А.А.Фет. Стихотворения (из кодификатора). Заря прощается с землёю Заря прощается с землею 1858
Афанасий Афанасьевич Фет
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки. Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти . И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.
Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!». Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».
Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной. Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое. В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.
В стихотворении «Заря прощается с землею…» Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.
Читать стих “Заря прощается с землёю” Фета Афанасия Афанасьевича нужно с пониманием того, что написан он в сложный для поэта период – время после потери любимой девушки. Поэтому и это произведение, и многие другие, датированные 50-ми годами 19 века, посвящены теме смерти. Читать его на уроке литературы просто как образец пейзажной лирики было бы в корне неверно – здесь имеет место олицетворение. Если учить произведение в классе внимательно, легко заметить, что оно явно делится на две части: в первой автор настроен романтически и как будто предвкушает чудо, но вскоре он становится мрачен и уныл.
В тексте стихотворения Фета “Заря прощается с землёю” видится метафора жизни самого поэта: первую ее часть Мария Лазич освещала своими чувствами, наполняла надеждой и нежностью. Но после ее гибели наступило время непроглядной печали. Если прочесть произведение онлайн полностью, то становится очевидно, что эта печаль поглощает душу автора. Он хоть и надеется на то, что сможет соединиться с той, что отвечала ему взаимностью в материальном мире, по ту сторону, но глубоко в душе осознает – эта надежда напрасна. Свое горе он не может поверить миру иначе, чем в стихотворной форме.
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Еще стихотворения:
- Какая теплая и темная заря! Давным-давно закат, чуть тлея, чуть горя, Померк над сонными весенними полями, И мягкими на все ложится ночь тенями, В вечерние мечты, в раздумье погрузив Все,...
- Еще заря не встала над селом, Еще лежат в саду десятки теней, Еще блистает лунным серебром Замерзший мир деревьев и растений. Какая ранняя и звонкая зима! Еще вчера был день...
- Заря под тучами взошла и загорелась И смотрит на дорогу сквозь кусты… Гляди и ты, Как бледны в их тени поникшие цветы И как в блестящий пурпур грязь оделась....
- Да, ночью летнею, когда заря с зарею Соприкасаются, сойдясь одна с другою, С особой ясностью на памяти моей Встает прошедшее давно прожитых дней… Обычный ход от детства в возмужалость; Ненужный...
- Нас предрассветная заря Надеждой радует не зря, И неспроста пугает нас Тревожный сумеречный час. Лишается земля примет, Когда на ней исчезнет свет, Все дело в свете, но и он Лишь...
- Заря рассветная… Пылающий эфир!.. Она — сквозная ткань меж жизнию и снами!.. И, солнце затаив, схлынула весь мир Златобагряными, горячими волнами! Пусть не торопит день прихода своего! В огне сокрытом...
- Опять заря зависла, как костер. Бросая искры, ночь идет на убыль. Последний снег подошвами растерт, и первый дождь на митингах погублен. В такую пору лучше бы в селе, затерянном в...
- Тебя меж нощию и днем Поставил бог, как вечную границу, Тебя облек он пурпурным огнем, Тебе он дал в сопутницы денницу. Когда на небе голубом Ты светишь, тихо дорогая, —...
- Лежит заря, как опоясок, И эту реку, лес и тишь С их расточительностью красок Ни с чем на свете не сравнишь! Нельзя сказать об них словами, И нету человечьих слов...
- И снилось мне: заря туманная, В полях густеющая мгла, И сосен кровь благоуханная — Светлотекущая смола. И кто-то мне родимым голосом Все то же на ухо твердит,- Так в сентябре...
- И птицы и заря-красавица Нет-нет, да сновиденья будят: В руке дающей пусть прибавится, А в отнимающей — убудет. Какая мудрая романтика, Какие глупые советы! — Рукою старого ревматика Нашариваю сигареты....
- Под пегим городом заря играла в трубы, И камышами одичалый челн пророс. В полуоткрытые заоблачные губы Тянулся месяц с сетью желтых кос. И завывал над бездной человек нечеловечьи И ударял...
- Летят часы… За ними вслед — Как призрачная тень — Бежит зари вечерней свет, И гаснет шумный день… И меркнет день… И ночь кругом. И ночь, и мрак, и тишь....
- Заря лениво догорает На небе алой полосой; Село беззвучно засыпает В сияньи ночи голубой; И только песня, замирая, В уснувшем воздухе звучит, Да ручеек, струей играя, С журчаньем по лесу...
- Люби меня ясно, как любит заря, Жемчуг рассыпая и смехом горя. Обрадуй надеждой и легкой мечтой И тихо погасни за мглистой чертой. Люби меня тихо, как любит луна, Сияя бесстрастно,...
Я думаю, что начать нужно с истории написания произведения. Стихотворение "Заря прощается с землёю, было написано в 1858 году, в тот год, в который погибла его любимая, Мария Лазич. С ней, у Афанасия Афанасьевича Фета была взаимная и нежная, дающая силы пережить ему еще одну трагедию - лишение наследства. Однако свадьбы так и не состоялось, по причине нехватки средств на это мероприятие, да и родители Лазич не давали приданное за неё.
С гибелью девушки, в жизни поэта началась чёрная полоса.
С первых строк прослеживается основная антитеза - вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.
В последующих строфах эта антитеза продолжает своё развитие:
"Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин."
В этом стихотворение небо и земля открываются друг другу, весь мир здесь открывает свои границы, словно показывая суть мироздания.
В тоже время, природа у Фета живет своей особой жизнью, которую не каждому удастся увидеть. Только человек с высшей степенью духовного развития, сможет постичь суть этой жизни и её тайны. Как и в любом другом стихотворение Фета, здесь невозможно найти сравнений с какими-то национальными или политическими темами, потому что их нет. Основным стремлением поэта является передать красоту и неповторимость подмеченного им момента.
Стихотворение написано из строф с перекрёстной рифмой. В первой строфе мы видим общее описание природы, Фет не подмечает никаких особых деталей происходящего, мы видим только общую картину происходящего. В ней же появляется лирический герой, или же созерцатель, и те предметы к которым приковано его внимание, а именно лес и вершины.
Во второй строфе отбрасывается нейтральность описания. Поэт любуется происходящим и страстно описывает происходящее. В этой строфе происходит олицетворение некоторых предметов, путем употребления слова "купает".
В третьей строфе описывается изменения в природе, преображения деревьев описывается как нечто таинственное и мистичное, нереальное и чудесное.
Четвертая строфа вносит философские мысли в это стихотворение. Деревья представляют собой олицетворенный противников - земля и небо.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, самым распространенным в русской поэзии, и самым нейтральным. Строки чередуют мужские и женские окончания. Это чередование отображает двойственный смысл, как "двойственность жизни".
В заключении можно сказать, что это стихотворение, так как же и многие другие от этого автора, простое на первый взгляд, однако скрывает в себе глубокий смысл, философию жизни. Так же здесь очень точно переданы случайные, таинственные и красивые моменты природы, в лучших традициях Афанасия Афанасьевича Фета.
Кодификатор
–
это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.
Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. ()
8. "Шепот, робкое дыханье…"
– дата написания: 1850 г.
Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру.
Фет не использует глаголы, и это приём придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Большое количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XIX века. Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. См. подробный