Базовое образование дошкольника по э эриксону. Восемь стадий развития по эриксону
Эрик Эриксон был последователем.Фрейда. Он смог расширить психоаналитическую теорию и выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.
В процессе воспитания детям передаются ценности и нормы общества. В одинаковых по уровню социально-экономического развития обществах дети приобретают непохожих черт личности через различные культурные традиции, связанные с основным видом занятий, и принятых стиле воспитания. Е.Эриксон наблюдал за двумя племенами в индейских резервациях племени Сиу, занималось охотой на бизонов, и Юрок, что занималось рыбалкой и сбором желудей. В племени Сиу детей не пеленали туго, долго кормили грудным молоком, не следили за аккуратностью и вообще не ограничивали свободу их действий. Дети, ориентируясь на привычный для племени идеал сильного и отважного охотника, приобретали черты инициативности, решительности, смелости, щедрости в отношении соплеменников и жесткости в отношении к врагам, В племени Юрок, наоборот, детей рано отлучали от грудного молока, туго пеленали, рано приучали к аккуратности, были сдержанными в общении с ними. Дети вырастали молчаливыми, подозрительными, скупыми и склонными к накоплению.
По мнению Е.Эриксона, развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Вместе с тем, последовательность стадий развития ребенка зависит от "биологического начала". Ребенок в процессе созревания проходит ряд стадий. На каждой из них она приобретает определенного качества (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
До 17 лет происходит медленное, постепенное развитие центрального образования - идентичности личности. Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т. п) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянной".
До юношеского возраста, когда идентичность формируется окончательно, ребенок проходит через ряд идентификаций - отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и тому подобное.
Важным моментом периодизации Е.Эриксоном является наличие кризисов - "поворотных пунктов", моментов выбора между прогрессом и регрессом. В каждой личностной черте, которая появляется в определенном возрасте, содержится глубинное отношение человека к миру и к самой себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, регресс. Ребенку и взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и прочее. Когда выбор сделан и положительная качество закреплена, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезными жизненными неудачами (табл.3.1).
Таблица 3.1
Стадии Развития |
Область 1 Полярные качества личности социальных отношений |
Результат прогрессивного развития |
|
младенца |
Мать или лицо, ее замещающее |
Доверие к миру - недоверие к миру |
жизненная |
2. Раннее детство (1-3) |
Родители |
Самостоятельность-стыд, сомнения |
Независимость |
3. Детство (3-6) |
Родители, братья, сестры |
Инициатива пассивность, |
Целеустремленность |
4. Школьный возраст (6-12) |
Школа, соседи |
Компетентность - неполноценность |
Овладение знаниями и умениями |
5. Подростковый возраст и юность (12-20) |
Группы ровесников |
Идентичность личности - непризнание |
Самоопределение, преданность, верность |
6. Ранняя зрелость (20-25) |
Друзья, любимые |
Близость - изоляция |
Сотрудничество, любовь |
7. Средний возраст (25-65) |
Профессия, родной дом |
Производительность - застой |
Творчество и заботы |
8. Поздняя зрелость (после 65) |
Человечество, близкие |
Целостность личности - отчаяние |
Мудрость |
Первая стадия развития (орально - сенсорная)
На первой стадии развития (орально-сенсорной), которая соответствует периоду младенца, возникает доверие или недоверие к миру. За прогрессивного развития личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапруженості внутренних органов, нормальной работе кишечника. Любовь матери и нежность определяют "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.
В этот период ребенок "впитывает" в себя образ матери и это является первой стадией формирования идентичности личности.
Вторая стадия (мышечно-анальная)
Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему детству. В этот период резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Возрастает чувство самостоятельности, но оно неповинне разрушить ее доверие к миру. Родители помогают ей сохранить, ограничивая желание ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.
Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует, что "глаза мира" следят за ней с осуждением и пытается заставить мир не смотрит на нее или же хочет стать невидимой. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние оси мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, грязные руки и тому подобное. Если взрослые ставят слишком жесткие требования, у ребенка возникает страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
Третья стадия (локомоторно-генитальная)
Третья стадия (локомоторно-генитальная) совпадает с дошкольным возрастом. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых в быту, на производстве, в других сферах жизнедеятельности, быстро учится всему, приобретая новые права и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. В случае агрессивного поведения инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности. Закладываются новые внутренние инстанции-совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные поступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
На этой стадии происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения, характерную для мужчины или женщины.
Четвертая стадия (латентная)
Четвертая стадия (латентная) соответствует младшему школьному возрасту - передпубертатному периода. Она связана с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Усвоение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности. Если же незначительные достижения, она переживает свою неумілість, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя посредственностью. Вместо чувства компетентности возникает чувство неполноценности.
В этот период появляется также профессиональная идентификация, чувство собственного связи с представителями определенных профессий.
Пятая стадия развития
Пятая стадия развития личности относится к подросткового и юношеского возраста. Это период глубокого кризиса. Детство заканчивается и формируется идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребенка, к ним добавляются новые, поскольку ребенок по мере взросления включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Задача самоопределения, выбора жизненного пути решается в юношеском возрасте благодаря целостной идентичности личности, доверия к миру, самостоятельности, инициативности и компетентности.
В случае неудачной попытки осознать себя и свое место в мире возникает диффузность идентичности. Она проявляется в желании как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, в устойчивом состоянии тревоги, услышанные изоляции и опустошенности, а также во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т. п), в пренебрежении к отечественному и переоценке иностранного и др.
Шестая стадия развития
Ранняя зрелость (шестая стадия) связана с возникновением проблемы близости (интимности). В этот период проявляется истинная сексуальность. Близкие отношения с друзьями или любимыми требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к близким отношениям неповинне заглушуватися страхом потерять свое "Я".
Это период создания семьи, что сопровождается любовью. Последняя понимается Е.Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смыслах. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, преобладание поверхностных контактов приводит к изоляции, чувство одиночества.
Седьмая стадия развития личности
Седьмая стадия развития личности - зрелость или средний возраст - чрезвычайно длительная. Ведущим становится отношение человека к продуктам своего труда и к своим детям, забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, произведения искусства и тому подобное.
Желание сделать вклад в жизнь будущих поколений является естественным и оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Зрелый человек имеет потребность быть необходимым другим.
Если производительность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе, личная жизнь обесценивается.
Последняя стадия
Последней стадией является поздняя зрелость, которая выступает интегративной: возникают плоды всех семи предшествующих стадий. Человек понимает пройденный ею жизненный путь и приобретает целостности личности. Только теперь появляется мудрость. Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя и страх смерти исчезает.
Некоторые люди не чувствуют целостности собственного "Я", недовольны прожитым жизнью, считают его цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жизнь заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.
В своих взглядах на развитие Э.Эриксон придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Это такие стадии как:
Раннее младенчество (от рождения до 1 года).
на первой стадии в первом случае это: доверие к людям, взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение тяги детей к общению и другие жизненно важные потребности. Во втором случае это: недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви; слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет).
На второй стадии это: самостоятельность, уверенность в себе; ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. С другой стороны - сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда; ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения; у него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
Раннее детство (около 3-5 лет).
На третьей стадии это: любознательность и активность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. С другой стороны - пассивность и безразличие к людям, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
Среднее детство (от 5 до 11 лет).
На четвертой стадии это: трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижению успехов, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка перед собой и решение реальных задач; нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. С другой стороны - чувство собственной неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми; острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью; ощущение временного “затишья перед бурей”, или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
Половое созревание, отрочество и юность (от 11 до 20 лет).
На пятой стадии это: жизненное самоопределение; развитие временной перспективы - планов на будущее; самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть?; активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях; учение; четкая половая поляризация в формах межличностного поведения; становление мировоззрения; взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. С другой стороны - путаница ролей; смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом; концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми; полоролевая фиксация; потеря трудовой активности; смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании; путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).
На шестой стадии это: близость к людям; стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям; рождение и воспитание детей; любовь и работа; удовлетворенность личной жизнью. С другой стороны - изоляция от людей; избегание людей, особенно близких,интимных отношений с ними; трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение; непризнание, изоляция и первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).
На седьмой стадии это: творчество; продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми; зрелая, полноценная и разнообразная жизнь; удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей; обучение и воспитание нового поколения. С другой стороны - застой; эгоизм и эгоцентризм; непродуктивность в работе; ранняя инвалидность; всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
Поздняя взрослость (свыше 60 лет).
На восьмой стадии это: полнота жизни; постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка; принятие прожитой жизни такой, какая она есть; ощущение полноты и полезности прожитой жизни; способность примириться с неизбежным; понимание того, что смерть не страшна. С другой стороны - отчаяние; ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро; осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей; желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено; ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала; боязнь приближающейся смерти.
На каждой стадии развития Э.Эриксон выделяет нормальную и аномальную линии развития. Так,
Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Э.Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность, приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.
Возраст человека, как и человек в целом, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими; по этим изменениям можно судить не только об отдельных психосоматических и социально-психологических сдвигах, но и об их динамических соотношениях. В этом смысле фактор возраста, о котором говорится во многих исследованиях, является суммой разнородных влияний роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания и других явлений органического развития, конвергируемого в условиях воспитания с культурным развитием как освоением общественного опыта, исторически сложившихся знаний и правил деятельности.
Ведущие виды деятельности
«Нормальный» человек для Д.Б. Эльконина - это человек, который обладает автономностью сознания, индивидуальностью и спонтанностью, необходимыми для осуществления внутренних законов психического развития.
В более поздних работах отечественных психологов в периодизацию психического развития проникли идеи А.Н. Леонтъева о ведущей деятельности, то есть той форме активности, которая определяет развитие ребенка в конкретный период . Сегодня считается, что периодизация Д.Б. Эльконина и уточнение ее А.Н. Леонтьевым связаны с общей психологической концепцией Л.С. Выготского. Новый тип деятельности , лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, и был назван«ведущим».
В современной психологии есть и другая исследовательская позиция, я бы назвала ее позицией наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э. Эриксона, которая представлена в его периодизации жизненного цикла человека.
Э. Эриксон находит черты «нормального» человека, его обобщенный образ в характеристиках зрелой личности, которые позволяют ему, ориентируясь на этот образ, искать истоки ее организации на предшествующих стадиях жизни.
Зрелость личности Э. Эриксон понимает как ее идентичность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый человеком образ самого себя и форму поведения, соответствующую окружающему миру.
Э. Эриксон выдвигает положение о том, что в самой природе человека существует потребность в психосоциальной идентичности.
Идентификация , по Э. Эриксону, интегративный центр личности, определяющий ее целостность, систему ценностей, социальную роль, идеалы, жизненные планы индивида, его способности и потребности. Через него человек осознает и оценивает свою психосоматическую организацию, вырабатывает механизмы психологической защиты, формирует самоконтроль.
Среди качеств зрелой личности Э. Эриксон выделяет индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других. Через воспитание человеку передаются ценности и нормы общества.
В теории Э. Эриксона, как и у Д.Б. Эльконина, присутствует идея о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Развитие личности представляется как непрерывный процесс формирования новых качеств. Каждое из новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе, к миру.
Переход от одной личностной целостности к другой Э. Эриксон называет кризисами - временем усиливающейся уязвимости и одновременно возрастающего потенциала человека . Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфические возможности для реализации этой энергии.
Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития личности (таблица 2). На каждой из них человек должен осуществить выбор между возможными полярными отношениями к миру и к себе. На каждой стадии развития есть новый конфликт, который влияет на появление новых качеств личности, который дает материал для возрастания силы человеческой личности при благоприятном его разрешении, а при деструктивном выборе становится источником ее слабости. По мнению Э. Эриксона, ускорение или относительная задержка на какой-то стадии окажет видоизменяющее влияние на все позднейшие стадии.
Восемь стадий, описанные Э.Эриксоном, не представляют собой шкалы достижений. Личность человека постоянно противостоит различным опасностям существования, в том числе и «негативным» чувствам, на протяжении всей жизни.
Он перечисляет основные сильные качества личности , считая их постоянным результатом «благополучного соотношения» личностных качеств, отмеченных на каждой из психологических стадий: близость против одиночества: групповое объединение и любовь; производительность против застоя: производство и забота .
Стадии развития человека (по Э. Эриксону)
Стадия | Базовый конфликт | Пояснения | Приобретения | |
А | Орально-сенсорная | Вера и надежда против безнадежности | Решается, можно ли доверять этому миру вообще, есть ли в нем опора | Уверенность |
B | Мышечно-анальная | Автономность против стыда и сомнений | Стыд и сомнения ставят ребенка в зависимость от других людей, способность к собственному контролю помогает развить автономность | Сила воли |
C | Локомо-торно-генитальная | Инициативность против вины | Желание действовать соотносится с общественными нормами и собственными возможностями; если действия не соответствуют нормам, появляется чувство вины | Целеустремленность |
D | Латентная | Трудолюбие против неполноценности | Ребенок стремится овладеть новыми навыками и знаниями; в случае неудачи у него возникает чувство неполноценности | Новые знания и умения |
Е | Пубертатная (подростковый возраст) | Индивидуальность против ролевого смеш | Ответы на вопросы: кто я? Каков я? Чем я похож на других людей и чем я от них отличаюсь? Устанавливаются критерии идентификации и происходит выбор социальных ролей | Верность |
F | Ранняя юность | Близость против одиночества | Формирование интимных (близких) отношений или изоляция от людей | Любовь, эротика |
G | Взрослость | Производительность против застоя | Стремление либо к творчеству и развитию своей личности, либо к покою и стабильности | Способность заботиться |
H | Зрелость | Личностная целостность против отчаяния | Подведение итогов прожитой жизни. В результате – покой и удовлетворение или недовольство собой и страх смерти | Устойчивость, умудренность |
Стадия А. Для Э. Эриксона связана с формированием первого уровня идентичности и первых, самых глубинных механизмов психологической защиты - механизма проекции, то есть приписывания окружающим своих свойств и механизма интроекции - «вбирания» внутрь внешних источников, особенно образов родителей. Биологическим условием перехода на следующую стадию является созревание мышечно-двигательной системы, позволяющей ребенку иметь относительную автономность от взрослого.
Стадия В. Ставит ребенка в условия выбора - обрести уверенность в себе или сомневаться в себе, стыдиться себя. Этот выбор осложняется требованиями взрослых и их отрицательными оценками ребенка. Э. Эриксон говорит о «глазах мира», которые ребенок ощущает на себе как присутствие осуждающих взрослых. Переживание нового содержания выбора приносит ребенку овладение теми формами поведения, которые способствуют формированию психосоциальной идентичности.
Стадия С. Характерное поведение ребенка на этой стадии - активное вторжение вопросами, действием. Действия начинают регулироваться идеальными целями, ценностями. Ребенок уже способен к самонаблюдению, саморегуляции, у него формируются моральные чувства. Развитие интеллекта, способность к сравнениям дают ребенку огромный психологический материал для идентификации себя по половым признакам и соответствующего этим признакам поведения.
Стадия D. Связана со вступлением ребенка в школьную жизнь, а это качественно новые социальные связи с миром. Это важное время для формирования социальной и психологической полноценности - адекватного отношения к труду. Появляется важнейшее чувство идентичности себя с каким-то видом труда, с результатами и процессом производства вещи или мысли. Дети осваивают, по словам Э. Эриксона, «технологический этнос культуры».
Стадия Е. Происходит поиск подростком нового чувства целостности и индивидуальности. Это уже осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с переживаниями, связанными с физиологическим созреванием организма, и возможностями, предлагаемыми социальными ролями. Чувство собственной идентичности, внутренней индивидуальности связано с перспективой карьеры, то есть целостности, имеющей значение для себя и для других.
В поисках социальных ценностей, управляющих идентичностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и руководства (управления) обществом.
Стадия F. На этой стадии общество требует от человека определения в нем своего места, выбора профессии, то есть самоопределения. В то же время происходит возмужание, изменение внешнего облика, что существенно меняет представление человека о себе, перемещает его в другие демографические и социальные группы.
Формирующееся чувство пределов долга перед другими людьми становится предметом того этического чувства, которое характерно для взрослого. В это время юный взрослый, экспериментируя, ищет место в обществе, и общество признает за молодыми людьми право поиска, обеспечивая его соответствующими социальными нормами. Человеку требуется много собственных сил и помощи со стороны общества, для того чтобы подняться на уровень самодетерминации, обеспечиваемый теорией жизни, понятой и принятой в период юности.
Стадия G. На стадии взрослого, по мнению Э. Эриксона, зрелый человек нуждается в том, чтобы чувствовать свою значимость для других людей, особенно для тех, о ком он заботится и кем руководит. Для него понятие производительности связано не только с количественными характеристиками жизни человека, но, прежде всего, с заботой о порождении и воспитании нового поколения. Эта деятельность требует от человека продуктивности и творчества, которые сами по себе (в других сферах жизни) не могут заменить производительности.
Стадия Н. Характерной чертой человека на этой стадии Э. Эриксон считает появление качества индивидуальности, которая обеспечивает человеку его целостность и неповторимость, смелость быть самим собой.
Для человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится основой для переживания своей целостности. Отношение человека к жизни, подходящей к своему физическому концу, определяется той верой и надеждой в нее, которые отличают любовь к жизни от страха смерти.
В этом смысле практический психолог может не углубляться в теоретические сложности понятия «нормальный человек», а выбрать для себя какую-то схему развития или построить собственную и работать в соответствии с ней. Его работа будет заключаться в том, чтобы определить, на какой жизненной стадии находится человек, с которым он работает. Это даст ему возможность более четко ориентироваться в содержании его проблемы, учитывая соотношение проявления индивидуальности и общей схемы жизненного развития.
Современная практическая психология в виде психотерапевтической и консультационной деятельности накопила большой эмпирический (практический) материал, который может быть представлен с точки зрения проблем ребенка на разных возрастных этапах. Учитывая вышесказанное, необходимо обсуждать и пути решения этих проблем, ориентируясь на социальную и психотерапевтическую практику помощи современному ребенку и его семье.
Эгани Коуэн построила «Схему развития», в которой отражены жизненные циклы человека (таблица 3). В ее первой колонке «Жизненные стадии» отмечено естественное возрастное изменение человека, «Ключевые системы» позволяют более содержательно обсуждать социальное окружение человека в каждый период его жизни. «Задачи развития» связаны с выживанием человека и достижением счастья. «Ресурсы развития» - содержание, необходимое человеку для решения его жизненных задач развития. Каждая стадия имеет свои кризисы развития, которые будут разрешаться в зависимости от характера решения жизненных задач (с использованием ресурсов). Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их решения с физическим, паспортным возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса.
Эрик Эриксон - последователь 3. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.
Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, оттого, какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.
Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - сиу, бывших охотников на бизонов, и юрок - рыбаков и собирателей желудей. В племени сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени - сильного и отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.
Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
До 17 -20 лет происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования - идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т. д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность-психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянным".
Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций - отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и т. д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.
Еще один важный для развития личности момент - кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это "поворотные пункты", моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т. д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.
Последовательность появления этих полярных личностных новообразований отражена в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Стадии развития личности по Э. Эриксону
Стадия развития |
Область социальных отношений |
Полярные качества личности |
Результат прогрессивного развития |
1. Младенчество (0 1) |
замещающее ее лицо |
Доверие к миру - недоверие к миру |
Энергия и жизненная радость |
2. Раннее детство (1-3) |
Родители |
Самостоятельность - стыл, сомнения |
Независимость |
3. Детство (3-6) |
Родители, братья и сестры |
Инициатива - пассивность, вина |
Целеустремленность |
4. Школьный возраст (6-12) |
Школа, соседи |
Компетентность - неполноценность |
Овладение знаниями и умениями |
5. Отрочество и юность (12-20) |
Группы сверстников |
Идентичность личности непризнание |
Самоопределение, преданность и верность |
6. Ранняя зрелость (20-25) |
Друзья, любимые |
Близость - изоляция |
Сотрудничество, любовь |
7. Средний возраст (25-65) |
Профессия, родной лом |
Продуктивность - застой |
Творчество и заботы |
8. Поздняя зрелость (после 65) |
Человечество, ближние |
Целостность личности - отчаяние |
Мудрость |
На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и "питание" миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.
В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.
Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.
Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует "глаза мира", следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние глаза мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т. д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.
Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
Младший школьный возраст - предпубертатный, т. е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них "культурой в себе", со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.
Период начального школьного обучения - это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.
Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, - задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т. д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении "стать ничем" (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).
В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов "слить" ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое "Я".
Третье десятилетие жизни - время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.
Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества. Зрелость, или средний возраст, - седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т. д.
Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.
Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.
Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время "созревают плоды семи предшествовавших стадий". Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.
Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.
Не ощущают целостность своего "Я" люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.