Виды загадок. Классификация загадок, их основные виды
Загадка - это афористическое произведение, состоящее со сжатого поэтического, часто ритмизированного высказывания, в котором определенный предмет или явление изображается через его метафорический эквивалент. Загадка в сознании многих поколений связана с понятиями «мудрость », «знание », «речь» и «испытание ». Загадки стали важным звеном в развитии искусства слова, действенным средством воспитания подрастающего поколения, формирования наблюдательности, сообразительности, системных взглядов на мир. Загадки незаменимы в развитии мышления.
Специфика загадок состоит в том, что в них в завуалированной аллегорической форме зашифрован какой-то предмет или явление и нужно отыскать его первоначальное значение.
Происхождение загадок очень древнее, их истоки уходят в мифологическую эпоху, когда в основе верований лежали анимистические представления и тотемические взгляды. Прежде всего загадки связаны с мифологией и магией. Также загадки связанные с такими жанрами фольклорного творчества как: пословицы, поговорки, сказки и удерживают тесные связи и с письменными традициями.
Но, к сожалению сейчас загадки полностью перешли на детский фольклор, которые включают в себя элементы игры. Загадка очень тесно связана с таким жанрам как: сказка, письменная традиция, тоже загадка генетически связана с мифологией, магией.
Загадки бывают как литературные так и фольклоре. Фольклорные загадки на подсознательном уровне содержат в себе анимистическое мировоззрение их создателей. Мифологизация окружающего мира, очеловечивания природы в загадках проявляется в том, что у них часто природным явлениям, животным, растениям, предоставляются человеческие черты, они действуют как живые существа, о них рассказывается как о живых. К главному компоненту фольклорных загадок входит мировоззрение древних народов, представления об окружающем мире. А литературные загадки в свою очередь разделены на тематические классификации, считаются самыми распространенными. Но эта классификация не единственная.
Классификация загадок по темам распространенная. народных загадок охватывает явления природы, растительный и животный мир, постоянно окружает человека (ее духовную жизнь, трудовую деятельность, предметы быта, орудия труда и т.д.). Поэтика жанра английских народных загадок в основном характеризуется обще - фольклорными чертами.
Чаще всего они построены на основе метафоры, метонимии и развернутого параллелизма. В языке загадок употребляются эпитеты, сравнения, гиперболы и тавтологичны высказывания. Ритмика загадок нередко подчеркивается аллитерацией и ассонансом.
Загадки развиваются и пользуются популярностью, издавна захватывают многих писателей, которые вводят их в свои произведения, учатся на них мыслить кратко, образно. Изучение народных загадок готовит учащихся к освоению системы литературных знаний, развивает образное видение. Будучи универсальной системой, загадки в то же время несут в себе большой национальный заряд, без осмысления которого невозможно восприятие достижений других культур.
Богатая, разнообразная поэтика английских народных загадок изучена еще очень недостаточно. Между тем, внимательное, целенаправленное и всестороннее исследование изобразительных средств и художественной специфики загадок может дать немало интересных данных для выявления закономерностей развития поэтического мышления человека, для выяснения многих существенно важных вопросов, связанная с изучения теории и истории английской народной поэзии в целом.
В зависимости от описанных явлений или признаков предмета можно выделить основные виды загадок . Например, есть такие задачки, где дается описание явления или предмета с помощью перечисление разных его признаков, именно такими чаще всего являются задания для самых маленьких.
Сочен он, да душист.
Он снаружи золотист
В нем много долек, друзья,
Скушаем его все и я. (Ответ - Апельсин)
У окошка растет в глиняной плошке
Без головы зеленый ежик,
Да без ножек. (Ответ - Кактус)
Кафтан на мне зелененький, сердечко как кумач.
Как сахар сладок я на вкус, а сам напоминаю мяч. (Ответ - Арбуз)
Например, рассмотрим последнюю, в ней указано три признака слова-разгадки: вкус, форма, цвет. Чтобы найти решение, надо провести элементарный анализ, выделить все признаки, объединить их в единое (синтез).
Второй тип головоломок включает в себя описание с краткой характеристикой явления или предмета, таким образом, по нескольким признакам вы можете восстановить целостный образ. Здесь можно выделить простые примеры:
Весь свет одевает голубая простыня (Небо)
Весь мир согревает один костер (Солнце)
Их можно легко решить, если выделить отмеченный признак и связать его с другими, которые не указаны, для этого надо пользоваться ассоциациями.
Популярны загадки с отрицательным сравнением. Такие можно легко составлять самостоятельно, для примера предлагаем вам рассмотреть подобные варианты:
И не зверь, но и не птица
Нос же, как синица (Комар)
В поле гуляет, но не конь
На воле летает, но не птица (Ветер)
Не сторож, да всех разбудит,
Не наездник, но со шпорами (Петух)
Хоть не черепаха, но есть панцирь
Хоть не птаха, а живет на ветке (Орех)
Бежит, но не конь
Шумит, но не лес (Река)
Такие головоломки для детей надо решать способом от противного. Отгадывающему надо поочередно сопоставить разные, но схожие предметы или явления, а затем по новому их сгруппировать.
Ребятам постарше интересны задачки с метафорами:
Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ответ - Ветер)
Чтобы дать ответ, надо расшифровать сначала метафору, поэтому необходимо сопоставить и сравнить предметы из разных, зачастую очень далеких областей, необходимо увидеть в них сходства.
Можно выделить и еще один вид загадки: загадки вопросы , именно в них чаще всего используют описание признаков или используют метафоры.
Во взрослых компаниях наиболее часто можно встретить задачки-шутки. Есть еще , которые называются «складки», чаще всего их используют на утренниках в садах и начальной школе. Они легко разгадываются, ведь ответ напрашивается в рифму сам собой.
Можно перечислить, это шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, а есть еще такие, где для получения ответа надо лишь переставить ударение, но сначала догадаться, о чем идет речь.
Нравятся подросткам и взрослым, они представлены как настоящие задачи, для решения которых надо оперировать сразу несколькими описаниями. Школьникам на дополнительных уроках русского языка можно предложить фонетические вопросы. Например: какой музыкальный инструмент появился раньше? Гусли или балалайка? В ответе ударный слог третий. Такими же могут быть и загадки про виды спорта .
Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? Виды загадок, существующие сегодня, необычайно разнообразны.
Видео: Виды огнетушителей: сравнение, производство, применение
Что такое загадка
Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.
Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.
Аллегория и метафора
Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:
- Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.
Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:
- Белые овечки бегают по свечке. Верба.
- Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.
Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.
Звуковой образ в тексте
Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.
Видео: Поплавки на удочку. Виды, форма, оснастка, особенности, применение
Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:
- Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.
Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.
Использование малого жанра в работе с детьми
Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:
- азбука, буквы, алфавит;
- быт человека;
- времяисчисление, времена года;
- музыкальная грамота и инструменты;
- сад и огород;
- современные и старинные средства передвижения;
- учебные принадлежности;
- явления природы.
Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.
Видео: Машины и транспорт в загадках/загадки для детей
Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.
Внимание, только СЕГОДНЯ!В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.
Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей.
Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. В своей работе использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применяю их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.
Считаю своей задачей научить детей разгадывать самые разные загадки и придумывать свои. Работа ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет в полной мере задействовать их развивающие возможности, так как загадки очень многогранны: как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать выводы, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.
Загадки - необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, без усилий. Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребенка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребенка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребенка ощущения загадочности, желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно выбрать правильно интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно расставить смысловые акценты.
Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:
- загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;
- загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:
- загадки, в которых описание дается через отрицание;
- загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
- загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор) ;
- загадки-рифмовки;
- загадки-обманки;
- загадки на смекалку и др.
Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.
Учить доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, формируя ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, необходимо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого я организовываю межу детьми соревнование: «Кто полнее и точнее докажет?» , «Кто правильней докажет?» . Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто часто умывается без воды? Кто ловит мышек? Кто любит рыбкой полакомится? Про кого эта загадка?» .
«Безрук, без ног
По окном стучится,
В избу просится» (Ветер)
Вторая группа загадок - загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (Бобры)
Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) - существа, обитающие в реке и строящие плотины.
Рекордсмен среди зверей -
Всех о бегает быстрей.
Длинным рулит он хвостом,
Шубка в точечку на нем. (Гепард)
Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего в их построении - перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь.
Серый, длинноухий, с копытами (Осел)
.
В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (Шарф)
Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.
Четвертая группа - загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.
Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.
Начинается на «о»
И кончается на «о»
.
Я хвораю, не гуляю,
Целый день гляжу в него. (Окно)
Дополнительной подсказкой служит рифма - отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.
Я сегодня утром рано
Умывался из под … (крана)
Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.
Пятая группа - загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.
Вкусны - оближешь пальчики! -
Оранжевые мячики. (Апельсины)
Под крышей четыре ложки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)
На пальце одном,
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т.е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидить в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Хоть нем я и глух,
А станешь бить меня -
Закричу. (Колокол)
Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:
Что за зверь?
Зимой ест, а летом спит.
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет.
Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки - теплое «тело» , летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.
Шестая группа - загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.
Апельсины и бананы очень любят … (обезьяны)
;
У меня пропал носок, утащил его … (щенок)
;
В реке большая драка: поссорились два … (рака)
;
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке … (кабачок)
.
Следующая группа - загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка)
;
Дочерей и сыновей учит хрюкать … соловей (свинья)
;
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь)
;
По сосне, как в барабан, застучал в лесу … кабан или баран (дятел)
;
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это... мишка (белка)
В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка - это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.
От чего плавает утка (от берега)
;
За чем язык во рту (за зубами)
;
Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10) ;
На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот) ;
Какой рукой лучше размешать чай? (чай лучше размешивать ложкой) ;
Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты) ;
Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (2кг.) .
В своей многолетней работе я пришла к выводу, что загадки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Для них загадать и разгадать загадку доставляет огромную радость. Да и мы, взрослые тоже не прочь и старую добрую загадку к месту вспомнить, и новую на современный лад попытаться сочинить.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.; Академия, 2000.
- Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. Дошк. воспитание. -1990. -№7
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.; Просвещение, 1976.
- Российская детская энциклопедия загадок/Ред. -сост. А.В.Богданова.-СПб.;Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- Большая книга загадок/ Сост.О.В.Узорова,Е.А.Нефедова.-М.; Астрель, АСТ, 2011
Должность: воспитатель
Место работы: Иркутская область, г. Иркутск, МБДОУ № 94
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .
Происхождение названия жанра
Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?
Слово « загадка » - древнего происхождения.
Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?
В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Происхождение загадок
Предположите, когда появились загадки и для чего?
Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .
Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?
В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .
Происхождение загадок
Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.
Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.
Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .
Происхождение загадок
Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?
Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.
Какими бывают загадки
Перечисления различных признаков предмета или явления.
Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.
(Апельсин)
Растет у окошка в глиняной плошке
Зеленый ежик без головы и без ножек .
(Кактус)
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
(Арбуз)
Краткая характеристика предмета или явления.
Голубая простыня весь свет одевает.
(Небо)
В поле сережки на одной ножке.
(Овес)
Один костер весь мир согревает.
(Солнце)
Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.
(Скворечник)
В загадку включено отрицательное сравнение .
Не зверь, не птица, а нос, как синица .
(Комар)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
(Ветер)
Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.
(Орех)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
(Река)
Описании предмета использована метафоры .
На пяти проводах отдыхает стая птах.
(Ноты)
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.
(Варежка)
На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать.
(Колеса)
Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.
- Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Корень мой находится в цене;
В очерке найди приставку мне;
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(О-цен-к-а)
В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдете;
В целом – по мне на уроки пойдете.
(Рас-пис-ание)
- Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.
С «Ч» - над морем я летаю,
С «Г» - в машинах я бываю.
(Чайка - Гайка)
С «Г» - он будет частью слова,
С «И» - немного схож с пластом,
С «Н» - не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом.
(слоГ – слоЙ - слоН)
- Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).
Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила)
Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».
А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.
(Краб – барк )
- Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).
Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(Уха – муха)
Кто части мотоцикла знает,
тот слово это разгадает.
А если букву «Д» прибавит,
На сцене можно будет ставить.
(Рама – драма)
«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит…
(Дождик)
На дворе в кадушке заквакали подружки,
Потом прыг из ушата…Кто же это?..
(Лягушата)
Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,
Обожает морковку... Кто это?..
(Зайчишка)
Домашнее задание.
ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!
«4 деревеньки»
Дома подготовить командам:
- Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
- « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
- Принести карандаши или фломастеры.
На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.
Создадим свою книгу загадок!