся виндсерфингом, потом будут тренироваться в Лейк-Плэсиде, выступят в столице зимней Олимпиады-80, а также в Бостоне. В ходе встречи в офисе Вячеслава Фетисова, в которой принял участие троюродный брат Протопопова, легендарный советский хоккеист Александр Рагулин, гости из Швейцарии исполнили «гимн» – написанное на их слова музыкальное произведение их друга, американского композитора Джулиана Ламберта. В этой песне есть замечательные слова, которые могли бы стать девизом этой супружеской и спортивной пары: «Мы вместе, пока живем».
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон Из книги Распутин и евреи автора Симанович АронПротопопов - последняя карта Наши надежды на царя разбились, и мы находились в очень подавленном состоянии. Мы решили в будущем уже не рассчитывать на непостоянство царя, а действовать больше при посредстве министров. На них можно было легче воздействовать и при помощи
Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков ФедорМАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА (киноактриса: «Отчий дом» (1959), «Белые ночи» (1960), «До будущей весны», «Леон Гаррос ищет друга» (оба – 1961), «Мой младший брат» (1962), «Стряпуха» (1966), «Цыган» (1967), «Человек бросает корь» (1968), «Разведчики» (1969), «Служебный роман» (1977), «О бедном
Из книги Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917 автора Жевахов Николай ДавидовичГлава LII. Министр внутренних дел А.Д. Протопопов Кто способен видеть за внешними выражениями факта его психологию, тот скажет, что, несмотря на величайшие огорчения, причиняемые Государю Императору Думой, Его Величество добросовестно желал совместного с нею
Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-4 автора Тимофеев Николай СемёновичМихаил Протопопов «ЖИВЫХ ПРОГЛОТИМ ИХ, КАК ПРЕИСПОДНЯЯ, И - ЦЕЛЫХ, КАК НИСХОДЯЩИХ В МОГИЛУ…» Предлагаемая вниманию читателя документальная повесть посвящена подлинной истории жизни моего отца, казачьего офицера Алексея Михайловича Протопопова (1897–1988).Здесь нет ни
Из книги Реальность и мечта автора Ульянов Михаил АлександровичЛюдмила Максакова Есть люди, которым судьба подарила «звездное» происхождение, и они с того момента становятся ее захребетниками, на самом деле ничего собой не представляя, светя отраженным светом, транжиря то, что волею случая было дано им от рождения.Людмила Васильевна
Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин ИосифовичЛюдмила Зыкина Любишь ты землю, Людмила, Не зря ты на ней прожила. Все, что любила, скупила, Все, что росло, сорвала. Платье в брильянтах надела, Стала фаянс собирать. Так по любви и раздела Бедную
Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла НиколаевнаЛюдмила Максакова Он для нее - опора, стенка, И фигурально, и буквально. Облокотившись на Фоменко, Она играет
Из книги Владимир Высоцкий без мифов и легенд автора Бакин Виктор ВасильевичЛюдмила КОТИКОВА 31). Людмила КОТИКОВА - Кундуз, управление 201-й МСД, 370-й отдельный потдивизион, 1985-87 г.г.:Алла Миранкова права, в жизни каждого человека есть тот миг, когда нужно подвести черту и сделать выводы.А у меня был партийный билет в кармане… и перспектива
Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович Из книги Петр Фоменко. Энергия заблуждения автора Колесова Наталия ГеннадьевнаЛюдмила Заря серебряного века, этого столь высоко чтимого ныне русского ренессанса культуры, искусства и настойчивых духовных поисков, забрезжила еще лет за десять до прихода «календарного» XX века. Забрезжила без особого шума. Не возвещали ее приход ни фанфары, ни
Из книги автора Из книги автораДарья Белоусова. «Играйте небо!» Мы только поступили (мне было 17 лет), в ГИТИСе шел «Борис Годунов». В памяти осталась мелодия стиха. По-моему, Петр Наумович был очень увлечен поисками ритмической интонации, и когда мы параллельно на курсе начинали делать «Деревню», он нас
В 2015 в сети появилось видео, где пожилая пара фигуристов очень красиво и чувственно танцует. Зрелище, конечно, необыкновенное. Самое интересное, что, глядя на эту пару, никогда не скажешь, что партнерше 79, а партнеру 83 года.
Уважаемые читатели, сегодня будем вспоминать Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. Двукратных олимпийских чемпионов в Инсбруке -1964 и Гренобле-1968, пятикратных чемпионов Мира… обладателей приза Жака Фавара Международного союза конькобежцев, первых из советских спортсменов, которых занесли в Зал славы мирового фигурного катания.
Про них сейчас очень много пишут. И информация разная и противоречивая. Кто-то восхищается, кто-то, наоборот, поливает грязью. Но, по мне, так это — нормально. Во всяком случае, не забывают, как в случае с той же
Здесь я немного расскажу их историю, отвечу на вопрос: «где Белоусова и Протопопов сейчас?» и постараюсь написать свой портрет этой неоднозначной пары. А еще вы узнаете, что Протопопов — не Протопопов 🙂
Сначала давайте посмотрим видео.
Впечатляет, конечно.
Друг без друга
Людмила Евгеньевна родилась 22 ноября 1935 года в Ульяновске. Там и пережила войну. В 1946 году семья Белоусовых переехала в Москву.
Про детские увлечения Людмилы я мало информации нашел. Знаю, что была очень подвижная, летом увлекалась теннисом, зимой коньками. Ну, это – нормально.
О карьере фигуристки не мечтала, пока не посмотрела фильмы «Серенада солнечной долины» (США) и «Весна на льду (Австрия)» с участием знаменитых тогда Сони Хенни и Евы Павлик.
Посмотрите эти старые кадры…
Вот, собственно, благодаря этим замечательным фигуристкам и появилась новая звезда.
В 15 лет некоторые уже заканчивают… Утрирую, конечно. Но, согласитесь, что начинать карьеру фигуристки в 15 лет как-то поздновато. Но, Белоусова решилась и настойчивость, талант, природные данные и первый тренер Лариса Новожилова сделали свое дело.
Начинала Людмила как одиночница, но после встречи с Олегом Протопоповым навсегда ушла в парное. Как видите, информации не очень много. Про Олега Протопопова по-богаче будет.
Олег Протопопов
Олег Алексеевич Протопопов родился 6 июля 1932 года в Ленинграде. Рос без отца (отец оставил семью, когда Олегу был год).
Мама — Агния Владимировна Гротт была балериной. Так что, любовь и понимание классической музыки, и развитое чувство прекрасного у Олега Алексеевича, можно назвать врожденным. Потом война, блокада… Скажу так: «Было очень трудно».
После войны Олег с головой ушел в мир классической музыки. Но, реализовать себя на этом поприще у Протопопова не получилось. В ленинградскую музыкальную школу Дворца пионеров его не приняли из-за ВНИМАНИЕ! отсутствия совершенного музыкального слуха. Вот и решил Олег доказать обратное если не за роялем, то на катке.
В общем, зимой 1947 года начал свои первые шаги в фигурном катании будущий двукратный олимпийский чемпион Олег Протопопов. Помогала ему в этом Нина Васильевна Лепницкая – замечательный тренер и вообще педагог.
А теперь посмотрите, пожалуйста, еще раз на эту фотографию. Ее предоставила одна из учениц школы фигурного катания Ленинградского дворца пионеров . На подпись обратили внимание? Справа — Олег Груздев. Да, вот так! Об этом мало кто знает, но первая фамилия Протопопова была — Груздев. Когда и зачем он ее сменил остается только гадать. Рискну предположить, что обида на отца была очень сильна. Но, это только предположение.
По воспоминаниям тех, кто с ним тренировался, Олег был замкнутым мальчиком, но фанатично влюбленным в фигурное катание. Успехи к нему пришли достаточно быстро. Навыки балетного танцовщика, которые привила Олегу его мама, очень пригодились. Его скольжение, прыжки и вращения были грациозны и элегантны. Единственное, с чем испытывал проблемы юный фигурист, так это с многооборотными прыжками. И решить эти проблемы Протопопов так и не смог.
Что касается амплуа, то начинал Олег, как и Людмила одиночником. Но, потом переквалифицировался и уже в 1954 году вместе со своей партнершей Маргаритой Богоявленской занял «почетное» третье место на чемпионате СССР. Правда выступало тогда всего 3 пары . 🙂
Встретились, чтобы больше не расставаться.
Встреча Протопопова и Белоусовой произошла в Москве в 1954 году на семинаре по фигурному катанию. Попробовали покататься вместе и поняли, что нужны друг другу.
На следующий год Людмила переезжает в Ленинград и с тех пор по сегодняшний день они не расстаются.
Успехи, борьба, слезы, бегство
Достижения легендарной пары
То, что сделали Белоусова и Протопопов для фигурного катания и престижа советского спорта переоценить сложно.
Они сумели превратить парное катание в настоящее искусство. Их катание завораживало зрителей и даже судей. Безупречное легкое скольжение, просто невероятная синхронность исполнения элементов, отточенное техническое мастерство… и все это в абсолютной гармонии с прекрасной классической музыкой Листа, Массне, Бетховена, Рахманинова.
Я прошу прощения у читателей за свою безграмотность. В классификации прыжков я не разбираюсь совсем. Для меня что «тулуп», что «аксель», что «ридбергер»… Но, зато я знаю что такое «тодес» и «поддержка». Так вот, «тодес» в их исполнении до сих пор считаются высшим проявлением мастерства. Повторить подобное мало кому удавалось.
Но, главное — они оживили, сделали зримой музыку. Они первые в мире перестали использовать музыку как фон, они вживили ее в свои переживания на льду.
О чем еще не сказал? Конечно, о любви. А между тем, любовь друг к другу и то, что они сумели перенести свои чувства на лед, возможно и была главная причина их успеха. Как они смотрели друг на друга во время танца! Насколько нежными и трепетными были их прикосновения. Так сыграть невозможно.
Слава советских фигуристов была просто невообразимой. Журналисты и специалисты всего мира пели дифирамбы нашей паре и вполне заслуженно. Залы рукоплескали.
Сейчас я еще раз перечислю титулы Олега Алексеевича и Людмилы Евгеньевны, но поверьте, в «сухом виде» они не отражают и сотой доли признательности, которой они имели на пике своей славы.
- Двукратные Олимпийские чемпионы (Инсбрук 1964 и Гренобль 1968)
- Шестикратные Чемпионы СССР (1961-1968)
- Четырехкратные Чемпионы Мира и Европы (1965-1968)
- Обладатели приза Жака Фавара Международного союза конькобежцев
Высоко взлетели… Тем больнее было падать
После Олимпиады в Гренобле спортивная звезда наших чемпионов пошла к закату. Сразу скажу, что этот период их биографии, как и бегство из страны — самые обсуждаемые темы. Вот некоторые вопросы, которые волнуют сейчас болельщиков.
- Действительно ли их выжили из фигурного катания, как утверждают сами спортсмены?
- Правда ли, что они могли в свои 37 и 40 лет соответственно, достойно выступить на Олимпиаде 1972 года в Саппоро?
- И, наконец, зачем было бежать из страны?
Мое мнение, что однозначных ответов на эти вопросы нет. Вернее, они есть, но, как вы сами понимаете, в любом интервью каждая сторона будет гнуть свою правду. Так что, друзья, просто почитайте мои домыслы. Возможно, они вам покажутся интересными.
Итак. Есть мнение, что с помощью административного ресурса и соответственно, каких-то интриг и козней стали продвигать молодую пару Роднина-Уланов. На всех внутрисоюзных соревнованиях, в том числе и на отборочных на Олимпиаду этой паре ставили заведомо завышенные оценки. В то время, как Белоусову и Протопопова засуживали. Все возможно.
Только зачем? Просто месть, как пытаются нам преподнести опальные спортсмены? Я так не думаю.
Согласитесь, что каковы бы ни были отношения между чиновниками и спортсменами (а они судя по рассказам абсолютно всех участников конфликта всегда были очень натянутыми ), ни один чиновник не станет вставлять палки в колеса будущему олимпийскому чемпиону, если есть уверенность в его победе. Ну ведь никто же не мстил Людмиле и Олегу раньше.
Таким образом, если предположить, что Б&П не попали на свою четвертую Олимпиаду из-за преступного сговора чиновников, значит те были уверены, что ждать хотя бы пьедестала от этой пары больше не приходится. И пришло время страшной мести! Как вам такая версия?
Мое мнение несколько другое. дело, как мне кажется, не только в мести. Давайте на минуту представим, что и чиновники и судьи все-таки неплохо разбираются в фигурном катании в реалиях и тенденциях. И они реально видят, что парное катание меняется. Становится более динамичным и техничным. Что того уровня сложности программ, которые, пусть даже безупречно, катали Олег и Людмила, уже не достаточно для победы.
Но, с другой стороны есть пары, которые больше соответствуют новым веяниям в этом виде спорта. Те же Роднина-Уланов, Смирнова-Сурайкин.
Как вы понимаете, Белоусова и Протопопов сами уходить не хотели (кстати, они и в 60 готовы были выступать на Олимпиаде, но об это ниже). Вот и возникает извечный вопрос: «Что делать?»
В общем так, даже если и стояла задача не пустить ветеранов на очередную Олимпиаду и был какой-то сговор, сделано это было не из мести, а чисто из прагматических и профессиональных соображений.
А вообще, если интересно почитайте книгу Елены Вайцеховской «Слезы на льду» . Там найдете много интересной информации про мир фигурного катания. В том числе есть интервью с нашими героями.
Они должны были уйти сами
С Белоусовой и Протопоповым все по-другому. Единожды получив признание и любовь зрителя и посчитав свое катание за эталон, они решили, что эталон останется таковым навсегда.
Да их катание действительно восхищает. Скольжение, синхронность, чувственность, пластика – все на недосягаемом уровне. Плюс прекрасная музыка. Но, времена меняются. И меняются зрительские симпатии и привязанности.
Лично про себя могу сказать честно, что задорное «Эх!» в катании Родниной, мне гораздо ближе чувственного «Ах!» Белоусовой и Протопопова.
Конечно, можно сказать, что я далек от прекрасного и от настоящего искусства. Ну, извините! Но, ведь я, наверняка, не одинок.
Зачем уехали?
После завершения спортивной карьеры в 1972 году Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич солировали в Ленинградском балете. Как позже выяснится, они долго и тщательно готовили побег из страны. Удалось это сделать только в 1979 году во время гастролей балета по Швейцарии.
Как утверждаю сами спортсмены, никакой политической подоплеки не было. Просто они по прежнему считали себя лучшими, а реализовать себя и продолжать творить, в СССР у них не было возможности.
Вот тут, честно говоря, ничего не понял. Если бы политические, все ясно и понятно. А здесь??? Может кто объяснит? Что нельзя было дома для себя или даже на показательных для зрителей творить? Да никто бы им не мешал! Значит что-то другое.
- Корыстный интерес? Ну тогда, это — нормально. Более того, считаю, что абсолютно правильно поступили. Есть у меня подозрение, что как и большинство советских спортсменов их бы просто забыли. И тихонько прозябали бы наши олимпийские чемпионы на свою пенсию.
- Корыстный интерес плюс жажда славы? Вот этот вариант мне ближе всего. И в нем тоже ничего криминального не вижу. Если есть желание (а его хоть отбавляй) и силы, чтобы продолжать радовать своего зрителя, да еще за хорошие деньги, почему нет? Ну и если уж так случилось, что они очень любят когда их хвалят, то тоже на здоровье.
Но, тоже в меру. Ранее я уже обмолвился, что Белоусова и Протопопов на полном серьезе хотели поучаствовать в еще одной Олимпиаде… в Нагано в 1998 году.
Откровенно говоря, жесть. И тут кроме откровенного неуважения к современному фигурному катанию, как олимпийскому виду спорта, я не вижу.
Вторая сторона медали
Так все-таки, что же за люди Олег Протопопов и Людмила Белоусова. Поверьте, составить портрет мне было очень тяжело. И главным образом в силу того, что на льду они одни, а вне фигурного катания абсолютно другие.
И еще, чтобы судить о человеке, как минимум надо с ним пообщаться. У меня такой возможности, к сожалению, нет, и вряд ли появится. Так что, все мои выводы были сделаны на базе опубликованных интервью со спортсменами, интервью с их бывшими коллегами по цеху и очерков журналистов, которые общались с ними.
Все понимаю. Говоря о себе, всегда можно чуть приукрасить, рассказывая про другого – чуть очернить. Журналисты, особенно советского периода, не всегда самостоятельны и объективны. Поэтому я оставил за собой право сомневаться. Делать «поправку на ветер». Как у Ильфа и Петрова: «Паниковский не обязан всем верить».
И вот что получилось, когда вся информация прошла через мой фильтр.
- Великолепные фигуристы. Фанатично влюбленные в фигурное катание и в себя в фигурном катании.
- Неравнодушны к славе и нетерпимы ко всему и ко всем, кто не считает их лучшими.
- Все, что мешает наслаждаться собой, своим катанием и все, что мешает выставить эти чувства на всеобщее обозрение, вызывает у них обиду и неприязнь.
В общем, как это ни прискорбно, но они больше любят себя в фигурном катании, а не наоборот.
Знаю, что такой вывод многим не понравится. Но, это всего лишь мое видение и понимание. У вас может быть абсолютно другое.
И как бы там ни было. Я, действительно, благодарен и Олегу Алексеевичу и Людмиле Евгеньевне за то, что они в свое время сделали для страны и для фигурного катания. Действительно, восхищен их спортивным долголетием и восхищен их преданностью друг другу и фигурному катанию.
И от всей души желаю им здоровья.
Сейчас эта прославленная пара проживает в швейцарском городке Гриндельвальд. Живут друг для друга. Детей нет. Как вы понимаете, все свое время отдают фигурному катанию.
Уважаемые читатели, если вам есть что рассказать про Людмилу Евгеньевну и Олега Алексеевича, говорите.
Пишите в комментариях или присылайте интересные истории через форму обратной связи на странице . Страна должна знать своих героев.
На этом все. До скорой встречи.
Для неравнодушных. Поддержать проект
комментарий 41
Рабцевич
Святослав
Людмила Белоусова, Олег Протопопов: Нас прятали в швейцарских отелях
В «Раздевалке» побывали олимпийские чемпионы 1964 и 1968 годов в парном катании Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Мы встретились в Лозанне на чемпионате Европы по фигурному катанию, завершившемся в минувшие выходные. Знаменитые спортсмены приехали сюда из деревушки Гринденвальд, где живут более двадцати лет. Арендуют квартиру в маленьком шале с войлочными вишнями в саду. Здесь они тренируются. Но не только для себя: Белоусова и Протопопов, несмотря на солидный возраст, по-прежнему участвуют в ледовых шоу.
Они эмигрировали в Швейцарию в 1979 году, не пожелав мириться с невостребованностью своего таланта на родине. Их имена были вычеркнуты из справочной литературы. А с них, собственно, и началось парное катание. Они высоко подняли планку, которая и сегодня не преодолена. Нет, не по элементам по красоте катания, чистоте линий, любовному диалогу мужчины и женщины на льду.
Людмила, москвичка, инструктор юных фигуристов в парке имени Дзержинского в Марьиной роще, и Олег, моряк Балтийского флота из Ленинграда, познакомились в 1954 году на третьеразрядном семинаре по фигурному катанию в Москве. И вскоре встали в пару. А поженились спустя три года.
ЛИСИЙ ВОРОТНИК
Людмила Белоусова : У меня был мальчик в Москве. Но когда я переехала в Ленинград и мы стали кататься, больше узнала Олега и, естественно, начала сравнивать. И поняла, что моя жизнь немыслима без фигурного катания, поэтому мы становились все ближе и ближе друг к другу. Олег был свободен. Он еще служил во флоте, и мы имели возможность тренироваться только тогда, когда его отпускали с корабля. В 1956 году он демобилизовался.
Олег ухаживал за мной трогательно. Даже один раз воротник оторвал. Мы гуляли, на мне было пальто с лисьим воротником. Пошли на детскую горочку покататься, я поехала вниз, а Олег испугался, схватил меня за ворот. И лиса осталась у него в руках.
Когда мы поженились, у Олега, недавно вернувшегося со службы, ничего не было, кроме бушлата и бескозырки. К счастью, его мама, когда он уходил на флот, сохранила его комнату 9,8 квадратных метра в коммуналке. Там мы и обосновались.
Олег Протопопов: Нашими соседями были милиционер с женой Дорой и двумя детьми: Сашей и Верой. Вот ребята гуляют во дворе, а мать им кричит: «Сашка, Верка, иди, перденься (переоденься. Прим. авт .), кому говорю, перденься». Они чистили зубы одной щеткой вчетвером. Так мы прожили довольно долго, и только после того, как в 1964 году выиграли Олимпийские игры, нам дали однокомнатную квартиру.
Л.Б.: В первые годы нашей совместной жизни, когда нас одолевало хроническое безденежье, я, студентка института железнодорожного транспорта, частенько таскала мужа в свою студенческую столовку. Мы брали меню и, закрыв названия блюд, выбирали самые дешевые. Но что хорошо было: на столе всегда стояли хлеб и горчица, которыми можно было насытиться.
«САРАФАННОЕ РАДИО»
Нас упрекали в излишней театральности, продолжают Белоусова и Протопопов. В 1972 году было принято решение не посылать нас на Олимпийские игры в Саппоро. Через шестнадцать лет в «Собеседнике» Уланов признался, что уже за два года до той Олимпиады им с Родниной были запланированы олимпийские золотые медали. И поэтому в 1970 году на чемпионате Союза, когда мы обыграли их в обязательной программе, а Роднина с Улановым были на восьмом месте, все всполошились. И на следующий день наши соперники стали первыми, а мы четвертыми. А ведь до этого у нас был разрыв в 13 баллов! Нам только на пузе надо было кататься. И если бы нам поставили даже средние баллы, мы все равно должны были выиграть. Попросту дали «зеленый свет» атлетическому стилю, создав в парном катании монополию. Хотя борьба двух стилей, направлений дала бы, убеждены, нечто большее, выдающееся.
В 1973 году мы перешли в Ленинградский балет на льду. В ЦК нам говорили, что мы артисты, а в балете, что спортсмены. Семь месяцев ходили мы туда и обратно, к секретарю по культуре Кругловой, а потом к Фурцевой, а та звонила Кругловой, чтобы нас приняли...
Шесть лет мы проработали в балете инкогнито. Наших фамилий не было ни в афишах, ни в программках, разве что во вкладышах к ним. Но их хватало буквально на два города. А гастролировали мы часто: в Караганде, Запорожье, Челябинске. Но наши поклонники всегда знали, что мы будем выступать, и по «сарафанному», как мы называли, радио это друг другу передавали.
Мы говорили: «Давайте сделаем классический балет на льду». «А что, интересовались они, Протопопов заставит нас работать в десять раз больше?» Резонно. Протопопов бы выжал то, что надо! В общем, это было бесполезно. Но все-таки мы попытались научить классике полтруппы, уверяли: «Ребята, кто хочет заниматься, мы поможем. Но чтобы не пить, не курить. Увидим кого с сигаретой выгоним». Короче, человек двадцать набралось, приходили, учились. И, видимо, какое-то влияние мы стали на них оказывать, потому что однажды репетиции отменили. А почему? Потому что, мол, артисты утром устают, а вечером плохо катаются. Но ведь мы были старше. А как же балетные тренировки: класс четыре часа? Это наша профессия. Нет! И отменили.
В одном из документов, направленных в отдел культуры обкома партии было сказано, что мы стоим поперек дороги Ленинградского балета, наносим ему вред. Дело в том, что наш репертуар не вписывался в репертуар балета. У нас были свои костюмы, постановки, хореография. Мы были полностью независимыми, и это, безусловно, ущемляло тех, кто хотел нами управлять. Мы исполняли «Умирающего лебедя» Сен-Санса, «Лунную сонату» Бетховена, а эти номера объявляли спортивными. А те постановки намного опередили время. Баюл танцевала «Умирающего лебедя», а мы за двадцать лет до нее это сделали. Мишкутенок с Дмитриевым исполнили «Грезы любви». Многие прошлись по нашему репертуару, в том числе и, царство ему небесное, Гриньков, они с Гордеевой тоже однажды «Грезы...» взяли.
ЛАМПОЧКА ИЛИ СОЛНЦЕ?
За год до побега Белоусовой и Протопопова их квартиру в Ленинграде обворовали, украли все медали. Им позвонили в Москву, разыскав их у журналиста Аркадия Галинского. Звонил начальник Ленинградского угрозыска. Примерно такой диалог получился: «Я нахожусь в вашей квартире. Что у вас там было?» «А что, уже ничего нет? спрашивают фигуристы. Вы, наверное, по красному телефону звоните? Скажите, справа на полочке стоит пластинка?» «Да, стоит». «Вот и хорошо, музыка есть, коньки с нами, значит, все будет…»
Они и из страны умчались без каких-либо ценностей. В одном из интервью Чайковская сравнила их с лампочкой на голом проводе, которую приняли за солнце. Это об их квартире. Когда ее вскрыли, то кроме лампочки, болтавшейся на шнуре, ничего не обнаружили: всю обстановку они отдали родственникам Людмилы, остальное раздарили.
У вас были подготовлены отступные пути?
Л.Б.: Абсолютно нет. Нас пригласил швейцарский импресарио, сперва мы выступали в Германии, а последние гастроли были в Швейцарии. И уже здесь мы решили: «Все, хватит!» Нам сразу же предоставили политическое убежище, точнее через две недели после того, как выпустили на волю. Нас же в первые дни по гостиницам прятали от кагэбэшников. Даже не знаем, в каких отелях мы жили. Нас перевозили из города в город за счет государства. Потом, когда нас «открыли», то подписали разрешение на местожительство.
Почему вы выбрали Гринденвальд?
О.П.: Нам нужно было тренироваться, а кататься было негде. Наши друзья начали обзванивать все катки, спрашивать, где в Швейцарии есть лед в сентябре. Оказалось, что только в Гринденвальде имеется с июня до Пасхи, а в других местах лед только в октябре заливают. То место, где нашелся кусочек льда, и стало нашим домом. Мы устроились в комнатке гостиницы, которую содержали наши знакомые фигуристы. И очень быстро уехали по контракту в американское шоу «Айс Коппейс».
ВЕРНОСТЬ ПОИСКУ
Как вы отнеслись к тому, что ваши имена тотчас вычеркнули из всяческих справочников, они и поныне там отсутствуют?
О.П.: Нормально, мы ведь стали врагами народа. Семь лет назад, когда в Питере праздновали столетие отечественного фигурного катания, нас вроде бы приглашали туда, прислав буклет, где говорилось, что история парного катания началась с Жука, а сразу за ним упоминалась Роднина. Правда, единственное, что там было наша фотография, старая-престарая, поцарапанная вся, ее даже не могли заретушировать. И просто наши фамилии, набранные мелким шрифтом. Но мы не обижаемся. Нечего было родину предавать.
Журналист Башкатов из Киева, претендовавший на роль летописца нашего вида спорта, написал книжку «Верность поиску». А нас охарактеризовал так, что можно было только догадаться, что это мы: «После того как Станислав и Нина Жук закончили свою карьеру, на их место пришла другая пара, которая занимала высокие места на Олимпийских играх и мировых первенствах, но в общем-то они выбрали удобный момент и по-воровски убежали из Советского Союза, не пожелав работать тренерами. И сгинули в мире частной собственности. И хватит о них!» И такая фраза была: «Всем надоели эти элегические па. Им стало тесно рядом с бреющим полетом». То есть это был намек на нашу программу «Размышления» Массне. Кроме того, автор упражнялся в графомании что ли, постоянно употребляя словосочетания типа: пластическое фигурное катание, пластическое вдохновение и так далее. В книге из двухсот страниц он сто четыре раза употребил слово «пластический», поэтому я в ответ сочинил четырехстишие, которое вынес бы в эпиграф:
Когда читаешь «Верность поиску»,
Свербит навязчивый вопрос:
Не есть ли это сочинение
Сплошной пластический понос?
Вы могли бы уехать раньше?
О.П.: В 1973 году Дик Баттон пригласил нас на Кубок мира среди профессионалов. За победу нам выдали четыре миллиона японских иен, что равнялось пятнадцати тысячам американских долларов. Но на пять тысяч мы купили эластик для балета, потому что артисты в кордебалете катались с дырками на штанах между ног. Мы привезли пятьдесят метров черного эластика и пятьдесят розового. Я думаю, что они потом еще долго в этих штанах катались, перекраивая их. Но для того чтобы отдать им эту ткань, нам пришлось преодолеть массу препятствий, идти в обком и просить о том, чтобы они приняли и отдали балету этот сувенир. Нам отвечали: «Мы от частных лиц подарков не принимаем, мы государственная организация». А умные люди сказали нам: «Зачем вам это надо было? Взяли бы пятнадцать тысяч и свалили бы сразу». Но тогда у нас и помыслов об отъезде не было.
Гастроли нам предлагали многократно. Владелец ревю «Холидей он айс» Морис Чалп предлагал пять тысяч долларов в неделю, никто из фигуристов столько не получал. Он приходил в Министерство культуры, спорткомитет и убеждал чиновников, что за месяц выступлений мы заработаем и привезем в СССР двадцать тысяч. Потом недоумевал: «Вы что, идиоты, отказываться от таких денег?» Но нас не отпускали. Помню, на соревнованиях в Колорадо он зазвал нас к себе в гостиничный номер, где стол ломился от яств, там были черная и красная икра, коньяк и прочее. Чалп полагал, что «расколет» нас. Мы проговорили, наверное, часа три. Я никак не мог втолковать ему: «Вы знаете, мы советские люди и не имеем права решать частные вопросы, мы можем решать их только коллективом».
Причем это была наша искренняя позиция. Мы были большими патриотами.
Как все-таки развеялись ваши патриотические идеи?
О.П.: Видите ли, когда вам постоянно капают на мозги, вы копите определенную информацию и приходите к неизбежным выводам. Нас вызывали на показательные выступления за границу. Звоним в обком с тем, чтобы получить разрешение на выезд. Нам говорят: «Позвоните, пожалуйста, через три дня. Товарищ Журавлева еще не приехала». Врут! Потом опять: «Ой, вы знаете, она вышла. А товарищ Скворцов уехал в Москву». Я эти ответы на магнитофонную пленку записывал. И, в конце концов, целая пленка набралась. Прослушав ее, мы поняли, что с нами играют и что, оказывается, никто не может решить этот вопрос. А формулировки типа «обком не против вашего выезда за рубеж, но только с коллективом» нас не устраивали. Проанализировав все это, мы пришли к мнению, что нам невозможно противостоять власти, она все равно нас задушит. И потом мы были уже в возрасте: мне исполнилось 47, а Людмиле 44. По театральным меркам нас давным-давно, в 38 лет, могли отправить на балетную пенсию, собрав худсовет из всех этих бездарей фигуристов с «улицы», которые ничего не сделали для фигурного катания, но входили в руководство.
Но если бы мы имели партбилеты, с нами бы уже так не разговаривали, поэтому мы подали заявление в партию. Секретарем нашей парторганизации был Александр Яковлев, тезка и однофамилец идеолога перестроечных времен. Прошло два года никакого ответа. Спрашиваем: «Саша, как дела?» Он мнется: «Вам никто рекомендации не дал». Как же так?! Нам дали рекомендации Тамара Николаевна Москвина, Петр Тимофеевич Толстихин (ныне директор спортивно-концертного комплекса Санкт-Петербурга) и одна виолончелистка из балета. Но Яковлев настаивал: «Ничего не могу сделать. Идите в райком».
Пришли в райком к некоей Бариновой. Говорим, так-то и так-то, два года ждем. Она произнесла: «Да, но у нас есть люди не менее достойные, чем вы. В первую очередь мы принимаем рабочий класс». И тогда мы убедились, что все кончено, и любым способом надо покинуть страну. Нас бы никогда никуда не выпустили. А мы хотели кататься.
Вам не хочется побывать в России, посмотреть, что у нас происходит?
О.П.: Посмотреть нет, потому что мы в курсе всех российских событий, «ловим» ОРТ по спутниковой связи и каждый день смотрим новости, в частности, программу «Время». А вот если нам предложат выступить, мы с удовольствием приедем. Мы еще можем удивить всех своими номерами, хотя мне на будущий год исполнится 70.
Кто должен вас пригласить?
О.П.: Наверное, руководители Национальной федерации фигурного катания.
А может, не только они? Вы личности мирового масштаба. Таким наследием должны гордиться и первые лица государства. Пригласил же экс-президент России на родину Солженицына, Вишневскую и Ростроповича.
Л.Б.: Ростропович другой уровень. Думаю, нынешний Президент может пригласить Олега в качестве двойника. Многие отмечают, что двадцать лет назад Олег был вылитый Путин. Он и сейчас на него очень похож.
НАША СПРАВКА
Людмила Белоусова. Родилась 22 ноября 1935 г. в Ульяновске. Выступала за спортобщество «Локомотив» (Ленинград).
Олег Протопопов. Родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Выступал за спортобщество «Локомотив» (Ленинград).
Белоусова и Протопопов катаются вместе с 1954 г. Чемпионы Олимпийских игр 1964, 1968 гг., чемпионы мира и Европы 1965 1968 гг. Награждены двумя орденами Трудового Красного Знамени. В 1979 г. эмигрировали в Швейцарию. Живут в Гринденвальде. С 1995 г. имеют швейцарское гражданство.
Известная советская фигуристка выступала в паре с Олегом Протопоповым, вместе с ним она в 1979 году не вернулась с гастролей Ленинградского балета на льду, проходивших в Швейцарии. С тех пор биография Людмилы Белоусовой была связана с этой страной, гражданство которой они получили лишь спустя шестнадцать лет.
В сентябре прошлого года стало известно о том, что фигуристка умерла на восемьдесят втором году жизни. Подробностей о причине смерти Людмилы Белоусовой не сообщалось, а узнать о них было довольно проблематично - связаться с мужем фигуристки Олегом Протопоповым было сложно, поскольку мобильного телефона у него не было, а по электронной почте он не отвечал.
Позже стало известно, что за два года перед смертью у Людмилы Евгеньевны обнаружили рак, от которого она лечилась в Швейцарии, скорее всего, от этой болезни она и умерла.
С фигурным катанием была связана вся биография Людмилы Белоусовой, но начала кататься она, правда, по современным меркам, поздно - в шестнадцать лет. Сначала занималась в детской группе, когда перешла в старшую, уже каталась с Кириллом Гуляевым, а после того, как он ушел из спорта, выступала как одиночница.
Вскоре фигуристка познакомилась с Олегом Протопоповым, ставшим частью не только спортивной, но и личной жизни Людмилы Белоусовой. Когда они делали первые шаги в совместном катании, Людмила была студенткой института инженеров железнодорожного транспорта, а Протопопов служил на Балтфлоте. Чтобы быть вместе с Олегом, Людмила перевелась в Ленинградский институт, и они начали тренироваться и выступать вместе.
Мужем Людмилы Белоусовой Олег Протопопов стал в 1957 году, и с тех пор они больше не расставались.
Через год после свадьбы пара вышла на международный уровень, а спустя четыре года они стали серебряными чемпионами на чемпионате мира.
Нужно отметить, что большинство своих программ Белоусова и Протопопов ставили самостоятельно, что не мешало им занимать высокие места на соревнования разного уровня - на счету этой уникальной пары шесть золотых медалей чемпионатов СССР, четыре - европейских и мировых чемпионатов, золотые олимпийские награды за выступления в Инсбруке и Гренобле.
Триумф пары длился до начала семидесятых, а когда их стали теснить более молодые спортсмены, решили уйти из большого спорта и начали выступать в Ленинградском балете.
В составе балетной группы в 1979 году они приехали на гастроли в Швейцарию и попросили там политического убежища. У именитых фигуристов накопилось много обид - из гонораров за выступления у них отбирали почти всю сумму, оставляя титулованным Белоусовой и Протопопову лишь ничтожную часть, любыми способами давали понять, что в СССР в них никто не нуждается.
У Людмилы Евгеньевны и Олега Алексеевича все чаще появлялись мысли о своей ненужности на родине, и они посчитали, что за рубежом их талант оценят по достоинству. Наказанием за отъезд из СССР для Белоусовой стало лишение ее титула «Заслуженного мастера спорта», кроме того, имена Белоусовой и Протопопова были вычеркнуты из летописи фигурного катания.
Они получили швейцарское гражданство, продолжали выступать, участвовать в ледовых шоу, а на родину приехали только спустя почти двадцать лет после своего отъезда.
Начиная с 2003 года, Белоусова и Протопопов периодически посещали Россию, приезжали на Олимпийские игры в Сочи.
Всю жизнь они прожили вдвоем - из-за того, что фигуристка боялась потерять спортивную форму, не появились на свет дети Людмилы Белоусовой. Последнее время Белоусова и Протопопов жили в Швейцарии, где проходила лечение Людмила Евгеньевна, а когда ее не стало, муж Людмилы Белоусовой решил хранить урну с ее прахом у себя дома. До бриллиантовой свадьбы фигуристка не дожила всего несколько месяцев.