Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Священномученик Иларион Троицкий, архиепископ Верейский (обретение мощей)
Сегодня мы вспоминаем святителя Илариона (Троицкого) не случайно: в этом году исполняется 80 лет со дня его мученической кончины, и потому тема моего выступления - обзор жизни и служения святителя Илариона.
Священномученик Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника села Липицы Каширского уезда тогда Тульской губернии. Два его брата также пошли по пути служения Церкви: один из них - Даниил, архиепископ Брянский, другой, Алексий, после смерти отца стал священником, заняв его место. Они пережили святителя Илариона.
В 1906 году будущий святитель оканчивает Тульскую духовную семинарию и поступает в Московскую духовную академию. Уже тогда Владимир Троицкий, еще совсем молодой, 20-летний, внушал значительные надежды: при поступлении в академию он считался лучшим из поступающих.
У него были блестящие лингвистические способности: уже в академии он владел тремя древними языками - греческим, латынью и еврейским - и двумя новыми - немецким и французским. После окончания академии он совершенствовал английский язык, который позже активно использовал в своих научных трудах, изучая англоязычных авторов и ссылаясь на их работы.
По архивным документам мы видим, насколько блестяще проходило обучение будущего архиепископа: за лучшие семестровые сочинения, написанные на трех первых курсах, он получил премию митрополита Московского Макария. За отличное окончание первого курса был удостоен стипендии имени ректора МДА протоиерея А. Горского. В качестве награды за отличное обучение Владимир Троицкий был включен в паломническую группу, которая в 1908 году отправилась в Сербию, Болгарию, Турцию, Грецию и на Афон. Он посетил Константинополь, видел Святую Софию. Он размышлял о Византии. От Святой Софии его мысль обращалась к значению византийского идеала для современной России. «Идеал Православия - не прогресс, как на Западе, а преображение - им жили древние христиане», - напишет потом святитель Иларион.
В 1908 году были опубликованы его первые значимые научные работы; они были посвящены изучению и толкованию Священного Писания, в основном ветхозаветных текстов, но обращался он и к текстам Священного Писания Нового Завета. Наибольший интерес в этот ранний период представляют работы «Ветхозаветные пророческие школы» и «Основные начала ветхозаветного священства и пророчества». Пять лет назад, к 75-летию со дня преставления святителя Илариона, Сретенский монастырь издал трехтомник его сочинений, куда вошли и эти работы святителя. Сборник открывается большим предисловием, посвященным жизни святителя Илариона, а все статьи и работы сопровождены комментариями. Это весьма значимое издание. Ранее, поскольку статьи святителя были рассеяны по периодическим изданиям, выходившим до революции 1917 года, доступ к ним был затруднен. Сейчас эти преграды устранены.
В 1910 году Владимир Троицкий защитил кандидатскую диссертацию, которая была посвящена уже догматике и называлась «История догмата о Церкви». После окончания МДА в 1910 году он был оставлен здесь профессорским стипендиатом для подготовки к профессорскому званию. Он был лучшим выпускником академии за 50 предшествующих лет.
С 16 августа 1910 году он считается находящимся на учебно-духовной службе. В качестве поощрения за большой вклад в русскую богословскую науку (я напомню, что в это время святителю нет еще и 24 лет) он был удостоен премии имени митрополита Литовского Иосифа (Семашко) в размере 165 рублей. Кроме того, при соискании степени магистра богословия Владимир Троицкий освобождался от экзаменов и смог сосредоточиться на подготовке текста магистерской работы.
В августе 1911 года Владимир Троицкий был назначен исправляющим должность доцента по первой кафедре Священного Писания Нового Завета. Не было вакансий на других кафедрах, и он становится доцентом этой кафедры, хотя, как мы уже указали, к этому времени его основной интерес сосредоточен на догматике.
Через четыре года после посещения православных святынь Востока Владимир Троицкий отправился в Европу - на Запад. Ему очень хотелось, как пишет он в своих письмах, услышать дыхание Запада, услышать биение его сердца; он хочет сравнить Запад и Восток. Вот как он описывал, к примеру, свои впечатления от Кельнского собора: «И все вверх, все вверх. Когда я в первый раз близко подошел к собору, то почувствовал, будто меня кто тоже потянул вверх… Проходит некоторое время, и начинаешь чувствовать, что в этом прекрасном, художественно построенном храме чего-то недостает, и недостает чего-то существенного… здесь недостает Бога, недостает святости, недостает жизни».
В декабре 1912 года, возвратившись из поездки по Западной Европе, он защитил магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории догмата о Церкви» и был утвержден в звании доцента. К тому времени уже был заведен порядок, согласно которому к защите должна была быть опубликована книга.
Защита прошла блестяще. Правда, недавно было опубликовано и иное свидетельство о том, как проходила защита магистерской диссертации Владимира Троицкого, но, как и любые новые источники, это свидетельство требует критической оценки в контексте тех, которые уже известны. В выпуске 7 «Богословского вестника» помещены воспоминания Александра Волкова, бывшего Керженского епископа Павла, снявшего с себя сан. В своих воспоминаниях, написанных в 1950 году, он высказывает несколько несправедливых, на наш взгляд, упреков: он недоумевает по поводу того, почему Владимир Троицкий во время магистерского диспута не ответил на вопрос профессора Митрофана Дмитриевича Муретова, касающийся определения Церкви, хотя профессор явно указывал на определение «Церковь - Тело Христово», которое восходит к апостолу Павлу. Нет сомнений, что В. Троицкий знал это определение, хотя его собственное определение Церкви было несколько иным, но он помнил судьбу защиты Евгения Аквилонова, будущего протопресвитера, который защищал магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургской духовной академии 1894 году: Аквилонов тогда не был утвержден Синодом в звании магистра именно потому, что настаивал на этом определении Церкви, говорил о Церкви как о «богочеловеческом организме». Члены Синода посчитали это определение новацией и отказались утвердить Аквилонова в магистерском звании. Только через два года, переписав работу и изменив ее название, Аквилонов защитился.
28 марта 1913 года исполнилось давнее желание Владимира Троицкого о принятии монашества. Понятно, почему он не дал монашеских обетов раньше: он посвящал все свои силы и время научному труду; теперь же, защитив диссертацию - диссертацию блестящую, до сих пор сохраняющую актуальность, - он мог всего себя отдать служению Церкви. В Параклитовой пустыни Троице-Сергиевой лавры состоялся монашеский постриг Владимира Троицкого. Его совершал учитель и наставник его епископ Феодор (Поздеевский), ректор МДА. (Хочется выговорить: «святитель Феодор». Думаю, он и будет канонизирован, когда рассеются те сомнения, которые вызваны недостаточно критическим восприятием его следственного дела 1937 года, которое во многом, по моему убеждению, недостоверно.)
Принимая монашество, Владимир Троицкий по сути отказывался ради Христа и Его Церкви от научной карьеры в академии. Об этом говорил владыка Феодор в речи на пострижение: «Я знаю и не хочу скрывать сейчас, в чем твоя жертва Христу. Ты искушался и, быть может, теперь еще искушаешься любовью к той школе, которой ты служишь, и чувством опасаешься, как бы иночество не лишило тебя этой школы. Но что такое академия без Христа?!.. Знай, брат, что та же Христова истина и благодать Божия, которые открыли тебе очи ума и сердца, они умеют как-то непонятно для нас, но весьма разительно вознаграждать за жертву тем же самым, но только в большем размере, что мы как будто теряем, идя за Христом». И действительно: будущий святитель Иларион как будто потерял возможность сосредоточиться только на науке, но приобрел гораздо больше: Господь его вознаградил венцом мученика.
Вместо миродержавного имени Владимир, которое было дано при крещении, он нарекается Иларионом. Имя «Иларион» в переводе с греческого означает «ясный, веселый». Таковым и был святитель. Но еще и всегда готовым к борьбе. «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 16-17), - говорит апостол Павел. Иларион взял эти щит и меч.
11 апреля того же 1913 года он был рукоположен во иеродиакона, а 2 июня - в сан иеромонаха. 30 мая 1913 года он был назначен на должность инспектора МДА. Уже 5 июля 1913 года святителем Макарием (Невским), тогда митрополитом Московским, он был возведен в сан архимандрита и в том же году стал экстраординарным профессором МДА по кафедре Нового Завета. Он стал самым молодым для своего времени архимандритом и профессором академии.
Для ректора академии епископа Феодора (Поздеевского) архимандрит Илариона стал первейшим и верным помощником. Когда владыка Феодор уезжал в отпуск, когда неотложные дела отвлекали его от академии, в ректорских трудах его замещал архимандрит Иларион. Конечно, у него не оставалось достаточного времени для занятий наукой. Но весьма несправедливы упреки Александра Волкова архимандриту Илариону, высказанные в воспоминаниях, о которых я уже упоминал, упреки в том, что архимандрит Иларион растрачивал свои силы попусту. Волков пишет, что архимандрит Иларион ему рассказывал, как он колол дрова. Но почему из этого делается вывод, что он попусту растрачивал силы? И также несправедливо утверждение А. Волкова, что архимандрит Иларион почти ничего не сделал для науки после 1913 года.
Архимандрит Иларион писал: «Да, наука, особенно богословская, по моему убеждению, должна быть ancilla Ecclesiae (служанка Церкви. - Д.С. ), но такое положение вовсе не унизительно для науки; служить Церкви ни для кого не унизительно. Ancilla Ecclesiae - это настоящее место науки, которое она только и может занимать для человека, сознательно исповедующего свою искреннюю веру в Церковь. Трудно и даже невозможно служить двум господам, но едва ли легче не служить никому. Два господина требуют себе служения и исключительного поклонения. Один Господин - Христос, другой - антихрист. Выбор возможен только из этих двух враждебных друг другу царей, и одному кланяемся мы непременно. Христово дело на земле есть Церковь, против которой ведут свою ожесточенную, но безуспешную войну силы ада. Есть силы ада, и есть воинство Христово. И та, и другая из враждующих сторон имеет своих воинов, вооруженных разными доспехами, в том числе и наукой. Сама по себе наука вовсе еще не определяет, на какую сторону должен человек стать; это определяет вера, а уж за верой следует и наука. Верует человек во Христа - наука для него и в его руках также служит Христу. Верует человек в антихриста - антихристово ярмо надевает он и на науку» («О церковности духовной школы и богословской науки»). Очень важные и актуальные для нашего времени слова.
Не имея времени подробно рассматривать богословские труды архимандрита Илариона , выделим основные направления его богословского творчества. Об экзегетическом направлении уже было упомянуто, следует указать также и на сотериологическое направление. В своей известной лекции «Богословие и свобода Церкви» ученый монах поставил вопрос о смысле и значении православного учения о спасении. В то время велись споры между сторонниками «юридической теории» спасения и ее резкими противниками. Священномученик Иларион критиковал «юридическую теорию», он писал: «В схоластическом учении о спасении, прежде всего, должны быть снесены до основания два форта, два понятия: удовлетворение и заслуга. Эти два понятия должны быть выброшены из богословия без остатка, навсегда и окончательно! Уничтожьте эти два форта - призрачная твердыня схоластики скоро падет и рассыплется». Но при этом он избегал крайностей, характерных для некоторых критиков «юридической теории» спасения. Он считал, что полный отказ от «юридической концепции», ее элементов и терминологии вряд ли правомерен. Сотериологические, как и в целом богословские, взгляды священномученика Илариона были, без сомнения, православными. Воспринимать их нужно в контексте, учитывая их развитие в последующих работах и имея в виду при этом, что некоторые высказывания содержаться в полемических статьях, так что необходимо учитывать и контекст этой полемики.
Учение о Церкви - это учение, которому святитель Иларион посвятил основные свои труды. Он вошел в историю как певец и защитник Церкви. В работе «Христианства нет без Церкви» он писал: «Иногда кажется, будто бы Церковь наша в рассеянии, как бы в каком разброде. Не узнаешь, кто наш, кто от супостат наших. Царствует в умах какая-то анархия. Слишком много появилось “учителей”. Идет “распря в телеси” (1 Кор. 12: 25) церковном… Мы читаем девятый член Символа веры без особенной радости и даже с виноватым видом… И многие ли имеют столько мужества, чтобы смело исповедовать: “Да, я верую в единую святую, соборную и апостольскую Церковь, принадлежу ко святой Православной Церкви, и потому я самый передовой человек, ибо в Церкви только возможна та новая жизнь, ради которой Сын Божий приходил на грешную землю, только в Церкви можно приходить в меру полного возраста Христова, следовательно, только в Церкви возможен подлинный прогресс, истинное спасение!».
Иногда называют взгляды святителя Илариона на Церковь ригористичными; я бы их назвал строгими. Он говорил, повторяя слова святителя Киприана Карфагенского: «Вне Церкви нет спасения». Это свое учение он осуществлял и на практике, когда бескомпромиссно противостоял обновленцам, всем тем, кто раздирал хитон Христов, угождая власти, устраивая церковные расколы.
Можно выделить как особое направление в богословском наследии святителя и направление аскетическое. Кроме того, он и литургист: некоторые его труды посвящены этой теме. Мало изучено еще гомилетическое наследие святителя Илариона. Приведу такую статистику: за первый год своего архиерейского служения в приходах Московской епархии он произнес около 330 проповедей. Конечно, не все они записывались, но по крупицам, которые сохранились в архивах, по воспоминаниям, можно восстановить если не тексты проповедей, то впечатление, которое они производили на слушателей.
Можно говорить о священномученике Иларионе и как о церковном историке. И это не только работа, написанная 300-летию Дома Романовых и опубликованная в 1915 году, посвященная обзору истории Русской Церкви до 1613 года, в которой он блестяще обосновывал историческую необходимость восстановления патриаршества еще за несколько лет до того, как это патриаршество будет восстановлено в 1917 году.
В целом о святителе Иларионе можно говорить как о стороннике неопатристического направления; его призыв - возвратиться к наследию святых отцов, отказаться от того рационализма, той схоластики, которые привнесены в нашу церковную науку с Запада.
Летом 1913 года, во время отсутствия ректора, архимандрит Иларион выполнял обязанности ректора МДА, хотя официально был инспектором. Как инспектор, архимандрит Иларион заботился в первую очередь о воспитании в студентах церковности, привлекал их к активной церковной, просветительской и проповеднической деятельности. Заботился он и о внешней дисциплине. Он сам совершал монашеский постриг над учащимися. Много занимался беседами с учащимися, наставлениями. Наставляя своих пострижеников, он старался, прежде всего, передать им дух молитвенной радости. Его современники отмечают радость о Христе, которую неизменно имел священномученик Иларион.
Один из его студентов, С.А. Волков, автор воспоминаний «Последние у Троицы», писал о нем: «Им нельзя было не любоваться… Пожалуй, целостность и была главной чертой его личности. Этот смелый, исключительно талантливый человек все воспринимал творчески… Иларион благодатно влиял на меня своей личностью, прямотой, властностью в отстаивании убеждений, восторженностью совершаемого им богослужения, энергией и жизнерадостностью… Иларион любил говорить, что насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге. У него самого была поразительная восторженность и любовь ко всему, что было ему дорого и близко, - к Церкви, к России, к академии, и этой бодростью он заражал, ободрял и укреплял окружающих».
В августе 1914 года началась война с Германией. Она войдет в учебники как Первая мировая, а в русских газетах того времени называлась «великой» и «отечественной». Для священномученика Илариона она была следствием культурного и духовного размежевания Запада и Востока. Подъем общенародного патриотического сознания был для него поводом объявить другую войну. 12 сентября 1915 года в Московской духовной академии архимандрит Иларион прочитал блистательную речь, которая имела характерное название «Богословие и свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия». Говоря: «Я хочу вам сказать о необходимости освободительной войны в области русского православного богословия», он имел в виду освобождение от западной схоластики и рационализма. «На борьбу с этим-то вредным латино-немецким засильем и его печальными плодами в нашем богословии и я считаю своим нравственным долгом вас призвать», - говорил он. Мировая война обострила до крайности противоречия западного бездушного, машинного наступающего прогресса и русской стихии жертвенного преображения себя и мира, о чем он думал когда-то в поездке по Греции и Афону. «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение», - говорил святитель Иларион. Вывод афористически точен. Он писал: «Развертывающаяся пред нами великая борьба народов есть борьба двух идеалов: прогресс хочет уничтожить преображение, забывая слово Христа о том, что врата ада не одолеют истины». Его призыв был услышан, и работа по преодолению схоластики в русской богословской науке началась.
Весной 1917 года руководству академии пришлось выдержать серию нападок «прогрессивных» деятелей: будущих обновленцев, нового обер-прокурора В.Н. Львова, профессора Б.В. Титлинова и других. 1 мая Священный Синод в своем новом составе снял епископа Феодора (Поздеевского) с должности ректора МДА, временно исполняющим обязанности ректора был назначен инспектор архимандрит Иларион (Троицкий). Эти обязанности он исполнял несколько месяцев до тех пор, пока в сентябре 1917 года не был избран новый ректор МДА, которым стал протоиерей Анатолий Орлов.
Священномученик Иларион не разделял некоторых взглядов епископа Феодора. Это проявилось, например, в июне 1917 года, когда по инициативе епископа Феодора был созван съезд ученого монашества, принявший резолюцию, согласно которой профессорско-преподавательский состав МДА должен формироваться только из монахов. Архимандрит Иларион выступил против этой резолюции, хотя она и была принята большинством голосов. «История академической науки вообще заставляет с большой осторожностью бросать профессорам академии обвинение в неправославии, так как общеизвестны факты, когда положения ученых работ, поспешно объявленные вредными для Православия, скоро становились общепризнанными истинами», - считал архимандрит Иларион. План создания «монашеской академии», однако, не осуществился по объективным причинам.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов архимандрит Иларион выступал активнейшим сторонником восстановления патриаршества. Свою речь «Почему необходимо восстановить патриаршество?» 31-летний архимандрит Иларион произнес на общем заседании Собора 23 октября 1917 года. Нам сейчас кажется, что Собор был единодушен в своем стремлении возродить патриаршество, но это было совсем не так. Среди участников Собора немало было тех, кто выступал против патриаршества, считая это привнесением в Церковь папизма.
Современник этих событий М.Е. Губонин указывал, что «существовало убеждение, что именно эта речь архимандрита Илариона доставила окончательное торжество идее восстановления патриаршества на Соборе, ибо только лишь после ее произнесения соборные обновленцы прекратили свои нескончаемые вылазки против патриархистов и патриаршество было восстановлено». Речь архимандрита Илариона была настолько яркой и убедительной, что даже некоторые из тех, кто ранее высказывался против, голосовали за восстановление патриаршества. Он закончил свою речь знаменитыми словами: «Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле. Но где в Кремле? В окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа должно биться русское православное сердце».
Не мог архимандрит Иларион в то время обойти вниманием и столь любимую им академию, куда он приехал 24 октября. Собралась огромная аудитория: все профессора, преподаватели, студенты. Все пришли послушать, что же он скажет, а среди членов академической профессорско-преподавательской корпорации по вопросу о патриаршестве тоже были разные мнения. Три часа архимандрит Иларион убеждал академию в необходимости патриаршества для Церкви. Очевидец событий С.А. Волков вспоминал об этой лекции: «Конечно, она была прочитана так блестяще, как это мог сделать только Иларион: восстановление патриаршества в России было его заветным желанием, как бы смыслом его жизни, которому он отдавал все свои силы». Лекция закончилась овацией. Большинство студентов и членов профессорско-преподавательской корпорации были на стороне архимандрита Илариона.
В это тяжелое время архимандрит Иларион отдавал много сил служению академии, будучи избранным в октябре 1917 года проректором академии.
Тогда же был создан Миссионерский совет при Священном Синоде, который поручил архимандриту Илариону чтение общественных лекций для рабочих, простых жителей Москвы. Такие лекции были пока еще возможны. Были организованы полугодичные курсы, где лектором по Новому Завету также был священномученик Иларион. С 1919 года он жил в основном в Москве. 1 февраля 1919 года он писал Н.Н. Глубоковскому: «Живу в Москве… Занимаюсь больше богослужением и проповедую. Академия влачит свою жизнь едва-едва, но все же влачит».
Однако активная деятельность архимандрита Илариона не осталась без внимания спецслужб. ВЧК тогда уже обратило свое пристальное внимание на Церковь. Ф.Э. Дзержинский написал письмо в Политбюро, в котором говорилось, что Церковью должна заниматься только ВЧК. 10 марта 1919 года архимандрит Иларион был в первый раз арестован. В Бутырской тюрьме он провел три с половиной месяца. Члены корпорации МДА обращались к властям с ходатайством о его освобождении. 3 мая 1919 года профессор С.С. Глаголев писал: «О[тца] Илариона арестовали, он теперь пребывает в Бутырской тюрьме. Дел за ним на самом деле никаких нет, но, кажется, скоро выпускать его не собираются». Архимандрит Иларион был освобожден только 7 июня 1919 года.
24 мая 1920 года в Троицком храме патриаршего подворья в Москве во время своего наречения во епископы, которое совершал Святейший Патриарх Тихон, священномученик Иларион сказал: «Прежде я читал книги, теперь должен читать сердца человеческие, эти мудрейшие и часто вовсе непонятные письмена. Тогда писал я чернилами на бумаге, отныне предстоит мне благодатью писать образ Божий в душах человеческих. Прежде учил я, отныне должен вести ко спасению. Раньше мог я оставаться под спудом - ныне вы поставляете меня на свещнице церковном. Прежде я мог скрываться от людей и быть в любезной неизвестности - отныне должен светить людям светом добрых дел. Всей душою любил я жизнь академическую, от мира отрешенную, над миром возвышенную, уединенную, как бы пустынную. Ныне вы отнимаете надежду в эту пустыню снова и всецело возвратиться».
25 мая 1920 года он был хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же владыка Иларион был назначен наместником московского Сретенского монастыря. К этому времени монастырские строения уже начинали занимать советские учреждения, и епископ жил на Сретенке на квартире своего друга по академии протоиерея Владимира Страхова.
После своей хиротонии святитель Иларион становится ближайшим помощником патриарха Тихона по управлению Московской епархией. Особенно большая нагрузка на него легла после ареста и ссылки летом 1921 года епископа Подольского Петра (Полянского). Административный опыт, накопленный в академии, позволил святителю Илариону блестяще справляться с множеством обременительных дел. Но при этом он находил время и для академии, хотя 21 апреля 1920 года он, вследствие назначения епископом Верейским, был освобожден от проректорской должности, оставаясь профессором.
Учебный год 1921/1922 начался 2/15 августа в помещениях Высоко-Петровского монастыря в Москве. 9 июня 1921 года епископ Иларион писал профессору Н.Н. Глубоковскому: «Академия сейчас в роспусках. Занятия ведутся, но едва-едва, ведь студенты физически не могут заниматься. Да и профессора тоже… Профессором состою и я, но плохим… Я всегда имею пред собой тысячные аудитории, но больше в храмах, где читаем и лекции, но применительно к публике».
За первый год своего архиерейского служения в приходах Московской епархии владыка Иларион отслужил 142 литургии, более 142 всенощных и произнес 330 проповедей, и это при том, что в тот год он более месяца проболел тифом.
Святитель Иларион по благословению патриарха Тихона активно совершал рукоположения для храмов Москвы и Московской губернии. Среди его ставленников есть и новомученики. Так, в 1921 году епископ Иларион рукоположил будущего священномученика Иоанна Хренова во диакона ко храму 40 мучеников Севастийских.
В 1920-1921 годах владыка Иларион часто служил в храмах Верейского уезда. Во время одной из поездок в Верейский уезд епископ Иларион участвовал в диспуте с агитаторами-антирелигиозниками, которые потерпели полное поражение. Местные власти даже попытались арестовать епископа.
В Москве, в Сретенском монастыре, он участвовал не только в воскресных, праздничных службах, но и в повседневных. Вспоминает московский писатель Н.П. Окунев: «На Страстной неделе тянуло в церковь. Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион, не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке, и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается, в компании с четырьмя-пятью другими рядовыми монахами, а затем вышел в том же простом наряде на середину храма и проникновенно прочитал канон, не забывая подпевать хору в ирмосах. Прочитавши канон, запел один “Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный”. Ну, я вам скажу, и пел же он! Голос у него приятнейший, чистый, звучный, молодой (ему 35 лет), высокий. Тенор. Пел попросту не по нотам, но так трогательно и задушевно, что я, пожалуй, и не слыхивал за всю свою жизнь такого чудесного исполнения этой дивной песни».
Летом 1921 года святитель Иларион писал: «Лето все прошло в непрерывных разъездах по Москве и по Московской губернии. Ведь и по Москве бывают концы больше до десяти верст. Времени совсем не хватает, и все спешишь. Нередко и устаешь. Хорошо еще, что уставши, скоро я отхожу - видно, еще молод».
В сентябре 1921 года последовал новый арест. Поводом послужило то, что в престольный праздник Сретенской обители святитель Иларион добился у директора Третьяковской галереи И.Я. Грабаря разрешения взять на один день чудотворный Владимирский образ Божией Матери в Сретенский монастырь, что вызвало значительное скопление верующих. Некоторое время святитель провел в тюрьме, но вскоре был освобожден.
В феврале 1922 года властью был принят декрет об изъятии церковных ценностей, направленный на ограбление Церкви. Власти хотели, чтобы патриарх Тихон выпустил указ о сдаче ценностей духовенством, и чтобы заставить его сделать это, было арестовано его ближайшее окружение. В деле патриарха Тихона имеется «Список лиц, подлежащих изъятию по 6-му отделению», куда входили ближайшие помощники патриарха. 22 марта 1922 года епископ Иларион был арестован. До отправки в ссылку в Архангельский край он содержался во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. 9 апреля 1922 года начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ А. Рутковский оформил постановление об избрании меры пресечения. В заключении по «делу гр-на Троицкого Иллариона Алексеевича» говорилось: «Членом так называемого Синода и Высшего Церковного Совета не состоит, но исполняет отдельные поручения патриарха и митрополита. Присутствует в патриаршем подворье, где принимает всевозможных ходоков и приезжающих по делам Церкви посетителей, ведя с ними деловые переговоры. Кроме того, Троицкий устраивает в рабочих районах диспуты и, обладая большой эрудицией по богословским вопросам, дискредитирует выступающих против него оппонентов-рабочих. Троицкий числится епископом Верейским, где по существу должен находиться. Пребывание его в Москве объяснялось громадной пользой, которую он приносит Церкви и правителю ее - патриарху… В среде высшего духовенства Троицкий намечался на пост Московского митрополита».
22 июня 1922 года на судебном заседании коллегии ГПУ было решено выслать святителя Илариона в Архангельскую губернию сроком на один год. Патриарх Тихон как-то раз с грустью сказал: «Я назначаю своих архиереев на юг, а их везут на север».
Сохранились письма святителя Илариона из ссылки, адресованные родственникам и знакомым. Душой он был в Троице-Сергиевой лавре, особенно в день памяти преподобного. В письме от 18 июля 1922 года он писал: «Нынешний день не могу мыслью быть нигде, кроме Посада и лавры. С утра я нахожусь все там, вспоминаю я прошлые дни…» Условия, в которых находился святитель, были убогими, это отмечено даже в протоколах обыска, которые проводились в его комнате.
Святитель Иларион писал: «Господь помог и здесь устроиться, так что можно жить без назойливых забот, а убожество обстановки нисколько не огорчает мою пролетарскую душу…» Он решает изучить бухгалтерское дело: «Хочу на бухгалтера научиться: курс лекций по счетоводству уже лежит на столе». Но основным его занятием было чтение церковно-исторических книг. Он хочет проанализировать в контексте церковной истории события, связанные с обновленческим расколом, который был инициирован властью в 1922 году и поддержан частью епископата и духовенства. Он пишет: «Живу я очень скромно и убого, но душа моя насыщается за обильной трапезой книг по русской церковной истории. А ведь в Нижнем-то ересь господствует. Евдоким - один из предателей, взявший белый клобук из грязных и поганых рук “живой церкви”. Молиться с таковыми нельзя…».
Интересный документ сохранился в следственном деле епископа Илариона. 12 декабря 1922 года епископ Иларион собственноручно (и как указано в документе, по собственному желанию) написал дополнение к своим показаниям на допросе, в котором есть слова, касающиеся отношения епископа Илариона к советской власти: «А мои взгляды на сов[етскую] власть таковы, что отрицательно к ней я не могу относиться… Сов[етская] власть явилась собирательницей Русского государства, объединив все - от Петрограда до Владивостока. Сов[етская] власть отстаивает самостоятельность России, политическую и экономическую, тогда как другие люди, ставши у власти, тотчас обратили бы Россию в колонию для западного капитализма… При таком моем воззрении на политическое положение, разумеется, нельзя говорить о моем отрицательном отношении к сов[етской] власти. Я политикой не занимаюсь, меня интересует больше наука, но как гражданин я сознательно принимаю и произошедшую революцию, и существующую власть». Таким образом, за полгода до известного заявления патриарха Тихона в Верховный Суд от 16 июня 1923 года епископ Иларион вывел «формулу лояльности» по отношению к государственной власти, которая вновь объединила страну практически в прежних, имперских границах, противостоя Западу, откуда, по мнению святителя Илариона, исходит основная опасность для России. Однако лояльность заканчивалась там, где начинался вред для Церкви, интересы которой были для святителя Илариона превыше всего.
В декабре 1922 года органами было подписано заключение, в котором говорилось: «В целях полного изобличения противосоветской деятельности Троицкого или его примирившихся взглядов на жизнь… Троицкого из под стражи освободить…» Срок пребывания епископа Илариона в ссылке заканчивался 22 июня 1923 года, а 13 июня в его квартире был произведен новый обыск, но ничего, кроме нескольких номеров газеты «Наука и религия», найдено не было.
В Москву епископ Иларион прибыл, по всей видимости, в первых числах июля 1923 года и сразу же направился в Донской монастырь к патриарху Тихону, который был освобожден из заключения 27 июня 1923 года. Вплоть до своего последнего ареста в ноябре 1923 года епископ Иларион был ближайшим помощником Святейшего Патриарха. И ему патриарх поручил главное дело - искоренение обновленческого раскола. Первым шагом на этом пути стало переосвящение собора Сретенского монастыря, где с 1922 года обосновались последователи одного из лидеров обновленчества «митрополита» Антонина (Грановского). Антонин, помимо введенных обновленцами перехода на русский язык в богослужении и григорианского календаря, практиковал и иные новшества. Так, он перенес престол из алтаря на середину храма. Будучи сторонником «разнообразия литургической жизни Церкви», он активно «импровизировал» в этой сфере, например вводил в состав богослужебных последований стихи современных поэтов.
5 июля 1923 года, накануне праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери, епископ Иларион освятил великим чином собор Сретенского монастыря. Подобное освящение совершается в случае осквернения храма. Именно таким осквернением святитель считал обновленческие «богослужения». Чтобы оценить значение этого события, нужно вспомнить, что к тому времени обновленческими были большинство храмов, около половина епископата, десятки тысяч священников. Святитель Иларион со всей ясностью показал, что обновленчество - это не просто раскол в Церкви, это - скверна пред Богом.
6 июля, после патриаршего богослужения в церкви Сретенской обители, святитель Иларион произнес проповедь, направленную против обновленцев, перед многочисленной паствой, пришедшей в этот день в монастырь.
Обновленцы были в панике, их лидер Владимир Красницкий в своем письме в ГПУ от 9 июля писал: «Усердно прошу обратить внимание на… Илариона. 6 июля, проповедуя в Сретенском монастыре, он произнес такую погромную речь… В толпе, в ограде и на улице произвели физические толкования, и дело кончилось арестами. За пережитых десять дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держатся вызывающе и готовы перейти к избиению, и это настроение - определенно погромное и ярко антисоветское - создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковников-обновленцев».
Огромное значение имели публичные лекции и диспуты, в которых принимал участие владыка. И на каждом его выступлении непременно присутствовали два или три сотрудника ГПУ. Их отчеты сохранились в следственном деле владыки Илариона. Наиболее значимыми были диспуты архиепископа Илариона с женатым «архиепископом Крутицким» Александром Введенским, которого святитель Иларион всегда на этих диспутах побеждал.
17 августа 1923 года в Политехническом музее состоялось публичное выступление архиепископа Илариона на тему «Тихоновцы и обновленцы», в котором он осудил все обновленческие группы как раскольничьи и антиканонические. И, конечно же, осудил святитель Иларион решение обновленческого собора 1923 года о снятии сана с патриарха Тихона. Диспуты были пресечены властями в сентябре 1923 года. Документы, связанные с публичными диспутами святителя Илариона, опубликованы в 2006 году в № 5-6 «Богословского вестника».
В 1923 году начался «религиозный нэп», сопровождавшийся некоторым смягчением государственной политики по отношению к Церкви. ГПУ вынуждено было ослабить репрессии. К тому же святителю Илариону удалось внушить главе 6-го, «антицерковного», отделения секретного отдела ГПУ Евгению Тучкову, что он лоялен по отношению к «властям предержащим».
Святитель Иларион стал управляющим Московской епархией. В августе 1923 года он вошел в состав образованного тогда временного Синода при патриархе из числа трех архиереев. В состав Синода, кроме него, входили архиепископы Серафим (Александров) и Тихон (Оболенский). 26 августа, в день своих именин, патриарх Тихон возвел святителя Илариона в сан архиепископа. После этой даты во всех документах патриаршей канцелярии он именуется архиепископом. Протопресвитер Василий Виноградов ошибался, когда писал в своих воспоминаниях, что святитель Иларион не был архиепископом.
В августе-сентябре ГПУ были инициированы переговоры делегации Патриаршей Церкви с участием святителя Илариона с обновленцами, которых в тот период возглавил бывший ректор МДА «митрополит» Евдоким (Мещерский). Распространялись лживые слухи, что якобы святитель Иларион уговаривал патриарха Тихона отречься. Но святитель Иларион был верным сподвижником патриарха Тихона. Нужно учитывать, что в диалоге с властью он, как и святитель Тихон, вынужден был идти по пути политики лавирования. Когда власти поняли, что их надежды не оправдались и патриарх Тихон останется главой Церкви, они обрушили свою злобу на святителя Илариона. В докладах ОГПУ за ноябрь 1923 года он уже числится как враг советской власти.
Архиепископ Иларион был арестован 15 ноября 1923 года, согласно ордеру, подписанному печально известным Генрихом Ягодой; при этом у владыки была изъята переписка. 7 декабря комиссия НКВД по административным высылкам приняла следующее решение: «Троицкого заключить в концлагерь сроком на три года». Святитель был направлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Патриарх Тихон не раз просил власти освободить святителя Илариона. Он выражал готовность направить его на служение в Симбирск или в иное место, туда, где он не будет заметен для власти, но ее представители оказались глухи к мольбам патриарха.
Мы часто говорим, рассматривая чью-нибудь биографию: «этапы жизни». Дальнейшая жизнь святителя была полностью связана с другими этапами - лагерными, тюремными, пересыльными. Он по-прежнему сохранял присущий ему оптимизм. Внешне он был ясным, уверенным, веселым. Высокий широкоплечий богатырь с голубыми глазами и русой бородой - настоящий русский святитель! Лагерь невольно вновь заставлял возвращаться к главным темам его богословского творчества - Церковь, свобода, спасение. Многие архиереи, монахи считали, что в лагере на Соловках невозможно вести подлинно монашескую жизнь. Но святитель Иларион был уверен, что то место, куда его поместил Господь, и является наиболее благоприятным для спасения.
Соловки стали Голгофой для святителя Илариона. Но Голгофа не только казнь, боль смерть, но и торжество. Во времена Петра I русский схимник Иисус, сосланный на Соловки, основал здесь Голгофо-Распятский скит, словно предчувствуя, что Соловкам уготована будет участь Русской Голгофы.
В июле 1925 года святитель Иларион был переведен в Ярославскую тюрьму, и с ним начал переговоры глава 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Е. Тучков. Готовилось устранение святителя Петра с поста местоблюстителя патриаршего престола. Владыке Илариону Тучков предлагал возвращение в Москву, где он должен был войти в группу архиереев, которые готовили церковный переворот. Это были будущие григориане, возглавлявшиеся тогда епископом Борисом (Рукиным). Но святитель Иларион не только отверг эти искушения, но и рассказал об этом сокамерникам, разгласив «оперативные приемы» ОГПУ. Такого чекисты не прощали.
В 1926 году, когда истек срок заключения, против святителя было возбуждено новое уголовное дело. Ему дали новый трехлетний срок и возвратили на Соловки. Его поместили на Секирку, в штрафной смертный изолятор. «Все возможно для Господа, - шутил святитель, - когда-то Он из рыбаков сделал богословов и апостолов, теперь из богословов сделал опять рыбаков». Христианская радость древних подвижников не покидала преосвященного Илариона в годы заключения. Его веселила мысль о том, что Соловецкий лагерь может быть школой многих добродетелей: нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия.
В 1927 году святитель Иларион не согласился с текстом Декларации, но не порвал канонической связи с митрополитом Сергием (Страгородским), понимая вынужденный характер подписания главой Церкви этого документа. Не согласился он с церковным разделением, названным по имени основателя иосифлянским, не поддержал и другие движения «непоминающих».
Во время тифозной эпидемии святитель благодаря своей активности и всеобщему авторитету отстоял за священнослужителями право ношения бороды. Кроме того, при содействии святителя собранное в 6-й роте заключенное духовенство получило некоторое ослабление режима. Но самое главное - иногда можно было совершать богослужения, как тайные, так и санкционированные лагерным начальством. Такова была знаменитая соловецкая Пасха 1925 года, когда все заключенные собрались в одном из храмов на богослужение, которое возглавил сам святитель Иларион.
В 1929 году начинается «разгрузка» Соловков. 14 октября особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Илариона к трем годам высылки в Казахстан. В Алма-Ату владыку отправили этапным порядком. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл уже больным тифом, эпидемия которого свирепствовала тогда среди заключенных. 19 декабря архиепископ Иларион был переведен в тюремную больницу. У владыки была высокая температура, но весь путь по городу ему пришлось проделать пешком. Из больницы он написал митрополиту Серафиму (Чичагову): «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге; в субботу, 15/28 декабря, решается моя участь. Кризис болезни вряд ли перенесу». Когда-то крепкий, организм архипастыря был сильно подорван лагерной жизнью. Владыка угасал, тиф забирал у него последние силы.
Владыку Илариона, борца с лагерным начальством за право ношения духовенством бороды, теперь лежащего без сознания, медики полностью обрили. Незадолго до кончины ему стало легче. Келейник митрополита Серафима иеромонах Никандр исповедовал и причастил его святых Христовых таин. Перед смертью, в бреду, а значит без всякого самоконтроля, он часто повторял: «Вот теперь я совсем свободен, никто меня не возьмет…» 15/28 декабря 1929 года в 4 часа святитель отошел ко Господу.
Митрополит Серафим (Чичагов) и сестра архиепископа попросили для погребения тело почившего архипастыря. Тогда выдача тел умерших для погребения родственникам еще практиковалась. Выданное тело не узнали: седой, безбородый старец с обритой головой, хотя ему было только 43 года. Отпевание состоялось в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря Ленинграда.
Святитель Иларион был прославлен в лике местночтимых московских святых 10 мая 1999 года, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был причтен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
Закончить хочу словами святителя Илариона, обращенными к студентам духовных школ, особенно к талантливым студентам, а таковых среди наших учащихся большинство: «Кто хочет руководствоваться новозаветным взглядом на свою деятельность, тот должен решительно отвергнуть чуждые христианству предрассудки, по которым талант есть истинное преимущество и служит предметом чести и “благородной” гордости для своего обладателя. Нужно, прежде всего, смирить свое греховное превозношение, сознать себя рабом, приставником, строителем, “экономом” Господней благодати».
«Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской.
26 августа / 8 сентября Русская Православная Церковь отмечает светлый праздник, установленный в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы при перенесении ее из Владимира в Москву. Этот чудотворный образ Царицы Небесной был написан Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет», - сказала Богородица, когда увидела эту икону.
В благодарность Заступнице Небесной за чудесное избавление Москвы от полчищ хана Тимура-Тамерлана на месте встречи 26 августа / 8 сентября 1395 года чудотворной иконы был основан Сретенский мужской монастырь . В субботу, 30 сентября, благодаря Юле rijaya_koshka
я вновь побывала на экскурсии по обители и узнала о важных вехах в ее истории и житии святых подвижников благочестия.
Наш замечательный экскурсовод из паломнической службы Сретенского монастыря - Мария
В 13-15 веках Русь страдала от разорительных набегов татаро-монгольских орд. Важнейшую роль в начале борьбы с иноземным игом и укреплении значения Москвы как центра объединения русских земель сыграл поединок схимонаха Александра Пересвета и воина хана Мамая Челубея на Куликовом поле. Вооружившись одной лишь схимой и горячей верою во Христа, инок Троице-Сергиевой лавры одержал великую духовную победу над ордынским богатырем, принеся себя в жертву и исполнив тем самым данную Спасителем заповедь Любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин. 15:13]. 8 (21) сентября 1380 года в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы войско святого благоверного князя Димитрия Донского одержало знаменательную победу над полчищем хана Мамая, положив этим начало освобождения земли Русской от золотоордынских угнетателей.
В Сретенском монастыре
Но еще около века с тех пор Русь страдала от набегов ордынских ханов. Так, спустя 15 лет после победы князя Димитрий Донского на Куликовом поле, над Москвой зависла новая страшная угроза - хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.
В Сретенском монастыре
Великий князь Василий Димитриевич, старший сын Димитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки в ожидании врага. Великий князь, митрополит Московский Киприан и весь народ горячо молились Спасителю, Пресвятой Богородице и всем святым угодникам Божиим о милости и защите от иноверца. Василий Димитриевич попросил митрополита доставить из Владимира в Москву чудотворный образ Царицы Небесной. Крестный ход с Владимирской иконой Богоматери длился десять дней, и 26 августа по старому стилю городское духовенство, семья великого князя, знать и весь честной люд от младенцев до старцев в слезной молитве встречали на Кучковом поле (современная территория между Лубянской площадью и Сретенскими вратами) образ Пречистой. Моля о помощи Всевышнего, они крестным ходом проводили святыню до Успенского собора Кремля.
Царица Небесная вняла обращенным к ней молитвам и заступилась за взывающий через Нею ко Спасителю народ. В тот самый час, когда в Москве встречали чудотворную икону Пречистой, хану Тамерлану во сне было явлено видение. С высокой горы спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и окружении Ангелов парила Лучезарная Жена. Ордынский хан в страхе проснулся. Он обратился к своим старейшинам и мудрецам с просьбой растолковать, что означает увиденное, на что ему было сказано, что это есть Матерь Бога и Заступница православных, сила которой неодолима. Хан Тамерлан убоялся и приказал развернуть свои войска. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!», - гласит летопись.
Владимирская икона Божией Матери в соборном храме монастыря
В 1397 году память о заступлении и предстательстве Божией Матери на месте встречи ее чудотворного образа был основан Сретенский монастырь. И еще много раз Царица Небесная защищала христолюбивый народ от разных бед и скорбей. И по сей день Пресвятая Богородица продолжает ходатайствовать перед Всемилостивым Своим Сыном обо всех, кто с верою и покаянием в сердце взывает ее о помощи.
Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Первоначальные монастырские строения не сохранились до наших дней. Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с посещения которого началась наша экскурсия, был построен в 1679 году царем Феодором Алексеевичем. В храме находится список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Сам сей святой образ появился на Руси около 1131 года, когда Константинопольский патриарх Лука Хризоверх (Хрисоверг) прислал икону в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Князь Юрий Владимирович поместил образ в женский Вышгородский Богородичный монастырь под Киевом.
В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукого - князя Андрея Юрьевича по прозвищу Боголюбский. Молодой князь, решив переселиться в Ростово-Суздальские земли, без ведома отца взял с собой из Вышгородского монастыря чудотворный образ. Боголюбивый князь по пути непрестанно молился перед иконой Пречистой. Добравшись до Владимира, князь хотел двигаться дальше в Суздаль, но тогда Царица Небесная чудесным образом явила ему свою волю. В нескольких верстах от Владимира княжеские кони встали и, несмотря на многие понукания, отказались продолжать путь. Во время ночной молитвы князю Андрею явилась Богородица и сказала, что Ее икона должна быть в городе Владимире. Так князь понял, что столицей его княжества отныне будет город Владимир. Чудотворную икону Царицы Небесной доставили в город, где поместили в выстроенный для нее Успенский собор. С тех пор эту икону стали именовать Владимирской. А на месте чудесного явления по приказу князя был основан Боголюбский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
После революции 1917 года монастырская звонница была утрачена. Самый древний колокол сейчас находится на колокольне нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
После чудесного спасения москвичей в 1395 году от войск хана Тимура-Тамерлана святой образ вернул во Владимир, где пребывал еще около ста лет. Событие, которое стало поводом для окончательного перенесения иконы в Москву, вошло в историю под названием «стояние на Угре». На реке Угре встретились войска великого князя Ивана III и хана Ахмата. И вновь Царица Небесная защитила горячо молящийся к ней народ и отвела от Москвы страшную беду. Войска хана Ахмата обратились в бегство, и этот исход противостояния русских и ордынских войск в калужских пределах имел величайшее значение - с этот момента Русь перестала быть данником Орды. В память этого события в Москве ежегодно стал совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, а река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы. Чудотворная Владимирская икона Богородицы с 1480 по 1918 год икона находилась в Успенском соборе Кремля, а в настоящее время святыня находится в Москве, в Третьяковской галерее, а в Сретенской обители пребывает ее чудотворный список.
В храме в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери
Справа от Царских Врат находится старая рака, в которой до 2017 года покоились мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. После освящения нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской честные мощи святого были перенесены в него. Верующие, горячо почитая владыку, по-прежнему с благоговением прикладываются и к старой раке в храме Сретения, и по вере своей и Божиему Промыслу получают всякое утешение. О житии святителя Илариона мы услышали чуть позже, когда посетили новый храм, а пока Мария обратила внимание группы на необычную икону в иконостасе - «Снятие пятой печати».
Старая рака, в которой покоились честные мощи священномученика Илариона (Троицкого)
Икона "Снятие пятой печати"
Сюжетом образа послужили слова из Откровения апостола Иоанна Богослова (Апокалипсиса): «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). На иконе изображены царственные страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. До церковного прославления их имена на иконе не надписаны, но после прославления Царственных Страстотерпцев в 2000 году икона была завершена.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси и святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский
Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских
Сретенский монастырь основан на месте, где ранее находилась церковь в честь Марии Египетской. В память об этом в соборе устроен придел в ее честь. Главная святыня - рака с частицей мощей святой подвижницы. Супруга царя Алексея Михайловича, Мария Ильинична, чьей небесной покровительницей была Мария Египетская, очень почитала «свою» святую. Государыня ходатайствовала о том, чтобы в обители появилась частица мощей Марии Египетской. Однако, доставить святыню в обитель удалось только после смерти царицы. Случилось это около 1700-го года. После закрытия монастыря и разрушения храма в 30-е годы XX века ковчег со святыней был перенесен в Государственный исторический музей, где он до сих пор и находится.
Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской
Начавшееся в 90-х гг. возрождение Сретенского монастыря возобновило и почитание в обители святой Марии Египетской. Из-за исторической ценности самого ковчега, в котором пребывает частица мощей Марии Египетской, святыню решили не возвращать в обитель из фондов музея. Тем не менее, промыслительным образом греческие монахи узнали об этой несправедливости и пожелали ее исправить. 25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос был доставлен ковчег с мощами преподобной. Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. В Великую среду 15 апреля 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери. Святая преподобная мати Мария Египетская, моли Бога о нас!
Житие преподобной Марии крайне поучительно для всех нас. Мария была великой грешницей. В юном возрасте она покинула отчий дом и стала вести крайне распутную, греховную жизнь. Однажды, все еще находясь в плену страсти, она отправилась вместе с другими людьми в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. И на Святой Земле Мария не оставила своего порочного занятия. Когда же народ стал входить в храм, чтобы поклониться Животворящему Кресту, Божия Сила не позволила женщине вместе со всеми переступить порог в Дом Божий. Несколько раз Невидимая Рука выталкивала Марию из притвора храма. Окончательно выбившись из сил, грешница отошла в сторону.
И вдруг благодать Божия коснулась сердца женщины, Мария залилась горькими слезами покаяния, осознав всю черноту своей жизни. Она увидела икону Пресвятой Богородицы, пред которой начала горячо молиться о милости Всевышнего и просить наставить ее на путь покаяния и исправления. Когда Мария почувствовала, что молитвы ее услышаны, она вновь осмелилась попробовать войти в храм. В этот раз ничто не помешало женщине подойти и поклониться Кресту Господню. Выйдя из храма, Мария обратилась к своей Заступнице с благодарностью и просьбой указать ей путь, на что услышала глас: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Так, взяв с собой три хлеба и причастившись Святых Христовых Таин, Мария удалилась в пустыню.
Долгие 47 лет Мария подвизалась в уединенной пустыне, моля Всевышнего о милости и смиренно претерпевая многие тяготы. И вот однажды Господом была устроена встреча Марии со старцем Зосимой из Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи. По древнему обычаю инок отправился за Иордан для проведения в посте и молитве дней святой Четыредесятницы. В пустыне Господь явил ему великую подвижницу, поразившую старца своей святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел, как во время молитвы Мария поднялась в воздухе на локоть от земли. В другой раз авва встретил праведницу идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год вновь прийти в пустыню, чтобы причастить ее Святых Христовых Таин. Старец в назначенное время вернулся и исполнил благочестивое желание преподобной. Отправляясь в пустыню в третий раз, старец надеялся вновь пообщаться со святой и научиться от нее духовному деланию, но Богом было уготовано для него иное послушание. В указанном Марией месте встречи Зосима обнаружил святую мертвой. Старец омыл своими слезами останки преподобной Марии и стал готовиться к их погребению. И вновь авве Зосиме было явлено свидетельство угодности Богу раскаявшейся грешницы. Когда старец пытался выкопать в сухой, неподдающейся земле могилу, пришел лев. Однако, хищник не набросился на инока, но начал облизывать ноги преподобной. Тогда авва Зосима, помолившись, приказал льву вырыть яму, что царь зверей тут же смиренно исполнил. В выкопанной львом могиле Зосима похоронил святую.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния. (Полное житие преподобной Марии Египетской читайте ).
Во время рассказа жития преподобной Марии мне вспомнилась беседа с иеромонахом Александра из Феодоровского Городецкого монастыря, который я посетила во время паломнической поездки «Во славу святого благоверного князя Александра Невского» с мотоклубом «Ночные Волки». Отец Александр поговорил с нами о вере, истинном пути ко Христу и призванию каждого к святости.
Из придела преподобной Марии Египетской паломническая группа отправилась в крипту - подобие первых пещерных христианских храмов.
В крипте Сретенского монастыря с 1997 года находится точная копия Туринской Плащаницы. Всего в мире насчитывается пять ее копий. Сама Плащаница - большое полотно длиною 4,3 метра и шириною 1,1 метра, в которое обернули тело Спасителя праведные Иосиф из Аримафеи и Никодим - хранится в католическом соборе в итальянском городе Турине.
Святое Евангелие гласит следующее о смерти Иисуса на Кресте и Его погребении:
«Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,-
пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» [Мк. 15:37-47].
Копия Туринской Плащаницы
Вместе с копии Туринской Плащаницы в крипте находится ее негатив, на котором отчетливо виден Иисус Христос в первые мгновения после Его погребения. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран Спасителя: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Сретенский монастырь хранит свидетельства о совершенных чудесах по молитвам перед святыней.
Нам невероятно повезло - группе благословили не только пройти экскурсией по соборному храму и территории обители, но и побывать в семинарии и храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, но чтобы не перегружать вас информацией, я продолжу свой рассказ в следующем посте.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
28 декабря 1929 г. в Петроградской тюремной больнице скончался от сыпного тифа крупный ученый-богослов, вдохновенный проповедник, мученик за веру Христову архиепископ Верейский Иларион (Троицкий). Вся его жизнь без остатка была посвящена служению Богу и Его Церкви.
Священномученик Иларион (Троицкий), в миру Владимир Алексеевич Троицкий, родился 13 сентября 1886 г. в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. В 1906 г. по окончании Тульского духовного училища и Тульской семинарии, он поступил в Московскую духовную академию (МДА). В 1910 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен здесь профессорским стипендиатом. С этого времени началась преподавательская деятельность священномученика Илариона в стенах московских духовных школ. В 1912 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему: «Очерки из истории догмата о Церкви», а 28 марта 1913 г. состоялся его монашеский постриг. 11 апреля того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 2 июня - в сан иеромонаха. 5 июля 1913 г. он был возведен в сан архимандрита и в том же году стал экстраординарным профессором МДА по кафедре Нового Завета. Один за другим выходят его богословско-догматические труды, в которых он описывает идеал Церкви как общности людей, живущих благодатной силой Святого Духа. Эти взгляды оказали влияние на дальнейшее развитие православного учения о Церкви.
Круговорот событий 1917 г. захватил Московскую духовную академию. Уже 13 марта смещен ректор епископ Феодор, временное исполнение обязанностей ректора было поручено инспектору Академии архимандриту Илариону (Троицкому), который на Поместном Соборе 1917-1918 г. был инициатором восстановления патриаршества, а после - правой рукой святителя Тихона, Патриарха Московского.
С приходом большевиков к власти наступил период жесточайших гонений
Русской Православной Церкви. В марте 1919 г. архимандрит Иларион был
арестован. Три месяца он провел в заключении в Бутырской тюрьме.
25 мая 1920 г. в храме Троицкого Патриаршего подворья архимандрит
Иларион (Троицкий) был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном во
епископа Верейского, викария Московской епархии.
За первый год своего архиерейского служения в приходах Московской епархии владыка Иларион отслужил 142 литургии, более 142 всенощных и произнес 330 проповедей, и это притом, что в тот год он два месяца проболел тифом. Эта болезнь сказалась на сердце и серьезно подорвала здоровье епископа.
В сентябре 1921 г. владыка Иларион был подвергнут кратковременному аресту. Это было связано с тем, что он добился у директора Третьяковской Галереи и одного из руководителей Главмузея Наркомпроса И.Я. Грабаря разрешения на праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа/8 сентября) взять чудотворный образ в Сретенский монастырь, но за этим последовал арест святителя. Произошел суд, но состава преступления опять не нашли. Однако и после этого святитель находился под пристальным вниманием ВЧК. 26 ноября 1921 г. уполномоченный Секретного отдела Московской ЧК Михаил Шмелев составил список лиц, входящих в состав Священного Синода и Московского епархиального управления, которые должны были быть арестованы. В этот список входил и епископ Илларион.
22 марта 1922 г. Епископ Иларион был арестован на квартире, где проживал (ул. Сретенка д.9. кв.1), и до отправки в ссылку в Архангельский край содержался во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни.
В Москву епископ Иларион прибыл 5 июля 1923 г. и сразу же направился в Донской монастырь к Патриарху Тихону. По возвращении из ссылки епископ Иларион был возведен Святейшим Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Отныне и вплоть до своего последнего ареста в ноябре 1923 г. епископ Иларион был ближайшим помощником Патриарха, начался короткий, но чрезвычайно насыщенный период в жизни святителя Иллариона.
Летом 1923 г. святитель Иларион прибыл в Сретенский монастырь и изгнал из него обновленцев. При этом он совершил беспрецедентное святительское деяние: заново, великим чином освятил престол и собор Сретенского монастыря. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в Церковь.
Ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить святителю Илариону своего поражения. В ночь с 15 на 16 ноября 1923 г. владыка снова был арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагере. Этапом он был доставлен на Соловки, где стал сетевязальщиком и рыбаком.
В середине лета 1925 г. из Соловецкого лагеря архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. В тюрьме его пытались склонить к присоединению к новому расколу Русской Церкви, спланированному ОГПУ, - григорьевщине (раскол существовал до начала 1940 гг.). К архиепископу Илариону явился к нему агент ОГПУ и стал склонять его к присоединению к расколу. Архиепископ Илларион решительно отверг это предложение, и к его сроку было добавлено еще три года, основанием для чего послужило «разглашение» святителем среди заключенных содержания разговора с агентом в тюрьме.
Весной 1926 г. архиепископ Иларион был возвращен на Соловки, где
принял участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к
правительству СССР православных епископов с Соловецких островов),
определяющего положение Православной Церкви в новых исторических
условиях. В декабре 1929 г. архиепископа Илариона направили на поселение
в Среднюю Азию, в Алма-Ату, сроком на три года. На этапе владыка
заболел сыпным тифом и скончался в тюремной больнице в Ленинграде 28
декабря 1929 г.
Митрополит Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить
святителя Илариона в соответствии с его саном. Когда ближайшие
родственники и друзья увидели его тело, святителя с трудом узнали: в
гробу лежал изможденный старец с обритой головой... Священномученику было
43 года.
Святитель Иларион (Троицкий) был похоронен в Ленинграде на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы, в 1990-е годы его могила была местом почитания. В 1999 г. состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь. В том же году 10 мая святитель Иларион был прославлен в лике местночтимых московских святых. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
32Комментарий к фото:
Мощи священномученика Илариона Троицкого в Сретенском монастыре
Иларион Троицкий - 13 сентября 1886, село Липицы Каширского уезда Московской губернии - 28 декабря 1929 Ленинград) - епископ Русской Церкви; с 6 июля 1923 архиепископ Верейский. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 1999 году.
Семья и детство
Отец - Алексей Петрович Троицкий, сын священника и сам сельский священник; Братья - Дмитрий, принял монашеский постриг с именем Даниил, позднее был архиепископом Брянским; Алексей, священник в родном селе Липицы, погиб в лагере; Сестры - Ольга и София.
Рано изучил церковнославянский язык, в возрасте пяти лет уже читал в храме часы и шестопсалмие.
Окончил Тульское духовное училище (1900), Тульскую духовную семинарию (1906), Московскую духовную академию (1910) со степенью кандидата богословия (тема работы «История догмата о Церкви»). За время учёбы был удостоен премии Московского митрополита Макария за лучшее семестровое сочинение и премии митрополита Московского Иосифа за лучшую кандидатскую работу.
В 1912 защитил диссертацию на степень магистра богословия (тема диссертации: «Очерки из истории догмата о Церкви»; удостоена премии Московского митрополита Макария за 1912-1913).
Основные научные работы посвящены учению о церкви. Концепция церкви, предложенная святителем, опирается на Священное Писание и учение святых отцов, причем святоотеческие представления пережиты им изнутри. В большинстве его сочинений можно проследить развитие мысли о церкви как «союзе любви», как организме, мистическом Теле, члены которого объединены общей благодатной жизнью, имя которой - любовь. Считал, что Запад отпал от церкви, что на Западе с 1054 нет церкви, а отпадение от церкви означало отпадение от Христа - главы церкви и от христианства вообще. Единственной святой, соборной и апостольской церковью является православная церковь, вне которой таинства недействительны. Был убеждённым славянофилом и антизападником. Упрекал русскую интеллигенцию в отрыве от церкви и русских корней, благодаря насаждению западноевропейских культуры, образования и воспитания с петровских времён. Критиковал схоластику в богословии.
После избрания Патриарха Тихона стал его секретарём и главным консультантом по богословским вопросам. Одновременно продолжил исполнять обязанности инспектора (эта должность получила название «проректор» академии), официально освобождён от этой должности в 1920. Регулярные занятия в академии прекратились в 1919, но преподаватели, в том числе и архимандрит Иларион, читали лекции и позднее.
Весной 1919 находился в заключении в Бутырской тюрьме.
С 25 мая 1920 - епископ Верейский, викарий Московской епархии (хиротонисан Патриархом Тихоном. В своей речи при наречении во епископа сказал: «Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят… Силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников». В 1923 был также настоятелем Сретенского монастыря в Москве. Много служил в храмах и проповедовал. Получил известность как блестящий оратор. Паства уважительно относилась к нему и называла «Иларионом Великим».
22 марта 1922 был арестован, в июне выслан в Архангельск на год. В 1923 вернулся из ссылки, возведён в сан архиепископа. Вёл переговоры от имени церкви с представителями государства, добиваясь смягчения его политики в отношении религии. Когда началось массовое возвращение в церковь обновленцев, благодаря именно святителю Илариону церковная жизнь в Москве была налажена в кратчайший срок. Он разработал чин покаяния и сам принял исповедь сотен обновленцев - священников и мирян. Участвовал в публичных диспутах с атеистами.
Активная деятельность владыки вызвала недовольство большевиков. Осенью 1923 был арестован, приговорён к трём годам лагерей. 1 января 1924 был привезен на пересыльный пункт на Поповом острове, а в июне отправлен на Соловки. На берегу залива Белого моря он работал сетевязальщиком и рыбаком; был лесником, живя в Варваринской часовне; как сторож жил в Филипповской пустыни. В лагере святителя не оставляли бодрость и духовная радость. Находясь на Соловках, он сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили.
Автор книги «Неугасимая лампада» Б. Ширяев, также бывший соловецким узником, вспоминал: «Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над „опиумом“. Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно - официальным термином „заключенный“. Кличкой „опиум“, попом или товарищем - никогда, никто».
По словам ещё одного узника, священника Павла Чехранова, «в лагере владыка пользовался великим почетом. Многие видели в нем духовного отца; а в отношении душ, уже отравленных неверием, он был миссионером. Авторитет святителя был так высок, что вскоре сведения о его лагерной деятельности дошли до эмиграции. И благодаря, в частности, ему Соловецкий лагерь в 20-х годах был своеобразным духовным очагом, возле которого многие нашли спасение».
В 1925 был временно переведён в Ярославскую тюрьму, где власти убеждали его в обмен на свободу примкнуть к одному из лояльных большевикам церковных направлений - григорианству - но безрезультатно (владыка безусловно считал приверженцев этого течения раскольниками). Более того, сообщил другим заключенным об этом предложении. За «разглашение» данной информации был приговорён к новому трёхгодичному сроку заключения и отправлен обратно на Соловки.
Являлся одним из авторов так называемой «Памятной записки соловецких епископов» (27 мая/9 июня 1926), выразившей волю группы заключённых архиереев. «Записка» имела целью разработать основы для сосуществования Церкви и государственной власти в тех условиях, когда их духовные принципы противоположны, несовместимы; она продолжала линию церковной политики, которую вел Патриарх Тихон. Составители «Записки» заявили о систематических гонениях на Церковь в Советском Союзе и обличили неправду обновленчества. Они призвали к последовательному проведению в жизнь закона об отделении Церкви от государства; речь шла, в сущности, о желании Церкви действовать без опеки государственных чиновников.
Был лоялен по отношению к митрополиту Сергию (Страгородскому), при этом не отказывался от последовательного отстаивания интересов церкви. Осенью 1929 его вновь осудили - к трём годам ссылки в Среднюю Азию.
Был отправлен в Среднюю Азию по этапу - от одной пересылочный тюрьмы к другой. В дороге заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. Без вещей (в пути его обокрали), в одном рубище, кишащем насекомыми, в горячке его привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Через день тяжело больной владыка был отправлен в больницу (куда был вынужден идти пешком), где скончался через несколько дней. В бреду говорил: «Вот теперь я совсем свободен!» Врач, присутствововавший при его кончине, был свидетелем того, как владыка благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним.
Ленинградский митрополит Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя в соответствии с его саном. Когда ближайшие родственники и друзья увидели его тело, святителя с трудом узнали: годы лагерей и тюрем превратили молодого, цветущего человека в седого старика. Похоронен священномученик был в Ленинграде на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы, в 1990-е годы его могила была местом почитания.
10 мая 1999 в Сретенском монастыре Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил его прославление в лике местночтимых святых. Накануне честные останки архиепископа Илариона были перевезены из Петербурга и помещены в соборный храм Сретенского монастыря.
Владыка Иларион причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Настоятельница Новодевичьего монастыря, и игумения Илариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря.
К месту обретения мощей священномученика был совершен крестный ход.
Протоиерей Андрей Дьяконов напомнил основные вехи жизни святого. Его служение пришлось на страшные годы русской трагедии, революции и последующего богоборческого периода. Святитель родился в 1886 году в Подмосковье, окончил духовную академию. Писал богословские труды. Его творение "Христианства нет без Церкви" актуально в наше время, когда безбожные силы вновь намереваются расшатать корабль Церкви. Во время тюремного заключения святитель снискал уважение даже у охранников, которые издевались над заключенными. Он достойно переносил страдания. Господь укреплял верного Своего раба. Скончался владыка в Петрограде. Митрополит Серафим (Чичагов) ходатайствовал, чтобы его тело выдали для достойного погребения. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, где оно находилось до 1998 года. Двадцать лет прошло с момента обретения мощей святителя. По его молитвам сияет красотой Новодевичья обитель, сестры, духовенство и паломники находят здесь молитвенное утешение и получают благодать.
Воспоминаниями о дне обретения мощей поделилась игумения София.
"Мы с сестрами впервые участвовали в прославлении святого. Постарались максимально сосредоточиться на молитве, отрешиться от внешних хлопот. После ранней Божественной литургии отправились с пением к могиле священномученика, чувства радости, счастья, волнения и страха были настолько переплетены, что трудно вспомнить в деталях тот благодатный день. В обители состоялась Пасха "посреди лета". Все, кто принимал участие в прославлении святого, позже рассказывали о чудесах, не замедливших случиться в их жизни. В монастырь потянулись люди, они участвовали в его восстановлении. И, конечно же, главное чудо состояло в том, что владыка Иларион вернулся в возрождающуюся Церковь, свободную от притеснения и гонений. Христова Церковь обрела еще одного великого святителя, ставшего в ряд с выдающимися защитниками православного вероучения".
С момента захоронения святителя его могила была местом паломничества и молитвы. Митрополит Алексий (Симанский), присутствовавший на погребении святого, проявлял особую заботу о его могиле, так же действовали его преемники по кафедре. В период запрета на богослужения такие святыни, как могила священномученика, становились местом уединенной молитвы, пространством, где происходила встреча человека с Богом. Возможно, именно поэтому было точно известно место погребения святого. Могила была всегда ухожена, украшена живыми цветами. В 1998 году были обретены мощи угодника Божия и проповедника Христова Евангелия в годы гонений на Церковь. Позже их перенесли в Сретенский монастырь Москвы. В Новодевичьем монастыре хранится частица мощей святого и облачение, в котором он был погребен.