Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за птицами поздней осенью. Прогулка для детей средней группы «Осенняя пора
Хмурая осень (занятие на прогулке для дошкольников 4-5 лет)
Цели:
— познакомить с осенними явлениями в природе;
— закреплять знания об осенней одежде;
— развивать эмоциональную отзывчивость;
— учить видеть красоту окружающего мира, предлагать называть предметы и явления;
— учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
Словарная работа: существительные (осень, погода, ветер, туча, дождь, зонт, куст, дерево, холод, день, жилище, куртка, кофта, шапка, сапоги, ствол); прилагательные (хмурый, дождливый, холодный, теплый, яркий, серый, мокрый, последний, разноцветный, осенний); глаголы (пропасть, летать, мелькать, потянуться, улететь, срывать, спасаться, дуть, шелестеть, кружиться, улыбаться, ложиться, касаться).
Оборудование : загадки, стихотворение А. Фета «Ласточки пропали...», зонты.
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?
Дети . Осень.
Воспитатель . Послушайте стихотворение.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
А. Фет
Ребята, что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?
Дети . Было грустно, печально.
Воспитатель . Какая погода сейчас на улице?
Дети . Хмурая, пасмурная, дождливая. Ветер дует холодный, солнце за тучами прячется.
Воспитатель. Что еще бывает осенью? Отгадайте загадку.
Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь — подождем,
Отгадаешь под... (дождем).
Дети отгадывают.
Ребята, а куда пропали птицы?
Дети . Улетели в теплые края.
Воспитатель. Когда идет дождик, как от него можно спрятаться?
Дети. Открыть зонтик.
Воспитатель (показывает несколько зонтов). Ребята, посмотрите, какие разноцветные зонты. Какой зонтик вам больше нравится?
Дети отвечают.
Зонты красивые и разноцветные для того, чтобы людям не было скучно в этот хмурый осенний денек. А что значит «хмурый денек»? Сегодня у нас хмурый день?
Дети . Да, серое небо, нет солнца. Мокрые кусты и деревья, ветер срывает последние листья.
Воспитатель. Птицы улетают осенью в теплые края, животные готовят свое жилище, утепляют. Как люди спасаются от холода? Вы сегодня как оделись?
Дети . В теплые куртки, кофты, шапки, теплые сапоги.
Воспитатель . Давайте теперь поиграем. Представьте, что вы осенние листья. Я буду стволом. Подойдите ко мне ближе, все мы вместе большое, красивое осеннее дерево. Подул легкий ветерок. (Дует.) Листики зашелестели, заулыбались, им весело шелестеть друг с другом. (Дети кружатся, улыбаются.) И вдруг подул сильный ветер. (Дует сильнее.) Листья касаются земли и тихо-тихо ложатся на землю.
Дети кружатся и медленно садятся.
Вам понравилось быть листиками?
Дети . Да.
Воспитатель . Какое время года сейчас?
Дети. Осень.
Воспитатель . Правильно. Наступила дождливая хмурая осень.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида Калининского района
Санкт-Петербурга
Конспект проведения прогулки в средней группе «Осень золотая»
Составил воспитатель:
Королева М. А.
Использованы технологии:
здоровьесберегающая;
личностноориентированная;
Санкт-Петербург
Цель:
Пробуждение интереса к явлениям природы.
Задачи:
¾ формировать обобщенное представление детей об осени;
¾ воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
¾ развивать подвижность, внимание, желание участвовать в совместной деятельности.
Оборудование и материалы:
Сюжетно-ролевая игра «Кафе», сюжетно-ролевая игра «Строитель», детские грабли, песочные наборы, спортивный инвентарь, мячи, скакалки, игра «Кольцеброс», маска «Кот».
Место проведение:
территория ДОУ.
Описание прогулки:
Воспитатель: Ребята, готовы пойти на прогулку? (Да!)
Воспитатель: Очень хорошо!
Воспитатель: Давайте встанем парами, возьмем игрушки и отправимся на наш участок.
Воспитатель: Ребята, давайте поставим наши игрушки на скамеечку.
Воспитатель: Дети, посмотрите какой сегодня чудесный денек, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Как такое время года зовется? (осень)
Воспитатель: Да, это осень. Кто запомнил стихотворение об осени, которое мы с вами разучивали в группе? Давайте вспомним его вместе:
Воспитатель:
Ходит осень по дорожке,
промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где то лето.
Воспитатель: Ребята, какие приметы осени вы знаете?
Примерные ответы детей: Стало холодно, желтеют листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее. насекомые и животные готовятся к зиме.
Воспитатель: Да, осень – это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становиться холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени – заморозки. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – перебираются поближе к людям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная) Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осеним воздухом.
Дыхательное упражнение «Запахи природы»
Нужно представить, что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растет на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? (осенние опавшие листья).
Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листок летит к земле, то другой кружиться-кружиться и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Как называется это явление? (листопад).
Воспитатель: Дети, а теперь давайте мы с вами побудем осенними листочками. Берите листики, становитесь в кружок.
Подвижная игра с листьями «Осенний ветерок»
Дети с листьями в руках по сигналу «Ветер» бегают врассыпную по площадке. По сигналу «В кучу» подбегают к педагогу, поднимая руки с листьями в верх, образуя кучу листьев. (воспитатель перемешается по площадке)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что ветер натворил на нашем участке, раскидал листики повсюду. Как вы думаете, может быть, нам пригодятся такие красивые листики для чего-нибудь? А для чего?
Давайте найдем и соберем самые красивые листья в коробочку, а остальные соберем в кучу, чтобы они нам не мешали, так как это делает дворник – вспомните, мы недавно за ним наблюдали. Как он собирал листики- руками? А чем? Правильно, граблями! У нас с вами тоже есть грабельки, кто хочет убирать листики, возьмите их. (показать, как пользоваться граблями)
Индивидуальная работа
1. Подвижная игра «Выше ногу подними, на листок не наступи» (малой интенсивности)(2 ребенка).
2. «С облака на облако»
Цель: развивать умение прыгать с одного места на другое двумя ногами (с одного обруча на другого). Доставить радость от игры. Повысить двигательную активность. (3 ребенка)
3. Давай выложим на земле узор из листьев. (1-2 ребенка)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы осени? Дайте мне простой ответ «Да» или «Нет».
Осенью цветы цветут?
Осенью грибы растут?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Да, приметы осени вы знаете.
Воспитатель: Ребята, я думаю вы славно потрудились, навели порядок на участке. Теперь самое время поиграть в свои любимые игры и игрушки.
Я предлагаю организовать строительную площадку и построить домики для птичек, которых мы взяли с собой на прогулку.
А еще было бы замечательно. если бы у нас было бы кафе, в которое мы могли бы прийти и съесть что-нибудь вкусненькое и выпить чайку, чтобы согреться. У нас есть меню, передник, все необходимое для приготовления пищи, надо выбрать кто будет поваром, а кто официантом.
Поставить кольцеброс. Предложить скакалки.
Воспитатель: Ребята, детки младшей группы уже собираются уходить с прогулки. Давайте поможем им собрать их игрушки. Молодцы!
А теперь собираем наши игрушки. Внимательно раскладываем их по своим местам.
Строительный конструктор – в свою коробку.
Кафе - в свою,
Спортивный инвентарь – отдельно.
Молодцы, у нас осталось время поиграть в игру.
Играем в подвижную игру «Кот и воробушек»
Воспитатель: ребята, нам пора идти в группу. Строимся парами. Берем игрушки. Я пойду сзади и буду смотреть, чтобы мы ничего не забыли и ничего не оставили.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида» Калининского района города Санкт-Петербурга
Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада «Осень золотая»
Составил воспитатель:
Королева М. А.
Использованы технологии:
здоровьесберегающая;
личностноориентированная;
игровая.
Санкт-Петербург
2015
Цель:
Пробуждение интереса к явлениям природы.
Задачи:
- формировать обобщенное представление детей об осени;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- развивать подвижность, внимание, желание участвовать в совместной деятельности.
Оборудование и материалы:
Сюжетно-ролевая игра «Кафе», сюжетно-ролевая игра «Строитель», детские грабли, песочные наборы, спортивный инвентарь, мячи, скакалки, игра «Кольцеброс», маска «Кот».
Место проведение:
территория ДОУ.
Описание прогулки:
Воспитатель: Ребята, готовы пойти на прогулку? (Да!)
Воспитатель: Очень хорошо!
Воспитатель: Давайте встанем парами, возьмем игрушки и отправимся на наш участок.
Воспитатель: Ребята, давайте поставим наши игрушки на скамеечку.
Воспитатель: Дети, посмотрите какой сегодня чудесный денек, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Как такое время года зовется? (осень)
Воспитатель: Да, это осень. Кто запомнил стихотворение об осени, которое мы с вами разучивали в группе? Давайте вспомним его вместе:
Воспитатель:
Ходит осень по дорожке,
промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где то лето.
Воспитатель: Ребята, какие приметы осени вы знаете?
Примерные ответы детей: Стало холодно, желтеют листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее. насекомые и животные готовятся к зиме.
Воспитатель: Да, осень – это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становиться холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени – заморозки. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – перебираются поближе к людям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная) Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осеним воздухом.
Дыхательное упражнение «Запахи природы»
Нужно представить, что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растет на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? (осенние опавшие листья).
Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листок летит к земле, то другой кружиться-кружиться и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Как называется это явление? (листопад).
Воспитатель: Дети, а теперь давайте мы с вами побудем осенними листочками. Берите листики, становитесь в кружок.
Подвижная игра с листьями «Осенний ветерок»
Дети с листьями в руках по сигналу «Ветер» бегают врассыпную по площадке. По сигналу «В кучу» подбегают к педагогу, поднимая руки с листьями в верх, образуя кучу листьев. (воспитатель перемешается по площадке)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что ветер натворил на нашем участке, раскидал листики повсюду. Как вы думаете, может быть, нам пригодятся такие красивые листики для чего-нибудь? А для чего?
Давайте найдем и соберем самые красивые листья в коробочку, а остальные соберем в кучу, чтобы они нам не мешали, так как это делает дворник – вспомните, мы недавно за ним наблюдали. Как он собирал листики- руками? А чем? Правильно, граблями! У нас с вами тоже есть грабельки, кто хочет убирать листики, возьмите их. (показать как пользоваться граблями)
Индивидуальная работа
- Подвижная игра «Выше ногу подними, на листок не наступи» (малой интенсивности)(2 ребенка).
- «С облака на облако»
Цель: развивать умение прыгать с одного места на другое двумя ногами (с одного обруча на другого). Доставить радость от игры. Повысить двигательную активность. (3 ребенка)
- Давай выложим на земле узор из листьев. (1-2 ребенка)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы осени? Дайте мне простой ответ «Да» или «Нет».
Дидактическая игра «Да» или «Нет».
Осенью цветы цветут?
Осенью грибы растут?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
а букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Да, приметы осени вы знаете.
Воспитатель: Ребята, я думаю вы славно потрудились, навели порядок на участке. Теперь самое время поиграть в свои любимые игры и игрушки.
Я предлагаю организовать строительную площадку и построить домики для птичек, которых мы взяли с собой на прогулку.
А еще было бы замечательно. если бы у нас было бы кафе, в которое мы могли бы прийти и съесть что-нибудь вкусненькое и выпить чайку, чтобы согреться. У нас есть меню, передник, все необходимое для приготовления пищи, надо выбрать кто будет поваром, а кто официантом.
Поставить кольцеброс. Предложить скакалки.
Воспитатель: Ребята, детки младшей группы уже собираются уходить с прогулки. Давайте поможем им собрать их игрушки. Молодцы!
А теперь собираем наши игрушки. Внимательно раскладываем их по своим местам.
Строительный конструктор – в свою коробку.
Кафе - в свою,
Спортивный инвентарь – отдельно.
Молодцы, у нас осталось время поиграть в игру.
Играем в подвижную игру «Кот и воробушек»
Воспитатель: ребята, нам пора идти в группу. Строимся парами. Берем игрушки. Я пойду сзади и буду смотреть, чтобы мы ничего не забыли и ничего не оставили.
Елена Шепилова
Конспект прогулки в средней группе «Здравствуй, осень золотая!»
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Задачи:
Образовательная:
Учить детей наблюдать за погодой;
Учить называть сезонные изменения в природе;
Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.
Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
Развивающая:
Развивать наблюдательность;
Развивать игровые умения и навыки;
Развивать речевые навыки;
Развивать умение работать в коллективе;
Развивать подвижность.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Воспитывать умение дружно играть.
Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика, корзина с яблоками, детские ведёрки, лопатки, веники, аудиозапись для музыкального сопровождения; лейка с водой для эксперимента.
Методические приёмы:
Художественное слово, загадка,
Дидактическая игра,
Экспериментирование,
Наблюдение,
Трудовая деятельность,
Индивидуальная работа по развитию движений;
Игры различной подвижности.
Предварительная работа:
Загадывание загадок;
Чтение художественной литературы;
Беседы об осени;
Спортивные игры и физические упражнения.
Место проведения: территория ДОУ.
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)
Воспитатель: Да, это осень.
Художественное слово:
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны-темны ночи.
А кто из вас расскажет стихотворение об осени. (Дети рассказывают знакомые стихотворения)
Беседа:
Ребята, какие приметы осени, вы знаете? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме) .
Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная) . Почему? (ярко светит солнце, нет дождя) . Давайте подышим свежим, осенним воздухом.
2. Дыхательное упражнение «Запахи природы»
Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.
3. Экспериментальная деятельность «Почему опавшие листья шуршат?»
Цель: показать на примере опыта, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья).
Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят) . Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)
Почему опавшие листья шуршат? Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. (намочить часть листьев и «пошуршать»).
4. Игра малой подвижности «Осенние листочки»
Цель: Побуждать детей выполнять движения, согласовывая с текстом; развивать ловкость и координацию движений.
Ход игры: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю. (Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружиться хотят.
Воспитатель: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад) . На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.
5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
Воспитатель замечает на дереве кормушки.
Воспитатель: Что это, ребята? (кормушки)
Для чего они нужны? (для подкормки птиц)
Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)
Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (становится холодно и голодно)
Как называют таких птиц? (перелётные)
Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами? (зимующие)
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.
6. Подвижная игра: «Перелёт птиц»
Цель: Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности птиц к изменениям в природе, явлениях природы.
Ход игры: На одной стороне участка находятся дети - птицы. На другой стороне - пособия, на которые можно взлететь - это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы полетели в теплые края!» - дети, размахивая руками как крыльями, разбегаются по всему участку, на сигнал: «Началась буря!»- птицы летят к возвышенностям (пособия). Когда воспитатель произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенностей и продолжают свой полет. Во время игры воспитатель в обязательном порядке страхует детей.
После игры воспитателю передают конверт с письмом
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтём.
“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, собрать осенние листья. Мне одному не справиться. Лесовик”
7. Трудовая деятельность.
Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы. Учить работать сообща, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание заботиться о птицах.
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке и развесить кормушки.
После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.
Воспитатель: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика! Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.
Воспитатель: Ну что же, ребята, я думаю, мы славно потрудились, собрали осенние листья, развесили кормушки, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.
8. Самостоятельные игры детей с выносным материалом по интересам
Рисование мелом на асфальте, прыгание через скакалку, игры с песком, игры с мячом, с обручами, катание на велосипеде.
Выносной материал: ведерки, лопатки, мячи, обручи, кегли, велосипед, цветные мелки, песочные наборы.
9. Индивидуальная работа
«Птички раз! Птички два!».
Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой; развивать ловкость.
«По ровненькой дорожке»
Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком; развивать равновесие.
10. Рефлексия. Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось.
Орлова Венера Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок» поселок Урмары,Чувашской Республики.
Цель
: Обогащать представления о мире природы.
Задачи:
- Дать краткие знание о жизнедеятельности птиц осенью.
- Умение называть признаки поздней осени в неживой (осадки, температура воздуха) и живой природе (зависимость растений, животных от условий внешней среды). Узнавать эти приметы в стихотворениях, воспринимать поэтическое описание осени.
- Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.
- Дать понятие о безопасности поведения возле глубоких луж,речек.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой
- .Продолжать формировать навык детей бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Оборудование и материалы: Лопаточки, корм для птиц, атрибуты к подвижной игре (шапочки с изображением птиц),5 мячей, выносные игрушки.
Место проведения: участок на территории ДОУ.
Ход: Организационный момент:
Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный осенний денёк. Послушайте мою загадку:
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое? (Да, это осень.)
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
Наблюдение.
Вопросы воспитателя к детям: Какая была осень вначале? Какой основной признак характерен для золотой осени? Как вы думаете чем отличается поздняя осень от ранней и золотой? Какие приметы осени, вы знаете? (ответы детей)
Рассказ воспитателя: Поздняя осень — это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня. К концу осени — заморозки. Идет первый снег. - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?(Перелетные и зимующие).
А вы сможете назвать перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач,журавль, скворец, жаворонок).
Отгадайте, пожалуйста, загадки и назовите перелетная это птица или зимующая.
- Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
- Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
- . Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей) - Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая.
Крикунья хрипловатая
— Известная персона.
Кто она? (ворона)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит — и легче. (дятел)
Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).
У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, размеру)
Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что становиться холодно и птицам нечего есть).
А вы знаете как они находят дорогу на юг и обратно сюда? Я хочу вам об этом рассказать. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты. больше обычного едят,в полете им подкрепиться негде. Ночью в полете они ориентируются на звезды, а днем на солнце. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника: другие выстраиваются «цепочкой» , в одну линию. Это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают куда надо лететь.
Перелётные птицы улетают на юг, зимующие — перебираются поближе к людям.
Экспериментирование: Предложить детям подойти к замерзшей лужице,обратить внимание что лед очень тонкий. Что случиться с кусочком льда если положить его на ладонь? Дети в ходе экспериментирования делают вывод: На теплой ладони лед превращается в воду. Дать знания что нельзя ходить по льду по большим лужам, речке. Можно попасть в беду.
Трудовые поручения Обратить внимание детей на птиц которые гуляют по участку детского сада ворон, сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
Индивидуальная работа (по различным направлениям развития воспитанников)
Упражнение «Отгадай и присядь».
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Двигательная активность(подвижные,спортивные игры и спортивные упражнения).
Подвижная игра «Перелет птиц» Дети «птицы» собираются на одной в беседке. По сигналу «ПОЛЕТЕЛИ!» «птицы разлетаются по всей площадке. По сигналу «БУРЯ!» — летят в беседку.
Самостоятельная деятельность детей . Игры детей с выносным материалом по интересам.
«Поздняя осень»Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в гости к природе. Но прежде чем идти в гости давайте вспомним, как вести себя в гостях у природы?
Дети называют правила.
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы знаете все правила поведения в природе и с вами можно смело отправляться. Итак, в путь!
Дети выходят на территорию детского сада.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А какой период?
Дети: Сейчас поздняя осень.
Стихотворение И. Мазнина «Поздняя осень».
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
Воспитатель загадывает загадку.
Снег идёт и тут же таит,
Зима упорно наседает,
Твердеет на стволе кора,
И можно встретить снегиря!
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у осени есть три периода. Какие?
Дети: Ранняя осень, золотая и поздняя.
Воспитатель: Какие признаки поздней осени вы знаете?
Дети: Идут холодные дожди со снегом. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее. В ноябре листьев почти не осталось. Деревья готовятся к зиме. Опустели клумбы, не слышно пения птиц, ночи длиннее, день короче. На улице становится все холоднее.
Игра «Зайка»
Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)
И ушами шевелит. (Загибают пальчики – ушки зайчика)
Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)
Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)
Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)
Надо зайке поскакать. (Прыгают пальчики поочередно по столу)
Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)
Зайка – прыг – и ускакал (убегают пальчики по столу).
Воспитатель: А какие вы знаете народные приметы? А пословицы и поговорки?
Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – сумерки года; ноябрь осень замыкает. В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Осенняя пора – птицы со двора.
Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.
Предлагает вспомнить как листочки падали на землю и подвигаться под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь» Дети свободно двигаются в такт музыке.
Наблюдение за погодой , отмечаем состояние погоды на календаре, повторение условных обозначений.
Беседа о значении подкормки для зимующих птиц
Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Устроив кормушки). Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек.
Педагог и дети кладут в кормушку заранее подготовленный корм для птиц.
Воспитатель: А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края осенью?
Дети: Перелетные.
Педагог показывает иллюстрации «Перелетные птицы», вместе с детьми повторяет названия птиц.
Д/И «Кого не стало?»
Цель: развивать память, внимание.
Педагог показывает 3-4 картинки перелетных птиц, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают, какой птички не стало.
Подвижная игра «Птицы и осень»
Из играющих выбирают «осень». Остальные – «птицы». Каждый из детей говорит, какая он(она) птица. После этого игроки произносят такие слова:
«Птицы» (хором):
Осень, осень золотая,
Собираемся мы в стаи,
Улетаем в теплый край,
Говорим тебе: Прощай!
«Осень»:
Что ж! Счастливого пути,
Стайка быстрая, лети,
Вместе с юною весной
Возвращайся в край родной.
«Птицы» (хором):
Улетаем в теплый край,
Ты нас, осень, догоняй!
После этих слов «птицы» убегают, «осень» пытается их догнать.
Организация труда на площадке: очистка площадки от снега.