Сценарий день птиц в школе. Экскурсия для учащихся начальной школы. Управление образования старобешевского района
Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала
: 1 апреля праздник «День птиц», поэтому данный материал может многим учителям пригодиться, а также сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания и для внеклассных мероприятий в любое время года. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
Цель:
развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Задачи:
расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
расширять кругозор учащихся;
развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Особенности формирования команд:
количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.
Условия игры.
Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.
По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
Награждение на линейке победителей и участников.
Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
.
- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
«Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
- А сейчас узнаем как образовались названия других птиц.
(Делают сообщения подготовленные учащиеся. Их рассказы сопровождаются иллюстрациями или презентацией.)
1.Имя зарянки
подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
2.Сойка
, или горихвостка
. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
3.Зяблик
. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
4.Название птицы клест
произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
5.Свиристель
. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
6.Удивительно происхождение слова «цапля»
. Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
7.Почему снегирю
дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.
А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц
.
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
- А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!
Станция 1. «Отыщите птиц»
Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
- В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она
вошла, убрала в углу мусор. Ока
залось тут удобное, вообще гол
ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, ка
шей. Другая столовая – высоко, л
учше для мелких птичек, а н
ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест
нице, иначе четка
я подкормка не получится, кормушку не достать.
(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
Станция 2. «Узнайте птиц»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:
Когда проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
Птица – рыболов (баклан).
Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица – плотник (дятел).
Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга).
Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка).
Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень).
Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
Пернатый солист (соловей).
Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
Ночной хищник (сова).
Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).
Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.
Станция 3. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:
(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)
Станция 4. «Корм для птиц».
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните!Для птиц соль - яд!
Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи) . Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.
Станция 5. «Кто Я?»
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда.
Станция 6. «Покормите птиц»
(Спортзал).
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.
Станция 10. «Узнай птицу».
- По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
7. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
8. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
10. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
11. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут)
.
12. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель)
.
13. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.)
Конкурс 11. «Магический квадрат».
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.
Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
В квадрате «спряталась» ласточка.
Конкурс 12. «Музыкальный».
Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.
У дороги … , у дороги … ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)
Хоть и маленькая птичка,
Я … , я … ,
Ярки перышки на мне,
На головке, на спине.
Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
Теньти-тень, теньти-тень,
Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)
Жили у бабуси
Два весёлых … ,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)
… заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
… , … ,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)
А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, … гонять,
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)
День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу... ,
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)
Станция 13. «Загадочная».
- Отгадайте загадки.
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.
Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Щиплет за пятки -
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Явился в желтой шубке -
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поёт… (Овсянка)
Станция 14. «Найди свою половинку».
(Можно провести в спортзале.)
Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.
Станция 15. «Наука о птицах».
- Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
О Р Н И Т О Л О Г И Я
Задание:
Получается слово орнитология.
Станция 16. «Живые барометры»
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. Когда это бывает? (Перед дождём)
2. Стрижи летают низко с криком. К чему бы это? (К дождю)
.
3. Свистит снегирь. О чём это говорит? (Скоро наступит зима).
4. Голуби воркуют, кукушки кукуют. К чему бы это? (К тёплой погоде.)
5. Воробьи купаются в песке. Как изменится погода? (Будет дождь).
6. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом)
7. Вороны садятся на снег. (К оттепели)
8. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю)
9. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди … (хорошую погоду).
Станция 17 «Русский фольклор».
- В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ игрок получает приз.
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы ко Дню птиц. Сценарий
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц для начальной школы. Сценарий
Конкурсная программа на День птиц для 2 класса
Конкурс «Разминка»
Ведущий. Команда, первой давшая правильный ответ, зарабатывает жетон.
Может и разбиться,
Может и свариться,
А захочет - в птицу
Может превратиться. (Яйцо.)
«Гуль-гуль-гуль», - мани к себе их,
Дай верна, воды налей.
Белых, сизых и кофейных
Ты увидишь... (голубей).
Пароход идет по Волге,
Над водой дымок повис,
И по всей речной дороге
За кормою - стая птиц.
Наблюдают пассажиры
Их стремительный полет.
Эти птицы окружили
Белоснежный пароход.
То над мачтой пролетают,
То садятся на волну...
Погоди, когда поймаю,
Подарю тебе одну. (Чайки.)
Как-то вышел я с ружьишком на охоту
И заметил: кто-то бродит по болоту.
Вижу: ноги - настоящие ходули! -
В воду темную болотную шагнули.
А потом, как эти птицы полетели,
Им во след и вы бы тоже поглядели.
Не сороки, не вороны, не синицы.
Вы не знаете, какие это птицы? (Журавли.)
Журавли ведь это были на болоте
Вот кого я нынче видел на охоте.
Эта птица не простая:
Днем его не встретишь ты,
Из дупла он вылетает
С наступленьем темноты.
Днем любой его обидит:
Он при свете плохо видит.
А во тьме пугает сам,
Пролетая по лесам.
Опоздавших замечает
У гнезда и у норы,
И глаза его сверкают
Как зеленые шары. (Филин.)
«Он умом богат», -
Это в шутку говорят.
А на самом деле он
Не особенно умен.
Тем лишь только и приметен,
Что окраской разноцветен,
Напускает важный вид,
Что услышит - повторит. (Попугай.)
Что за домик на березе
С круглой дырочкой в доске?
Есть такие и в колхозе,
Есть и в городе Москве.
Готовят дом для птицы-друга,
Когда летит она к нам с юга. (Скворец.)
В камышах она живет,
Дом у ней среди болот,
Там, где водятся лягушки.
Цап! - и нет одной квакушки. (Цапля.)
Не за морем птица эта -
Возле нас с тобой живет.
Дом потише выбирает
И гнездо на крыше вьет. (Аист.)
(Подведение итогов конкурса.)
Викторина
Поразмыслим не спеша, один вопрос - три ответа. Найди правильный!
(Поочередно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание дается 20 секунд.)
1. Для чего дятел «барабанит»?
Клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
Музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2. Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?
Дятел имеет крохотный мозг;
- голова на амортизаторах;
Череп сверхкрепкий.
(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть - и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепов и шейными позвонками амортизаторы стоят - пружинистая хрящевая ткань.)
3 Зачем страус голову в песок прячет?
От страха;
Разыскивает пищу.
4. Сколько перьев у птиц?
Более тысячи;
- более десяти тысяч.
(И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя - 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)
5. Какие птицы самые быстрокрылые?
Соколы и ястребы;
- ласточки и стрижи;
Утки и чайки.
(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая...» - поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 километров в час.)
6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?
Журавль откладывает всего одно яйцо;
- сильный птенец убивает слабого;
Птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)
Какая птица является чемпионом по нырянию?
- пингвин.
(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин - житель Антарктиды - ныряет до 200 метров.)
8. А кто из птиц лучший танцор?
- журавль.
(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока... танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По- особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец - танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладкое. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)
Конкурс «Живые синонимы»
Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите...
Задание 1 -й команде:
1. Могучий, как... (орел).
2. Вольный, как... (птица).
3. Мудрый, как... (ворон).
4. Вороватый, как... (сорока).
5. Важный или спокойный, как... (гусь).
6. Важный или надутый, как... (индюк).
7. Верность... (лебединая).
8. Любовь и нежность... (голубиная).
9. Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).
10. Длинноногий, как... (журавль).
11. Большеглазый, как... (филин).
12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).
Задание 2-й команде:
1. Взгляд хищный, как у... (ястреба).
2. Взгляд зоркий, как у... (сокола).
3. Нос с горбинкой, или... (орлиный).
4. Нос приплюснутый, или... (утиный).
5. Шея красивая, или... (лебединая).
6. Выступать величаво, как «пава» или... (павлин).
7. Плыть (идти плавно)... (лебедушкой).
8. Болтать или трещать, как... (сорока).
9. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)-
10. Ворковать, как... (голубь).
11. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).
12. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).
Конкурс «Веришь не веришь»
А этот конкурс - для капитанов. Я буду задавать вам вопросы- вы же должны отвечать только «да» или «нет».
Вопросы капитану 1-й команды:
1. Верители вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да.)
2. Верители вы, что у куропатки есть специальное приспособление - щиток из перьев, которое называется седло? (Нет.)
3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет.)
Вопросы капитану 2-й команды:
1. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица - это королек? (Нет.)
2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет.)
3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да.)
Конкурс «Узнай по портрету»
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.
(Задание - узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 10 изображений птиц: кто больше назовет.)
Конкурс актерского мастерства
Капитаны тянут карточки с заданием - изобразить:
Пение кукушки (для одной команды);
Крик петуха (для другой команды). (Задание выполняет один игрок.)
Знаешь ли ты птиц?
По словесному описанию команды должны угадать, что это за птица.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда - и остановишься как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на веткУ, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит - машут ее белые с черным крылья, а когда сидит - белое брюхо Метится. (Сорока.)
4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах-скрип-скрип, скрип - скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая - звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
Отгадай загадку
Команды получают по пять карточек, на которых записаны текстовые отрывки из известных загадок. Необходимо восстановить полный текст загадки и дать правильный ответ (то есть отгадать). Каждое задание оценивается по одному очку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.
ТЕКСТ КАРТОЧЕК ДЛЯ 1-Й КОМАНДЫ
1) «...без топоренка...»
2) «Спереди шильце...»
3) «... во дворце - певец».
4) «... а со шпорами...»
5) «... за пахарем ходит...»
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАГАДОК
1. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
2. Спереди шильце, сзади рыльце, на груди белое полотенце. (Ласточка.)
3. На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец.)
4. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух.)
5. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)
ТЕКСТ КАРТОЧЕК ДЛЯ 2-Й КОМАНДЫ
1) «... сухим остался».
2) «Не дровосек...»
3) «В болоте плачет...»
4) «... ночью летает...»
5) «... пеньем знаменит».
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАГАДОК
1. В воде купался - сухим остался. (Гусь.)
2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)
3. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)
4. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
5. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)
Самый зоркий
За три минуты найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц стоят на табло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. Кто первый справится, отдает свой квадрат жюри. (В квадрате «спряталась» ласточка.)
Подведение итогов
Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).
Ведущий. Наш урок хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н. А. Заболоцкого.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
А земля без зверей - не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
МОУ СОШ №17 Дружбина И.М.
День птиц.
Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые. Сегодня мы проводим праздник - День птиц, который ежегодно в апреле отмечается в нашей стране, начиная с 1923 года.
Слайд 2. Птицы дороги нам, как часть чудесной нашей природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и доброту.
Слайд 3. Для птиц готовятся и развешиваются искусственные гнезда, скворечники, кормушки.
Полюбуйся, весна наступает!
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает.
И ручьи по оврагам шумят.
Слайд 4. Птицы не только украшают нашу жизнь. Они наши помощники в борьбе за высокие урожаи, снижают численность вредных насекомых. Когда у птиц появляются птенцы, им необходимо много корма. Так, например, дятлы прилетают к гнезду с кормом через каждые 2-4 минуты. Самка обычно кормит птенцов чаще, чем самец. За день обе взрослые птицы приносят к гнезду корм до 300 раз.
Слайд 5. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Скворец может только на завтрак съесть 60 штук саранчи.
Слайд 6. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи - наши злейшие враги, переносчики различных болезней. Огромное количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране.
Слайд 7. Природа миллионы лет создавала птиц. Но вот уже более 200 видов исчезло с лица земли. Чтобы такого не происходило, нужно беречь и охранять птиц, привлекать в наши сады и огороды.
В Красную книгу Ставропольского края занесены птицы, которые стали редкими и исчезающими. Вот некоторые из них.
Слайды 8-12 . Охрана птиц, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства.
Слайд 13. Ведущий: Ребята, какие птицы прилетают в наши края, вы должны угадать.
1. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
2. Гнездо своё он в поле вьёт,
Где растут растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворение.(жаворонок)
3. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт, поёт, поёт. (соловей)
4. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица.. (грач)
5. Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями
А зовут меня …. скворец.
Ребята, а какие загадки о птицах вы знаете?
Песня1. Звонко капают капели….
1. Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать.
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
2. Быть может, на чужбине снился
Мой домик средь ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
3. Нам в хозяйстве помогает и
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-бронзовый скворец.
4. Мы вставали ночью даже
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же,
Наши гости прилетят!
5. А сегодня поглядели,
На ольхе сидит скворец.
Все: Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!
На сцену выходят скворец, грач, синичка, голубь, снегирь, дятел
Скворец к синичке:
Здравствуй, птичка-невеличка,
Здравствуй, добрая синичка.
Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель.
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел: Расскажите, птицы,
Где вы побывали.
Расскажите, птицы,
Что вы повидали?
Скворец
В жарких странах жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Грач: Бродят там слоны великаны
Целый день кричат обезьяны.
Там растут деревья лианы.
Там растут на пальмах бананы.
Голубь: Хорошо ли жили
Вдалеке от дома?
С кем вы там дружили
В странах незнакомых?
Скворец: Мы скучали по деревне
По звенящему ручью
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Вед: Мы очень рады вам, друзья,
Будьте с нами вы всегда!
6. Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране.
Встречать любовью птичьи стаи
Всем сердцем радуясь весне!
Песня
Вед: - Как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Орнитология)
Слайд 14.
Вам, наверное, интересно узнать, как путешествуют птицы.
Большинство птиц путешествуют стаями, многочисленными или не очень, плотными или "рыхлыми". Скворцы, мелкие кулики и некоторые птицы из семейства воробьиных летают скученными стаями.
Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки,сороки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Слайд 15.
Скорость полета большинства птиц - 50-100 км/ч. Но они не летят непрерывно - часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Пролетев более или менее значительный отрезок пути, отдыхают обычно несколько суток, затем новый перелет и опять передышка. Правда, над морями, горами, пустынями приходится лететь без остановок и две, и три тысячи километров. А в среднем получается, что за сутки мелкие птички продвигаются на 50-60 километров, а например, утки, на 100.
Слайд 16.
А сейчас угадайте, какое гнездо какой птице принадлежит?
Слайд 17.
Посмотрите внимательно на знаки.
Какие правила Друзей Природы вы можете составить, используя эти знаки?
Слайд 18.
А сейчас викторина о птицах.
Слайд 19.
А сейчас давайте все вместе прочитаем стихотворение.
Вместе мы одна семья:
Цветы и деревья, птицы и я.
Будем мы природу беречь!
До свидания, до новых встреч!
Сценарий праздника «День птиц» в начальной школе.
Составила: Ерёмина Т.В., учитель начальных классов,
МБОУ «Лицей-интернат №1» г. Владимира
Цель: расширить и закрепить знания учащихся о птицах, о значении в жизни человека и в природе, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование : плакаты и рисунки на тему: «Птицы - наши друзья!», выставка «Виды корма для птиц», журавлики, выполненные в технике оригами, аудиозаписи с пением птиц и песнями про птиц.
1 ученик.
Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света!
Сегодня праздник!
Праздник птиц!
И нам приятно это!
2 ученик.
От синего моря, из тёплого края,
Под солнцем, под звёздами, в темноте,
Упрямо летела птичья стая,
Домой, быстрее, в свой край, к себе!
А здесь уж от солнца смеясь и играя,
Струится горячих лучей волна,
И мы, конечно же, понимаем –
По всем приметам – пришла весна!
Ведущий.
Здравствуйте, ребята! Ежегодно по всей стране в марте празднуется «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц.
Птицы украшают землю, их весёлая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.
3 ученик.
Стихотворение «Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
(В. Жуковский)
4 ученик.
А вы знаете, ребята, что День птиц празднуется уже более 100 лет?
5 ученик.
По некоторым данным день Птиц впервые был проведён как массовый детский праздник в США в 1894 году.
6 ученик.
В России День Птиц стал проводиться с 1927 года, и в первом празднике приняло участие 65тысяч человек.
7 ученик.
А моя бабушка рассказывала, что именно в России зародилась традиция привлечения птиц. Люди делали гнездовья и всегда старались встретить птиц новой постройкой.
Ведущий.
Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства. Ведь нашим садам полям, лесам, огородам наносят огромный вред грызуны и насекомые.
Мышь . (выбегает)
Мы, мыши, съедаем до четверти всего урожая; обгрызаем молодые деревья в лесу, а зимой – кору плодовых деревьев в саду, переносим возбудителей различных заболеваний.
Насекомое. (выбегает)
Мы, насекомые едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи в огородах, фрукты в садах.
Ведущий.
Да, ребята, без птиц – не было бы урожая.
Сова.(выбегает, нападает на мышь)
Я, Сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и этим спасаем 20 тонн отборного зерна и тысячи деревьев.
Несекомое убегает, сова забирает с собой мышь.
Синица. (выбегает)
Я, Синица. Круглый год – зимой и летом отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца и уничтожаю их.
Ведущий.
Да, это правда, ребята! Пара синиц за гнездовой период может уничтожить вредителей на 40 яблонях. Одна синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Эти птицы поедают гусениц, жуков, тлю, очищая тем самым и всю окружающую территорию. К своему гнезду они прилетают с кормом около 400 раз.
Друзья, синицам очень трудно зимой, когда деревья покрыты снегом, и они не могут отыскать насекомых. И чтобы они не умерли от голода, тут на помощь приходите вы, ребята, и ваши птичьи «столовые».
Стихотворение «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна, и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть,
И для них тепло.
Разве можно забывать?
Улететь могли,
А остались заодно
Зимовать с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!
Ведущий.
Большую пользу сельскому и лесному хозяйству приносят и скворцы. Скворцы поедают огромное число гусениц, майских жуков, бабочек и других вредных насекомых.
Мы ждём вас, товарищи скворцы, прилетайте скорее!
Ведущий.
Ещё птицы, друзья, сыграли большую роль в науке. Ещё в древности, видя полёт птиц, человек мечтал о своём полёте в воздухе и первые летательные аппараты были подражанием полёта птицы.
Велика роль птиц и в воспитании прекрасного. Можете ли вы представить весну без пения соловья? Кто из вас не слышал песни жаворонка?
(Слушаем пение птиц)
Ведущий.
А вот и ещё к нам гости пожаловали.
(Выбегают дятел, мухоловка – пеструшка и снегирь)
Дятел.
Я, ребята, всегда сам выдалбливаю в лесу отличное жилище. А после меня в нём живут разные мелкие птички.
Мухоловка-пеструшка.
А я, мухоловка-пеструшка, не имею такого крепкого клюва, как дятел. И поэтому нуждаюсь в жилище, сделанном вашими руками ребята. Я обязательно поселюсь в вашем домике, и обещаю вам за это каждый день ловить по 300 мух и комаров, чтобы они вас не кусали. Хоть я и маленькая, но аппетит у меня большой.
Снегирь.
Меня все знают, Снегиря! Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной и семенами сорных растений, а теперь улетаю к себе на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега!
(Снегирь убегает)
До свидания, Снегирь! Прими от нас в подарок песню.
Исполнение песни С. Ранда «Летели лебеди, летели».
Ведущий.
Ну, что ж, дорогие ребята, пришла пора нам поиграть.
Первая игра на внимание . Я читаю стихотворение, вы, если слышите названия птиц – машете руками, если не птиц – топаете ногами.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и кукушки.
Комары и мушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!
Вторая игра. Ну, ребята, не зевайте, хором дружно отвечайте.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица… (грач)
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс… (павлин)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаёте? Это… (цапля)
Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает… (сова)
Я люблю непогоду,
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь.
Чистоплотный, серый…. (гусь)
То не радуга и не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный… (попугай)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина… (орла)
А теперь третья игра «Птица – не птица».
Поганка – птица,
Выхухоль – млекопитающее,
Крохаль – птица,
Зимородок – птица,
Бабирусса – млекопитающее, семейство свиных.
Альбатрос – птица,
Амадина – птица,
Плодожорка – насекомое,
Бекас – птица,
Бокоплав – мелкое ракообразное,
Вальдшнеп – птица, семейства бекасиных,
Перелеска – травянистое растение,
Зяблик – птица,
Пеночка – птица,
Руконожка ай-ай – примат,
Свиристель – птица,
Овсянка – птица,
Венерина мухоловка – растение,
Совка – бабочка,
Летяга – белка,
Ткачик – птица,
Аистник – травянистое растение,
Цесарка – птица, семейства фазановых.
8 ученик.
Дорогие друзья! Лес без птиц и зверей наполовину мёртвый. Зимой он молчалив: в нём не услышать посвистов дроздов, иволги, звонкого щебетания зябликов, мухоловок, пеночек.
9 ученик.
Лес без птиц – больной лес. Поэтому мы должны любить и охранять птиц. Что нужно делать для привлечения птиц на гнездовья и увеличения их численности? Очень важно сохранить старые участки лесов, парков, все естественные и искусственные угодья, где обитают птицы.
10 ученик.
Необходимо создавать новые искусственные местообитания птиц (проводить посадку деревьев и кустарников). Надо изготавливать искусственные гнёзда (домики, дуплянки), обеспечить охрану птиц во время гнездования, исключить фактор беспокойства.
Вместе. Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!
11ученик.
На восходе очень ярко солнышко встаёт.
При любой погоде птица запоёт,
Будет петь и в зной, и в слякоть, в холод и в жару,
Чтобы человек стремился к свету и добру.
Чтоб услышать птичий говор, трели соловья,
Постарайтесь птиц не трогать,
Чтоб светлей, была Земля!
Исполнение хором песни А. Пахмутовой «Просьба».
Ведущий.
Ребята, символом удачи и долгой жизни является японский журавлик, выполненный в технике оригами. Позднее этот журавлик ещё стал символом надежды на мир без войны. Мы дарим вам сегодня таких журавликов.
Спасибо всем за участие! Ждём вас на следующий год!
Выставка «Виды корма для птиц»
Экскурсия для учащихся начальной школы
Выставка рисунков «Птицы – наши друзья»
Цель праздника:
Познакомить с основными датами проведения мероприятий по сохранению птиц; способствовать развитию и укреплению интереса обучающихся к природе родного края, формированию экологической культуры; воспитывать любовь к природе, культуру общения с окружающим миром;
Познакомить с основными датами мероприятий по сохранению птиц;
— познакомить детей с обычаями и праздниками русского народа, посвящёнными встрече весны и прилёту птиц;
— развивать познавательный интерес к культуре и истории своего народа;
— развивать коммуникативные навыки обучающихся;
— формировать у детей чувство национальной гордости;
— учить ценить и беречь окружающий нас мир.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Предварительная подготовка: составление презентации, изготовление кормушек, выпечка фигурок птиц. Стены зала или класса оформляются плакатами «Птицы – друзья леса, сада и огорода!», «Ребята, любите и охраняйте птиц!», «Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!»;
оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему «Мир птиц»; сцена зала оформляется силуэтами берёз и елей;
Музыкальное сопровождение.
1. Украинская народная песня «Птичка».
2. Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».
3. Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский
4. Песня «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов
1-й ведущий. Дорогие друзья, сегодня у нас праздник в честь наших друзей,
А вот каких, вы скажете нам сами, отгадав загадки…
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует,
Коноплю ворует.
(Воробей)
Летом за пахарем ходит,
а под зиму с криком уходит.
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавль)
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает,
А время знает.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце.
(Ласточка)
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает.
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
По-над полем, над болотом,
Начинаю рано петь.
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть.
(Жаворонок)
На два, на три километра
Поднимаюсь и кружу.
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(на слайде- рисунки к отгадкам (птицы))
(Звучит украинская народная песня «Птичка»)
1-й ведущий. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их мелодичное пение, яркое оперение, их смелые стремительные
полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом, невидимкой жаворонком – связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов. Вслед за птицей человек устремился в небо, чтобы с высоты птичьего полёта взглянуть на родную землю.
2-й ведущий. Птицы являются надёжными защитниками полей от вредных насекомых и грызунов. А 1 апреля- Международный день птиц (на слайде дата и название праздника)
1-й ведущий. Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.
Поэтому уже более века в начале апреля празднуют Международный день птиц.
Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог,
как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Птицы часто становились созданиями сказочными и даже божественными. И это сослужило им хорошую службу.
Традиционное почитание многих видов птиц долгое время с успехом заменяло научную охрану – они были неприкосновенны.
2-й ведущий. 19 марта 1902 года в Париже была подписана «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», вступившая в силу 12 декабря 1905 года, а с 1906 года в мире начали отмечать День птиц.
1-й ведущий. В 1950 году была подписана «Международная конвенция об охране птиц», которая заменила устаревший документ 1902 года.
День птиц является самым «старым» праздником экологического календаря, во всем мире его начали отмечать еще в начале 20 века.
Однако впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в Соединенных Штатах Амеpики в далеком 1894 году в небольшом американском городе Оил-Сити (штат Пенсильвания) по инициативе местного учителя Чарльза Бабкока.
А к началу 20 века проник и в Россию.
2-й ведущий. При этом в России праздник отмечался позднее чем в Америке, что связано с более поздним прилетам к нам основной массы пернатых.Идея проведения Дня птиц, установки дуплянок и кормушек упала в России на благодатную почву, ведь привлечение птиц в искусственные гнездовья, впервые было начато именно в России.
1-й ведущий. Еще знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, заметил, что российские крестьяне для скворцов вывешивали на местах цилиндрические ящики из коры.
Для аистов в Украине и Белоруссии по традиции весной на столбах выставлялись колеса от телег. 2-й ведущий (слайд с датами и рисунками птиц)
Однако еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц:
9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) — Жаворонки, Заклички весны, Сороки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
12 марта – Проломи наст (Феофан, Григорий), день, в который привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.
17 марта — в народном календаре (месяцеслове) есть день Грачевник (Герасим,), знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.
22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.
1-й ведущий В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз –
изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички. Обычай старины — печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички (веснянки).
(Инсценирование отрывка обряда детьми)
***
1-ый Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
***
2-ой Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру - поздорову.
***
3-ий Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
***
4-ый Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
***
5-ый Синички — сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на поле поживите,
К нам весну скорей ведите!
***
6-ой Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
— Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!
***
7-ой Ты пчелынька,
Пчелка ярая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!
***
8-ой Холодную зиму провожаем,
Теплую весну встречаем.
Уезжает зима на возочке,
Плывет весна в челночечке:
С ливнями, с цветами,
С песнями, с журавлями,
С ржаным снопочком,
С золотым колосочком.
1-ый Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую.
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая,
Да про ту ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморские,
Заморские земли, чужедальние,
Где заря с зоренькой сходятся,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла во век не отбавляется.
Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек ты, весенний гость.
2-ой Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
***
3-ий Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.
***
4-ый Чивиль-виль-виль,
Жавороночек!
Прилети к огням,
Принеси ты нам,
Ты весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло летушко,
Зеленый покос,
Унеси сухой мороз!
***
5-ый Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
***
6-ой Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.
1-й ведущий. На Благовещенье — 7 апреля — было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю.
На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выпуская птиц приговаривали:
7-ой Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
1-й ведущий В России в XVIII в. считалось преступлением разорить гнездо или убить скворца в окрестностях деревни. Вероятно, на это повлияло давнее представление о нем как о вестнике весны.
2-й ведущий Большим грехом было разорение гнезда ласточки – «божьей птички». Христиане охраняли персонажей библейских сказаний – клеста, снегиря, голубя. Клест при распятии Христа вытаскивал гвозди, снегирь – ломал иглы тернового венца на голове Спасителя, и одна капля крови попала ему на грудь. Голубь известил Ноя о появлении земли во время Всемирного
потопа. Традиция привлечения на гнездование белого аиста возникла в связи с убеждением, что он приносит счастье, здоровье, благосостояние, защищает дом от пожаров, молний, стихийных бедствий.
1-й ведущий Ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?
2-й ведущий Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из берегов и сносило с земли целые города.
(появляются сказочные птицы в масках)
Стратим-птица:
От меня пошли все птицы,
Я – всем русским птицам мать.
Океан готов взъяриться,
Лишь крылом начну махать.
В кружева одеты волны,
Раскачался океан,
Ветры буйные довольны –
Им по нраву ураган.
2-ой ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.
Птица Сокол! Я в почете у народа.
Не опасна мне любая непогода.
Я, как молния, пространство одолею,
В битве честной я врага не пожалею.
От очей моих укрыться невозможно.
И веду себя я очень осторожно.
Всех героев величают не напрасно:
Сокол храбрый, Сокол млад и Сокол ясный!
2- й ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в
райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.
Жар-птица:
Жар-птица – это пламя и огонь!
Ослепнуть можно от ее сиянья.
Ах, сколько было схваток и погонь,
Как говорят старинные сказанья,
Чтоб завладеть хотя б ее пером!
Один герой случайно догадался
И угостил ее хмельным зерном –
И он домой с Жар-птицей возвращался.
Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –
Из клюва жемчуг скатный рассыпает.
А ночью, вольный совершив полет,
Сад райский опереньем освещает.
2-ой ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.
Алконост:
Я – райская птица,
Зовусь Алконостом,
Со мною сравниться
Вам, птички, не просто:
В двойном я обличье –
Девичьем и птичьем –
Лицом я девица,
А тело – от птицы.
2-ой ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.
2-ой ведущий: Была у славян и вещая птица-Гамаюн, посланник и глашатай богов. Он открывал будущее тем, кто умел истолковать его пение, загадочное для непосвященных. Когда Гамаюн летел с Востока, то приносил с собою смертоносную бурю.
Я — посланник богов
И глашатай веков!
Людям гимны пою,
Слушай песню мою:
О земле и о небе,
О воде и о хлебе,
О герое былинном
И о боге всесильном.
Я пою свои песни,
Нет которых чудесней,
Тем, кто тайное знает,
Тем, кто их разгадает!
2-ой ведущий: Скажите, какая птица вам больше всего запомнилась?
А теперь для наших сказочных героев спаем песенку.
Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский
1-ый ведущий В 1926 году прошел первый в нашей стране официальный День птиц, во время которого юннаты устанавливали скворечники даже на Ленинских (Воробьевых) горах. В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было развешено 1098 птичьих домиков, участвовало 5 тысяч ребят, а с 1928 года День птиц зашагал по всей стране, в нем приняло участие примерно 65 тысяч энтузиастов, развешено 15 тысяч скворечников. Не забывают ребята и узнавать интересное о птицах. А давайте и мы посоревнуемся, вспомним, что интересного мы знаем.
Конкурс «Имена» (на знание имен птиц)
(за каждый правильный ответ ребенок получает жетон)
* Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)
* Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)
* Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
* Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)
* Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)
* Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)
* У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
* Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)
* Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)
* У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)
* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)
* Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)
* Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)
* Любимое лакомство аистов? (Лягушки)
Конкурс на знание фактов из жизни птиц.
2-ой ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать факты из жизни птиц, а вы должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?
* В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)
* Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)
* Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)
* У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)
* Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)
* Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)
* Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)
* Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да)
* У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)
* Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)
* Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)
* Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)
* На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)
* Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)
2-ой ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и
поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Конкурс «Сороки — тараторки» (конкурс на знание скороговорок)
* Ласточка день начинает … (соловей кончает)
* Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)
* У каждой птицы … (своя песня)
* Цыплят по осени … (считают)
* Слово не воробей …(вылетит — не поймаешь)
* Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)
* Старого воробья … (на мякине не проведешь)
* Всякий кулик свое … (болото хвалит)
* Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)
* Одна ласточка … (весны не делает)
* … свинье не товарищ (гусь)
1-ый ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по 1 участнику от класса. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.
* Дятел дуб долбил да не додолбил.
* У перепела да перепелки пять перепелят.
* Проворонила ворона вороненка.
* Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
* Три сороки – тараторки тараторили на горке.
* Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
1-ый ведущий Молоцы, ребята. А на дворе у нас весна. В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки.
2-ой ведущий Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики» (на территории России гнездятся более 400 видов). Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое исконное единство с ней.
Давайте, чтобы и к нам прилетели наши друзья, споем для них песенку. Они услышат и прилетят.
Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».
1-ый ведущий Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы?
(Ответы детей)
2-ой ведущий Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, и всему животному миру, придет гибель. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…Сегодня мы с вами подготовили для наших друзей сюрприз…
Конкурс скворечников.
1-ый ведущий Сегодня акции и мероприятия, приуроченные к Международному дню птиц, проходят по всей стране. Экологи и орнитологи призывают всех к бережному отношению к нашим пернатым братьям. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около 100 видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу.
2-ой ведущий Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение
среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.
1-ый ведущий Искусственные загрязнители – это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда –
замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера – увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.По неутешительным прогнозам орнитологов, в ближайшие сто лет с Земли исчезнет около 1000 видов птиц. Поэтому человечеству стоит приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить стабильную численность хотя бы некоторых видов пернатых.
2-ой ведущий Ведь, как говорил знаменитый педагог Пётр Бузук, «тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо».
1-ый ведущий
Всего в мире несколько так называемых «птичьих» дат:
Международный день перелетных птиц» — вторая суббота мая, или
Всемирный день мигрирующих птиц (World Migratory Bird Day) — 11 мая
2-ой ведущий Запомните эти даты (на слайде).
Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)
Дети исполняют песню «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов
2-ой ведущий Нам пора прощаться, но мы думаем, что всё, о чем вы узнали, не забудете. Берегите птиц! А за ваше активное участие сладкий приз-жаворонки из теста.