Античная философия: основные этапы эволюции. Основные этапы развития античной культуры
Под античной философией имеются в виду направления, школы и учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах. Древнегреческие философы, в зависимости оттого, что они проповедовали, образовали множества течений, а совокупность этих философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческих обществах, составила античную философию. Античная философия — единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.
Античная (древняя) философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VII в. до н. э. в Греции и продлилась до VI в. н. э. В это тысячелетие сформировались два основных направления в европейской философии - материализм и идеализм , возникла диалектика , были поставлены в зародыше, (а то и в довольно развитом виде) все основные вопросы философии, творили десятки мыслителей, имена которых на слуху даже у тех, кто специально философию не изучал, - Пифагор , Гераклит , Сократ , Демокрит , Платон , Аристотель , Эпикур , Лукреций Кар , Марк Аврелий , Цицерон , Сенека , Филон .
Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.
Первый период античной философии - период ее зарождения из мифологического мировоззрения - относится к VII в. до н. э. К этому периоду относятся первые философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) , зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор, Гераклит и его современник и философский антипод Парменид - главный представитель школы элеатов.
Второй период в истории античной философии - период ее зрелости - является главным и наиболее сложным. Сюда относятся Учения великих натурфилософов - Эмпедокла , Анаксагора , Левкиппа и Демокрита , а также пифагорейца Филолайя, движение софистов, впервые обратившихся к этико-социальной тематике, и Сократа , во взглядах которого зарождается проблема философской методологии. В IV в . до н. э. Платон вводит в философию понятие «идея» именно как «идеальное».
Сюда относится начало деятельности так называемых сократических школ (киников, киренаиков и др.). Учение Аристотеля завершает этот период.
Третий период в истории античной философии есть эпоха распространения греческой культуры как на Восток, так и на Запад - на Рим. Этот период охватывает III-I вв. до н. э. В эти столетия продолжают функционировать как старые философские школы Платона и Аристотеля, так и новые. Это школы Эпикура , Зенона . Их учения проникают в Римскую республику, порождая римский эпикуреизм (Лукреций Кар), скептицизм и стоицизм (Сенека, Марк Аврелий).
Последний период в истории античной философии — философия Римской империи - проходит под влиянием сначала стоицизма, а затем неоплатонизма и возникших христианских идей, философской опорой, которой был тот же неоплатонизм. Разгон императором Юстинианом в 529 г. философских школ в Афинах, и прежде всего Академии Платона, знаменует конец античной философии.
Периоды античной культуры
Платонова Э.Е.
Античность - это культура древней Греции и Рима с рубежа III-II тыс. до н. э. и до IV-V вв. н.э. Ее можно разделить на три периода:
эпоха греческой колонизации (VIII-VI вв. до н. э.) - когда разносимая греческими поселенцами культура распространяется по берегам Средиземного и Чёрного морей;
эпоха эллинизма (IV-III вв. до н. э.) - когда античная культура по путям, открытым македонским завоеванием Персии, распространяется на Восток, достигая Индии и Средней Азии;
эпоха римских завоеваний (II-I вв. до н. э.) - когда античная культура распространяется на запад до берегов Атлантического океана.
Если рассматривать эти три периода более подробно, то культуру античности принято разделять на несколько этапов.
Развитие древнегреческой культуры:
Крито-микенский период (II тыс. до н.э.)
Так назыввемый «Гомеровский период» (X-VIII вв. до н.э.)
Период архаики или архаический период (VII-VI вв. до н.э.)
Классический период или период классики (V-IV вв. до н.э.)
Эллинистический период или период эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.)
Развитие древнеримской культуры:
Период Республики - конец V - конец I вв. до н.э.
Период Империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э.
Культура Греции
(печатается по статье С. В. Скобелева из сборника монографий Института Открытое общество).
Крито-микенская культура
В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль сыграло так называемое Эгейское, или крито-микенское, искусство. Эгейская культура сложилась и развилась в II-III тысячелетиях до н.э. и была создана племенами, обитавшими на острове Крит, на Пелопоннесе, на Западном побережье Малой Азии. В 1871 г. немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на Гиссарлыкском холме еще догомеровские города, которые можно датировать III тысячелетием до н.э. и которые относятся к предыстории эгейской культуры. Это о Крите и его былом писал римский поэт Вергилий в I в. до н. э.: Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря, горы Идейские там, колыбель это нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства...
Гомеровская Греция
В начале I тысячелетия до н. э. племена Древней Эллады расселились по всему Средиземноморью. Дорийцы заняли весь Пелопоннесский полуостров, остров Крит и другие острова. Ахейцы были оттеснены на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на остров Кипр, в Среднюю Грецию, Аттику, где жили уже ионийцы.
Период истории эллинов с XI до VIII в. до н. э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем в основном из двух поэм, написанных в конце IX начале VIII в. до н. э. и приписываемых Гомеру.
В этот период перехода от родового строя к раннему рабовладельческому классовому обществу складываются греческая мифология и эпос. Греки были язычниками. Они поклонялись многим богам, во главе которых стоял Зевс, и наделяли их чертами, свойственными человеческой натуре. Уже в греческой религии было заложено то, что так характерно для искусства греков: мерой всего видеть человека, его совершенство, его красоту. В мифах греки выразили свое представление о мироздании, в мифы они вложили свое поэтическое образное восприятие мира. Мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву.
Греческая архаика
VII-VI века до н. э. время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов называются архаическими (от греческого архайос древний). Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. В это время уже четко прослеживается социальное неравенство и борьба демоса с аристократами, эвпатридами. Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья. Из Сицилии, с Апеннинского полуострова, Египта, Северного Причерноморья они ввозят рабов и хлеб, греки же вывозят в провинции в основном произведения художественного ремесла, керамики.
Период архаики время возникновения греческой письменности (на основе финикийской), медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и, конечно, изобразительных искусств. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создали свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.
Греческая классика
Еще в VI в. до н. э. Афины вступили в пору расцвета. В конце века реформами Клисфена была закреплена победа демократии над аристократией. Афины стали главным городом Центральной Греции, основным очагом греческой культуры. Здесь родилось искусство театра, впервые были записаны греческие поэмы, здесь устраивались первые Панафинейские торжества в честь богини Афины. Афинская демократия была рабовладельческой демократией. Вопросы общественной жизни решали только свободные граждане.
В первой половине V в. до н. э. Афины возглавляли борьбу греческих городов с персами. Это была борьба за свободу и независимость греческого народа, но это была и борьба разных форм общественного миропорядка: эллинского и восточной деспотии, борьба разных мировоззрений. Сражения и победа греков стали сюжетом бессмертной трагедии Эсхила «Персы». За полстолетия войны был организован морской союз двухсот греческих городов во главе с Афинами, власть которых быстро возрастала. Вскоре Афинский морской союз превратился в мощную Афинскую державу.
Истинный расцвет Афин справедливо связывается со временем, когда город возглавлял первый стратег Перикл (444-429 гг. до н. э.). Около него группировалась интеллектуальная элита: люди искусства и науки (поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот), знаменитые философы того времени. На склоне афинского акрополя в знаменитом театре Диониса представляли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, которые воспитывали чувства достоинства, ответственности греков перед согражданами, благородство и независимость духа. Искусство греков показывало, каким должен быть человек: физически и нравственно прекрасным, гармонически развитым.
Эллиническое искусство
Еще во второй половине IV в. до н. э. на арену истории выступила новая политическая сила Македония, которой не могли противостоять греческие города-государства. Завоеваниями Филиппа Македонского, а затем его сына Александра кончилась политическая независимость Эллады. Пестрая держава Александра Македонского простиралась от Северной Италии до Индии, от Нила до Средней Азии. Но после смерти владыки она очень быстро распалась. На ее развалинах были созданы новые монархии, ведущие между собой беспрерывные войны.
Именно в эпоху эллинизма слились и взаимно обогатились культуры Древней Греции и восточных стран. Именно в эту пору активно систематизировались знания, опыт, накопленный даже не столетиями, а тысячелетиями. Одна Александрийская библиотека насчитывала 700 000 рукописей свитков пергамена и папирусов. Развивались такие науки, как математика, медицина, натурфилософия. В эллинистическую эпоху жили великий математик Архимед, геометр Евклид, астроном Гиппарх, географ Эратосфен и другие. В литературе получили развитие разные жанры: комедия нравов (Менандр), эпиграмма, буколика, элегия.
Постоянные завоевания давали огромное число рабов из пленных, их руками разбивались парки, возводились дворцы, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения в больших городах вроде Антиохии, Александрии, Пергама. Это было время создания гигантских произведений инженерного искусства: Фаросский маяк высотой в сто с лишним метров, поставленный на острове Фарос у входа в гавань Александрии и простоявший 1500 лет; и Колосс Родосский бронзовое изображение бога солнца Гелиоса в 32 м высотой, исполненное учеником Лисиппа скульптором Харесом, не случайно стали называться чудом света.
Успешно решались градостроительные задачи. Города строились по гипподамовой системе, известной еще в Греции V в. до н. э.: улицы прокладывали под прямым углом друг к другу, город делился на квадраты жилые кварталы, выделялась главная площадь административными торговый центр. Культовая эллинистическая архитектура тяготела к гигантским размерам. В этот период создается диптер тот же прямоугольный в плане храм, что и периптер, но обнесенный не одним, а двумя рядами колонн. Самый большой из них Олимпейон был начат еще в VI в. до н. э., а закончен уже во II в. н. э.
Культура Рима
История Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э.Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли,сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий иногда до беспощадности характеристик портрет в скульптуре, высокие образцы монумен тальной живописи и произведения прикладного искусства. Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но выросло оно на земле, где уже была собственная, древнеиталийская культура, начало которой восходит еще к III тысячелетию до н. э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.
Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Большинство исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению.
Этрусская культура
Уже в VIII в. до н. э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Это были маленькие военно-жреческие рабовладельческие города-государства с царями во главе. Как и греки, этруски были язычниками, многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и Минерва (что соответствовало греческим Зевсу, Гере и Афине), и потому многие храмы имеют интерьер, разделенный на три части. Архитектура этрусков близка греческой. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н.э.).
Искусство Римской республики
В IV-III вв. до н. э. Рим сумел подчинить себе весь Апеннинский полуостров, в III-II вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и все Восточное Средиземноморье. Завоеватели и солдаты, римляне создали мощное военно-административное государство, ввели твердую упорядоченность в свой быт, напоминавший быт казармы. Постоянный приток рабов из пленных давал дешевую рабочую силу. Римская республика патрициев и плебеев превратилась очень скоро в могущественную рабовладельческую державу древнего мира. Но на протяжении всей истории суще-ствования Римскую республику сотрясали восстания рабов, гражданские войны, борьба за власть, что и привело к падению республики и возникновению империи.
Основные этапыразвития Античной
философии
Философия Древней Греции и Древнего Рима
Античная философия – совокупностьучений, развивавшихся в Древней
Греции и Древнем Риме с конца VII в.
до н.э. и до VI в. н.э.
Натурофилософский
(досократичексий) период VII – V вв.
до н.э.
Классический (сократический) V – IV
вв. до н.э.
Эллинистический IV в до н.э. – VI в.
н.э.
1) Натурофилософия
Зарождение философии происходит в греческих полисах(городах-государствах) Малой Азии.
Главная черта натурофилософского этапа –
космоцентризм. Основной вопрос – о первоначале (из
чего всё возникло и куда всё уходит).
Пытаясь установить первоначало сущего, мыслители
выходят на уровень абстрактных понятий (субстанция,
материя, мышление, душа и др.).
Растёт категориальный аппарат, и развивается абстрактнотеоретическое мышление.
Милетская школа
Фалес (624-548 гг. до н. э.)философ, математик,
астроном.
«Всё есть вода»: всё
образуется из воды путем её
затвердевания /замерзания,
а также испарения; при
сгущении вода становится
землей, при испарении
становится воздухом.
Причина образования/
движения - дух,
«гнездящийся» в воде.
(Вода – аналогия.
Первовещество обладает
понятными человеку
свойствами воды).
Милетская школа.
Анаксимандр (610-540 гг. дон.э.) Источник
происхождения всего сущего
– некое бесконечное,
«нестареющее» начало –
апейрон (беспредельное) которому присуще
непрерывное движение.
Апейрон - неопределённое,
беспредельное и
бесконечное
первовещество;
бескачественная материя.
Милетская школа
Анаксимен (585-525 гг. дон.э.) Первооснова мира –
воздух.
Мир возникает из
«беспредельного» воздуха,
и всё многообразие вещей
есть воздух в различных
своих состояниях.
Воздух – начало и тела, и
души; боги также
происходят из воздуха;
душа воздушна, жизнь есть
дыхание.
Гераклит (544-483 гг. до н. э)
Огонь есть начало,
первоначальная
материальная причина мира,
живая и разумная сила.
Логос - разумный принцип,
управляющий миром; вечная
и всеобщая необходимость,
устойчивая закономерность,
закон перехода из небытия
в бытие.
(Огонь важен скорее как
символ, нежели как
первоэлемент – аналогия с
золотом: «Под залог огня
все вещи, и огонь [под
залог] всех вещей, словно
как [под залог] золота -
имущество и [под залог]
имущества - золото»).
Пифагорейцы
Пифагор (570-490 гг. до н. э.) В основе всего – число, как определениесоотношения вещей в Космосе.
Мир познаваем в той мере, в какой апейрон (беспредельное)
организовано числом и пределом. Познать мир - значит познать
управляющие им числа.
(Освобождение души путём нравственного и физического очищения с
помощью учения о круговороте переселений души - метемпсихозе.
Вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или
животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права
вернуться обратно на небеса).
10. Элейская школа
Ксенофан (570 – 478 гг. до н.э.)Всё есть одно.
Бог внутренне присущ миру. Бог –
это природа (пантеизм –
обожествление природы). Он
причина всего конечного,
высшее единство в основе
которого – мысль. Мысль бога
движет миром, как мысль
человека движет телом.
Парменид (540/515 - 470 гг. до
н. э.) развивает понятие
пантеистического мира-бога
в понятие бытия,
неделимого и неизменного.
11. Элейская школа
Зенон (490 - 430 гг. до н. э.) Развивалучение Парменида о едином, отрицая познаваемость
чувственного бытия, множественность вещей и их
движения и доказывая немыслимость чувственного
бытия вообще.
Апория - трудноразрешимая проблема, неразрешимое
противоречие (апории «Дихотомия», «Ахилл и
черепаха», «Стрела»).
(Зенон не отрицал движения. Он доказывал, что оно не мыслимо
само по себе, вне контекста идеи о единстве, вечности и
бесконечности бытия. Единое бытие противостоит
чувственному миру и доступно лишь логическому мышлению).
12. Метафизический материализм. Атомисты
Левкипп (V век до н. э.) ввёлпонятия атома («неделимого») как
мельчайшей невидимой частицы, и
понятие пустоты, в которой атомы
движутся. Создал учение о
детерменизме
(«ни одна вещь не происходит
попусту, всё по необходимости»)
Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) в
основе всего лежит атом –
неделимая частица вещества,
обладающая истинным бытием, не
разрушающаяся и не возникающая.
Он лишён содержания но имеет
определённую форму и величину.
13. 2) Классический период
В классический период натурофилософию икосмоцентризм оттесняют этика и
антропоцентризм. Познание и объяснение
действительности начинается не с макрокосма
(вселенной), а с микрокосма – человека.
14. Софисты
«Учителя мудрости», платные преподаватели красноречия.Главное не истина, а искусство побеждать в спорах.
Продемонстрировали переменчивость, неоднозначность
понятий об образах действительности, относительность
истины, используя т.н. софизмы –рассуждения,
кажущиеся правильными, но содержащие скрытую
логическую ошибку и служащие для придания видимости
истинности ложному утверждению.
Протагор:
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они
существуют, и несуществующих, что они не
существуют»;
«Все есть таким, каким оно кажется нам»;
«О всяком предмете можно сказать двояко и
противоположным образом».
15. Сократ (469 - 399 гг. до н. э.)
Сократ (469 - 399 гг. до н. э.)Философия – учение о том, как следует жить. Поэтому её
объект прежде всего человек, а затем всё остальное.
Исходная установка: «Познай самого себя» - поиск
знания и добродетели.
Метод познания – диалектика – искусство достижения
истины посредством рассуждения, диалога, спора.
Диалектика=
ирония+майевтика.
16. Платон (427-347 гг. до н.э.)
Платон (427-347 гг. до н.э.)Создатель системы объективного идеализма – учения об
эйдосах.
Эйдос (идея)
Изменчивый мир вещей – проекция вечного мира идей в наших
умах. Любая вещь является лишь отражением своей идеи,
может стремиться к ней, но никогда не достигнет её.
Демиург - божественный создатель чувственно воспринимаемого
космоса.
17. Аристотель (384-322 гг. до н. э.)
Был первым мыслителем, создавшим всестороннюю системуфилософии, охватившую все сферы человеческого развития:
социологию, философию, политику, логику, физику, поэтику.
Бог – некоторая сущность, вечная неподвижная и отделённая от
чувственных вещей, которая является их Перводвигателем,
формой и целью.
Истинное знание, согласно Аристотелю,
достигается не с помощью чувственного
восприятия или путем опыта, а благодаря
деятельности ума, который обладает
необходимыми способностями для
достижения истины.
18. 3) Эллинистический этап
Кризис античного общества стал проявляться с IV в. до н.э.Основные проблемы – этические. Мыслители искали
ответы на вопросы: Как жить? Как выжить? Что такое
счастье?
Особенности:
Скептицизм
Мистицизм
Морализаторство
Эклектизм (смешение стилей, направлений)
Этап стал мостом между древностью и средневековьем.
19. Эпикуреизм
Эпикур (342-270 гг. до н.э.) Эвдемонизм. Цель философии –помочь человеку обрести счастье.
Для достижения счастья необходимо:
Отказаться от потребностей (потребности влекут страдания);
Атараксия (спокойствие души, избавление от страхов);
Дружба (уход в
частную жизнь).
«Не бойся смерти: пока ты
жив - её нет, когда она
придёт, тебя не будет».
20. Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.) Стоицизм
Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.)Стоицизм
Основной тезис: «Жить, согласно с природой, и это то же
самое, что жить согласно добродетели». Ориентир не на
приятную, а на праведную жизнь.
Мир это живой организм, управляемый Логосом
(божественным законом). Человеческая судьба является
проекцией логоса, поэтому не нужно спорить с судьбой и
её испытаниями.
«Кто крепок телом, может стерпеть и жару, и холод. Также
и тот, кто здоров душой, может перенести и гнев, и горе,
и радость, и другие чувства».
Эпиктет
21. Скептицизм
Философское направление,выдвигающее сомнение в
качестве принципа мышления,
особенно сомнение в
надёжности истины.
Пиррон: «Ничто в
действительности не является
ни прекрасным, ни
безобразным, ни
справедливым, ни
несправедливым, так как в
себе все одинаково
(безразличное), и поэтому оно
не в большей степени одно,
чем другое».
22. Кинизм
(«собачья философия»)основатели Антисфен, Диоген:
наилучшая жизнь заключается
в избавлении от условностей и
искусственностей, в свободе от
обладания лишним и
бесполезным.
Основные принципы:
Аскесис – ограничение
потребностей;
Апедевсия – отстранённость от
культуры и общества;
Автаркия – способность к
независимому существованию.
«Торжество над самим собой есть
венец философии».
Диоген
23. Особенности античной философии
Космоцентризм;Натурофилософский характер;
Синкретичность научно-философского знания;
Разработка понятийно-категориального
аппарата и основополагающих концепций
(типов философских систем);
Этическая направленность (этика
добродетелей, а не долга и ценностей);
Функциональность (философия призвана
помочь людям в реальной жизни).
Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь в 7-6 вв. до н.э. родилась европейская философия. Древнегреческая культура породила демократическую форму организации общественно-политической жизни. Полисы (города-государства) были устроены на принципах независимости не только от внешнего, но и от внутреннего властителя, что исключало обожествление власти. Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием науки, риторики, логики. В отличие от восточной философии, для древнегреческой философии характерно понимание человека как свободного, независимого индивидуума, творческой индивидуальности . Приоритетной стала такая характеристика человека, как разум .
Основные этапы развития античной философии:
1).Натурфилософский, или досократический, период (VII-V вв. до н.э.). Основные проблемы – объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира (натурфилософия), поиски первоначала всего сущего.
Философские школы, представляющие этот период: Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; Элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкипп).
2).Классический (сократический) период (середина V-конец IV вв.до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии, совпадающее с расцветом полиса.
Основные направления: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля. В этот период меньше внимания уделяли поиску первоначала; была выдвинута идеалистическая версия происхождения сущего (Платон); возникают материализм (учение Демокрита об атомах как основе мира) и идеализм (учение Платона об идеях как основе мира); интерес к проблеме человека, общества и государства; практическая философско-просветительская деятельность (софисты и Сократ).
3).Эллинистический период (конец IV-II вв. до н.э.) – период кризиса полиса и образования крупных государств Азии и Африки под властью греков и во главе с соратниками А.Македонского и их потомками.
Основные направления: философия киников; стоицизм; деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, школы киренаиков и др.; философия Эпикура.
Особенности: кризис античных моральных и философских ценностей; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам, поиск физической и духовной основы в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир; признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое – киренаики, моральное – Эпикур).
4).Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).
Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – античную; влияние на античную философию философии покорённых народов (Востока, Северной Африки и т.д.); близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет философии стоицизма, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, уходе в себя, безмятежности); преобладание идеализма над материализмом; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философии, их превращение в средневековую христианскую философию.
СОФИСТЫ И СОКРАТ
Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием риторики и логики. В др. Греции приоритетной стала такая характеристика человека, как разум с его познавательной способностью, активностью, критичностью, динамизмом, творческим беспокойством . Демократическая форма организации общественно-политической жизни древней Греции, непосредственное участие граждан в управлении делами государства создали благоприятную атмосферу свободной критики, обмена мнениями, дискуссий. Это сделало востребованными культуру мышления и речи, умение логично излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.
Софисты (мудрецы, искусники) – учителя риторики и «мудрости»; за плату обучали искусству красноречия. В центре их внимания уже не вопросы о первоначале и строении космоса, а вопросы практического влияния на мнение людей, способности доказательства или опровержения. Софисты утверждали, что законы устанавливаются самими людьми, незыблемых истин нет, все знания относительны и можно доказать или опровергнуть все что угодно. (Протагор: о любой вещи можно высказывать различные, даже противоположные, мнения, и все они равноправны и истинны. «Человек есть мера всех вещей…».) Софисты утверждали неразличимость добра и зла, ставили под сомнение существование богов, справедливость законов государства, разумность решений, принимаемых на демократических собраниях.
Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н. э.) – ученик софистов; принял их иронию, но отверг их релятивизм и скептицизм. Человек, по Сократу, может отличать более обоснованные и приемлемые суждения от менее обоснованных, менее приемлемых. Это возможно посредством преодоления наивной веры в непогрешимость своего мнения при диалоге, обсуждении,споре. Сократ называл свой метод «майевтикой» (повивальное искусство, родовспоможение) и «диалектикой» (умением вести беседу, спор). Девиз Сократа – «Познай себя». Сократ развивал «этический рационализм» (причиной дурных действий человека является его незнание истины, блага). Сократ был учителем Платона.
Античная философия охватывает период от IV в. до н. э. до V в. н. э. К философам античного периода относятся многие великие мыслители, среди них Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие. История античной философии включает в себя несколько основных периодов. Ниже приведены периоды античной философии в правильном порядке, а также характеристика периодов античной философии.
Рисунок 1. Периоды развития античной философии, таблица
Основные периоды развития античной философии
- Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.
- Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников. Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию. Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.
- Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа, также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику.
- Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом.
- Римский период развития античной философии (I в. до н.э. - V н. э.). Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства.
Характеристика раннего периода античной философии (VII – V до н.э.)
Ранний или 1 период развития античной философии характеризуется большим влиянием разнообразных религиозных культов, воспевающих природу и поклонение ей через античных богов. Благодаря обилию этих культов возникает так называемая натурфилософия – философия природы как целостной системы. К этому периоду принадлежат Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – философы Милетской школы, а также Парменид, Демокрит, Гераклит и Зенон. Для ранних натурфилософов характерен поиск первопричины бытия, их не интересует вопрос, кто создал мироздание, их интересует, из чего всё было создано.
Разные мудрецы того времени отвечают на этот вопрос по-разному, например, Гераклит в качестве первоначала назвал огонь, а всё сущее есть не что иное, как борьба единства и противоположностей, а пифагорейцы назвали началом всего число. Именно в это время возникло понятие “онтология” - учение о бытие как таковом. Для начала периода характерна образно-метафорическая форма, то есть описание предметов и явлений путём сравнения, без какой-либо абстракции, тогда как во второй половине этого периода происходит переход от метафор к понятиям.
Характеристика второго периода античной философии
Так называемый сократический этап развития античной философии охватывает период от VI до V в. до н.э. Начали этот период софисты, обучавшие в то время людей за деньги мастерству красноречия. Софисты чувственную сферу ставили над мысленным опытом, при этом они считали, что нет какой-то объективности, так как с точки зрения чувственного мира всё индивидуально. Характерное изречение для мудрецов этой школы - “Только мир мнения и существует”. Из их идей возникло течение субъективного идеализма.
Сократ сначала принадлежал школе софистов, но затем стал их критиком. Он, в противовес софистам, считал, что объективное существует, и именно оно должно быть мерой всего. Знание объективного рождается только при совершении определённых усилий и в достоверности объективного каждый может убедиться сам. Сократ воспринимал философию как инструмент для познания истины, а знание – как источник нравственного совершенства, считая, что всё зло от незнания.
Рисунок 2. Сократ
Характеристика античной философии 3-ьего периода
Наиболее известными мыслителями этого времени являются Платон и Аристотель. Платон отвергал идеи материализма Демокрита, относясь к бытию как к набору бестелесных идей, а чувственные вещи относя к миру “становления” - миру, в котором постоянно всё меняется. При этом бытие он не считал чем-то единым, а считал его состоящим из целого множества идей, которое объединяет трансцедентное единое. Платон ввёл понятие “материя”, назвав материю началом всего изменчивого. Также Платон уделял много внимания понятию государства и месту, которое занимает в нём человек.
Аристотель отчасти продолжил идеи Платона, а отчасти подверг их критике. В отличие от Платона, материи у Аристотеля можно придать форму, при этом материя является делимой. Именно Аристотель ввёл понятие о формальной логике и он же сформировал критерии, по которым материальное можно изучать.
Рисунок 3. Аристотель
Характеристика эллинистического периода
В это время приобретают популярность идеи, в которых человек представляет собой не часть общества, а индивидуальность. Именно теперь возникает стоицизм, который целью человеческого существования считает покой и бесстрастие к окружающему миру. Частично идеи стоицизма продолжает Эпикур, его философские мысли затем стали популярны в Римской Империи, но он целью человеческой жизни считает счастье. Иногда этот период объединяют с римским периодом.
Римский период развития античной философии
В это время становятся популярны идеи неоплатонизма, одним из популяризаторов которого является Плотин. Плотин продолжает развивать некоторые идеи Платона, но, в отличие от него, он объединяет мифологию и философию, наделяя первоначало потусторонностью и сверхразумностью. Другие представители этого периода – Порфирий Тирский и Ямвлих.