Экспедиции чжэн хэ. Чжэн Хэ — евнух-флотоводец. Ветры южных морей
ЧЖЭН ХЭ (кит. - 郑和) (1371-1433) - китайский путешественник, флотоводец и дипломат, возглавлявший семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Минской династии в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.
Отец Чжэн Хэ был мусульманином и носил фамилию Ма. По некоторым данным, род Ма происходил из западных краев и некоторые источники утверждают, что его предком был великий персидский дипломат Саид Аджал ал-Дин Омар, ставший первым наместником императоров монгольской династии Юань в провинции Юньнань. В 1382 г., когда в южную провинцию Юньнань вошли китайские войска, Чжэн Хэ попал в услужение к Чжу Ди (впоследствии император Юнлэ) и был оскоплен. Как гласит надпись на могильном камне отца Чжэн Хэ, составленная в 1405 г. и обнаруженная в 1894 г., Чжэн Хэ родился в 1371 г. в уезде Куньян(ныне уезд Цзиньнин) провинции Юньнань. Он «усердно служил и проявил способности, был скромен и осторожен, не избегал трудных дел, за что приобрел среди чиновников хорошую репутацию». В окружение Чжу Ди он попал во время кампании 1400-1402 гг., участвуя в боях на стороне будущего императора. Во время новогодних торжеств в 1404 г. многим участникам этой войны были пожалованы награды и титулы. Среди них был и молодой скопец, который с того времени получил фамилию Чжэн и был произведен в высшие дворцовые евнухи - тайцзяни.
Агрессивная внешняя политика императора Юн-лэ диктовала все более активное расширение границ Китая. Император направил гигантскую флотилию в Юго-Восточную Азию для освоения новых торговых путей. Чжэн Хэ был назначен командующим.
В 1405 г. Чжэн Хэ впервые получил приказ повести флот, насчитывавший 62 больших корабля, вспомогательные суда, которые везли воду и продовольствие, и 27 тыс. солдат к Малаккскому полуострову. Корабли, на которых разместилась экспедиция Чжэн Хэ, назывались «драгоценными». Каждый из них, длиной 138 метров, шириной 56 метров, был оснащен 9 мачтами и вмещал от 400 до 500 человек.
Хотя освоение новых торговых путей и распространение политического влияния Китая были основными целями императора, некоторые историки полагают, что эти грандиозные морские экспедиции преследовали еще одну цель.
Согласно этому предположению, Чжэн Хэ был направлен на поиски низвергнутого императора Цзяньвэня, ведь его тело так никогда и не было найдено. В ту пору стали циркулировать слухи о том, что Цзяньвэнь на самом деле не был убит в битве за Нанкин, а ударился в бега и скрывается где-то на юго-западе Китае. А значит, продолжает быть угрозой для нового императора.
В период 1405-1433 гг. Чжэн Хэ совершил семь экспедиций по Индийскому океану. Его флот состоял из 317 кораблей и почти 28 тысяч солдат и матросов. Самый большой корабль достигал 130 метров в длину. Поразительно! На фоне корабля Чжэна Хэ знаменитое флагманское судно Колумба «Санта Мария» выглядело бы просто спасательной шлюпкой.
Чжэну Хэ так и не удалось найти следы императора Цзяньвэня. Однако он добрался до Филиппинских островов, Малайзии, Мозамбикского пролива, южных берегов Африки, а также несколько раз пересек Индийский океан.
Ему даже удалось удивить аравийских мореплавателей и венецианских торговцев, с которыми он встретился в водах Ормузского и Аденского проливов. Стоит особо подчеркнуть, что все это произошло за 90 лет до Колумба и за 116 лет до Магеллана.
Однако путешествия Чжэн Хэ, популярные в кругу императора, не были таковыми в среде чиновников. Сказывалось старое соперничество между дворцовыми евнухами и чиновной знатью за влияние на императора и двор. Высокая стоимость морских экспедиций, а также тот факт, что их возглавляли и контролировали евнухи, а не обычные чиновники или генералы, вызывали всеобщее недовольство.
После смерти императора Юн-лэ Чжэн Хэ совершил еще два морских вояжа. Он умер во время последней своей экспедиции. Его могила расположена в Нанкине, но она пуста. Согласно легенде, тело адмирала было захоронено в море, по морской традиции.
Недовольство морскими экспедициями и зависть к славе адмирала придворных кругов после смерти Чжэн Хэ сыграли свою решающую роль. Во время планирования очередной экспедиции чиновная бюрократия умудрилась «потерять» навигационные карты и прочие необходимые для экспедиции документы. Экспедицию отложили, как оказалось, навсегда. В результате многие из вахтенных журналов с содержащейся в них информацией о плаваниях Чжэна Хэ и его флота были уничтожены. Именно поэтому информация о тех краях и странах, которые посетил флотоводец, настолько противоречива. Данные, которыми мы обладаем сейчас, были почерпнуты главным образом из трудов современников Чжэна Хэ, а также из источников, найденных лишь в 1930-е годы.
Активная деятельность Чжэн Хэ и его многочисленные морские экспедиции отражены в романе «Записки о плавании евнуха Трех драгоценностей в Западный океан», состоящем из 100 глав. В нем живописуются впечатляющие походы китайских мореплавателей XV в., а фоном действия этого фантастического романа является описание самых разных стран (их более двадцати). После уничтожения правящей верхушкой документов и архивов экспедиции Чжэн Хэ появление романа с изложением истории этих путешествий рассматривалось некоторыми читателями и критиками как вызов власти. Многочисленных героев романа объединяла морская кампания, а композиционным стержнем книги стал путь от устья Янцзы, вдоль берегов Юго-Восточной Азии, Индии, Аравии, Восточной Африки и обратно до Китая.
китайский путешественник, флотоводец и дипломат, возглавлявший семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Минской династии в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.
Исповедовал ислам и, по некоторым предположениям, выступал ходатаем за своих братьев по вере. После свержения монгольского ига в центральном и северном Китае и установления там Чжу Юаньчжаном Династии Мин (1368) горная провинция Юньнань на юго-западной окраине Китая еще несколько лет оставалась под контролем монголов. Чжэн Хэ был взят в плен и попал в услужение Чжу Ди , сыну императора Чжу Юаньчжана. В 1385 г. он стал одним из многочисленных евнухов при дворе Чжу Ди. Полагают, что, находясь при дворе великого князя, он смог получить лучшее образование. Позднее участвовал в зимней кампании 1386-1387 гг. против одного из монгольских вождей, Нагачу. Молодой евнух отличился как при обороне Бэйпина в 1399 г., так и при взятии Нанкина в 1402 г. и был одним из командиров, которым было поручено захватить столицу империи – Нанкин. Согласно некоторым источникам, в 1404 г. он руководил постройкой флота для борьбы с т. н. «японскими пиратами» и, возможно, даже посещал Японию для переговоров с местными властями о совместной борьбе против пиратов.
После того как ему был присвоен титул «главного евнуха», что соответствовало четвертому рангу чиновника, император Чжу Ди решил, что тот лучше остальных подходит на роль адмирала флота и назначил евнуха руководителем всех или почти всех семи плаваний в Юго-Восточную Азию и Индийский океан в 1405-1433 гг., попутно повысив его статус до третьего ранга. Флотилия под его руководством посетила свыше 56 стран и крупных городов Юго-Восточной Азии и бассейна Индийского океана. Китайские корабли доходили до берегов Аравии и Восточной Африки. Первое плавание состоялось в 1405-1407 гг. по маршруту Сучжоу – берега Тямпы – остров Ява – Северо-Западная Суматра – Малаккский пролив – остров Шри-Ланка. Затем, обогнув южную оконечность Индостана, флотилия двинулась к торговым городам Малабарского побережья Индии, добравшись до самого крупного индийского порта – Каликута (Кожикоде). Примерно такими же были маршруты второго (1407-1409) и третьего (1409-1411) походов. Четвертая (1413-1415), пятая (1417-1419), шестая (1421-1422) и седьмая (1431-1433) экспедиции доходили до Ормуза и африканского берега в районе современного Сомали, заходили в Красное море. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного, составляли карты. В них регистрировалось время отплытия, места стоянок, помечалось расположение рифов и мелей. Были составлены описания заморских государств и городов, политических порядков, климата, местных обычаев, легенд. Чжэн Хэ доставлял в зарубежные страны послания императора, поощрял прибытие в Китай иностранных посольств, вел торговлю.
Для достижения своих целей он прибегал и к вооруженной силе. Так, например, в 1405 г. во время первой экспедиции Чжэн Хэ потребовал передачи китайскому императору священных буддийских реликвий Ланки – зуба, волоса и чаши для подаяний Будды, – являвшихся важнейшими реликвиями и атрибутами власти сингальских царей. Получив отказ, Чжэн Хэ в 1411 г. вновь вернулся на остров в сопровождении отряда из 3000 человек, ворвался в столицу, захватил в плен царя Вира Алакешвару, членов его семьи и приближенных, доставил их на корабль и увез в Китай. В период между 1424 и 1431 гг., после смерти императора Чжу Ди, морские экспедиции на время были приостановлены, а сам Чжэн Хэ семь лет служил начальником гарнизона в Нанкине. Во время последнего, седьмого путешествия Чжэн Хэ было за 60 лет. Он уже лично не посещал многие страны, куда заходили китайские корабли, и вернулся в Китай еще в 1433 г., в то время как отдельные подразделения флота под командованием его помощников посетили в 1434 г. Мекку, а также Суматру и Яву.
Экспедиции Чжэн Хэ способствовали культурному обмену африканских и азиатских стран с Китаем и установлению торговых отношений между ними. Были составлены подробные описания стран и городов, которые посещали китайские мореплаватели. На основе материалов и известий, собранных участниками морских экспедиций Чжэн Хэ, в минском Китае в 1597 г. Ло Маодэном был написан роман «Плавания Чжэн Хэ в Западный океан».
Он родился и получил имя Ма Хэ в 1371 году в мусульманской семье. Доподлинно неизвестно, каким путем предки Чжэн Хэ пришли в Китай. Согласно семейному преданию, дед будущего адмирала, известный как Ма Хаджи (Ма — от Мухаммед, а хаджи — почётный титул добавляющийся к фамилии совершившего хадж к святыням ислама в Мекку), был внуком Саида Аджал ал-Дин Омара, выходца из Бухары (в современном Узбекистане), — одного из военачальников Хубилай-хана, покорившего провинцию Юньнань и ставшего её правителем. Вероятно, предки Ма попали в Юньнань вместе с монголами.
Детство Чжен Хе было безоблачным, он рос в достатке, т.к. члены его семьи занимали чиновничьи ранги. Однако, во время захвата провинции Юннань китайскими войсками, отец и остальные члены семьи Чжен Хе были убиты. Чжен Хе в возрасте 10 лет попал в плен династии Мин, был кастрирован и евнухом отправлен служить во дворец сына императора, будущего императора Китая Чжу Ди (третий император династии Мин).
Во дворце Чжен Хе получил хорошее образование. Общение с чиновничеством научили его дипломатии, начали проявляться и его воинские задатки. Помимо всего прочего, он был высок ростом, представителен, отважен и умен. Чжен Хе стал выделяться своими способностями среди остальных придворных, и вскоре стал приближенным императора, что и определило его дальнейшую судьбу, как одного из величайших адмиралов в мировой истории.
Молодой евнух отличился как при обороне Бэйпина (нынешнего Пекина, ставки Чжу Ди) в 1399 году, так и при взятии Нанкина в 1402 году и был одним из командиров, которым было поручено захватить столицу империи — Нанкин. Уничтожив режим своего племянника, Чжу Ди 17 июля 1402 года взошёл на трон под девизом правления Юнлэ.
На (китайский) новый 1404 год новый император в награду за верную службу пожаловал Ма Хэ новую фамилию Чжэн, и он был произведен в высшие дворцовые евнухи — тайцзяни. Это служило напоминанием о том, как в первые дни восстания лошадь Ма Хэ была убита в окрестностях Бэйпина в местечке называемом Чжэнлуньба. Он становится всё ближе к императору.
Несмотря на узурпацию трона и жёсткий террор в самом начале правления, в целом историки рассматривают период правления Чжу Ди как блистательный.
Император всерьёз занялся восстановлением экономики после войны за свержение Юньвэня. Он стал жёстко бороться против коррупции и против тайных обществ и разбойников, привлекая к себе новое поколение чиновников и офицеров. Он принял меры по увеличению производства продуктов питания и тканей, разработал земли в дельте Янцзы, прочистил русла и заново перестроил Великий Китайский канал, расширив судоходство и ирригационную сеть. Это привело к развитию торговли и внутреннего судоходства. Открытие реконструированного Великого канала в 1415 году привело к прекращению широкомасштабного каботажного морского судоходства между дельтой Янцзы и севером страны (главным образом, поставки зерна для снабжения Пекина и войск), так как внутренний водный путь считался безопаснее. Это в свою очередь вызвало упадок в деле строительства морских судов.
Чжу Ди превратил Пекин в столицу, где он начал и завершил строительство Запретного города (дворцового комплекса), каким его видят туристы сегодня.
В итоге Пекин стал главным городом Китая на последующие 500 лет.
Император хотел получить международное признание Минской династии, пришедшей на смену монгольской династии Юань, как новой правящей династии «Серединного государства», на которое, по традиционным китайским канонам, все остальные, окраинные, народы и царства должны смотреть как на центр цивилизации. Император готовил масштабное дипломатическое наступление Китая на сопредельные страны, которого не было до него и не повторится после. С этой целью в 1403 году он назначает Чжэн Хэ руководителем постройкой океанского флота империи.
С экспедициями в заморские страны и раньше отправлялись китайские послы, но теперь за их спинами будет стоять огромный по тем временам флот со значительной армией на борту. Небольшая свита, сопровождавшая послов раньше, лишь охраняла их безопасность во время поездки, но никак не могла гарантировать достижения поставленных целей. Морские экспедиции начала XV века должны были, в первую очередь обеспечить усиление китайского влияния в заморских странах.
Верфи Нанкина и других городов справились с задачей. А им предстояло построить более 250 парусных судов самых разных размеров. От флагманских кораблей баочуаней (драгоценные корабли или сокровищницы), чьи размеры и сегодня поражают воображение, до привычных джонок рыбаков.
Длина больших кораблей баочуаней составляла 134 метра, а ширина — 55. Осадка до ватерлинии равнялась 6 с лишним метрам. Мачт было 9, и они несли на себе 12 парусов из плетеных бамбуковых матов. Баочуаней в эскадре Чжэн Хэ в разное время было от 40 до 60. Оценки водоизмещения кораблей-сокровищниц колеблются от 12 до 19 тысяч тонн. При такой их ширине они не смогли бы пройти через Панамский канал, построенный несколько позже.
Для сравнения размеры самой большой каравеллы Христофора Колумба «Санта Мария»,
на которой он позже в 1492 году совершил первый поход, составляли: длина 22,6 м., ширина 7,8 м., водоизмещение 120-130 тн. На ней находилось 39 человек. На втором и третьем парусниках его, даже неловко писать слово «эскадры», было 22 и 26 человек. Вся его эскадра — чуть меньше 100 членов экипажей трёх каравелл.
Во время первого плавания под командованием Чжэн Хэ находилось около 27 800 человек. Это не описка. В составе экспедиций Чжэн Хэ насчитывалось несколько десятков тысяч человек! Послов сопровождало значительное количество войск. На современный лад это две полноценные дивизии морской пехоты. В экспедиции участвовали семь послов (чжэн ши) и десять их помощников (фу ши). Численность только «чиновников» достигала 572 человек.
Им были необходимы транспортные средства. Лошадей везли «конские корабли».
Всё, как положено, с фуражом, водой, коневодами и прогулками по верхней палубе. Воду, кроме того, везли танкеры, были и такие корабли в составе эскадр адмирала.
Почему император доверил руководство посольством именно Чжэн Хэ? Дело в том, что в 1404 году он уже получал предписание возглавить посольство в Японию. Очевидно, Чжэн Хэ успешно справился с заданием и приобрел необходимый опыт флотоводца. Кроме того, он был мусульманином и почитателем буддизма — имел даже буддийское прозвище Три Драгоценности (Саньбао), что должно было ему помочь в установлении контактов с правителями и населением стран, где исповедовались названные религии.
Охрану эскадры выполняли боевые корабли.
Угрозу прорыва к эскадре со стороны береговой черты маломерных и пиратских кораблей блокировали 8-весельные сторожевые корабли.
Эскадра в походе представляла собой многослойную, как капуста, структуру, в центре которой шли корабли-сокровищницы набитые огромным количеством грузов, включая шёлковые товары, керамику, золотые и серебряные изделия, медную утварь, железные инструменты и хлопчатобумажные изделия, рыболовные снасти, используемые для отлова рыбы в большие сети. Суда были способны принять плавучие водные танкеры прямо в трюм, что воспринимается уже как нечто фантастическое. Друг с другом и с берегом парусники сообщались флагами, фонарями, колоколами, почтовыми голубями, а также гонгами и стягами.
Отчёт минской династии о плаваниях гласил: «Корабли, выходящие в плавание по Южному морю, подобны домам. Когда они распускают паруса они становятся подобными огромным облакам в небесах», и их сравнивали также с «плавающими драконами», потому, что все они были разрисованы глазами драконов, чтобы «лучше видеть». Эскадра представляла собой небольшой город, который медленно, со скоростью 2,5 — 5 морских узлов (4,5-9 км. в час) , но верно двигался к цели.
Подполковник Самодумский
Продолжение следует
Окончательно избавился от монгольского владычества и вплоть до 1644 года страной правила династия Мин. В этот период в истории Китая оставили неизгладимый след многие монархи. Одним из них был Юнлэ, «второй основатель династии», при котором Великая Минская империя резко изменила политический вектор и вошла в новую эпоху расцвета. Во времена правления Юнлэ (Чжу Ди) и единственного императора-художника Сюаньдэ (Чжу Чжаньцзи) жил Чжэн Хэ (1371-1435 гг), великий китайский путешественник, дипломат и адмирал, совершивший семь дальних морских путешествий по Индийскому океану.
Причины и значение военно-торговых экспедиций Чжэн Хэ
Европейские страны и Россия были больше нацелены на экспансию. Неудивительно, что большинство великих путешественников происходили из Старого Света, преимущественно из стран с сильным военно-морским флотом. Они искали и находили пути в Вест-Индии, новые континенты и острова, новые колонии и рынки сбыта. Они «ходили за три моря», плавали на «Мэйфлауэре», искали Эльдорадо и основывали форпосты на Аляске и в Форт-Россе, на неприветливых тихоокеанских и Карибских островах с кровожадными аборигенами.
Китай большую часть своей истории был замкнут на себе, и интересы государства обычно не заходили дальше территории ближайших соседей. Зачастую строго ограничивались контакты с заморскими купцами и собственное каботажное судоходство у восточного побережья страны. Тем не менее, и у Китая во времена правления Чжу Ди и Чжу Чжаньцзи был свой великий путешественник, появившийся в эпоху расцвета Великой Минской империи - Чжэн Хэ. Император Юнлэ был одним из самых прогрессивных монархов в китайской истории. При нем были построены многие популярные ныне , начато и закончено возведение в , основаны и построен .
Чжу Ди и его внук Сюаньдэ тратили много средств и энергии на дипломатическую и военную деятельность по усилению влияния Великой Минской империи вне «Внутреннего Китая», ограниченного , тихоокеанскими морями и Тибетским нагорьем. Такая деятельность была не характерна ни для их предшественников, ни для потомков. Одним из значительных внешнеполитических шагов стали семь крупных военно-торговых экспедиций к южной Индии, берегам Персидского залива и Северо-Восточной Африки. Экспедиции подобного уровня были беспрецедентны для Китая. Если будете в Малакке (Малайзия), обратите внимание на величественную статую Чжэн Хэ. Плавания знаменитого путешественника и адмирала оказали огромное и длительное влияние на историческое развитие Явы, Суматры и Малайского полуострова. Считается, что экспедиции Чжэн Хэ посодействовали усилению эмиграции китайцев в эти места и развитию китайской культуры в регионе. В современной китайской историографии мирные плавания великого путешественника обычно противопоставляются агрессивным, захватническим экспедициям западноевропейских колонизаторов.
Биография Чжэн Хэ
При рождении Чжэн Хэ дали имя Ма Хэ. Фамилию Чжэн будущему путешественнику за верную службу пожаловал император на в 1404 г. Родился он в деревне Хэдай, в центральной части провинции Юньнань, граничащей с Индокитаем и Тибетом. Род Ма происходил из Средней Азии. Предки Хэ мигрировали в Китай, когда Поднебесная находилась под управлением монгольской династии Юань. Впоследствии они китаизировались, сохранив мусульманскую веру. В 14-летнем возрасте Ма Хэ кастрировали, и он стал евнухом при дворе Чжу Ди, будущего императора Юнлэ. Первое путешествие будущий адмирал возможно совершил в 1404 году, когда получил фамилию Чжэн. По некоторым данным он занимался сооружением боевых кораблей для борьбы с пиратами и посещал Японию, также заинтересованную в разгроме корсаров.
Семь путешествий Чжэн Хэ
Впервые решение о постройке эскадры прозвучало, скорее всего, в 1403 году. Уже через два года состоялось первое плавание огромного флота из четверти тысячи судов с общей численностью экипажей порядка 27000 человек. Если верить официальной истории Мин, среди этих кораблей были настоящие громадины, превышавшие любые из построенных когда-либо деревянных судов. Семь плаваний происходили в период с 1405 по 1433 гг. За это время флот адмирала-евнуха побывал в десятках стран.
Во время первого плавания (1405-07 гг) флот посетил острова Ява, Суматра и Шри-Ланка, побывал в портах Южной Индии. В последующих двух экспедициях маршрут отличался незначительно (1407-1409 гг и 1409-1411 гг). Во время последующих плаваний Чжэн Хэ и подчинявшиеся ему эскадры доходили до Африканского Рога (р-н нынешней Сомали), острова Ормуз (Персия-Иран), побережья Красного моря. После смерти Юнлэ наступил перерыв на несколько лет. В это время Чжэн Хэ руководит нанкинским гарнизоном. При Сюаньдэ плавания вновь возобновляются. Во время последней экспедиции адмирал уже лично не заходит во многие страны, посылая туда отдельные корабли и эскадры. Длительные путешествия уже тяготят Чжун Хэ, и он возвращается в Китай еще до полного завершения похода.
Во время своих плаваний адмирал и его подчиненные активно занимались установлением и улучшением дипломатических и торговых связей со многими странами, составляли навигационные карты и собирали подробную информацию о посещаемых государствах и территориях. Впоследствии трудами китайского адмирала воспользовались и многие европейские путешественники, еще не знакомые с северными водными путями Индийского океана. В наше время многие общины китайцев Индонезии и Малайзии считают Чжун Хэ чуть ли не святым. В его честь возведено немало храмов и памятников.
китайский путешественник, флотоводец и дипломат, возглавлявший семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Минской династии в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки
Хотя частные китайские купеческие суда курсировали между Южным Китаем и Юго-Восточной Азией практически непрестанно со времен династии Сун, а при монгольской династии Юань совершались и военно-дипломатические экспедиции в страны Юго-Восточной Азии и даже на Шри-Ланку , как масштабы экспедиций Чжэн Хэ, так и высокое значение, придаваемое им императором Чжу Ди, были беспрецедентными. Эти экспедиции, хотя бы формально и на короткий срок (несколько десятилетий), сделали многочисленные царства Малайского полуострова, Индонезии, Шри-Ланки и Южной Индии вассалами Минской империи и принесли в Китай новые сведения о народах, населяющих берега Индийского океана. Полагают, что на историческое развитие Малайского полуострова, Суматры и Явы влияние экспедиций китайского флота оказалось более долговременным, так как они могли быть среди факторов, давших новый толчок к эмиграции китайцев в этот регион и усилению там роли китайской культуры.
Даже во времена главного покровителя Чжэн Хэ, императора Чжу Ди, экспедиции Чжэн Хэ подвергались суровой критике со стороны многих представителей конфуцианской элиты Китая, считавших их ненужными и дорогостоящими императорскими затеями. После смерти Чжэн Хэ и императора Чжу Чжаньцзи (внука Чжу Ди) эти изоляционистские взгляды возобладали на всех уровнях в правительстве минского Китая. В результате государственные морские экспедиции были прекращены, и большинство технической информации о флоте Чжэн Хэ было уничтожено или утрачено. Официальная «История Мин», скомпилированная в XVII-XVIII веках, отзывалась о его плаваниях в критическом ключе, но для многих людей в Китае, и особенно в сформировавшихся в Юго-Восточной Азии китайских общинах, евнух-флотоводец оставался народным героем.
В начале XX века, в период подъёма движения за освобождение Китая от иностранной зависимости, образ Чжэн Хэ обрёл новую популярность. В современной КНР Чжэн Хэ рассматривается как одна из выдающихся личностей в истории страны, а его плавания (обычно рассматриваемые как образец мирной политики Китая по отношению к своим соседям) противопоставляются захватническим экспедициям европейских колонизаторов XVI-XIX веков.
Биография
Происхождение
При рождении будущий мореплаватель получил имя Ма Хэ (? ?). Он родился в деревне Хэдай, уезда Куньян. Уезд Куньян был расположен в центральной Юньнани, у южного берега озера Дяньчи, близ северного конца которого находится провинциальная столица Куньмин.
Семья Ма происходила из так называемых сэму - выходцев из Средней Азии, прибывших в Китай во времена монгольского владычества и занимавших разнообразные должности в государственном аппарате империи Юань. Большинство сэму, включая предков Чжэн Хэ, были мусульманского вероисповедания (часто считается, что и сама фамилия «Ma» есть не что иное, как китайское произношение имени «Мухаммед»). После падения династии Юань и восхождения на престол династии Мин их потомки ассимилировались в китайскую среду, главным образом, в ряды китаеязычных мусульман - хуэйцзу.
Доподлинно неизвестно, каким путем предки Чжэн Хэ пришли в Китай. Согласно семейному преданию, отец Ма Хаджи (то есть дед будущего адмирала), тоже известный как Ма Хаджи, был внуком Саида Аджал ал-Дин Омара, выходца из Бухары (в современном Узбекистане), - одного из военачальников Хубилай -хана, который сумел покорить провинцию Юньнань и стать её правителем. Полной уверенности в том нет, но вероятно, что предки Ма действительно попали в Юньнань вместе с монголами.
Чжэн Хэ так же как его предки исповедовал ислам и, по некоторым предположениям, выступал ходатаем за своих братьев по вере, при том, что в начале правления минской династии к мусульманам относились с подозрением. Причиной тому было, что при юаньской династии многие из сэму занимали посты сборщиков налогов. Однако Чжэн Хэ, при всей своей приверженности исламу, уважительно относился к иным религиям, как то буддизму (имел даже буддийское прозвище Три Драгоценности - Саньбао) и даосизму, являющимся в Китае одними из основных, и при необходимости с готовностью принимал участие в соответствующих ритуалах. Предполагается также, что его приверженность исламу сыграла не последнюю роль в решении назначить его адмиралом Золотого Флота, который среди прочего должен был посетить Аравию и Африку, места, в которых ислам был одной из господствующих религий.