Технологии обучения чтению дошкольников. Методы обучения чтению. Изучение букв и звуков
Александрова К.А. Методист
кафедры дошкольного образования АО ИППК РО
На сегодняшний день существует множество различных методик обучения детей чтению. Рассмотрим самые популярные из них.
Звуковой метод.
Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:
1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах
2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки
3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги
4. Малыш читает слова, а потом - предложения
Звуковой метод обучения чтению - это традиционный метод, получивший широкое распространение. Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах.
Плюсы звукового метода
1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах , поэтому ребенку не придется "переучиваться", он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)
2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению . Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи .
4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Звуковой метод очень легок в использовании . Если родители загружены на работе и у них мало свободного времени, которое они могли бы посвятить обучению ребенка, то этот метод подходит им больше всего. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых - не нужно будет даже и этого.
5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени . Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.
Минусы звукового метода
1. Звуковой метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги - к словам, то это - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно .
2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова - длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтения необходимо много читать и тренироваться . Будьте готовы к тому, что сначала малыш читать слова будет медленно, с трудом, с ошибками.
3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного , поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
Методика Зайцева.
Методика Зайцева
, а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании
специальных кубиков, так называемых "Кубиков Зайцева",
таблиц, разработанных автором методики
и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.
Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит сторонникам раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.
Ведь все, что от них требуется - это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, и петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.
Итак, этапы обучения ребенка чтению по методу Николая Зайцева:
1. Приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы.
2. Поем песенки - попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.
Плюсы методики Зайцева
2. Дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием.
3. Если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.
4. Методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма.
5. Система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Также занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника. А песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.
Минусы методики Зайцева
1. Проблемы у детей, занимающихся по этой системе, могут возникнуть в начальной школе. Им приходится учиться разделять слоги на звуки, ведь малыш сразу учил склады, а не составлял из отдельных звуков. При этом школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот - идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у детишек, учившихся читать по методике Зайцева.
2. Некоторое нессответствие цветов, применяемых Зайцевым со школьной программой. В ней гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные - зеленым и синими цветами.
3. Необходимы определенные материальные и трудовые затраты при покупке и изготовлении пособий (кубиков и таблиц) Зайцева, которые может позволить себе не каждая семья. Также довольно большие таблицы должны будут висеть на стенах, что нравится не всем, а у некоторых может не найтись и подходящего для них места.
4. Родителям самим приходится "привыкать" к методике, чтобы заниматься ею с детьми. Ведь их-то самих учили по обычному, традиционному звуковому методу. А если по кубикам не заниматься, а просто отдать их детям, то они могут ими играть, но при этом обучаться чтению не будут.
5. Возможна ситуация, что ребенок не захочет петь или заниматься кубиками "как нужно", а предпочтет, к примеру, просто строить из них башни или разрывать кубики, пытаясь узнать что у них внутри. Результата от таких занятий не будет.
Методика Глена Домана
Глен Доман для обучения детей чтению предложил следующий метод: ребенку с самого раннего возраста (чем раньше, тем лучше) взрослый показывает карточки с написанными на них словами.
При этом он (т.е. взрослый) проговаривает вслух слова, написанные на показываемой малышу карточке. Карточки нужно демонстрировать по определенной схеме, постепенно заменяя одни слова другими. Карточки в руки детям не даются.
Заниматься по методике можно с детьми от 0 до 5 лет.
Методику обучения чтению по Глену Доману можно условно разделить на следующие этапы:
1. Читаем слова от простых к сложным, потом читаем глаголы
2. Читаем словосочетания, потом простые и сложные предложения
Паралельно обучению придется подготавливать все новые и новые карточки со словами, предложениями, а потом и с рассказами.
Плюсы методики Глена Домана
2. Все обучение для малыша будет выглядеть как приятная игра, в процессе которой ребенок получает большую порцию внимания взрослого и положительные эмоции.
3. У малыша будет развиваться память, он будет получать (и запоминать) огромное количество разнообразной информации, сможет получить энциклопедические знания, если вы будете не просто учить ребенка читать, а заниматься по методике Глена Домана полноценно.
Минусы методики Глена Домана
1. Необходимость в изготовлении большого количества карточек, это довольно трудоемко, если делать их полностью самостоятельно, и несколько проще, если купить уже готовые наборы (или распечатать их из интернета).
2. Карточки нужно показывать ребенку ежедневно, по нескольку раз в день, следить за правильной заменой уже продемонстрированных карточек. Если родители загружены на работе, делами по дому, а также другими мероприятиями с детьми (прогулками, детским садом, простыми играми и т.п.), то соблюдать распорядок занятий очень тяжело.
3. Ребенок может не реагировать на карточки, может забыть пройденное, может требовать показываемые карточки - чтобы их потрогать или пожевать, что делать в таких случаях - Глен Доман не уточняет. Также бывают очень активные дети, которым тяжело усидеть на месте, а уж тем более куда-то сосредоточенно смотреть.
4. Возможно возникновение проблем в начальной школе, как и у всех детей, учившихся читать сразу по слогам, складам или словами, а не составлять их из звуков. Школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот - идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у таких детишек.
5. Ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. При обучении работает только зрительная система малыша, другие органы чувств не задействованы. Его нагружают знаниями, но не учат думать и анализировать. Но при этом, несомненно, для развития творческих и исследовательских способностей можно в свободное время использовать другие методики.
6. Обучение проводится с малышами до пяти лет, лучше с рождения. С шестилетками и более старшими детьми методика не работает.
В ЦРР «Академия» мы предлагаем групповые консультации по обучению чтению на основе звукового метода. Основанием выбора данной методики являлось то, что на её основе построено обучение в школе. Таким образом, ребёнок, поступая в школу, не будет испытывать трудностей при обучении грамоте, а даже напротив овладеет основными её элементами.
Также среди плюсов посещения групповых консультаций ЦРР «Академия» является то, что большое внимание уделяется развитию устной речи ребёнка. На консультациях предлагаются различные задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи.
Кроме того, большое внимание уделяется развитию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти, а также развитию пространственных представлений, т.е. тех функций, которые лежат в основе навыка чтения.
Таким образом, посещая групповые консультации ЦРР «Академия» одновременно с обучением чтению ребёнок получит хорошую возможность для развития внимания, памяти, мышления и речи.
Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.
Звуковой (фонетический) метод
Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.
Плюсы метода
- Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется "переучиваться".
- Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
- Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
- Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
- Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удовольствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликлинике.
- Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
- Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
Метод обучения по кубикам Зайцева
Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.
Плюсы метода
- Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чтение и логику построения слов.
- На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно «жыраф» или «шына»).
- Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с годовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.
- Если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утверждает, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
- Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
- Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств. Они развивают музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие
- Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
- Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
- На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
- Пособия Зайцева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.
Обучение по карточкам Домана
Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.
Плюсы методики
- Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пообщаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
- У малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации.
- Трудоемкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
- Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают проблемы с грамотностью и разбором слова.
- Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.
Методика Марии Монтессори
По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.
Плюсы методики
- В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
- Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
- Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
- Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
- Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
- Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
- Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
- Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
- Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.
Методика Ольги Соболевой
Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.
Плюсы методики
- В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
- Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
- Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
- Можно начинать учить почти с рождения.
- Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.
Александрова К.А. Методист
кафедры дошкольного образования АО ИППК РО
На сегодняшний день существует множество различных методик обучения детей чтению. Рассмотрим самые популярные из них.
Звуковой метод.
Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:
1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах
2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки
3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги
4. Малыш читает слова, а потом - предложения
Звуковой метод обучения чтению - это традиционный метод, получивший широкое распространение. Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах.
Плюсы звукового метода
1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах , поэтому ребенку не придется "переучиваться", он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)
2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению . Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи .
4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Звуковой метод очень легок в использовании . Если родители загружены на работе и у них мало свободного времени, которое они могли бы посвятить обучению ребенка, то этот метод подходит им больше всего. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых - не нужно будет даже и этого.
5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени . Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.
Минусы звукового метода
1. Звуковой метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги - к словам, то это - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно .
2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова - длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтения необходимо много читать и тренироваться . Будьте готовы к тому, что сначала малыш читать слова будет медленно, с трудом, с ошибками.
3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного , поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
Методика Зайцева.
Методика Зайцева
, а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании
специальных кубиков, так называемых "Кубиков Зайцева",
таблиц, разработанных автором методики
и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.
Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит сторонникам раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.
Ведь все, что от них требуется - это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, и петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.
Итак, этапы обучения ребенка чтению по методу Николая Зайцева:
1. Приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы.
2. Поем песенки - попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.
Плюсы методики Зайцева
2. Дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием.
3. Если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.
4. Методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма.
5. Система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Также занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника. А песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.
Минусы методики Зайцева
1. Проблемы у детей, занимающихся по этой системе, могут возникнуть в начальной школе. Им приходится учиться разделять слоги на звуки, ведь малыш сразу учил склады, а не составлял из отдельных звуков. При этом школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот - идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у детишек, учившихся читать по методике Зайцева.
2. Некоторое нессответствие цветов, применяемых Зайцевым со школьной программой. В ней гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные - зеленым и синими цветами.
3. Необходимы определенные материальные и трудовые затраты при покупке и изготовлении пособий (кубиков и таблиц) Зайцева, которые может позволить себе не каждая семья. Также довольно большие таблицы должны будут висеть на стенах, что нравится не всем, а у некоторых может не найтись и подходящего для них места.
4. Родителям самим приходится "привыкать" к методике, чтобы заниматься ею с детьми. Ведь их-то самих учили по обычному, традиционному звуковому методу. А если по кубикам не заниматься, а просто отдать их детям, то они могут ими играть, но при этом обучаться чтению не будут.
5. Возможна ситуация, что ребенок не захочет петь или заниматься кубиками "как нужно", а предпочтет, к примеру, просто строить из них башни или разрывать кубики, пытаясь узнать что у них внутри. Результата от таких занятий не будет.
Методика Глена Домана
Глен Доман для обучения детей чтению предложил следующий метод: ребенку с самого раннего возраста (чем раньше, тем лучше) взрослый показывает карточки с написанными на них словами.
При этом он (т.е. взрослый) проговаривает вслух слова, написанные на показываемой малышу карточке. Карточки нужно демонстрировать по определенной схеме, постепенно заменяя одни слова другими. Карточки в руки детям не даются.
Заниматься по методике можно с детьми от 0 до 5 лет.
Методику обучения чтению по Глену Доману можно условно разделить на следующие этапы:
1. Читаем слова от простых к сложным, потом читаем глаголы
2. Читаем словосочетания, потом простые и сложные предложения
Паралельно обучению придется подготавливать все новые и новые карточки со словами, предложениями, а потом и с рассказами.
Плюсы методики Глена Домана
2. Все обучение для малыша будет выглядеть как приятная игра, в процессе которой ребенок получает большую порцию внимания взрослого и положительные эмоции.
3. У малыша будет развиваться память, он будет получать (и запоминать) огромное количество разнообразной информации, сможет получить энциклопедические знания, если вы будете не просто учить ребенка читать, а заниматься по методике Глена Домана полноценно.
Минусы методики Глена Домана
1. Необходимость в изготовлении большого количества карточек, это довольно трудоемко, если делать их полностью самостоятельно, и несколько проще, если купить уже готовые наборы (или распечатать их из интернета).
2. Карточки нужно показывать ребенку ежедневно, по нескольку раз в день, следить за правильной заменой уже продемонстрированных карточек. Если родители загружены на работе, делами по дому, а также другими мероприятиями с детьми (прогулками, детским садом, простыми играми и т.п.), то соблюдать распорядок занятий очень тяжело.
3. Ребенок может не реагировать на карточки, может забыть пройденное, может требовать показываемые карточки - чтобы их потрогать или пожевать, что делать в таких случаях - Глен Доман не уточняет. Также бывают очень активные дети, которым тяжело усидеть на месте, а уж тем более куда-то сосредоточенно смотреть.
4. Возможно возникновение проблем в начальной школе, как и у всех детей, учившихся читать сразу по слогам, складам или словами, а не составлять их из звуков. Школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот - идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у таких детишек.
5. Ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. При обучении работает только зрительная система малыша, другие органы чувств не задействованы. Его нагружают знаниями, но не учат думать и анализировать. Но при этом, несомненно, для развития творческих и исследовательских способностей можно в свободное время использовать другие методики.
6. Обучение проводится с малышами до пяти лет, лучше с рождения. С шестилетками и более старшими детьми методика не работает.
В ЦРР «Академия» мы предлагаем групповые консультации по обучению чтению на основе звукового метода. Основанием выбора данной методики являлось то, что на её основе построено обучение в школе. Таким образом, ребёнок, поступая в школу, не будет испытывать трудностей при обучении грамоте, а даже напротив овладеет основными её элементами.
Также среди плюсов посещения групповых консультаций ЦРР «Академия» является то, что большое внимание уделяется развитию устной речи ребёнка. На консультациях предлагаются различные задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи.
Кроме того, большое внимание уделяется развитию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти, а также развитию пространственных представлений, т.е. тех функций, которые лежат в основе навыка чтения.
Таким образом, посещая групповые консультации ЦРР «Академия» одновременно с обучением чтению ребёнок получит хорошую возможность для развития внимания, памяти, мышления и речи.
На чтение 12 мин.
Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.
Начните с развития речи
Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.
Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.
Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.
Развивайте интерес малыша к чтению
Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.
Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.
И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.
О пользе семейного чтения
И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.
К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.
Читайте вместе с детьми
Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.
Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.
Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.
Как правильно обучать ребенка чтению?
Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.
Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.
Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.
Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.
Этапы обучения
– затем приходит очередь глухих звуков;
– шипящие оставьте напоследок.
- Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» – эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
- Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
- Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
- Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
- Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.
Правильное произношение – залог быстрого обучения
Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.
Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.
Когда лучше начинать обучение?
Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.
Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.
Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, – 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.
Как понять, что ребенок готов?
Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.
Обучение по методу Никитиных
Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.
Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).
Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.
Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):
- Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее .
- Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
- На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
- Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
- Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
- Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
- Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.
Николай Зайцев – новатор обучения
Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.
Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.
Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.
Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:
- в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
- для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
- внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.
Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов – маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.
Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.
Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.
Различные методики обучения
В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.
Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.
Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.
Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.
Раньше все было просто: исполнилось четыре – вот тебе «Азбука», стукнуло шесть – держи «Букварь». Сегодня одной заветной книгой, да еще подходящей по возрасту, не обойдешься. Из огромного разнообразия методик я выделила три основных способа научить читать - целым словом, по складам и звукам.
Метод 1. Целым словом
Создатель методики Глен Доман верит, что наилучшими учителями малыша являются его родители, заинтересованные в успехах отпрыска. Чем меньше младенец, тем он способнее, тем лучше он впитывает новую информацию, знания: ведь на данном этапе развития - это основная задача малыша. Как следствие, Доман считает, что начинать опережающее обучение чтению нужно как можно раньше, то есть, буквально с пеленок. Предпосылка Домана такова: чтение основано на запоминании и воспроизведении слов, поэтому и обучают детей чтению, начиная с целых слов, потом словосочетаний, затем простых предложений и, наконец, сложносочиненных и распространенных предложений. Заключительный шаг – чтение книг.
Слова – те же биты информации по Доману, которые наносятся на картонные карточки красным маркером. Размеры букв - 7 см. Карточки можно сделать самостоятельно. В книгах Домана приводятся подробные рекомендации. Если вы хорошо владеете английским, то на сайте «Нежная революция», принадлежащем Глену Доману, можно заказать специальные карточки и маркер. Хотя я бы не стала тратиться на специальный картон. Проще купить обычный картон, нарезать его в соответствии с рекомендациями Домана.
К слову, карточки как способ обучения подходят не только и не столько младенцам. Их можно использовать для закрепления навыка чтения у дошкольников. Тони Бьюзан, создатель теории ментальных карт, отмечает также, что метод Домана гармонично сочетается с ассоциативным принципом работы памяти и развитием словарного запаса. Когда ребенок накапливает словарный запас, он слышит звук и соотносит его с соответствующим предметом. При чтении происходит совершенно идентичный процесс. Ребенок видит слово (а для детского мозга не имеет значения, получает ли он ассоциативную информацию в виде звуковых или световых колебаний) и точно также ассоциирует его с объектом.
Готовые карточки надо ребенку показывать несколько раз в день. Начинать с 10-15 слов, знакомых ребенку. Затем следует наращивать словарный запас. Так как обучение по Доману - это игра, ее следует прекращать раньше, чем ребенок устанет, то занятия не должны длиться долго. Поддержать интерес и любознательность в ребенке Доман предлагает с помощью скорости и новых слов.
Домановский метод подходит далеко не всем детям, и, главное, не всем родителям. Хотя методика очень проста, она трудоемкая и объемная, подготовка карточек занимает много времени, да и само обучение однообразно. Кроме того, методика Домана рассчитана, в первую очередь, на детей-визуалов, для которых зрение – базовый канал восприятия. Ребенок же может быть аудиалом или кинестетиком, то есть, получать новую информацию через слух или осязание. И в этом случае карточки будут малоэффективны.
Метод 2. Метод Монтессори
Основная идея обучения чтению по Монтессори заключается в том, что заставлять ребенка читать нельзя ни в коем случае. Интерес к письму и чтению так или иначе проснется «под влиянием природных импульсов». И когда этот интерес проснется, научиться читать ребенку помогут специально разработанные Монтессори дидактические материалы: «карточки для пополнения словарного запаса», металлические рамки и вкладыши, шершавые буквы, поднос с манкой, доска с мелом, подвижный алфавит, розовая серия материалов для интуитивного чтения целыми словами.
Очень важной особенностью метода Монтессори является принцип «путь к чтению лежит через письмо». Чтение – сложный процесс, который требует понимания значения письменных речевых символов, умения абстрактно мыслить. Зато интерес к письму просыпается у детей самопроизвольно и довольно рано. Дети, не задумываясь о том, что учатся писать и читать, обводят и заштриховывают геометрические фигуры, ощупывают шершавые буквы и составляют слова из букв подвижного алфавита. Причем, буквы, с которыми знакомится ребенок, прописные, а не строчные. Сначала дети проходят гласные, затем согласные, не давая названий буквам, а произнося звук: не «эм», а «м».
Письмо это нельзя назвать сознательным, это, конечно, поначалу механическое письмо, так как ребенок не обращает внимания на смысл слов, которые выкладывает. Но это механическое складывание слов из букв подвижного алфавита – основа для будущего чтения. Ребенок пока просто переводит звуки в знаки. Следующий шаг – перевод знаков в звуки (так называемое механическое чтение) и, наконец, тотальное чтение, когда ко всему прочему добавляется понимание.
Почему же все-таки письмо предшествует чтению? Юлия Фаусек, одна из известных российских последовательниц метода Монтессори, считала, что процесс составления слов из подвижного алфавита достаточно медленный. Но именно он дает ребенку время подумать над значками, которые нужны ему для создания слов. Ребенок, который может составлять слова из подвижных букв, читает написанные им же слова, достаточно медленно, как если бы писал их. Если малыш прочитает слово, написанное им, то есть перевел знаки в звуки, ему предлагают прочитать тоже самое, только быстрее. И еще быстрее. Тогда слово раскрывает свой смысл.
Еще одно отличие Монтессори-чтения в том, что ребенку предлагают начинать с изучения звуков, а не букв алфавита. Например, в нашем Монтессори-садике утро начиналось с игры «Мой глаз-алмаз». Я выкладывала на коврик фигурку из отделения с соответствующим звуком и говорила: «Мой глаз-алмаз видит что-то, начинающееся на «С» (не на «эс», а именно на «с»). Детям предлагалось угадать, что это. Собака. А что еще начинается на «с»? Слон. Развитие фонематического слуха, распознавание звуков – неотъемлемая часть программы обучения чтению по Монтессори.
Данный метод, на мой взгляд, самодостаточный. Однако «работает» он полностью только в подготовленной Монтессори-среде, с квалифицированным педагогом. В то же время многим удается успешно заимствовать идеи Монтессори (обучение звукам) и материалы (шершавые буквы, подвижный алфавит) и сочетать с другими методиками, например, Зайцева.
Метод 3. Методика Зайцева
Логическая и стройная система обучения чтения Зайцева прекрасна, прежде всего, тем, что учитывает потребности ребенка дошкольного возраста – в движении, в активности и в самостоятельности. Если в садике говорят – не вертись, сиди смирно, слушай внимательно, смотри в книгу, то на занятиях «по Зайцеву» все иначе: дети прыгают, поют, притопывают, прихлопывают, маршируют, бегают с кубиками из одного конца комнаты в другой, смеются, строят паровозы и башни, и… читают. Да с удовольствием, стараются. Ведь, прочитав слово, можно подольше подержать в руках умную указку или получить долгожданную команду «Выходи!».
Методика обучения чтению по Зайцеву основана на складовом принципе - то есть читать детей учат не по слогам, не по буквам, а по складам. Зайцеву удалось создать стройную, логичную и красивую систему обучения чтению, которая не только удобна для преподавателя, но учитывает интересы и потребности ребенка.
Склад - это фонема, которую образует отдельно стоящая буква (П, В, Б, А, Я и т.д.) , сочетание согласной с гласной (БУ, МУ, ЛО, РО, ВЫ), а также согласная с твердым или мягким знаком (пь, мь, вь, сь, шь). «По слогам читать непросто – от одной до десяти букв в них бывает, - пишет Зайцев, - «Псков, вскользь, встрянь, всласть». Другое дело – склады. Даже длинное слово «КОМПЬЮТЕР» легко раскладывается на «КО - М- ПЬ- Ю- ТЕ-Р». Девять букв и всего шесть нажатий на таблице – клавиатуре. Такой «экономный» способ письма позволяет много писать, не напрягая руку малыша упражнениями в тетрадках.
Как и Монтессори, Зайцев считает, что путь к чтению лежит через письмо. Поэтому с самого первого занятия с малышами много пишут: слов, словосочетаний, предложений - кубиками или указкой по таблице.
Таблица складов Зайцева, по Шаталову, является типичной опорным конспектом учителя – предметника, который талантливо систематизировал материал. Выделены цветом гласные и согласные, размером – твердые и мягкие, звуком и цветом - глухие и звонкие. Звонкие кубики звенят, а глухие – гремят. Принципиально то, что ребенок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению.
Выход в чтение через пение – неотъемлемый принцип методики. Поэтому склады поются. Поются, а не проговариваются на кубиках (одновременно показываем и называем), поются по таблицам (слева направо, сверху вниз), поется и «Алфавит», с которым знакомятся чуть позже. Отслеживание песенок глазами помогает малышам запоминать склады, а также готовит к будущему чтению: глазки ребят скользят по строчке слева направо.
Чтобы научить ребенка чтению по Зайцеву, понадобится несколько пособий. Самое важное - набор «Кубики Зайцева», включающий в себя таблицы, развертки кубиков, аудиодиск с попевками и методичку. Сегодня также можно купить собранные кубики, готовые к работе. Они, в отличие от классических картонных, из пластмассы, таблицы меньшего размера легко расположить на стене любой квартиры.
Очень хорошо дополняет кубики музыкальное пособие «Читай и пой» - русские народные и авторские песенки Г. Струве, которые можно петь с листа. Слова песен набраны крупным шрифтом по складам, с выделением ударного склада.
«Складовые картинки», на мой взгляд, полезно иметь не только для обучения чтению, но и речевому развитию, расширения кругозора. Картинки с крупными подписями объединены в тематические группы: «Кто вокруг меня живет?», «Что вокруг меня растет?», «Продуктовый магазин», «Детский мир».
Первые занятия по Зайцеву
Пение по таблице
Пропевать попевки по таблице желательно каждый раз, когда вы занимаетесь. Позвольте ребенку двигаться, а сами пойте попевку и показывайте на склады. Очень помогает игра «сели – встали». Когда поем «большие» склады, встаем на носочки, когда поем «маленькие» - приседаем.
Поедем через железную страну
Я сажаю малышей в поезд на стульчики и говорю, что сейчас поедем по «железной стране», пою только звонкие склады. Внимание держится до конца строки.
Сортировка
Это упражнение по сортировке кубиков – очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятней, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда – деревянные, сюда – железные. Послушай: эти звенят, а эти – гремят.
Классифицировать можно не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие отнеси на стол, а большие будем складывать вот сюда – на диван. Раскладывать будем еще и по объему: двойные и одинарные, а также по весу (есть кубики тяжелые, а есть легкие).
Меткий стрелок
Если кубики у вас новые, из плотного картона, да к тому же заклеены скотчем, можно поиграть в меткого стрелка. Для этого вам понадобится корзина и кубики. В ведро нужно аккуратно бросить все железные кубики, а все деревянные пусть лежат на полу.
Кегли
Возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада. В середине сделайте отверстие. В отверстие положите кубики. А теперь приготовьте небольшой мягкий мячик. Будем сбивать кегли. Как только сбили бутылку с кубиком, кубик надо вытащить, он «споет» малышу песенку и отправится спать в коробку. И так пока все четыре кубика не будут пропеты.
Поющие башенки
С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. Так, одной полуторагодовалой девочке, с которой я играла, очень нравилось строить огромную башню. Каждый новый этаж восхищал ее. А потом все склады башни я ей пропела.
Паровоз
По квартире на полочках и столах раскладываем кубики. Говорим малышу: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: чух-чух-чух, а когда подъезжает к станции - «ту-ту». Все пассажиры готовы? Двигаемся держа друг за друга за талию (мама, разумеется, вприсядку), а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его. Мы приехали на станцию – БУ.
Неси кубик!
Дети очень хорошо отзываются на такую игру. Неси мне кубик, я спою тебе песенку. Спели – отложили в сторону, неси другой. Даже если кроха не пытается за вами повторить песенку, надо продолжать играть, пока играется.
Как тебя зовут?
Этот пример отлично описал в своей методичке Н. Зайцев: "Как тебя зовут? - Ка-тя. Всего два кубика. Походи со своим именем, покажи папе, бабушке, братику. А теперь поиграем с именем. Поменяем кубики местами. Ты КЫТЬ? Ты ТЮКА? Ты ТЬКА?"