Все страны которые входят в евросоюз. Какие страны входят в евросоюз
С пятидесятых годов двадцатого века существует Европейский союз, объединивший на сегодняшний день 28 стран западной и центральной Европы. Процесс его расширения продолжается, но есть и недовольные единой политикой и экономическими проблемами.
Карта Евросоюза с указанием всех государств входящих в него
Большинство государств Европы экономически и политически объединены в союз, называемый «Европейским». В рамках этой зоны действует безвизовое пространство, единый рынок, используется общая валюта. В 2019 году в это объединение входят 28 европейских стран, в том числе подчинённые им, но расположенные автономно, области.
Полный список стран ЕС
Также в ЕС вошла Хорватия в 2013 году.
История ЕС
Первоначально создание союза рассматривалось лишь с экономической точки зрения и имело целью соединения угольной и сталелитейной отраслей двух стран – и . Об этом, ещё в 1950 году, заявил глава МИД Франции. В те годы сложно было представить, сколько государств войдёт впоследствии в объединение.
В 1957 году был образован Евросоюз, включивший такие развитые государства, как ФРГ, и . Он позиционируется как особенное международное объединение, включающее черты и межгосударственной организации, и единого государства.
Население стран Евросоюза, обладая независимостью, следует общим правилам, касаемо всех сфер жизни, внутренней и международной политики, вопросов образования, здравоохранения, социального обслуживания.
Карта Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, входящих в Евросоюз
С марта 1957 года в этом объединении числятся и . В 1973 году в ЕС вступило Датское королевство. В 1981 году к союзу присоединилась , а в 1986 - и .
В 1995 году членами ЕС стали сразу три страны - , и Швеция. Спустя девять лет, состав единой зоны пополнили ещё десять стран – , и . В Евросоюзе идёт не только процесс расширения, так, в 1985 году ЕС покинула после обретения независимости, присоединённая к нему автоматически в 1973 году в составе , так как её население изъявило желание выйти из объединения.
Вместе с некоторыми государствами Европы, в состав Евросоюза вошёл и ряд территорий, расположенных вне материка, но относящихся к ним политически.
Подробная карта Дании с указанием всех городов и островов
К примеру, вместе с Францией к объединению присоединились и Реюньон, Сен-Мартен, Мартиника, Гваделупа, Майотта и Французская Гвиана. За счёт Испании организация обогатилась и провинциями Мелилья и Сеута. Вместе с Португалией вступили в союз Азорские острова и Мадейра.
Напротив, входящие в состав Датского королевства, но имеющие большую политическую свободу, не поддержали идею вступления в единую зону и не входят в состав ЕС, несмотря на членство в нём самой Дании.
Также присоединение ГДР к Евросоюзу произошло автоматически при объединении обеих Германий, так как ФРГ на тот момент уже входила в его состав. Последняя из стран, вступившая в объединение - (в 2013 году), стала двадцать восьмой страной-членом ЕС. На момент 2019 года ситуация не изменялась ни в сторону увеличения зоны, ни в сторону её уменьшения.
Критерии вступления в Евросоюз
Не все государства подходят к вступлению в ЕС. Сколько и какие критерии существуют, можно узнать из соответствующего документа. В 1993 году был суммирован опыт существования объединения и разработаны единые критерии, применяемые при рассмотрении вопроса вступления следующего государства в объединение.
По месту принятия список требований называют «Копенгагенскими критериями».
Возглавляет список наличие принципов демократии. Основное внимание уделяется свободе и уважительному отношению к правам каждого человека, что вытекает из понятия правового государства. Большое внимание уделяется развитию конкурентоспособности экономик потенциального члена Еврозоны, а общеполитический курс государства должен вытекать из целей и стандартов Европейского союза.
Страны-члены ЕС перед принятием какого-либо значимого политического решения обязаны согласовать его с другими государствами, так как это решение может повлиять на их общественную жизнь.
Каждое европейское государство, желающее пополнить список стран, вступивших в объединение, тщательно проверяется на предмет соответствия «Копенгагенским» критериям. По результатам обследования выносится решение о готовности вступления страны в Еврозону, в случае отрицательного решения составляется список, в соответствии с которым необходимо привести отклоняющиеся параметры в норму. После этого производится регулярный контроль над выполнением предписаний, по результатам которого делается заключение о готовности страны к вступлению в ЕС.
Кроме общего политического курса, на едином пространстве действует безвизовый режим пересечения государственных границ, и пользуются единой валютой – евро.
Так выглядят деньги Евросоюза – евро
На 2019 год поддержали и приняли хождение евро на территории своего государства 19 стран из 28, входящих в Евросоюз, признав его государственной валютой.
Остальные государства, имеющие членство в Евросоюзе, готовятся к переходу на единую валюту после подготовки всех необходимых механизмов. Исключением стали Дания и Великобритания, имеющие специальный отказ. Швеция, по состоянию на 2019 год, также отказалась от евро, но, возможно, присоединится к Европейскому механизму валютных курсов, что означает начало перехода на единую валюту в этом королевстве.
Страны-кандидаты на вступление в Евросоюз
Многие европейские государства стремятся стать членами ЕС. На 2019 год известно о пяти официально заявленных кандидатах на вступление в Евросоюз: , Сколько-то государств, население которых изъявило желание присоединиться к ЕС, в настоящее время, из-за общеполитического курса, отсталости экономик и прочих причин, их не рассматривают как возможные члены Европейского союза.
В разные годы договор об ассоциации с ЕС подписал ряд стран, в том числе находящихся за пределами Европы, что свидетельствует о выходе Евросоюза за пределы евразийского континента. На вступление претендуют не только развитые, как основные европейские государства, но и страны развивающихся экономик.
В 1998 году соглашение об ассоциации подписал Тунис, в 2000 – Мексика, Марокко, Израиль и ЮАР, в последующие годы – Иордания, Чили, Египет и Ливан.
Население Украины и Молдавии выразило желание вступить в объединение одним из последних (в 2014 году). Какие изменения произойдут при присоединении к Евросоюзу развивающихся экономик, остаётся только предполагать.
В настоящее в состав этого государственного объединения входят : Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
В самом начале внутриевропейского объединения, еще в 90 годах прошлого столетия, первыми членами Европейского Союза были шесть государств: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. Затем к ним присоединились остальные 22 .
Основными факторами или правилами вступления в организацию являются соответствие критериям, закрепленным в 1993 году в Копенгагене и утвержденным на заседании членов Союза в Мадриде два года спустя. Государства- должны соблюдать основные принципы демократии, уважать свободу и права , а также устои правого . Потенциальный член организации обязан иметь конкурентоспособную рыночную экономику и признавать уже принятые в Европейском Союзе общие и стандарты.
У Европейского Союза есть и свой девиз – «Согласие в многообразии», а также гимн «Ода к радости».
Страны Европы, не являющиеся членами Европейского Союза
К европейским странам, не входящим в состав организации, относятся следующие:
- Великобритания, Лихтенштейн, Монако и Швейцария в Западной Европе;
- Белоруссия, Россия, Молдавия и Украина в Восточной Европе;
- североевропейские Исландия, Норвегия;
- Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Сан-Марино, Сербия и Черногория в Южной Европе;
- частично находящиеся в Европе Азербайджан, Грузия, Казахстан и Турция;
- а также непризнанные государства Республика Косово и Приднестровье.
В настоящее время в статусе возможных кандидатов на членство в Европейском Союза находятся Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория.
Западнобалканские страны – Албания, Босния и Герцеговина, Косово – уже включены в эту программу по расширению. Тем не менее последнее пока не признается Европейским Союзом как независимое по причине того, что отделение Косово от Сербии пока признано не всеми членами организации.
Несколько так называемых «карликовых» государства – Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, хотя и используют евро, все же поддерживают с Европейским Союзом только договоры о частичной кооперации.
Современный мир медленно, но неуклонно идет по пути интеграции. Даже культурные и национальные различия не могут помешать объединению стран в союзы на основе совместной экономической и политической деятельности. Одно из подобных объединений – Европейский союз, состав которого постоянно расширяется.
Принципы действия Евросоюза
В 1992 году был юридически оформлен и скреплен соответствующим договором Европейский союз, в который вошли страны, ранее бывшие членами Европейского экономического сообщества. Постепенно была выработана система стандартизированных законов, которые действовали во всех странах союза. Стал усиленно развиваться общий для этих государств рынок, было введено в практику свободное движение граждан, капитала и товаров.
Европейский союз принимает законодательные акты, постановления и директивы в сфере внутренних дел и осуществления правосудия, вырабатывает единую для всех членов сообщества политику в области экономики и торговли.
Часть стран Евросоюза приняли решение ввести единую для всех валюту, названную «евро».
Евросоюз – полноправный субъект международного права. Он наделен полномочиями на заключение договоров международного характера и на участие в международных отношениях. Общая для стран-членов Евросоюза стратегия безопасности предусматривает ведение согласованной и одобренной этими странами внешней политики и поддержание мер по обороне. Представительство Евросоюза действует в Организации Объединенных Наций.
Формально Европейский союз не является ни отдельным государством, ни международной организацией. В ряде областей деятельности ответственные решения принимают отдельные государства, часто рассмотрение вопросов проходит в ходе переговоров между странами-участницами союза.
Какие страны входят в Европейский союз
Сегодня в Евросоюз входят двадцать восемь государств. Их перечень, с разделением стран по годам вступления в союз, выглядит таким образом:
1957 г.: Бельгия, Италия, Люксембург, Германия, Франция, Нидерланды;
- 1973 г.: Великобритания, Ирландия, Дания;
- 1981 г.: Греция;
- 1986 г.: Португалия, Испания;
- 1995 г.: Швеция, Австрия, Финляндия;
- 2004 г.: Кипр, Венгрия, Литва, Латвия, Мальта, Словакия, Польша, Словения, Эстония, Чехия;
- 2007 г.: Румыния, Болгария;
- 2013 г.: Хорватия.
Кроме того, кандидатами на вступление в Евросоюз на сегодняшний день числятся Турция, Сербия, Македония, Исландия, Черногория.
Следует отметить, что приведенный перечень учитывает членство в прежнем Европейском экономическом сообществе.
С начальных шести государств союз увеличился до нынешнего числа членов посредством последовательного расширения. Новые страны присоединялись на договорной основе. При этом происходило ограничение их суверенитета, а в обмен на это государство получало представительство в структурах союза.
Европа - западная часть Евразийского материка, от Уральских гор и Кавказа, до Атлантического океана, с населением не менее 750 млн человек, живущих примерно в 50-ти государствах. Чтобы из них выделить с республиканским строем правления, нужно дать правильную, количественную оценку, сколько сейчас действительно стран в Европе. Для этого нужно учитывать несколько критериев.
Инструкция
Поскольку географические границы Европы проходят через Кавказские горы, то основываясь на культурных, экономических и политических соображениях, включение Грузии, Армении и Азербайджана в число европейских стран, довольно-таки неоднозначно. Такой же вопрос стоит относительно Казахстана, обширные территории которого заходят чрезмерно далеко на восток от Уральского хребта, по которому граница Европы. Физико-географически к Восточной Европе относится западная часть России.
Другое, это критерий включения непризнанных и частично признанных республик, из-за политических событий последних десятилетий. А именно: Южной Осетии, Абхазии, Косово и Метохии, Силенда, Приднестровской республики, Турецкой Республики Северного Кипра, Нагорно-Карабахской Республики. А также зависимых территорий. Это Азорские острова, Гибралтар, Мадейра, Фарерские острова, Ян-Майен, Шпицберген, которые имеют статус , но не имеют независимости. И еще - государственное образование Республика Сербская, входящая в Босния и Герцеговина.
Если не брать во внимание эти два критерия, то теперь легко можно составить с народным правлением - республик. Это Австрийская Республика, Республика Албания, Народная Республика Беларусь, Республика Болгария, Венгерская Парламентская Республика, Федеративная Республика Германии, Греческая Парламентская Республика, Парламентская Республика Ирландии, Республика Исландия, Итальянская Республика, Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика, Республика Македония, островное государство Республика Мальта, Республики Кипр, Молдова, Польша, Португальская Республика, Российская Федерация (смешанная ), Республика Румыния, государство-анклав на территории Италии Республика Сан-Марино, Республика Сербская, Словацкая Республика, Республика Словения, Унитарная Республика Украина, Финляндская Республика, Французская республика, Республика Хорватия, Республика Черногория, Чешская Народная Республика, Федеративная Республика Швейцарии.
Немного истории
В источниках 966 г. впервые упоминается город Брюссель. «Город болот» - так в переводе с фламандского означало слово «брюкселле» в то время. Он возник на пересечении торговых маршрутов между Брюгге и Кельном, как центр Испанской Голландии. Затем, при правлении короля Карла V, с 1530 г. Брюкселле стал главным городом испанских «Нижних Земель», что на языке фламандцев звучало, как Nideren Landen. Отсюда пошло современное название соседних Нидерландов. В древности Бельгия - это территории Южных Нидерландов. Также известное название Голландия. Это ошибка, которая вошла в широкое употребление со времен Петра I. На самом деле, это две провинции, Северная и Южная Голландии в составе средневекового соединенного королевства Бельгии и Нидерландов, где в свое время гостил Петр I. Затем вернувшись в Россию, он и его свита рассказывали именно об этих Голландиях.Брюссель в наши дни
Город разделяется на нижний и верхний. Нижний Брюссель - это теснота лабиринта средневековых улочек, окружающих площадь Гранд Плас. В четырех кварталах этого района находятся красивейшие достопримечательности старого города: Национальный Оперный Театр, знаменитая статуя-фонтан «Писающий мальчик»; по преданиям, он спас город от губительного пожара. Брупарк, музей Мини-Европа. Огромное множество различных ресторанов, удивляющих разнообразием гастрономических удовольствий.Верхний Брюссель - это современный центр деловой жизни страны с широкими бульварами, площадями и величественными зданиями. Наряду с Люксембургом и французским Страсбургом это политический центр европейского сообщества.
Брюссель - интернациональный город, где можно услышать речь на многих языках мира. Жители города разговаривают на французском, фламандском, валлонском языках. Но также свободно с ними можно изъясняться на английском и немецком.
Особенности географии
Главной границей Бельгии со стороны Атлантического океана на протяжении 70-ти километров служит Северное море. Еще король Леопольд II когда-то говорил: «Как может быть страна быть маленькой, когда она граничит ?» Географически, страна делится на Низкую, Среднюю и Верхнюю Бельгии.Низкая Бельгия - это Фламандская , испещренная холмами с песчаным грунтом, пестрящая дамбами и осушительными каналами. Это земли, находящиеся под угрозой затопления. Далее - Кемпенский ландшафт, состоящий из кукурузных полей и хвойных редколесий.
Средние районы Бельгии - результат урбанизации приморских низин и отвоеванных территорий у океана, естественные ландшафты Средней Бельгии довольно редки. Это очень плодородные земли с обширными пашнями и лугами, между которыми располагаются сельские усадьбы.
Высокая Бельгия более гориста и отличается обилием лесов. Это менее заселенная территория страны. Сельское хозяйство здесь мало развито. Все территории пересекает река Шельда.
На Юге Бельгия граничит с Францией, на севере с Нидерландами, на востоке с Германией и Люксембургом.
Связанная статья
Источники:
- Брюссель — столица Бельгии. Очерк в 2019
Несмотря на то, что сейчас о ЕС не говорит только ленивый, вопрос какие страны входят в Евросоюз остается актуальным. Ошибочно говорить о государствах Европы и подразумевать политически-экономическое объединение государств на территории материка.
Интересно отметить, что количество стран в ЕС сегодня - 28, а всего в Европе 50 государств.
Создание структуры приходится на пятидесятые годы прошлого столетия. К современному устройству Союз шел более полувека. Принимались законы, вступали новые государства, принося свои новшества в консервативную структуру. Сегодня это мощное объединение земель, которое манит своим достатком, чистотой и порядком.
Вконтакте
Европейские страны – список
Европа – это название континента нашей земли. Вместе с Азией она образует материк Евразия. На этой территории находятся пятьдесят государств. Разделение проходит по Уральскому хребту.
К ним также относятся:
- Земли России до границы с горами;
- балканские и балтийские государства;
- северные территории: Норвегия, Дания, Исландия, Швеция;
- южные: Испания, Мальта, Монако, Болгария, Гибралтар, Италия, Греция, Словения, Ватикан;
- центральные земли: Австрия, Швейцария, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния;
- западные: Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Франция, Лихтенштейн, Германия, Бельгия, Андорра;
- восток: Белоруссия, Украина, Молдавия;
- часть и Турции.
Деление на группы условное. Разделение носит скорее политический характер. Ведь после каждого распада или объединения, территорию переносят из одной группы в другую.
Страны, входящие в Евросоюз на сегодняшний день
Содружество берет свое начало с пятидесятых годов двадцатого века.
Первыми странами, ставшими членами ЕС, были: ФРГ, Французская Республика, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды.
Рим стал историческим городом. Тут в пятьдесят седьмом подписывался договор угля и стали, который является прототипом современного Маастрихтского соглашения. Далее, вплоть до нашего времени, ЕС увеличивался.
Самое большое количество территорий присоединилось в 2004 году. Это были государства из постсоветского пространства: Польша плюс страны Балтики.
Неоднозначным было вхождение Болгарии и Румынии в 2007 году. Эксперты утверждали, что данные страны полностью не отвечают копенгагенским нормам по членству. Но их заявка была удовлетворена. Такое же мнение было о Греции. Последней к Союзу присоединилась Хорватия (2013 г.). Вот какие государства входят в Евросоюз на 2018 год.
Страны Европы, не входящие в Евросоюз
Остальные государства Европы, кроме объединённых 28, в состав ЕС не входят.
Путаница со странами-членами и не состоящими в Союзе происходит по причине существования еще нескольких объединений на территории Европы.
Это валютное объединение, а также зона свободного пересечения границ без прохождения таможенного досмотра.
Взаимодействие между сторонами происходит на основании договоров о сотрудничестве в определенной сфере.
На сегодняшний момент Европейским Союзом не охвачены такие территории:
- четыре государства западной стороны, в том числе Великобритания;
- Россия, Молдова, Украина, Белоруссия;
- Балканские территории за исключением Хорватии;
- Европейская часть Турции, Азербайджана, Грузия, Казахстан.
Процесс присоединения не останавливается во времени. Желающие подают заявки. За ними начинают наблюдать. Наиболее успешных добавляют к программе расширения.
Важно знать: границы Европейского Союза, валютного союза, Шенгенской зоны — не совпадают.
Немного истории ЕС
Послевоенное время требовало решительных действий по урегулированию сложившейся экономической ситуации. Ключевые игроки на рынке сталеварения и производства угля решили заключить соглашение о сотрудничестве.
Создание Европейского Союза приходится на 1957 год. К нему вошли шесть государств. С того времени это не только экономический союз, а международное сотрудничество стран.
ЕС стал межгосударственной организацией, которая имела общие договоренности, но каждая отдельная территория сохраняла свою идентичность и традиции.
Современный вид Европейский Союз приобрел в 1992 году после ратификации Маастрихтского соглашения. Далее была попытка введения общей конституции. На референдумах ЕЭС не все страны-участницы поддержали данную инициативу. Отказались французы с нидерландцами.
Урегулировало все споры Лиссабонское соглашение, подписанное в 2007 году. Оно стало прообразом проваленной конституции.
Критерии для вступления в ЕС
Государство-претендент должно изменить устрой трех сфер жизнедеятельности под стандарты объединения.
Такие показатели были разработаны в 1993 году, после чего их утвердили на официальном заседании Совета ЕС. Их название происходит от места проведения сборов – датского города Копенгаген.
Нормы существуют для тех, кто хочет присоединиться к объединению. Всего копенгагенских критериев три: политический, экономический, членства.
Каждый из нормативов имеет свои стандарты:
- Согласно политическому критерию, государство должно работать над своими институтами. Их идеальное состояние – это беспрецедентная защита и гарантия демократии, защита прав граждан, толерантное отношение к национальным меньшинствам. Соответствие данному критерию дает право на ассоциацию с ЕС.
- Экономические нормы стимулируют систему страны развиваться. Под этим понимается повышение стандартов производства и неуклонное следование им. Ведь на рынке ЕС существует сильная конкуренция. Неподготовленное государство может стать банкротом.
- Критерии членства проверяют страну на способность нести коллегиальную ответственность. На территории ЕС все государства независимы со своей законодательной базой. Но существует и общие нормативно-правовые и ограничивающие документы. Они накладывают определенные экономические, политические обязательства на страны-члены.
Особенности экономики стран-участниц ЕС
Каждое государство ведет свою экономическую стратегию. Для стран, входящих в ЕС, обязательны отчисления в бюджет ЕС и нормативы по планированию собственных бюджетов.
Дефицит государственных финансовых планов ≤ 3%, а государственный долг меньше или равен 60 %. Тем не менее встречаются случаи, когда эти нормативы нарушаются.
Отсталые государства могут получать помощь от ЕС. Региональная политика строится на выравнивании общей экономической ситуации по территории союза.
Другим фактором, который увеличивает или уменьшает бюджет стран-членов, является программа квот. Предприниматели всех государств должны придерживаться общих правил и стандартов.
Заключение
На сегодняшний момент на вопрос, сколько стран входит в Евросоюз, ответ следующий — 28.
Процедура получения членства сложная и затратная по времени. Для этого государство должно соответствовать трем главным Копенгагенским критериям: экономическому, политическому и норме членства.
Если страна чувствует, что может побороться за место в ЕС, правительством подается заявка. Комиссия ее рассматривает и принимает решение. Последние присоединения окончательно пошатнули стабильность объединения. Поэтому союзом более тщательно проводится проверка претендентов.
Смотрите видео, в котором приводится обзор стран-участниц Евросоюза:
Польское влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Европы – достаточно велико. В то же время, далеко не все обыватели знают подробности об этой стране. Многих из тех, кто собирается туда на учебу, работу или просто в качестве туриста, интересует, входит ли в Польша Евросоюз или нет.
Подробнее про Европейский союз
Для начала следует коротко сказать о том, что же представляет собой эта организация. Итак, ЕС – это объединение суверенных государств, которые выработали для себя определенные общие правила в сфере экономики, политики и в других аспектах международной жизни. Многие законы и другие законодательные акты также скоординированы и работают для проведения объединенной политики в таких сферах, как промышленность, связь, сельское хозяйство, торговые отношения, судебная политика, культурный обмен, образование, рынок труда и многое другое.
На заметку! В ЕС даже проводятся общие выборы, в том числе, в Европарламент и другие наднациональные органы власти.
Страны-участники
Какие-то государства вступили в это объединение раньше, какие-то – позже, а некоторые и вовсе, совсем недавно. Сегодня членами ЕС являются следующие страны:
Великобритания пока еще формально остается в составе евро, однако после известного референдума был запущен процесс так называемого «Брексита», в результате которого страна должна выйти из состава Европейского союза.
Важно знать! Нельзя путать ЕС и еврозону, которая является международным валютным объединением, в рамках которого 19 стран используют евро в качестве национальной валюты.
Кроме того, Шенгенское соглашении – это также другое объединение. «Шенген» предполагает взаимодействие ряда стран в вопросах визовой политики, а также пересечения границ (фактическая их ликвидация). Некоторые люди, которые не до конца владеют ситуацией, могут перепутать все эти понятия. А, тем временем, следует их разделять, поскольку все это – разные вещи. Справедливости ради следует отметить, что в значительной степени эти организации связаны друг с другом, а их страны-члены во-многом «пересекаются», то есть, одновременно состоят во всех трех, или, как минимум, в двух.
Сегодня имеется несколько стран-кандидатов на членство (Сербия, Турция, Черногория, Македония). Однако все они имеют совершенно разные перспективы.
Членство Польши
На сегодняшний момент Польша входит в Евросоюз. Она вступила туда 01 мая 2004 года, когда произошло очередное расширение этой организации. Одновременно с ней членство получили несколько других стран, преимущественно, восточноевропейских. Несмотря на то, что вступление в ЕС многими было воспринято с оптимизмом, у страны имеются некоторые сложности в отношениях с другими государствами-участниками. Это, в частности, касается некоторых торговых аспектов, иммиграции, ситуации с беженцами и других вопросов. Несмотря на то, что ряд стран выступал и продолжает выступать против некоторых аспектов польской политики, речи о ее выходе из состава ЕС не идет.
Помимо этого, Польша является членом Шенгенского соглашения, которое предусматривает согласованную выдачу виз, действующих на всей его территории. Наряду с этим, сохраняются и национальные визы. Например, они могут выдаваться в временных и постоянных сотрудников, которые прибывают туда для работы. Сами же поляки могут беспрепятственно работать на всей территории Евросоюза, а также в ряде других стран, например, в Норвегии.
На данной странице вы можете узнать полный список стран ЕС, входящих в состав на 2017 год.
Первоначальной целью создания Евросоюза было соединение угольных и сталелитейных ресурсов всего лишь двух стран Европы – Германии и Франции. В 1950 году нельзя было даже предположить, что спустя определенное время Европейский союз станет уникальным интернациональным образованием, объединившим 28 европейских государств и сочетающим в себе признаки международной организации и суверенной державы. В статье описано, какие страны являются членами Евросоюза, сколько на данный момент полноправных участников ЕС и кандидатов на вступление.
Правовое обоснование организация получила значительно позже. Существование международного союза было закреплено Маастрихтским соглашением в 1992 году, вступившим в законную силу в ноябре следующего года.
Задачи Маастрихтского договора:
- Создание международного объединения с тождественными экономическими, политическими и валютными направлениями в развитии;
- Создание единого рынка посредством создания условий для беспрепятственного передвижения продуктов производства, услуг, и других товаров;
- Регулирование вопросов, касающихся охраны и защиты окружающей среды;
- Снижение уровня преступности.
Основные последствия заключения договора:
- введение единого европейского гражданства;
- отмена режима паспортного контроля на территории стран, входящих в состав ЕС, предусмотренная Шенгенским соглашением;
Хотя юридически ЕС совмещает в себе свойства международного образования и независимого государства, фактически он не принадлежит ни к одному, ни к другому.
Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году
Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.
Членством Евросоюза обладают следующие государства:
- Хорватия;
- Нидерланды;
- Румыния;
- Франция;
- Болгария;
- Люксембург;
- Италия;
- Кипр;
- Германия;
- Эстония;
- Бельгия;
- Латвия;
- Великобритания;
- Испания;
- Австрия;
- Литва;
- Ирландия;
- Польша;
- Греция;
- Словения;
- Дания;
- Словакия;
- Швеция;
- Мальта;
- Финляндия;
- Португалия;
- Венгрия;
- Чехия.
Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.
Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.
С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.
Какие требования к кандидатам на вступление
Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.
Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:
- применение на территории страны принципов демократии;
- человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
- развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
- соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.
Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.
Официальные заявленные кандидаты на членство в Евросоюзе
Сегодня в статусе кандидатов на вступление в Европейский союз пребывают следующие ассоциированные члены ЕС:
- Турецкая республика;
- Республика Албания;
- Черногория;
- Республика Македония;
- Республика Сербия.
Правовое состояние Боснии и Герцеговины, Республики Косово – потенциальные кандидаты.
Заявление на членство Сербия подала в декабре 2009 года, Турция — 1987 году. Следует отметить тот факт, что, если Черногория, подписавшая в 2010 году соглашение об ассоциации, станет членом ЕС, для россиян это может обернуться введением визового режима и, возможно, закрытием границ балканского государства.
Несмотря на стремление большинства стран стать членами международной организации, существуют и такие, какие выявляют желание выйти из него. Красочным примером может быть Англия (Великобритания), заявившая о возможности выхода в январе нынешнего года. Желание британцев обусловлено наличием ряда причин, в числе которых долговой кризис Греции, снижение уровня конкурентоспособности продукции стран, входящих в ЕС, на мировом рынке и прочие обстоятельства. Провести референдум по поводу выхода из Евросоюза Великобритания планирует в 2017 году.
Процесс выхода из состава ЕС регламентируется пунктами Лиссабонского договора, который имеет законную силу и действует с декабря 2009 года.
Евросоюз
Что такое Евросоюз
Это объединение европейских государств, уникальное международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства. Проще говоря, все страны входящие в Евросоюз, хотя и являются независимыми, но подчиняются одинаковым правилам: в них действуют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной системы, и т.п.
Совет 1: Какие европейские страны не входят в Евросоюз
Словом, законы Евросоюза действуют во всех странах Евросоюза.
В 2013 году, после вхождения в ЕС Хорватии, в Евросоюзе 28 стран.
В 2017 году Великобритания заявила о выходе из Евросоюза, но официально она остаётся его членом.
Страны, входящие в Евросоюз (последнее расширение — 2013 год)
- Австрия (1995 год)
- Бельгия (1957 год)
- Болгария (2007 год)
- Великобритания (1973 год)
- Венгрия (2004 год)
- Германия (1957 год)
- Греция (1981 год)
- Дания (1973 год)
- Ирландия (1973 год)
- Испания (1986 год)
- Италия (1957 год)
- Кипр (2004 год)
- Латвия (2004 год)
- Литва (2004 год)
- Люксембург (1957 год)
- Мальта (2004 год)
- Нидерланды (1957 год)
- Польша (2004 год)
- Словакия (2004 год)
- Словения (2004 год)
- Португалия (1986 год)
- Румыния (2007 год)
- Финляндия (1995 год)
- Франция (1957 год)
- Хорватия (2013 год)
- Чехия (2004 год)
- Швеция (1995 год)
- Эстония (2004 год)
Кандидаты на вступление в Евросоюз:
- Исландия
- Македония
- Сербия
- Турция
- Черногория
Не путайте Евросоюз, и Шенгенскую зону! Не все страны евросоюза входят в шенгенскую зону, и наоборот - некоторые страны входящие в шенгенкую зону не входят в Евросоюз.
См. Страны входящие в шенгенскую зону
Страны, входящие в шенген, но не входящие в Евросоюз
Где оформить Шенгенскую визу |
Экономическая интеграция стран Европейского союза
В настоящее время наиболее высокая степень международной экономической интеграции достигнута в рамках Европейского Союза (ЕС), прошедшего все этапы интеграционного процесса и находящегося ныне в состоянии трансформации экономического и валютного союза в политический. Развитие этой интеграционной группировки началось в 1952 г., когда было создано Европейское объединение угля и стали в составе 6 стран – ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. В 1957 г. эти страны подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества. В 50-60-е гг. в рамках ЕЭС сложился вначале таможенный союз, а затем началось формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. системы «четырёх свобод». Поскольку создание общего рынка официально декларировалось в Римском договоре как основная цель экономической интеграции, то в течение нескольких десятилетий участники этой группировки именовались «странами Общего рынка». К 1968 г. был сформирован таможенный союз, интеграция в рамках которого дополнялась согласованной внутри- и внешнеэкономической и валютной политикой, а также элементами координации общеполитических и правовых позиций, что отразилось в изменении названия группировки – она стала именоваться Европейским Сообществом. В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 80-е гг. – Греция, Испания и Португалия, в 90-е – Австрия, Швеция и Финляндия. К концу 70-х гг. была создана Европейская валютная система, введена единая расчётная единица — ЭКЮ на базе «корзины валют» стран-участниц. Валютная система предполагала установление пределов колебаний курсов национальных валют при взаимном обмене и обмене на доллары на уровне плюс-минус 2,25% от курсов центральных банков (для большинства стран) и формирование, тем самым, своего рода валютного «коридора» («валютной змеи») для стран-участниц. Это означало существенный шаг по пути трансформации таможенно-платёжного союза в экономический и валютный.
Важнейшим рубежом в процессе данной трансформации стало заключение в 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) договора о создании Европейского союза (договор вступил в силу с ноября 1993 г.). Были существенно расширены функции наднациональных органов, приняты принципиальные решения о создании системы единого экономического пространства, постепенном переходе к единой валюте и о введении, наряду с национально-государственным, института единого гражданства.
В течение нескольких лет осуществлялся процесс перехода к единой валюте (евро), которая вначале использовалась как расчётное средство, пришедшее на смену ЭКЮ, а затем, с 2002 г., стала выполнять и роль наличной валюты, призванной исполнять функцию денежного средства обращения и заменить национальные валюты. К 2000 г. население 15 стран ЕС составляло около 380 млн. чел., доля этой интеграционной группировки в производстве МВП – около 29%, в мировом экспорте – более 41%.
В апреле 2003 г. в г.Афины был подписан договор о принятии в ЕС десяти новых членов: это три бывшие советские прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения) и два небольших островных средиземноморских государства – Мальта и Кипр (в греческой части). В ЕС создана система органов надгосударственного управления. Важнейшими из них являются:
— Совет ЕС – в форме сессий на уровне глав государств и правительств не реже 2-х раз в год, а также Совет министров на уровне различных министерств (иностранных дел, экономики, финансов, отраслевых министерств). Именно на уровне этих органов управления принимаются принципиальные решения, определяющие стратегию развития интеграционной группировки;
— Комиссия ЕС – исполнительный орган, некий аналог правительства, призванный осуществлять реализацию решений Совета ЕС; включает в свой состав несколько десятков основных руководителей (комиссаров), ведающих определёнными функциональными и отраслевыми сферами управления. Резиденция КЕС расположена в Брюсселе; общий штат сотрудников – около 20 тыс. чел.;
— Европейский Парламент (Европарламент) – избирается с 1979 г.
Список стран, входящих в Евросоюз на сегодняшний день
— Система Европейских банков;
— Европейский суд;
— Европейский социальный фонд;
— Европейский фонд регионального развития;
Необходимо отметить, что ЕС – это не только региональный, но и глобальный хозяйствующий субъект. Десятки стран мира имеют различные экономические договоры с ЕС и пользуются теми или иными преимуществами и льготами в торговых, финансово-кредитных и иных экономических отношениях с этой интеграционной группировкой; это особенно относится к европейским странам, не входящим в ЕС, к странам средиземноморского бассейна и бывшим колониям европейских держав, прежде всего – к так называемым «странам АКТ» (Африки, Карибского моря и Тихого океана). Многие европейские и неевропейские страны (в том числе из числа бывших республик СССР) ставят задачу присоединения к ЕС в качестве важнейшей стратегической цели. С июля 1998 г. вступило в силу Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве ЕС и РФ; создан специальный орган – Комитет сотрудничества, призванный как содействовать обсуждению принципиальных вопросов развития сотрудничества, так и принимать конкретные решения по текущим проблемам торговых, финансовых и иных взаимоотношений. Обе стороны рассматривают развитие сотрудничества в качестве приоритетных стратегических направлений экономической и политической деятельности. Для России ключевое значение имеет тот факт, что на страны ЕС приходится до 40% её внешней торговли, в западноевропейских валютах (а теперь – в евро) номинировано более 40% внешнего долга и четверть официальных резервов ЦБ РФ.
В настоящее время, несмотря на имеющиеся различия подходов и противоречия в рамках ЕС, достаточно интенсивно развиваются процессы трансформации этой интеграционной экономической группировки в политический союз. Важнейшее значение имеет при этом введение института единого гражданства, усиление принципа обязательности решений надгосударственных органов и проведение единой внешней политики.
Осуществляются конкретные шаги по формированию единых европейских вооружённых сил, особых воинских контингентов, объединяющих подразделения ряда европейских стран, например, Франции и Германии и т.д. Всё это означает, что ЕС, фактически, трансформируется из союза государств в одно конфедеративное государство, хотя данный процесс протекает противоречиво и сталкивается с противодействием как внутреннего, так и внешнего характера. Очевидно, что формирование такого конфедеративного государства противоречит глобальным геополитическим целям США, которые вместо конгломерата небольших вассальных стран получают на территории Европы серьёзного конкурента, имеющего по некоторым параметрам превосходство над американской экономикой. США, в частности, негативно относятся к идее создания европейских вооружённых сил, создание которых неизбежно поставит вопрос об их соотношении с военными структурами НАТО (а, в перспективе – и о целесообразности сохранения этой военно-политической группировки с безоговорочным доминированием США). В качестве средства торможения европейской военно-политической интеграции США используют развязывание военных конфликтов, и если во время войны в Югославии их разногласия с европейскими союзниками удалось замаскировать, то в связи с иракским конфликтом противоречия как между США и ЕС, так и в рамках само й интеграционной группировки приняли открытые и острые формы. Однако ключевое значение имеет факт сформировавшегося в Западной и Центральной Европе единого экономического пространства, становящегося центром притяжения для национальных хозяйственных систем нескольких континентов.
⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Вопрос. Европейский Союз как международная организация с признаками наднациональности. Сотрудничество РФ с Европейским Союзом.
Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.
В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданство ЕС.
ЕС стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов. Это международная организация, но от существующих организаций Союз отличает то, что он стал не координационной, а наднациональной организацией: право ЕС имеет преимущество перед национальным, и его субъектами являются не только государства, но также физические и юридические лица; решения Союза имеют прямое действие на территории государств-участников; его власть независима от государств, служащие ЕС и члены Европарламента представляют не государства, а народы; предполагается возможность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов.
Ключевыми моментами новой стратегии ЕС являются строительство экономического и валютного союза, общая внешняя политика и оборона, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, учреждение единого гражданства.
В состав организации входят 28 государств Европы.
Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:
внутреннее право Союза как международной организации;
право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деятельности государств Союза.
Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.
Совет заседает два раза в год.
Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция).
С 1 января 1996 г. в ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.
Российская Федерация активно сотрудничает со странами Европейского Союза. Так, в 1994 г.
Список стран Евросоюза на 2018 год
было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Соглашением учреждается партнерство между Россией, с одной стороны, и Сообществом и его государствами-членами, с другой стороны. Целями этого партнерства являются обеспечение рамок для политического диалога между сторонами, содействие торговле, инвестициям; укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию и завершению перехода к рыночной экономике, обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе; создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.
Цели Европейского Союза – это основные направления создания и деятельности объединения. Цели ЕС распространяются на различные сферы:
Сфера прав и свобод человека(содействие утверждению мира, благосостояния и общих ценностей народов)
Сфера экономики(построение общего внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции; прогрессивное и устойчивое развитие, которое обеспечит подъем экономики; социальная рыночная экономика; содействие занятости и социальному прогрессу)
Социальная сфера(борьба с социальным отчуждением, дискриминацией; содействие социальной защите и справедливости; обеспечение гендерного равенства).
построение единого и общего внутреннего рынка;
создание Экономического и валютного союза;
экономическая и социальная сплоченность;
повышение занятости и другие задачи социальной сферы;
развитие высокого уровня образования и здравоохранения;
развитие культуры и профессиональное обучение;
меры по защите прав потребителя;
меры по защите окружающей среды;
Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая
Европейский Союз. Расширение на Восток
политика ЕС по интеграции в Европейское Сообщество стран Центрально-Восточной Европы. После падения Берлинской стены и распада Советского Союза главной стратегической задачей ЕС стала политика продвижения на Восток.
Список стран-участников Евросоюза на 2018 год
В 2002 г. названы кандидаты для вступления в ЕС. Это страны ЦВЕ: Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония. Из средиземноморских государств кандидатами стали Мальта и Кипр. Впервые в истории ЕС политическое решение о приеме новых членов в ЕС доминировало над экономическим. Для большинства кандидатов из стран ЦВЕ позитивными факторами присоединения являются таможенный союз, свободное движение капитала и услуг, миграция рабочей силы.
Валовой национальный продукт в странах-кандидатах на душу населения составляет 20-60% от среднеевропейского уровня. Только Словения и Чехия имели к моменту принятия решения устойчивые темпы роста, низкую безработицу и доход ВНП на человека, составляющий немногим более половины от среднеевропейского. В наиболее благополучной по макроэкономическим показателям постсоветской республике - Эстонии, ВНП на душу населения составил 23 % от среднего по ЕС.
В остальных странах Восточной и Центральной Европы экономические показатели не отвечают требованиям членства в ЕС, а Россия и Украина значительно увеличили разрыв в худшую сторону и в экономическом отношении стали более удаленными от Западной Европы. Венгрия, имеющая самый высокий уровень иностранных инвестиций в Центральной Европе, уступает в два раза аналогичному показателю Португалии, самой бедной страны ЕС.
По своему геостратегическому значению задача расширения ЕС на Восток сравнима лишь с созданием самого Европейского Сообщества в середине 20 века. Однако, остается открытым вопрос восточных границ и скорости объединения. Становится очевидным, что этот процесс будет значительно более медленным, чем казалось после падения «железного занавеса». Продвижение ЕС на восток имеет определенные границы. Возможно, в будущем будут приняты Болгария и Румыния. И на этом продвижение ЕС на восток завершится. Об этом свидетельствуют и ограниченные финансовые ресурсы ЕС.
При совокупном бюджете ЕС в 2003 г. в 100 млрд. евро (1/8 часть бюджета Германии) намечается выделить для новых членов ЕС 41 млрд. евро в течение трех лет. Эта сумма более чем в два раза меньше капитала, выделенного США в рамках плана Маршалла на восстановление Европы (в сопоставимых ценах). Если Соединенные Штаты выделили на европейскую реконструкцию 1,5 % ВВП, то ЕС всего лишь 0,08 %. С учетом суммарного членского взноса центрально-европейских государств в 15 млрд. евро, затратная статья ЕС сократиться до 25 млрд. евро. По сравнению с Германией, израсходовавшей в 90-е годы на воссоединение восточных земель 600 млрд. евро, объемы финансирования расширения ЕС на Восток являются неэквивалентными политическим обещаниям и заверениям.
Германия обеспечивает 28 % бюджета ЕС, получая из его доходной части лишь 13 %. Поэтому проамериканская ориентация ЦВЕ по иракскому кризису, вызывает негативную оценку Берлина, выступающего против войны. На Западе неоднозначно оценивается процесс продвижения ЕС на Восток. В предстоящем расширении политический фактор впервые доминирует над экономическим. Великобритания продолжает балансировать между «европеизмом» и «атлантизмом», выступает за более тесное экономическое сотрудничество с США и НАФТА. Имеются предложения по экономической североатлантической интеграции на городском уровне по аналогии средневекового ганзейского союза. Германия возлагает надежды на положительный экономический результат от интеграции в силу своего геостратегического положения. Для Франции расширение на Восток, наоборот, не является первостепенной экономической проблемой. Восточная Европа, принадлежащая к православной цивилизации, никогда не будет частью преимущественно западнохристианского ЕС. Россия слишком велика, чтобы стать членом ЕС. Украина с коррумпированной элитой представляет угрозу западным ценностям. В Западной Европе ширится движение против «Евроленда», включая противодействие расширению Европейского Союза и наплыву мигрантов (дешевой рабочей силы).
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС), крупнейшее интеграционное объединение европейских государств. В ЕС входят 27 государств (по состоянию на 1.1.2007), в том числе с заморскими территориями, находящимися в других частях света. Площадь ЕС составляет 4 миллиона 317 тысяч км 2 , население — 492,8 млн. человек.
Договор об образовании Европейского союза был подписан в Маастрихте (1992; смотри Маастрихтский договор). Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейских сообществ (два из них действуют в составе ЕС, образуя первую опору), дополненных общей внешней политикой и политикой безопасности (вторая опора) и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Эта структура получила наименование «системы трёх опор». Амстердамский договор (1997) закрепил создание пространства свободы, демократии и законности; сформировал специализированный механизм защиты демократических устоев и принципов, предусматривающий возможность наложения санкций на государство, их нарушающее; предложил меры по подготовке Хартии основных прав и свобод человека (прокламирована в 2000). В 2001 году был подписан Ниццкий договор для укрепления гарантий и предотвращения рисков, связанных с новым крупным расширением состава ЕС, в котором была закреплена пересмотренная концепция «продвинутого сотрудничества», введены новые гарантии против возможного нарушения демократических основ и принципов ЕС, пересмотрен порядок функционирования его судебной системы. 29.10.2004 подписан Договор об учреждении Конституции для Европы. В соответствии с принятым порядком Договор и прилагаемые к нему документы были переданы на ратификацию государств — членов ЕС (Договор ратифицирован 15 государствами, однако во Франции и Нидерландах проект Конституции ЕС не получил поддержки и процесс ратификации был прерван).
Реклама
Цели и принципы ЕС. Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господстве права, принципах, общих для государств-членов (ст. 6.1 Договора). Они реализуются в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин. Все государства-члены обязаны не только декларировать свою приверженность этим ценностям, но и обеспечивать их действенную реализацию. Отклонение от соблюдения этих начал и принципов может повлечь за собой принятие предупредительных мер со стороны ЕС или, при наличии постоянной и серьёзной угрозы, наложение санкций путём приостановления права участия в работе органов ЕС или даже членства в ЕС.
На основе общих ценностей, целей и принципов формулируются конкретные задачи, стоящие перед интеграционным образованием. В области внутренней политики к задачам, которые решаются Сообществами и Союзом, отнесены: построение общего и единого внутреннего рынка, создание экономического и валютного союза, осуществление политики экономической и социальной сплочённости, содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу, обеспечение и защита прав потребителей, принятие радикальных мер по защите окружающей среды. В социальной сфере на первый план выдвигается содействие повышению занятости, росту благосостояния и качества жизни, достижению высокого уровня здравоохранения, образования и профессионального обучения, усилению социальной защиты и борьбе с социальным отчуждением. Участие интеграционных объединений в развитии и подъёме культуры подчинено соблюдению национальной индивидуальности, самобытности и своеобразия национальных культур. С созданием ЕС ряд новых задач формулируется в рамках второй и третьей опор. Принимаются меры по активизации участия ЕС в решении задач гуманитарного характера и осуществлении коллективных мер по поддержанию мира. В целях развития общей оборонной политики предусмотрено создание европейской группы военного планирования и формирование коллективных вооруженных сил ЕС. Специализированный аппарат в области планирования совместных операций за пределами ЕС создан и функционирует под руководством Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
Расширению сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере должны содействовать формирование новых специализированных структур и разработка программ сотрудничества. Учреждены Европол и Евроюст (занимается в основном проблемами судейского и прокурорского сотрудничества), создано Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах ЕС, принято принципиальное решение об образовании Европейской прокуратуры, разработаны меры по введению в действие единого европейского ордера на арест. Учреждён ряд специализированных органов, призванных содействовать усилению борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Осуществлена коммунитаризация Шенгенских соглашений (т. е. их интеграция в систему права Сообществ): разработанные в рамках концепции продвинутого сотрудничества Шенгенские соглашения призваны регулировать осуществление визовой и миграционной политики, а равно предоставление убежища (к Шенгенской зоне присоединились некоторые государства — не члены ЕС — Норвегия и Исландия, решение о присоединении к Шенгенской зоне одобрено на референдуме в Швейцарии). В целях дальнейшей детализации визовой политики и обеспечения безопасности границ ЕС 7 государств подписали новые соглашения, получившие наименование Шенгенплюс (2007).
ЕС — наиболее развитая форма экономической интеграции в Европе, прошедшей все этапы развития — зона свободной торговли, таможенный союз, единый внутренний рынок, экономический и валютный союз. С 1968 года в Европейском сообществе полностью отменены таможенные пошлины во взаимной торговле, введён единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В 1993 году окончательно сложился единый внутренний рынок, представляющий собой хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого обеспечено свободное перемещение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов. Экономический и валютный союз начал функционировать с 1.1.1999 и предусматривал введение общей валюты-евро. Европейская экономическая интеграция развивается по двум направлениям: всё более полного объединения национальных хозяйств в единую региональную хозяйственную систему и территориального расширения зоны интеграции.
Одна из задач ЕС — обеспечение гармонизации национального законодательства на основе целей и принципов ЕС.
Государства - члены Европейского союза
Условия и порядок такой гармонизации регулируются непосредственно учредительными договорами. Каждый из них содержит клаузулу солидарности, требующую добросовестного и лояльного исполнения принятых участниками интеграции обязательств, налагаемых учредительными актами и нормами вторичного права.
Институты ЕС. Полномочия, переданные в ведение интеграционных образований, осуществляются широкой системой органов, специализированных организаций (агентств) и институтов. Основные институты — органы ЕС, наделённые правом издания обязательных нормативных правовых актов. Система институтов первоначально была учреждена в каждом из трёх Сообществ. На начальном этапе (1957) в рамках европейских интеграционных организаций были созданы общие Парламент и Суд; в 1965 году был подписан Договор об объединении, на основе которого учреждены единые для всех Сообществ Совет и Комиссия. Договор об образовании ЕС предусматривал создание единой системы институтов для Сообществ и Союза. Современная система институтов закреплена в Ниццком договоре.
Высший орган политического руководства — Европейский совет. К институтам ЕС отнесены: Совет ЕС, Европейская комиссия, Европейский парламент, судебные органы ЕС и Счётная палата. К числу важнейших органов ЕС, статус которых определяется непосредственно в учредительных актах, относятся органы Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ); Комитет постоянных представителей (Корепер) и ведущие консультативные органы — Экономический и социальный комитет и Комитет регионов. Статус многочисленных вспомогательных и консультативных комитетов определяется специальным регламентом, регулирующим создание и функционирование органов, входящих в систему комитологии. В процессе функционирования ЕС были учреждены и многочисленные специализированные организации и учреждения, на которые возложено осуществление административной и координационных функций в конкретных и сравнительно узких областях. Некоторые из них играют весьма существенную роль, например Европол, Евроюст и др.
Деятельность институтов и органов ЕС подчинена принципам субсидиарности и пропорциональности. Принцип субсидиарности, применяемый за пределами исключительной компетенции ЕС, предполагает, что решение или действие осуществляются на уровне ЕС или государств-членов или даже их регионов в зависимости от того, где их реализация будет максимально эффективна. Принцип пропорциональности предполагает, что институты ЕС будут строго придерживаться правил наделения компетенцией и не будут выходить за пределы тех прав и правомочий, которые переданы государствами-членами в ведение Европейских сообществ и ЕС.
Европейский союз и Европейские сообщества. ЕС и Европейские сообщества образованы на базе учредивших их международных договоров. Однако по своей природе и характеру они отличаются от обычных международных организаций. Главным в деятельности ЕС и Сообществ является решение проблем и задач внутренней политики. Полномочия ЕС в сфере внешних связей осуществляются на основе правил, которые заметно отличаются от применяемых в рамках Сообществ.
Европейские сообщества пользуются статусом юридического лица. На территории государств — членов ЕС они осуществляют соответствующие права в максимально полном объёме. Сообщества обладают также международной правосубъектностью (могут вступать в отношения с третьими государствами и международными организациями, заключать международные договоры и соглашения, а равно обладают собственными дипломатическими представительствами в зарубежных странах). ЕС статусом юридического лица не обладает. Однако наличие единой системы институтов ЕС и Сообществ позволяет на практике осуществлять международные связи и принимать решения по внешним политическим вопросам как от имени ЕС, так и Сообществ (соответственно присоединяющиеся к ЕС новые государства становятся членами не только ЕС, но и Сообществ).
ЕС обладает собственной территорией, производной от территорий государств-членов. В ЕС введено собственное гражданство. Его обретают все физические лица, обладающие национальным гражданством государств-членов ЕС. Обретение гражданства ЕС порождает ряд политико-правовых последствий: пользование избирательным правом при формировании Европарламента и при формировании национальных муниципальных органов, право доступа к должностям в аппарате ЕС, право на дипломатическую защиту со стороны представительств ЕС за рубежом и др.
В ЕС введена собственная валюта: денежной единицей ЕС является евро. Для вхождения в зону евро необходимо соблюдение ряда жёстких правовых требований. Это привело к тому, что ещё в момент создания еврогруппы, когда в ЕС было 15 государств-членов, в её состав вошли лишь 12. Вступление в ЕС не влечёт за собой автоматического включения в зону евро. Из вновь принятых государств только одна Словения (2007) вошла в зону евро.
Условия и порядок принятия в состав ЕС новых членов. За годы, прошедшие после формирования европейских интеграционных образований, их состав претерпел существенные изменения. К 6 государствам-учредителям (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) присоединились: в 1973 — Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 — Греция, в 1986 — Испания и Португалия; с 1995 — Австрия, Финляндия и Швеция; с 2004 — Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр; с 2007 — Болгария и Румыния. Претендентами на вступление являются Турция и некоторые Балканские страны.
Условия вступления в состав ЕС определены в учредительных договорах, в последующих нормативных правовых актах и политических решениях, вынесенных на уровне Европейского совета («Копенгагенские критерии»). Членами ЕС могут быть только европейские государства. Они должны полностью разделять ценности, цели и принципы ЕС. Государства-кандидаты должны обладать свободной рыночной экономикой и соблюдать правила и принципы добросовестной конкуренции. Они обязаны привести свою правовую систему в соответствие с установлениями и предписаниями европейского права (acquis communautaire — правовое достояние Сообществ).
Государство, претендующее на вступление в ЕС, направляет обращение в Совет ЕС, который, действуя по рекомендации Европейской комиссии, принимает решение об открытии переговоров. Ведение переговоров возлагается на Европейскую комиссию. Государства-кандидаты получают соответствующие финансовые дотации и техническую поддержку. Их представители участвуют в работе органов ЕС на консультативных началах.
Работа по приёму завершается подписанием Соглашения о присоединении и Акта о вступлении в ЕС. По завершении рассмотрения на уровне институтов ЕС решение передаётся на усмотрение государств — членов ЕС.
Ратификация должна иметь место не только во всех государствах-членах, но и в государствах-кандидатах. Все акты о присоединении содержат многочисленные оговорки и временные ограничения, особенно в том, что касается реализации четырёх свобод, связанных с участием в общем рынке.
Действующие учредительные акты не содержат постановлений, регулирующих порядок возможного выхода из состава ЕС.
Соответствующие постановления были разработаны и включены в проект Конституции ЕС (предусматривают возможность выхода государства-члена при условии заблаговременного извещения и выполнении некоторых обязательств, связанных с членством в ЕС). Государства, вступающие в ЕС, не становятся автоматически участниками соглашений, принятых на основе концепции продвинутого сотрудничества.
ЕС и Российская Федерация являются стратегическими партнёрами, между ними подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (1994, вступило в силу с 1.12.1997), базирующееся на «воплощении общих ценностей, лежащих в основе двустороннего сотрудничества». Отношения ЕС — Российской Федерации развиваются в рамках стратегии развития отношений на среднесрочную перспективу (2000-10), которая предполагает «построение единой Европы без разделительных линий». В Российской Федерации действует представительство ЕК, а при ЕС — постоянное представительство Российской Федерации.
Лит.: Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992; Право Европейского Союза / Под редакцией С. Ю. Кашкина и др. М., 2002; Россия и Европейский Союз. М., 2003.