Сколько весит танк т 90. Сколько весит танк. Сравнение вооружения и боекомплекта
Основной боевой танк Т-90
История создания
Т-72Б серийного производство, которого было начато в 1985 году уже на момент своего создания оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем, так автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД, производство которых велось во второй половине 80-х. Поэтому сразу после начала производства Т-72Б начались работы по его совершенствованию. Были разработаны различные варианты модернизации, включавшие установку комплекса управления вооружением 1А45 уже устанавливаемого на Т-80УД и Т-80У при сохранении существующей компоновки Т-72Б. Модернизированная машина получила индекс «Объект-188». Первые четыре танка поступили на испытания в 1989 году, еще два доработанных образца испытывали в 1990-ом.
Наряду с установкой 1А45 существовал и более простой вариант усовершенствования включавший модификацию танкового прицельного комплекса 1А40-1 и установку комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1» .
Конструкция танка «Т-72Б усовершенствованный» не имела серьезных отличий от Т-72Б, а система 1А45 уже давно была отработана на танках разработанных ХКБМ им. Морозова и ленинградского «Спецмаша». По сути, в задачу конструкторов УКБТМ входило только установить готовый комплекс управления вооружением в танк Т-72Б . Но даже эта задача оказалась трудной для конструкторов УКБТМ, из-за чего, по мнению, как испытателей, так и танкистов рабочее поле наводчика и командира и эргономика их рабочих мест реализованы неудачно.
Танк был принят на вооружение в 1992 году после развала СССР. Изначально для этой достаточно скромной модернизации предполагалось и новое название «Т-88», которое позднее заменили на «Т-90».
Производство танков Т-90 для российской армии началось в 1992 году, в достаточно тяжелые для России времена, но благодаря покровительству президента России Б. Н. Ельцина до этого председателя Свердловского обкома финансирование завод получал. С 1992 по 1997 год для вооруженных сил России было выпущено около 120 танков Т-90. Первые машины попадали в учебные центры, Т-90 поступили на вооружение 21 Таганрогской ордена Суворова мотострелковой дивизии и 5 гвардейской донской танковой дивизии. В 90-е годы часть танков была разукомплектована, многие были не боеспособны. В середине 2000-х оставшиеся танки Т-90 были переведены из Сибири во 2-ою гвардейскую таманскую дивизию в Подмосковье и ряд учебных центров.
Для поставок за рубеж была разработана экспортная модификация танка Т-90С с усовершенствованными характеристиками. С 2004 года началось производство усовершенствованного Т-90А.
Основным вооружением Т-90 является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2.
Боекомплект танка - 43 выстрела из них 22 выстрела укладываются во вращающий транспортер автомата заряжания и 21 в немеханизированных укладках.
С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62. Боекомплект пулемета 200 патронов (8 лент по 250 патронов). Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира.
Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/- 90° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +30° пулемет стабилизирован. Боекомплект к зенитному пулемету 300 патронов (2 ленты в магазинах по 150 каждая).
Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-22, 3БM-26, БМ-29, 3БM-42) и комплекс управляемого вооружения с выстрелами 3УБК14 и 3УБК20. Скорострельность - 6…8 выстрелов в минуту. Российские БПС из боекомплекта Т-90 отстают по бронепробиваемости от американских т.к. в основном были разработаны еще в 80-е годы при СССР.
Еще одним фактором, сдерживающим развитие боеприпасов повышенного могущества для танка Т-90 являются ограничения автомата заряжания (АЗ) по длине заряжаемого снаряда.
Танки Т-90, оснащенные КУВ 9К119 «Рефлекс» получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.
Комплекс управления огнем 1А45-Т состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1 с прицелом «Буран-ПА», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42-4 и других устройств.
Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.
Ночной прицельный комплекс ТО1-КО1 с прицелом ТПН-4 «Буран-ПА» с электронно-оптическим преобразователем.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. Комбинированный прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка.
Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.
Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др.
Недостатками комплекса управления огнем Т-90 являются погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении. Ночной прицел ТПН-4 имеет зависимую стабилизацию в обеих плоскостях.
На Т-90С и Т-90А установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «Есса» условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый.
Защищенность Т-90
Конструкция башни с литой основой танка Т-90 аналогично применявшейся на Т-72Б. Пакеты наполнителя относится к «полуактивному» типу.
На лобовой части башнги танка Т-90 установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°.
На крыше башни установлен 21 контейнер, защищающий от боеприпасов атакующих сверху.
В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера.
Дальнейшая модернизация башни затруднена по причине значительного момента неуравновешенности башни (центр тяжести смещен вперед).
Бронирование корпуса Т-90 состоит из разнесенных преград из стали повышенной твердости и бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка.
На верхней детали лобового узла установлена встроенная динамическая защита «Контакт-V» обеспечивающая защиту не только от кумулятивных ПТС а и от ОБПС.
На бортах корпуса установлены силовые экраны с встроенной динамической защитой.
Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-V» обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда (БПС) М829А1.
Характеристики сравнения |
|||||||
Тип |
Страна-произво-дитель |
Б.вес, т. |
Бронепробиваемость (мм./60 0) |
Защита экв. (мм.) |
|||
БПС |
КС |
от БПС |
от КС |
||||
Т-90 |
РФ |
46,5 |
220…300 |
670…700 |
1000 |
||
Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1»
Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfiree», «Copper head» за счет создания активных помех их наведению. В доли секунды после попадания лазерного луча дальномера “противника” автоматика Т-90 звуковым сигналом предупредила экипаж об опасности и отстрелила в угрожаемом направлении гранату, которая, взорвавшись, создала плотное аэрозольное облако, полностью поглотившее танк. В результате лазерный дальномер потерял цель и ПТУР сбилась с курса.
Комплекс “Штора- 1” состоит из двух самостоятельных систем: дистанционной системы постановки аэрозольных образо вании, предназначенных для перекрытия полей зрения (аппаратурных и визуальных) систем наведения, использующих лазерный подсвет, и станции оптико-электронного противодействия ТШУ 1-7, предназначенной для организации ложных сигналов в контуре управления противотанковых снарядов с полуавтоматическими командными системами наведения.
Комплекс “Штора- 1” обеспечивает: постановку помех в виде модулированного инфракрасного излучения, воздействующего на полуавтоматическую систему управления ракетой; автоматический отстрел аэро-золеобразующей гранаты в направлении источника лазерного подсвета и перекрытие этого направления аэрозольной завесой, определение направления на источник лазерного подсвета и выдачу команды на поворот башни танка в указанном направлении, световую и звуковую сигнализацию при облучении танка лазерными целеука-зателями и дальномерами, постановку перед танком маскирующей аэрозольной завесы.
Станция оптико-электронного подавления ОТШУ-1, установленная на танке Т-90С, обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в диапазоне длин волн 0.7-2.5 мкм в секторе +-20 градусов от оси канала ствола по горизонту и на 4.5 градуса - по вертикали.
Система постановки аэрозольной завесы реагируют на лазерное злучение в пределах 360 градусов по азимуту и -5...+25 в вертикальной плоскости. Аэрозольная завеса образуется на удалении 55- 70 метров через 3 секунды после отстрела гранат 3Д17. Время действия аэрозольного облака составляет около 20 секунд (по данным зарубежных источников). Вес системы - около 400 кг.
Тактические характеристики системы ШТОРА |
|
Вероятность срыва прицельного наведения противотанкового оружия типов АТЛИС, ТАДС, ПЕЙВ-СПАЙК |
днем 0,85 |
Вероятность срыва управляемых ракет с лазерной головкой самонаведения типа «Мейверик», «Хелфайр» |
|
Вероятность срыва управляемых артиллерийских снарядов типа «Копперхед» |
|
Вероятность срыва наведения целеуказателей с электронно-оптическим модулятором |
0,8 - 0,9 |
Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет с телевизионными головками «Мейверик», «Хелфайр» |
0,54 |
Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет типа «Милан», «Хот» |
|
Повышение вероятности защиты от артиллерийских систем с лазерными дальномерами, в разах |
1,3 - 3,0 |
Подвижность
На танке установлен двигатель В-84МС мощность 840 л.с. отличающийся от В-84-1 конструкцией выпускных коллекторов.
Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.
Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков.
Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода - 4,8 км/ч. На современных западных танках используется гидрообъемные механизмы поворота с цифровыми системами автоматического управления, обеспечено движение задним ходом до 30 км/ч.
Другим аспектом является удобство обслуживания танкового двигателя, в чем В-84 уступают зарубежным дизелям. Замена двигателя за-труднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центро-вочных работ - замена двигателя заводской бригадой в составе 4 человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонт-ные работы в моторно-трансмиссионном отделе-нии. Это не соответствовало требованиям, предъяв-ляемым к перспективной бронетанковой технике еще в 70-е годы.
Ходовая часть Т-90 аналогична применяемой на Т-72Б.
Тактико-технические характеристики |
||
Параметр |
Единица измерений |
Т-90 |
Полная масса |
46,5 |
|
Экипаж |
чел. |
|
Удельная мощность |
л.с./т |
|
Двигатель |
Л.с. |
В-84МС |
Ширина танка |
||
Удельное давление на грунт |
кгс/см 2 |
0,94 |
Температурный режим работы |
°С |
40…+50 (со снижением мощности) |
Длина танка |
||
с пушкой вперед |
мм |
9530 |
корпуса |
мм |
6917 |
Ширина танка |
||
по гусенице |
мм |
3370 |
по съемным защитным экранам |
мм |
3780 |
Высота по крыше башни |
мм |
2228 |
Длина опорной поверхности |
мм |
4270 |
Дорожный просвет |
мм |
426…470 |
Ширина колеи |
мм |
2790 |
Скорость движения |
||
Средняя по сухой грунтовой дороге |
км/ч |
35…40 |
Максимальная по дороге с твердым покрытием |
км/ч |
|
На передаче заднего хода, максимальная |
км/ч |
4,18 |
Расход топлива на 100 км |
||
По сухой грунтовой дороге |
л, до |
260…450 |
По дороге с твердым покрытием |
л, до |
|
на основных топливных баках |
км |
|
с дополнительными бочками |
км |
|
Боекомплект |
||
Выстрелов к пушке |
шт |
|
Создан в конце 1980-х - начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б под индексом Т-72БУ, однако в 1992 году был принят на вооружение уже под индексом Т-90. После смерти Поткина Владимира Ивановича, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации - России Т-90 было присвоено имя «Владимир».
Танк Т-90 является глубокой модернизацией Т-72 , созданной в нижнетагильском «Уральском КБ Транспортного машиностроения» в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина как Т-72БУ (заводское название «Объект 188»). В 1989 году танк был передан на ГСИ, которые прошли успешно.
Т-90 имеет классическую компоновку , с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения - посередине и моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части. Экипаж Т-90 состоит из трёх человек - механика-водителя, размещающегося по продольной оси танка в отделении управления и наводчика с командиром, находящихся в башне слева и справа от орудия, соответственно.
Вооружение
Ведение огня
из основного и вспомогательного вооружения Т-90А осуществляется комплексом управления огнём 1А42, состоящим из прицела дальномера 1Г46, прицельно-наблюдательного комплекса командира Т01-К04 и телевизионной системы заднего обзора.
Основным вооружением Т-90А(СМ) является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, размещённая в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни и стабилизированная в двух плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Длина ствола орудия составляет 48 калибров. Пушка снабжена автоматом заряжания и способна вести огонь ПТУР. Автомат заряжания Т-90, размещённый на вращающемся полике башни - электромеханический, карусельного типа, аналогичный установленному на Т-72, но с системой управления в автоматическом режиме с места командира. Скорострельность Т-90А(СА) составляет 8 выстрелов за 56 секунд при работе автомата заряжания, время заряжания одного выстрела АЗ 7 секунд.
Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы ПТУР «Инвар-М» . Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме. Комплекс управляемого вооружения Т-90 позволяет вести стрельбу, с вероятностью попадания, близкой к единице, по неподвижным или движущимся со скоростью до 70 км/ч целям на дистанции от 100 до 5000 м, с места и в движении со скоростью до 30 км/ч. Это обеспечивает ему намного большую эффективную дальность поражения цели, чем у танков, оснащённых только артиллерийским вооружением, для которых, даже при наиболее современных прицельных средствах, эффективная стрельба по целям типа «танк» на дистанции более 2500 м уже серьёзно затруднена.
Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из спаренного пулемёта, зенитной пулемётной установки и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКТМ. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту.
Бронезащита
Т-90 имеет резко дифференцированную противоснарядную броневую защиту.
Броневой корпус Т-90 - сварной, башня - литая на Т-90 и сварная на Т-90СА и Т-90А. Основным материалом корпуса является броневая сталь; верхняя лобовая плита корпуса, а также лобовая часть башни в пределах курсовых углов ±35° состоят из многослойной композитной брони. Частично, многослойную конструкцию имеют также борта и крыша башни и бортовые бронеплиты корпуса.
Помимо традиционного бронирования и динамической защиты, Т-90 оборудован активной защитой , состоящей из комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты от поражения танка противотанковыми управляемыми ракетами и состоит из станции оптико-электронного подавления и системы постановки завес. Станция оптико-электронного подавления предназначается для защиты от ракет с полуавтоматической системой наведения и состоит из двух инфракрасных прожекторов ОТШУ-1-7, двух модуляторов и пульта управления.
Машины на базе Т-90:
БМПТ
- боевая машина поддержки танков
ИМР-3М
- инженерная машина разграждения
МТУ-90
- мостоукладчик
Э300
- универсальное гусеничное шасси
БМР-3М
- бронированная машина разминирования
Модификации:
Т-90
- первая серийная модификация.
Т-90К
- командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
Т-90А
- модификация Т-90 выпускается с 2004 года, установлен двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., улучшено тепловизионное оборудование, установлена сварная башня вместо литой, новая система ППО.
Т-90АК
- командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также системой тактического управления боем.
Т-90А
(2006 год) - модернизация Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», улучшен автомат заряжания, увеличен на 100 литров забронированный объёмом и улучшена защита топливных баков. Находится на вооружении ВС России с 2006 года.
Т-90С
- экспортный вариант Т-90. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ.
Т-90СК
- командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
Т-90СА
- экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения, установлена новая система ППО. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ.
Т-90СКА
- командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием и системой тактического управления боем "T-BMS".
Т-90АМ
- новейшая модификация Т-90А, работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году по теме ОКР «Прорыв». Впервые экспортная версия этой модификации танка под наименованием Т-90МС была представлена публике 9 сентября 2011 года на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011. Основными особенностями модернизации танка стала замена старой башни на новый боевой модуль, который оснащается усовершенствованной СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1». Установлена ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V». Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём вооружения одинаково эффективно днём и ночью. Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни. Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменен на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищенность и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т.
Т-90СМ
- экспортный вариант танка Т-90АМ.
Общие данные:
Год принятия на вооружение:
1993
Боевая масса:
46,5 т
Экипаж:
3 чел.
Длина с пушкой вперед:
9530 мм
Длина корпуса:
6860 мм
Ширина общая:
3780 мм
Ширина по гусеницам:
3370 мм
Высота по крыше башни:
2230 мм
Забронированный объем танка:
11,04 м3
Забронированный объем корпуса:
9,19 м3
Забронированный объем башни:
1,85 м3
Вооружение
Пушка:
гладкоствольная пусковая установка типа 2А46М
Калибр пушки:
125 мм
Длина трубы ствола:
51 калибр
Длина отката:
300 мм
Продувка ствола:
эжекционная
Максимально допустимое для ствола давление пороховых газов:
5 200 кгс/см2
Боевая скорострельность:
8 выстр./мин
Заряжание:
автоматическое
Боекомплект:
43 (22) выстр. (в т.ч. в автомате заряжания)
Типы боеприпасов:
БПС, БКС, ОФС, СГПЭ, УР
Тип выстрела:
раздельно-гильзовый
Начальная скорость БПС:
1715 м/с
Масса выстрела с БПС:
20,2 кг
Масса БПС:
5,9 кг
Начальная скорость БКС:
905 м/с
Масса выстрела с БКС:
29 кг
Масса БКС:
19 кг
Стабилизатор:
электромашинный по горизонтали, электрогидравлический по вертикали
Спаренное вооружение:
пулемет ПКТ
Калибр:
7,62 мм
Боекомплект:
2000 шт
Зенитное вооружение:
пулемет НСВТ-12,7
Калибр:
12,7 мм
Боекомплект:
300 шт
Управление:
дистанционное
Управляемое вооружение:
управляемая ракета 9К119
Система наведения ракеты:
по лучу лазера
Максимальная дальность стрельбы:
5000 м
Система управления огнем
Максимальная скорость вращения башни:
24 град./с
Максимальный угол возвышения пушки:
20 град.
Максимальный угол снижения пушки:
7 град.
Дублированное управление огнем:
есть
Дальномер:
лазерный
Диапазон измерения дальности:
500-5000 м
Баллистический вычислитель:
электронный цифровой
Основной прицел наводчика:
перископический, совмещенный с ЛД и тепловизором
Увеличение:
2,7-12 крат
Угол поля зрения:
20-4,5 град.
Стабилизация поля зрения прицела:
независимая по ВН и ГН
Ночной прицел наводчика:
тепловизионный
Дальность видения ночью:
2600 м
Основной прибор командира:
перископический
Увеличение:
7,5 крат (дн.); 5,1 крат (н)
Угол поля зрения:
7 град.
Зенитный прицел:
есть
Ночной прицел командира:
тепловизионное видеосмотровое устройство
Дальность видения ночью:
2600 м
Защищенность
Броневая защита:
комбинированная
Угол наклона верхней лобовой детали корпуса:
68 град.
Противокумулятивные бортовые экраны:
есть
Система ТДА:
есть
Дымовые гранатометы:
12 шт.
Комплекс оптико-электронного подавления:
есть
Динамическая защита:
встроенная
Система коллективной защиты от ОМП:
общеобменная
Быстродействующая система ППО:
есть
Подвижность и проходимость
Максимальная скорость:
60 км/ч
Удельная мощность:
18,1 л.с./т
Запас хода по шоссе:
500 км
Емкость топливных баков:
1200+400 л
Среднее удельное давление гусениц на грунт:
0,91 кгс/см2
Клиренс:
492 мм
Преодолеваемые препятствия:
ров:
2.8 м
вертикальная стенка:
0.85 м
брод:
1.2 м
максимальный угол подъема:
30 град.
Глубина преодолеваемой водной преграды с ОПВТ:
5 м
Силовая установка
Двигатель:
дизель многотопливныйВ-84МС
Максимальная мощность:
618 (840) кВт (л.с.)
Максимальный крутящий момент:
340 кгс · м
Число цилиндров:
12
Расположение цилиндров:
V-обр. 60°
Тактность:
4
Тип охлаждения:
жидкостное
Габаритная мощность:
700 л.с./м3
Масса двигателя:
1020 кг
Степень сжатия:
14
Ход поршня:
180/186,7 мм
Диаметр цилиндра:
150 мм
Рабочий объем:
38,88 л
Удельный расход топлива:
180 г/л.с.·ч
Трансмиссия
Тип трансмиссии:
механическая планетарная
Коробка передач:
две бортовые планетарные
Число передач вперед/назад:
7/1
Механизм поворота:
бездифференциальный
Минимальный расчетный радиус поворота:
2,79 м
Основной тормоз:
дисковый, работающий в масле
Масса трансмиссии:
1870 кг
Бортовой редуктор:
планетарный
Система управления движением:
гидравлическая
Ходовая часть
Подвеска:
торсионная
Динамический ход катка:
320 мм
Амортизаторы:
6 шт. гидравлические лопастные
Ширина колеи:
2790 мм
Длина опорной поверхности гусеницы:4270 мм
Ширина гусеницы:
580 мм
Число траков:
97
Масса одной гусеницы:
1723 кг
Число опорных катков на борт:
6
Диаметр опорного катка:
750 мм
Тип амортизации опорных катков:
наружная
Число поддерживающих катков на борт:
3
Механизм натяжения:
червячный
Т-90 «Владимир» — это российский основной боевой танк. Произведен на рубеже 80-90-х годов и представляет собой серьезную модернизацию Т-72Б. Первоначально носил название «Т-72Б усовершенствованный», был переименован в 1992 году. Когда его главный конструктор скончался, танку было присвоено его имя, «Владимир».
В течение 2001-2010 годов Т-90 являлся наиболее продаваемым новым основным боевым танком на Земле.
Закупочная стоимость Т-90 по контрактам на поставку ВС РФ в 2010 году равнялась 70 млн. рублей. В следующем году она стала дороже на 48 млн. С конца 2011 года ВС РФ перестали закупать танки.
1. Фотографии
2.Видео
3. История создания и производства
Работы над разработкой Объекта 188 («Т-72Б усовершенствованный») велись одновременно с превосходящим его по ТТХ экспериментальным танком Объект 187. Все эти объекты создавались по программе приведения Т-72Б к уровню Т-80У/УД. По бронированию Т-72Б удалось довести до этого показателя в 1989 году, но у него не было автоматизированной системы управления огнем. Прицельный комплекс 1А40-1, чьи плюсы состояли в надежности и простоте, несмотря на это, к тому времени уже морально устарел. В итоге был установлен комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш», уже показавший себя на Т-80УД и Т-80У. Он прошел доработку в целях функционирования одновременно с автоматом заряжания Т-72. После этого ему было присвоено обозначение 1А455Т.
В начале 1989 года «Объект 188» прошел госиспытания, в результате чего показал себя высоконадежным. Весной 1991 года Минобороны и Министерство оборонной промышленности рекомендовали принять его на вооружение ВС СССР. После чего было принято решение о сворачивании «Объекта 187». Но последующие трудности в жизни государства и выводы, сделанные после применения Т-72 в «Буре в пустыне» сделали невозможным принятие итогового решения.
Руководство КБ УВЗ решило сделать «Объект 188» более защищенным. Для этого танк дополнили комплексом оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора-1», а также подвергли его новым испытаниям. Осенью 1992 года первый «Объект 188» установочной серии прошел пробеговые испытания, а через неделю, в соответствии с постановлением Правительства РФ, был принят в состав Вооруженных Сил. Также было разрешено вывозить его на экспорт. Президент Российской Федерации Борис Ельцин дал танку наименование Т-90.
Серийно выпускать Т-90 начали в том же году. За последующие шесть лет было выпущено 120 единиц. После чего, из-за снижения финансирования ВС выпуск танков был прекращен и возобновлен тогда, когда был подписан контракт о поставке с Индией в начале 2001 года.
К 2012 году, по официальным данным, общее количество выпущенных танков Т-90 и его модификаций для ВС РФ равнялось 500.
В соответствии с ними же, по состоянию на 2012 год общее количество Т-90 и его модификаций составило, как минимум, 1335 танков. В это число не входят танки, выпущенные в Индии по лицензии.
4. Тактико-технические характеристики
4.1 Размеры
- Длина корпуса, мм: 6860
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9530
- Ширина корпуса, мм: 3780
- Высота, мм: 2230 (по крыше башни)
- База, мм: 4270
- Колея, мм: 2790
- Клиренс, мм: Т-90А (СА): 404..467; Т-90(С): 426..492.
4.2 Бронирование
- Тип брони: противоснарядная комбинированная (с наполнителем в виде вставок из стали повышенной твёрдости и других материалов, а также плоскопараллельных пластин)
- Активная защита: КОЭП Штора-1/1М
- Динамическая защита: Т-90СМ: «Реликт»; Т-90(А,С): «Контакт-5».
4.3 Вооружение
- Калибр и марка пушки: 125-мм; Т-90А(М): 2А46М-5; Т-90(С):2А46М
- Тип пушки: гладкоствольная
- Длина ствола, калибров: 51
- Боекомплект пушки: Т-90СМ: 40 (22 в АЗ); Т-90(С): 43 (22 в АЗ); Т-90А(СА): 42 (22 в АЗ)
- Углы ВН, град.: -5..+16
- Углы ГН, град.: 360
- Дальность стрельбы, км: ПТУР: 5,0
- Прицелы: Наводчик(ночной): Буран-ПА,М или «ЭССА»; Наводчик(дневной): 1Г46; Командир(день/ночь): Т01-КО4
- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ; 1 × 12,7-мм НСВТ или Корд
- Другое вооружение: «Рефлекс-М».
4.4 Подвижность
- Тип двигателя: В-84МС или В-92С2
- Мощность двигателя, л. с.: Т-90А(СА):1000; Т-90(С):840
- Скорость по шоссе, км/ч: 60
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 35-45
- Запас хода по шоссе, км: 550 (700 с внешними баками)
- Запас хода по пересечённой местности, км: 345..520
- Удельная мощность, л. с./т: Т-90СМ: 24; Т-90(С): 18,6; Т-90А(СА): 21,5
- Тип подвески: торсионная индивидуальная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: Т-90А(СА): 0,97; Т-90(С): 0,938
- Преодолеваемый подъём, град.: 30
- Преодолеваемая стенка, м: 0,85
- Преодолеваемый ров, м: 2,6..2,8
- Преодолеваемый брод, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ)
4.5 Остальные параметры
- Боевая масса, т: 46,5
- Компоновочная схема: классическая
- Экипаж, чел.: 3
5. Конструкция
Т-90 – это танк с классической компоновкой. Отделение управления в нем находится в лобовой части, посередине размещается боевое отделение, а в кормовой части находится моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж состоит из наводчика, механика-водителя и командира.
6. Модификации
- Т-90МС — в защитном комплекте «Накидка»
- Т-90 — первая серийная модификация
- Т-90С — вариант Т-90 на экспорт. Эта модификация лишена прожекторов ОТШУ Штора, их место заняли дополнительные блоки встроенной динамической защиты
- Т-90К — командирский вариант Т-90. Установлено навигационное (THA-4-3) и связное оборудование (радиостанция Р-163-50К)
- Т-90СК — командирский вариант Т-90С. Установлено дополнительное навигационное и связное оборудование.
- Т-90А – модифицированный Т-90. Усовершенствовано тепловизионное оборудование, установлен двигатель В-92С2, литую башню заменила сварная, новая система ППО
- Т-90АК- командирский вариант Т-90А. Установлено дополнительное навигационное и связное оборудование, система тактического управления боем и модернизирована защита топливных баков.
- Т-90СА — вариант Т-90А на экспорт. Доработана система обнаружения лазерного излучения, оборудована система охлаждения аппаратуры ночного видения. Новая система ППО. На данной модификации не имеются прожекторы ОТШУ Штора, их место заняли дополнительные блоки встроенной динамической защиты
- Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА. Установлено дополнительное навигационное и связное оборудование, оборудована система тактического управления боем «T-BMS»
- Т-90А – модернизированный Т-90А. Усовершенствован автомат заряжания, оборудован тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», увеличен объем бака на 100 литров
- Т-90АМ – модифицированный Т-90А. Оборудованы дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1», модернизированная пушка 2А46М-5 и новый автомат заряжания. Устаревшую башню заменил боевой модуль с системой управления огнём «Калина» с встроенной боевой информационно-управляющей системой тактического звена. Установлена динамическая защита «Реликт». Установлена моноблочная силовая установка В-92С2Ф и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Управление осуществляется с помощью штурвала
- Т-90СМ — вариант Т-90АМ на экспорт.
7. Машины на базе Т-90
- БМР-3М — бронированная машина разминирования
- БРЭМ-1М — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
- ТОС-1А «Солнцепёк» — РСЗО
- ИМР-3М — инженерная машина разграждения
- МТУ-90 — мостоукладчик
- «Рамка» — боевая машина поддержки танков
- Э300 — универсальное гусеничное шасси
8. На вооружении
- Азербайджан: заключен договор по закупке трех батальонов 94 Т-90С. Плюс к этому есть опцион еще на 94 танка этой же модификации. По требованию Азербайджана машины дополнены комплексами оптико-электронного подавления «Штора-1»
- Алжир: 185 Т-90СА. Сверх того еще заказано 120 единиц этой же модификации
- Индия: 780 Т-90С/СА. В это число входят танки производства РФ и танко-комплекты, собранные в Индии
- Россия: свыше 500 Т-90 и Т-90А. Около 200 единиц находятся на хранении.
- Туркмения: 10 Т-90СА. Заказано еще 30 единиц.
- Уганда: 44 Т-90СА.
9. Боевое применение
В официальных источниках информация об участии Т-90 в боевых действиях отсутствует. Министерство обороны РФ насчет этого никаких заявлений не давало. Лишь на Уралвагонзаводе хранится справка, свидетельствующая о том, что одним танком образца 1992 года распоряжалась одна из частей в чеченском конфликте. Но в ней не говорится, что он участвовал в боевых действиях.
Танк Т-90, представляющий собой усовершенствованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. В средней части Т-90 установлена низкая плоская башня со смещенной вправо командирской башенкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха.
Сиденье механика-водителя находится в передней части корпуса танка. Над ним располагается люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-6. В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М, оснащенная съемным термоизоляционным кожухом.
В боекомплект пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места.
В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Таким образом, танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Входящие в состав системы управления огнем цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 с емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС и лазерный дальномер позволяют с высокой точностью поражать цели и в ночных условиях.
Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-2 "Штора" обеспечивает дополнительную защиту танка Т-90 путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). Эта система состоит из двух ИК-прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес.
Броневая защита лобовой части корпуса и башни Т-90 представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров: на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-90 (Т-72Б) применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 63° от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от 10° до 25°. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк Т-90 отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.
Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования ЗЭЦ13 "Иней". Танк Т-90 имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6. На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.
Мощность двигателя составляет 840 л. с. Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира, Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидро-сервоуправление и собственную масляную систему.
Танк Индии Т-90 "Бхишма"
В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью 2,5 млрд долларов на лицензионное производство 1000 танков Т-90 "Бхишма" (имя в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса "Махабхарата")
В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6-ом узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.
Танк Т-90 имеет несколько модификаций и поставляется в разные страны мира
Танк Т-90 оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи "Абзац", который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить 10 частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-90:
Боевая масса, т | 46,5 |
Экипаж, чел. | 3 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 9530 |
ширина | 3460 |
высота | 2230 |
клиренс | 470 |
Броня | |
комбинированная, со встроенной динамической защитой | |
Вооружение: | |
125-мм гладкоствольная пушка пусковая установка 2А46М; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет; 12 дымовых гранатометов | |
Боекомплект: | |
43 выстрела, 1250 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм | |
Двигатель | В-84МС, многотопливный, четырехтактный, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения мощность 840 л. с. |
Удельное давление на грунт, кг/см | 0,85 |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Преодолеваемые препятствия: | |
высота стенки, м | 0,80 |
ширина рва, м | 2,80 |
глубина брода, м | 1,20 (с подготовкой 5 м) |
Модификации основного боевого танка Т-90
- Т-90 - первая серийная модификация танка.
- Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
- Т-90А - модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизорным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
- Т-90С - экспортный вариант Т-90, без системы "Штора-1" и с дополнительной динамической защитой.
- Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
- Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
- Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
- Т-90А - модернизация (2006 год) Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения "Эсса", улучшен автомат заряжания, бак увеличен на 100 литров.
- Т-90АМ - новейшая модификация Т-90А. Заменена старая башня на новый боевой модуль с системой управления огнем "Калина" с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка "УДП Т05БВ-1". Динамическая защита "Реликт". Применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2.
- Т-90СМ - экспортный вариант танка Т-90АМ.
Источники:
- Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
- Г. Л. Холявский. "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
- Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки";
- Техника и вооружение 2010 - 06.
История создания
Для поставок за рубеж была разработана экспортная модификация танка Т-90С. Несмотря на то, что экспорт танка Т-90С был разрешен с 1992 года спросом он не пользовался .Сказывался маломощный двигатель и уже начавшая устаревать СУО.
Спасение для Т-90 пришло как не парадоксально со стороны Пакистана,желая переместить баланс сил в своем перманентном противостоянии с Индией Пакистан в 1996 году подписал с Украиной контракт на поставку 320 танков Т-80УД.
В ответ на продажу Украиной Пакистану индия в срочном порядке решила восстановить баланс сил (на тот момент индийским танкистам просто не чем было бороться с Пакистанскими Т-80УД, которые на голову превосходили их Т-72М и Т-55) и закупить в России партию Т-90С. При чем закупка проводилась без каких-либо тендеров, причина этому проста - в индии уже давно были на вооружении Т-72 и велось их серийное производство. Учитывая, что Т-90 был модификацией Т-72 альтернатив у индии не было.
Таким образом, поставка украинских танков в Пакистан, по сути, реанимировало российское танкостроение, которое в те годы находилось в глубочайшем кризисе - стоял вопрос о сворачивании мощностей по производству танков на Уралвагонзаводе .
В комплекс управления вооружения Т-90С разработанном для индии введен ряд улучшений заключавшихся в объединении двух автономно работающих прицелов - дневного и тепловизионного в единый прицельный комплекс. В комплексе обеспечивается синхронное управление линиями визирования двух прицелов и совместное использование технических возможностей каждого из прицелов.
В 2001 году УВЗ начал производство Т-90С для индии , первые 40 танков поставлены с литыми башнями, и еще 84 с новыми сварными башнями поставлены в 2002 году.
В 2003-2004 году поставили еще 186 сборочных комплектов Т-90С со сварными , сборка осуществляется на заводе в Авади , ранее собиравшем Т-72М1, всего в индии собрали 1100 танков этого типа. Разворачивание производства в Пакистане современных танков «Аль-Халид » вынудило индию сделать дополнительный заказ на 347 танковТ-90С поставки, которых начались в 2008 году. Из них 124 будут изготовлены на УВЗ и 223 будут собраны в индии, поставки комплектов продолжаются в этом году. Наряду со сборкой танков из поставляемых УВЗ комплектов в 2009 году началось и мелкосерийное лицензионное производство.
В целом 2008 год стал наиболее продуктивным для российского производства Т-90, за рубеж были поставлены 113 танков Т-90С и Т-90СА и еще 62 для российской армии. В 2009 году экспортные поставки в индию и Туркмению составили 110 машин. Поставки для российской армии продолжились в 2009…2010 году доведя общую численность Т-90А до 180 единиц.
Вторым крупным контрактом стала поставка 187 Т-90СА в Алжир. В 2006 году Россия списывает Алжиру долг в 4,7 млрд. долларов в обмен на обязательство купить оружия на эту же сумму. На Т-90СА в отличии от индийских Т-90С установлен усовершенствованный прицел наводчика с системой автоматического сопровождения цели, индикаторы лазерного излучения комплекса «Штора-1» сохранены.
Всего с 2001 года по 2009 год в Индию поставлено около 434 Т-90С, в Алжир поставлено 186 Т-90СА.
Огневая мощь
Основным вооружением Т-90А является 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2.
Боекомплект танка - 43 выстрела из них 22 выстрела укладываются во вращающий транспортер автомата заряжания и 21 в немеханизированных укладках. Размещения боекомплекта в танке Т-90А аналогично Т-90. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62. Боекомплект пулемета 2000 патронов (8 лент по 250 патронов). Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира.
Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/- 90° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +30° пулемет стабилизирован. Боекомплект к зенитному пулемету 300 патронов (2 ленты в магазинах по 150 каждая).
Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды и комплекс управляемого вооружения с выстрелами 3УБК14 и 3УБК20. Скорострельность - 6…8 выстрелов в минуту.
Танки Т-90А, оснащенные КУВ 9К119 «Рефлекс» получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.
Комплекс управления огнем 1А45-Т танка Т-90А претерпел ряд изменений. Комплекс состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса с прицелом «Буран-М», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42-4 и других устройств.
Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.
Ночной прицел «Буран-ПА» заменен на усовершенствованный «Буран-М» с электронно-оптическим преобразователем III-поколения. установкой ЭОП"а (электронно-оптический преобразователь) III поколения с применением новой полупроводниковой матрицы: с прямым
переносом изображения, микроканальным усилением, со встроенным источником питания, со схемой защиты от световых нагрузок, с автоматической регулировкой яркости. ЭОП имеет фотокатод с чувствительностью 700 мкА/лм (вместо 450 мкА/лм) и экран свечения на волоконно-оптическом элементе. Это увеличивает дальность распознавания цели (с 1200 до 1800 метров).
С 2008 года начались поставки Т-90А с тепловизионным прицелом белорусского производства «ЭССА» с французской теепловизионной камерой « Katherine - FC ».
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки.
Комбинированный прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка. Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.
Дневно - ночной прицел командира с независимой стабилизацией поля зрения по ВН и зависимой стабилизацией поля зрения по ГН (стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией башни), оснащенный механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели», ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения, стрельба через который производится с автоматическим отключением баллистического вычислителя (режим ДУБЛЬ).
На данный момент прицела командира ТКН-4С (Агат-С) устарел, разработаны ряд вариантов модернизации - «Агат-М» с новым ЭОП, «Агат-МД » с новым ЭОП и встроенным лазерным дальномером.
Модернизированный прицел командира обеспечивает дальность распознавания цели в стандартных условиях до 1200 м (800 м у штатного прицела), а в варианте «Агат-МД » значительно повысить возможность применения вооружения командиром.
Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др.
Недостатками комплекса управления огнем Т-90 являлись погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении.Ночной прицел наводчика с зависимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях (прибор связан с пушкой параллелограммом, стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией пушки и башни, наведение поля зрения осуществляется при наведении пушки и башни), оснащенный механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели», ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения, стрельба через который производится только при выключенном баллистическом вычислителе .
На Т-90А и Т-90С (Индия), Т-90СА (Алжир) установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «ЭССА» условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый. Обеспечивается замер цели лазерным дальнометром , применение управляемого вооружения.
Защищенность Т-90А
Компоновка танка т-90А аналогична Т-72Б и Т-90. Основным «нововведением» для Т-90А стала башня со сварной основой.
Применительно к башням танков одним из существенных резервов усиления их противоснарядной защиты или снижения массы стальной основы башни при сохранении существующего уровня противоснарядной защиты является повышение стойкости применяемой для башен стальной брони.
Основа башни Т-90С/А изготовлена из стальной брони средней твердости, которая существенно (на 10-15%) превосходит по противоснарядной стойкости литую броню средней твердости.
Таким образом, при одинаковой массе башня, выполненная из катаной брони, может иметь более высокую противоснарядную стойкость, чем башня с литой основой.
Реализация преимуществ конструкции башни из проката в сравнении с литой возможна только тогда, когда ее противоснарядная стойкость и живучесть в местах расположения соединений деталей из катаной брони отвечает общим требованиям по противоснарядной стойкости и живучести башни в целом.
Сварные соединения башни Т-90С и Т-90А выполнены с перекрытием полностью или частично стыков деталей и сварных швов со стороны снарядного обстрела.
Башня Т-90А разработанная НИИ Стали и УКБТМ.
Толщина брони бортовых стенок - 70 мм, лобовые броневые преграды имеют толщину 65 мм и тыльной150 мм.Крыша башни выполнена сварной из отдельных сварных деталей, что снижает жесткость. На наружной поверхности лба башни установлены V -образные блоки динамической защиты, аналогичные устанавливаем на Т-90. Всего на лобовой части башни танка Т-90А установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°.
На крыше башни установлен 21 контейнер, защищающий от боеприпасов атакующих сверху. Установка ДЗ и прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1 на башне Т-90А аналогична Т-90.
В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера.
Дальнейшая модернизация башни затрудненапо причине значительного момента неуравновешенностибашни (центр тяжести смещен вперед).
Бронирование и установка ВДЗ верхней детали носового узла корпуса Т-90А усовершенствованно по сравнению с Т-90 с приростом эквивалентной стойкости по БПС на 10…15%. На бортах корпуса Н а бортах корпуса установлены силовые экраны с встроенной динамической защитой аналогичные Т-72Б и Т-90.
В целом защищенность танка Т-90А сохранилась на уровне второй половины 80-х годов 20 века и не соответствует современным требованиям, за исключением лобовой проекции в пределах + 30 град.
Экспортный вариант Т-90С поставляющийся в индию имеет ряд отличий - КОЭП «Штора-1» не устанавливается. Вместо прожекторов-постановщиков помех устанавливаются трапециевидные блоки ДЗ. Установка ДЗ на Т-90СА аналогична индийскому варианту , индикаторы лазерного облучениясохранены.
Характеристики сравнения |
||||||
Тип |
Страна-произво-дитель |
Б.вес, т . |
Бронепробиваемость (мм./60 0) |
Защита экв . + 35 ° (мм.) по |
||
БПС |
КС |
от БПС |
от КС |
|||
Т-90А |
РФ |
46,5 |
1000 |
Подвижность
Новый двигатель В92С2 мощностью 1000 л.с. повысил скорость танка на поле боя. Двигатель снабжен турбокомпрессором (ТКР), позволяющим увеличить мощность силовой установки до 30% по сравнению с существующим. Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 поддвигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.
Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах не соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков. Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода - 4,8 км/ч.
1 - Модернизированное МТО с двигателем повышенной мощности.
2 - Новое выхлопное устройство двигателя.
Из-за отсутствия в УКБТМ разработок трансмиссии соответствующих современному уровню и готовых к применению продолжаются переговоры по установке на Т-90С автоматической трансмиссии западного производства. Сейчас автоматическая трансмиссия готовая к установке в компактные МТО отечественных танков разработана фирмой « RENK », также автоматическая трансмиссия устанавливается на танки, разработанные с участием ХКБМ «Аль-Халид » и «Оплот».
В 1999 г. 3 машины Т-90С принимали участие в испытаниях в Индии, из них одна с литой башней и 2 новые со сварными башнями. Испытаний российских танков Т-90С, прошедших в пустыне Раджастхан , по мнению индийской стороны, оказались не совсем такими, как хотелось бы нижнетагильским танкостроителям.
Согласно докладу, на который ссылается индийский источник «Political Events », двигатели всех трех машин, принимавших участие в испытаниях, не выдержали тестирования по причине серьезного перегрева. А один из танковых двигателей вышел из строя, не выдержав эксплуатации в условиях высокой температуры и запыленности.
Другим аспектом является удобство обслуживания танкового двигателя Т-90А, в чем В-92С2 уступают зарубежным дизелям. Замена двигателя за-труднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центро-вочных работ - замена двигателя заводской бригадой в составе 4 человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонт-ные работы в моторно-трансмиссионном отделе-нии. Это не соответствовало требованиям, предъяв-ляемым к перспективной бронетанковой технике еще в 70-е годы, за все это время в УКБТМ никаких действий по устранению этого недостатка не предпринято.
Гусеничный движитель танка Т-90С и Т-90А усовершенствован, он установлена новая гусеничная лента, выполненную из штампованных элементов, соединенных между собой параллельными резинометаллическими шарнирами. В целом гусеничная лента аналогична применяемой на Т-80, но без обрезиненного звена трака.
Тактико-технические характеристики |
||
Параметр |
Единица измерений |
Т-90А |
Полная масса |
46,5 |
|
Экипаж |
чел. |
|
Удельная мощность |
л.с./т |
21,5 |
Двигатель (В-92С2) |
л.с. |
1000 л .с . |
Ширина танка |
||
Удельное давление на грунт |
кгс/см 2 |
0,91 |
Температурный режим работы |
°С |
40…+50 (со снижением мощности) |
Длина танка |
||
с пушкой вперед |
мм |
9530 |
корпуса |
мм |
6917 |
Ширина танка |
||
по гусенице |
мм |
3370 |
по съемным защитным экранам |
мм |
3780 |
Высота по крыше башни |
мм |
2228 |
Длина опорной поверхности |
мм |
4270 |
Дорожный просвет |
мм |
426…470 |
Ширина колеи |
мм |
2790 |
Скорость движения |
||
Средняя по сухой грунтовой дороге |
км /ч |
35…40 |
Максимальная по дороге с твердым покрытием |
км /ч |
|
На передаче заднего хода, максимальная |
км /ч |
4,18 |
Расход топлива на 100 км |
||
По сухой грунтовой дороге |
л , до |
260…450 |
По дороге с твердым покрытием |
л , до |
|
на основных топливных баках |
км |
|
с дополнительными бочками |
км |
|
Боекомплект |
||
Выстрелов к пушке |
шт |
|
(из них в конвейере механизма заряжания) |
шт |
|
Патронов: |
||
к пулемету КТ-7,62 |
шт |
2000 |
к пулемету КТ-12,7 |
шт |
|
Аэрозольных гранат |
шт |
Поделитесь с друзьями:
|