Отчет о результатах мониторинга объектов размещения отходов. Мониторинг состояния окружающей среды на объектах размещения отходов. Виды воздействия объекта размещения отходов на окуружающую среду
О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения...
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
В соответствии с подпунктом 5.2.62 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
2. Пункт 8 прилагаемого Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду вступает в силу с 1 января 2018 года.
Министр
С.Е.Донской
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 июня 2016 года,
регистрационный N 42512
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду
I. Общие положения
1. Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Порядок мониторинга) устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.
2. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Территория в пределах воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду определяется на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
3. Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:
объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
скотомогильники;
объекты размещения медицинских отходов.
4. Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
5. Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2011, N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463; ст.3477; 2014, N 11, ст.1098, N 26, ст.3390; 2016, N 1, ст.65).
6. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчётов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" .
7. В случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009; 2001, N 1, ст.21; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30, ст.3616; N 45, ст.5142; 2009, N 1, ст.17; 2011, N 30, ст.4590, ст.4596, N 45, ст.6333, N 48, ст.6732; 2012, N 26, ст.3446, N 27, ст.3587, N 31, ст.4317; 2013, N 30, ст.4059, N 43, ст.5448, N 48, ст.6165; 2014, N 30, ст.4220, ст.4262; 2015, N 1, ст.11, ст.38, N 27, ст.3994, N 29, ст.4350, 2016, N 1, ст.12, ст.24), отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
8. В отношении объектов размещения отходов, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в соответствии с требованиями статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.24), лицом, эксплуатирующим объект размещения отходов, в разделе "Сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов ив пределах его воздействия на окружающую среду" отчета о результатах мониторинга данные, указанные в абзацах 2 и 3 пункта 25 настоящего Порядка мониторинга, не включаются.
9. При выявлении по результатам мониторинга негативных изменений качества окружающей среды, возникших в связи с эксплуатацией объектов размещения отходов, лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется незамедлительное предоставление этой информации в уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления и принимаются меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации таких изменений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
II. Разработка программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду
10. Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
При этом, по усмотрению лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, могут быть использованы:
данные раздела "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", являющегося частью проектной документации объекта, связанного с размещением отходов I-V класса опасности, и материалов по оценке воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду;
фондовые данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
данные о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов;
имеющиеся у лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
материалы, ранее проведенных обследований окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
11. При разработке программы мониторинга учитываются:
проектные характеристики (технические особенности) объекта размещения отходов;
происхождение, виды, количество и классы опасности размещаемых отходов;
физико-географические условия в районе расположения объекта размещения отходов;
геологические и гидрогеологические условия в районе расположения объекта размещения отходов.
III. Состав и содержание программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду
12. Программа мониторинга включает следующие разделы:
общие сведения об объекте размещения отходов;
цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга;
обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений;
обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений;
состав отчёта о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
приложения.
13. В разделе "Общие сведения об объекте размещения отходов" приводятся реквизиты письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с , утвержденными (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2010, регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 09.12.2010 N 541 (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011, регистрационный N 19685).
14. В разделе "Цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории данного объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
15. В разделе "Сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга" указываются источники информации (в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка), использованной при разработке программы мониторинга, а также приводятся данные из этих источников информации, необходимые для организации и проведения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
16. В разделе "Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся:
данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов;
данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.
На основании сравнительной оценки вышеуказанных данных делается вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Решение о необходимости проведения наблюдений за объектами растительного мира принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии грунтовых вод и/или почвенного покрова при наличии свидетельств об их загрязнении.
Решение о необходимости проведения наблюдений за объектами животного мира принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его загрязнении и/или по результатам анализа физиономических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его угнетении.
17. В разделе "Обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений" указываются такие показатели (физические, химические, биологические, иные) состояния и загрязнения окружающей среды, изменение которых возможно в результате размещения отходов на данном объекте, а также обосновывается периодичность их наблюдения в зависимости от свойств компонентов природной среды и точность проведения измерений (определений).
В качестве тест-образцов объектов растительного мира, характеризующих воздействие объекта размещения отходов на данный компонент природной среды, могут быть использованы травяно-кустарниковые, древесные и иные растения. Наблюдения за состоянием растительного покрова проводятся в течение сезона вегетации.
В качестве тест-образцов объектов животного мира, характеризующих воздействие объекта размещения отходов на данный компонент природной среды, могут быть использованы рыбы, земноводные, млекопитающие (грызуны).
18. В разделе "Обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений" приводятся данные, позволяющие сделать вывод об оптимальности расположения и достаточности мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости).
Решение о расположении и количестве мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений атмосферного воздуха, почв принимается с учётом направлений преобладающих ветров и с учётом видов разрешенного использования земель на прилегающих к объектам размещения отходов территориях.
Решение о расположении мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений подземных вод принимается с учётом:
распространенности и условий залегания водоносных горизонтов и водоупорных горных пород;
расположения границ областей питания водоносных горизонтов (в пределах территории объекта размещения отходов) и границ областей их разгрузки (в пределах территории объекта размещения отходов или в пределах его воздействия на подземные воды).
Наблюдения за состоянием и загрязнением подземных вод в зоне воздействия объектов размещения отходов проводятся на первом от земной поверхности водоносном горизонте. В случае выявления загрязнения первого от земной поверхности водоносного горизонта и высокой вероятности распространения этого загрязнения далее вглубь, наблюдения проводятся и на нижележащем водоносном горизонте. В случае выявления загрязнения второго от земной поверхности водоносного горизонта и высокой вероятности распространения этого загрязнения далее вглубь, наблюдения проводятся на нижележащем водоносном горизонте.
19. В разделе "Состав отчёта о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду":
приводятся требования к составу, полноте и детализации информации, которая должна содержаться в отчёте о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, в том числе с учетом положений главы IV настоящего Порядка мониторинга;
на основе обобщения информации, представленной в предыдущих разделах программы мониторинга, предлагаются минимально целесообразные интервалы времени для проведения наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды.
20. В разделе "Список использованных источников" указывается перечень использованных при подготовке программы мониторинга нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, публикаций с указанием их авторов, названий, источников, издательств и дат издания.
21. В раздел "Приложения" включаются:
схема территории объекта размещения отходов и прилегающих территорий;
схемы расположения мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений;
IV. Состав и содержание отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду
22. Отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утверждённой программе мониторинга и включать следующие разделы:
сведения об объекте размещения отходов;
сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;
список использованных источников;
приложения.
23. В разделе "Сведения об объекте размещения отходов" приводятся реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 .
24. В разделе "Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся сведения:
об организациях, привлекаемых к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
об использованных средствах отбора проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их соответствии требованиям законодательства;
об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства;
копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6977, 2014, N 26, ст.3366), которая(-ый) проводил(-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра);
копии актов отборов проб.
25. В разделе "Сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей:
атмосферного воздуха;
поверхностных вод;
подземных вод;
почв (в год проведения работ по оценке состояния почв);
растительного и животного мира (при необходимости).
26. В разделе "Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся:
результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) и данные по прогнозу таких изменений;
осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды;
сведения об информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов.
27. В разделе "Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды" приводятся сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, а также данные об ожидаемых значениях показателей компонентов природной среды и природных объектов на предстоящий отчетный период.
При представлении первого по очередности отчета о результатах мониторинга оценка изменений окружающей среды осуществляется по сравнению с фоновыми значениями показателей компонентов природной среды и природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов.
28. В разделе "Списке использованных источников" указывается перечень использованных при подготовке отчёта о результатах мониторинга окружающей среды нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, публикаций с указанием их авторов, названий, источников, издательств и дат издания.
29. В раздел "Приложения" включаются:
календарный план выполнения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением компонентов природной среды и природных объектов;
копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации;
копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации;
иные материалы по усмотрению лица, эксплуатирующего объект размещения отходов.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 15.06.2016,
N 0001201606150049
О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду
Название документа: | О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду |
Номер документа: | 66 |
Вид документа: | Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) |
Принявший орган: | Минприроды России (Министерство природных ресурсов и экологии РФ) |
Статус: | Действующий |
Опубликован: |
Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.06.2016, N 0001201606150049 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 25.07.2016 |
Дата принятия: | 04 марта 2016 |
Дата начала действия: | 26 июня 2016 |
Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 марта 2016 г. N 66 "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" лицам, эксплуатирующим объекты размещения отходов, необходимо до 15 января представить в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан отчёты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду .
Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В случаях, предусмотренных п.7 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
07.06.2016 вступило в силу Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 (далее — Постановление № 467).
Указанный нормативный правовой акт был издан в развитие п. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), освобождающего плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) (в части размещения отходов) от обязанности рассчитывать и вносить соответствующую плату при размещении отходов на объекте размещения отходов (далее — ОРО), который не оказывает НВОС.
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
[…]
6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
7. Исключение негативного воздействия
на окружающую среду объектов размещения отходов […] подтверждается результатами мониторинга
состояния окружающей среды […]. Порядок подтверждения
исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации
.
[…]
Несмотря на непродолжительный период существования, перечисленные нормы успели обрасти мифами.
В частности, многие природопользователи полагают, что применение приведенных положений законодательства возможно только при соблюдении условия о том, что размещаемые отходы образуются в процессе деятельности именно того лица, которому принадлежит используемый ОРО.
Отметим, что приведенное утверждение ошибочно. Законодательство не связывает освобождение от обязанности внесения платы за размещение отходов с владением ОРО, на котором отходы размещены. Иными словами, отходы могут быть переданы на размещение «образователем» отходов (за исключением твердых коммунальных отходов; далее — ТКО) на любой ОРО.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В рамках настоящей статьи мы анализируем случаи, при которых субъектом платы за размещение отходов является лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы.
При этом при подготовке материала учтено, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ внесение платы за НВОС при размещении отходов (за исключением ТКО) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
При этом для цели освобождения от платы за размещение отходов необходимо, чтобы в отношении такого ОРО было подтверждено исключение (отсутствие) НВОС.
Принадлежность ОРО тому или иному лицу не имеет никакого значения для цели освобождения «образователя» отходов от платы за НВОС при размещении отходов на объекте, исключающем НВОС.
Для иллюстрации рассмотрим типовые ситуации, связанные с размещением отходов (за исключением ТКО) на ОРО, исключающем НВОС.
Ситуация 1
1. «Образователь» отходов имеет принадлежащий ему на законном основании (праве собственности, праве аренды и т.п.) ОРО, на котором осуществляет размещение образуемых отходов (за исключением ТКО).
2. «Образователь» отходов (он же владелец ОРО) подтверждает (впервые по итогам 2016 г.) исключение НВОС при эксплуатации ОРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3.
Ситуация 2
1. «Образователь» отходов не имеет принадлежащего ему ОРО, в связи с чем образуемые им отходы (за исключением ТКО) передаются на размещение на объект, принадлежащий иному лицу (субъектом платы за размещение отходов является лицо, в процессе деятельности которого отходы образовались).
2. Владелец ОРО подтверждает (впервые по итогам 2016 г.) исключение НВОС при эксплуатации ОРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3. «Образователь» отходов имеет право на освобождение от внесения платы за размещение отходов на ОРО, исключающем НВОС (применительно к 2016 г.).
Итак, как мы указали, единственным условием для освобождения субъекта платы за НВОС от обязанности внесения платы за размещение отходов на ОРО, исключающем НВОС, является подтверждение исключения НВОС.
Как удостоверяется подтверждение исключения НВОС?
В первую очередь отметим, что инициировать процедуру подтверждения исключения НВОС при эксплуатации ОРО невозможно без участия лица, эксплуатирующего ОРО .
В соответствии с п. 6 Положения именно данное лицо должно подготовить отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов.
КСТАТИ
Любопытно, что Положение не конкретизирует, кто вправе представить данный отчет в территориальный орган Росприроднадзора. То есть потенциально в роли заявителя может выступить даже один из потребителей услуг полигона. Правда, отчет, представленный им в территориальный орган Росприроднадзора, должен быть подготовлен именно лицом, эксплуатирующим ОРО. Разумеется, лучше, если данный отчет представит в территориальный орган Росприроднадзора само лицо, эксплуатирующее ОРО.
Тем не менее, чтобы не зависеть от доброй воли лица, эксплуатирующего ОРО, можно заранее внести в договор с ним условие о том, что он обязан совершить действия, связанные с подтверждением исключения НВОС при эксплуатации ОРО (включая обращение в территориальный орган Росприроднадзора) — конечно, если проведенные анализы подтверждают факт исключения НВОС, — и (или) условие о том, что лицо, эксплуатирующее ОРО, обязано в определенный срок (ранее 15 января) представить контрагенту отчет о результатах проведения мониторинга (который в крайнем случае контрагент сможет представить в территориальный орган Росприроднадзора самостоятельно).
НА ЗАМЕТКУ
Не лишним будет контролировать работников компании, эксплуатирующей ОРО. Денежный интерес в рассматриваемой ситуации имеют в первую очередь те лица, в процессе деятельности которых образовались отходы (за исключением ТКО), размещенные на данном полигоне. Возможно, для компании, эксплуатирующей ОРО, цена вопроса — всего несколько сотен рублей платы за размещение собственных отходов, ради которых работники компании поленятся (либо просто побоятся) лишний раз обращаться в орган, осуществляющий госэконадзор.
Важно обратить внимание, что Положение понимает под лицом, эксплуатирующим ОРО, именно то лицо, которое является собственником ОРО либо во владении или в пользовании которого находится ОРО (это следует из п. 2 Положения).
Действия владельца ОРО, направленные на обоснование исключения негативного воздействия
1. Предварительный мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
2. Формирование результатов мониторинга , подтвержденных данными инструментальных измерений, выполненных для определения качества:
Атмосферного воздуха — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;
Почв — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;
Воды поверхностных водных объектов — в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;
Воды подземных водных объектов — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.
3. Подготовка в двух экземплярах (на бумажном носителе) и в электронной версии отчета о результатах проведения мониторинга , содержащего данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов.
4. Ежегодное представление (до 15 января) с сопроводительным письмом одного бумажного экземпляра и одной электронной копии отчета о результатах проведения мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Извлечение
из Положения
[...]
10. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду [...].
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении
(неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов
и информирует
об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте
.
[...]
Таким образом, о факте подтверждения исключения НВОС объекта размещения отходов на окружающую среду должно быть известно двум субъектам отношений:
1) территориальному органу Росприроднадзора, принявшему решение о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов;
2) лицу, во владении или в пользовании которого находится ОРО:
. направившему в адрес территориального органа Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
. получившему от территориального органа Росприроднадзора информацию о принятии решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
При этом «образователи» отходов, обладающие правом на освобождение от обязанности внесения платы за НВОС при размещении отходов на объекте (в т.ч. чужом), исключающем НВОС, по умолчанию окажутся не осведомлены о результатах взаимодействия владельца ОРО и территориального органа Росприроднадзора.
Как «образователю» отходов получить необходимую информацию?
Существует два способа получения соответствующей информации.
Способ 1
Направить в территориальный орган Росприроднадзора запрос о предоставлении информации в части подтверждения исключения в таком-то календарном году НВОС объекта размещения отходов, на который передаются образуемые хозяйствующим субъектом отходы.
Способ 2
Направить владельцу ОРО (являющемуся контрагентом «образователя» отходов) запрос о получении (либо неполучении) владельцем ОРО информации о принятии территориальным органом Росприроднадзора решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.
Целесообразно также запросить у контрагента копию соответствующего информационного письма территориального органа Росприроднадзора.
Напомним, что при отсутствии дополнительной информации оба варианта запроса информации целесообразно реализовывать таким образом, чтобы было допустимо формирование ответа после 21 февраля года, следующего за отчетным годом, учитывая, что:
Отчет о результатах мониторинга представляется владельцами ОРО в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным годом;
Территориальному органу Росприроднадзора отводится 30 дней на проверку представленных данных и 7 дней на принятие решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.
При этом, разумеется, нет запрета на представление отчета о результатах мониторинга ранее 15 января (например, 10 января). Равно как и нет запрета на досрочное завершение территориальным органом Росприроднадзора проверки представленных данных (например, 24 января).
Думаем, что на практике для выяснения вопроса наиболее удобно будет не только вступить в переписку, но и поддерживать связь с представителем компании — владельца ОРО (с целью оперативного получения новостей о прохождении документов).
Следует отметить, что в силу п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плату за НВОС по итогам года необходимо внести не позднее 1 марта (т.е. если ориентироваться строго на 22 февраля, можно не успеть получить ответ к крайнему сроку, что повлечет необходимость выбора между риском привлечения к ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 06.07.2016; далее — КоАП РФ) плюс уплатой пени либо риском расходования излишних денежных средств, возврат которых из бюджета обычно бывает не быстрым и не простым (а главное — причины такой ситуации придется объяснять руководству).
Подводя итог, следует отметить, что в случае, если у «образователя» отходов отсутствуют достоверные данные о том, что в отношении ОРО, на котором размещаются образуемые им отходы, подтверждено исключение НВОС, у такого «образователя» отходов отсутствуют основания для невнесения платы за размещение отходов, исчисленной по итогам отчетного года.
Вывод
Невнесение плательщиком — «образователем» отходов (за исключением ТКО) — платы за НВОС при размещении отходов, основанное лишь на предположениях плательщика платы об отсутствии НВОС, оказываемого ОРО, может иметь следующие последствия в случае, если на самом деле исключение НВОС объекта размещения отходов окажется не подтвержденным:
Риск привлечения к административной ответственности — невнесение в установленные сроки платы за НВОС является основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ;
Экономические риски—согласно п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ за каждый календарный день просрочки в части невнесения платы за НВОС начисляется пеня в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России (но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки).
С марта 2016 г. субъекты хозяйствования России, работа которых связана с размещением отходного материала, обязаны систематически выполнять экологический мониторинг. Законодательно данная мера закреплена в соответствующем приказе Правительства России.
Естественной среды распространяются на всю территорию негативного влияния объекта хранения отходов. Порядок реализации экологического мониторинга устанавливается исполнительными органами государственного надзора и управления в сфере контроля и работы с отходным материалом в пределах своей компетенции.
Кто должен проводить экомониторинг на объектах размещения отходов?
Проводить экологический мониторинг по установленному образцу обязаны:
- владельцы объектов хранения и расположения отходного материала и вторичного сырья;
- физические и юридические лица, которые используют отходы и объекты их размещения;
- органы государственного надзора на соответствующих федеральных и территориальных уровнях во главе с Росприроднадзором;
- представители местного самоуправления, общественные организации, юридические и физические лица, которым необходима информация о показателях динамики состояния естественной среды в местах расположения отходного материала и объектов их хранения.
Приказ о систематическом выполнении экомониторинга состояния естественной среды не актуален для таких субъектов хозяйствования:
- законсервированные, выведенные из эксплуатации на законных основаниях объекты размещения отходного материала;
- районы захоронения скота и животных;
- объекты хранения отходного сырья фармацевтического и медицинского характера;
- объекты, где размещены радиоактивные отходные материалы;
- незаконно организованные объекты размещения и захоронения отходного материала.
Программа экологического мониторинга
Наблюдение и аккумуляция информации о динамике естественной среды в территориальных пределах расположения отходного и вторичного сырья осуществляется по установленному порядку – в соответствии с перечнем мероприятий экомониторинга. Программа экомониторинга разрабатывается соответствующими специалистами предприятия, деятельность которого связана с размещением отходов, на основании информации из таких документов и отчетов:
- отчеты о проведенных ранее наблюдениях за изменениями в состоянии окружающей среды в пределах размещения и влияния объекта размещения отходного материала;
- фоновые показатели динамики естественной среды в районе расположения отходного сырья и объекта их хранения;
- фоновые показатели динамики экопоказателей в пределах влияния деятельности объекта расположения и захоронения отходного материала;
- анализ оценки влияния объекта расположения отходного материала на экологическое пространство;
- показатели из проектной документации предприятий, деятельность которых связана с отходным сырьем всех классов опасности, а именно данные природоохранительного подраздела.
При составлении программы экомониторинга также учитывается такая информация, как технико-экономические характеристики предприятия по хранению и использованию отходов, видовая и классовая принадлежность отходного материала, физические свойства, геологические и географические особенности размещения отходного сырья.
Эта информация позволяет скорректировать перечень мероприятий экологического мониторинга и требований к нему в зависимости от уровня вредности и негативного влияния субъекта хозяйствования на окружающую среду.
Программа экомониторинга после утверждения на предприятии по размещению отходов направляется в органы надзора соответствующего территориального уровня (территориальные органы Росприроднадзора) в бумажном и/или электронном виде. В письме также должны быть вложены опись содержания посылки и уведомление о вручении.
Требования к отчетной документации по экомониторингу
Результаты реализации экологического наблюдения на предприятиях размещения отходного материала оформляются в виде экоотчетов в установленной форме. Экологический отчет о динамике состояния естественной среды в районах размещения отходного сырья должен содержать данные по исследованию проб грунта, воды и воздушного потока в пределах расположения предприятия и на границе зоны санитарной защиты.
Собранные пробы исследуются на содержание нитратов, кальция, меди, ртути, свинца, магния, цианидов, лития, магния и других вредных веществ и соединений. Для реализации производственного контроля динамики природной среды на объектах расположения отходного сырья должны использоваться специальные приборы, устройства и техника (например, для забора проб воды необходимы шурфы и колодцы).
Экоотчетность составляется в двух экземплярах (в бумажной и электронной форме), первый из которых хранится на предприятии по размещению отходов, а второй – отправляется почтой в органы Росприроднадзора соответствующего уровня. Утвержденный отчет по экологическому мониторингу следует предоставить в органы государственного надзора соответствующего уровня до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Компания «Экобезопасность» предлагает по реализации экологического мониторинга на территориях размещения отходных материалов для предприятий всех сфер деятельности. Мы предлагаем быстрые, качественные и доступные экологические исследования для анализа динамики природной среды, прогнозирования будущих изменений, а также услуги по разработке программы экологических наблюдений и составлению отчетов для направления в органы госнадзора.
Вы ВСЕ правильно поняли.
(улыбающийся смайлик не привожу)
Здесь все банально и просто…
РПН в силу того что вопрос по ведению реестра ГРОРО как и все остальное про**** , превратив ведение реестра через ПТК «Госконтроль», «Модуль природопользователя» через который они «сформировали» «реестр» в tif, Word с недостоверными данными в полный бардак
Http://rpn.gov.ru/node/853
Включая внесение недостоверных данных с отмененными 13-разрядными кодами ФККО-2002, в том числе указание в поле влияние на окр. среду - «Отсутствует».
В настоящее время все сотрудники РПНов в «скоропостижном» режиме «забивают» обратно с Приказов по ГРОРО с бумажных Приказов данные по ГРОРО в tif, Word (недостоверные данные) обратно в ПТК «Госконтроль», из которой и были «созданы» Приказы по ГРОРО в tif, Word
Http://rpn.gov.ru/node/853
Ну а поскольку в настоящее время, согласно 7-ФЗ, если влияния на ООС объектов размещения (объектов хранения, объектов захоронения) нет - [u]то платежи с момента включения объекта в ГРОРО "0" руп. "0" коп.
Ну а поскольку 99% (почти) объектов размещения включены с понятием "Отсутствует" - то юрлица платят за НВОС в настоящее время незаконно, включая всю создаваемую систему по региональным операторам.....
(хохочущий смайлик не привожу)
Ну а поскольку был нужен крайний, то «скоропстижно» сляпали по понятиям дополнительно к требованиям по ПЭК по 7-ФЗ, в который должен входить ПЭК по объектам размещения, Приказ и Постановление Правительства, выделив ПЭК из общего ПЭК. Причем общий ПЭК по объектам ОНВ 1,2,3 категорий в РПН не посылается, то ПЭК по объектам размещения, который является составной частью общего ПЭК надо посылать в РПН и делать отдельный отчет (кроме общего отчета по ПЭК) по ним до 15 января 2017 года.
Ну это все сделано для того, чтобы юридические лица отвечали за бардак в РПН, МПР, в том числе, чтобы не возвращать уплаченные суммы по тем объектам у которых влияние "0".
Прочитайте ветку про ГРОРО
с
Http://www..html?f=6&t=11655
по
Http://www..html?f=6&t=11655
И Вы поймете почему (это кроме создания очередной «бизнес-цепочки) сделан отдельный ПЭК по объектам размещения.
Если хотите понять весь бардак по ГРОРО я могу попросить RosFeder ов, чтобы они попросили ****** открыть доступ к базе данных программы «Word-конвертор Приказов РПН по ГРОРО» (Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)) – после чего можно сразу ****
Я не думаю, что те люди которые все это делают глупые. Просто все что делается, заранее спланировано и целенаправленно делается все, чтобы был организован очередной поток денег к афиллированным структурам.
Все просто как 2х2.
Ну а поскольку, с молчаливого согласия природопользователей, данный процесс создания бизнес-цепочек «прогрессирует», поэтому и создаются очередные «бизнес-прожекты», подобные «бизнес-прожекту»: