Марк аврелий человек должен быть. Философия марка аврелия. Философия Марка Аврелия
Марк Аврелий - император Римской империи (161-180 гг.) и последний представитель философской школы стоиков. В истории мировой философии вряд ли можно еще найти, чтобы в одном лице слились две функции - императора и философа.
Марк Аврелий родился в 121 г. в богатой патрицианской семье. В раннем возрасте он потерял отца. Главным воспитателем Марка становится его дед. На формирование характера оказала влияние мать. «Деду Веру, - писал Марк Аврелий, - я обязан уравновешенностью и незлобивостью; славе памяти - скромностью и мужественностью; матери - благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, и сверх того простым образом жизни, далеким от всякой любви к роскоши». С юных лет Марк Аврелий получил представление об обязанностях правителя, о праве и свободе граждан, о выдающихся политических деятелях и философах своего времени. Он получил хорошее семейное образование. Особое влияние на него оказал философ-стоик. Под влиянием учителя Марк стал приучать себя к суровому образу жизни.
В 138 г. Марк был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антония Пия, а в 145 г. оформлен их брак. Таким образом, он становится наследником престола. Фаустина была красивой, но распутной женщиной. Она часто выбирала себе любовников из гладиаторов и матросов. Когда друзья советовали Марку развестись с женой, он отвечал: «Если я разведусь с женой, то нужно будет возвратить ей приданое, то есть будущую императорскую власть».
Император приблизил Марка Аврелия к управлению государством. На императорский трон претендовал еще один приемный сын императора - Луций Вер. В 161 г. император Антоний Пий скончался, и власть перешла к Марку Аврелию. Его соправителем стал Луций Вер. Марк Аврелий и Луций Вер были людьми разного склада: Марк - скромный, волевой, порядочный, отзывчивый, а Луций Вер - распущенный, себялюбивый, чванливый. Однако они уживались, вместе управляли империей и совершали военные походы. Почти половину своего правления Марк Аврелий провел в походах вместе со своими воинами, которые любили его и готовы были отдать за него свою жизнь.
Соправитель Луций Вер умер в 169 г. Марк Аврелий стал полновластным властителем империи. В этот период у него не складываются отношения с сыном Коммодом. По своему характеру сын был прямой противоположностью отца: вспыльчивый, надменный, коварный.
Во время походов Марк Аврелий делал свои философские записи, которые после его смерти были опубликованы под названием «Наедине с собой».
Каковы же основные положения учения Марка Аврелия? Марк Аврелий - представитель позднего стоицизма. Известно, что Ранняя Стоя свою философию делила на три раздела: физику (учение о природе), логику (учение о мышлении и познании) и этику (учение о человеке и обществе). Поздняя Стоя (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) основное внимание сосредоточила на этике, а в этике - на проблеме человека, на проблеме смысла жизни.
Как и все стоики, Марк Аврелий считал, что существует вечная природа, которая есть сплав материи и мировой души. Природа одушевлена. Мировая душа - эта гераклитовский логос. В природе все взаимосвязано, все развивается под направлением логоса. Логос, мировая душа, и есть Бог. Бог не творец природы. Бог - управитель природы. Существует бесконечная причинно-следственная связь в природе, в космосе. В этом смысле и следует понимать судьбу, рок. На всех процессах лежит печать судьбы. Судьба - это предустановленный Богом, или Логосом, мировой порядок. Следовательно, человек, вписанный в этот мировой порядок, должен жить в соответствии с природой. Человек есть одно из проявления этого единого целого.
Человек, считал Марк Аврелий, является сложным образованием. В нем слились все компоненты живого космоса. В человеке следует прежде всего выделять тело, душу и разум. Тело - это комбинация огня, воды, воздуха и земли. Эта комбинация позволяет иметь телу свойства воспринимать, чувствовать. Смерть разрушает эту комбинацию, и разрушенное тело человека вливается в общий материальный массив природы. Душа человека - это частное проявление мировой души или пневмы. Душа - жизненная сила человека, выполняющая в теле человека ту же функцию, какую выполняет огнедышащая пневма или мировая душа в природе. После смерти человека его душа вливается в мировую душу. Разум - это «Я» человека, совесть человека, его «внутренний гений». Разум есть частица мирового разума. Мировой разум и разум человека - это руководящее начало.
Ничто из того, утверждал Марк Аврелий, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей (богатство и бедность, слава и бесчестье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают как на долю достойных, так и недостойных. Истинно разумно и нравственно поступает, с его точки зрения, лишь тот, кто отбрасывает суетные стремления к внешним благам, стоит выше страстей и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Хотя Марк Аврелий много говорит об обязанностях человека перед обществом, о необходимости быть преданным общему благу, все же его этика глубоко индивидуалистична. Главный смысл жизни человека заключается в стремлении к нравственному совершенствованию. Как этого достичь? Надо уйти в себя. Надо ежедневно заниматься духовным самовоспитанием. Надо постоянно в свободные часы беседовать с самим собой. Благодаря самовоспитанию, человек может стать мужественным, честным, благородным, уважительным, стойким к невзгодам, скромным в достатке и роскоши, преданным интересам общества и государства.
Деятель - правитель, философ - мыслитель. Если только размышлять и не действовать, то ничем хорошим это не закончится. С другой стороны, философу будут вредить занятия политической деятельности, отвлекая его от познания мира. В этом отношении среди всех римский правителей Марк Аврелий был исключением. Он жил двойной жизнью. Одна была на виду у всех, а другая оставалась тайной до самой его смерти.
Детство
Марк Аврелий, биография которого будет представлена в этой статье, родился в богатой римской семье в 121 году. Отец мальчика умер рано, и его воспитанием занялся дед, Анний Вер, который успел дважды побывать на посту консула и был на хорошем счету у императора Адриана, состоявшего с ним в родстве.
Юный Аврелий получал образование дома. Особенно ему нравилось изучать стоическую философию. Он остался её приверженцем до конца жизни. Вскоре необыкновенные успехи в учёбе мальчика заметил сам Антоний Пий (правящий император). Ожидая своей скорой смерти, он усыновил Марка и стал готовить его на должность императора. Однако Антонин прожил намного дольше, чем думал. Он скончался в 161 году.
Восхождение на престол
Марк Аврелий не считал получение императорской власти каким-то особенным и переломным моментом своей жизни. На престол также взошёл ещё один приёмный сын Антония, Луций Вер, но он не отличался ни полководческим талантом, ни государственным умом (умер в 169 году). Как только Аврелий взял бразды правления в свои руки, начались проблемы на Востоке: парфяне вторглись в Сирию и захватили Армению. Марк перебросил туда дополнительные легионы. Но победа над парфянами омрачилась эпидемией чумы, начавшейся в Двуречье и распространившейся за пределы империи. В это же время на дунайской границе произошло нападение воинственных славянских и У Марка не хватало солдат, и пришлось набирать в гладиаторов. В 172 году восстали египтяне. Бунт был подавлен опытным полководцем Авидием Кассием, объявившим себя императором. Марк Аврелий выступил против него, но до сражения дело не дошло. Кассия убили заговорщики, а истинный император отправился домой.
Размышления
Возвратившись в Рим, Марк Аврелий вновь вынужден был защищать страну от придунайских племён квадов, маркоманов и их союзников. После отражения угрозы император заболел (по одной версии - язвой желудка, по другой - чумой). Через некоторое время он скончался в Виндобоне. Среди его вещей были обнаружены рукописи, на первой странице которых была надпись «Марк Аврелий. Размышления». Эти записи император вёл в своих походах. Позже они будут издаваться под названиями «Наедине с собой» и «К самому себе». Исходя из этого, можно предположить, что рукописи не предназначались для публикации, ведь автор действительно обращается к себе, предаваясь наслаждению размышлениями и давая уму полную свободу. Но пустые мудрствования ему не свойственны. Все размышления императора касались реальной жизни.
В «Размышлениях» Марк Аврелий перечисляет всё хорошее, чему его научили воспитатели и что ему передали предки. Также он благодарит богов (судьбу) за своё презрение к богатству и роскоши, сдержанность и стремление к справедливости. А ещё он очень доволен, что, «мечтая заняться философией, не попал на какого-нибудь софиста и не засел с сочинителями за разборы силлогизмов, параллельно занимаясь внеземными явлениями» (в последней фразе имеется в виду отстранение от увлечения гаданиями, гороскопами и другими суевериями, столь популярными в период деградации Римской империи).
Марк прекрасно понимал, что мудрость правителя заключается не в словах, а прежде всего в поступках. Он писал сам себе:
- «Работай усердно и не жалуйся. И не для того, чтобы тебе сострадали или изумлялись твоим трудолюбием. Желай одного: покоиться и двигаться так, как будет считать достойным гражданственный разум».
- «Человеку в радость делать то, что ему свойственно. А свойственно ему созерцание природы и доброжелательность к соплеменникам».
- «Если кто-нибудь сможет наглядно показать неверность моих поступков, то я с радостью прислушаюсь и всё исправлю. Я ищу правду, которая никому не наносит вред; вредит себе лишь тот, кто пребывает в неведении и лжи».
Заключение
Марк Аврелий, биография которого описана выше, был поистине гениален: будучи видным полководцем и государственным деятелем, он оставался философом, проявлявшим мудрость и высокий интеллект. Остаётся лишь сожалеть, что таких людей в мировой истории можно пересчитать по пальцам: одних власть делает лицемерами, других - развращает, третьих - превращает в приспособленцев, четвёртые относятся к ней, как к средству для удовлетворения своих низменных потребностей, пятые становятся покорным орудием в чужих враждебных руках… Благодаря стремлению к правде и увлечению философией, Марк преодолел искушение властью без каких-либо усилий. Немногие правители смогли понять и осознать высказанную им мысль: «Люди живут друг для друга». В своём философском труде он словно обращался к каждому из нас: «Представьте, что вы уже умерли, живя лишь до настоящего момента. Оставшееся время, данное вам сверх ожидания, проживите в гармонии с природой и обществом».
Жизнь
Марк Аврелий - император Римской империи (161 - 180 гг.) и последний представитель философской школы стоиков. В истории мировой философии вряд ли можно еще найти, чтобы в одном лице слились две функции - императора и философа.
Марк Аврелий родился в 121 г. в богатой патрицианской семье. В раннем возрасте он потерял отца. Главным воспитателем Марка становится его дед. На формирование характера оказала влияние мать. «Деду Веру, - писал Марк Аврелий, - я обязан уравновешенностью и незлобивостью; славе памяти - скромностью и мужественностью; матери - благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, и сверх того простым образом жизни, далеким от всякой любви к роскоши». С юных лет Марк Аврелий получил представление об обязанностях правителя, о праве и свободе граждан, о выдающихся политических деятелях и философах своего времени. Он получил хорошее семейное образование. Особое влияние на него оказал философ-стоик. Под влиянием учителя Марк стал приучать себя к суровому образу жизни.
В 138 г. Марк был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антония Пия, а в 145 г. оформлен их брак. Таким образом, он становится наследником престола. Фаустина была красивой, но распутной женщиной. Она часто выбирала себе любовников из гладиаторов и матросов. Когда друзья советовали Марку развестись с женой, он отвечал: «Если я разведусь с женой, то нужно будет возвратить ей приданое, то есть будущую императорскую власть».
Император приблизил Марка Аврелия к управлению государством. На императорский трон претендовал еще один приемный сын императора - Луций Вер. В 161 г. император Антоний Пий скончался, и власть перешла к Марку Аврелию. Его соправителем стал Луций Вер. Марк Аврелий и Луций Вер были людьми разного склада: Марк - скромный, волевой, порядочный, отзывчивый, а Луций Вер - распущенный, себялюбивый, чванливый. Однако они уживались, вместе управляли империей и совершали военные походы. Почти половину своего правления Марк Аврелий провел в походах вместе со своими воинами, которые любили его и готовы были отдать за него свою жизнь.
Соправитель Луций Вер умер в 169 г. Марк Аврелий стал полновластным властителем империи. В этот период у него не складываются отношения с сыном Коммодом. По своему характеру сын был прямой противоположностью отца: вспыльчивый, надменный, коварный.
Во время походов Марк Аврелий делал свои философские записи, которые после его смерти были опубликованы под названием «Наедине с собой».
Во время разразившейся чумы Марк Аврелий заболел и 17 марта 180 г. скончался.
Учение
Каковы же основные положения учения Марка Аврелия? Марк Аврелий - представитель позднего стоицизма. Известно, что Ранняя Стоя свою философию делила на три раздела: физику (учение о природе), логику (учение о мышлении и познании) и этику (учение о человеке и обществе). Поздняя Стоя (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) основное внимание сосредоточила на этике, а в этике - на проблеме человека, на проблеме смысла жизни.
Как и все стоики, Марк Аврелий считал, что существует вечная природа, которая есть сплав материи и мировой души. Природа одушевлена. Мировая душа - эта гераклитовский логос. В природе все взаимосвязано, все развивается под направлением логоса. Логос, мировая душа и есть Бог. Бог не творец природы. Бог - управитель природы. Существует бесконечная причинно-следственная связь в природе, в космосе. В этом смысле и следует понимать судьбу, рок. На всех процессах лежит печать судьбы. Судьба - это предустановленный Богом, или Логосом, мировой порядок. Следовательно, человек, вписанный в этот мировой порядок, должен жить в соответствии с природой. Человек есть одно из проявления этого единого целого.
Человек, считал Марк Аврелий, является сложным образованием. В нем слились все компоненты живого космоса. В человеке следует прежде всего выделять тело, душу и разум. Тело - это комбинация огня, воды, воздуха и земли. Эта комбинация позволяет иметь телу свойства воспринимать, чувствовать. Смерть разрушает эту комбинацию, и разрушенное тело человека вливается в общий материальный массив природы. Душа человека - это частное проявление мировой души или пневмы. Душа - жизненная сила человека, выполняющая в теле человека ту же функцию, какую выполняет огнедышащая пневма или мировая душа в природе. После смерти человека его душа вливается в мировую душу. Разум - это «Я» человека, совесть человека, его «внутренний гений». Разум есть частица мирового разума. Мировой разум и разум человека - это руководящее начало.
Ничто из того, утверждал Марк Аврелий, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей (богатство и бедность, слава и бесчестье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают как на долю достойных, так и недостойных. Истинно разумно и нравственно поступает, с его точки зрения, лишь тот, кто отбрасывает суетные стремления к внешним благам, стоит выше страстей и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Хотя Марк Аврелий много говорит об обязанностях человека перед обществом, о необходимости быть преданным общему благу, все же его этика глубоко индивидуалистична. Главный смысл жизни человека заключается в стремлении к нравственному совершенствованию. Как этого достичь? Надо уйти в себя. Надо ежедневно заниматься духовным самовоспитанием. Надо постоянно в свободные часы беседовать с самим собой. Благодаря самовоспитанию человек может стать мужественным, честным, благородным, уважительным, стойким к невзгодам, скромным в достатке и роскоши, преданным интересам общества и государства.
Марк Аврелий – последний из представителей так называемой пятерки хороших императоров. Пять правителей из одного рода, правили с 96 по 180 год, и именно на этот период припадает пик развития и наивысшего расцвета Римской империи.
Детство
Марк Анний Вер, а именно такое имя при рождении было дано будущему императору, родился в 121 году в знатной и довольно обеспеченной семье. После кончины родного отца, мальчика усыновил Публий Катилий Север, а ему самому было дано новое имя — Марк Анний Катилий Север. После того, как не стало и приемного отца в 139 году, Марк вскоре был повторно усыновлен императором Антонином Пием, а его полное имя теперь звучало как Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Жена Антонина Пия приходилась Аврелию теткой, так как была родной сестрой кровного отца мальчика.
Обучался Марк на дому, а приемный отец всеми силами способствовал всестороннему развитию Аврелия, видя в нем достойную смену на посту императора. Особенно по душе мальчику была философия стоиков, приверженцем которой он оставался до конца своих дней. Среди преподавателей Марка был и Аполлоний – известнейший в мировой истории представитель стоицизма.
Способности и таланты юного Аврелия были отмечены и правящим императором Адрианом, чьи поручения он с радостью выполнял. Адриан способствовал тому, чтобы Марк Аврелий получил один из титулов ордена, будучи шестилетним мальчишкой, что в принципе было неслыханно. Всего через два года парнишка уже входил в коллегию салиев (жрецов бога Марса). В 15-летнем возрасте на Марка была возложена огромная ответственность – ему доверили организацию Римских празднеств, проводимых императором. Адриан даже хотел, чтобы его титул унаследовал Марк Аврелий, но в силу юного возраста последнего, пришлось поступить иначе. На посту императора Адриана, умершего в 161 году, сменил приемный отец Марка – Антонин Пий, однако Адриан заранее обусловился, что последователем Пия обязательно должен стать Марк Аврелий.
Юность
Чести гордо зваться консулом, Арвелий удостоился будучи совсем юным – в 19 лет. Несмотря на молодость, на этой должности он сумел проявить свой нрав – будущий император был строг, требователен, и в то же время очень прост в общении. Аврелий с раннего возраста отличался любовью к древнеримским ритуальным традициям, а его ораторские способности производили на окружающих огромное впечатление. Среди всего прочего, Марк Аврелий имел глубокие познания в области гражданского права и юриспруденции.
В 145 году Марк Аврелий связал себя узами брака с одной из дочерей своего приемного отца – Фаустиной. В это же время он всецело отдался дальнейшему познанию философии.
Возглавляя империю
Для Марка Аврелия одержание власти над целой империей никогда не являлось приоритетом, и, тем не менее, в 161 году, он взошел на престол. Правда, делить его пришлось с еще одним приемным сыном Антонина Пия — с цезарем Луцием Вером. Последний не проявлял ни особого таланта управленца, ни интереса к делам империи и вскоре отошел от дел. К тому времени, когда Аврелий полностью взял управление государством в свои руки, ему было около 40 лет. В начале своего правления он проявил себя как мудрый и рассудительный император, преодолев ряд проблем, среди которых были вторжение парфян в Сирию, восстание египтян, распространение эпидемии чумы и другие.
В свое время постоянная нехватка государственных средств во время бесконечных войн заставила императора искать пути решения проблемы. Марк Аврелий поступил благородно и мудро – он заложил абсолютно все ценности, принадлежавшие ему и его семье, что позволило решить большую часть финансовых проблем. В другой ситуации – во время возможного повышения военных налогов — он с легкостью распрощался с принадлежавшими ему художественными произведениями, и снова народ восхитился своим правителем.
Философия в жизни императора
Марк Аврелий отчетливо осознавал всю важность философии в процессах воспитания и образования, а потому им было организованно сразу четыре кафедры академического, перипатетического, стоического и эпикурейского направлений. Кафедры располагались в Афинах, а все преподаватели содержались на государственном счету. Аврелий отличался чувством такта и искренним желанием сделать мир чуть лучше. Так, в свое время, он принял решения немного смягчить правила гладиаторских боев, хотя это могло нанести непоправимый урон по его популярности среди населения.
Известно, что у великого императора был сложнейший недуг, однако разные источники указывают разную информацию. Одна из версий – это язва, другая – чума. Болезнь отнимала много сил, и физических, и моральных, но Аврелий никогда не падал духом и всегда был хладнокровен. Один из советников Аврелия рассказывал, как Марк во время походов часы ночного отдыха отдавал науке – он писал труды по философии морали и метафизике. Сегодня эти работы известны широкой общественности под названием «Размышления» или же «К самому себе».
Во время пребывания в одной из провинций империи, в 176 году в результате разгоревшегося мятежа, умерла супруга императора. Несмотря на проблемы, которые нередко возникали в браке между ними, Аврелий долго и тяжело переживал утрату «матери лагерей», как он ее называл. Самого же философа не стало спустя 4 года, во время очередного военного похода. 17 марта 180 года, незадолго до своей смерти, Аврелий признался врачу, что чувствует, что это – конец. Вскоре его не стало.
Марк Аврелий был стоиком. Следовательно, для понимания его философии необходимо иметь некоторое представление о стоическом учении. Стоицизм был одной из ведущих философских школ эллинистического и римского периодов. Хотя его предтечами были ранние философы - особенно Гераклит и Сократ, - как отдельное философское течение он сформировался около 300 г. до н.э., когда в Афины прибыл с Кипра Зенон (ок.336 - 264 гг. до н.э.) и начал учить в Стое, или крытой рыночной площади.
Зенон и его преемники развили целостную философскую систему, включившую в себя эпистемологию, метафизику, логику, этику, политическую философию религии. Сердцевиной этой системы был метафизический материализм, который, не будучи столь интеллектуально изощрен, как атомизм Демокрита, все же позволил стоикам описывать вселенную как чисто природную целостность, функционирующую сообразно закону, и тем самым найти онтологическую нишу для Бога. Хотя с логической точки зрения такое сочетание было не слишком жизнеспособно, оно предоставило стоикам структуру, вокруг которой строилась вся стоическая философия.
Стоицизм пришел в Рим вскоре после того, как в середине второго века до н.э. римское оружие покорило Грецию. В период ранней империи он играл ведущую роль в умственной жизни Рима. Двумя важнейшими римскими стоиками стали император Марк Аврелий (121 - 180 гг. н.э.) и раб Эпиктет (ок. 50 - ок. 125 гг. н.э.)
Стоики не смотря на целый ряд своих созвучных христианству идей, оставались язычниками, например Марк Аврелий, хотя и “по долгу службы”, все-таки и организовал гонение на христиан. Но это родство не следует и игнорировать. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма закончилась и история христианства началась.
Переворот, совершенный стоиками в философии, можно назвать, если воспользоваться современным термином, “экзистенциальным”: чем безразличнее становится становился стоический мудрец к окружающему его миру (в том числе и к социальному), тем сильнее он проникал в сокровенные глубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую вселенную ранее совершенно ему неведомую и недоступную. В “Размышлениях Марка Аврелия достигнута, по-видимому, предельная глубина самосознания и восповедальности, доступные античному человеку. Без этого открытия “внутреннего мира” человека (“внутреннего человека”, по терминологии Нового Завета), совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа христианства. Поэтому римский стоицизм можно назвать, в определенном смысле, рассматривать как “подготовительную школу” христианства, а самих стоиков - как ”искателей Бога”.
Чтобы понять стоицизм Марка во всей его целостности, необходимо отправляться от его метафизики. Здесь он в целом ортодоксален: вселенная - этоматериальный организм, состоящий из четырех основных элементов. Все случающееся причинно обусловлено, поэтому в мире нет места случайности.
Другим способом выразить ту же мысль, на котором делает акцент Марк, является утверждение, что вселенная управляется законом и порядок вещей есть манифестация разума. Из этого, по мысли Марка, следует, что существующий правящий вселенной разумный законодатель, или Бог. Однако, в отличии от иудее - христианской традиции, Марк понимает Бога не как трансцендентное существо, вступающее в личные взаимоотношения с человечеством. Бог, согласно Марку, - это скорее имманентный разум, определяющий ход всемирной истории. Поскольку вселенная целиком и полностью разумна, постольку, заключает Марк, она является также и благой. Таким образом, полагать, будто нечто, случающееся в естественном порядке вещей, есть зло, значит совершать фундаментальную ошибку. Следовательно, стержнем учения Марка является некая разновидность космического оптимизма.
Главные идеи Марка Аврелия:
1. Вселенная управляется разумом, который есть Бог.
2. В разумно устроенной вселенной все, что случается, является не только необходимым, но и благим.
3. Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом.
4. Хотя действия индивида причинно обусловлены, он достигает свободы, действуя разумно.
5. Дурные поступки других не причиняют нам вреда; скорее нам вредят наши мнения об этих поступках.
6. Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства.
7. Разумный индивидуум не должен бояться смерти, так как она естественное событие жизни.
“Размышления” не назовешь обычным философским трактатом. Скорее это сочетание интеллектуальной автбиографии и серии овещеваний, обращенных автором к самому себе и указывающих, как должно действовать не только в повседневных делах, но и в жизни в целом. И, действительно, заглавие, которое дал Марк своему сочинению, - Не “Размышления”, но греческая фраза, которую можно перевести как “мысли, обращенные к самому себе“. Так как “Размышления” обращались к самому автору и, по - видимому, не предназначались к обнародованию, им не достает завершенности правильного философского трактата. Мысли зачастую фрагментальны, грешат самоповторами, а весь том сочинения - чрезвычайно личный. В итоге порой трудно понять, что хочет сказать автор, или проследить за линией аргументации, приводящей его к тому или иному выводу. Тем не менее “Размышления” содержат философское учение, которое является Аврелиевским изводом стоицизма.
“Размышления” Марка разделяются на книги и главы - но их порядок чисто внешний. Некоторым единством обладает лишь первая книга, где Марк Аврелий вспоминает своих родных, наставников и близких людей и объясняет, чем он им обязан заканчивая перечислением всего того, чем он обязан богам. Мы имеем своеобразный дневник - не внешних событий, а мыслей и настроений, более важных в глазах автора, чем внешние события. Можно сказать, что “Размышления” представляют полную противоположность другой книге, которая также писалась среди военных тревог - Комментариям о галльской войне Юлия Цезаря. Здесь заботливо устранено всякое проникновение в глубь душевных переживаний, весь интерес также исключительно поглощен объективным миром, как у Марка Аврелия миром субъективным. Марк Аврелий обращался лишь к самому себе - он хотел закрепить переживания, которые могли служить моральной поддержкой и побуждением. Никогда не думал он этими строками влиять на других или исправлять их. Отсюда глубокая искренность, которая интуитивно воспринимается всяким читателем “Размышлений” и которой так не достает многим автобиографиям и исповедям, отсюда и непринужденность формы: Марк Аврелий не искал ее, как не ищут, делая отметки на полях книги. Нет риторических забот, но выражение всегда точно и ясно передает не только мысль, но и окружающий ее душевный фон.
Прежде всего прочность моральных истин не связана для него с тем или другим представлением о мире. У него нет определенной космологии - хотя бы той, которую выработал стоицизм. Он склоняется к этой последней в ее общих чертах, но достоверность ее нигде не стоит для него вровень с достоверностью нравственных начал, к которым обращается человек. Дело не только в том, что интерес Марка Аврелия сосредоточен на этих последних, как это вообще мы наблюдаем в позднейшем стоицизме, и не только в его сомнениях относительно возможности постигнуть физическую истину; для него, если даже правы не стоики, а эпикурейцы, и, если миром управляет единый закон, а самый случай, если все сводится к игре атомов, побуждения человека к добру этим не устраняются и привязанность к миру не усиливается. Эта мысль повторяется чрезвычайно часто.
Поэтому, когда в “Размышлениях” мы читаем, что человеческому телу свойственны элементы, огненные, воздушные, водяные и земляные, автор пользуется лишь распространенной гипотезой, не возводя ее на степень категорической истины.
Это отсутствие догматизма освобождает от сектанского духа, от преувеличенною прославления одной философской школы за счет других. Когда Марк Аврелий находит родственные ему мысли у Эпикура, ои не боится их брать, не боится и признать в представителе гедонистической философии мудрого учителя жизни.
Догматизм религиозный присущ “Размышлениям” не в большей мере, чем догматизм философский. Ни один не может притязать на исключительное право раскрытия людям божественной тайны. Одно представлялось Марку Аврелию несомненным: наличность в мире божества; атеизм противоразумен. Но что представляют эти боги, являются ли они лишь аспектами созидающего разума о котором учили стоики и на который часто ссылается Марк Аврелий? Несомненно, мы найдем у него тенденцию к монотеизму. Если мир един, то един наполняющий его бог, един и общин закон, едина и истина. Учение о посредниках между божеством и человеком, та демонология, которая так принялась на почве религиозно философского синкретизма, остается ему чуждой. Общение человека с божеством осуществляется прежде всего самопознанием, а затем и молитвой. По-видимому, для Марка Аврелия первое можег заменять второе: молитвы есть ее лишь словесное выражение внутреннего чувства, и как таковое она должна быть проста и свободна наподобие приводимой им молитвы афинян о дожде.
Место человека в мире изображается в “Размышлениях” в двух как бы противоположных аспектах. С одной стороны, постоянно возвращаются напоминания о всей эфемерности человеческой жизни. Земля есть лишь точка в бесконечном пространстве, Европа и Азия лишь уголки мира, человек - ничтожный миг времени. Огромное большинство исчезает из памяти окружающих; лишь некоторые превращались в мифы, но и эти мифы обречены на забвение. Нет более суетной заботы, чем забота о посмертной славе. Реален лишь настоящий миг - но что он значит перед лицом бесконечности в прошлом и бесконечности в будущем? И все-таки человеческий дух есть высшее, что мы находим в мире; по образцу его мы представляем душу целого. Человек не есть его поступки; вся его ценность лежит в его душе. И опять - таки Марк Аврелий и здесь остается чуждым какому-либо антропологическому догматизму; нельзя признать за последний указание, что человеку присущи три элемента: телесный, жизненный и разумный или что душе присуща сферическая форма. Господствующий мотив Марка Аврелия и здесь чисто этический. Человек есть частица мира; его поведение входит в общий план судьбы или промысла. Самое чувство гнева должно падать, когда мы вспомним, что порочный не мог действовать вопреки своей природе. Но это не значит, чтобы у человека была отнята всякая свобода и с него снята всякая ответственность. Марк Аврелий подошел к великой философской проблеме необходимости и свободы, разрешить которую в пределах стоического детерминизма; он, естественно, не был в состоянии. Его понимание этики осталось слишком интеллектуалистическим. Грех - в основе заблуждение и незнание. И в глазах Марка Аврелия, не по своему выбору, но всегда вопреки себе человеческая душа лишается истины - равным образом справедливости и, благополучия, кротости. Как всегда в интеллектуалистической этике, проблема зла лишается своей трагической безвыходности, и нет необходимости в искуплении, которое превышало бы человеческие силы. С другой стороны, фатализм Марка Аврелия совершенно свободен от той беспощадности в оценке заблуждающихся и погрешающих, которая так часто вырабатывается на почве религиозной веры в предопределение - хотя бы в кальвинизме.
Многие, но не все, этические выводы Марка прямо вытекают из его метафизики и теологии. Возможно, важнейший из них - призыв, то и дело повторяющийся на страницах “Размышлений”: поддерживать гармонию индивидуальной воли с природой. Здесь мы сталкиваемся со знаменитой стоической доктриной “мироприятия”. Данное учение работает на двух уровнях. Первый относится к событиям повседневной жизни. Когда некто обращается с тобой плохо, советует Марк, следует принять дурное обхождение, так как оно не может нам повредить, если мы сами этого не позволим. Это воззрение весьма близко, но не тождественно христианскому увещеванию подставить “другую щеку“. Иисус сказал о своих палачах: “Прости им, ибо они не знают, что творят“ , и его утверждение отчасти мог разделить и Марк. Как и Иисус, он верил, что люди, вовлеченные в злодеяния, поступают так по неведению; как и Иисус, он заявлял, что их поступок не следует объяснять некой порочностью их натуры. Скорее они поступают так, а не иначе, полагая, что действуют правильным образом, а значит, погрешат только в суждении. Но, в отличии от Иисуса, Марк не выставлял на передний план важность прощения. Куда больше его занимала внутренняя реакция жертвы злодеяния, и он не уставал подчеркивать, что никакой вред не может быть нам причинен вопреки нашей воле. Что бы ни случилось с твоим имуществом и даже с твоим телом, твое внутреннее и истинное “я” остается невредимым до тех пор, пока оно отказывается признать, что ему причинен ущерб.
Второй аспект доктрины “мироприятия” рассматривает жизнь и место индивидуума в мире. Из “Размышлений” явствует со всей очевидностью, что Марк без восторга относился к совему высокому положению римского императора. Он почти наверняка предпочел бы провести свою жизнь наставником или ученым. Но судьба поставила его императором, как она поставила Эпиктета рабом. Следовательно, его долг - принять свое положение в жизни и исполнять возложенную на него задачу в меру своих способностей.
Понятие судьбы представяло для стоической философии проблему. Если, как признавал Марк, Вселенная управляется разумом и в силу этого всему случающемуся определенно случаться именно так, а не иначе, то остается ли место для свободы человека? Марк разрешает эту проблему, проводя тонкое различие. Если понимать под свободой выбор между равно открытыми альтернативами, то такой свободы, конечно же, не существует. Но у свободы есть и другое значение: принимать все происходящее как часть благого миропорядка и отвечать на события разумом, а не эмоциями. Индивидуум, живущий таким образом,настаивает Марк, является подлинно свободной личностью. Такой человек не только свободен, но еще и правден. Так как разумность вселенной является основанием его благости, все происходящее во вселенной должно только укреплять эту благость. Следовательно, разумная личность, принимая события, не только отвечает на внешнее благо, но и вносит личный вклад в ценность мирового целого.