Единая тарифная сетка бюджетников на год. Российский бухгалтер. Тарифная система оплаты труда
Единая тарифная сетка
В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.
Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.
Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.
До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).
Таблица 1 - Единая тарифная сетка
Разряды оплаты труда |
Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ |
|||
Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.
Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).
В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.
Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.
За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.
Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.
Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.
Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?
Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.
Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.
После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039
Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.
При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл.2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.
Таблица 2 - Изменение шкалы ЕТС
Тарифные коэффициенты |
|||||||||
Процент повышения |
|||||||||
Тарифные коэффициенты |
|||||||||
Процент повышения |
Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.
Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Таблица 3 - Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда
Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.
Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.
В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:
· низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;
· недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;
· недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.
Тарифная сетка представляет собой таблицу с соотношением разрядов и ставок заработной платы . Данную систему применяют в коммерческих, государственных и бюджетных организациях. С ее помощью дифференцируют ставки и оклады, используя тарифные коэффициенты.
Определение, значение, разновидности
Тарифная сетка основывается на сравнении сложности рабочих целей разных категорий и групп сотрудников, их обязанностей, образования и других обстоятельств. Совместно данные обстоятельства полностью обеспечивают свойство оценки деятельности персонала и определяют реальность использования общих позиций дифференциации оплаты их деятельности.
Таким образом видно, что тарифная сетка наглядно показывает, как зарплата работников зависит от их разрядов . Ее в процессе корректировки можно растягивать и сжимать. Данная таблица расценок бывает:
- Равномерной , с одинаковой межокладной разницей между коэффициентами.
- Возрастающей или прогрессивной , при которой межразрядная разница равномерно увеличивается.
- Затухающей или регрессивной , когда разница уменьшается.
- Возрастающе-затухающей , при которой разница сначала увеличивается, а потом спадает.
Тарифный коэффициент состоит из мотивационного и воспроизводящего элементов. Он указывает на то, во сколько раз основная зарплата по конкретной квалификации выше заработка первого разряда.
Тарификационная таблица по зарплате с наименьшим количеством разрядов и маленьким диапазоном коэффициентов не в состоянии объективно оценить вклад и потенциал персонала.
Из-за этого она отрицательно действует на стимулирование деятельности и плохо обеспечивает сотрудников нормальными отношениями внутри коллектива. Вот почему так важно уметь грамотно и верно составлять тарифные сетки по формированию трудовой оплаты.
Нормальная тарифная сетка должна состоять из достаточного количества квалификационных групп с диапазоном, не меньшим, чем 1 к 10 . Приемлемыми диапазонами считаются 1:15 и выше с числом разрядов, приближающимся к 20.
Классификация простых рабочих и работников руководящего звена
В учреждениях с тарифной сеткой для сотрудников используются должностные оклады . Для их дифференциации существуют следующие квалификации рабочих, которые более подробно расписаны в едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС):
- специалист (начальная стадия);
- специалист третьей категории;
- специалист второй категории;
- специалист первой категории;
- ведущий специалист.
Молодые специалисты после университета без опыта или рабочие, имеющие средне-специальное образование и опыт, относятся к начальной стадии квалификации. Работники с определенным стажем и выполняющие среднесложную деятельность, имеют вторую или третью категорию. Первую же категорию присваивают специалистам с пятилетним стажем, которые выполняют максимально сложные работы.
Тарифно-квалификационный справочник освещает характеристики главных разновидностей деятельности, их сложность и соответствие тарифным разрядам, а также стандарты и примеры определенных работ.
Справочник содержит разделы, описывающие сферы конкретных работ. Характеристика разновидностей деятельности поделена на рабочую характеристику и раздел под названием «должен знать».
Административно-управленческое звено состоит из:
- руководителей учреждений;
- руководителей подразделений и служб;
- заместителей вышеперечисленных;
- специалистов, выполняющих экономические и инженерно-технические работы;
- специалистов лесовосстановительных, рыбоводных, зоотехнических, сельскохозяйственных отраслей;
- специалистов по искусству и культуре, науке, народному образованию, медицинскому обслуживанию;
- специалистов в международных связях;
- специалистов-юристов;
- техисполнитетелей, выполняющих контроль и учет;
- техисполнитетелей по подготовке и оформлению документов;
- техисполнитетелей по хозяйственному обслуживанию.
Но есть еще и более новая редакция классификации руководящих работников, которая их делит на заведующих, мастеров, начальников, главных специалистов и, собственно, самого руководителя организации.
К категории технических исполнителей теперь принадлежат статистики, стенографисты и секретари, инкассаторы, грузовые экспедиторы, машинистки, кассиры, чертежники, счетоводы, делопроизводители, агенты, учетчики, табельщики, нарядчики, копировщики и дежурные.
Каждая должность содержит такие квалификационные характеристики , как:
- служебные обязательства , где перечислены главные рабочие функции;
- должен знать – здесь раскрыты требования к специальным знаниям, нормативам и стандартам;
- предписания к квалификации , куда включены требования к рабочему стажу и профподготовке.
Более исчерпывающая информация по руководящим должностям находится в едином квалификационном справочнике (ЕКС) .
Алгоритм присвоения нового разряда
Порядок повышения разряда в организациях следующий :
- Сотрудник после разрешения руководства составляет заявление и обосновывает свое решение. После чего на этом документе проставляется виза советом бригады производства.
- Далее собирается комиссия из рабочих с высшей квалификацией, мастеров, специалистов, административных и профсоюзных представителей предприятия.
- Проводится контроль знаний сотрудника, желающего получить повышение, в основе которого стоит тарифно-квалификационный справочник.
- По результатам проверки разряд повышают и подтверждают это приказом и протоколом. Также обязательно в трудовую книжку работника заносится соответствующая запись.
Как рассчитать
Расценку труда работников производят по уже составленной тарифной сетке. Так, берут оклад первого разряда, который должен быть равен или больше МРОТ, и умножают его на коэффициент необходимого разряда.
Следует учитывать и регионные коэффициенты, которые разнятся в зависимости от положения предприятия на географической карте. Так, в европейской России этот краевой показатель равен 1, на Урале – от 1,15 до 1,4, на Дальнем Востоке – 1,4-1,6, на Севере – 1,6-1,8, а на Крайнем Севере – 1,8-2.
Преимущества и недостатки
Тарифная система начисления зарплаты мотивирует работников на постоянное повышение своей квалификации, учитывает ответственность и сложность их деятельности, снабжает любое предприятие кадрами и побуждает их к профессиональному росту.
Но есть у тарифной системы и минусы , к которым относятся слабые оценка качества деятельности и ориентация на достойные рабочие условия. На практике эти недостатки устраняют тем, что разрабатывают и внедряют доплаты и надбавки.
Использование в организациях в 2018 году
По нормам Трудового кодекса РФ руководитель предприятия расписывает тарифную сетку для начисления зарплаты своим подчиненным. Все должности в организации имеют свои разряды, начиная с наименее квалифицированного, первого. Для следующих за ним разрядов устанавливают тарифные коэффициенты, чтобы, наконец, сформировать саму тарифную сетку.
Для создания тарификационных таблиц руководители могут воспользоваться их образцами из отраслевых соглашений. Эти документы составлялись профильными объединениями управленческого звена и согласовывались соответствующими профсоюзами. МРОТ на 2018 составляет 9489 рублей . Таким же должен быть оклад работника первого разряда.
Актуальные коэффициенты для разрядов сотрудников на 2018 год:
Особенности для бюджетных организаций, МВД, ИП и др.
Бюджетные учреждения для подсчета зарплаты своим работникам применяют единую тарифную сетку (ЕТС) . Эта поразрядная шкала состоит из 18 квалификаций . Восемь из них относятся к тарификации обыкновенных работников, следующие четыре – к расцениванию высококвалифицированных. Состав же руководителей, специалистов и служащих тарифицируется со 2 по 18 разряд.
Ставку и оклад в бюджетной сфере теперь устанавливает руководитель организации, учитывая сложность исполняемой деятельности и квалификационный уровень сотрудника. А зарплаты обыкновенных рабочих взаимосвязаны с заработками руководства. При этом фонд оплаты труда распределяется верно между всеми сотрудниками.
Заработная плата бюджетников должна состоять из оклада, стажевых, ранговых или классификационных надбавок, премий и компенсаций . Тарифная сетка закрепляется коллективным договором, положением о зарплате и премировании и другими соглашениями. Сотрудники организации могут легко узнать все о своей зарплате именно из этих документов и штатного расписания.
ИП составляет таблицу тарификации своих работников сам. Он не должен строго действовать установленным нормам от государства и может назначать столько разрядов, сколько ему необходимо. При этом реально оценивается рабочая специфика компании и выдвигаются оправданные требования к деятельности сотрудников.
Разрабатывая действующую тарифную систему, руководителю фирмы придется не только составить тарифную сетку, но еще и зафиксировать тарификационные правила. Важно, чтобы зарплаты работников не были меньшими, чем актуальный МРОТ.
При тарификации не должно происходить дискриминации по отношению к подчиненным. Начальник фирмы имеет право устанавливать оклады своим работникам по своему желанию. Сотрудникам, занятым подобной деятельностью, необходимо начислять одинаковый коэффициент.
Тарифная сетка разрабатывается следующим образом :
- вначале определяют все должности и специальности по отделам компании;
- затем функции делят на разряды;
- устанавливают квалификационные коэффициенты;
- закрепляют получившуюся систему локальным нормативным актом.
Заработки фирмы обосновываются указанием в штатном расписании надбавок и размеров окладов.
Для оплаты труда сотрудников МВД тоже применяется единая тарифная сетка, утвержденная госорганами, но каждому званию еще доплачиваются свои компенсации и надбавки в определенном процентном соотношении. Кроме того, муниципальные органы намерены ежегодно поднимать зарплаты категориям таких служащих на конкретное количество процентов. На данный момент это 4%.
С тарифной сеткой оценочные критерии работ становятся прозрачными, а зарплата увеличивается по мере повышения как должности, так и квалификации. Если администратор правильно создаст благополучные условия на своем предприятии, то оно постоянно будет достигать всех поставленных целей и планов.
Различия между тарифной сеткой и системой грейдов представлены в данном семинаре.
Тарифная сетка - это шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз тарифная ставка любого разряда больше, чем первого. Тарифный коэффициент I разряда всегда равен единице.
Количество разрядов и величины соответствующих им тарифных коэффициентов определяются в соответствии с коллективным договором, заключаемым на предприятии между администрацией и работниками в лице профсоюза. Положения его, в свою очередь, разрабатываются на основе отраслевого тарифного соглашения и не должны допускать ухудшения положения работников.
Наиболее широкое распространение получает использование единой тарифной сетки для организации оплаты труда всех рабочих на предприятии. Как правило, количество разрядов, присваиваемых рабочим, остается прежнее - 6-8. Обшее, максимальное количество разрядов в сетке может быть определено на конкретном предприятии, как и величины соответствующих им тарифных коэффициентов, - произвольно. Обязательным является закрепление этого в коллективном договоре. Пример такой организации оплаты труда - использование единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетных организаций. Она может быть рекомендована для всех остальных.
Единая тарифная сетка (ETC) введена в соответствии с Указом Президента РФ от 19 августа 1992 года (САПП, 1992, № 8, ст. 503) постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 (САПП, 1993, № 16, ст. 1253). Она закреплена Правительством РФ в следующем виде (табл. 1).
Таблица 1 .
Разряд |
Тарифные |
Разряд |
Тарифные |
Цель введения этой сетки - упорядочить соотношения в оплате труда в зависимости от его сложности и квалификации работников и создать механизм поддержания этих соотношений. Разряды присваиваются аттестационной комиссией предприятия (организации) на основе использования для работников общеотраслевых профессий квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Его третий раздел, включающий квалификационные характеристики, преобразован.
Теперь требования даны в нем по разрядам оплаты ETC, для работников с профессиями, имеющими строго определенную отраслевую принадлежность (здравоохранение, образование, культура и т. п.), разработаны специфические нормативные квалификационные требования (характеристики), содержащие критерии для установления разряда.
Предприятия, не состоящие на бюджетном финансировании, при введении ETC, как правило, для проведения аттестации служащих с целью присвоения им разряда разрабатывают свои квалификационные критерии, основой для которых являются квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих. Тарифная ставка I разряда в ETC для учреждений и организаций бюджетной сферы может не совпадать с величиной законодательно утвержденной минимальной заработной платы.
Заработная плата - это одна из самых спорных категорий выплат работникам предприятия. На практике применяется несколько основных способов начисления выплат по оплате труда. Самыми популярными являются следующие:
- сдельная;
- повременная;
- комбинированный тип.
Если говорить о бюджетных организациях, то здесь повсеместно применима ставка, которая также дополняется поощрительными выплатами и премиями. Для того чтобы понять, как начисляется зарплата бюджетникам, необходимо определить, что такое тарифная сетка и тарифный разряд. Коэффициент тарифной ставки по разрядам применяется не только в бюджетных организациях, многие предприятия имеют такие добавочные тарифные коэффициенты по разрядам.
Что такое тарифный коэффициент и от чего он зависит?
Тарифный коэффициент представляет собой множитель, который применяется к заработной плате работника первого разряда. Это показатель, который увеличивает заработную плату работника с учетом таких показателей, как тарифный разряд, тарифный коэффициент. На предприятиях обычно применяется разрядная состоящая из шести разрядов. Таким образом, работник первого разряда имеет наименьший показатель заработной платы, а шестой, соответственно, самый высокий. Тарифный коэффициент 1 разряда соответствует минимальной зарплате, равен 1,0.
Для применения нужно иметь таблицу с тарифными коэффициентами. На различных предприятиях они могут иметь отличия, определен тарифный коэффициент рабочих разрядов в Приказе об учетной политике предприятия. Это если говорить об отдельно взятом предприятии. В государстве разработана единая тарифная сетка для рабочих бюджетной сферы. Она имеет 18 рангов. Если говорить о конкретных цифрах, то стоит отметить, что по сравнению с первым, самым низким, 18 ранг имеет тарифный коэффициент 4,5.
Назначение тарифной сетки
Все работники предприятия не могут получать заработную плату на одном уровне, поскольку уровень их квалификации отличается, трудоемкость выполняемых каждым из них работ различна. В связи с этим целесообразно применять тарифную сетку. В чем заключается ее основное назначение? Основная цель применения такой системы оплаты заключается в том, чтобы распределить работников по категориям в зависимости от уровня специализации и квалификации выполняемых им работ.
Каждый работник должен получать оклад в размере, соответствующем его квалификации. Оплата труда тарифным способом предусматривает, что работник определенного разряда должен выполнять работу, которая по сложности соответствует именно его разряду. Бывает, что работник низшего разряда привлекается к работам, которые должен выполнять специалист более высшего уровня. В тех ситуациях, когда он делает это успешно, ему, соответственно, может быть присвоен более высокий разряд.
Оплата труда тарифным методом является хорошей мотивацией для работников. Ведь чем выше разряд, тем больше уровень оклада.
Определение тарифного разряда и его особенности
Что такое тарифный разряд? Тарифный коэффициент является составляющей частью разряда по квалификационным характеристикам. Он характеризует уровень сложности работ. Тарифный разряд (тарифный коэффициент) является одним из важнейших составляющих тарифной сетки. Как он определяется? Его можно посмотреть в специальном справочнике характеристик рабочих по уровню квалификации.
В тарифной сетке отсчет всегда начинается с работников первого разряда. Они, как правило, имеют самый низкий оклад и уровень квалификации. Обычно уровень оклада работников первого разряда соответствует минимальному уровню заработной платы, определенному на государственном уровне.
Типы тарифных сеток
Интересно, что на одном предприятии может быть разработано несколько тарифных сеток, которые применяются к категориям работников с различными условиями труда. Например, если рассматривать машиностроительное предприятие, то здесь может иметься обычная тарифная сетка и «горячая». Второй тип сетки будет применяться к работникам, которые работают в цехах с вредными условиями работы.
Условия получения высшего разряда
Для получения высшего уровня квалификационного разряда необходимо обладать знаниями и навыками, необходимыми для осуществления работы высшего уровня квалификации. Кроме этого, существуют еще и другие обязательные к выполнению условия, позволяющие работнику получить более высокий квалификационный разряд:
- выполнять работы высшего уровня в течение трех месяцев, и делать это успешно, то есть без переделок и нарушений;
- непосредственно перед получением высшего разряда нужно сдать тест для проверки уровня квалификации.
Кто определяет уровень квалификации? В данном процессе должен участвовать собственник предприятия, а также представитель профсоюзной организации работников.
Кому могут повысить разряд? Уровень квалификационного разряда может повышаться в тех случаях, когда работник строго и четко следует нормам и требованиям, которые определены на предприятии. Трудовая дисциплина рабочего должна быть положительной.
Если он строго нарушает правила поведения на предприятии, закон или другие определенные нормы, то его разряд может также понижаться. Такие меры применяются в качестве ответственности за различные нарушения.
Значимость тарифной системы
Тарифный разряд, тарифный коэффициент и тарифная ставка используются при планировании на предприятии. Это позволяет определить уровень заработка отдельных категорий работников. Рассмотрим ситуации, когда важно знать уровень тарифной ставки определенных категорий рабочих:
- во время планирования бюджета основной зарплаты работникам по категориям;
- во время распределения фонда зарплаты по категориям рабочих;
- при планировании повышений уровня тарифных ставок.
Пример тарифной сетки приведен в таблице.
Тарифная система оплаты труда обладает преимуществами и недостатками. Но ее использование на данный момент является самым оптимальным вариантом не только в бюджетной сфере.
На любом российском предприятии, бюджетном или коммерческом, зарплаты сотрудников неодинаковы.
Размеры зарплат указываются в штатном расписании, а вот соотношение размеров окладов работников закрепляется в тарифной сетке.
Оплату труда по определённой системе разработали ещё в первой половине прошлого века советские законодатели. По мнению разработчиков, любого сотрудника (от простого рабочего до руководителя) должна зависеть:
- от занимаемой должности;
- от сложности и значимости работы.
Для определения разницы в окладах разрабатываются тарифные сетки (ТС). Основа ТС - это единая тарифная сетка (ЕТС), составленная в виде таблицы. Элементы таблицы таковы:
- разряды оплаты труда (всего их 18);
- тарифные коэффициенты.
Коэффициент повышается с каждым разрядом .
Кроме ЕТС разрабатываются сетки по разрядам с указанием должностей и квалификации. Такие ТС делятся на отрасли. В бюджетной сфере, например, отрасли такие:
- здравоохранение;
- образование;
- лесное хозяйство и т.д.
Кроме того, каждая отрасль разделяется на подотрасли. Например, образование разбито на элементы:
- ВУЗы;
- народное образование;
- руководители.
В свою очередь, каждая подотрасль может содержать свои составляющие. На примере образования - в подотрасли руководителей содержатся сетки:
- общего образования;
- высшего образования.
Сами ТС - это тоже таблицы, которые состоят из столбцов со значениями:
- должность или квалификация;
- диапазон применяемых коэффициентов.
Для наглядности рассмотрим пример:
По тарифной сетке оклад ректора ВУЗа должен быть в диапазоне разряда ЕТС от 17 до 18, а школьного учителя - от 7 до 14.
Коэффициенты разрядов: для ректора - от 9, 07 до 10, 07, а учителя - от 2,76 до 6, 51.
Какой именно коэффициент по разряду применить, указывается в справочниках:
- ЕТКС (содержит виды работ по разрядам рабочих профессий и должностей);
- ЕКС (применяется в отношении управленцев, специалистов и служащих).
Из вышесказанного резюме: ТС устанавливает, на какой коэффициент нужно умножать МРОТ, чтобы получить .
ЕТС бюджетников
Система оплаты в бюджетной сфере по единой сетке применялась до конца 2008 года, на сегодня она не применяется . Для расчёта зарплат бюджетников в 2017 году применяются правила Постановления №583.
Указанным правовым актом были введены новые системы расчёта окладов сотрудников муниципальных, федеральных или казённых организаций.
В новой системе обязательно применение справочников ЕТКС и ЕКС, но размеры ставок или окладов утверждаются руководителем организации.
Руководитель бюджетного предприятия при установлении или оклада обязан учитывать:
- сложность и значимость работы;
- квалификацию сотрудника;
- сложность работы.
А между тем зарплата бюджетника - это не только голый оклад, но и:
- (за стаж, звание, класс и т.п.);
- премии (размеры и основания указываются в локальных положениях);
- компенсации ( , например, или «северные»).
Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации:
- в колдоговоре;
- в положении об оплате труда и премировании;
- в других соглашениях.
Как именно разработать систему оплаты труда, описано в рекомендациях Российской комиссии от 25.12.2015г. (Протокол решения №12).
Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия:
- оклад по низшему разряду не может быть меньше законного МРОТа;
- труд работников одной должности и квалификации должен оплачиваться одинаково;
- понижение оклада недопустимо;
- фиксированные оклады и ставки устанавливаются с учётом принадлежности к профессиональной квалифицированной группе;
- все оклады, ставки, надбавки и премии включаются в штатное расписание.
В итоге, что получаем: размер зарплаты (оклад + премии и надбавки) можно узнать из локальных актов:
- штатное расписание;
- колдоговор (если есть);
- положение об оплате труда, о премировании, о надбавках и т.п.
Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться.
Классификация рабочих профессий
По норме 143 статьи Трудового кодекса оплата работника должна быть соразмерна его КПД. То есть, чем выше разряд или квалификация сотрудника, тем дороже его работа. А разряд напрямую зависит от видов работ. Все виды работ, присущие тому или иному разряду (по профессиям) перечислены в ЕТКС.
В справочнике определены:
- отрасли (строительная, литейная, кузнечная и т.д.);
- профессии;
- разряды.
Справочник регулярно обновляется, актуальная версия ЕТКС находится .
По каждому разряду любой рабочей профессии в справочнике описано:
- какое образование должно быть у работника;
- опыт работы;
- что он должен знать и уметь;
- какие работы выполнять.
На основании именно данных из справочника можно устанавливать разряд или тарифный коэффициент.
Классификация управленцев
Руководящее звено (управленцы) - это администрация организации, в задачи которой входит обеспечение деятельности предприятия в соответствии:
- с целями предприятия;
- с действующим законодательством.
То есть, администрация обязана так организовать свою работу, чтобы предприятие работало на результат, обозначенный в уставе, и при этом соблюдались бы законные права работников и государства.
Для этого советскими разработчиками создан справочник ЕКС. Действует он до сих пор, но изменяется регулярно. Последняя его редакция утверждена в 2014 году. В справочнике содержатся сведения:
- названия руководящих должностей;
- требования к знаниям и умениям по каждой должности;
- требования к образованию и опыту;
- основные функции.
Все данные можно посмотреть по ссылке .
В справочнике описаны требования к должностям всех подразделений управленческого аппарата:
- к руководителям (директорам, заведующим, начальникам отделов и т.п.);
- специалистам (инженерам, техникам);
- служащим (агентам, секретарям, операторам).
Данные справочника обязательны для разработки системы оплаты труда в организации.
ТС в коммерческой фирме
Чтобы обосновать размер зарплаты сотрудника частной компании, достаточно указать размеры окладов и надбавок в штатном расписании. А рассчитать эти размеры можно на основании тех же справочников - ЕКТС и ЕКС.
За основу всегда принимается МРОТ (наименьшая цифра по 1 разряду). Важно учесть и то, что в каждом регионе может быть принят свой размер минимального оклада. Это обстоятельство можно выяснить, изучив информацию об оплате труда, опубликованную на официальном сайте администрации региона (края, области, Москвы или Санкт-Петербурга).
Единственное условие тарификации - это недопущение дискриминации. То есть, директор вправе установить любые оклады работникам фирмы.
Но сотрудники, выполняющие одну и ту же функцию на равных условиях, должны получать зарплату с одинаковым коэффициентом.
Как можно разработать ТС:
- определить все должности и профессии по отделам фирмы;
- в зависимости от видов и значимости работ поделить функции на разряды;
- установить коэффициенты к разрядам.
При этом в основе первого разряда стоит размер МРОТ и коэффициент 1. Далее систему тарификации нужно закрепить в локальном нормативном акте.